Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

3 вида мышления: Виды мышления: классификация, характеристики

Содержание

Виды мышления в психологии

Почему-то люди часто жалуются на свою память или сетуют на недостаток внимания, но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое мышление
    • 1.1 Рождение мысли
    • 1.2 Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление
  • 2 Наглядно-действенное мышление
    • 2.1 Ручное мышление детей
    • 2.2 Наглядно-действенное мышление у взрослых
  • 3 Наглядно-образное мышление
    • 3.1 Роль образов в мыслительной деятельности
    • 3.2 Специфика образного мышления
  • 4 Абстрактно-логическое мышление
    • 4.1 Инструменты логического мышления
    • 4.
      2 Особенности абстрактно-логического мышления
    • 4.3 Развитие абстрактно-логического мышления
  • 5 Творческое мышление

Что такое мышление

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного восприятия. Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки — нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И.

П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это творческое мышление. Но о нем стоит поговорить отдельно.

50. Виды мышления. Шпаргалка по общей психологии

50. Виды мышления. Шпаргалка по общей психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич

Содержание

50. Виды мышления

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности.

Практически-действенное мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.

Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Практически-действенное мышление применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении несравнимо более сложных задач.

Значение практически-действенного мышления определяется тем большим весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и экономичнее в процессе практически-действенного мышления.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека.

Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.

26. Виды общения

26. Виды общения В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и

1.6. Виды помощи

1.6. Виды помощи По составу участвующих помощь может быть индивидуальной и групповой. В первом случае речь идет о межиндивидуальном взаимодействии, во втором — индивидуально-групповом или межгрупповом взаимодействии (например, помощь всей деревни погорельцам, как это

4.

3. Виды альтруизма

4.3. Виды альтруизма Самопожертвование. Особо надо выделить такой вид альтруизма, как самопожертвование. Самопожертвование — это жертвование собой ради блага других. Вспомним рассказ старухи Изергиль из одноименной повести М. Горького о подвиге юного красавца Данко,

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

50. Виды мышления

50. Виды мышления В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача

2. Виды мобильности

2. Виды мобильности Мобильность может быть горизонтальной и вертикальной. В свою очередь, вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. В случае вертикальной нисходящей мобильности говорят о потере профессионального статуса, при восходящей – о

Виды памяти

Виды памяти Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится.Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям

Основные виды мышления

Основные виды мышления Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,

29. Виды мышления

29. Виды мышления Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Виды мышления выделяют по различным

ВИДЫ СК

ВИДЫ СК СК – делятся на два вида – пассивные и активные. В пассивных СК у человека наблюдаются ощущения покоя, мышечного расслабления и сонливости. Снижается физиологическая активность организма и общая сенсорная чувствительность. Пассивное СК развивается, проходя

Виды ревности

Виды ревности Ревность классически делится на виды:Ревность-суперосторожностьОбладательница именно такого вида ревности практически счастливица и настоящая разведчица. Во-первых, ты не позволишь какой-нибудь суперледи приударить за твоим любимым в твоем присутствии.

Виды ревности

Виды ревности Ревность классически делится на виды:

Любовь и ее виды

Любовь и ее виды Мы все мечтаем о любви. Она – основной двигатель и побудитель нашей жизни. Любовь и голод правят миром. Какая она, любовь? И как понять, настоящая или нет? Мы так часто говорим: «Я тебя люблю», что слово уже почти ни к чему не обязывает. Мы говорим его, когда

4. Виды шопинга

4. Виды шопинга Увлечение шопингом можно разделить по группам людей, которые им занимаются, и видам товара. Так, например, можно выделить женский и мужской шопинг. Многими признается также наличие детского и подросткового шопинга. По наименованию товаров можно выделить

Виды мышления

Виды мышления Как только желание сформулировано, можно начинать мыслить. И сейчас мы научимся это делать.Существует несколько видов мышления, которые сильно различаются по своим возможностям:• описательное;• структурное;• функциональное.Эти три варианта мышления

Особые виды мышления

Особые виды мышления Ранее мы рассмотрели виды мышления, которые могут быть использованы в любых ситуациях. Все это разновидности абстрактно-логического мышления. И это фундамент развитого интеллекта.Но есть еще особые виды мышления, которые хорошо работают

3 способа мышления — Zippia

  • Какие существуют способы мышления?
  • Конвергентное мышление
  • Дивергентное мышление
  • Процесс латерального мышления
  • Изменение границы мыслительного процесса
  • Как ответить на вопрос интервью

    Как вы решаете проблемы? Это вопрос, который может возникнуть на собеседовании при приеме на работу и заставить вас задуматься о том, что они спрашивают. Ты хорошо их решаешь, да? Но это не то, что они хотят знать. Интервьюер интересуется вашим подходом к решению проблемы и тем, как работает ваш мозг.

    Основные выводы:

    • Три режима мышления — это конвергентное мышление, дивергентное мышление и латеральное мышление.

    • Конвергентное мышление — это процесс поиска единственного ответа простым и логическим способом.

    • Дивергентное мышление — это процесс рассмотрения нескольких ответов на проблемы.

    • Латеральное мышление — это непрямой процесс, сочетающий конвергентное и дивергентное мышление.

    Каковы способы мышления?

    Интересно, что концепции различных способов мышления и решения проблем были созданы Джой Пол Гилфорд, лидером американской психологии. Первоначально он разработал теорию креативности в 1950-х, расширил ее, включив в нее свою концепцию дивергентного мышления, а затем включил ее в свою идею креативности в 1970-х.

    Итак, идея трех способов мышления все еще довольно нова, она развивалась и продолжает развиваться сегодня. На данный момент режимов:

    • Конвергентное мышление

    • Дивергентное мышление

    • Нестандартное мышление

    Каждый режим рассматривается по-своему и заслуживает более подробного рассмотрения.

    Конвергентное мышление

    Самый простой способ объяснить конвергентное мышление — это рассмотреть простую математическую задачу, такую ​​как 2 + 2 = 4. Идея состоит в том, что есть только один правильный ответ, и вы используете логику, чтобы получить его. Если бы вам задали вопрос о 2 + 2, вы бы представили два предмета, стоящих с одной стороны, а затем к ним присоединяются еще два предмета. Ответ, конечно же, четыре.

    Это стало очень рутинным, и мы даже не думаем об этом, но когда мы только начали учиться, это был яркий пример конвергентного мышления. Нам пришлось использовать логику, чтобы узнать, что произойдет, когда два элемента присоединятся к другим двум элементам, и сколько их будет.

    В деловом мире большинство ситуаций, с которыми вы столкнетесь, будут не такими простыми. Вы также можете обнаружить, что в поиске решений участвует несколько человек, и поэтому это может стать немного сложнее. Но если все используют конвергентное мышление, то ответ всегда должен быть одним и тем же, потому что есть только один ответ.

    Бухгалтеры и другие специалисты в мире финансов часто сталкиваются с ситуациями конвергентного мышления. У них могут быть разные подходы к бухгалтерской ситуации, но если вы наберете несколько профессионалов и определите, как вы хотите, чтобы они находили ответ, все они придут к одному и тому же ответу. Это конвергентное мышление.

    Конвергентное мышление также может называться критическим мышлением, вертикальным мышлением, аналитическим мышлением и линейным мышлением.

    Дивергентное мышление

    Согласно Гилфорду, дивергентное мышление — это способ мышления, который генерирует творческие идеи, исследуя множество решений. В сериале Рот расходящийся человек демонстрирует характеристики более чем одной фракции.

    Давайте попробуем выполнить небольшое упражнение на дивергентное мышление. Возьмем нашу простую конвергентную математическую задачу 2 + 2. Как мы можем превратить ее в нечто, не равное четырем? Немного раскройте разум и попытайтесь разработать способ, при котором две вещи с двумя другими не будут создавать четыре вещи.

    Что, если бы было два кролика-самца, а вы добавили бы двух кроликов-самок? За очень короткий период у вас может быть намного больше, чем четыре кролика. Или что, если вы смешаете две капли воды с двумя другими каплями воды? Если бы они объединились, у вас была бы одна большая капля воды, а не четыре отдельных.

    При дивергентном мышлении существует много разных ответов или возможных решений на вопрос.

    Иногда в деловом мире эта способность выйти за пределы очевидного и «единственного» ответа и придумать «что, если» чрезвычайно важна. Это может привести к решению проблемы еще до ее возникновения. Это также приводит к творческим идеям для решения проблем.

    Дивергентное мышление иногда называют творческим мышлением или горизонтальным мышлением.

    Процесс латерального мышления

    Наконец, мы подошли к латеральному мышлению, в котором используются процессы как конвергентного, так и дивергентного мышления. Многим людям нравится связывать латеральное мышление с фразой «нестандартное мышление», что может быть хорошим способом его представить.

    Готовые решения — это логичные способы решения проблем с одним правильным ответом. Нестандартный процесс решения проблем открывает поле ответов для многих других концепций и возможностей.

    Латеральное мышление не является концепцией, введенной Гилфордом. Эдвард де Боно создал его в 1967 году, и это пример того, как идеи о том, что такое мыслительный процесс и как он работает, все еще развиваются.

    Это было включено в обзор решения проблем и мозгового штурма, что делает его отдельной категорией, но он по-прежнему в значительной степени зависит от конвергентного и дивергентного мышления. Его сравнивают со способностью использовать как конвергентные, так и дивергентные процессы, но он больше склоняется к дивергентному мышлению.

    При использовании латерального мышления человек должен уметь видеть правильный ответ, который может дать конвергентное мышление. Нестандартный мыслитель также может увидеть расходящиеся ответы. Они могут не только найти правильное решение или решение «что, если», но и свести их все воедино.

    Это очень полезно во многих деловых ситуациях, потому что они верят, что эти люди более разносторонние и продвинутые в процессе формирования мыслей и могут видеть идеи более развитым образом.

    Изменение границы мыслительного процесса

    В прошлом и до сих пор существовала тенденция классифицировать людей. Они так или иначе. Они либо конвергентные, либо дивергентные мыслители. Затем люди, как правило, ставили одну категорию выше другой и давали им своего рода ранжирование.

    Итак, когда появились концепции конвергентного и дивергентного мышления, люди думали, что конвергентные мыслители «хуже», чем дивергентные. Они не были всесторонне развиты, они не видели других решений, они не были изобретательны. Но это не обязательно так, и разве умение найти единственное правильное решение тоже не является хорошим навыком?

    С другой стороны, некоторые нестандартные мыслители считались высокомерными и разбросанными, не способными найти правильные ответы, но невероятно способными к творчеству. Опять же, у такого образа мыслей есть как хорошие, так и плохие стороны.

    Возможно, поэтому возникла идея объединить конвергентное и дивергентное мышление и создать латеральную модель. Это конец дискуссии о мыслительном процессе? Точно нет.

    Всегда будут люди, копающиеся в мозге и пытающиеся определить, как он работает. Что, кажется, вышло из исследования до сих пор, так это понимание того, что не существует абсолютов, и большинство людей используют комбинацию мыслительных процессов.

    Как ответить на вопрос интервью

    Это возвращает нас к тому вопросу интервью, где вас спросили, как вы решаете проблемы. Ну как решать проблемы? Вы тот, кто ищет правильный ответ, используя все знания, которые вы накопили? Или вы тот, кто ищет множество разных ответов, чтобы увидеть, какой из них может быть правильным?

    Возможно, вы даже не ищете ответ. Может быть, вам нравится брать вопрос и разбивать его на множество различных возможных решений, а затем дополнительно изучать все решения и их потенциальные результаты.

    Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно много знать о себе и о том, как работает ваш собственный мозг. Но интервьюер может не захотеть, чтобы вы так углублялись в собеседование.

    Если вы можете сосредоточиться и сообщить им, в какую сторону вы склоняетесь; сходящийся, расходящийся или латеральный, вероятно, это достаточно хороший ответ. Если они захотят узнать больше и лучше понять ваш мыслительный процесс, они зададут несколько наводящих вопросов.

    Что еще более интересно, то, как вы ответите на вопрос, может дать им лучшее представление о вашем мыслительном процессе, чем ваш реальный ответ. Тот, кто сразу говорит «расходящийся», на самом деле дает конвергентный ответ.

    Указано, что это правильный ответ, и другого альтернативного ответа нет. Забавно, как это работает и может выдать слова, которые вы на самом деле говорите.

    Если вас беспокоит, что этот вопрос возникнет на собеседовании, неплохо было бы узнать достаточно об этой области, чтобы понять, какого типа мыслителя они предпочитают.

    Они ищут творческих людей, которые предлагают свежие идеи? Основана ли их область на конкретных ответах, в которых не так много места для ошибок, или это область, которая охватывает множество различных способов мышления?

    Насколько полезен был этот пост?

    Нажмите на звездочку, чтобы оценить!

    Средний рейтинг / 5. Количество голосов:

    Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

    Никогда не упускайте подходящую для вас возможность.

    Какие существуют 3 типа мышления?

    Три типа мышления — это конвергентное, дивергентное и критическое мышление.

    Критическое мышление для детей — 2….

    Пожалуйста, включите JavaScript

    Критическое мышление для детей — 2. Три типа мыслителей

    Конвергентное мышление относится к типу мышления, при котором человек фокусируется на одном конкретном решении проблемы. Это предполагает, что человек сужает свои варианты, пока не найдет оптимальное решение.

    Этот тип мышления часто встречается при решении проблем, поскольку он хорошо подходит для поиска подходящего решения.

    Дивергентное мышление предполагает, что человек исследует множество идей и предлагает несколько решений проблемы. Вместо того, чтобы стремиться к одному «правильному» ответу, человек с навыками дивергентного мышления лучше способен исследовать различные потенциальные решения.

    Этот тип мышления особенно полезен при мозговом штурме идей и поиске творческих решений.

    Наконец, критическое мышление относится к способности рационально и аналитически мыслить о предмете. Это требует объективной оценки представленных доказательств и рассмотрения различных точек зрения.

    Навыки критического мышления необходимы для принятия здравых суждений и логических выводов, основанных на фактических данных.

    Содержание

    Что такое мышление Системы 2 в психологии?

    Мышление по Системе 2 в психологии является более аналитическим, логическим и требующим усилий типом мышления. Это связано с рассуждениями, принятием решений и использованием информации, чтобы делать выводы. Его обычно противопоставляют мышлению Системы 1, которое более автоматическое, рефлексивное и не требующее усилий.

    Мышление по Системе 2 обычно включает более сознательные мыслительные процессы, требующие больших когнитивных усилий, таких как решение проблем, принятие решений и абстрактное мышление. Примеры мышления Системы 2 включают преднамеренное решение проблем, взвешивание «за» и «против» и обдумывание решения.

    Это связано с более вдумчивой, логичной и «медленной» обработкой сложной информации, а не просто с опорой на инстинкт или интуицию. Утверждается, что мышление Системы 2 связано с большей точностью решения проблем, а также с улучшенным принятием решений.

    Каковы два когнитивных процесса?

    Два когнитивных процесса — это внимание и память. Внимание — это умственный процесс, который позволяет нам сосредоточиться на представленной нам сенсорной информации, такой как образы или звуки, чтобы получить более детальное понимание представленной информации.

    Память — это когнитивный процесс, включающий хранение и воспроизведение информации. Память также может включать формирование ассоциаций между различными элементами, которые можно использовать для расширения и повторения знаний, известных как ассоциативная память.

    Внимание и память являются важными компонентами когнитивных процессов, поскольку они работают вместе, помогая обрабатывать и интерпретировать информацию. Без надлежащего внимания и памяти наша способность обрабатывать и понимать информацию была бы значительно затруднена.

    Что такое рассуждения типа 2?

    Рассуждения типа 2 — это тип критического мышления, который включает более глубокое изучение вопроса или проблемы. Это выходит за рамки поверхностного уровня понимания и требует от человека изучения основных принципов, следствий, предположений и множества точек зрения.

    Рассуждения типа 2 включают способность распознавать, анализировать и решать сложные отношения, компромиссы и компромиссы. Это включает в себя способность оценивать аргументы, формировать правдоподобные контраргументы и выявлять ошибки как в собственных рассуждениях, так и в рассуждениях других.

    Кроме того, эта форма критического мышления требует способности генерировать и сообщать сложные аргументы, разрабатывать потенциальные решения проблем и учитывать последствия. В конечном счете, рассуждения типа 2 являются важным инструментом для решения проблем и обдумывания сложных вопросов и решений.

    Каковы распространенные стили мышления?

    Общие стили мышления можно разделить на две большие категории: аналитический и холистический.

    Аналитическое мышление сосредоточено на отдельных объектах, событиях или идеях и включает их разбиение на более мелкие части для более тщательной оценки и понимания. Аналитические мыслители, как правило, хорошо решают проблемы и принимают решения, поскольку они логичны и организованы в своем подходе.

    Целостное мышление носит более глобальный характер и рассматривает «картину в целом», а не отдельные элементы. Целостные мыслители обычно используют более интуитивный или творческий подход к решению проблем, полагаясь не только на логику, но и на интуицию и чувства.

    Интуитивные подходы могут быть ценными, поскольку они позволяют быстро принимать решения и могут учитывать точки зрения, которые могут быть упущены из виду аналитическим мышлением.

    Каждый стиль мышления имеет свои сильные и слабые стороны. Аналитическое мышление может быть чрезмерно упрощенным или слишком жестким в подходе, в то время как интуитивное мышление не всегда может быть подкреплено обоснованными аргументами.

    Уравновешенность и способность переключаться между обоими типами мышления помогают принимать взвешенные и обоснованные решения.

    Какой тип мышления у людей?

    Люди обладают как конвергентным, так и дивергентным мышлением. Конвергентное мышление — это тип мышления, который включает в себя поиск единственного правильного ответа на проблему. Этот тип мышления характеризуется сужением на одной идее или решении.

    Напротив, дивергентное мышление — это тип мышления, который включает в себя поиск нескольких возможных решений проблемы. Этот тип мышления характеризуется взглядом на проблему с разных точек зрения и рассмотрением множества возможных решений.

    Люди также могут мыслить творчески, выдвигая инновационные идеи или комбинации идей, которые нестандартны и могут привести к новому изобретению или концепции.

    Как избавиться от поляризованного мышления?

    Поляризованное мышление возникает, когда вы используете черно-белый подход к определенным ситуациям и не понимаете сложности и нюансы своего опыта. Чтобы сломать эту тенденцию, важно сделать шаг назад и оценить свои мысли и чувства.

    Начните определять лежащие в основе убеждения и предположения, которые движут вашими мыслями. Вы можете обнаружить, что делаете предположения или преувеличиваете реальность.

    Как только вы определите эти лежащие в основе убеждения и предположения, бросьте себе вызов, попробовав взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Постарайтесь определить несколько точек зрения и бросьте себе вызов, чтобы найти какие-либо доказательства, подтверждающие альтернативные точки зрения.

    Спросите себя, могут ли быть какие-либо другие объяснения или интерпретации ситуации, и откройте свой разум для других возможностей.

    Кроме того, найдите время, чтобы сосредоточиться на уходе за собой и поищите занятия, которые помогут вам справиться со стрессом и восстановить равновесие. Изучение того, как практиковать осознанность и помнить о своих мыслях и эмоциях, может помочь вам создать более здоровое отношение и общее мировоззрение.

    Также важно проявлять сострадание к себе и доброту, чтобы позволить себе простить себя и быть менее осуждающим.

    Применяя более непредубежденный подход и осознавая свои мысли и эмоции, вы можете уменьшить поляризованное мышление и стать менее экстремальными в своих мыслях и реакциях. Со временем и практикой вы научитесь быть открытыми для разных точек зрения и видеть сложные ситуации такими, какие они есть на самом деле.

    Что такое реалистическое мышление?

    Реалистическое мышление — это когда кто-то применяет рациональное и разумное мышление к любой ситуации. Вместо того, чтобы позволять эмоциям диктовать ваши решения, он включает в себя изучение фактов и логическую оценку плюсов и минусов каждого доступного варианта.

    Реалистическое мышление требует понимания того, что в настоящее время возможно в рамках заданных ресурсов и ограничений, а также четкой оценки рисков и выгод, связанных с различными вариантами.

    При анализе ситуации реалистично мыслящие люди взвешивают положительные и отрицательные аспекты различных вариантов. С точки зрения реалистического мышления, решения должны приниматься только после тщательной оценки ситуации, включая изучение как потенциальных плюсов, так и минусов.

    Реалистично мыслящие люди пытаются определить любые потенциальные проблемы, прежде чем принимать решение, и убедиться, что принятое решение является наилучшим из возможных с учетом доступной информации. Этот тип мышления помогает людям принимать обоснованные решения и сохранять ожидания в реалистичных пределах.

    Кто такие мыслители 3-го уровня?

    Мыслители 3-го уровня, называемые «системными мыслителями», — это люди, придерживающиеся системного взгляда на решение проблем. Это означает, что они могут принимать во внимание все аспекты проблемы — от индивидуального до группового и от более широкой среды, из которой возникает проблема.

    Они ищут закономерности между компонентами и рассматривают сложные взаимозависимые отношения между ними.

    Мыслители 3-го уровня разрабатывают интегрированные решения, т. е. решения, по возможности, приносящие пользу как индивидууму, так и коллективу. Мыслитель 3-го уровня понимает, что индивидуальные решения проблем могут иметь серьезные непредвиденные последствия для коллектива, и стремится избежать таких последствий.

    Мыслители на стадии 3 используют системный взгляд на решение проблем, признавая и включая различные факторы, способствующие возникновению проблемы, в процесс построения решения. Это означает, что они рассматривают первопричины проблемы, возможные последствия различных решений и потенциальные выгоды, которые может принести каждое решение.

    Эти мыслители также признают важность сотрудничества, доверия и общения в усилиях по решению проблем.

    Мышление стадии 3 основано на разработке творческих решений, которые могут предложить значимые изменения и улучшения в данной ситуации. Они понимают, что некоторые проблемы требуют более чем одного решения, и стремятся создать результаты, которые лучше, чем текущая ситуация.

    В конечном счете, этот тип мышления требует непредвзятости и способности оставаться гибким и любопытным в процессе решения проблем.

    Что является 3 характеристикой хороших мыслителей?

    Хорошие мыслители обладают тремя ключевыми характеристиками: непредубежденность, критическое мышление и креативность.

    Непредубежденность означает готовность подвергать сомнению и оспаривать предвзятые представления и убеждения. Хорошие мыслители способны искать альтернативные точки зрения и рассматривать разные возможности.

    Это позволяет им принимать решения, основанные на рациональном мышлении, а не на предубеждениях или предубеждениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *