Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Дети и воспитание детей: Воспитание детей — Психологос

Содержание

Воспитание детей — Психологос

01 января 2002 г., 17:08

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

Фильм «Нокдаун»

Воспитание ребенка – воздействия, формирующие личность ребенка и системно меняющие его поведение. Воспитывать – это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.

Здесь – продолжение статьи Воспитание. В статьях этого раздела излагаются как общие принципы, так и особенности воспитания детей в разных культурах и разных традициях.

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

 

Фильм «Моя ужасная няня»

Среди родителей осознанных воспитателей – немного, осознанно воспитывают детей – единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое «Так вышло», а озаглавить – «Что выросло, то выросло». Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично – это родители и дети: какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание – это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность. Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: «С детьми нужно просто жить!». Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда – глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный – такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача – воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком – это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!

Какими мы хотим видеть наших детей?

Но есть факт: вы уже читаете эту статью, а это значит, вы думаете о том, что: «Ребенка нужно воспитывать!» – Верно, только во имя чего, что мы хотим получить в результате? Чтобы был удобным и нам не мешался? В принципе, неплохо и это, но кажется, что миссия быть родителем в чем-то другом. «Чтобы был здоровеньким и не хуже других» – а это не мало? «Чтобы не повторил моих ошибок…» – а может быть, у ребенка должна быть своя жизнь? Мамы не согласны с папиными взглядами на воспитание, они в целом не согласны с позицией бабушки; религиозная семья воспитывает детей в других ценностях, чем семья светская, местная культура и обычаи также вносят свой вклад, ставя свои рамки и определяя – нередко очень жестко – свои ценности. .. Но дети – наши, и нам эти вопросы нужно решать. Подробнее об этом в статье Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

А вот и не скажем. Точнее, скажем только тогда, когда вы определитесь с задачами воспитания и выберете свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать. Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников… Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы. Хотим предупредить, что Психологос развивает в первую очередь синтон-подход как в психологии, так и в педагогике.

Мы убеждены, что методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации «старайтесь понимать детей», «разговаривайте с детьми», «учитесь слушать детей», «просто дружите с детьми» – вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Лучшими методами воспитания вы сможете воспользоваться только тогда, когда воспитаете себя должны образом. Знакомиться с приемами и удачными решениями родителей в общем для всех нас на деле воспитания детей – конечно, очень полезно, но все рекомендации имеют свои ограничения. То, что подойдет одному ребенку, будет противопоказано другому ребенку в другой семье. А некоторые эффективные формулировки у вас не сработают просто потому, что вы их не выговорите (смешно, но это часто именно так), или у вас не будет нужного голоса и нужной интонации. Фразы на детей действуют не сами по себе – их говорят родители, у которых с детьми свои отношения и своя история. Кроме того, все эти воспитательные тактики и подборка арсенала методов – это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему.

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание – одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания – нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания – тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание – это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как – правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания​ и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Да, хорошие книги вам в помощь. Литературы по воспитанию детей – море, потеряться легко. Тут – подборка полезной литературы по воспитанию детей. Тут – онлайн курс по воспитанию детей «Ступеньки», рекомендуем. Ну, и приходите на тренинги в Синтон!

  • Воспитание детей
  • Педагогика
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Видео

Комментарии (13):

Гость, 21 апреля 2012 г., 22:12

В современной семье «классического» вида воспитание нормального человека возможно очень редко. Наблюдал много раз, как семейные «няньки» в виде заботливых мамаш, теток, тещ и т.д. превращают чадо в настоящую паразитирующую плесень. К сожалению, государство практически самоустранилось из процесса воспитания после 90-х годов прошлого века. При этом «толерантно» решив дать будущим инфантилам полную «свободу выбора», т.е. право ничего не делать, паразитировать на родителях и родственниках…

3

ответа

Гость, 26 декабря 2013 г. , 13:07

Отчасти согласна, поэтому-то и надо ещё сильнее задумываться о том, как воспитывать лучше!

Андрей, 07 августа 2014 г., 00:10

Для того чтобы воспитание было эффективным, оно должно быть обязательным, то есть предполагать регулярное воздействие на личность, а не проводиться от случая к случаю.

Гость, 29 января 2020 г., 11:48

Взрастить паразита могут только паразиты. Не так ли? Если родители паразиты (потребляют, но не отдают) в обществе (потребляют, но не отдают): современные управленцы государства, полиция (в отличии от милиции), фсб (охрана паразитов — чем не паразиты), то кого они вырастят — ответ очевиден. Что в итоге. Паразиты захватили мир. Если это не так, то почему культ потребления развивается в угоду паразитам, которых обеспечивают люди, выживающие за счет взятых у самих себя и своей Семьи заимствований благосостояний в виде расплаты полжизнями на скворечник и хлеб? Что в итоге. Детям давать реальное мироустройство. Самостоятельность и осознанность индивида — залог успеха всего общества.

То есть, не учить подчиняться (в том числе и родителям), соответственно не взращивать в них паразитов.

Настя, 07 апреля 2015 г., 16:41

Очень интересная и полезная статья!

Наташа , 24 января 2016 г., 12:59

Зачем нужны дети? Они пришли в этот мир, чтобы научить нас терпению, любви и просто другой точке мнения и взглядов. В душе мы все дети, воспитывая детей, мы воспитываем себя. Нельзя требовать от детей того, чего не делаем сами. Это несправедливо. Никогда не унижайте детей, это подло, не ждите, чтобы они беспрекословно слушались вас — это не нужно, прививайте хорошие манеры на своём примере. Сотрудничайте, договаривайтесь, принимайте участие в их жизни, играйте с ними. Будьте всем для них, но будьте так же тверды и они вырастут хорошими людьми.

Торе, 29 февраля 2016 г., 22:27

Как-то на остановке стояли две женщины, обе с детьми. Рядом уборщик убирал мусор. Первая говорит своему сыну: «Если будешь плохо учиться, закончишь как он!» А другая сказала: «Если будешь хорошо учиться, сделаешь мир лучше для него!» Мораль: на каждую ситуацию есть разные взгляды.

Учитесь правильно подобрать слова!

1

ответ

Гость, 09 июля 2018 г., 21:41

Правильная реакция: «Этот человек делает очень очень важную работу. Если бы он не убирал, мы жили бы в грязи и болезнях».

Гость, 16 января 2017 г., 12:29

Хорошо бы дополнить данные рассуждения на тему: «Что такое воспитание?». Пытаясь ответить на этот вопрос, определится не только метод воспитания, но и основа, на которой строится взращивание поколений.

1

ответ

Гость, 16 сентября 2017 г., 12:08

Интересная статья. Почерпнул некоторые вещи.

Гость, 20 ноября 2017 г., 17:14

Различных методов воспитания множество. Но все равно они будут зависеть от характера родителей и их собственного стиля.

Гость, 07 апреля 2020 г., 11:46

Согласно Библии, детей должны воспитывать родители, а не детсад или школа. В ней сказано: «вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. » (Ефесянам 6:4).

Гость, 26 октября 2020 г., 13:25

Спасибо за статью, воспитание детей задача не из лёгких, особенно в наше время. Многим родителям, мне кажется, сложно найти хорошие и проверенные советы по воспитанию. Лично меня родители воспитывали по Христианским библейским нормам морали, я им за это очень благодарен. Моим родителям удалось привить мне эти нормы, так как они сами жили и живут в согласии с тем, чему меня научили. На их примере я ясно вижу, что то, чему они меня учат идёт на пользу. В воспитании детей правило «делай, как я говорю, а не как поступаю» неработает.

Материалы по теме:

20 окт. 2017 г.

Воспитание — легкое дело, или Золотые правила для родителей

Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители. Мы улыбнулись и написали. Если вы не только умны, но еще и с чувством юмора, эти правила должна вам понравиться.

20Подробнее

01 янв. 2013 г.

Какими мы хотим видеть наших детей?

Самые лучшие родители могут поставить перед собой задачу-максимум. Это больше, чем воспитать из ребенка воспитанного взрослого человека, больше, чем подарить ребенку счастье, здоровье и жизненные перспективы. Задача максимум в воспитании — воспитать детей такими, чтобы они сами воспитали детей, которые будут такими же. И не просто такими же, а которые воспитают детей таких, которые воспитают детей таких… — и так далее.

0Подробнее

01 янв. 2004 г.

Методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей

Родители действительно бывают очень разные: бывают умные и любящие, бывают попроще, есть — совсем никуда. Всех родителей можно разделить на три категории: «проблемные», «обычные (средние) родители» и «продвинутые родители», и методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей, учитывая их особенности, отношение к детям и их уровень культуры.

20Подробнее

03 февр. 2014 г.

Модели воспитания: запреты и предписания

Центральный вопрос разных моделей воспитания — вопрос о запретах и предписаниях. Сколько должно быть запретов, каких, насколько они обязательны? Что могут и должны предписывать предписания, а где оставлять детям возможность выбора, оставлять свободу? Идеальной модели, наилучшим образом подходящей любым родителям и любому ребенку — нет, но есть модели более проблемные, есть спорные, а есть достаточно удачные. Перечислим и откомментируем основные модели…;;

6Подробнее

01 янв. 2010 г.

Воспитать в себе воспитателя

Рано или поздно воспитывать детей приходится, по крайней мере нужно удерживать детей от того, что элементарно опасно для них или или окружащих.

3Подробнее

01 янв. 2013 г.

Воспитательные подходы и технологии

Когда начинать воспитание? С одной стороны — чем раньше, тем лучше: «Чтобы мальчик стал джентльменом — его дедушка должен быть им». С другой стороны, воспитание — настолько ответственный предмет, что едва ли тут можно торопиться. Скорее, тут стоит много раз подумать, прежде чем что-то предпринимать.

0Подробнее

19 июн. 2014 г.

Жить с детьми или воспитывать детей?

Воспитывать — это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.

10Подробнее

Как воспитать ребенка без крика и наказаний

Вся правда о том, как выбрать ранец для первоклассника.

  1. Статьи
  2. Как воспитать ребенка без крика и наказаний

Воспитание ребенка – это длительный, трудоемкий и не всегда гладкий процесс, в течении которого мы формируем его личность и даем ему базовые установки для жизни. Именно поэтому так важно применять в ходе воспитательных действий только правильные методы и отказываться от вредных, например, крика, истерик и физических наказаний.

В чем опасность крика и наказаний для воспитания ребенка?

Применение словесных и тем более физических наказаний влечет за собой много негативных последствий для воспитания детей:

  • Дети становятся озлобленными. Жестокость порождает жестокость, поэтому со временем от воспитания на повышенных тонах даже самый добродушный и робкий ребенок может начать хамить в ответ и стать агрессивным не только по отношению к маме и папе, но и остальным окружающим.

  • Со временем воспитывать ребенка без крика и применения наказаний становится невозможно. Дети привыкают к тому, что сказанное обычным тоном не обязательно к выполнению и начинают действовать по указанию, только когда родители начинают повышать тон. В результате у ребенка получается полностью искаженная картина мира и правильных методов воспитания.

  • В детстве формируется психологический стержень человека и закладываются его основы коммуникации с другими людьми.

    Если в детстве ваше чадо будет страдать от постоянных криков и истерик, в будущем это может привести к тому, что ребенок не сможет постоять за себя, будет неуверенным в себе.

Иногда непослушание и истерики происходят по причинам, за которые абсолютно нельзя ни наказывать ни кричать, например, физиологические (боль, жажда, усталость) или психологические (стресс, испуг). Чтобы вам было проще ориентироваться в теме и воспитать свое чадо, рекомендуем почитать наш материал о детских истериках.

Что делать мамам и папам, чтобы воспитать любознательного, активного и благодарного ребенка без криков и наказаний?

Чтобы ваша стратегия воспитания сработала, крайне важно, чтобы все члены семьи, которые соприкасаются с чадом, в частности бабушки и дедушки, придерживались единой линии поведения и пользовались одними и теми же методами достижения результатов. Например, если мама устанавливает правило на одну конфету в день, то ни под каким предлогом остальные члены семьи не должны нарушать это правило, ведь именно с таких несостыковок начинается непослушание у детей.

Тренируйте свое терпение. Помните, что в любом споре и сложной ситуации вы остаетесь взрослым и именно от вас зависит исход происходящего и процесса воспитания в целом. Да, дети склонны к истерикам, манипуляциям и прочим приемам, которые могут вывести из себя. Но мамам и папам важно понять всего одну вещь – ваш ребенок только формирует свое мировоззрение и ваша задача его воспитать и терпеливо указывать ему правильную дорогу, а также уметь принимать его мнение, которое может не совпадать с вашим.

Чтобы воспитать послушного малыша, с самого раннего возраста покажите, что именно родители главные в семье. Если воспитывать детей правильно, то для достижения результата авторитетным родителям иногда достаточно одного взгляда или полуслова. И речь здесь совсем не о том, что ребенок будет выполнять беспрекословно просьбы из-за страха. Нет, просто понимая с самого начала четкую иерархию в семье, он будет принимать эти правила игры.

Имейте четкий список запретов и всегда аргументируйте их. Запреты должны быть подкреплены тем, что определенные действия могут нанести вред самому ребенку или окружающим. При этом все остальное нужно разрешать, ведь ему нужно познавать мир. Например, запрет выходить за пределы двора для малыша до 6 лет вполне обоснован, просто объясните ребенку, что это несет за собой ряд опасностей для его жизни. При этом из ваших уст не должны звучать аргументы по типу «Потому-что я так сказала».

Воспитывая, приобщайте ребенка к домашнему хозяйству и решению семейных вопросов. Малыш уже с самого раннего возраста должен понимать свою значимость, но только в разрезе того, что он является неотъемлемой частью семьи и с его мнением считаются. Конечно, ребенок не может участвовать в решении глобальных и серьезных вопросов, но доверить ему выбор хлеба в магазине или приобщать к обсуждению цвета стен в его комнате вполне можно. Это поможет воспитать в ребенке чувство ответственности и принадлежности. Также у ребенка должны быть свои обязанности в зависимости от возраста.

Например, уже с первого класса он должен уметь складывать свой школьный рюкзак. Конечно, по началу с помощью мамы, но ребенок как можно раньше должен понимать, что это его ответственность. Также воспитывая, нужно поручать детям несложные задания по дому, например, протереть пыль, сложить игрушки или заправить постель. При этом, домашний труд должен быть нормальной частью повседневной жизни, но не наказанием за какие-то провинности.

Разговаривайте и проводите время вместе. Играйте, рисуйте, готовьте еду, ходите на прогулки, путешествуйте, читайте, и т.д. Только при условии регулярной и качественной коммуникации с детьми можно воспитать их послушными и любознательными без лишних криков, истерик и срывов.


Принимайте ребенка таким какой он есть. Цель воспитания раскрыть все природные таланты и возможности малыша, показать основы поведения в социуме, при этом сохранив его индивидуальность. Например, если ваш ребенок не может сидеть на одном месте, не нужно пытаться его «усадить» во что бы то ни стало даже тогда, когда его активность никому не мешает. Лучше найти полезные способы выхода энергии и тогда в нужный момент ребенок будет вести себя более покладисто и послушно.  

Кроме этого, чтобы воспитать свое чадо послушным, важно знать о возрастных кризисах, переходите по ссылке и читайте об этом подробнее.

Как развить родителям свое самообладание и научиться воспитывать детей без крика?

Если вы понимаете, что иногда можете сорваться на крик или истерику при разговоре и поучении ребенка, рекомендуем прислушаться к рекомендациям психологов:

  • Помните, что изначально мама и папа – это олицетворение всего самого лучшего в маленьком мире ребенка. Но с каждым выбросом негатива или агрессии, даже оправданной, в сторону чада этот образ будет рушится и в дальнейшем вам будет все сложнее решать проблемы с детьми без криков.

  • В момент, когда хочется накричать или применить наказание для ребенка, поставьте себя на его место. В данную секунду он уже испытывает стресс, стоит ли его усиливать, чтобы выпустить свои эмоции?

  • Если чувствуете, что не можете сдержаться и эмоции вас захлестывают, отойдите от ребенка и досчитайте до 10, сопровождая счет глубокими вдохами. Как правило, этого времени хватает, чтобы перевести дух и продолжить воспитательную беседу в приемлемом тоне.


  • Осознайте, что любые трудности в воспитании детей – это временное явление. С каждым днем ребенок становится старше. Если вчера он еще мог неосознанно порисовать стену, то завтра он уже не будет этого делать. Стоит ли в таком случае тратить свой жизненный ресурс и портить нервную систему чаду?

  • Поймите, что любые недочеты в воспитании детей – это не их, а ваша проблема. Соответственно, нужно пересмотреть свои подходы, реакции и методы, чтобы получить желаемый результат от ребенка.

  • Во время стрессовой ситуации смоделируйте будущее, в котором ваш взрослый и самостоятельный ребенок кричит и оскорбляет вас. Такой прием резко отбивает желание повышать голос и решать проблемы криком.

Какие виды «наказаний» можно использовать для воспитания детей?

  • Собственный опыт. Воспитать можно, разрешив ребенку сделать желаемое. Тем самым вы позволите ему самому себя наказать. Конечно такой метод применим далеко не во всех ситуациях. Но даже несколько таких моментов помогут ему самостоятельно прийти к мнению, что лучше бы он послушал родителей. Например, ваш ребенок хочет смотреть телевизор допоздна, а на следующий день вам нужно рано вставать или хочет надеть теплую куртку в жаркую погоду. Иногда не стоит перечить и позволить чаду понять самому, что он зря не лег спать вовремя и теперь чувствует себя уставшим или зря так тепло оделся и теперь ему жарко и нужно нести тяжелую куртку в руках.

  • Тайм-аут. Если ребенок закатывает истерику или плохо себя ведет, например, задирается к своим братьям и сестрам, нужно на время удалить вредину из семейного круга и дать время подумать о своем поведении наедине. Лучше всего попросить ребенка отправиться в свою комнату и вернуться тогда, когда он успокоится. В этом виде наказания, вам важно показать, что вы крайне не довольны действиями ребенка и вам сейчас не хочется продолжать с ним беседу. При этом помните, чтобы получить правильный эффект от такого приема воспитания, его нельзя закрывать на ключ в комнате, отправлять в темные и неприятные места (угол, кладовка, туалет) и сопровождать свои действия обидными словами. Дети должны понимать, что они все так же любимы, но сейчас они огорчили родителей и с ними не хотят говорить в данную секунду времени.

  • Лишения. Опытные психологи допускают применение лишений для воспитания детей. Главное правильно их внедрять. Вы не должны лишать ребенка чего-то любимого просто в ответ на плохое поведение или поступок. Важно заранее договориться с ребенком. Например, если малыш плохо ведет себя в общественном месте или халатно относится к учебе, то на первый раз ему нужно сделать замечание, поговорить с ним о причинах такого поведения и предупредить, если такое продолжится, то вам придется забрать у него гаджет или сократить время игр за компьютером. Воспитывая, важно дать понять ребенку, что все зависит от него и вы заключаете честный договор.


Воспитывать детей без криков вполне реально. Главное запомнить одну простую истину, что наши дети во многом – это отражение нас самих. И даже если в моменте вам удалось справиться с конфликтом или непослушанием, накричав на ребенка, вы должны помнить, что эти методы никогда не работают на перспективу. А воспитав послушного и улыбчивого малыша без криков, вы будете горды собой и увидите еще большую любовь в глазах чада.

Возврат к списку

Типы стилей воспитания и их влияние на детей — StatPearls

Терренс Санвикторес; Магда Д. Мендес.

Информация об авторе

Последнее обновление: 18 сентября 2022 г.

Определение/Введение

Когда дело доходит до воспитания детей, семьи очень разные. Культурный фон оказывает большое влияние на то, как существует семья и как воспитываются дети. За последние несколько лет население Соединенных Штатов Америки изменилось. Изменения, вызванные иммиграцией (с различными культурными, этническими и духовными идеологиями), социально-экономическим статусом и семьями с одним родителем, являются одними из факторов, определяющих разнообразие стилей воспитания в семьях. По данным Бюро переписи населения США за 2014 год, четвертая часть детей проживала в семьях с одним родителем, а три четверти жили в семьях с двумя женатыми родителями. Эти закономерности различаются, если учитывать расу и этническую принадлежность. Хотя дети могут процветать во всех типах семейной среды, данные свидетельствуют о том, что в среднем дети, живущие в семьях с одним родителем, живут хуже, чем их сверстники.

Определение культуры относится к образцу социальных норм, ценностей, языка и поведения, разделяемых людьми. В результате на родителей влияет их культура. Когда дело доходит до саморегуляции, подходы к воспитанию в разных культурах различаются в отношении поощрения внимания, уступчивости, отсроченного вознаграждения, исполнительной функции и усиленного контроля.

У каждого родителя свой подход к тому, как взаимодействовать с детьми и направлять их. Мораль, принципы и поведение ребенка обычно устанавливаются через эту связь. Различные исследователи группируют стили воспитания в три, четыре, пять и более психологических конструктов. Содержание этой статьи будет сосредоточено только на четырех категориях воспитания: авторитарном, авторитарном, разрешительном и невовлеченном. Каждая категория использует уникальный подход к тому, как родители воспитывают своих детей. Как правило, каждый родитель попадает в одну из этих категорий, а иногда имеет некоторые характеристики из другой категории. Стиль воспитания также может зависеть от ситуации.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Авторитарное воспитание

Родители этого стиля, как правило, имеют односторонний способ общения, когда родитель устанавливает строгие правила, которым ребенок подчиняется. У ребенка практически нет места для переговоров, и правила обычно не объясняются. Они ожидают, что их дети будут соблюдать эти стандарты, не допуская при этом ошибок. Ошибки обычно приводят к наказанию. Авторитарные родители обычно менее заботливы и имеют высокие ожидания с ограниченной гибкостью.

Дети, которые растут с авторитарными родителями, обычно ведут себя лучше всех в комнате из-за последствий плохого поведения. Кроме того, они лучше способны придерживаться точных инструкций, необходимых для достижения цели. Кроме того, такой стиль воспитания может привести к тому, что дети будут иметь более высокий уровень агрессии, но также могут быть застенчивыми, социально неприспособленными и неспособными принимать собственные решения. Эта агрессия может оставаться неконтролируемой, поскольку им трудно справляться с гневом, поскольку им не предоставили надлежащего руководства. У них низкая самооценка, что еще больше усиливает их неспособность принимать решения.[2] Строгие родительские правила и наказания часто заставляют ребенка восставать против авторитетных фигур, когда он становится старше.

Авторитетное воспитание

Этот тип родителей обычно развивает близкие, заботливые отношения со своими детьми. Они имеют четкие ориентиры для своих ожиданий и объясняют свои причины, связанные с дисциплинарными мерами. Дисциплинарные методы используются как способ поддержки, а не наказания. Мало того, что дети могут вносить свой вклад в цели и ожидания, но также существуют частые и соответствующие уровни общения между родителем и их ребенком. В целом, этот стиль воспитания приводит к самым здоровым результатам для детей, но требует большого терпения и усилий с обеих сторон.

В результате авторитетного воспитания дети становятся уверенными в себе, ответственными и способными к саморегуляции. [1][3] Они могут более эффективно справляться со своими негативными эмоциями, что приводит к лучшим социальным результатам и эмоциональному здоровью. Поскольку эти родители также поощряют независимость, их дети узнают, что они способны достигать целей самостоятельно. Это приводит к тому, что дети растут с более высокой самооценкой. Также у этих детей высокий уровень успеваемости и школьной успеваемости.[4]

Снисходительное воспитание

Снисходительные родители склонны быть теплыми, заботливыми и, как правило, иметь минимальные ожидания или вообще не иметь их. Они навязывают ограниченные правила своим детям. Общение остается открытым, но родители позволяют своим детям во всем разобраться самостоятельно. Эти низкие уровни ожиданий обычно приводят к редкому применению дисциплины. Они больше похожи на друзей, чем на родителей.

Ограниченные правила могут привести к тому, что у детей появятся нездоровые привычки в еде, особенно в отношении закусок.[5] Это может привести к повышенному риску ожирения и других проблем со здоровьем в более позднем возрасте ребенка. У ребенка также есть большая свобода, когда он решает, когда ему ложиться спать, делать ли домашнюю работу и когда, а также время, проведенное за компьютером и телевизором. Свобода в такой степени может привести к другим негативным привычкам, поскольку родитель не дает особых указаний по умеренности. В целом дети снисходительных родителей обычно обладают некоторой самооценкой и приличными социальными навыками. Однако они могут быть импульсивными, требовательными, эгоистичными и не уметь себя контролировать.[7][8]

Невовлеченное воспитание

Детям предоставляется много свободы, так как такие родители обычно не мешают. Они удовлетворяют основные потребности ребенка, оставаясь в целом отстраненными от жизни своего ребенка. Невовлеченный родитель не использует особый стиль дисциплинирования и имеет ограниченное количество общения со своим ребенком. Они, как правило, мало заботятся о своих детях, но при этом мало или совсем ничего не ожидают от них.

Дети незаинтересованных родителей обычно жизнестойки и даже могут быть более самостоятельными, чем дети с другими типами воспитания. Однако эти навыки развиваются по необходимости. Кроме того, у них могут быть проблемы с контролем своих эмоций, менее эффективные стратегии преодоления трудностей, проблемы с учебой и трудности с поддержанием или развитием социальных отношений.[9]][10]

Клиническое значение

Характеристики стиля воспитания родителей могут продолжать преобладать в поведении и действиях ребенка по мере его взросления. Когда ребенок становится старше, на него могут влиять другие факторы, которые в дальнейшем формируют его поведение или, возможно, полностью его изменяют (например, терапия, культура, работа и круг общения). Что касается последствий для здоровья, важно определить, какие области беспокойства связаны со стилем воспитания родителей пациента (т. е. с привычкой к неконтролируемому перееданию) и решать проблемы на этом уровне. Эти вопросы становятся относительно более важными, когда речь идет о поведенческом/психологическом вмешательстве.

Быть компетентным в культурном отношении, когда это возможно, является большим преимуществом для медицинских работников, которые заботятся о педиатрических пациентах. Понимание семейного фона, того, как устанавливаются правила и стили дисциплины, позволит клиницисту понять динамику семейной ячейки. После того, как воспитатель ознакомится с методами родительского воспитания, выявление, управление или направление семей станет более легкой задачей.

Сестринское дело, союзное здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства

Для вмешательства ребенка может потребоваться знание стиля воспитания их родителей, особенно если подозревается физическое или словесное насилие. Понимание домашней обстановки, в которой живет ребенок, может привести к улучшению результатов лечения пациентов, поскольку можно применять более персонализированные подходы к благополучию ребенка.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Масуд Х., Ахмад М.С., Чо К.В., Фахр З. Стили воспитания и агрессия среди подростков: систематический обзор литературы. Community Ment Health J. 2019 Aug;55(6):1015-1030. [PubMed: 31102163]

2.

Мартинес I, Гарсия Х.Ф. Влияние стилей воспитания на самооценку подростков и усвоение ценностей в Испании. Span J Psychol. 2007 ноябрь; 10 (2): 338-48. [PubMed: 17992960]

3.

Моррис А.С., Шелк Дж.С., Стейнберг Л., Майерс С.С., Робинсон Л.Р. Роль семейного контекста в развитии регуляции эмоций. Соц Дев. 2007 01 мая; 16 (2): 361-388. [Бесплатная статья PMC: PMC2743505] [PubMed: 19756175]

4.

Понг С.Л., Джонстон Дж., Чен В. Авторитарное воспитание и успеваемость азиатских подростков в школе: Взгляд из США и Тайваня. Int J Behav Dev. 2010 Январь; 34 (1): 62-72. [Бесплатная статья PMC: PMC4026298] [PubMed: 24850978]

5.

Лопес Н.В., Шембре С., Белчер Б.Р., О’Коннор С., Махер Дж.П., Арбель Р., Марголин Г., Дантон Г.Ф. Стили воспитания, методы воспитания, связанные с едой, и здоровое питание детей: посреднический анализ для изучения взаимосвязи между воспитанием детей и питанием ребенка. Аппетит. 2018 01 сентября; 128: 205-213. [Бесплатная статья PMC: PMC7529118] [PubMed: 29920321]

6.

Лангер С.Л., Крейн А.Л., Сенсо М.М., Леви Р.Л., Шервуд NE. Прогнозирование физической активности ребенка и экранного времени: родительская поддержка физической активности и общие стили воспитания. J Pediatr Psychol. 2014 июль; 39 (6): 633-42. [Бесплатная статья PMC: PMC4092246] [PubMed: 24812256]

7.

Leeman RF, Patock-Peckham JA, Hoff RA, Krishnan-Sarin S, Steinberg MA, Rugle LJ, Potenza MN. Воспринимаемая родительская вседозволенность в отношении азартных игр и рискованного поведения подростков. Джей Бихав Наркоман. 2014 июнь;3(2):115-23. [Бесплатная статья PMC: PMC4117283] [PubMed: 25215222]

8.

Piotrowski JT, Lapierre MA, Linebarger DL. Исследование коррелятов саморегуляции в раннем детстве на репрезентативной выборке англоязычных американских семей. J Child Fam Stud. 2013 апр; 22(3):423-436. [Бесплатная статья PMC: PMC3602616] [PubMed: 23525149]

9.

Nijhof KS, Engels RC. Стили воспитания, стратегии выживания и выражение тоски по дому. Дж. Адолеск. 2007 г., 30 октября (5): 709-20. [PubMed: 17258804]

10.

Куппенс С., Сеулеманс Э. Стили воспитания: более пристальный взгляд на хорошо известную концепцию. J Child Fam Stud. 2019;28(1):168-181. [Бесплатная статья PMC: PMC6323136] [PubMed: 30679898]

10 лучших советов для родителей

| Что делает хороший родитель | Как быть хорошим родителем – 10 лучших советов |

Воспитание — это нелегко. Хорошее воспитание детей — это тяжелая работа.

Что отличает хорошего родителя?

Хороший родитель — это тот, кто стремится принимать решения в интересах ребенка.

То, что делает родителя хорошим, определяется не только его действиями, но и его намерениями.

Хороший родитель не обязательно должен быть идеальным. Никто не идеален. Ни один ребенок тоже не идеален… важно помнить об этом, когда мы устанавливаем свои ожидания.

Успешное воспитание детей не в достижении совершенства. Но это не значит, что мы не должны стремиться к этой цели. Сначала устанавливайте высокие стандарты для себя, а затем для наших детей. Мы служим для них важным примером для подражания.

10 лучших советов для родителей

Вот 10 хороших советов для родителей о том, как стать лучшим родителем, научиться хорошим родительским навыкам и избежать плохого воспитания.

Многие из них не быстры и не легки.

И, наверное, никто не может делать их все постоянно.

Но если вы продолжите следовать советам, приведенным в этом руководстве для родителей, вы все равно будете двигаться в правильном направлении, даже несмотря на то, что время от времени будете выполнять только часть из них.

#1 Будь хорошим образцом для подражания

Прогулка прогулка. Не просто говорите ребенку, что вы от него хотите.

Лучший способ научить — показать им.

Человек является особым видом отчасти потому, что мы можем учиться, подражая ​1​ . Мы запрограммированы копировать действия других, понимать их и включать в свои собственные. В частности, дети очень внимательно следят за всем, что делают их родители.

Итак, будьте таким, каким вы хотите видеть своего ребенка — уважайте своего ребенка, демонстрируйте ему позитивное поведение и отношение, сочувствуйте его эмоциям — и ваш ребенок последует вашему примеру.

#2: Любите их и показывайте их действиями

Покажите свою любовь .

Нельзя слишком сильно любить своего ребенка. Любить их нельзя испортить ​2​ .

Только то, что вы решите сделать (или дать) во имя любви, — такие вещи, как материальная снисходительность, снисходительность, низкие ожидания и чрезмерная защита. Когда эти вещи даются вместо настоящей любви, вот тогда у вас будет избалованный ребенок.

Любить своего ребенка может быть так же просто, как обнимать его, хорошо проводить с ним время, вместе обедать всей семьей и серьезно выслушивать проблемы вашего ребенка.

Демонстрация этих актов любви может вызвать выброс гормонов хорошего самочувствия, таких как окситоцин. Эти нейрохимические вещества могут принести нам глубокое чувство спокойствия, эмоциональной теплоты и удовлетворения; от этого у ребенка разовьется устойчивость и не говоря уже о более близких отношениях с вами ​3​ .

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством. Эти связи создают наши мысли, управляют нашими действиями, формируют нашу личность и, по сути, определяют, кто мы есть. Они создаются, укрепляются и «лепятся» через жизненный опыт.

Обеспечьте ребенку позитивное общение с семьей, особенно в первые годы жизни. После этого они смогут получить положительный опыт сами и предложить его другим ​4​ .

Но если вы дадите своему ребенку негативный опыт, у него не будет развития, необходимого для его процветания.

Спой эту глупую песенку. Устройте щекотливый марафон. Идти в парк. Смейтесь вместе с ребенком. Уделите им положительное внимание. Переживите эмоциональную истерику вместе с ними. Решите проблему вместе с позитивным настроем.

Этот положительный опыт создает хорошие нейронные связи в мозгу вашего ребенка и формирует воспоминания о вас, которые ваш ребенок сохранит на всю жизнь.

Когда дело доходит до дисциплины, трудно оставаться позитивным, особенно при решении проблем с поведением. Но это возможно, используя позитивную дисциплину и избегая жесткой дисциплины .

Быть хорошим родителем означает, что вы должны научить своего ребенка нравственности того, что правильно и что неправильно.

Установление ограничений и последовательность — золотое правило хорошей дисциплины. Будьте добры и тверды , когда устанавливаете правила и следите за их соблюдением. Сосредоточьтесь на причине плохого поведения ребенка. И дайте им возможность учиться на будущее в позитивном ключе, а не терпеть наказание за прошлое.

См. также: Как справляться с истериками у малышей

#4: Будьте безопасным убежищем для вашего ребенка потребности. Поддержите и примите ребенка как личность. Будьте теплым и безопасным местом для вашего ребенка, чтобы исследовать и возвращаться.

Дети, воспитанные родителями, которые постоянно реагируют, как правило, имеют лучшее развитие эмоциональной регуляции, развитие социальных навыков и улучшение психического здоровья ​5​ .

#5: Поговорите со своим ребенком и помогите его мозгу интегрироваться

Большинство из нас уже знают о важности общения. Поговорите с ребенком, а также внимательно его выслушайте. Поддерживая открытую линию связи, вы улучшите отношения со своим ребенком, и ваш ребенок придет к вам, когда возникнет проблема.

Но есть и другая причина для связи. Вы помогаете своему ребенку интегрировать различные части его мозга, что является важным процессом в развитии ребенка.

Интеграция похожа на наше тело, в котором различные органы должны координировать свои действия и работать вместе, чтобы поддерживать здоровое тело. Когда разные части мозга объединены, они могут гармонично функционировать как единое целое, что означает меньше истерик, больше хорошего поведения, больше эмпатии и лучшее психическое благополучие ​6​ .

Для этого расскажите о своих неприятных переживаниях. Попросите вашего ребенка описать, что произошло и как он чувствовал себя при развитии настроенного общения ​7​ .

Вам не нужно предоставлять решения. Вам не нужно знать ответы на все вопросы, чтобы быть хорошим родителем. Просто слушаю, как они разговаривают. Задавайте уточняющие вопросы, используя простые слова, это поможет им осмыслить свой опыт и интегрировать свои воспоминания.

#6: Вспомните собственное детство

Многие из нас хотят быть родителями не так, как наши родители. Даже те, у кого было хорошее воспитание и счастливое детство, могут захотеть изменить некоторые аспекты своего воспитания.

Но очень часто, когда мы открываем рот, мы говорим так же, как наши родители говорили .

Размышляя о собственном детстве , мы делаем шаг к пониманию того, почему мы воспитываем детей именно так. Отметьте вещи, которые вы хотели бы изменить, и подумайте, как бы вы сделали это по-другому в реальном сценарии. Постарайтесь быть внимательным и изменить свое поведение в следующий раз, когда эти проблемы возникнут.

Не сдавайтесь, если сначала у вас не получится. Требуется практика, много практики, чтобы сознательно изменить методы воспитания детей.

#7: Обратите внимание на свое самочувствие

Родители тоже нуждаются в помощи.

Обратите внимание на свое самочувствие.

Часто такие вещи, как ваши собственные потребности или здоровье вашего брака, остаются на втором плане, когда рождается ребенок. Если вы не обращаете на них внимания, они станут еще большими проблемами в будущем ​8​ . Найдите время, чтобы укрепить отношения с супругом.

Напряженные родители более склонны к дракам. Не бойтесь просить родительской помощи. Иметь немного времени для ухода за собой и управления стрессом важно для омоложения ума.

От того, как родители будут заботиться о своем ребенке физически и умственно, будет зависеть их воспитание и семейная жизнь. Если эти две области не сработают, ваш ребенок тоже пострадает.

#8: Не шлепайте, несмотря ни на что

Несомненно, для некоторых родителей порка может привести к краткосрочному уступчивости, что иногда является столь необходимым родителям облегчением.

Однако этот метод не учит ребенка правильному и неправильному. Это только учит ребенка бояться внешних последствий. Затем ребенок мотивирован, чтобы не попасться на неподобающем поведении.

Шлепание вашего ребенка показывает вашему ребенку, что он может решать проблемы с помощью насилия ​9​ . Ребенок, которого шлепают, шлепают или бьют, более склонен к дракам с другими детьми. Они чаще становятся хулиганами и используют словесную/физическую агрессию для решения споров.

В более позднем возрасте они также с большей вероятностью приведут к правонарушениям и оппозиционному поведению, ухудшению отношений между родителями и детьми, проблемам с психическим здоровьем и жертвам или обидчикам в семье ​10​ .

Существует множество лучших альтернатив дисциплине, которые доказали свою эффективность ​11​ , например позитивная дисциплина (совет № 3 выше) и позитивное подкрепление.

# 9: Держите вещи в перспективе и помните о своей родительской цели

Какова ваша цель в воспитании ребенка?

Если вы, как и большинство родителей, хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, был продуктивным, ответственным и независимым, проявлял уважение, наслаждался позитивными отношениями с вами и другими, проявлял заботу и сострадание, был счастливым и здоровым. и полноценной жизни.

Но сколько времени вы тратите на достижение этих целей?

Если вы похожи на большинство родителей, вы, вероятно, тратите большую часть времени, просто пытаясь прожить день. Как отмечают в своей книге авторы Сигел и Брайсон, Ребенок с цельным мозгом ,

вместо того, чтобы помочь своему ребенку преуспеть , вы проводите большую часть времени просто пытаясь выжить !

Чтобы режим выживания не доминировал в вашей жизни, в следующий раз, когда вы почувствуете гнев или разочарование, отступите. Подумайте о том, что гнев и разочарование сделают для вас или вашего ребенка.

Вместо этого найдите способы превратить любой негативный опыт в возможность обучения для них. Даже эпические истерики можно превратить в бесценные моменты, помогающие мозгу ваять, если вы сосредоточитесь на обучении своего ребенка, а не на попытках его контролировать. Совет 9.0003

Это не только поможет вам сохранить здоровую перспективу, но и поможет вам достичь одной из ваших основных целей в воспитании детей — построить хорошие отношения со своим ребенком.

#10: Пройдите по короткому пути, используя результаты последних исследований в области психологии и неврологии

Под «кратчайшим путем» я не подразумеваю обман вашего ребенка с помощью трюков. Я имею в виду использование того, что уже известно ученым.

Воспитание детей — одна из наиболее изучаемых областей психологии. Многие методы, практики или традиции воспитания были научно исследованы, проверены, усовершенствованы или опровергнуты.

Чтобы получить лучшие советы по воспитанию ребенка и информацию, подкрепленную наукой, вот одна из моих любимых научно обоснованных книг по воспитанию детей, Наука воспитания .

Использование научных знаний, конечно, не является универсальной стратегией. Все дети разные. Даже в рамках наилучшего стиля воспитания может быть множество различных эффективных методов воспитания, которые вы можете выбрать в соответствии с темпераментом вашего ребенка.

Хорошим примером является использование шлепков для наказания. Есть много лучших альтернатив, например. перенаправление, обоснование, отсрочка и т. д. Вы можете выбрать некарательный метод дисциплинарного взыскания , который лучше всего подходит для вашего ребенка.

Конечно, вы также можете выбрать «традиционный» или «старый школьный» стиль воспитания (например, наказание или шлепанье) и получить «аналогичный» результат.

Дифференциальная восприимчивость показала нам, что дети с разным темпераментом по-разному реагируют на качество воспитания.

Те, кто более восприимчив к качеству воспитания, будут иметь лучшие результаты при хорошем воспитании, но худшие результаты при плохом воспитании.

Те, кто менее восприимчивы, могут «оказаться в порядке», независимо от того, насколько жестко их родители обращаются с ними. Но это не значит, что эти практики хороши. Этим детям просто повезло. Они могут процветать несмотря на плохое воспитание, не из-за него.

Зачем рисковать некачественной практикой воспитания, если можно использовать хорошо изученную и лучшую?

Нельзя недооценивать важность воспитания. Прислушиваться к научно обоснованным родительским советам может быть не самым простым способом воспитания. Это может потребовать больше работы с вашей стороны в краткосрочной перспективе, но может сэкономить вам много времени и страданий в долгосрочной перспективе.

См. также: В каком возрасте лучше всего терять родителей

Заключительные мысли о воспитании детей

Хорошо то, что, несмотря на то, что быть родителем сложно, это очень полезно. Плохо то, что вознаграждение обычно приходит намного позже, чем тяжелая работа. Но если мы сейчас постараемся изо всех сил, то в конечном итоге пожнем плоды и нам не о чем будет сожалеть.

Счастливого родительства!

См. также: Цитаты о воспитании детей

Ссылки

  1. 1.

    Rizzolatti G, Craighero L. Система зеркальных нейронов. Annu Rev Neurosci . 2004; 27:169-192. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15217330.

  2. 2.

    Лэндри С., Смит К., Суонк П., Ассель М., Веллет С. Имеет ли раннее отзывчивое воспитание особую важность для развития детей или необходима последовательность в раннем детстве? Дев Психол . 2001;37(3):387-403. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11370914.

  3. 3.

    Виеро С., Сибуя И., Китамура Н. и др. ОБЗОР: Окситоцин: переходя мост между фундаментальной наукой и фармакотерапией. Неврология и терапия ЦНС . Июль 2010 г.: e138-e156. doi:10.1111/j.1755-5949.2010.00185.x

  4. 4.

    Брэдли Б., Дэвис Т.А., Уинго А.П., Мерсер К.Б., Ресслер К.Дж. Семейная среда и устойчивость взрослых: вклад позитивного воспитания и гена рецептора окситоцина. Европейский журнал психотравматологии . Сентябрь 2013: 21659. дои: 10.3402/ejpt.v4i0.21659

  5. 5.

    Landry SH, Smith KE, Swank PR, Guttentag C. Реагирующее родительское вмешательство: оптимальное время в раннем детстве для воздействия на материнское поведение и результаты ребенка. Психология развития . 2008:1335-1353. дои: 10.1037/a0013030

  6. 6.

    Fishbane MD. Проводной для подключения: неврология, отношения и терапия. Семейный процесс . 2007;46(3):395-412.

  7. 7.

    Сигел Д.Дж. Внимательное осознание, ментальное зрение и нейронная интеграция. Психолог-гуманист . 2009: 137-158. дои: 10.1080/08873260

    2220

  8. 8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *