Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Активным видом воображения являются: Виды воображения

Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых. На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной. Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Пассивное воображение
    • 1.1 Пассивное непроизвольное воображение
    • 1.2 Пассивное произвольное воображение
  • 2 Активное произвольное воображение
    • 2.1 Репродуктивное воображение
    • 2.2 Творческое воображение

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться.

Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

3. Виды воображения.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольност, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.

д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ

желаемого будущего, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае

мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни. В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности (рис. 2).

Рис. 2. Виды воображения

Как использовать активное воображение при ведении дневника

Люди во всем мире обнаруживают, что ведение дневника — это способ узнать о себе и вырасти как личность. Ведение дневника — мощный метод для приобретения самопознания. Одинокий акт письма от руки создает честный и мощный опыт, позволяющий узнать о себе то, чего вы никогда не знали.

Одним из таких способов узнать о себе с помощью дневника является активное воображение. Активное воображение — это новый способ записи в дневнике, который поможет вам узнать больше о себе и развиваться разными способами. Используя глубинную психологию, вы можете узнать больше о своей темной стороне, своем внутреннем ребенке и своем творчестве.

Что такое активное воображение?

Активное воображение — это техника, с помощью которой бессознательное содержание переводится в образы, повествование или персонифицируется как отдельная сущность. Техника была разработана психологом Карлом Юнгом в начале 20 века. Он использует различные формы самовыражения, чтобы сделать бессознательные желания, убеждения и черты личности сознательными.

Конечным продуктом активного воображения может быть что угодно. Это может быть рисунок, живопись, скульптура, танец или даже музыка. Мы фокусируемся на том, как вы можете использовать активное воображение в своем дневнике, чтобы создать впечатляющее и продуктивное влияние на вашу жизнь. Чтобы активное воображение работало так, как задумано, вам нужно отпустить любое сопротивление. Пришло время дать голос частям себя, которые обычно не слышат.

Как использовать активное воображение при ведении дневника

Мы собираемся пройти 5 шагов, чтобы новичок мог использовать активное воображение при ведении дневника.

Шаг 1

Первая фаза активного воображения — просто расслабиться! Вы хотите достать свой дневник и погрузиться в сосредоточенное, расслабленное, почти медитативное состояние. Вы хотите выделить от двадцати до сорока минут, чтобы просто сосредоточиться на себе.

Шаг 2

Затем вы выбираете, на чем сосредоточиться. Это будет тема, о которой вы будете писать. Есть несколько вещей, которые вы можете использовать в качестве предмета для своего активного воображения. Выберите то, что имеет для вас психологическую глубину. Карл Юнг чаще всего использовал Активное Воображение со сновидениями. Использование недавнего сна в качестве точки фокусировки практики. Но вы можете использовать воспоминания, архетипы или даже настроение.

«В последнем случае вы выбираете сон или какой-либо другой фантазийный образ и концентрируетесь на нем, просто улавливая его и глядя на него. Вы также можете использовать плохое настроение в качестве отправной точки, а затем попытаться выяснить, какой фантазийный образ он вызовет или какой образ выражает это настроение. Затем вы фиксируете этот образ в уме, концентрируя свое внимание. Обычно оно изменяется, так как сам факт созерцания оживляет его. Изменения необходимо все время тщательно записывать, так как они отражают психические процессы на бессознательном фоне, проявляющиеся в виде образов, состоящих из сознательного материала памяти. Таким образом, сознательное и бессознательное соединяются, подобно водопаду, соединяющему верх и низ». (Карл Юнг: Соединение, CW 14, пар. 706.)

Ключевые точки:

  • Выберите сон, архетип, эмоцию или чувство, образ или символ.
  • Запишите это вверху своего дневника и начните концентрироваться на нем и на том, что это значит для вас.
Шаг 3

Теперь у вас есть недавний сон, осмысленный образ или чувство, и вы хотите начать делать глубокие, расслабляющие вдохи. Сосредоточьтесь на сне, ощущении или образе и позвольте любым возникающим мыслям подняться. Вы хотите просто расслабиться и сделать небольшую медитацию, глядя на верхнюю часть своей страницы, где вы написали, на чем вы будете сосредоточены.

Представьте, что вы написали. Если это образ, просто визуализируйте его и посмотрите, куда заведет вас ваше воображение. Если это чувство или слово, представьте, как бы это выглядело, если бы это было изображение? Какой была бы эта эмоция, если бы она была изображением? Вы даже можете представить персонажа и то, что он сказал бы, если бы у вас был разговор.

Мы хотим ослабить наше внимание ровно настолько, чтобы «подсознание» начало думать и представлять другие вещи, связанные с этой центральной темой или точкой фокусировки. Мы не должны слишком отвлекаться и начинать думать о задачах, которые нам нужно сделать, или о других посторонних, неважных вещах!

Шаг 4

Теперь вы начинаете писать. Вы хотите создать артефакт образов и мыслей, которые приходили к вам. Пиши, рисуй, пой! Делайте все, что считаете нужным, чтобы выразить образы и мысли, исходящие из центрального фокуса.

Если вы не знаете, что написать, просто дождитесь любой мысли, связанной с точкой фокусировки, и запишите ее. Вам не нужно быть Пикассо! Просто важно, чтобы вы что-то записали и позволили своему бессознательному разуму и ментальным ассоциациям представить себя в вашем дневнике.

Шаг 5

Последний шаг — проанализировать, какие мысли и образы возникали во время вашего активного воображения. Возможно, вам захочется выпить кофе и на минутку заняться чем-то другим, чтобы вы были в своем обычном повседневном интеллекте.

Просмотрите все, что вы записали, и начните анализировать, что, по вашему мнению, означают слова и изображения. Посмотрите, есть ли «послание» или смысл за любым из изображений и надписей. Что вы можете узнать о себе и своих мыслительных процессах из этого? Вы можете начать писать на следующей странице, что вы испытали и подумали, и может ли это говорить о ваших целях, о том, как вы справляетесь с эмоциями, чувствами, которые вы испытываете к человеку или воспоминанию, или о чем-то еще, что важно для вас.

Заключение

Активное воображение может помочь нам ослабить наше обычное жесткое внимание к повседневным задачам, которые не позволяют нам видеть многие из лежащих в основе мыслей и процессов, происходящих в нашем бессознательном. Использование наших зрительных способностей и воображения позволяет нам свободно смотреть за пределы нашего обычного повседневного интеллекта и видеть скрытые психологические влияния, которые воздействуют на нас изо дня в день.

Я искренне надеюсь, что сегодня вы узнали что-то о себе, и желаю вам всего наилучшего в ваших путешествиях! С открытым сердцем относитесь к тому, что говорит вам ваш разум и мысли, и продолжайте вести дневник!

 

 

Биография автора: KT является страстным владельцем бизнеса, она управляет Goldspot Pens, магазином, специализирующимся на продаже высококачественных перьевых ручек и бутылочек с чернилами для перьевых ручек.

Она любит красивый почерк и помогает людям открыть для себя их уникальный стиль письма и найти пишущий инструмент, который идеально подходит их личности и душе.

 

 

 

 

 

 

словосочетание активное воображение | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с воображением.

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Целью его методов было усиление естественного процесса индивидуации, возникающего с помощью техники активного воображения (разновидность контролируемой мечты).

Из Кембриджского корпуса английского языка