8. Проблема ассоциации представлений (образов).. Память и мышление
8. Проблема ассоциации представлений (образов).
История психологии знает немало попыток свести три основных вида ассоциаций к одному. Это стремление законно, если мы считаем их тремя видами одного и того же явления — ассоциации. И тем не менее, насколько легко удалось уловить общее между ассоциацией по сходству и ассоциацией по контрасту, настолько не удаются и до сегодняшнего дня попытки свести ассоциацию по сходству на ассоциацию по смежности или, наоборот, ассоциацию по смежности на ассоциацию по сходству. Безуспешность этих упорных попыток наталкивает на вопрос, не отличаются ли эти «ассоциации» и по роду (toto genere) друг от друга.
И это действительно так. То, что мы называем ассоциацией по сходству (и контрасту), представляет собой, по крайней мере в области образов, не что иное, как трансформацию образа, которая состоит в том, что данный образ частично становится иным, а частично остается еще прежним (длинная коробка — длинная полоса).
Термины «ассоциация», «связь» рискуют толкнуть нас на крупные ошибки: здесь нет связи двух разных образов; здесь есть изменение, два различных момента, два последовательных состояния одного и того же образа. Термин «ассоциация» здесь не соответствует действительности: в данном случае надо говорить не о связи разных явлений, но об изменении одного и того же.
В результате отпадают по отношению к ассоциации по сходству два основных мифа ассоциационизма. Первый из них — психологический — учит о «нахождении» в сознании (явно фигуральное выражение) различных концептов, которые имеют свойство «вызывать» сходные концепты, в данном случае образы. Вопреки этому мифу имеет место в действительности процесс постепенного изменения концепта-образа, изменяющегося в процессе своего существования, подобно всему существующему. Все, что возникло и начало существовать, изменяется — таков основной закон всего существующего.
Этому закону изменения подчинены и образы.Важнейшую для психологии проблему изменения образов ассоциативная психология подменяла проблемой связи двух неизмененных концептов. Словом, вместо изучения процесса изменения мы стоим пред теорией внешней связи концептов, понимаемых как неизменяемые вещи. Эта ярко механистическая (внешняя связь, а не внутреннее изменение) и метафизическая (концепты как неизменные сущности) ассоциативная психология толкала [исследователей] и на другой миф — физиологический: всякий раз, когда «связываются» два сходных образа (речь идет — напоминаю — о так называемой ассоциации по сходству), связываются-де два соответствующих нервных элемента. Я называю это мифом, ибо здесь мы имеем дело с бездоказательным предположением, притом явно гипостазирующего характера (превращение изменяющихся образов в «связывающиеся» «нервные элементы»).
Наши образы не неизменные сущности: они не стойки, они текут, т. е. изменяются. Это течение, т. е. изменение образов, в ряде случаев происходит постепенно, т. е. представляет собой непрерывный процесс. В этом случае, т. е. в случае непрерывного изменения, оно в каждый данный момент является лишь частичным изменением: кое-что еще не успело измениться, и это еще не успевшее измениться и является тем образом, что составляет сходство. Учение об ассоциациях по сходству учло этот элемент сходства, но оно совершенно не поняло, откуда это сходство берется, почему оно бывает. Не поняв этого, учение об ассоциациях по сходству подменило изучение процесса непрерывного (постепенного, частичного) изменения образа проблемой «связывания», и в этом вред критикуемого учения.
Но далеко не всегда наши образы текут непрерывно. Сплошь и рядом их непрерывное течение нарушается восприятиями, которые дают начало возникновению новых образов и мыслей. Но даже в тех случаях, когда врывающееся в течение образов действие восприятий минимально, например когда я «ушел» в свои грезы или вследствие искусственных условий психологического эксперимента, или в гипнагогических состояниях, все же течение образов не продолжается мало-мальски долгое время, как постепенное непрерывное изменение данного образа: процесс трансформации осложняется процессом реинтеграции.
Процесс реинтеграции по отношению к образам состоит в том, что при возникновении в результате трансформации данного образа одновременно более или менее полно возникает в виде образа то восприятие, одной из частей которого был тот субъект, образ которого возник только что в результате трансформации. Получается как бы восстановление соответствующего более полного образа, почему этот процесс справедливо называть реинтеграцией.Если «ассоциация по сходству» маскирует факт постепенного изменения одного и того же образа, неверно подменяя его внешней связью двух разных образов, то «ассоциация по смежности» более безобидна. В случае реинтеграции можно говорить о связи в прежнем восприятии. Термин «связь», «ассоциация», здесь не является неверным. Однако не является выигрышным для дела и пользование им. Введение вместо него термина «реинтеграция», понимаемого как «восстановление в виде образа прежнего восприятия» (или, шире, как восстановление в более полном виде прежнего переживания), можно надеяться, поможет лучше понимать суть исследуемой проблемы.
Пока преждевременно гадать о физиологическом процессе, лежащем в основе реинтеграции, представлять ли его вроде какого-нибудь регенерационного процесса или чего-либо иного. Но некоторые более узкие проблемы и сейчас выигрывают от введения понятия реинтеграции. Так, например, психоаналитическая процедура с ассоциативным экспериментом становится яснее, понятнее, если вместо оперирования малосодержательным термином «ассоциация по смежности» мы признаем, что имеем здесь дело с восстановлением, реинтеграцией прежних переживаний и тем самым получаем возможность проникнуть благодаря этой реинтеграции прошлого в психологическую биографию испытуемого. Подобная психоаналитическая процедура оказывается, таким образом, способом при помощи реинтеграции («ассоциация по смежности» как реакция испытуемого на стимул экспериментатора) получить более полный анамнез.
Совпадающие ассоциации
Совпадающие ассоциации Среди множества различных событий, которые происходят в связи с формированием аверсивных последствий, одни действительно связаны с последствиями, а другие являются лишь совпадающими по времени.
Римские ассоциации
Римские ассоциации Люди не перестали бы жить вместе, хотя бы разошлись в разные стороны.Козьма Прутков Прямо из автобуса мы попадаем в древний мир Помпеи. Здесь сохранилось все: улицы, переулки, дома, вещи. Нет только людей. Стертый от рук мрамор водопроводного фонтана.
83. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ
83. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать
3.2 Естественные ассоциации
3. 2 Естественные ассоциации Естественные ассоциации — это связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами. Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Наличие связи между воспринимаемыми образами — это сигнал к
3.3 Искусственные ассоциации
3.3 Искусственные ассоциации Искусственные ассоциации (также как и естественные) бывают одномодальными и разномодальными.Под одномодальными ассоциациями мы будем понимать связи только между зрительными образами — связи, образованные в пределах зрительной
5.3 Образование ассоциации
5.3 Образование ассоциации Ассоциацией называется группа образов, кодирующих конкретную информацию. В ассоциации всегда выделяется ОСНОВА — главный элемент информационного сообщения. Другие образы ассоциации называются ЭЛЕМЕНТАМИ ассоциации.
Ассоциации представлений
Ассоциации представлений Как общее правило, представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями.Существенное место среди этих связей занимают связи ассоциативные. Они создаются прежде всего в силу пространственной или временной
Ассоциации
Ассоциации Самой эффективной мнемотехникой является метод ассоциативного запоминания, то есть соотнесения новой информации с чем-то уже знакомым. Чем более качественную ассоциацию вам удастся подобрать, тем больше шансов, что в будущем вспомните нужную информацию. Вот
Словесные ассоциации
Словесные ассоциации Первое нововведение Юнга в глубинную психологию касается экспериментов со словесными ассоциациями. Накопленные им огромные знания и опыт в интерпретации ассоциаций сочетались с поистине изумительными интуитивными возможностями.Много лет назад,
Функциональные ассоциации
Функциональные ассоциации Функция объекта для нас особенно важна[23]. Определения, которые дают дети, выражает это очень хорошо: яма для того, чтобы копать, мост для того, чтобы перейти с одной стороны на другую. Кто-то сказал, что дом — это «место, куда вы идете и где вас
Ассоциации
Меняйте ассоциации
Меняйте ассоциации История служит отличным средством для создания ассоциаций, к которым вы можете привязать свои идеи, но использование одних только историй – это тоже шаблон. Поэтому время от времени прибегайте к аналогии или практическому
Как формируются ассоциации?
Как формируются ассоциации? Представь себе ситуацию. Не думай, реальна ли такая ситуация или нет. Это не столь важно. Важно, чтоб ты понял, как формируются ассоциации. Женщина собралась на шикарную вечеринку. Она надела прекрасное красивое белое платье. И вдруг, когда она
Ассоциации
Ассоциации Самый надежный способ запомнить имена – пользоваться ассоциациями. Вот несколько советов.Профессия. Иногда можно связать особенность внешности человека с его профессией, а профессию – с именем. Предположим, вы познакомились с господином Слони, пианистом.
значение слова в психологии, виды ассоциаций
Ассоциация – это особенная связь, возникающая между определёнными явлениями, предметами или компонентами. Психика человека владеет значительными ассоциативными способностями. Она может связывать разнообразные психические явления в нечто новое, сложное, в устойчивые и длинные цепи. При возбуждении звеньев этой цепи несколько из них или одно может вызывать остальные ассоциативные цепочки. Восприятие человека может «завести» цепочку из представлений, понятий, эмоций и суждений, если они ранее состояли в ассоциативной связи.
Значение слова термина ассоциация – соединение, что походит от латинского языка«associatio». В психологии оно определяется, как возникающая между событиями, предметами или фактами закономерная связь, что существует в сознании индивида и закрепляется его памятью.
У всех ассоциаций условно-рефлекторную сущность, физиологическую основу составляет замыкательная функция коры. Все они подчиняются основным законам вырабатывания условных рефлексов. Для быстрого образования ассоциативных связей, согласно законам, требуется правильное сочетание раздражения, т.е. необходимость существования того раздражения, которое человек хотел бы связать с известным, чтобы оно немного предшествовало уже сформировавшемуся представлению. Также важны в создании ассоциации повторения, чтобы закрепить новую связь, при этом опираясь на ранее установившееся связи.
Ассоциация в психологии это связь, которая формируется в процессе мышления между различными компонентами психики и означает, что появление одного компонента вызывает образ второго, связанного с ним.
Любое заучивание или запоминание предусматривает установление определенных нервных связей. Это важно для понимания психологической природы самих ассоциаций. Ассоциация, состоящая из ряда рефлексов, которые являются также ощущением, есть ничем иным, как «беспрестанное ощущение».
Что такое ассоциация — определение
Это закономерная связь в психологии, возникающая между определенными событиями и фактами, отображенная в сознании и закрепленная в памяти. Это связь, заставляющая нас при встрече с одним явлением думать о другом. Таким образом возникают следующие ассоциативные связи, как лиса – хитрость, заяц – страх, красный цвет – страсть, белый – чистота. Однако, не смотря на то, что чаще встречаются стереотипные ассоциации, есть люди, которые могут под определенный объект высказать персональную ассоциацию, которая будет абсолютно отличаться от ассоциаций других. Это зависит от способа мышления человека, его фантазии и воображения.
Ассоциация значение слова встречается не только в психологии, но и в экономике, и означает союз (стран), объединение. В античные времена ещё философы размышляли о взаимосвязи явлений в человеческом воображении, однако термин, который бы это обобщил, они не вводили. Его ввёл Дж. Локк, и обозначил им взаимосвязь представлений, вызванных обычным совпадением обстоятельств.
Ассоциативные связи имеют физиологическое основание, оно состоит из кратковременной нервной связи. Условная кратковременная генерация нервной связи ответственна за предметное сходство. Весь процесс сводится к анализу и операции синтеза, взаимосвязи с остальными умственными процессами. Так, человек увидел что-то, подсознание анализирует его, а воображение исполняет синтез подобного (анализирует вещь и обстоятельства в целом), что ранее уже встречалось в подобных условиях. С помощью установления ассоциативных связей можно легко запоминать разные вещи, имена, события, номера, изучать языки.
Ассоциация настолько является целостным ощущением, как и другие ощущения – чисто зрительное, слуховое или тактильное. Разница – оно протекает немного дольше, и его характер меняется беспрерывно.
Как и другие отдельные ощущения, ассоциация становится отчетливой и закрепляется в результате частого повторения. Именно благодаря частому повторению составляющие нервные процессы становятся сильно связанными, настолько, что даже самое малое возбуждение повлечет воспроизведение полной ассоциации.
Если установлена осязательно-зрительно-слуховая ассоциация, тогда при малейшем воздействии на любое из ощущений, при слабом нервном возбуждении осязательного, слухового или зрительного нерва звуком или формой, она воспроизводится в сознании целиком.
Люди, творческих профессий или с творческим умственным составом могут создавать собственные творческие ассоциации, находя запоминающиеся, разнообразные и интересные идеи. Те ассоциации, какие человек сам создает, может стирать или корректировать, называются управляемыми. Управляя такими ассоциациями, человек может управлять также памятью и вниманием.
Если человек хочет вспомнить, что ему нужно взять, выходя из дома, необходимо отчетливо представить прихожую, и сразу в памяти всплывёт: «Зонтик». Если человек хочет запомнить интересную историю и рассказать потом в компании, он должен хорошо представить себе ту обстановку, где они соберутся компанией. Потом попадая в эту обстановку с той компанией он вспомнит эту историю.
Виды ассоциаций в психологии
Выделяют виды ассоциаций по сходству, смежности, контрасту, причинно-следственные.
Когда человек должен запомнить гимнастическое упражнение, которое состоит из десяти последовательных в выполнении элементов, образуются связи между компонентами данного упражнения, которые и называются ассоциациями по смежности.
Нервные процессы, которые обеспечивают осуществление любого элемента, способны вызвать воздействия нервных процессов, что связанны с выполнением следующего. В результате индивид последовательно и безошибочно выполняет упражнения. В основе таких ассоциаций лежат пространственные отношения и временные рамки между объектами.
Виды ассоциаций по смежности также присутствуют во время запоминания словесной информации, при заучивании стихотворений или языков.
Немного другие – это виды ассоциаций по сходству. Они проявляются, когда при восприятии вещей в памяти вызываются воспоминания о предмете, сходного к нему, даже если последний, ранее не воспринимался совместно с ним. Это значит, что эти ассоциации проявляются, когда объекты похожи между собой.
Так, часто людям кажется, будто они уже видели ранее такой же танец, в этом же месте, но танцевал другой человек. Например, кто-то поёт, в такой самой тональности, как известный певец. Или созерцание картины с пейзажем наталкивает на мысль о похожих воспоминаниях, когда ранее наблюдали пейзаж в живую. Здесь вызванное исходным раздражением воспоминание причисляется к явлениям, которые ни разу не воспринимались в смежности или одновременно. Выходит, что одно явление возбуждает в памяти сразу второе.
Ассоциации по сходству образовываются на сходстве психических связей, что вызваны двумя сходными предметами. Так, оба танцы сходны по стилю и воспроизводятся на той же сцене. Песня та самая, голос звучит, как у певца, но поет её человек, который сам непрофессионально занимается пением. Когда-то человек был на отдыхе, он запомнил песок и волнующееся море, поэтому увидев их на пейзаже, мысленно перенёс себя туда.
Такие сходные моменты воспринимающихся объектов, порождают соответствующие сходные связи, которые отображают черты, общие в обоих объектах. Благодаря этому возбуждение связей головного мозга, что относятся к одному объекту, закономерно вызывает активизацию связей, что относятся ко второму.
Такие ассоциации по сходству являются важными в обучении. Так учащиеся могут сравнить изучаемые факты и объекты с изученными ранее, находить совместные черты, что помогает лучше запоминать и усваивать нужную информацию.
Близки к ним ассоциации контраста. Восприятие какого-то объекта вызывает воспоминание об ином предмете, который отличается абсолютно противоположными свойствами. Когда человек попадает на некачественно обделанный стадион, в его памяти возникают представления о ранее виденном образцовом стадионе. Смотря за неудачным выполнением физических упражнений, например, выполнением сальто, можно попытаться вспомнить, как мастер спорта выполняет данное сальто отлично.
Контрастные ассоциативные связи являются временными и содержат представления о констатирующих предметах в виде противоположных по значению и характеру элементов, входящих в цельное явление. Этому способствует, что в повседневной практической деятельности данные противоположные объекты (собранность и неорганизованность, грязь и чистота) они обычно сравниваются, что ведет к формированию соответственных нервных связей.
Виды ассоциаций разделяют на простые и сложные. Простые – по контрасту, сходству, смежности. Сложные – по смыслу, они возникают, когда одно явление является следствием другого или есть частью другого предмета.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
К общей теории мер подобия и ассоциации: функции сходства, несходства и корреляции
Название выпуска: Специальная секция: меры подобия, корреляции и ассоциации — посвящается памяти Лютфи Заде
Приглашенные редакторы: Ильдар Батыршин, Валери Кросс, Владик Крейнович и Мария Рифки
Тип статьи: Исследовательская Статья
Авторы: Батыршин, Ильдар ; *
Принадлежности: Centro de Investigación en Computación, Instituto Politecnico Nacional, Av. Хуан де Диос Батис, эсквайр. Miguel Othón de Mendizábal S/N, Nueva Industrial Vallejo, Gustavo A. Madero, CDMX, Мексика
Переписка: [*] Соответствующий автор. Ильдар Батыршин, Centro de Investigacion en Computación, Instituto Politecnico Nacional, Av. Хуан де Диос Батис, эсквайр. Miguel Othón de Mendizábal S/N, Nueva Industrial Vallejo, 07738 Gustavo A. Madero, CDMX, Мексика. Электронная почта: [email защищен].
Abstract: Меры подобия, корреляции и ассоциации играют важную роль в статистике, поиске информации, интеллектуальном анализе данных и науке о данных, классификации и машинном обучении, рекомендательных системах и принятии решений. Они имеют множество применений в экологии, социальных науках и науках о поведении, биологии и биоинформатике, анализе социальных сетей и временных рядов, обработке изображений и естественного языка. Часто меры с одним и тем же именем, представленные в разных доменах, имеют разные свойства, а меры с одинаковыми свойствами имеют разные имена. Чтобы унифицировать анализ мер, определенных в разных областях, в этой статье эти меры рассматриваются как функции, определенные в универсальной области и удовлетворяющие некоторым наборам свойств. Общие свойства функций сходства (ФС) и функций несходства (ФР) под общим названием функций сходства (ФС) изучаются на универсальной области и иллюстрируются примерами на конкретных областях. Рассмотрены известные и новые методы построения мер подобия. В статье обсуждаются следующие аспекты RF: связь с нечеткими (значными) отношениями, T-транзитивность и неравенство треугольника, расстояние Минковского и преобразование данных, косинусный SF, RF на областях с инволюцией (отрицанием), агрегирование и преобразования RF, визуализация РФ. В работе также рассматриваются решетка RF, композиция и мин-транзитивные преобразования SF (нечеткие отношения близости), приложения к иерархической кластеризации и невероятностная энтропия RF. Кроме того, в работе предлагается метод построения корреляционных функций (мер ассоциации) с использованием SF. Корреляция Пирсона и коэффициенты ассоциации Q Юла, полученные как частные случаи общего метода. Статья может быть использована как обзор работ по мерам сходства и несходства в конкретных областях, как руководство по построению новых мер сходства и корреляции, как база для изучения математических свойств функций сходства в универсальных и конкретных областях, а также в рамках курса Data Science.
Ключевые слова: Ассоциация, сходство, несходство, корреляция, расстояние, транзитивность, отрицание, интеллектуальный анализ данных, наука о данных
DOI: 10.3233/JIFS-181503
36, нет. 4, стр. 2977-3004, 2019
Опубликовано: 10 апреля 2019
Влияние семантического сходства в новых ассоциациях: прямые и косвенные пути к действию
. 2016 Январь; 78(1):37-43.
doi: 10.3758/s13414-015-1041-z.
Скотт Н Макдональд 1 , Эрик Д. Ричардс 2 , Женевьев Демаре 2
Принадлежности
- 1 Программа магистратуры в области неврологии, Институт мозга и разума, Университет Западного Онтарио, Лондон, Онтарио, N6A 5B7, Канада. [email protected].
- 2 Факультет психологии, Университет Маунт Эллисон, Саквилл, Нью-Брансуик, Канада.
- PMID: 26704564
- DOI: 10.3758/с13414-015-1041-з
Скотт Н. Макдональд и др. Atten Percept Psychophys. 2016 9 января0003
. 2016 Январь; 78(1):37-43.
doi: 10.3758/s13414-015-1041-z.
Авторы
Скотт Н Макдональд 1 , Эрик Д. Ричардс 2 , Женевьев Демаре 2
Принадлежности
- 1 Программа магистратуры в области неврологии, Институт мозга и разума, Университет Западного Онтарио, Лондон, Онтарио, N6A 5B7, Канада. шмакд[email protected].
- 2 Факультет психологии, Университет Маунт Эллисон, Саквилл, Нью-Брансуик, Канада.
- PMID: 26704564
- DOI: 10.3758/с13414-015-1041-з
Абстрактный
Действия, производимые в ответ на знакомые объекты, опосредованы преимущественно визуальной структурой объектов и в меньшей степени их семантическими ассоциациями. Выбор действия в ответ на объект, как правило, происходит быстрее, чем выбор имени объекта, что приводит к предположению, что существуют прямые связи между визуальными представлениями объектов и их действиями. Однако относительный вклад семантики неясен, когда действия производятся в ответ на новые объекты. Чтобы исследовать роль семантики, когда ассоциации объект-действие являются новыми, мы попросили участников научиться использовать и называть новые объекты и отрепетировать ассоциации объекта, действия и имени в течение одной недели. Каждая пара объект-действие была связана с меткой, которая была либо семантически похожей, либо семантически отличной. Мы обнаружили, что семантическое сходство влияло на действие и производство имен только тогда, когда ассоциации с объектами были новыми, предполагая, что семантическая информация рекрутируется, когда действия производятся в ответ на новые объекты. Мы также заметили, что преимущество в производстве действия отсутствовало, когда ассоциации были новыми, предполагая, что для развития этих прямых связей необходима практика.
Ключевые слова: Действие; Именование; Модель действия именования; Новый объект; Семантический.
Похожие статьи
Эффекты семантического контекста и визуальных признаков при именовании объектов: исследование фМРТ с использованием маркировки артериального спина.
Хокинг Дж., МакМахон К.Л., де Зубикарай Г.И. Хокинг Дж. и др. J Cogn Neurosci. 2009 авг; 21 (8): 1571-83. doi: 10.1162/июнь 2009 г..21114. J Cogn Neurosci. 2009. PMID: 18823254
Манипулируемость и распознавание объектов: является ли манипулируемость семантическим признаком?
Кампанелла Ф., Шаллис Т. Кампанелла Ф. и др. Опыт Мозг Res. 2011 февраль; 208(3):369-83. doi: 10.1007/s00221-010-2489-7. Epub 2010 27 ноября. Опыт Мозг Res. 2011. PMID: 21113583
Важность предметного сходства в производстве и идентификации действий, связанных с предметами.
Desmarais G, Pensa MC, Dixon MJ, Roy EA. Десмаре Г. и соавт. J Int Neuropsychol Soc. 2007 ноябрь;13(6):1021-34. дои: 10.