Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

16 pf: Факторный личностный опросник Кеттелла (взрослый 16 PF)

16-Факторный личностный опросник (16-pf), форма «с» (№ 105) р. Кеттелла

Опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые ис­пытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В спе­циальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбран­ные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16 лич­ностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анали­зируются и интерпретируются.

Инструкция по проведению тестирования

В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, b, с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взгля­дам, Вашему представлению о себе.

Выбор Вашего ответа (a, b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответству­ющую альтернативу, например «a», в кружок.

Форма бланка при­ведена в конце тест-опросника.

Средний темп проработки теста — 6 — 7 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.

Тест-опросник 16PF

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была рань­ше:

  1. верно

  2. трудно сказать

  3. нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей: а) да

b) иногда

с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зи­мой жарко, я должен был бы назвать преступника:

  1. бандитом

  2. святым

  3. тучей

4. Когда я ложусь спать, я:

  1. засыпаю быстро

  2. нечто среднее

  3. засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других авто­мобилей, я предпочел бы:

  1. пропустить вперед большинство машин

  2. не знаю

  3. обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

  1. верно

  2. трудно сказать

  3. неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады видеть меня:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

9. Я бы скорее занимался:

  1. фехтованием и танцами

  2. затрудняюсь сказать

  3. борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не по­хоже на то, что они потом рассказывают об этом:

а) да

  1. иногда

  2. нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

  1. всегда

  2. иногда

  3. редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в вы­полнении какой-нибудь работы, чем придерживаться ис­пытанных приемов:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

  1. верно

  2. иногда

  3. нет

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбуждаемый, чем большинство людей:

  1. верно

  2. затрудняюсь ответить

  3. неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро прини­мать решения:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чув­ство раздражения по отношению к моим родителям:

  1. да

  2. не знаю

  3. нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

  1. моим хорошим друзьям

  2. не знаю

  3. в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу проти­воположности слова «неточный», — это:

  1. небрежный

  2. тщательный

  3. приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

  1. да

  2. трудно сказать

  3. нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

  1. своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

  2. затрудняюсь ответить

  3. создают неудобства для меня, опаздывая на условлен­ную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

24. Я думаю, что:

  1. не все надо делать одинаково тщательно

  2. затрудняюсь сказать

  3. любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

  1. да

  2. возможно

  3. нет

26. Мои друзья чаще:

  1. советуются со мной

  2. делают то и другое поровну

  3. дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпо­читаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический ха­рактер

  1. не знаю

  2. который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди выска­зывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

  1. верно

  2. затрудняюсь ответить

  3. неверно

30.

Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

  1. да

  2. не знаю

  3. нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

  1. играть в шахматы

  2. трудно сказать

  3. играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

  1. да

  2. не знаю

  3. нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

  1. да

  2. трудно сказать

  3. нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

  1. работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

  1. трудно сказать

  2. беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с другими словами: а) кошка

  1. близко

  2. солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

  1. раздражает меня

  2. нечто среднее

  3. не беспокоит совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

  1. позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

  2. не знаю

  3. жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

  1. тяжелая работа

  2. не знаю

  3. быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требо­вать соблюдения законов морали:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

  1. спокойным и любил оставаться один

  2. не знаю

  3. живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

  1. да

  2. не знаю

  3. нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

  1. да

  2. трудно сказать

  3. нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, пото­му что они кажутся мне неосуществимыми:

  1. верно

  2. затрудняюсь ответить

  3. неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

  1. маршами в исполнении военных оркестров

  2. не знаю

  3. скрипичным соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

  1. в деревне с одним или двумя друзьями

  2. затрудняюсь сказать

  3. возглавляя группу в туристическом лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

  1. никогда не лишни

  2. трудно сказать

  3. не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

  1. всегда

  2. иногда

  3. редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

  1. в учреждении, где мне пришлось *бы руководить людь­ми и все время быть среди них

  2. затрудняюсь ответить

  3. архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево:

  1. к лесу

  2. к растению

  3. к листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

  1. редко

  2. иногда

  3. часто

56. В большинстве дел я:

  1. предпочитаю рискнуть

  2. не знаю

с) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком мно­го говорю:

  1. скорее это так

  2. не знаю

  3. думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

  1. большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

  2. трудно сказать

  3. со средними способностями, но зато умеющий проти­востоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

  1. быстрее, чем многие люди

  2. не знаю

  3. медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

  1. мастерство и изящество

  2. трудно сказать

  3. сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

  1. да

  2. нечто среднее

  3. нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изыскан­ными, утонченными, чем с откровенными и прямоли­нейными:

  1. да

  2. не знаю

  3. нет

63. Я предпочитаю:

  1. решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

  2. затрудняюсь ответить

  3. советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

  1. на уроках

  2. трудно сказать

  3. читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим от­ветственности:

  1. верно

  2. иногда

  3. неверно

67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и тре­бует от меня много усилий, я стараюсь:

  1. заняться другим вопросом

  2. затрудняюсь ответить

  3. еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, присту­пы смеха и т. п. — казалось бы, без определенной причины:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продол­жить ряд — 1, 2, 3, 6, 5, — будет:

  1. 10

  2. 5

  3. 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тош­ноты и головокружения без определенной причины:

  1. да

  2. не знаю

  3. нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем дру­гие люди:

а) верно

  1. трудно сказать

  2. неверно

75. На вечеринке мне нравится:

  1. принимать участие в интересной беседе

  2. затрудняюсь ответить

  3. смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:

  1. Колумбом

  2. не знаю

  3. Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубе­дить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

  1. да

  2. трудно сказать

  3. нет

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

  1. оформлять витрины

  2. не знаю

  3. быть кассиром

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

  1. сразу же думаю: «У него плохое настроение»

  2. не знаю

  3. беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые старают­ся во все внести изменения, хотя уже существуют удов­летворительные способы решения этих вопросов:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

  1. верно

  2. иногда

  3. неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем боль­шинство людей:

  1. верно

  2. не знаю

  3. неверно

86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:

  1. верно

  2. иногда

  3. неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

  1. часто

  2. иногда

  3. никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

  1. отстают

  2. идут правильно

  3. спешат

89. Мне бывает скучно:

  1. часто

  2. иногда

  3. редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ориги­нальным способом:

  1. верно

  2. иногда

  3. неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, пото­му что они утомляют:

  1. да

  2. не знаю

  3. нет

92. Дома в свободное время я:

  1. болтаю и отдыхаю

  2. затрудняюсь ответить

  3. занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружес­ких отношений с новыми людьми:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так­ же выразить прозой:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дру­жеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

  1. да, в большинстве случаев

  2. иногда

  3. нет

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

97. Я думаю, что было бы интересно быть:

  1. натуралистом и работать с растениями

  2. не знаю

  3. страховым агентом

98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по от­ношению к некоторым вещам, к определенным живот­ным, местам и т. п.:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улуч­шить мир:

  1. да

  2. трудно сказать

  3. нет

100. Я предпочитаю игры:

  1. где надо играть в команде или иметь партнера

  2. не знаю

  3. где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

  1. да

  2. иногда

с) нет

102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заб­луждение, так как на самом деле они мне не нравятся:

  1. да

  2. иногда

  3. нет

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

  1. думать

  2. видеть

  3. слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

  1. двоюродным братом

  2. племянником

  3. дядей

16pfa — Психологическая диагностика

 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                  Шестнадцатифакторный личностный опросник                  
            Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF "A")            
                          (Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).                          
 
      Предназначен для измерения 16 факторов личности первого порядка  и  4 
 факторов второго порядка. Методика является реализацией подхода к исследо- 
 ванию личности на основе теории черт.                                      
      При разработке  методики  Р. Кэттелл первоначально  исходил  из  т. н. 
 L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации ре- 
 ального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные  Г.Олпортом  и 
 Х.Олберг 4500 слов, ясно обозначаемых черты личности и особенности поведе- 
 ния (на базе словаря из 18 000 слов), Р.Кэттелл разбил  на  синонимические 
 группы и отобрал в каждой из них по  одному  слову,  выражающему  основное 
 смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить  спи- 
 сок личностных черт до 171. Затем каждая из  этих  характеристик  личности 
 оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреля- 
 ция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных  плеяд,  внутри 
 которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все  плеяды  со- 
 держали пары членов, имеющие значимые отрицательные  корреляции.  Так  был 
 получен набор из 36 биполярных названий, который был  дополнен  до  46  за 
 счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследова- 
 телей.  В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факто- 
 ров.                                                                       
      В дальнейшем Р.Кэттелл осуществил переход к Q-данным (questionnaire), 
 т.е. данным полученным с помощью опросников и других  методов  самооценок. 
 При этом сбор Q-данных координировался с  имеющимися  L-данными.  Наиболее 
 известной факторной моделью является 16-факторная, соотнесенная с  методи- 
 кой 16-PF. Факторы личности, диагностируемые 16-PF,  обозначаются  буквами 
 латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для  тех  факто- 
 ров, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют  "бытовые"  (обще- 
 доступные) и "технические" (предназначенные  для  специалистов)  названия. 
 Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной  фор- 
 ме, чем устраняется двусмысленность в оценке направленности  оси  фактора. 
 Указанием различных противоположностей можно изменить  направление  интер- 
 претации.                                                                   
      Рассмотренные выше факторы - первого порядка. В итоге  их  дальнейшей 
 факторизации были выделены более общие факторы второго порядка.            
      В данную компьютерную версию включены две эквивалентные формы  опрос- 
 ника "A" и "B" по 187 вопросов в каждой для обследования взрослых с  обра- 
 зованием не ниже 8-9 классов. Для тестирования испытуемых  с  образованием 
 на уровне 5-7 классов, словарный запас которых ниже, а также  при  ограни- 
 ченном времени обследования применяется форма "D".                         
 
      Результаты тестирования выражаются в шкале стенов с минимальным  зна- 
 че нием в 1 балл, средним 5,5 балла, максимальным - 10 баллов.             
 
      Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого  ори- 
 ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая  сложный  ха- 
 рактер взаимодействия факторов методики результаты  автоматической  интер- 
 претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.          
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF, "A").           
 Ф.И.О:_____________________                                                
 Доп. данные:_______________                                                
 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
           *                                                                
        10 ┼                                  ▄▄                            
         9 ┼                                  ██                            
         8 ┼─▄▄───────────────────────────────██───────▄▄────               
         7 ┼ ██                      ▄▄       ██       ██ ▄▄                
         6 ┼ ██          ▄▄ ▄▄       ██       ██       ██ ██                
         5 ┼ ██ ▄▄       ██ ██       ██       ██    ▄▄ ██ ██                
         4 ┼ ██ ██    ▄▄ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██    ██ ██ ██                
         3 ┼─██─██─▄▄─██─██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─██─██─██─               
         2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                
         1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                
         0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*              
             A  B  C  E  F  G  H  I  L  M  N  O  Q1 Q2 Q3 Q4                
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
       1.  Аналитичность - Эмоциональность             -   A =  8            
       2. Конкретное мышление - Абстрактное мышление  -   B =  5            
       3. Слабость "Я" - Сила "Я"                     -   C =  3            
       4. Конформность - Доминантность                -   E =  4            
       5. Сдержанность -Экспрессивность               -   F =  6            
       6. Слабость "Сверх-Я" - Сила "Сверх-Я"         -   G =  6            
       7. Робость -  Смелость                         -   H =  4            
       8. Жесткость - Мягкосердечность                -   I =  4            
       9. Доверчивость - Недоверчивость               -   L =  7            
      10. Практичность - Мечтательность               -   M =  4            
      11. Наивность - Проницательность                -   N =  4            
      12. Уверенность в себе - Тревожность            -   O = 10            
      13. Консерватизм - Радикализм                   -  Q1 =  3            
      14.  Социабельность - Самодостаточность          -  Q2 =  5            
      15. Импульсивность - Контроль желаний           -  Q3 =  8            
      16. Расслабленность - Напряженность             -  Q4 =  7            
       I. АДАПТИРОВАННОСТЬ - ТРЕВОЖНОСТЬ              -  F1 =  5            
      II. ИНТРОВЕРСИЯ - ЭКСТРАВЕРСИЯ                  -  F2 =  5            
     III. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - УРАВНОВЕШЕННОСТЬ         -  F3 =  4            
      VI. КОНФОРМНОСТЬ - НЕЗАВИСИМОСТЬ                -  F4 =  3            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Эмоционально выразительный, общительный, добросердечный, вни-         
 мательный, открытый, приспособляемый, отзывчивый, участвующий, го-         
 товый к сотрудничеству, естественный и непринужденный в поведении.         
 
      С пониженной эмоциональной устойчивостью, чувствительный, пе-         
 ременчивый в своиx планаx  и  интересаx,  легко  расстраивающийся,         
 поддающийся чувствам и случайным колебаниям настроения, склонный к         
 уклонению от реальности.                                                    
 
      Склонный к чувству вины, ранимый, впечатлительный,  неуверен-         
 ный в себе, тревожный, озабоченный, печальный, грустный, беспокой-         
 ный, чувствительный к замечаниям и порицаниям, обязательный, недо-         
 оценивающий свои возможности, знания и компетентность.                     
 
      Консервативный, уважающий традиционные идеи и  представления,         
 не любящий перемен, осторожный в отношении всего нового,  ориенти-         
 рованный на строгое соблюдение требований более старших и  опытных         
 товарищей, а также опыт предшествующих поколений.                          
 
      Организованный, умеющий хорошо контролировать свои  эмоции  и         
 поведение, действующий планомерно и упорядочено, проявляющий забо-         
 ту о своей социальной репутации, стремящийся к строгому соблюдению         
 общественных норм и моральных требований.                                  
 
      Зависимость поведения от обстоятельств и случайных  факторов,         
 пассивность, склонность ориентироваться на групповые  нормы,  пот-         
 ребность в поддержке со стороны  окружающих,  умение  подчиняться,         
 уступчивость, уважение к авторитетам.                                       
 

Что такое Анкета 16PF? И как вы его используете?

Опросник шестнадцати личностных факторов, или сокращенно 16PF, представляет собой самоотчетный личностный тест, который помогает выявить основные аспекты в сфере нормальной личности. Чтобы уточнить, мы можем описать эти измерения, используя подмножество прилагательных английского языка.

Основанный на исследованиях лексического и факторного анализа, тест представляет собой анкету с несколькими вариантами ответов и оценивает 16 основных факторов личности с точки зрения адаптации и эмоциональной устойчивости. В то же время он проливает свет на потенциальные проблемы с тревогой и другие поведенческие проблемы.

Всемирно известная анкета Кеттелла 16PF сегодня широко используется профессионалами во всем мире; от психологов и экспертов в области психического здоровья до карьерных консультантов, рекрутеров и других специалистов по персоналу.

Немного истории

В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл и его команда начали поиск основных черт личности, составляющих человека. После нескольких десятилетий исследований с использованием нескольких научных исследований и методов, таких как метод факторного анализа и психолексические исследования, они разработали тест 16PF, который измеряет 16 фундаментальных черт личности.

Каким бы радикальным это ни казалось тогда, исследование Кеттелла прямо показало, что сущность личности закодирована в языке; в частности, прилагательных . Начав со списка прилагательных английского языка Олпорта и Одберта, Кеттеллу и его команде удалось сузить их до таксономии из 16 наблюдаемых и подвергнутых факторному анализу измерений, которые предлагают всеобъемлющее описание характера человека.

Более того, количественный подход Кэттела и фундаментальное исследование черт способствовали формированию более поздних моделей черт личности, таких как модель «большой пятерки»; один из самых распространенных методов оценки личности.

Что измеряет 16PF?

По сути, тест личности 16PF оценивает личность по двум уровням черт. По мнению создателей 16PF, структура личности носит иерархический характер, разворачиваясь на взаимосвязанные первичные и вторичные черты. Мы называем их Первичными шкалами и Глобальными шкалами соответственно.

Первичные Весы

А. Теплота: общительный, заботливый, внимательный к другим против сдержанный, безличный, отстраненный

B. Рассуждение: абстрактное мышление, более высокие умственные способности против конкретное мышление, более низкие умственные способности

C. Эмоциональная устойчивость: зрелые, адаптивные, эмоционально устойчивые против реактивные, изменчивые, подверженные эмоциям

E. Доминирование: доминантный, сильный, напористый, конкурентный против дифференцированный, уступчивый, послушный, кооперативный

F. Живучесть: живой, спонтанный, восторженный, веселый, экспрессивный, импульсивный против серьезный, сдержанный, неразговорчивый, осторожный, интроспективный

Г. Сознание правил: сознающий правила, послушный, добросовестный, конформный, моралистичный, уравновешенный, связанный правилами против целесообразный, несоответствующий, пренебрегающий правилами, потворствующий своим желаниям

H. Социальная смелость: социально смелый, предприимчивый, раскованный против застенчивый, чувствительный к угрозам, робкий, нерешительный

И. Чувствительность: чувствительный, эстетичный, интуитивный, изысканный против утилитарный, объективный, несентиментальный, самоуверенный, грубый

Л. Бдительность: бдительный, подозрительный, скептический, оппозиционный против доверчивый, принимающий, безусловный, легкий

М. Абстрагированность: абстрактный, творческий, рассеянный, непрактичный, поглощенный идеями против  приземленный, практичный, прозаический, ориентированный на решение, конвенциональный

N. Скрытность: частный, сдержанный, изысканный, светский, дипломатический против прямолинейный, искренний, бесхитростный, открытый, наивный, неприхотливый, вовлеченный

O. Опасения: опасливый, неуверенный в себе , обеспокоенный, неуверенный в себе, беспокоящийся, самообвиняющий против уверенный в себе, беззаботный, благодушный, безопасный, уверенный в себе, самодовольный

Q1. Открытость к изменениям: открытый (к изменениям), экспериментальный, либеральный, аналитический, свободомыслящий, гибкий против традиционный, привязанный к привычному, консервативный, уважающий традиционные идеи

Q2. Уверенность в себе: самостоятельный, одинокий, находчивый, индивидуалистичный, самодостаточный против ориентированный на группу, аффилиативный, зависимый

Q3. Перфекционизм: перфекционист, организованный, компульсивный, самодисциплинированный, точный, сентиментальный против терпимый к беспорядку, абстрактный, гибкий, недисциплинированный, импульсивный, небрежный

Q4. Напряжение: напряженный, возбужденный, нетерпеливый, ведомый, разочарованный против расслабленный, спокойный, терпеливый, сдержанный, немотивированный

Глобальные шкалы

Глобальные шкалы:

  • Экстраверсия: экстравертный, общительный, социально активный против интровертный, замкнутый, социально заторможенный
  • Тревожность: тревожный, напряженный, беспокойный, против спокойный, невозмутимый, собранный, уравновешенный
  • Твердый ум: твердый, решительный, неэмпатичный Независимость: независимый, убедительный, своевольный против уступчивый, приятный, бескорыстный
  • Самоконтроль: самоконтролируемый, сдерживает побуждения против необузданный, следует побуждениям

Оценка 16PF дает оценку вышеупомянутых черт, что в сумме дает обзор профиля личности человека. Кроме того, Глобальные шкалы представляют основные черты, которые, по сути, также доступны в модели Большой пятерки — с некоторыми вариациями.

Приложение 16PF

Анкета 16PF в основном используется профессионалами, которые стремятся оценить характер человека, для различных целей. Например, при использовании психологами и другими учеными в области психического здоровья 16PF служит клиническим инструментом для диагностики, прогноза и, конечно же, терапии проблем психического здоровья.

Кроме того, опросник 16PF является ценным инструментом для специалистов по кадрам, которые максимально используют свои знания для оценки и фильтрации кандидатов; в попытке найти идеальное совпадение для конкретных рабочих ролей. 16PF также широко используется советниками и консультантами. Они могут предоставить профессиональную ориентацию и помочь предсказать, подходит ли личность человека для профиля работы; наоборот.

Насколько надежен тест 16PF?

В качестве научного инструмента 16PF отображает длинный список подтверждающих данных. Кроме того, это подтверждается более чем 60 опубликованными исследованиями; и с годами оригинальное исследование уточнялось и обновлялось.

В частности, первый выпуск пересматривался четыре раза и повторно стандартизировался в 2002 году. Тем не менее, первоначальный список личностных черт, описывающих профиль личности человека, оставался неизменным на протяжении последних 50 лет исследований.

Тест признан во всем мире как инструмент объективной оценки личности; и широко используется как таковой во всем мире. На самом деле, она была переведена и адаптирована в культурном отношении более чем на 35 языков.

Преимущества метода оценки 16PF

Тест личности 16PF представляет собой простой в использовании инструмент оценки личности как для администраторов, так и для экзаменуемых. С одной стороны, с точки зрения испытуемых, простой и недвусмысленный язык анкеты облегчает их понимание; таким образом, предлагайте четкий и относительный ответ в каждом разделе.

С другой стороны, администраторы могут легко анализировать созданные отчеты и использовать их для своих целей. Благодаря своей ясности и простоте отчеты 16PF также могут оказаться полезными для руководителей предприятий.

Еще одна важная характеристика теста личности 16PF заключается в том, что желаемые черты никогда не очевидны для испытуемого; следовательно, трудно направить результаты в определенном направлении.

Вместо того, чтобы просить людей описать свою личность с помощью прилагательных, 16PF требует, чтобы они описали, например, как бы они реагировали в повседневных гипотетических сценариях. Более того, он может попросить их высказать свое мнение и даже заявить о своих интересах.

Таким образом, он побуждает респондентов раскрывать аспекты своей личности тонким, косвенным образом. Из-за непредвзятых декларативных вопросов, которые можно использовать на протяжении всего теста, респонденты не отвечают в обороне; напротив, они не стесняются отвечать открыто и внятно. Таким образом, тест помогает раскрыть черты, которые формируют уникальную личность каждого человека.

16PF на рабочем месте

Хотя 16PF разработала и, по крайней мере первоначально, использовала 16PF, сегодня она также приносит пользу консультантам по вопросам карьеры и менеджерам по персоналу. Фактически, в последние годы многие научно аккредитованные инструменты оценки личности, такие как 16PF, завоевали популярность в деловом мире как эффективные способы нанять нужного человека на работу через свои процессы управления персоналом.

Прежде всего, 16PF раскрывает основные черты человеческой личности, помогая рекрутерам и специалистам по персоналу принимать решения, основанные на данных и, в некотором смысле, безопасные для риска. Иными словами, они могут нанять подходящих кандидатов, основываясь на их личных качествах.

Добиваясь наилучшего соответствия человека работе — по крайней мере, в большинстве наймов — специалисты по персоналу могут помочь компании снизить текучесть кадров, повысить производительность сотрудников и улучшить командную работу; в долгосрочной перспективе даже повысить рентабельность компании, улучшив ее чистую прибыль.

Более того, менеджеры по персоналу могут использовать 16PF для предоставления целевых консультаций и планирования индивидуальных программ обучения; способствует развитию не только личности, но и бизнеса.

Процесс оценки

Оставив позади старомодный бумажный и ручной метод, онлайн-версия теста 16PF помогает рекрутерам проводить процесс оценки проще и быстрее. В результате они могут:

  • Автоматизировать процесс
  • Отправляйте уведомления экзаменуемым
  • Оценивайте результаты намного эффективнее; и 
  • Сохраните их для дальнейшего использования

Чаще всего испытуемым приходится сдавать тест 16PF без каких-либо ограничений по времени. Однако в большинстве случаев среднее время прохождения этого самостоятельного теста составляет 30-45 минут.

Что касается этапа интерпретации, существует множество отчетов, также доступных в Интернете, которые предлагают полезную информацию для эффективной интерпретации результатов. Помимо этого, существует также обширная библиография по методу оценки 16PF, которая может помочь администраторам в процессе оценки.

Epilogue

В процессе найма хорошо изученные и надежные инструменты оценки личности, такие как опросник 16PF, обеспечивают ясность, точность и, в целом, способствуют успешным результатам при найме. Тест личности 16PF позволяет рекрутерам эффективно выявлять основные черты поведения кандидатов, которые являются ключевыми для успешной работы на определенных должностях в компании; не говоря уже о том, чтобы плавно вписаться в корпоративную культуру.

Делая шаг вперед, благодаря информации, полученной в результате профилирования 16PF, профессионалы могут прислушиваться к профессиональным потребностям и потенциалу каждого человека для прогресса и развития. Сегодня, более чем когда-либо, опытные HR-специалисты имеют под рукой нужные инструменты, чтобы добиться положительных изменений в жизни людей; так и рост бизнеса.

Анкета по шестнадцати личностным факторам (16PF): преимущества и недостатки при приеме на работу

Если вы хотите оптимизировать процессы найма и принимать более взвешенные решения о найме, в этом может помочь тестирование перед приемом на работу. Узнайте больше о своих кандидатах и ​​о том, насколько они подходят для занимаемой должности, попросив их пройти предварительную оценку. Одним из тестов, который сейчас используют многие рекрутеры, является 16PF (опросник шестнадцати личностных факторов). Узнайте больше о том, как это работает, а также о плюсах и минусах включения его в ваш следующий процесс найма.

Что такое 16PF (опросник шестнадцати личностных факторов)?

16PF (опросник шестнадцати личностных факторов) позволяет оценить личность человека с использованием структурированного подхода. Этот инструмент, разработанный доктором Рэймондом Кеттелом, был впервые опубликован в 1949 году.

Сегодня 16PF (Шестнадцатифакторный опросник) представляет собой отчет о самооценке, в котором используется пятифакторная модель личности. Этот психометрический инструмент предназначен для оценки респондентов по шестнадцати различным факторам, которые в совокупности составляют вашу личность.

Эта оценка используется для прогнозирования поведения на рабочем месте, а также производительности и коммуникации. Менеджеры по найму с удовольствием используют этот инструмент в процессе найма, чтобы выяснить, как соискатель может взаимодействовать с другими, и определить, подходит ли этот человек другим личностям в команде.

Шестнадцать черт 16PF (Опросник шестнадцати личностных факторов) можно разделить на пять зонтичных категорий следующим образом:

  1. Экстраверсия: отношение к другим. Тратит ли человек больше времени на отношения на рабочем месте или на выполнение задач?
  2. Независимость: влияние и сотрудничество. У кандидата напористый стиль или он более склонен к сотрудничеству?
  3. Твердость: стиль мышления. Является ли кандидат достаточно реалистичным и объективным, или он более интуитивен и креативен?
  4. Самоконтроль: структура и гибкость. Обладает ли этот человек гибким подходом или он более дисциплинирован в своих действиях?
  5. Беспокойство: Управление давлением. Как этот человек справляется, когда он сталкивается с неудачами или проблемами, и как он справляется со стрессом?

Преимущества 16PF (опросника шестнадцати личностных факторов) при приеме на работу

Объективность

Рекрутеру или менеджеру по найму может быть трудно обосновать, почему вы выбрали человека, которого наняли, на должность. Внедряя оценку личности, такую ​​как 16PF (Шестнадцатифакторный опросник), у вас будут данные, на которых будут основываться ваши решения, что сделает их легко обоснованными. Получите объективное представление о личностях ваших кандидатов и сделайте свое решение о найме более простым.

Повышение самосознания

Отвечая на вопросы о своей личности, многие респонденты обнаруживают, что лучше понимают, как они ведут себя на рабочем месте. Чтение результатов может повысить самосознание кандидата, поскольку он может легко увидеть свои сильные стороны и области, в которых он может захотеть развить свои навыки.

Легко сузить список кандидатов

Если вы изо всех сил пытаетесь сократить свой окончательный список до реалистичного количества людей, с которыми нужно провести собеседование, вам может помочь 16PF (Шестнадцатый опросник личностных факторов). После того, как кандидаты пройдут эту оценку, вы узнаете больше о каждом человеке, и это может помочь вам решить, кого пригласить на собеседование.

Процесс информированного собеседования

Наличие дополнительной информации о ваших кандидатах, когда вы идете на собеседование, полезно, так как вы уже достаточно много знаете об этих людях, прежде чем что-то у них спросить. Если у вас есть какие-либо опасения по результатам личностного теста, вы можете направить свои вопросы, чтобы узнать больше об этих потенциальных проблемных областях. Это также дает возможность поговорить с кандидатами об их сильных и слабых сторонах по результатам теста.

Поддержка желаемой культуры на рабочем месте

Скорее всего, у вас есть желаемая культура на рабочем месте, которую ваша организация стремится достичь. Чтобы поддержать изменение культуры, ваш процесс найма должен быть связан со стратегией. Это означает найм подходящих людей, которые изменят вашу организацию к лучшему. Например, если вы хотите, чтобы люди больше высказывали свое мнение, вы можете использовать оценку личности, чтобы нанять прямолинейного и честного человека.

Hire for Team Fit

Еще одно преимущество использования 16PF (опросника шестнадцати личностных факторов) при приеме на работу заключается в том, что вы можете найти кандидата, который идеально впишется в команду, в которую он войдет. Команды работают лучше всего, когда в них участвуют разные личности, поскольку это способствует творчеству, решению проблем и сотрудничеству. Если бы все были одинаковыми, группе было бы труднее придумывать новые идеи. Найдите человека, который дополняет существующие личности в команде.

Недостатки 16PF (опросник шестнадцати личностных факторов) при приеме на работу

Менее предсказуема эффективность работы При использовании отдельно выполнять в работе. Однако это не главная цель личностного теста. Они могут многое рассказать вам о том, как кто-то работает, что может помочь вам найти наилучшие способы управления этим человеком и решить, впишется ли он в команду. Тем не менее, они не очень показательны для производительности труда, когда используются отдельно. Чтобы наиболее точно предсказать эффективность работы, менеджеры по найму должны использовать оценку, которая включает как личностные качества, так и вопросы о когнитивных способностях.

Надежность ответов

Намеренно или неосознанно многие кандидаты на работу будут отвечать на личностные тесты, выбирая ответы, которые, по их мнению, предпочтет менеджер по найму. Это может сделать результаты 16PF (опросника шестнадцати личностных факторов) в значительной степени недействительными или трудными для осмысленной интерпретации.

Личностные тесты чрезвычайно полезны при приеме на работу

Попросив кандидатов пройти личностную оценку, такую ​​как 16PF (Шестнадцатифакторный опросник), вы можете получить гораздо больше подробностей о том, как ведет себя этот человек. Это поможет вам принимать более взвешенные и обоснованные решения о найме. Вы можете выбрать того, кто будет вписываться в их команду и корпоративную культуру, сузить круг кандидатов и провести более информированное собеседование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *