Ударные и безударные гласные звуки
Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.
Ударные и безударные гласные
Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.
Орфография – (от греческого слова: «ортос» – правильный, и «графо» – «пишут») – правила письменной речи (т.
Произношение безударных гласных
Понаблюдаем за словами:
грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е ?
вода, трава – слышу А, что писать? А или О ?
мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?
Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.
В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море – моря, стол – столы, слон – слоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.
В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.
Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку.
Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.
Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.
Проверка безударного гласного
Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.
Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.
У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.
У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.
Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.
Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?
1 шаг: Произнести проверяемое слово.
Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
Если есть – какие они?
2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.
Использование орфографического словаря
Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.
Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное – не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.
Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове – опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Или проверяем по орфографическому словарю.
вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
- Русские тексты с аудио
- Диалоги на русском языке
- Видео на русском с субтитрами
-
Упражнения по правильному произношению
- Русские скороговорки в аудио формате
- Общие фразы на русском
- Русские сленговые выражения
- Анекдоты на русском с переводом на английский
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
- Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)
Мы рекомендуем:
- Лучшие репетиторы по русскому
Самое необходимое из теории:
- Грамматика русского языка
- Тест на уровень владения русским
- Тест по лексике русского
- Тесты по грамматике русского
- Какой язык учить?
Рекомендуемые статьи и видео:
- Как успешно пройти собеседование на русском
- ТВ – средство изучения иностранного языка
- Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
- Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
- 5 правил успешного изучения языка
-
Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
- Как улучшить беглость речи
- Видео: «Как улучшить произношение и понимание
Ещё статьи >>>
Курсы английского языка по уровням
Beginner
Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»
Elementary
Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»
Intermediate
Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА
В разработке
Advanced
Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»
Ударные и безударные гласные звуки
«Язык — это инструмент. Необходимо знать его, хорошо им владеть», — сказал великий русский писатель Максим Горький. Язык без грамотности действительно напоминает неисправный инструмент, который сложно использовать. Сегодня мы попробуем настроить наш речевой «инструмент» на ударные и безударные гласные.
Особенности их использования в русском языке. Знакомство с орфографическим словарём
Содержание:
Какие гласные звуки бывают
Что такое ударение
Ударные и безударные гласные
Как определить безударный гласный звук
Безударный гласный звук. Проверка безударного гласного
Знакомство с орфографическим словарём
Какие гласные звуки бывают
«Язык — это инструмент. Необходимо знать его, хорошо им владеть», — сказал великий русский писатель Максим Горький. Язык без грамотности действительно напоминает неисправный инструмент, который сложно использовать. Сегодня мы попробуем настроить наш речевой «инструмент» на ударные и безударные гласные.
Вся наша речь состоит из звуков, где гласные звуки — это те, которые произносятся голосом, отсюда и их название «Гласные». Их меньше, чем согласных звуков, но именно они главные в речи. К ним присоединяются согласные звуки, которые соглашаются на все изменения в слове, поэтому называются «Согласные». Сегодня мы поговорим о гласных звуках.
Давайте их произнесём:
С помощью гласных звуков можно определить, сколько в слове слогов и какой слог является сильным, то есть ударным. Например: сле-зА́, ме-чИ́, све-чА́.
Гласные звуки — это звуки, которые можно произнести голосом напевно, протяжно.
«Услышать» слог в слове можно, поставив руку к подбородку, проговаривая медленно слово. Сколько раз опустился подбородок на руку, столько в слове слогов. Давайте попробуем посчитать, сколько слогов в этих словах:
ма́ль-чик, ли-си́-ца, у-че́б-ник.
Что такое ударение?
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.Есть слова с одним слогом, в котором всего один гласный звук.
Например:
ко́т, ле́с, сто́л, сло́н.
Здесь нельзя ошибиться в написании гласного, так как он один и только на него падает ударение. Но есть слова, где два слога и более.
Давайте посмотрим на эти слова:
сл(о/а)ны́, я́бл(о/а)ки.
Нечёткий слог мы слышим именно в безударной слабой позиции, поэтому при написании таких слов мы часто совершаем ошибки.
Сегодня мы узнаем, что происходит с гласной, когда на неё падает ударение и когда она в безударной позиции.
Ударные и безударные гласные
Ударные и безударные гласные – это гласные звуки под ударением и без.
Ударный гласный звук — это звук, на который падает ударение. Ударный гласный звук находится в сильной позиции. Он ярче, интенсивнее произносится голосом. На него делается основной акцент.
Здесь нужно написать ту букву, которую слышим.
Например: сло́во, де́рево
А что же с безударными гласными звуками? Они в слабой позиции, так как на них не падает ударение, поэтому они произносятся нечётко, с меньшей интенсивностью в голосе. И не всегда понятно, какую букву здесь следует написать. Поэтому так важно научиться правильно ставить ударение.
Как определить безударный гласный звук?
Первое, что нам важно сделать, — это определить сильную позицию в слове, поставив ударение. Теперь у нас есть ударный и безударные слоги.
Безударный гласный звук. Проверка безударного гласного
Безударный гласный может находиться в любой части слова. Например:
- в начале слова:
р_ка́ — рЕ́к;
- в середине слова:
уч_ни́к — учЕ́ние;
- в конце слова. В этом случае мы задаём вопрос, чтобы проверить безударный гласные:
высо́к_го — какого?
Безударные гласные делятся на:
- проверяемые;
- непроверяемые.
Проверяемые гласные — это гласные звуки, написание которых мы можем проверить.
Как это сделать?
- Произнести слово в уменьшительно-ласкательной форме.
Гнездо́ — гнёздышко, зима́ — зи́мушка.
- Использовать слово в форме множественного или единственного числа.
Волна́ — во́лны, дожди́ — до́ждь.
- Подобрать родственное слово, где безударный гласный будет стоять под ударением.
Речно́й — ре́чка, варе́нье — ва́рим.
Проверку безударных гласных мы можем отработать на тренажёре iSmart в разделе «Безударные гласные. Проверяемое и проверочное слово». Ребёнку будет легко работать с подсказками, простыми примерами и разнообразными заданиями, выполняя которые он будет учиться правильно ставить ударения, находить в словах ударные и безударные гласные, получая поощрения.
Давайте попробуем.
Распредели слова:
Если ребёнок затрудняется в правильной постановке ударения, то ему будет сложно увидеть орфограмму и он чаще других может допускать ошибки даже в понятных по значению простых словах.
Закрепить умение правильно ставить ударение в словах можно также, работая на тренажёре iSmart. Как это работает?
Тренажёры — это интерактивные упражнения, рассортированные по классам, предметам и темам. Их на платформе около 300 тысяч.
Все упражнения размещены на образовательной онлайн-платформе iSmart.
У платформы есть ряд полезных функций:
- Диагностика знаний. Диагностика помогает определить уровень знаний ребёнка. После её прохождения станут очевидны темы, которые даются школьнику с трудом.
- Ступенчатая система подсказок. Система умных подсказок корректирует ошибки, даёт подробную обратную связь с правилами и примерами.
- Автоматическая проверка решений. Платформа проверит работу автоматически. А учителю остаётся только взглянуть на результат.
- Система поощрений. Если ребёнок выполнил задание сам и правильно, получил «смарткойн». Нет — остался без награды. Это отлично мотивирует!
А есть в русском языке слова, в которых нельзя проверить букву, обозначающую безударный гласный звук. Найдите это слово: гора́, молоко́
Теперь вы понимаете, что не ко всем словам с безударным гласным можно подобрать проверочное слово. Написание таких слов нужно запомнить или проверять по орфографическому словарю.
Например: пена́л пальто́ я́года
Непроверяемые гласные — это гласные, к которым невозможно подобрать проверочное слово.
Эти слова можно найти в орфографическом словаре, запомнить и отработать на тренажёре iSmart.
Например: ваго́н сини́ца
Расширять словарный запас можно, работая регулярно с орфографическим словарём. Это нужно для того, чтобы запомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками (орфограммами). А что же такое орфографический словарь?
Знакомство с орфографическим словарём
Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами.
Орфографический словарь — словарь, в котором размещены слова в алфавитном порядке. К этим словам сложно подобрать проверочные слова, чтобы убедиться в правильности написания нужной орфограммы. Такие слова необходимо запомнить.
Самая главная функция этого типа словарей — помочь правильно написать или произнести слово, написание или произношение которого вызывает затруднения.
Итог работы — выработка условного рефлекса в написании безударных гласных:
Желаем успехов в учёбе!
Гласных в безударных слогах | Lingbase
В предыдущих темах мы изучали звуки, которые обычно встречаются в ударных слогах. Но в огромном количестве слов больше одного слога. Это означает, что некоторые из них не подвержены стрессу.
1. Звук /ə/, или звук шва
/ə/ — короткий гласный звук, наиболее часто встречающийся в разговорном английском языке. Его транскрипция также называется Schwa. Дополнительную информацию можно найти на странице Википедии. Когда мы произносим /ə/, губы расслаблены, а не округлены, челюсть полуоткрыта, а язык лежит ровно посередине. Это очень похоже на /ʌ/.
/ ə /
моли ER , CURI OU S, A BOUT, TH E , A MERC A N
/ ə / occurs в:
- многосложное слово
Обратите внимание
Если гласные a, o, u, e не ударные, они получают звук шва. Сравните примеры гласных в ударных и безударных слогах.
а=/ə/
а дд — A DDRESS, S A LE — S A LOON, A LIAS — POLITIC A L
A Long, A , M A Chine, J A PAN.
o =/ ə/
o Bject — O Bceice, P O SE — P O SITIC
O CCUR, C O NTROL, P O LICE, PR, Pr. o часть
u=/ə/
s ure — просьбы ure , U GLY — S U GST
MEAR U RE, S U RROUND, S U PONCE
E =/ ə/
P E NCE — TUPP E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E E . nce, e ra — ov e rall
tunn e l, bev e ярость, белка e l, lib e ral 3 2 слова
Некоторые короткие служебные слова, такие как «to», «for», «the», «some», произносятся с редуцированным гласным звуком /ə/ в связной речи. Мы делаем это, чтобы подчеркнуть важные слова содержания.
Например
Пожалуйста, дайте на мне.
Пойдем в кинотеатр ?
Можно воды?
У меня есть кое-что для вас.
Мы провели около времени вместе.
2. Звук /ɪ/
Звук №2 в безударных слогах — /ɪ/.
/ɪ/ встречается в следующих случаях:
- почти всегда с i и y
Благотворительность I T, I MPORTANT, MIN I STER, MUS I C, OFF IC E, PUP I C, VIS I T, Anton Y M, S S, VIS I T, Anton Y M, S, S S, VIS y nthetic
- часто с e
B E Come, B E Джин, B E Lieve, D E MAND, E RASE, R E PORT, R E SULT
- с -age SULT
- с -age
AVER Возраст , Mortg Возраст , пакет Возраст , процент Возраст , Vill Возраст , Carri Возраст , Marri Возраст
- с U 1111112
- и
- .
min u te, lett u ce, bisc ui t, circ ui t
К сожалению, нет четких правил, когда какой звук использовать. Мы можем говорить только об общих случаях. Главное помнить, что в безударных слогах гласные читаются иначе, чем в ударных. Если сомневаетесь, то лучше всегда проверять транскрипцию или слушать озвучку. Когда вы учите новые слова, не забывайте записывать транскрипцию.
Schwa /ə/: сокращенный (и наиболее распространенный) гласный звук английского языка — произношение: произношение в американском английском
Уменьшенный гласный звук, называемый schwa, является наиболее распространенным гласным звуком в разговорном английском языке. Schwa — это быстрое, расслабленное произношение нейтральных гласных, очень близкое к «короткому u» / ʌ/ . Цель шва — позволить безударным слогам произноситься быстрее, чтобы основные доли произносимых слов было легче разместить на ударных слогах.
Шва не имеет точного и стандартного произношения. Из-за почти идентичного произношения шва и короткий u , многие словари объединяют транскрипцию двух звуков и строго используют / ə / . Здесь сохранены отдельные символы, чтобы указать, попадает ли гласный звук на ударный или безударный слог.
Schwa встречается в двух различных случаях:
- в безударном слоге многосложного слова
- как редуцированный гласный звук в функциональном слове
2 один слог, не каждому слогу при произношении уделяется одинаковое внимание.
Возможны три уровня слогового ударения:- ударный /⬤/
- вторично ударный /●/
- безударный /•/
В каждом многосложном слове есть один ударный слог. Наибольшее ударение имеет один ударный слог слова. Остальные слоги могут иметь второстепенное ударение или могут быть безударными.
Слово ударение имеет все уровни ударения. Первый слог ударный, второй слог безударный, произносится как шва, а третий слог имеет вторичное ударение.
em•pha•size
Написание schwa
/⬤ • ●/Многие многосложные слова кажутся не произносимыми, а написанными. Это потому, что шва является функцией слогового ударения, а не правописания. Как только учащиеся смогут распознавать ударные слоги, становится легче предсказать, когда шва будет использоваться в соседней безударной гласной, независимо от написания. В приведенных ниже примерах шва показана в том виде, в каком она проявляется при написании каждой гласной. Слог, содержащий шва, выделен жирным шрифтом.
‘a’ illing:
A Усиление: / ə ‘gɛn / , VIT A мин: /’ Vɪ T̬ə Mɪn /
‘E’ Записка
P E TITIO /pə ˈtɪʃ ən/, cel e brate: /ˈsɛl ə breɪt/
‘i’ spelling
pres i dent: /ˈprɛz ə dɛnt/ , exper i ment: /ɪk ‘sp ɛr ə mənt/
написание ‘o’
встречаются: / ə ‘k ɚ /, Условие: /kən ˈdɪʃ ən /
‘ U ‘Spelling
Кампус: /ˈkæm Pəs /, поддержка: /Sprt /
9 9000.11119 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9000. 11119 9 . schwaДаже для ударных слогов в некоторых словарях не используется отдельный символ для schwa / ə / и «короткий u» / ʌ / . Когда шва является единственным используемым символом, можно предположить, что слово произносится с / ʌ / . В пяти приведенных ниже примерах сравнивается транскрипция, использованная Merriam-Webster OnLine Dictionary (первый) и Cambridge Dictionary of American English (второй).
- вырезать: /kət/, /kʌt/
- солнце: /sən/, /sʌn/
- любовь: /ləv/, /lʌv/
- грузовик: /trək/, /trʌk/ вещи:
stəf/, /stʌf/ Schwa в служебных словах
Правильное использование schwa помогает говорящим усваивать и поддерживать образцы ударения в английских предложениях. Определенные грамматические слова, называемые служебными словами может иметь два разных произношения в разговорном английском: форма цитирования и сокращенная форма .
Форма цитирования слова — это произношение, указанное первым в словарной транскрипции. Это произношение используется, когда слово произносится отдельно или вне контекста. Произношение формы цитирования на самом деле менее распространено, чем сокращенное произношение служебных слов.
Если словарь транскрибирует сокращенные формы слов, это обычно отмечается как вторичная транскрипция. Если эта транскрипция показывает гласный звук служебных слов, уменьшенный до шва, гласный звук слова произносится быстрее и с более нейтральным гласным звуком, чем произношение цитирования. Функциональные слова обычно сокращаются только тогда, когда слово используется в предложении, а не в том случае, если слово произносится изолированно. Цель сокращенного произношения состоит в том, чтобы помочь служебным словам отойти на задний план речи, в то время как содержательные слова получают акцент.