Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Абстрактно логическое мышление тождественно: Б галлюцинация

Содержание

Б галлюцинация


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации


1.Какое понятие подходит к определению – «заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях»?

+А) амнезия

Б) галлюцинация

В) бред


Г) шизофрения
2.Выберите виды памяти

+А)долговременная

+Б)оперативная

+В)механическая

+Г)кратковременная
3.Что значит «деменция»?

+А)приобретенное слабоумие

Б)врожденное слабоумие

В)фантазии

Г)воображение
4. Что значит «олигофрения»?

А)приобретенное слабоумие

+Б)врожденное слабоумие

В)фантазии

Г)воображение
5. Перечислите виды деменций

+А) глобарная

+Б) паралитеческая

+В) шизофреническая

Г) фиксационная
6. Какое понятие подходит к определению – «самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода»?

+А) дебильность

Б) имбецильность

В) идиотия

Г) слабоумие
7. Что относится к виду расстройства памяти?

+А)конфабуляция

Б) деменция

В) олигофрения

+Г) парамнезия
8. Какое понятие подходит к определению – « это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков»?

+А) память

Б) мышление

В) бред


Г) навык
9. Перечислите виды нарушения течения мыслей

+А) бессвязность мышления

+Б) навязчивые идеи

+В) сверценные идеи

Г) гипомнезия
10. К какому мышлению у имбецилов не развито?

+А) логическое

Б) интуитивное

В) математическое

Г) компьютерное
1.К особенностям волевых процессов у детей относится все кроме

А)упрямство

Б)капризы

В)детский негативизм

+Г)апатия
2.Что относится к импульсивным влечениям?

+А)дромомания

+Б)клептомания

+В)пиромания

Г)тики
3.Какое понятие подходит к определению – «иное ступорозное состояние, во время которого сознание почти не помрачается»?

+А)люциидная кататония

Б)онейроидная кататония

В)импульсивность

Г)эхопраксия
4.Какое понятие подходит к определению – «сопровождается галлюцинированием, при котором индивидуум наблюдает сценоподобные, калейдоскопические галлюцинации»?

А) люциидная кататония

+Б)онейроидная кататония

В)импульсивность

Г)эхопраксия
5. Что относится к эмоциональным состояниям?

+А)аффект

+Б)настроение

В)абулия


Г)капризы
6.Какие виды имеет анорексия?

+А)эмоциональная

+Б)нервная

В)поведенческая

Г)стрессовая
7.Что относится к нарушениям психомоторики?

+А)тики


+Б)косноязычие

+В)заикание

Г)влечение
8.Что относится к нарушению волевого процесса?

+А)абулия

Б)апатия

В)дисфория

Г)ночной страх
9.Что относится к симптомам депрессивного синдрома?

+а)пониженным настроением по типу гипотимии,

+б)торможением интеллектуальной деятельности (брадипсихия, брадифрения),

+в)двигательной и волевой заторможенностью (гипобулия).

г)навязчивые движения
10. Нарушение какого процесса наблюдается при кататоническом возбуждении?

+А)мышление

Б)сон

В)бодрствование

Г)запоминание
1.Бессвязность речи и хаотическое возбуждение характерно для?

+а)аменции

Б)онейроид

В)делирий

Г)агрессия
2.Какие галлюцинации характерны для делирия?

А)истинные

Б)ложные

+В)зрительные

Г)слуховые
3.Что входит в синдромы помрачения сознания?

+А)делирий

+Б)онейроид

+В)аменция

Г)амнезия
4.Что из нижеперечисленного не входит в виды деперсонализации?

А)витальная

Б)аутопсихическая

В)аллопсихическая

+Г)зрительная
5.Как еще можно назвать синдромы помрачения сознания?

+А)продуктивные

Б)апродуктивные

В)дереализация

Г)сознательная деятельность
6. Какое понятие подходит к определению – «глубокое угнетение сознания с утратой произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности»?

+А)сопор


Б)кома

В)оглушенность

Г)амнезия
7.Какое понятие подходит к определению – «угрожающее жизни состояние между жизнью и смертью, характеризующееся потерей сознания, резким ослаблением или отсутствием реакции на внешние раздражения, угасанием рефлексов до полного их исчезновения, нарушением глубины и частоты дыхания, изменением сосудистого тонуса, учащением или замедлением пульса, нарушением температурной регуляции»?

А)сопор


+Б)кома

В)оглушенность

Г)амнезия
8.Укажите характерные признаки сопора?

+А)отсутствие контакта с пациентом

+Б)обездвиженность

В)зрительные галлюцинации

Г)двигательное возбуждение
9.Чем характеризуется бессвязность мышления?

+А) отсутствие логической и ассоциативной последовательности мыслительного процесса

Б)дезориентировка во времени

В)двигательное возбуждение

Г)зрительные галлюцинации
10. Чем характеризуются зрительные псевдогаллюцинации?

+А)имеется образ, возникающий в сознании при отсутствии реального объекта восприятия

Б)дезориентировка во времени

В)нарушение сознания

Г)бессвязность речи
1.Что входит в менингеальные симптомы?

+А)головная боль

+Б)повышение чувствительности к внешним раздражителям

В)потливость

Г)агония
2.Что из нижеперечисленного входит в эндоформные синдромы?

А)ВИЧ


+Б)галлюцинаторно-параноидный синдром

+В)депрессивный синдром

+Г)маниакальный синдром
3.Какие реакции относятся к экзогенному типу?

А)спидофобия

Б)энцефалит

+В)онейроид

+Г)аменция
4.Чем характерен СПИД-дементный синдром?

+А)возникает на поздних стадиях ВИЧ-инфекции

+Б)замедленность мышления

+В)утрачиваются навыки самообслуживания

Г)наблюдается повышенная двигательная активность
5. На какие стадии можно разделить течение эндоформных психозов?

+А)острое

+Б)хроническое

+В)рецидивирующее

Г)прогрессирующее
6.Какой из терминов относится к определению — навязчивый страх заразиться вирусом ВИЧ?

А)эпидемический энцефалит

+Б)спидофобия

В)органическое слабоумие

Г)задержка психического развития

7.Что входит в неврологические расстройства?

+А)гиперкинетический синдром

+Б)паркинсонизм

+В)менингеальные симптомы

+Г)эпилептические припадки

8.Что входит в синдромы исхода инфекционного заболевания?

+А)задержка психического развития

+Б)органическое слабоумие

+В)олигофренический синдром

+Г)психоорганический синдром


9.Какой термин подходит к определению — состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции и характеризующееся падением числа CD4+ лимфоцитов, множественными оппортунистическими инфекциями, неинфекционными и опухолевыми заболеваниями?

+А)СПИД


Б)ВИЧ

В)энцефалит

Г)сифилис
10. Какие формы имеет врожденный сифилис мозга?

+А)апоплектиформная

+Б)эпилептиформная

+В)гуммозная

+Г)галлюцинаторно-параноидная
1.Как называется 1 стадия алкоголизма?

+А)стадия психической зависимости

Б)стадия физической зависимости

В)стадия алкогольной деградации

Г)алкогольный психоз
2.Как называется 2 стадия алкоголизма?

А)стадия психической зависимости

+Б)стадия физической зависимости

В)стадия алкогольной деградации

Г)алкогольный психоз
3.Как называется 3 стадия алкоголизма?

А)стадия психической зависимости

Б)стадия физической зависимости

+В)стадия алкогольной деградации

Г)алкогольный психоз
4.Что относится к алкогольным психозам?

+А)белая горячка

+Б)алкогольный галлюциноз

+В)алкогольный бред ревности

Г)ложные запои
5. Что относится к токсикомании?

А)компульсивное влечение

Б)анозогнозия

+В)кофеинизм

+Г)никотинизм
6.Чем характеризуется 1 стадия алкоголизма?

+А)патологическое влечение к алкоголю

+Б)психическая зависимость

+В)повышение толерантности к алкоголю

Г)белая горячка
7.Чем характеризуется 2 стадия алкоголизма?

А)корсаковский психоз

+Б)ложные запои

+В)изменения личности

+Г)социальная дезадаптация
8.Чем характеризуется 3 стадия алкоголизма?

+А)снижение толерантности к алкоголю

+Б)алкогольная деградация

+В)социальная дезадаптация

+Г)соматические последствия
9.Какой термин относится к определению — хроническое психическое прогредиентное заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него?

+А)алкоголизм

Б)наркомания

В)токсикомания

Г)ложные запои
10. Какой термин относится к определению — состояние, характеризующееся патологическим влечением к употреблению наркотических веществ, сопровождающееся психическими, иногда и соматическими расстройствами.

А)алкоголизм

+Б)наркомания

В)токсикомания

Г)ложные запои
1.Какой термин обозначает определение – «общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах»?

+А)олигофрения

Б)шизофрения

В)болезнь Дауна

Г)галактоземия
2.Перечислите степени олигофрении?

+А)дебильность

+Б)имбецильность

+В)идиотия

Г)фенилкетонурия
3.Что входит в лечение олигофрении?

А)физическая нагрузка

+Б)медико-педагогические меры

+В)медикаментозная терапия

+Г)диетотерапия
4. Какие выделяют формы адаптации?

+А)социальная

+Б)трудовая

В)умственная

Г)психическая
5.Стремление быть в центре внимания характерно для?

+А)истерической психопатии

Б)болезнь Дауна

В)фенилкетонурия

Г)гемолитическая болезнь
6.Тотальные изменения психики характерно для?

+А)шизоидной психопатии

Б)олигофрения

В)феникетонурия

Г)эпилептоидная психопатия
7.Что характерно для гидроцефалии?

+А)увеличенный объем черепа

Б)уменьшенный объем черепа

В)отечность лица

Г)боль в мышцах
8.Чем проявляется детская миксидема?

А)реакция отказа

+Б)выпадение волос

+В)сухость кожи

+Г)повышенная утомляемость
9.Для какого заболевания характерно отсутствие речи?

+А)идиотия

Б)шизофрения

В)дебильность

Г)олигофрения
10. Перечислите типы патохарактерологических реакций?

+А)реакция отказа

+Б)реакция оппозиции

+В)реакция компенсации

+Г)реакция имитации
1.Какое понятие относится к определению — явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения?

+А)психозы

Б)неврозы

В)истерика

Г)агония
2.Какое понятие относится к определению — совокупность психогенных, функциональных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к длительному течению?

А)психозы

+Б)неврозы

В)истерика

Г)агония
3.Что относится к истерическим психозам?

+А)псевдодеменция

+Б)пуэрилизм

+В)сумеречное состояние

Г)неврастения
4. Что относится к детским неврозам?

+А)невротические тики

+Б)невротическое заикание

+В)невротический энурез

Г)ступор
5.Психогенно обусловленное неосознанное упускание мочи, чаще в ночное время?

+А)невротический энурез

Б)энкапрез

В)заикание

Г)тики
6.Свойственна преимущественно девушкам и выражается в чрезвычайно упорном стремлении к похуданию путем длительного самоограничения в еде?

+А)анорексия

Б)энкапрез

В)энурез


Г)невроз
7.Для чего характерны конверсионные симптомы?

+А)навязчивое состояние

Б)психозы

В)неврозы

Г)тики
8.Какой термин относится к определению — психическое расстройство из группы неврозов, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению?.

+А)неврастения

Б)психоз

В)невроз


Г)пуэрилизм
9.Какие синдромы относятся к истерическим психозам?

+А)синдром Ганзера

+Б)синдром бредоподобных фантазий

+В)синдром регресса психики

Г)синдром неврастении
10.Что относится к реактивным психозам?

+А)аффективно-шоковые реакции

+Б)гипокинетический вариант

+В)гиперкинетический вариант

+Г)эмоциональный ступор
1.К экзогенно-органическим психическим заболеваниям относят?

+А)психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга

+Б)психические расстройства при черепно-мозговых травмах

В)психические расстройства при сердечно-сосудистых заболеваниях

Г)психические расстройства при инфекционных заболеваниях
2.В течении травматической болезни выделяют следующие периоды?

+А)начальный, острый, поздний, отдаленных последствий

Б)начальный, поздний

В)начальный, подострый, поздний

Г)острый, поздний, отдаленных последствий
3. Сквозными психическими расстройствами при черепно-мозговой травме являются?

А)общемозговые

Б)сумеречные

+В)астенические

Г)бредовые
4.Для начального периода черепно-мозговой травмы наиболее характерны следующие психические расстройства?

А)органические поражения головного мозга

+Б)общемозговые

+В)помрачения сознания

Г)выключения сознания

5.Для всех больных с черепно-мозговой травмой обязательным является назначение?

+А)постельного режима

Б)антибиотиков

В)транквилизаторов

Г)физиотерапевтических процедур


6.Эпилепсия относится к?

А)эндогенным заболеваниям

+Б)эндогенно-органическим заболеваниям

В)экзогенным заболеваниям

Г)экзогенно-органическим заболеваниям
7.Аура является?

А)предвестником судорожного припадка

+Б)начальной стадией припадка

В)осложнением припадка

Г)малым эпилептическим припадком
8. Для больных эпилепсией характерна?

+А)вязкость, обстоятельность мышления

Б)резонерство и разноплановость суждений

В)разорванность мышления

Г)ускорение темпа мышления
9.Эпилептический статус – это?

А)психическое состояние больного эпилепсией

Б)состояние больного во время припадка

+В)серия непрерывно следующих один за другим припадков

Г)ускорение темпа мышления
10.Пароксизмальные расстройства подразделяются на?

А)судорожные, генерализованные

+Б)судорожные, бессудорожные

В)продромальные, генерализованные

Г)продромальные, судорожные, бессудорожные
1.Депрессивный синдром может развиваться при всех перечисленных заболеваниях, кроме?

+А)прогрессивного паралича

Б)маниакально-депрессивного психоза

В)шизофрении

Г)эпилепсии
2. Маниакальные синдромы развиваются при всех перечисленных заболеваниях, кроме?

А)маниакально-депрессивного психоза

Б)шизофрении

В)эпилепсии

+Г)неврозов
3.Основными характеристиками маниакально-депрессивного психоза являются все перечисленное, кроме?

А)течения аффективными состояниями

Б)фазного характера течения

+В)усложнения психопатологической структуры

Г)отсутствия личностных изменений
4.Понятие циркулярности включает?

+А)течение фазовыми состояниями и аффективную структуру фаз

Б)обязательную повторяемость фаз одного знака

В)обязательное возникновение полярных фаз

Г)правильное чередование полярных фаз

5.Вариантами течения маниакально-депрессивного психоза являются все перечисленные, кроме?

А)монополярного

Б)биполярного

В)течения сдвоенными и строенными фазами

+Г)приступообразно-прогредиентного типа


6. Для выраженной депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза характерно все перечисленное, кроме?

А)наличие депрессивной триады

Б)идеи самообвинения

+В)идеи переоценки

Г)апатия
7.Для выраженной депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза характерно все перечисленное, кроме?

А)подавленного настроения

+Б)оптимистического содержания мыслей

В)чувства тревоги

Г)бессонницы
8.К суицидальноопасным состояниям относятся все перечисленное, кроме?

А)слезливых депрессий

+Б)ступорозных депрессий

В)тревожных депрессий

Г)депрессии с идеями самообвинения
9.Суицидальную опасность представляют все перечисленные состояния, кроме?

+А)психастенической депрессии

Б)депрессии с депрессивным бредом

В)заторможенность меланхолической депрессии

Г)адинамических депрессий с суточными колебаниями
10. Для выраженной маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза характерно все перечисленное, исключая?

А)наличие маниакальной триады

+Б)чувство тревоги

В)идеи переоценки

Г)расстройство сна
1.Способность к воспроизведению прошлого опыта, и выражающиеся способностью длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения:


Скачать 156,84 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Логический принцип тождества | Философский штурм

Систематизация и связи

Основания философии

  

                                Смысл логики 3   

 

               «Мефистофель.

              … суха Теория, мой друг, 

              А жизни  древо  вечно  зеленеет. »  

                                                    Гете  И.В. Фауст. Трагедия.

 

  

  1.    Логический принцип тождества, основанный на естественном принципе, проявляет  осознание в существовании  изменчивых, преходящих, множественных понятий определенности смысла   одной конкретной  сущности, обозначаемой словом или выражением.  

   Начнем рассмотрение принципа тождества с цитаты.

    «Если же   это было бы не так, а сказали бы, что слово имеет бесчисленное множество значений, то совершенно очевидно, что речь была бы невозможна; в самом деле, не означать что-то одно — значит ничего не означать; если же слова ничего [определенного] не обозначают, то конец всякому рассуждению за и против, а в действительности — и в свою защиту, ибо невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно; а если мыслить что-то одно возможно, то для него можно будет подобрать одно имя»).

   /Аристотель. Метафизика / Кн. 4  Гл.4 /

   Из этих рассуждений  Аристотеля ясно, что логический принцип тождества лежит в основании определенности  речи и мышления.

 

   2. Тождество есть суждение об одном в его отношении с другим  и при этом, очевидно, что     это другое есть само одно, если другое ему тождественно .  

   Ясно, что человек, в каждый конкретный момент времени может говорить и думать только о чем-то одном. Это факт. 

     В этот конкретный момент времени , говоря о чем-то одном, совершенно необходимо для продолжения процесса мышления и речи использовать одни и те же элементы (тождественные по смыслу  слова и понятия)  

      Тождество говорит только про одно.        Казалось бы   все просто до очевидности. 

   На столько просто, что вполне понятна цитата.    

  «5. 5303. Между прочим: сказать о двух предметах, что они тождественны, бессмысленно, а сказать об одном предмете, что он тождествен самому себе, значит ничего не сказать».

   //Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат //   

   Смысл такого суждения   Витгенштейна о тождестве имеет отношение  к спорам философов Древней Греции о том: — «Разное Солнце каждый день восходит на востоке или одно и тоже?». Заметим, что сегодня тождественность Солнца, в нашем понимании, очевидна.   

   С одной стороны, наличность отдельной и определенной цельности в своей очевидности исключает вопрос о тождественности, а с другой,  нет смысла говорить о тождественности одного и другого, если —  это очевидно  другое.    

   Причем, обратим внимание, что наши рассуждения относятся к логике, а значит, только  к интерсубъективным  словам речи (языку) исубъективным  понятиям  мышления, а не к  объектам внешнего мира.

   Такие теоретические  размышления напоминают какую-то «статичную логику», а наше мышление и речь- это процессы и поэтому, не бывают неподвижными.

      

  3.     В реальной жизни  наши суждения, наше мышление  сильно отличаются от какой-то  теории.  Вот  жизненный  пример.

   Однажды, через много лет  встретил одноклассника, который сильно изменился, а я даже имя его забыл, но узнал сразу. Как же можно отождествить Этого огромного,  лысого, толстого мужика о  с Тем стройным кучерявым и сухощавым парнем?     

   Отождествляется сущность, самое главное, вне времени и пространства  — тождество в  существовании, жизни, судьбе, которые  изменяются во времени и пространстве, движутся, оставаясь одним.   

  Таким образом, тождество определяет отдельное, конкретное в его реальном движении, изменении, в его существовании.      

  Тогда, можно утверждать, что принцип тождества гласит*: – «Что-то существует».

    Принцип тождества , в отличии от естественного принципа логики является не абсолютным, а   относительным и может быть только в о множественном и разделенном  изменяющемся   мире, иначе он теряет свой смысл. 

   Итак ,принцип тождества имеет смысл только в реальности  изменений, движении в  несомненности  жизни, как существования. 

 Вновь обратим внимание, что мы рассуждаем только о принципе логики, о принципе в основании  речи и мышления, в которых, как данность есть отдельность и определенность существование  наличных  слов и понятий. 

   Если принцип тождества утверждает:»Что-то существует», то это «Что-то» имеет уникальную неизменную  сущность, как и все существующее.

          В сущности сущего содержится смысл тождества единичного во всех  его отношениях существования.

 

  4.  По сути, тождество утверждает нечто неизменное ,отдельное, определенное в тотально  изменчивом мире. Но, логическое тождество не есть видимая одинаковость, не есть похожее в повторении.     

  Учитывая вышеизложенное   рассмотрим еще одну цитату.   

   «Тождественным, или одним и тем же, называется то, что тождественно как привходящее;

    например, «бледное» и «образованное» тождественны, потому что они нечто привходящее для одного и того же, и точно так же «человек» и «образованное», потому что последнее есть привходящее для первого, а «образованное» есть «человек», потому что оно нечто привходящее для человека.

    И каждой из этих двух частей тождественно целое, а целому каждая из них, ибо «человек» и «образованное» означают то же, что «образованный человек», и этот-то же, что они.

 Вот почему все это и не сказывается в виде общего: неправильно сказать, что «всякий человек» и «образованное» — это одно и то же.

   В самом деле, общее присуще само по себе, привходящее же не присуще само по себе, а непосредственно сказывается о единичном: ведь тождественными представляются «Сократ» и «образованный Сократ»;

    но «Сократ» не сказывается о многих, поэтому не говорят «всякий Сократ» в отличие от того, как говорят «всякий человек».  

 Одни вещи называются тождественными в этом смысле, а другие тождественны сами по себе и в стольких же значениях, сколько и единое, а именно: тождественным называется и то, материя чего одна по виду или по числу, и то, сущность чего одна.  Поэтому о  очевидно, что тождество есть некоторого рода единство бытия либо вещей числом более чем одна, либо одной, когда ее рассматривают как нечто большее, чем одна

(например, когда о ней говорят, что она тождественна самой себе, ибо в этом случае ее рассматривают как две)».  

     // Аристотель. Метафизика / Кн. 5 Гл. 9 //

   Тождественность имеет смысл только по отношению к чему-то одному , и это «ОДНО» определяет вид тождественности.

     Исходя из мыслей Аристотеля можно определить смысл трех видов тождества.

   а). Тождество изменяющегося единичного  одного с самим собой до и после изменения (в т.ч. движения), в смысле неизменности его сущности.

   б). Тождество элементов единства в одном  общем абстрактном смысле этого единства множественного  (в. т.ч. род и вид).         

    в). Тождество обозначений одного, как  цельного, в смысле  определенности соответствия смысла  обозначения (слова) и обозначаемого (понятия)).    Причем, такой вид  тождества может иметь два разных смысла тождество обозначаемых одному обозначению и тождество разных обозначений одному обозначаемому.:     Поэтому, Аристотель и говорил, что говоря одно – мы говорим о многом. Можно добавить, что иногда во многом сказанном говорится об одном смысле  разного  или об одном  смысле одного цельного.  

 

   5.  Определение логического  принципа тождества.

    Логический принцип  тождества является одним из логических принципов, как начало и основание логики, который определяет и конкретизирует смысл  каждого  элемента речи (слова и выражения) и мышления (понятия, утверждения и умозаключения), в смысле  их существования, как отношении  одного и многого. 

      Описание логического принципа тождества.  

       Тождественность имеет смысл внутри диапазона противоположных – неизменного единичного  и случайного множественного.

    Неизменное, определенное единичное в существовании  не требует  осмысления, как тождественное в своей очевидности..

  Например, нет смысла говорить о тождественности абстрактного круга, как геометрической фигуры, в его очевидной единичности, неизменности и определенной  наличности.  

Аналогичные суждения справедливы для книги, которая лежит перед Вами на столе, пока  она в поле вашего  зрения.     

   Другая крайность во множественном, случайном, неопределенном, для которого тождественность просто невозможна в бессмысленности самого процесса  отождествления. 

   Например, невозможно говорить, в общем случае, о какой-то тождественности  одной песчинки на песчаном пляже.  

        Логический принцип тождества  обосновывает  все определения в смысле понимания определенности каждого сущего  и дает начало любым суждениям, обоснованиям и доказательствам в процессах их формирования и понимания.  

 

   6.      Различие и тождество. 

  Тождественное в определенном смысле может быть различным в другом смысле.  

    Например, надо чем-то запить, тогда чай, сок или  вода будут тождественны, как элементы единства «напиток», при их очевидном различии.  

    Два совершенно одинаковых электрона, принадлежащих различным атомам не тождественны, между собой,  только  потому, что для одного из них второй является другим. Но, если в атоме можно один электрон заменить на другой, то для атома эти электроны будут совершенно тождественные, как элементы одного единства «электрон».     

   «Так вот, Аристотель усмотрел десять родов всех вещей; один из них – субстанция, остальные девять – акциденции, а именно: качество, количество, отношение, место (ubi), время (quando), положение (situs), обладание (habere), действие (facere) и страдание (pati). Так как эти десять родов – наивысшие, и нет такого рода, который можно было бы поставить над ними, то всякая вещь непременно должна найти своё место в одном из видов этих десяти родов. Между этими родами распределены все возможные различия».   

   /Северин Боэций. Комментарий к Порфирию, им самим переведенному./Кн. 1/ 

   Одно, тождественное  в своем  существовании, может быть Отличным  ОТ ДРУГОГО В  отношениях ИХ   существования. 

      Различение проявляется в определенности и отдельности существующих  элементов единства.  

     Определенность ХАРАКТЕРИЗУЕТ   то одно понятие , которое  в смысле тождественности  Может быть обозначено одним словом или выражением.    

 

   7.    Таким образом говоря о принципе тождества, как и о каждом принципе логики, утверждается  только о соотношениях в речи и мышлении, но не о отношениях объектов внешнего мира. 

    Внешний мир принципиально алогичен, тотально  обусловленный, динамичен в нераздельном  потоке изменений,  одновременных событий и явлений всего существующего. Логика же базируется на речи и мышлении.  

   «первоначально же слово, как основа раздельного и отчетливого мышления, не может быть на нем же основано, а есть факт, предваряющий всякую рефлексию и не обусловленный субъективно ничем другим, кроме сохраненных памятью данных психических состояний, так что само слово может быть определено лишь как прямое воздействие чего-то сверхфактически всеобщего на ту или другую отдельность единичных психических фактов, подобно тому как память есть прямая реакция чего-то сверхвременного на процесс непрерывного возникновения и исчезновения психических состояний. Как память, поднимаясь над сменой моментов непосредственного сознания, удерживает исчезающее и возвращает исчезнувшее, так слово, поднимаясь, кроме того, над сосуществованием дробных явлений, собирает разрозненное в такое единство, которое всегда шире всякой данной наличности и всегда открыто для новой. Память есть надвременное в сознании, слово есть и надвременное и надпространственное. Ставя пространство и время как первоначальные формы чувственного созерцания, а чрез это и всего дальнейшего познания, Кант ошибся, не оценив достаточно гносеологического значения двух психических основ, непосредственно освобождающих сознание от полного подчинения времени и пространству».

    // Соловьев В.С.  Теоретическая философия./ Достоверность  разума / Раздел VII // 

    Логика всех  рассуждений основана на тождестве внутри каждого утверждения и  в непрерывной цепи суждений от исходных посылок до заключения, в т.ч. и в процессе познания. 

 

Понимание абстрактного мышления: развитие, преимущества и многое другое

Сегодня мы одержимы данными. Эксперты в каждой отрасли находят оригинальные способы измерения и отображения миллионов точек данных каждый день.

Но данные практически бесполезны, если кто-то не может посмотреть на числа, обнаружить закономерности, проанализировать, что эти закономерности означают, и разработать нарративы, чтобы объяснить их всем остальным.

Разница между сбором данных и пониманием их смысла — это разница между конкретным и абстрактным мышлением.

Абстрактное мышление — это способность понимать реальные понятия, такие как свобода или уязвимость, но которые не связаны напрямую с конкретными физическими объектами и переживаниями.

Абстрактное мышление — это способность усваивать информацию, поступающую от наших органов чувств, и устанавливать связи с окружающим миром.

Отличным примером абстрактного мышления в действии является юмор. Юмористы — мастера абстрактного мышления. Они наблюдают за окружающим миром. Они выявляют несоответствия, абсурдности и оскорбления. И они строят шутки из неожиданных связей.

Как вы используете абстрактное мышление

Абстрактное мышление считается навыком рассуждения более высокого порядка. You use it when you:

  • create things
  • speak figuratively
  • solve problems
  • understand concepts
  • analyze situations
  • form theories
  • put things in perspective

Abstract thought is usually defined alongside its opposite: конкретное мышление. Конкретное мышление тесно связано с объектами и переживаниями, которые можно непосредственно наблюдать.

Примером задачи, требующей конкретного мышления, является разбиение проекта на конкретные этапы в хронологическом порядке. Связанная с этим задача абстрактного мышления — понять причины важности проекта.

Большинству из нас необходимо использовать сочетание конкретного и абстрактного мышления, чтобы хорошо функционировать в повседневной жизни.

Навыки абстрактного мышления развиваются по мере нашего роста и взросления. Швейцарский психолог Жан Пиаже объяснил, как меняются мыслительные способности детей по мере взросления.

Пиаже сказал, что с рождения и примерно до 2 лет младенцы и малыши обычно мыслят конкретно. Они наблюдают и исследуют окружающий мир, используя свои пять чувств и двигательные навыки.

Увидьте Cheerio на полу, сожмите его кончиками пальцев и положите в рот. Решите, что вам это нравится. Повторите процесс .

В возрасте от 2 до 7 лет у детей развивается способность мыслить символически, что может быть основой абстрактного мышления. Они узнают, что символы, такие как буквы, изображения и звуки, могут представлять реальные объекты в реальном мире.

В возрасте от 7 до 11 лет у детей развивается логическое мышление, но их мышление остается в значительной степени конкретным, привязанным к тому, что они непосредственно наблюдают.

В возрасте около 12 лет и во взрослом возрасте большинство людей строят свои конкретные рассуждения и расширяют их до абстрактного мышления.

Этот этап включает в себя растущую способность ставить себя на место других людей (используя метафору абстрактного мышления), обучение сопереживанию. Осуществление эмпатии считается способностью к абстрактному мышлению.

Многие школьные задания связаны с абстрактным мышлением. Математические навыки часто абстрактны. Они полагаются на способность концептуализировать числа и операции, не прикасаясь постоянно к физическим объектам.

Изучение языка часто включает анализ и выражение абстрактных идей, обобщение человеческой природы и конфликтов, а также обучение написанию образных сравнений, таких как метафоры и сравнения.

История, социальные науки, философия и политика требуют способности мыслить в общих чертах о социальных проблемах и использовать этические суждения. Наука требует от студентов предлагать, проверять и пересматривать гипотезы и теории.

Помимо академических аспектов школьной жизни, преодоление сложных социальных ситуаций, возникающих в течение обычного школьного дня, также требует абстрактного мышления.

Люди, способные мыслить абстрактно, часто хороши в:

  • прохождении тестов интеллекта
  • решении сложных задач
  • создании искусства всех видов
  • поиске новых вариантов и направлений (дивергентное мышление)

Если вы хотите улучшить свои навыки абстрактного мышления, вот несколько вещей, которые вы можете попробовать:

простых способов улучшить свое абстрактное мышление
  • Импровизируйте. Если в вашем районе есть театральная импровизационная группа, подумайте о том, чтобы посетить семинар, который позволит вам изучить эту открытую форму перформанса.
  • Решайте головоломки. Трехмерные, визуальные и словесные головоломки научат вас думать об альтернативах, помимо тех, которые сразу приходят вам в голову.
  • Создание 3D-моделей. Исследования показали, что люди, занимающиеся наукой, технологиями, инженерией и математикой, улучшают свои способности к абстрактному мышлению, занимаясь декоративно-прикладным искусством.
  • Исследуйте оптические иллюзии. Некоторые исследователи используют искусство и фотографии с оптическими иллюзиями, чтобы научить студентов видеть вещи разными способами, что является отличительной чертой абстрактного мышления.
  • Игра с образным языком. Способность писать сравнения, метафоры, аналогии и даже олицетворения может стимулировать абстрактное мышление. Подумайте о чем-то конкретном и свяжите это с чем-то абстрактным: «В тот день, когда его приговорили, дождь лил непрерывно, как будто Справедливость плакала». Или «Психолог сделал сексистское замечание, сказав, что женские умы похожи на тарелки со спагетти».

Некоторые неврологические заболевания могут нарушать вашу способность мыслить абстрактно.

  • Расстройство аутистического спектра. Исследователи обнаружили, что у некоторых людей с расстройствами аутистического спектра могут быть проблемы с понятиями и решением проблем.
  • Шизофрения. Некоторые формы абстрактного мышления, особенно связанные с интерпретацией социальных ситуаций, могут быть ограничены шизофренией.
  • Травматические или органические повреждения головного мозга . Травмы от несчастных случаев и внутриутробного воздействия, в том числе расстройства алкогольного спектра плода, могут повлиять на области мозга, которые делают возможным абстрактное мышление.
  • Интеллектуальные нарушения. Лица с нарушениями интеллекта часто испытывают трудности с использованием и пониманием навыков абстрактного мышления.
  • Деменция. Часто части мозга, участвующие во многих типах слабоумия, являются теми же частями, которые контролируют навыки абстрактного мышления.

Иногда способность воображать, предсказывать и устанавливать связи мешает нормальному функционированию.

Возьмем, к примеру, когнитивное искажение, известное как катастрофизация. Если вы обычно воображаете худшие сценарии, вы можете повысить уровень тревоги или усугубить симптомы депрессии.

Чрезмерное обобщение — еще один пример. Если вы воспринимаете неудачу как доказательство того, что вы неудачник, ваша способность обобщать приводит к неточным и контрпродуктивным выводам. Исследования показали, что такого рода абстракции характерны для тревоги и депрессии.

Если у вас есть одно из этих состояний, вы можете обнаружить, что абстрактное мышление иногда вызывает проблемы:

  • тревога
  • депрессия
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • 4 хорошее Новости заключаются в том, что исследователи обнаружили, что вы можете практиковать навыки конкретного мышления и использовать их для улучшения симптомов депрессии и даже для помощи в принятии решений во время периодов депрессии.

    Абстрактное мышление — это способность рассматривать концепции за пределами того, что мы наблюдаем физически. Распознавание закономерностей, анализ идей, синтез информации, решение проблем и создание вещей — все это требует абстрактного мышления.

    Способность к абстрактному мышлению развивается по мере взросления, и мы можем намеренно улучшать свои способности к абстрактному мышлению, импровизируя и играя с головоломками, моделями и языком.

    Нахождение здорового баланса между абстрактным и конкретным мышлением важно для поддержания хорошего психического здоровья и повседневного функционирования.

    Распознавание и формирование абстрактного мышления у ребенка с нарушением зрения – пути к грамотности

    Мария учится во втором классе, в настоящее время использует шрифт Брайля для большей части своего обучения, но дополняет материалы аудиозаписями. Она довольно успешно училась в первом классе, и ее удивительную память часто хвалили. Мария часто могла цитировать рассказы дословно и быстро отвечала на каждый из вопросов, заданных учителем. Сейчас конец второго класса, и учительница Марии очень обеспокоена ее трудностями с пониманием историй. Мария может предоставить много конкретных деталей об историях. Хотя она может перечислить имена разных людей в истории, а также конкретное предпринятое действие, она не может указать, почему произошло конкретное действие или общий смысл истории. Например, читая историю о слонах и проблемах, с которыми они сталкиваются в неволе, Мария может понять только то, что слоны часто выступают в цирках. Есть опасения, что у Марии может быть особая неспособность к обучению.

    У Марии есть некоторые трудности в школе, которые часто отмечаются у детей с нарушением зрения. По мере того как мир (и академические задачи) становятся более сложными, им становится все труднее реализовать свой потенциал. Эти проблемы могут быть связаны с определенной неспособностью к обучению или когнитивными способностями. Однако это также может быть проблемой при переходе от конкретного к абстрактному способу мышления.

    Что на самом деле означают термины «конкретное мышление» и «абстрактное мышление»?

    Психологи давно признали, что дети в основном учатся «думать» об объектах и ​​событиях по мере своего развития и взросления. Маленький ребенок склонен мыслить свой мир конкретными способами. Они узнают факты и информацию об объектах и ​​событиях, с которыми они действительно столкнулись в своем мире. Акцент в конкретном мышлении часто делается на перечисление фактов. Обычно ребенок собирает большое количество информации, но вся она сосредоточена на изучении одного предмета или опыта. Например, маленький ребенок легко поймет, что его плюшевая игрушка называется «собака», и постепенно добавит больше информации к этому единственному понятию. Конкретное мышление представляет собой уровень мышления, который чаще всего сосредоточен на сборе фрагментов информации и повторении ее другим. Способность Марии демонстрировать такие навыки, как припоминание фактов из рассказа, является примером ребенка, занимающегося конкретным мышлением.

    При абстрактном мышлении дети учатся участвовать в решении проблем или по-настоящему «думать» об окружающем их мире. Это позволяет ребенку развивать способы классификации объектов и переживаний. Это также позволяет ребенку начать иметь дело с понятиями, которые не присутствуют непосредственно в их мире. Этот тип мышления является причиной того, что дети могут отвечать на вопросы, которые требуют от них собственных выводов из конкретного материала, который был изучен ранее. Например, абстрактное мышление позволяет ребенку расширить понятие «собака» до более широкого понятия животных. Это также позволяет им добавлять новую информацию к ранее изученному понятию, например. животные могут быть домашними животными или дикими животными. Дети развивают способность осваивать новые концепции, с которыми они не сталкивались напрямую, например, понимание смысла свободы. Трудности Марии с ответами на вопросы по теме конкретного отрывка о слонах представляют собой трудности с абстрактным мышлением.

    Как дети переходят к абстрактному мышлению? Это происходит автоматически или этому нужно учиться?

    Маленький ребенок переходит от конкретного мышления к абстрактному мышлению, когда он начинает познавать свой мир. По мере того, как они усваивают больше понятий, они могут мысленно сортировать эти понятия и находить сходства и различия. Они становятся более способными предсказывать, как могут развиваться новые ситуации. Способности предсказывать исход событий становятся более изощренными. Многие из этих вещей происходят просто в результате опыта и взаимодействия с окружающей средой. Однако есть некоторые проблемы, влияющие на это движение к абстрактному мышлению, которые, по-видимому, не связаны с опытом.

    Какие другие проблемы влияют на переход к абстрактному мышлению?

    Существует также множество исследований, которые показывают, что некоторые из этих навыков развиваются не просто в результате опыта. Когнитивные способности наложат более широкие ограничения на развитие абстрактного мышления. Дети с когнитивными ограничениями испытывают большие трудности в развитии навыков абстрактного мышления. У некоторых детей с когнитивными ограничениями никогда не разовьются устойчивые навыки абстрактного мышления; им всегда будет требоваться дополнительная поддержка. Дети с превосходными когнитивными способностями будут развивать эти навыки абстрактного мышления в более раннем возрасте и в более высокой степени.

    Кроме того, улучшение абстрактного мышления также связано с физическими изменениями, связанными с мозгом. Большая часть текущих исследований в области биологии мозга подчеркивает важность более позднего развития лобной области мозга, решающего фактора абстрактного мышления. Исследования показывают, что большинство способностей, которые мы связываем с абстрактным мышлением, являются функцией лобной доли мозга. Эта область мозга полностью не развивается до начала 20-летнего возраста, что объясняет некоторые трудности с принятием решений, наблюдаемые у подростков.

    Можем ли мы контролировать степень развития у ребенка способности к проявлению абстрактного мышления?

    Существуют некоторые ограничения нашей способности влиять на развитие абстрактного мышления. Чаще всего они обусловлены тремя факторами. Во-первых, это экологический опыт ребенка. У ребенка, у которого мало возможностей взаимодействовать с окружающей средой, а также мало стимулирования к размышлениям о различных ситуациях, последствиях и концепциях, вероятно, будет отставание в развитии. Опять же, как внутренние познавательные способности ребенка, так и его физическая зрелость будут определять некоторые внешние пределы абстрактного мышления. Даже будучи взрослыми, мы демонстрируем значительные различия в наших способностях к абстрактному мышлению. Например, многим студентам колледжей будет трудно понять смысл определенного стихотворения. Понятия физики могут быть трудными для тех, кто предпочитает типы обучения, основанные на повторяющихся фрагментах информации.

    Существуют ли особые проблемы, связанные с нарушениями зрения?

    У детей с нарушениями зрения (VI) часто возникают дополнительные трудности в развитии этих навыков абстрактного мышления. Было проведено мало исследований, чтобы определить возможные причины этого. Однако это часто отмечается как проблема, когда дети с ВИ начинают покидать младшие классы начальной школы. Как и в случае с Марией, ребенок, который достаточно хорошо отвечал на вопросы по рассказам в первом классе, начинает испытывать трудности во втором и третьем классе. Требования к мастерству изменились. Детей просят участвовать в таких действиях, как решение проблем, а также делать выводы для разных персонажей. Часто это трудный переход и период обучения для детей с ВИ.

    Как я узнаю, что это влияет на успеваемость?

    И родители, и учителя часто признают эти трудности у ребенка с ВИ. Часто отмечается, когда дети учатся во втором классе. До этого времени большинство заданий включают в себя просьбу ребенка ответить на ряд вопросов о деятельности или рассказе. Как правило, эти вопросы предполагают получение простой информации о том, кто выполнил действие и что произошло в результате. Часто ребенок с ВН обладает превосходной памятью и довольно успешно отвечает на эти вопросы о конкретной предоставленной информации. Однако ко второму классу вопросы начинают охватывать более абстрактные качества, а также базовый обмен информацией. Часто выражается обеспокоенность тем, что ребенок может ответить на любое количество вопросов о том, «кто» или «что» могло произойти в рассказе. Однако ребенок часто затрудняется ответить на вопрос, «почему» это могло произойти.

    Почему это кажется проблемой для детей с VI?

    Опять же, мало исследований, посвященных этому вопросу. Тем не менее, некоторые вопросы представляются актуальными для обсуждения.

    Первый связан с самим видением. Часто дети развивают способность обобщать, просто наблюдая и переживая мир. Ребенок со зрением может играть как с собаками, так и с кошками, замечать сходства и различия и развивать более абстрактное понятие «животные» и/или «домашние питомцы». Ребенка с ВИ необходимо учить этим различиям. Обычно для этого требуется другой тип обучения, который требует больше времени и вмешательства со стороны взрослого.

    Часто трудности становятся еще более очевидными из-за различий в учебном процессе. Взрослые часто стремятся предоставить много информации о понятии, чтобы помочь ребенку с ВИ понять конкретное слово или понятие. Например, родитель может предоставить много информации о слове «форт», указав, что он был окружен стенами, имел пушки, был укомплектован солдатами и т. д.  Однако они не предоставляют информации об общем понятии форта. используется для защиты или охраны. Информация, объединяющая эти дескрипторы, часто не приводится. Ребенок может не иметь общего представления о назначении форта или о том, как он связан с вещами, которые он может испытать в своей жизни, например. способы, которыми он относится к текущей военной базе или полицейскому участку. Это правда, что ребенку с ВН нужно много специфической информации, чтобы расширить его представление о понятии. Однако не менее важно, чтобы были представлены более широкие концепции, а также связанные с ранее встречавшимся обучением.

    Кроме того, творческая игра является решающим фактором в начале процесса абстрактного мышления. Некоторые из первых примеров абстрактного мышления возникают, когда ребенок вовлечен в творческую игру. Ребенок понимает, что пластиковый чайник можно распознать как кофейник и что, наклонив чайник, можно налить поток воображаемого кофе. Впервые объекты, которых нет в их жизни, представлены и «осмыслены». Обычно это считается первоначальным шагом к переходу к абстрактному мышлению. Как правило, творческая игра является проблемой для детей со значительным нарушением зрения. Похоже, что у большинства детей это не происходит спонтанно, и этому нужно активно учить.

    Теперь я знаю, что есть проблема… как я могу помочь своему ребенку? Или даже лучше… как мне избежать проблемы?

    Существует множество различных навыков, которыми необходимо овладеть. Однако следующие пункты определяют некоторые критические факторы, которые помогают перейти от конкретного к абстрактному мышлению. Все дети должны уметь выполнять следующие задания:

    • Участвовать в решении проблем
    • Выявление сходства между разрозненными объектами
    • Спланируйте и упорядочите ряд задач до разумного завершения
    • Определите и оцените возможные решения проблем

    Немедленная реакция часто заключается в том, чтобы просто помочь ребенку определить, «почему» что-то могло произойти, с помощью дополнительной серии вопросов. Однако мы часто неправильно понимаем, что способность отвечать на подобные вопросы основана на некоторых ранее освоенных навыках. Если ребенок не развил эти другие навыки, научить его отвечать на вопрос «почему» будет сложно. Дети могут быстро выработать механический ответ на вопросы «почему», который не отражает истинного понимания концепции.

    Для развития навыков ответа на эти вопросы «почему» потребуется база других более ранних навыков мышления. Многие навыки составляют основу абстрактного мышления. Развитие каждого из этих навыков поможет ребенку добиться успеха в движении от конкретного к абстрактному мышлению. Всегда идеально, когда ребенок с ВИ осваивает эти навыки примерно в том же возрасте, что и его зрячие сверстники. Однако даже для ребенка старшего возраста будет важно попытаться развить выявленные навыки, если они в настоящее время отсутствуют.

     

    Какие занятия помогут развить эти навыки?

    Движение в процесс абстрактного мышления остается процессом развития. Хотя некоторые предполагают, что этому нельзя просто научить, существует множество занятий, которые будут способствовать развитию у ребенка этого навыка. Эти действия составляют основу для развития этих навыков, а также стимул для движения по континууму к развитию абстрактного мышления. Некоторые из этих предложений перечислены ниже.

    1. Поощряйте драматические игры с использованием реальных, а также репрезентативных предметов.   Начните с того, что сосредоточьтесь на знакомых историях и предыдущем опыте. Продолжайте, представляя, как могут развиваться будущие события.
    2. Придумайте новые истории, которые будут разыгрываться с использованием этих предметов.   Поощряйте формат начала, середины и конца истории.
    3. Подари слова своим мыслям . Когда вы готовите еду или занимаетесь чем-то, опишите в кратких комментариях шаги, которые вы предпринимаете.
    4. При решении конкретной проблемы предоставьте слова для описания шагов, которые вы предпринимаете для решения проблемы.   Держите формулировку краткой, но четко связанной с вашим решением.
    5. Попробуйте научить ребенка думать о новых способах использования знакомого предмета.   Например, спросите, как можно использовать покрывало и/или подушки. Попросите ребенка подумать, как вы можете использовать одно яйцо, находящееся в холодильнике.
    6. Используйте повседневные ситуации и попросите ребенка «подумать» о причинах, по которым это произошло, и о возможных решениях.   Например, если у вас закончилось молоко, попросите ребенка придумать способы решения этой проблемы. Спросите, как можно избежать проблемы. Держите задачи простыми и актуальными для повседневных ситуаций.
    7. Помогите ребенку придумать аналогии в отношении к повседневной жизни или любимым книгам.   Попросите ребенка назвать истории, которые напоминают ему/ей текущую историю. Например, какую книгу он прочитал, которая также напоминает ему историю о свиньях. Определите сходство между двумя книгами или попросите ребенка прояснить свое мышление.
    8. Развивайте навыки решения проблем, которые можно использовать в различных ситуациях.   Вместе со старшим ребенком поощряйте сравнение одной ситуации с другой, которая уже произошла. Предоставьте структуру, например, спросите, кто был вовлечен, что произошло, какие могли быть другие ответы, как другие ответы могли повлиять на ситуацию. Сведите к минимуму вопросы, но помогите ребенку увидеть, как могли возникнуть разные ответы. Оцените эффективность этих ответов по отношению к ситуации, т. е. «помогло ли это решить проблему?»
    9. При обучении абстрактным понятиям используйте стратегии мышления вслух, используемые в более раннем возрасте.  Проговорите свое объяснение, останавливаясь на отдельных шагах. Попробуйте сравнить абстрактные понятия с реальными ситуациями. Например, при обсуждении различных ветвей власти свяжите эти ветви с аспектами семьи. Не забудьте обобщить конкретные черты, в которых они похожи, а также различия.
    10. Поймите, что ребенку гораздо легче сосредоточиться на различиях в ситуациях, объектах или концепциях.   Поощряйте их искать сходства даже в предметах или событиях, которые на первый взгляд совершенно разные. В начале используйте реальные объекты, чтобы сходство было очевидным. Например, попросите ребенка определить, в чем сходство цветка и морковки.
    11. Поговорите о том, как в реальной жизни происходят одинаковые переживания.   Начните с опыта, который во многом похож, и переходите к опыту, который на первый взгляд совершенно отличается. Например, расскажите о сходстве между походом в магазин и походом к стоматологу.
    12. Поощряйте творческое мышление при определении сходства между этими ситуациями, объектами или понятиями.   Возможно, разработайте один список, который можно было бы считать «Глупыми сходствами», а также другой, более привязанный к реальности.
    13. Избегайте склонности задавать несколько вопросов «почему».   Если вы задаете эти вопросы, помогите ребенку, «думая вслух», пока вы определяете возможные ответы. Помогите ребенку понять, что часто на этот вопрос есть несколько ответов. Это не только поощряет абстрактное мышление, но и помогает развить творческий потенциал. Например, вместо того, чтобы сначала спросить ребенка: «Почему мы должны убирать воду, пролитую на пол?», укажите несколько причин, например: «Нам нужно убрать пролитую на пол воду, потому что кто-то может соскальзывать». Начните с такого конкретного примера ответов на вопросы «почему», а не абстрактных, таких как «почему звезды мерцают?»
    14. Помогите ребенку оценить «успех» того или иного опыта. Это помогает определить эмоции, которые испытывает ребенок, а также дает чувство независимости от чувств других. Перед этой деятельностью помогите ребенку развить ограниченное количество характеристик (т. е. не более 4) успешной (или доставляющей удовольствие) деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *