Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ассоцианизм это: Ассоцианизм — Психологос

АССОЦИАНИЗМ | это… Что такое АССОЦИАНИЗМ?

        ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в.

Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно которой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «цемента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж.
С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы.

        Принципы А. оплодотворили психологич. исследования, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой физиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Некоторые психологич. школы (вюрцбургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяснение психич. деятельности.

        Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; Ярошевский М. Г., История психологии, ?., 19762,

гл. 6: W а г г e n Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Ассоцианизм | Понятия и категории

АССОЦИАНИЗМ — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, есть продукт ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм представлялся в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. Истоки А. восходят к правилу, сформулированному Спинозой. Теперь оно называется законом ассоциации — специфической связи, устанавливаемой между идеями; так, содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом, а связь идей определяется законом телесных взаимодействий.

В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку. Так, Д. Беркли и Д. Юм рас-сматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, а Д. Гартли создал систему материалистического А. Утвердилось воззрение, согласно которому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований; 2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте; 5) источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница.

Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии А. был преобразован. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении.

Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. В рамках А. были выработаны ценные представления, прежде всего в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для А. как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения.

Детерминистские элементы А. в трансформированном виде были восприняты И. Павловым в его учении об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом.

Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и современной психологией.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 33-35.

Tags: 

Психология

Понятие: 

Ассоцианизм

Ассоциационизм | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено 29 мая 2018

Теория, утверждающая, что всю сознательную жизнь человека можно объяснить на основе ассоциативных процессов. Он учит, что разум состоит из ментальных элементов и их соединений. Когда человек воспринимает объект, у него возникает ощущение; но даже тогда, когда предмет уже действительно не присутствует, он может сохранить идею, понимая под этим слабую копию ощущения или чувственного образа. Ощущения и их копии являются единственными элементами разума, и они соединяются или синтезируются в более крупные психические структуры, такие как сложные восприятия и мысли, посредством механизма ассоциации. И наоборот, любое сложное ментальное содержание может быть сведено к его элементарным компонентам с помощью ментального анализа.

Таким образом, в основе ассоциативной психологии лежат допущения элементаризма и сенцизма. Поскольку его метод интроспективен, это форма ментализма. Ее также называют психологией содержания, потому что она занимается исключительно содержанием, пассивно воспринимаемым умом; Строго говоря, его сторонники утверждали, что нет разума вне его содержания. Иногда ассоциативизм называли «теорией кирпича и раствора», где кирпичи представляли собой чувственные впечатления и их копии, а раствор — ассоциации, связывающие их.

Историческое развитие. Ассоциативистская теория, являющаяся продолжением британского эмпиризма, имеет своих предшественников Джона Локка и Дэвида Юма. Однако ее основателем был Дэвид Харли (1705–1757 гг.), врач, который дал теории физиологическое обоснование. Для него ощущения происходят параллельно с вибрациями в нервах, а идеи идут параллельно с мельчайшими вибрациями в мозгу. Когда вибратунды образуют кластеры, соответствующие простые идеи сливаются в сложные идеи посредством одновременной ассоциации.

Британские ассоциации . Джеймс Милль (1773–1836) еще больше прояснил процесс слияния: ментальные элементы связаны посредством механического синтеза, но остаются тем, чем они являются в ассоциативном целом. Это теория кирпича и раствора в чистом виде. Его сын, Джон Стюарт Милль (1806–1873 гг.), смягчил объяснение, заменив ментальную механику концепцией ментальной химии: целое есть не просто сумма его элементов, но нечто новое, подобно тому как вода есть нечто большее, чем сумма водород и кислород.

Другими британскими ассоциативистами были Александр Бейн (1818–1903), объединивший ассоциационизм с физиологической психологией, и Герберт Спенсер (1820–1903), который ввел новый класс психических элементов — чувств, — ранее считавшихся простыми атрибутами ощущений. Спенсер также учил эволюционному ассоциационизму: когда ассоциации часто повторяются, они создают наследственную предрасположенность. Последним ортодоксальным британским ассоциатором был Э. Б. Титченер (1867–1927), который принес эту теорию в США через Германию.

Немецкие ассоциаты . Выдающимся сторонником ассоциативизма в Германии был Вильгельм Вундт (1832–1920), чья доктрина психологии содержания была смягчена по сравнению с британской формой двумя способами. Во-первых, Вундт ввел понятие восприятия: в то время как ассоциация является пассивной, восприятие является активным процессом, который фокусирует внимание на определенных особенностях восприятия. Во-вторых, система Вундта порвала с менталистским методом, лежащим в основе других типов ассоциативизма. По Вундту, интроспекция и психический анализ применимы только к низшим психическим процессам, т. е. к чувственным восприятиям и чувствам; этот метод не подходит для изучения высших процессов разума, таких как мышление, рассуждение и решение проблем. Их можно изучить, только исследуя то, что Вундт называл естественной историей человечества, т. е. наблюдая, что произвели эти высшие процессы: язык; таможня; нравственные привычки; произведения науки, искусства и культуры; социальные и экономические системы; и религия. Эти культурные блага являются объективациями человеческого разума и, следовательно, раскрывают его способности. Вундт назвал эту отрасль психологии Völkerpsychologie (этническая психология).

Другие психологи, особенно Джордж Элиас Миллер (1850–1934) и его школа, продолжили ассоциативную тенденцию, но в последнее время это движение пошатнулось под нападками критиков.

Критика. Сутью ассоциативной психологии всегда была проблема смысла. Многие ассоциативисты пытались решить проблему с помощью того, что Титченер назвал теорией контекста: одно восприятие или идея не имеет значения, по крайней мере, в случае новых идей, но значение возникает из контекста связанных образов, которые собираются вокруг исходного представления. Как это произошло, так и не было удовлетворительно объяснено. Поскольку, согласно основной предпосылке ассоциативизма, другого психического механизма не существует, смысл, по-видимому, привязывается к восприятию или образу посредством ассоциации. Но если это так, то следует ли считать значение другим ментальным элементом или свободно плавающей сущностью?

Другим возражением против ассоциативной психологии была ее ограниченность. Хотя она претендовала на то, чтобы охватить всю психическую жизнь, она ограничивалась только когнитивными аспектами и не учитывала динамических, мотивационных особенностей психологии. Вюрцбургская школа, неудовлетворенная ассоциативным утверждением о том, что все сознательные данные когнитивного порядка могут быть сведены к ощущениям и образам, ввела новый вид ментального элемента, а именно безобразное мышление — позицию, резко критикуемую Титченером, который утверждал, что даже мысль процессы имеют сенсорную и воображаемую природу.

Художественная психология Ф. Брентано и его последователей была частичным возвратом к аристотелевско-схоластической психологии; она учила, что разум — это не просто своего рода вместилище, пассивно принимающее впечатления, но сам активно реагирующий на представления чувств.

Школа гештальта, которой предшествовала, если не повлияла, школа Граца с ее качествами формы, отрицала само понятие ментальных элементов и ментального анализа. Восприятие в гештальт-психологии есть не мозаика элементарных ощущений и чувств, а равнодействующая совокупного чувственного впечатления: единое целое воспринимается сразу, а не как сумма его частей. Феноменологическая психология также отвергала интроспекцию в смысле ментального анализа и настаивала на тотальном описании непосредственного опыта.

Наиболее радикальную оппозицию ассоциативной и содержательной психологии исходили от американских функционалистов, которые больше не интересовались теоретической проблемой сознания и сосредоточились на практическом вопросе его использования. Наконец, бихевиоризм нанес ассоциационизму coup de grâce , отвергнув всякий ментализм как неуместный или бесполезный и сосредоточившись исключительно на наблюдении за человеческим поведением.

Библиография: л. в. Уоррен, История ассоциации психологии (Нью-Йорк, 1921). е. г. скучно, История экспериментальной психологии (2-е изд., Нью-Йорк, 1950). ж. Деннис, изд., чтений по истории психологии (Нью-Йорк, 1948).

[Дж. час van der veldt]

Определение и значение ассоциативизма — Merriam-Webster

как·​социализм·​ci·​a·​ation·​изм ə-ˌsō-sē-ˈā-shə-ˌni-zəm

-ˌsō-shē-

: редукционистская школа психологии, утверждающая, что содержание сознания может быть объяснено ассоциацией и реассоциацией нередуцируемых сенсорных и перцептивных элементов

член ассоциации

ə-ˌsō-sē-ˈā-sh(ə-)nist

-ˌsō-shē-

существительное

ассоциативный

ə-ˌsō-sē-ˌā-shə-ˈni-stik

-ˌsō-shē-

имя прилагательное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Каталонцы родили свою культуру

ассоциативизм путем создания неправительственных групп, занимающихся сохранением региональных традиций. — Элейн Хайнцман, Smithsonian , 30 июня 2018 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «ассоциационизм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1872, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование ассоциативизма было в 1872 г.

Посмотреть другие слова того же года ассоциация футбола

ассоциативность

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Ассоциационизм».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/associationism. По состоянию на 26 декабря 2022 г.

Копирование цитирования

Медицинское определение

Ассоциативизм

существительное

как·​социализм·​ci·​a·​ation·​изм ə-ˌsō-sē-ˈā-shə-ˌniz-əm, -ˌsō-shē-

: редукционистская школа психологии, утверждающая, что содержание сознания может быть объяснено ассоциацией и реассоциацией нередуцируемых сенсорных и перцептивных элементов

ассоциативный

-ˌā-shə-ˈnis-tik

имя прилагательное

Еще от Merriam-Webster об

ассоциационизме

Britannica.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *