Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности» АБВ
Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности»
А
Автор, выделивший три параметра индивидуального действия личности, которые сложно объяснить с помощью внешних «средовых» факторов Х. Хекхаузен
Автор теории, утверждающий, что ребенок в индивидуальном развитии воспроизводит все фазы развития общества С. Холл
Автором теории конфронтации двух факторов в развитии личности является З. Фрейд
Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственна(о):
повышение способности к социальной адаптации
Аккуратность, бережливость, щедрость — это: черты, характеризующие отношение личности к вещам
Б
. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается: проекция
Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
постижения им последствий своего поведения
В
Верифицируемость — это критерий ценности теории, заключающийся в:
доступности эмпирической проверке понятий теории в силу их определенности и логической взаимосвязи
В большинстве определений личности подчеркивается
структура, относительная устойчивость, развитие, индивидуальные различия
Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это индивидуальность
Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил: У. Шелдон
Ведущие инстинкты с точки зрения З.Фрейда инстинкт жизни и инстинкт смерти
. В темпераменте личность проявляется со стороны ее: динамических свойств
Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как: сила
Высшая форма направленности личности — это: убеждение
. В характере личность проявляется в большей степени со стороны: содержательной
Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это индивидуальность
Возникновение самосознания не связано с увеличением непроизвольности
Воля—регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование: сознательное
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних …. препятствий
. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его: принципиальность
Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется: регрессией
В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:
экстраверсия/интроверсия
В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:
рефлексы или социальные навыки
Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр: нейротизм
. В понятии «стремление к превосходству», введенном А.Адлером, выражается
стремление человека преодолевать ощущение недостаточности собственных сил и возможностей
Г
Г. Айзенк признается автором модели личности: двухфакторной
Гарантом психологической защищенности является:
адекватная самооценка
чувство принадлежности к группе
склонность к надситуативной активности
Главное отличие необихевиоральных подходов к изучению личности от классического бихевиоризма заключается в: замене модели респондентного научения на модель оперантного научения отказе от принципа «стимул-реакция»
Д
Достоинствами метода анамнеза являются возможность принимать в расчет всю сложность и противоречивость индивидуальных особенностей личности
Дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий
персонология
З
З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии: фаллической
. Замещение проявляется: в изменении чувств в изменении мотивов
в изменении отношений личности на противоположные
З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии: фаллической
И
. Идентичность Э. Эриксоном рассматривается в двух аспектах:
групповой уровень идентичности
органический и индивидуальный уровень идентичности
Источниками социализации выступают
передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания
Иерархическую пирамиду потребностей разработал: А. Маслоу
. Индивидуальный психоанализ как направление психологии было основано ….. А.Адлером
К
Критериями ценности теории личности являются:
верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата, функциональная значимость
Критерий, состоящий в способности теории помочь людям понять их повседневное поведение функциональная значимость
Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, определяющих его нравственные поступки – эт личность
.
Критерием темперамента является: раннее проявление в детствеКритерием социализированности личности является:
степень независимости личности, уверенности, самостоятельности.
степень раскрепощения, независимости
Ключевое понятие аналитической психологии — это: архетип
Какой архетип К.Г.Юнг связывал с женским началом в мужчинах анима
Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность С.Л.Рубинштейн
Л
Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, — это
ценностные ориентации
Личностные свойства, обусловленные социально – это ценностные отношения
Личность – это совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других
Личность — это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова
Люди скорее экставерты, чем интроверты с типами темперамента сангвиник и холерик
Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды — с другой, по мнению: бихевиористов
Любое поведение определяется своими последствиями, с точки зрения: Б. Скиннера
Личность — это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова
М
Механизм социализации личности включает в себя Идентификацию Имитацию
Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно: психоанализу
Н
Недостатками корреляционного метода изучения личности являются:
невыделение причинно-следственных связей; возможно вмешательство неконтролируемой третьей переменной
Назовите структурные компоненты темперамента активность, эмоциональность
Неповторимое сочетание психологических особенностей человека – это индивидуальность
Назовите основные функции воли активизирующая
Назовите волевое качество. Сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной цели целеустремленность
Назовите волевое качество. Стремление одномоментно достичь желаемого, вопреки трудностям упорство
Назовите волевое качество. Систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной цели настойчивость
Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности: по Г. Айзенку
Негативное подкрепление — это: устранение приятного стимула, следующее за нежелательным поведением
О
Один из основных методологических принципов психологии, используемый и психологией личности детерминизма
Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных психологических и др. – это личность
Основные подходы к измерению индивидуально-психологических особенностей человека
номотетический идеографический
Онтогенетические развитие человека, ч точки зрения отечественной психологии, можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий
индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
Одним из авторов конституциональной теории темперамента является: Э. Кречмер
Основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека
событие
Одним из авторов конституциональной теории темперамента является: Э. Кречмер
. Основные характеристики человеческих потребностей
сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения
. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, — это: мотив
Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется самооценкой
Основоположником психодинамической теории личности является: 3. Фрейд
Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является: А. Бандура
Отличительной чертой подхода А.Бандуры к изучению личности является:
подчеркивание взаимовлияния средовых, когнитивных и поведенческих факторов, изучение научения через наблюдение (модели) и введение понятия самоэффективности
П
Принцип, причинной обусловленности иначе называется принцип детерминизма
Принцип психологии личности, который реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности
принцип развития
Психологические отрасли, изучающие личность социальная психология
дифференциальная психология персонология
Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода индивид
Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны: К. Юнгом
. Понятие “акцентуации” было введено в психологию… К. Леонардом
Понятие, введенное в персонологию Г. Олпортом, и представляющее собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы
проприум
Понятие, использующееся в психологии личности при описании динамики личности, развитии индивидуальности жизненный путь
Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода индивид
По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: сангвиников
. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: холериков
Процесс и результат усвоения социального опыта социализация
Потребности, необходимые для нормального развития человека как личности социогенные
Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат К. Роджерсу
Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии гуманистической
По С.Л. Рубинштейну, самосознание является этапом в развитии сознания
Психологическим механизмом самосознания выступает рефлексии
Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана: в психоанализе
Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется: сублимацией
Понятие «сублимация» введено в научный словарь: 3. Фрейдом
Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:
сублимация
Понятие «духовные способности» в психологию введено В.Д. Шадриков
Понятие, которое можно определить как сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни ответственность
Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел: А. Адлер
Психоаналитическая концепция личности 3. Фрейда относится: к теориям инстанций личности
Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
в психоанализе
По А. Адлеру, комплекс неполноценности является: следствием дефекта
универсальной движущей силой развития личности
следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств
По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием комплекса превосходства
Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил (а): бихевиоризм
Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:
гуманистическим
Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности соотносятся следующим образом: взаимонезависимы
Полноценно функционирующий человек, по Роджерсу, характеризуется: открытостью переживанию (опыту), экзистенциальным образом жизни, организмическим доверием, эмпирической свободой, креативностью
Р
Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: «Оно
«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно: Э. Эриксону
. Роль это ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека
социальная функция личности
соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции в обществе
Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: «Оно»
«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:
Э. Эриксону
С
Стандартизация подразумевает единообразие проведения теста и подсчета результатов
Согласно Э. Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время: школьного возраста
Социальная ситуация развития ребенка включает в свою структуру все перечисленное
Сколько стадий выделяет Г. Олпорт в развитии проприума? семь
. Социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям “мужчина” и “женщина” – это… гендер
Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как: уравновешенность
Свойство, свидетельствующее о легкости приспособления к внешним воздействиям пластичность
Совесть, с точки зрения З.Фрейда- это приобретается посредством родительских наказаний
Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
мировоззрением
Совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения направленность
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это: характер
. Самосознание можно определить как образ себя
Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как: настойчивость
Суть проекции заключается: в приписывании другим людям собственных чувств
Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:
идентификация
Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:
идентификация
Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана: с самоуважением
. Скиннер Б. является представителем ….. направления в психологии бихевиорального
Социальный интерес в «индивидуальной психологии» – это личностная значимость для человека происходящего с другими людьми, человечеством в целом, выражающаяся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими
Согласно Э.Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время: школьного возраста
С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется А.Н.Леонтьевым
Т
Теории, главную роль которых в детерминации поведения играют внешние ситуации, относятся к … социодинамическим
Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента: конституциональным
То, что характер должен соответствовать соматической (телесной) конституции человека, полагал: Э. Кречме
Теории, традиционно объясняющие развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом биогенетические
Три стадии развития по А.В.Петровскому, рассматривающего развитие как процесс вхождения личности в различные социальные группы. адаптация, индивидуация, интеграция
Теории развития личности, созданные как выход из дискуссий о влиянии только среды или наследственности двухфакторые теории
Термин, характеризующий динамику личности, и обозначающий временной интервал между рождением и смертью время жизни
Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента: конституциональным
Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ: меланхолику
Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для: сангвиника
Тип темперамента, отличающийся сравнительно замедленной реакций на действующие стимул флегматик
Темперамент является биологическим фундаментом
Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности к себе
Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией: мультифакторно
Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
индивидуальных особенностей субъекта
Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению: бихевиористов
Тревога, согласно экзистенциальной психологии — это:
неотъемлемый атрибут психологически здорового человеческого бытия
У
Уровни организации человека с точки зрения Б. Г.Ананьева
индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность
Установите соответствие психических инстанций личности, с точки зрения психоанализа (Фрейдизма)
«Ид» («оно») | источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо. |
«Эго» («Я») | действует на уровне сознания, отвечает за принятие решения, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма |
«суперэго» («сверх-Я») | действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения |
У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс: Электры
Управление своим жизненным путем личность осуществляет сознательно
У Гиппократа был подход к темпераменту: физиологический
Умение сдерживать свои чувства, недопущение импульсивных действий называется
выдержка самообладание
У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс: Электры
Установите соответствие между названием теории и ее автором
Психоанализ | Фрейд З. |
Клиент-центрированная психология | Роджерс К |
Когнитивно-бихевиоральная психология | Бандура А. |
Аналитическая психология | Юнг К. |
Индивидуальная психология | Адлер А. |
Фромм Э. |
. Условиями позитивного личностного изменения, в соответствии с подходом К.Роджерса, являются безоценочное (безусловное) принятие, эмпатическое понимание, искренность
Уровни организации человека с точки зрения Б.Г.Ананьева
индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность
Ф Феноменологическая позиция в психологии личности заключается в:
подчеркивании необходимости понимания того, как человек воспринимает мир со своей индивидуальной, субъективной точки зрения
Х Характер считается патологическим, если он. .. все ответы верны
ЦЦентральный архетип порядка и целостности личности по К. Юнгу самость
Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, — это:
эго
Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, — это:
эго
Ч Человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, с точки зрения сторонников подхода холизм
Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные
Человек как личность — это человек, раскрывающийся в обусловленности: его общением с другими людьми структурой его ценностных ориентаций интернализированными им этническими и культурными стереотипами
Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность
Человека можно считать сложившейся личностью, если в его мотивах есть иерархия
у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением
у него есть нравственные ценности и гуманистические установки
он является творческим субъектом
Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:
субъект деятельности
Чрезмерное усиление отдельных черт характера акцентуация
Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные
Человека как индивида характеризует средний рост
Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность
Э… — это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели. воля
Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты…
Р. Кеттелом и Г. Айзенком
Крупным, застенчивым, предпочитает умственную работу — КиберПедия
сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию
толстым, круглым, веселым и общительным
маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным
Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
его физической конституции
тех моделей, которым он подражает
факторов, контролирующих его поступки
Ни один из ответов не верен
Бихевиористский подход рассматривает личность человека как результат:
Постижения им последствий своего поведения
когнитивной интерпретации различных ситуаций
конфликтов между подсознательными силами и реальностью
взаимодействия между людьми
Согласно К.Роджерсу, при безусловно положительном отношении других людей к человеку конгруэнтность между его реальным «Я» и его истинными чувствами и мыслями:
уменьшается
Увеличивается
уравновешивается
моделируется
По А. Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:
чувства неполноценности
комплекса неполноценности
Комплекса превосходства
неадекватно разрешившегося эдипова комплекса
Архетипы, по К.Юнгу, представляют собой первообразы, присутствующие в каждом человеке и принадлежащие:
к индивидуальному бессознательному
К коллективному бессознательному
к идеальному «Я»
ни один из ответов не верен
Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:
с самоуважением,
с переоценкой собственного «Я»
с комплексом превосходства
со способностью любить
Социальные роли связаны:
с социальным положением
с поведением, которого ждут от человека другие члены группы
с фактическим поведением человека
все ответы верны
Стереотипы:
представляют собой результат нашего личного опыта
укрепляются при тесном общении с другими
всегда являются предубеждениями
Ни один из ответов не верен
Гомеостаз – это:
неуравновешенное состояние организма
уменьшение импульсивного напряжения
поддержание оптимального уровня активации
Ни один из ответов не верен
По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения:
обусловлены внутренней мотивацией,
являются результатом «силы», действующей в критические моменты
в основном мотивируются достижением конечной цели
ни один из ответов не верен
Материнский инстинкт:
еще очень распространен у людей
свойственен всем приматам, кроме человека
Не существует в полном смысле у современных женщин
ни один из ответов не верен
Привязанность ребенка к себе подобным:
меньше выражена у первенцев
необратимо возникает в момент рождения
Вероятно, зависит от очень раннего контакта с родителями
все ответы верны
По мнению А. Маслоу, потребность в самореализации проявляется:
одновременно с другими потребностями
у людей, стремящихся к самоуважению
у большинства людей
Ни один из ответов не верен
Среди различных аспектов эмоций легче всего поддаются четкому описанию:
внутренние переживания
эмоциональное поведение
физиологическая активация
Ни один из ответов не верен
Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:
от восприятия данной обстановки
От уровня бодрствования
от анализа полученных сведений
от значения той потребности, с которой связана эмоция
Отрицательные эмоции возникают, если имеющаяся информация:
избыточна
Недостаточна
достаточна
почти достаточна.
Стресс связан:
с прогрессирующим истощением резервов организма
С неожиданной и острой ситуацией
со способностью каждого идти на риск
все ответы верны
Термин «аффект» переводится как:
Напряжение
страсть
всплеск
Состояние фрустрации связано:
с последствиями аффекта
с борьбой мотивов
С непреодолимым препятствием на пути к цели
Цена потребности – это:
соотношение максимального и минимального объема
потребности
Чувство усталости
зависимость потребности от цели
Программа поведения:
вырабатывается индивидом самостоятельно
возникает на основе общественных норм
может меняться в процессе реализации
все ответы верны
Экстерналы – это люди, которые в своем поведении руководствуются больше тем, что:
все зависит от наших желаний
судьба управляет миром
Поведенческая теория личности (определение)
Что отличает вас от любого другого человека на этой планете? Кто-то может возразить, что каждый человек представляет собой уникальную сумму всего опыта, который он когда-либо имел. Мы все были свидетелями разных вещей, получили определенные уроки или пережили определенные события, которые сформировали то, как мы принимаем решения и демонстрируем определенное поведение.
Давайте сосредоточимся на последнем слове: поведение. Эта статья посвящена поведенческой перспективе личности. Мы рассмотрим, как это соотносится с другими школами мысли, как бихевиористы пришли к своим выводам и как вы можете тренировать себя и свою личность с помощью поведения. Бихевиоризм больше не является доминирующей точкой зрения в психологии, но так было на протяжении многих десятилетий. Хотя у этой точки зрения есть свои критики, она является результатом одних из самых увлекательных и известных на сегодняшний день психологических экспериментов.
Что такое поведенческая перспектива?
Поведенческая точка зрения, или бихевиоризм, — это убеждение в том, что личность является результатом взаимодействия человека с окружающей средой, включая решения, которые он принимает, и действия, которые он предпринимает. Психологи могут точно определить и связать привычки и поведение, чтобы предсказать, как сформировалась личность человека.
Возьмем знаменитую цитату Джона Б. Ватсона о поведении и личности:
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад. и обучить его любому специалисту, какой я выберу, — врачу, адвокату, художнику, торговому главе и, да, даже нищему и ворюге, независимо от его талантов, наклонностей, склонностей, способностей, призвания и расы. предки.»
Как бы он это сделал? Через поведение. Джон. Б. Уотсон никогда не брал дюжину здоровых младенцев и не превращал их в людей, которых он перечислил, но его убеждения в поведении были тверды. Опыт одного младенца может привести его на путь к искусству, в то время как отдельный опыт привел другого младенца на путь становления вором.
Взаимодействия, которые могут сформировать ваш жизненный путь и форму вашей личности, включают:
- Травматический жизненный опыт
- Уроки родителей и учителей
- Уроки кино, телевидения и других средств массовой информации
- Отношения
Все, что мы наблюдаем, влияет на то, как мы будем вести себя позже.
Если принять во внимание каждое единичное взаимодействие человека с миром, это может показаться ошеломляющим. Итак, давайте рассмотрим два способа, которыми мы можем быть обусловленными вести себя так или иначе. Согласно бихевиоризму, эти типы обусловленности формируют все наши дальнейшие решения и, в конечном счете, нашу личность.
Два типа обусловливания
Психологи подразделяют бихевиоризм на два разных процесса: классическое обусловливание и оперантное обусловливание. Есть два важных человека, которых вы должны знать в мире бихевиоризма, и они иллюстрируют два разных типа обусловленности.
Классическое кондиционирование
Вы, наверное, уже знаете один. Иван Павлов — отец знаменитого эксперимента «собака Павлова». В этом эксперименте Павлов включил метроном для группы собак. Когда собаки слышали звук колокольчика после этого метронома, они получали лакомство. это случай классическое кондиционирование .
Вскоре у собак началось физическое выделение слюны, когда они услышали метроном. Они автоматически связали два несвязанных стимула с помощью поведенческого обучения. (Есть также эпизод Офис , где Джим проводит аналогичный эксперимент над Дуайтом.)
Мы похожи на собак Павлова? Связываем ли мы два стимула друг с другом и развиваемся ли мы, чтобы совершать определенные действия в результате этой ассоциации? Исследование Маленького Альберта говорит, что да.
Это исследование провел американский психолог по имени Джон Б. Ватсон . Уотсон использовал маленького мальчика по имени Альберт в качестве своей «собаки». Он показал мальчику изображения белой крысы и других предметов. Затем он издавал громкий и страшный звук, когда мальчик видел изображение крысы. Достаточно скоро у мальчика появилась классическая привычка реагировать страхом всякий раз, когда он видел изображение белой крысы.
В этом эксперименте есть одна оговорка. Маленький Альберт тоже стал вести себя подобно другим белым тварям. Вместо того, чтобы связывать свой страх и громкий шум с крысой из-за того, что он белый, Альберт сделал другие предположения и вел себя непредсказуемым образом по отношению к другим объектам, которые он лично ассоциировал с крысой.
Имейте это в виду. Можем ли мы рассматривать поведенческую перспективу как всеобъемлющую теорию, если она не может объяснить, как мы связываем два отдельных стимула?
Оперантное обусловливание
Второй тип обусловливания — это оперантное обусловливание . Этот тип процесса может помочь лучше предсказать, как кто-то будет себя вести. Вместо того, чтобы использовать два несвязанных стимула, оперантное обусловливание использует вознаграждение и наказание для формирования поведения. Человек может предсказать реакцию, которую он получит, если будет вести себя определенным образом, и может изменить свое поведение в зависимости от желаемой реакции.
Человека, которого многие люди связывают с оперантным обусловливанием, зовут Б. Ф. Скиннер. (Вы можете помнить, что «Скиннер» создал «Оперантное» обусловливание, потому что в их именах по 7 букв.) Наряду с Фрейдом, Б. Ф. Скиннер сегодня является одним из самых известных психологов в мире.
Скиннер против Фрейда (Психоанализ против бихевиоризма)
Скиннер и Фрейд не всегда соглашались, но их теории совпадают, чтобы помочь объяснить, почему люди принимают решения. Фрейд считал, что бессознательное постоянно ищет удовольствия и всеми возможными способами избегает боли.
Мы часто связываем вознаграждение с удовольствием, а наказание с болью. Скиннер считал, что изменить поведение человека можно с помощью ряда поощрений и наказаний. Люди будут стремиться к поведению, которое, как они знают, принесет им удовольствие, даже если они изначально не были склонны действовать таким образом.
Работа Скиннера привела его к тому, что он научил голубей играть в пинг-понг и помогать солдатам во время Второй мировой войны. Хотя вы можете не думать, что голуби по своей природе спортивные или патриотические существа, оперантное обусловливание привело их к такому типу поведения.
Ящик Скиннера (также известный как камера кондиционирования оперантов) — известный лабораторный образец, используемый для изучения поведения животных.
В коробке было маленькое животное (обычно крыса). Также был рычаг и дозатор еды, который был прикреплен к рычагу и выдавал пищевые гранулы. Скиннер хотел посмотреть, будет ли крыса ассоциировать нажатие на рычаг с раздачей еды.
Что ж, сработало!
Но почему крыса вообще нажала на рычаг? Он, конечно же, не знал, что рычаг будет выдавать пищевые гранулы. Ну, крысы — исследовательские существа (как и мы, люди) и будут исследовать окружающую среду. Это включает в себя нажатие случайных кнопок, таких как рычаг!
После множества дальнейших исследований Скиннер понял, что есть четыре способа поощрять или препятствовать поведению. Вот определение и несколько примеров оперантного обусловливания:
Положительное подкреплениеДобавьте что-нибудь и увеличьте поведение. Например, дать крысе пищевую гранулу, когда она нажимает на рычаг.
Отрицательное подкреплениеУберите что-нибудь и увеличьте поведение. Например, непрерывно бить током крысу по лапам и прекращать бить током только тогда, когда крыса нажимает на рычаг.
Позитивное наказаниеДобавьте что-нибудь, чтобы уменьшить поведение. Примером может быть шлепание собаки, когда она лает.
Отрицательное наказаниеУдалите что-нибудь, чтобы уменьшить поведение. Например, перестать обращать внимание на лающую собаку.
Примеры поведенческой точки зрения на телевидении и в реальной жизни
Нередко по телевизору можно увидеть примеры классического и оперантного обусловливания, но они не всегда показывают более серьезные последствия того, как это обусловливание меняет личность человека. Возьми Офис. Все видели сцену, в которой Джим учит Дуайта протягивать руку за мятой, когда Джим перезагружает свой компьютер. Это классический пример классического обусловливания. Это показывает изменения в личности Дуайта? Не совсем – сцена просто предназначена для того, чтобы вызвать смех.
Другая сцена из Теория большого взрыва показывает, как Шелдон «тренирует» Пенни с помощью оперантного обусловливания. Каждый раз, когда Пенни делает что-то внимательное для Шелдона, она получает шоколад. Можно утверждать, что опыт Пенни мог сформировать ее личность. Если она признает вознаграждение, которое она получает за внимательность, она может быть тактична за пределами квартиры, где получает шоколад от Шелдона. Она? Опять же, это не часть ее истории. Сцена в основном для смеха. (И это отличный ресурс для студентов, изучающих оперантное обусловливание!)
Как бихевиоризм объясняет такие привычки, как зависимость? Этот пост Reddit от r/psychology предлагает анализ на примере ферзевого гамбита.
Как поведенческая перспектива согласуется с психологией личности
Бихевиоризм утверждает, что мы (и наши личности) можем меняться каждый день. Если вас правильно «обучили», вы можете стать человеком с любым типом личности. Это, безусловно, дает надежду людям, которые могут стремиться быть более целеустремленными, пунктуальными или обладать какой-либо другой традиционно «хорошей» или «успешной» чертой.
Любой, кто успешно обучил собаку вести себя определенным образом, знает, что в этой теории есть доля правды. Однако поведенческая перспектива довольно ограничена, когда речь идет об общей психологии личности. Бихевиористы не принимают во внимание мысли и чувства, которые стоят за чьими-то действиями.
Пример конфликтов с точки зрения поведенческой психологии
Человек может каждый день приходить вовремя на работу не потому, что он хочет или потому что они вообще пунктуальные люди, но могут просто бояться потерять работу и остаться без денег. Иногда люди предпочитают жертвовать своими ценностями и личностью ради желаний, потребностей и желаний.
Бихевиоризм — это всего лишь одна часть головоломки психологии личности, но ее важно знать. Мы не можем полностью дискредитировать бихевиоризм, потому что он действительно влияет на то, как люди принимают решения.
Можете ли вы изменить свою личность с помощью бихевиоризма?
У каждого есть что-то, что он хочет изменить, приспособить или улучшить в себе. Можете ли вы использовать оперантное и классическое обусловливание для достижения этой цели? И да и нет. Вы можете включать элементы бихевиоризма, изменяя свое поведение, но вы должны учитывать и другие факторы, если хотите изменить себя.
Найдите минутку, чтобы подумать о своем повседневном поведении. Начните с размышлений о некоторых ваших ежедневных привычках. Почему вы их делаете? Отражают ли они то, кем вы являетесь в целом как личность, или отражают ценности и модели мышления, которые вы установили за эти годы? Что ваша приверженность этим ценностям говорит о вашей личности?
Изменив свои привычки, вы можете изменить свою личность. Это происходит медленно. Скажите, что хотели бы быть более дисциплинированным. Это, конечно, не происходит в одночасье; но, изменив свое поведение, вы можете приобрести эту черту. Начните с раннего подъема или выполнения утренней рутины, которая настроит вас на успех. Если у вас возникли проблемы с выполнением этих действий, включите некоторые подкрепления. Вам не нужно наказывать себя за невыполнение поведения, но это может помочь. Выполняя эти действия, вы открываете дверь для более дисциплинированных действий. По мере выполнения этих более дисциплинированных действий вы и окружающие вас люди заметите, что стали более дисциплинированным человеком.
Это всего лишь один пример того, как вы можете интегрировать идеи поведенческой теории личности в свою жизнь. Начни вести себя так, как ты хочешь, и ты станешь тем, кем всегда хотел быть!
Поведенческая теория личности « УСИЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СООБЩЕСТВА
Личность:
Уникальный способ мышления, чувств и действий людей
0057 все остальные человек, как некоторые другие человек, и как ни один другой человек, который когда-либо жил в прошлом или будет существовать в будущем.
ВТОРАЯ СИЛА
- Используя основные принципы обучения, теоретики поведения рассматривают как нормальное, так и ненормальное поведение как реакции на различные стимулы, реакции, которые были изучены на основе прошлого опыта и которые в настоящем управляются стимулами в окружение индивидуума.
- Школа бихевиоризма возникла в 1910-х годах под руководством Джона Б. Уотсона. В отличие от психодинамических теоретиков, бихевиористы изучают только наблюдаемое поведение. Их объяснения личности сосредоточены на обучении. Скиннер, Бандура и Уолтер Мишель предложили важные бихевиористские теории.
- Исследователи генетики поведения находят все больше доказательств того, что когнитивные способности, черты личности, сексуальная ориентация и психологические расстройства в некоторой степени определяются генетическими факторами (наследственными).
Обучение определяется как относительно постоянное изменение поведения. По мере того, как мы учимся, мы меняем то, как мы воспринимаем окружающую среду.
Джон Ватсон был первым, кто начал изучать людей и то, как процесс обучения влияет на наше поведение и, в свою очередь, на нашу личность. Эксперимент Уотсона с Лилом Альбертом показал, что люди могут быть классически обусловлены, как и собаки Павлова.
Центральная идея бихевиоризма заключается в том, что исследовать можно только наблюдаемое поведение, а внутренние мысли и эмоции являются частными и субъективными.
- Б. Ф. Скиннер считал, что личности людей возникают из склонностей к реакциям и что последствия формируют реакции.
- Альберт Бандура сказал, что люди учатся реагировать, наблюдая за другими. Он считает, что мышление и рассуждение важны в обучении.
- Исследование Уолтера Мишеля показало, что люди ведут себя по-разному в разных ситуациях.
Психологи сходятся во мнении, что личность формируется посредством двустороннего взаимодействия между личностными характеристиками и окружающей средой. Это взаимодействие называется реципрокным детерминизмом. Критики утверждают, что бихевиористы часто неуместно обобщают исследования на животных и людей и часто недооценивают биологические факторы.
- «Обучение и обусловливание», Б. Ф. Скиннер хорошо известен описанием принципов оперантного обусловливания. Скиннер считал, что среда определяет поведение. Согласно этой точке зрения, у людей есть устойчивые паттерны поведения, потому что у них есть определенные типы склонностей к реакции. Это означает, что со временем люди учатся вести себя определенным образом. Поведение, имеющее положительные последствия, имеет тенденцию к увеличению, в то время как поведение, имеющее отрицательные последствия, имеет тенденцию к уменьшению.
- Скиннер не считал, что детство играет особенно важную роль в формировании личности. Вместо этого он думал, что личность развивается на протяжении всей жизни. Реакции людей меняются по мере того, как они сталкиваются с новыми ситуациями.
- Пример: Когда Джефф был молод, он жил в пригороде. У него появилась склонность к быстрой езде, потому что его друзьям нравилось кататься с ним, и он никогда не получал штрафы за превышение скорости. Однако после окончания колледжа он переехал в город. Всякий раз, когда он ехал быстро, он получал штраф за превышение скорости. Кроме того, его новые друзья гораздо более осторожно относились к езде на быстрых машинах. Сейчас Джефф не любит быструю езду и считает себя осторожным человеком.
- Альберт Бандура отметил, что люди учатся реагировать определенным образом, наблюдая за другими людьми, которых называют моделями. Исследование Бандуры в области обучения через наблюдение можно лучше объяснить экспериментом с куклой БоБо.
- Хотя Бандура согласен с тем, что личность возникает в результате обучения, он считает, что обусловливание не является автоматическим, механическим процессом. Он и другие теоретики считают, что когнитивные процессы, такие как мышление и рассуждение, важны для обучения. Тот вид бихевиоризма, который они отстаивают, называется социально-когнитивным обучением.
Кому мы подражаем?
- Исследования показали, что люди более склонны подражать одним моделям, чем другим. Люди склонны подражать моделям, которые им нравятся или которыми они восхищаются, и моделям, которые они считают привлекательными и сильными. Люди также более склонны подражать моделям, которые кажутся похожими на них самих. Кроме того, если люди видят, что модели вознаграждаются за их поведение, они с большей вероятностью будут подражать этим моделям. Рекламодатели часто используют результаты этих исследований при разработке рекламы. Например, реклама, которая пытается убедить молодых людей купить определенную марку безалкогольных напитков, часто показывает молодых, привлекательных моделей, которые получают вознаграждение за свое поведение, связанное с употреблением газированных напитков.
- Уолтер Мишель, как и Бандура, является теоретиком социального познания. Исследование Мишеля показало, что ситуации сильно влияют на поведение людей и что реакция людей на ситуации зависит от их мыслей о возможных последствиях своего поведения. Исследование Мишеля вызвало серьезные споры, потому что оно поставило под сомнение идею стабильных черт личности. Сам Мишель не хотел отказываться от идеи устойчивых черт личности. Он считал, что исследователи должны обращать внимание как на ситуативные, так и на личностные характеристики, влияющие на поведение.
- Сегодня большинство психологов признают, что на поведение человека влияют как характеристики человека, так и конкретная ситуация. Личные характеристики включают врожденный темперамент, усвоенные привычки и убеждения. Окружающая среда включает в себя возможности, награды, наказания и случайные события. Личность является результатом двустороннего взаимодействия между характеристиками человека и окружающей средой. Этот процесс взаимодействия называется реципрокным детерминизмом. Характеристики людей влияют на то, в каком окружении они находятся. Эти среды, в свою очередь, влияют на личностные характеристики людей и изменяют их.
Критика поведенческих подходов
- Критики поведенческого подхода к личности приводят три аргумента:
- Исследователи-бихевиористы часто проводят исследования поведения животных, а затем обобщают их результаты на людей. Такое обобщение результатов может ввести в заблуждение, поскольку у людей сложные мыслительные процессы, влияющие на поведение.
- Бихевиористы часто недооценивают важность биологических факторов.
- Подчеркивая ситуационное влияние на личность, некоторые социально-когнитивные теоретики недооценивают важность личностных черт.
Ссылки:
Бернштейн, Д.А. и Нэш, П.В. (2008). Основы психологии (4-е изд.) Бостон: Компания Houghton Mifflin.
Фельдман, Р. (2013). Основы понимания психологии (11-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
Фридман, Х.С. и Шустак, М. В. (2012), Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Бостон: Пирсон Аллин и Бэкон.