Ассертивное поведение
Тип термина: Definition
Термин: Ассертивное поведение
Альтернативные термины: —
Короткое описание: Ассертивное поведение (от английского «assert» — утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) – это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов.
Длинное описание:
Ассертивное поведение (от английского «assert» — утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) – это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других.
Ассертивное поведение предполагает уверенную и активную позицию. При ассертивном поведении человек четко осознает свои цели и права и открыто заявляет об этом, а также отстаивает их.
Ассертивное поведение тесно связано с эмоциональной компетентностью. Только осознавая свои эмоции и умея ими управлять, человек может сохранять эмоциональный штиль – непременное условие ассертивности.
Ассертивный человек:
-
Свободно выражает свои мысли и чувства. Посредством слов и действий он как бы говорит: «Это — я. Вот, что я думаю, чувствую, желаю».
-
Может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, друзьями, семьей. Это общение открытое, честное, прямое и адекватное.
-
Имеет активную жизненную позицию.
Умеет ставить цели и активно добивается желаемого. -
Уважает и ценит себя. Такой человек принимает ограничения в определенной ситуации, и его действия направлены на поддержание самоуважения.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути, ассертивность — это философия личной ответственности. Речь идет о том, что человек сам ответственен за свое поведение и не имеет права винить других людей за свою реакцию на их поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. При этом демонстрация самоуважения является спокойной и не агрессивной.
Открытость при общении. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
Умение слушать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека, т.к. для того, чтобы принимать во внимание интересы другого человека, нам нужно сначала их выяснить.
Умение вести переговоры и находить максимальный общий выигрыш. Стремление к нахождению максимального общего выигрыша — одна из важнейших характеристик ассертивного поведения. Нахождение максимального общего выигрыша помогает наилучшему достижению своих интересов и одновременно интересов партнера по общению.
все Статьи
Ассертивное влияние | Блог 4brain
Ассертивное влияние – это один из базовых навыков общения в коллективе или с собеседниками извне. Ассертивный стиль предполагает эффективное представление себя в диалоге, отстаивание собственной точки зрения, сохраняя при этом уважение точки зрения и убеждений других людей.
Ассертивное поведение также способствует повышению собственной самооценки до адекватного уровня, что, несомненно, повысит уважение окружающих. Такие навыки общения помогают уверенно говорить «Нет» в ситуациях, когда собеседник злоупотребляет человеческим или дружеским расположением. Ассертивность – это ключ к уменьшению стресса.
Такие качества иногда бывают интуитивно усвоенными, однако если человек не обладает этими полезными навыками, их можно приобрести. Один из вариантов, который мы рекомендуем – пройти онлайн-программу «Профайлинг». Вы научитесь анализировать людей, их мимику, жесты, поступки, чтобы лучше понимать мотивы и чувства человека, выявлять скрытые эмоции, ложь, попытки манипулировать, составлять психологический портрет.
Почему ассертивное общение имеет смысл
Ассертивному стилю общения присуща эффективность и дипломатичность. Это обусловлено разумной уверенностью собеседников в себе, основанной на взаимном уважении. Когда собственные мысли выражают настойчиво, это показывает готовность отстаивать свои позиции и интересы, демонстрировать свои чувства. Ассертивный стиль демонстрирует, что говорящий осведомлен о собственных правах и правах собеседников, что является основой для разрешения конфликтов.
Несомненно, большую роль играет не только стиль, но и манера общения. Когда речь идет об ассертивном влиянии, предполагается уважительный и прямой способ донесения сообщений. Это позволяет избежать недопонимания, поскольку практически исключается эмоциональная сторона восприятия информации собеседником, связанная со слишком пассивной или агрессивной манерой вести диалог.
Ассертивность и пассивное поведение
Пассивный стиль общения вызывает ощущение, что собеседник застенчив или неуверен в себе. Постоянно соглашаясь с мнением других, человек невольно формирует мнение о том, что его собственные мысли и чувства не так важны, ими можно пренебречь. Фактически, пассивный стиль дает неформальное разрешение окружающим игнорировать точку зрения, желания и потребности говорящего.
Таки образом, формируется ощущение абсолютной неважности личных обстоятельств и мнения пассивного собеседника. Этот процесс протекает взаимно, иными словами, человек не может сказать «Нет» даже в том случае, если это наиболее всего отвечает его интересам. Конечно, это приводит к внутреннему конфликту, а также становится причиной проблем в общении с родными и близкими, ведь им неприятно ощущать, что их интересы всегда оказываются на последнем месте.
Такая ситуация способствуют развитию у пассивного говорящего отрицательных эмоций и качеств:
- стресса;
- чувства обиды;
- резких вспышек гнева;
- выработке чувства жертвы;
- мстительности.
Ассертивный стиль помогает пассивным собеседникам восстановить баланс в общении с окружающим миром, вернуть чувство собственного достоинства и уважения к своим правам.
Ассертивность против агрессивного поведения
Как хорошо известно, если есть пассивные собеседники, то обязательно находятся люди, ведущие диалог в агрессивной манере. Она приносит говорящему не меньше проблем, чем его антиподу. Агрессивный человек выглядит самодовольным, демонстрирующим необоснованное превосходство над людьми. В крайних случаях такое поведение может показаться окружающим просто опасным.
Мысль добиться от собеседника желаемого путем проявления агрессии в его сторону не является продуктивной. Люди понимают, что таким образом проявляется полное или частичное пренебрежение их мнением и правами, а значит, доверительное и взаимоуважительное общение вряд ли возможно. Более того, такая манера в некоторых случаях заставляет активно противостоять говорящему.
Ассертивность и пассивно-агрессивное поведение
В некоторых случаях люди прибегают к пассивно-агрессивному стилю. Он проявляется в пассивном отстаивании собственной позиции в прямом диалоге, однако впоследствии такой говорящий высказывает саркастическое или отрицательное отношение к личности собеседника. Иначе говоря, человек, говоря «Да», в действительности отрицает это, что со временем приводит к развитию внутреннего конфликта.
Подобная манера в долгосрочной перспективе приводит к прекращению отношений с таким собеседником, так как появляется понимание, что достигнуть конструктивного диалога с ним невозможно.
Преимущества ассертивности
Ассертивное общение часто рассматривают как наиболее здоровый способ донести свое мнение другим людям. С одной стороны, такой стиль не позволяет нарушать интересы говорящего, с другой – твердо отстаивать собственные.
Ассертивное влияние – это:
- уверенность в себе и чувство собственного достоинства;
- точное понимание собственной позиции;
- уважение от собеседников;
- улучшение общения.
Владение ассертивной манерой разговора помогает создавать беспроигрышные ситуации, совершенствует навыки общения, помогает создать честные отношения. Овладение такими навыками – это верный путь к более эффективной передаче своих сообщений другим людям.
Как научиться быть более ассертивным
Люди развивают разные стили общения на основе своего жизненного опыта. Индивидуальный стиль, может быть, настолько укоренился, что вы даже не знаете, что это такое. Люди склонны придерживаться одного стиля общения с течением времени. Но если вы хотите изменить свой стиль общения, вы можете научиться общаться более здоровыми и эффективными способами.
Вот несколько советов, которые помогут вам стать ассертивным:
Оцените свой стиль
Вы высказываете свое мнение или молчите? Вы говорите «Да» на дополнительную работу, даже когда есть личные неотложные дела? Вы быстро судите или обвиняете? Люди боятся говорить с вами? Следует понять свой стиль, прежде чем начать вносить изменения.
Используйте «Я»-заявления.
Использование выражений «Я» позволяет другим узнать, что вы думаете или чувствуете, не неся обвинительного оттенка. Например, скажите: «Я не согласен», а не «Вы ошибаетесь». Если у вас есть запрос, скажите: «Я хотел бы, чтобы вы помогли с этим», а не «Вам нужно сделать это». Формулируйте ваши запросы просто и конкретно.
Практикуйтесь говорить: «Нет»
Если вам трудно отклонять запросы, попробуйте сказать: «Нет, я не могу сделать это сейчас». Не стесняйтесь – будьте прямым. Если объяснение уместно, излагайте его кратко.
Репетируйте то, что хотите сказать
Если сложно сказать, чего вы хотите или что думаете, практикуйте типичные сценарии, с которыми вы сталкиваетесь. Скажите, что вы хотите сказать, вслух. Возможно, следует сначала записать это, чтобы вы могли практиковаться из сценария. Подумайте о ролевых играх с другом или коллегой и попросите отклик.
Используйте язык тела
Общение – это не всегда только слова. Действуйте уверенно, даже если вы этого не чувствуете. Сохраняйте вертикальное положение тела, но немного наклонитесь вперед. Регулярно смотрите в глаза. Сохраняйте нейтральное или позитивное выражение лица. Не скрещивайте руки или ноги. Практикуйте ассертивный язык тела перед зеркалом или с напарником.
Держите эмоции под контролем
Конфликт труден для большинства людей. Может быть, вы злитесь или расстраиваетесь, хочется плакать. Хотя эти чувства нормальны, они могут помешать разрешению конфликта. Если вы чувствуете себя слишком эмоционально, входя в ситуацию, подождите немного, если это возможно. Затем работайте над тем, чтобы оставаться спокойным. Дышите медленно. Сохраняйте голос ровным и твердым.
Начните с малого
Сначала попрактикуйтесь в новых навыках в ситуациях с низким уровнем риска. Например, проверьте свою уверенность со второй половиной или другом, прежде чем решать трудную ситуацию на работе. Оцените себя впоследствии и настройте свой подход по мере необходимости.
Что делать, чтобы использовать ассертивное влияние
Помните, что освоение навыков ассертивности требует времени и практики. Если вы потратили годы на то, чтобы заставить себя замолчать, то, вероятно, вы станете более напористыми, но это не произойдет за одну ночь. Или если гнев заставляет вас быть слишком агрессивным, вам, возможно, придется изучить некоторые методы управления гневом.
Если, несмотря на все ваши усилия, вы не добиваетесь большей уверенности в себе, подумайте о формальной тренировке самоутверждения. И если вам мешают определенные проблемы, такие как гнев, стресс, беспокойство или страх, подумайте о том, чтобы поговорить с психиатром. Результат будет того стоить. Становясь более ассертивным, вы сможете легче выражать свои истинные чувства и потребности. Вы можете даже обнаружить, что в результате вы получаете больше того, что хотите.
Желаем удачи и успешного развития новых навыков!
Ключевые слова:1Профайлинг
Почему люди не настойчивы
Существует множество причин, по которым люди могут действовать и реагировать не напористо, и на этой странице рассматриваются некоторые из наиболее распространенных.
Когда люди не напористы, они могут страдать от потери уверенности и чувства собственного достоинства, что, скорее всего, сделает их менее напористыми в будущем. Поэтому важно разорвать замкнутый круг и научиться быть более настойчивым, в то же время уважая взгляды и мнения других людей. Мы все имеем право выражать свои чувства, ценности и мнения.
Причины, по которым люди не настойчивы
Низкая самооценка и уверенность в себе
Чувство низкой самооценки или самооценки часто приводит к тому, что люди пассивно общаются с другими людьми.
Не отстаивая свои права, не выражая своих чувств или четко не формулируя своих желаний, люди с низкой самооценкой или уверенностью в себе могут побуждать других относиться к ним так же. Низкая самооценка закрепляется в порочном кругу пассивного реагирования и снижения уверенности в себе.
Дополнительную информацию см. на страницах «Укрепление уверенности в себе» и «Самоуважение ».
Роли
Определенные роли связаны с неассертивным поведением, например рабочие роли с низким статусом или традиционная роль женщин. Стереотипно женщины считаются пассивными, а мужчины более агрессивными.
На людей может оказываться сильное давление, чтобы они соответствовали возложенным на них ролям. Возможно, вы будете менее настойчивы со своим начальником на работе, чем с коллегой или сослуживцем, которого вы считаете находящимся на равном или более низком уровне, чем вы в организации.
Прошлый опыт
Многие люди учатся реагировать неагрессивно на собственном опыте или моделируя свое поведение по образцу родителей или других образцов для подражания. Заученное поведение бывает трудно разучить, и может потребоваться помощь консультанта.
См. нашу страницу: Что такое консультирование? для получения дополнительной информации о роли профессионального консультанта.
Стресс
Когда люди испытывают стресс, им часто кажется, что они мало или совсем не контролируют события своей жизни.
Люди, находящиеся в состоянии стресса или беспокойства, часто прибегают к пассивному или агрессивному поведению при выражении своих мыслей и чувств. Это, вероятно, усилит чувство стресса и в результате может вызвать у других чувство стресса или беспокойства.
См. наш раздел: Стресс и управление стрессом для получения дополнительной информации об управлении стрессом.
Черты характера
Некоторые люди считают, что они либо пассивны, либо агрессивны по своей природе, другими словами, что они родились с определенными чертами и мало что могут сделать, чтобы изменить форму своей реакции.
Это почти всегда неверное предположение, поскольку каждый может научиться быть более напористым, даже если его естественные наклонности пассивны или агрессивны.
Настойчивость Права и обязанности
Быть настойчивым означает понимать, что у каждого есть основные права человека, которые следует уважать и поддерживать.
Пассивное реагирование может привести к игнорированию или игнорированию таких прав. Напротив, при агрессивном поведении могут быть нарушены права других.
Права, считающиеся «личными правами», могут различаться у разных людей и в разных культурах.
Активные права человека всегда должны включать:
- Право выражать чувства, мнения, ценности и убеждения.
- Право передумать.
- Право принимать решения.
- Право сказать « Я не знаю » и/или « Я не понимаю «.
- Право сказать » нет » без чувства вины или плохого самочувствия.
- Право быть ненапористым.
- Право на личную свободу, быть самим собой.
- Право на неприкосновенность частной жизни, быть одиноким и независимым.
Часто необходимо найти баланс между потребностями других и своими собственными. Необходимо учитывать, когда уместно отстаивать личные права, а когда нет.
Помните, что список самоутверждающих прав в равной степени относится как к другим людям, так и к вам. Поэтому каждый человек обязан защищать и уважать права других.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Наши электронные книги по навыкам общения
Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для эффективного общения.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои коммуникативные навыки, и полны простой для понимания практической информации и упражнений.
Переговоры и сотрудничество
Настойчивость не означает, что индивидуальные желания исполняются автоматически: вы не всегда получите то, что хотите.
Напористое поведение позволяет другим людям заявлять, чего они хотят, и, конечно же, они могут желать другого результата. Чтобы преодолеть конфликт, настойчивость требует сотрудничества и переговоров . Сотрудничество и переговоры позволяют всем сторонам чувствовать, что их взгляды были признаны и что любые решения или результаты были достигнуты благодаря взаимопониманию и переговорам.
См. наш раздел о переговорах, начиная с Что такое переговоры?
3 совета по развитию позитивного напористого отношения без гнева
Перейти к основному содержанию
Эдвард ЛириЭдвард Лири
Управляющий редактор KpopStarz
Опубликовано 18 декабря 2017 г.
+ Подписаться
Быть напористым — это то, с чем борются многие люди, включая меня! Во время моего пути к тому, чтобы стать эффективным коммуникатором, я понял, что люди борются с напористостью, потому что люди связывают такое поведение с людьми, которые были раздражены, еще не пили утренний кофе и просто злились. Я быстро понял, что настойчивость не означает, что вы должны быть злыми или жестокими, и я здесь, чтобы поделиться с вами своими мудрыми словами.
Создайте свою напористую позицию без страха
Утверждение — это уверенное изложение фактов с примесью авторитета. Напористое отношение — это донести свою точку зрения, не сталкиваясь с какими-либо фильтрами, которые блокируют прямое сообщение и намерение (я).
В первый раз, когда я был вынужден быть настойчивым, это было похоже на момент конфронтации, как будто я должен был сказать что-то кому-то, кого они не хотели слышать или уже знали. Тем не менее, настойчивость — это не горькая пилюля, которую нужно проглотить — напористость можно использовать в качестве руководства для создания более эффективного и действенного рабочего места. Как только я избавился от страха показаться властным или, возможно, задеть чьи-то чувства, мне стало легче сообщать, что никто не преследуется, и цель уверенного отношения состоит в том, чтобы подтолкнуть других к выполнению нашей работы, причем без особых усилий!
Дважды подумай, один раз действуй
Когда я руководил проектом, мой начальник сказал мне, что мне нужно быть более настойчивым, но никогда не показывал мне, как это сделать. Прежде чем сделать шаг, я подумал об успешных прошлых лидерах, с которыми я работал, и о том, как они красноречиво излагали свои требования, не выходя при этом полным сукиным сыном. Эти лидеры не только показывали пример, но и не занимали времени на игры, что побуждало людей действовать быстро. Первый шаг к эффективному использованию напористой позиции — оглянуться назад на то, что вас раздражало, когда вы работали под чьим-то руководством, и какие вещи вы хотели, чтобы они произошли по-другому. Рефлексия — это секрет того, как избежать этих простых ошибок.
Слова говорят громче, чем действия
Многие писатели скажут, что нужно просто говорить и не сдерживаться, но как вы можете показать авторитетную личность с наилучшими результатами? Начните избегать пассивных фраз, таких как «Когда у вас будет время», «Что вам больше подходит» и «Не могли бы вы…?» Превратите свое позитивное отношение и просьбы в выгодную форму, просто сказав: «Мне нужно, чтобы вы сделали это к тому времени» и « важно , чтобы вы выполнили то-то и то-то». Такие слова, как нужно и важно напоминают людям, что они тоже являются важной частью проекта и их усилия необходимы. Еще более важно использовать слова, которые подчеркивают, как будущий результат зависит от их нынешних действий.
В конце концов, слова, которые вы используете, будут наиболее действенными, и вам не придется кричать или править железной рукой. Расскажите, насколько важен проект и насколько ценным может быть вклад других, и они могут почувствовать вдохновение, чтобы превзойти ваши ожидания.