Бихевиоризм — Психологос
01 октября 2022 г., 21:24
Джон Уотсон
Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.
Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).
Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.
«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.
Фильм «История Джона Утсона»
Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать».
Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.
В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.
Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии
Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →
- Бихевиоризм
Комментарии (7):
Гость, 09 октября 2013 г., 21:43
Спасибо!
Гость, 03 ноября 2013 г., 00:36
А почему когда в фильме говорят о Джоне Уотсоне показывают портрет Милтона Эриксона? Негодую!
1
ответ
Гость, 02 июня 2018 г., 04:37
Вы ошибаетесь, друг мой! Я нашла одну статью про Милтона Эриксона с портретом Джона Уотсона — и-за нее Вы и подумали об ошибке. На самом деле они слегка похожи. Посмотрите большое количество фотографий обоих ученых — и Вы увидите где кто.
Гость, 01 июня 2019 г., 12:30
«В России не в чести» — )). В России, можно сказать, вообще нормалная жизнь и психологическое здоровье вообще не в чести … )
1
ответ
Гость, 03 мая 2020 г. , 14:50
К сожалению, мой друг.
Гость, 21 октября 2019 г., 16:42
Человек на сегодняшний день — это разумное животное, и ещё не эволюцианировал в ЧЕЛОВЕКА, в том понимании, в котором мы его видим т. е (высокосознательным, культурным, с высокими моральными принципами).
1
ответ
Гость, 13 июня 2020 г., 15:00
Высокосознательность — это справедливость ? …Культура и мораль это тип поведения части общества и для разных общественных групп индивидуальна . …Человек — это животное , с хорошо развитым абстрактным мышлением и развитым артикулярным аппаратом, но с низким уровнем понятия справедливости.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм
Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом, но влияние его работ выходит далеко за пределы профессиональной психологии. Неприятие и недоверие, которое Скиннер испытывал ко всему ментальному, субъективному, т. е. ко всему тому, что он называл «надуманными объяснениями», заставило его сосредоточить внимание на внешних формах поведения и попытаться сформулировать методы наблюдения, измерения, предсказания и понимания поведения людей и животных.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бихевиоральное направление
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Классический бихевиоризм
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Необихевиоризм
0Подробнее
Бихевиорализм | Понятия и категории
БИХЕВИОРИЗМ — направление в психологии XX в., игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 15.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior, behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии конца 19 — 20 веков, в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Бихевиоризм возник под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных.
Tags:
Философия
БИХЕВИОРИЗМ. Одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX – начала XX века, наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и вербальных реакций на воздействие внешней среды. Концептуальные основы учения оказали влияние на западную социологию и политологию. Ряд идей впервые был введен в политическую науку Артуром Бентли в книге “Процесс управления” (1908), где раздался призыв изучать поведение заинтересованных групп в политическом процессе.
Tags:
Психология
Идеология
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour, амер. behavior — поведение) — ведущее направление в американской психологии и социально-политической мысли 20 века, изучающее поведение в различных его аспектах. Изначально бихевиоризм отвергал психофизиологический параллелизм в изучении высшей нервной деятельности животных, а также человека. Опираясь на экспериментальные труды Э. Торндайка, И. П. Павлова, Ч. Шеррингтона и другие, посвященные выработке условных рефлексов, основатель этого течения Дж. Б.
Tags:
Психология
ЗАКОНЫ БИХЕВИОРИЗМА — теоретические основы бихевиоризма, сформулированные в начале XX века Э. Торндайком. Важнейшие из них — закон упражнения, готовности, ассоциативного сдвига, эффекта и др.; закон упражнения: при прочих равных условиях реакция на ситуацию пропорционально связана с частотой повторения воздействия данного стимула на организм и его силой; закон готовности: упражнения (повторяющиеся целенаправленные действия) изменяют готовность организма к проведению обеспечивающих их нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига: если при одновременном действии нескольких раздражителей один из них вызывает реакцию, то остальные также приобретают способность вызвать данную реакцию.
..Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в США.
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX века и устранившее из психологии такие понятия, как мышление, сознание; бихеворизм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы. Бихевиоризм существует поныне, хотя сравнительно с психоанализом и гуманистической психологией находится на втором плане.
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Предпосылками возникновения бихевиоризма явились: требования практики, которым не могла удовлетворить господствующая тогда интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи русских учёных (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ (BEHAVIORISME). От английского (в американском варианте) behavior, что значит поведение. Бихевиоризм — второе название поведенческой психологии (Поведение).
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 66.
Tags:
Психология
БИХЕВИОРИЗМ (англ. behaviour — поведение) — одно из распространенных в современной западной психологии направлений. Философская основа бихевиоризма — прагматизм и позитивизм. Бихевиоризм основан в 1913 Дж. Уотсоном (1878—1958) (Чикагский университет). Экспериментальной основой бихевиоризма у Уотсона послужили исследования поведения животных Э. Торндайком (1874—1949). Теорию Уотсона разделяли К. Лешли (1890—1958), А. Вейс (1879—1931) и др. Бихевиоризм продолжает механистическое направление в психологии, сводя психические явления к реакциям организма, отождествляет сознание и поведение, основной единицей которого считает связь (корреляцию) стимула и реакции. Все познание бихевиоризм сводит к образованию у организмов (включая и человека) условных реакций. В 30-х гг. теория Уотсона сменилась рядом необйхевиористических теорий. Их основными представителями являются К. Халл (1884—1952), Э. Толмен (1886—1959), Э. Газри (1886—1959) и Б. Скиннер (р. 1904). Необихевиористы, за исключением Толмена, заимствовав из учения И.
Tags:
Психология
БИХЕВИОРАЛИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — позитивистский подход к изучению политики и международных отношений, представляющий собой попытку применения методов естественных наук и психологии к политическому анализу. Б. в течение нескольких десятилетий после второй мировой войны был господствующей теорией в американской политологии, возникшей под влиянием социологии политики. Б. основное внимание уделяет изучению политического поведения личности (мотивов голосования, электорального поведения и пр. ).
Tags:
Политика
Бихевиоризм – Типы и концепция поведенческой психологии
Бихевиоризм – это теория, утверждающая, что любое поведение изучается посредством взаимодействия с окружающей средой. Это делается с помощью процесса, известного как обусловливание, и он нашел широкое применение в популярных теориях обучения.
Теория бихевиоризма предполагает, что человеческое поведение — это всего лишь реакция на внешние раздражители. Движения, связанные с бихевиоризмом, зародились в 1913 году, когда Джон Уотсон написал статью «Психология с точки зрения бихевиористов».
Эта статья сыграла ключевую роль в установлении ряда основных предположений относительно методологии и поведенческого анализа. Мы рассмотрим эти основные предположения бихевиоризма позже, давайте сначала углубимся в мир того, что такое бихевиоризм, и когда все началось с концепций бихевиоризма-
Содержание
Что такое бихевиоризм?
Определение: Бихевиоризм определяется как систематический подход, предлагаемый бихевиористами для понимания поведенческих тенденций или склонностей человека или животного. Концепции бихевиоризма вращаются вокруг элементов философии, обусловленности, методологии, связанных теорий и их использования в психологическом обзоре своих психических процессов, прогнозировании и контроле.
Теория обучения, основанная на бихевиоризме, используется для учета когнитивных, субъективных, а также чисто объективных аспектов факторов окружающей среды. Бихевиористы изучают новое поведение с помощью классического или оперантного обусловливания, которое в совокупности известно как «теория обучения».
Бихевиористское движение началось, когда в 1913 году была опубликована книга Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиористов». Джон Б. Уотсон широко считается «отцом» бихевиоризма. 1920 г. и далее примерно до середины 19 г.50-х годов бихевиоризм вырос и стал доминирующей школой мысли в психологии. Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемом, измеримом поведении.
В начале 1900-х годов психологи пытались сделать психологию объективной и измеримой наукой. Бихевиоризм является научным и воспроизводимым и помогает изменить поведение посредством применения теории в реальном мире.
История бихевиоризма
- В 1890-х годах русский физиолог Иван Павлов опубликовал результаты эксперимента по выработке условного рефлекса после первоначального изучения пищеварения у собак. Павловское обусловливание (также известное как классическое обусловливание)
- Уотсон Дж. Б. (1913) открывает школу бихевиористской психологии, опубликовав статью «Психология с точки зрения бихевиориста»
- Уотсон и Рейнер (1920) провели эксперимент с Маленьким Альбертом на условном сироте по имени Альберт Б (он же Маленький Альберт), чтобы он боялся белой крысы
- Эдвард Торндайк (1905 г.), известный в психологии своей работой над теорией обучения, которая привела к развитию оперантного обусловливания в рамках бихевиоризма, формализовала Закон Эффекта
- Б. Ф. Скиннер (1938) написал «Поведение организмов» и ввел понятия оперантного обусловливания и формирования. Опубликовано
- Принципов поведения Кларка Халла (1943)
- Скиннер Б.Ф. (1948) опубликовал Уолдена Два, в котором он описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах
- Skinner, B.F. (Burrhus Frederic), 1904–1990, опубликовал свою книгу «Вербальное поведение», Нью-Йорк, Appleton-Century-Crofts [1957] .
- Журнал экспериментального анализа поведения (1958) начало
- Хомский (1959) выступил со своей критикой бихевиоризма Скиннера — «Обзор вербального поведения».
- Бандура (1963) опубликовал свою книгу «Теория социального обучения и развитие личности», в которой сочетаются как когнитивные, так и поведенческие модели
- Б. Ф. Скиннер (1971) выступил со своей книгой «По ту сторону свободы и достоинства», в которой он утверждал, что свобода воли — это иллюзия
Основные допущения теории обучения поведению
Как обсуждалось выше, существуют различные допущения, на которых основан бихевиоризм.
Из различных бихевиористских подходов к основному использованию языка в различных ситуациях эти предположения рассматриваются как основа поведенческих тенденций. Итак, давайте сразу углубимся в эти предположения-
1. Всему поведению можно научиться из окружающей среды
Различные факторы окружающей среды в первую очередь влияют на поведение людей и животных. В результате ни один врожденный или наследственный фактор не оказывает никакого влияния на поведение организмов.
2. Психологию надо воспринимать как науку
Успех любой теории определяется степенью, в которой данные подтверждают ее. Эмпирические данные, полученные с помощью контролируемого наблюдения и других наблюдаемых показателей поведения.
3. Бихевиоризм в основном связан с наблюдаемым поведением
Анализ человеческого поведения связан с наблюдаемым поведением, а не с внутренними событиями, такими как мышление и эмоции, что упрощает количественную оценку. Научная оценка становится более простой, если игнорировать когнитивные аспекты.
4. Нет большой разницы в том, как люди и животные воспринимают обучение
Это привело к использованию крыс и голубей в экспериментах. Они стали основным источником данных, поскольку их среда легко контролируется. Психологи считают, что нет принципиальной разницы между поведением человека и животного.
5. Поведение человека является результатом реакции стимул-реакция
По Ватсону-
Чтобы предсказать, какая реакция будет иметь место при наличии стимула; или, учитывая реакцию, укажите, какая ситуация или стимул вызвали реакцию.
В серии основных знаний прессы Массачусетского технологического института была опубликована книга Майкла Холлсворта и Элспет Киркман «Поведенческие взгляды», в которой представлено окончательное введение в подход поведенческого понимания, который использует данные о человеческом поведении для решения практических задач с использованием этих предположений.
Различные области применения концепций бихевиоризма: поведенческая терапия, психотерапия, депрессия, агрессия, зависимость, развитие гендерных ролей, моральное развитие, фобии, образование, отношения и т. д.
Типы бихевиоризма
Существует три типа бихевиоризма.
1. Методологическая
Эта теория одинаково касается поведения человека и животных. Он был впервые разработан самим Джоном Б. Уотсоном и считается ранним бихевиоризмом. Эта теория касается только наблюдаемых причинно-следственных связей.
В соответствии с этим типом бихевиоризма внутренние психические состояния являются отдельными частными сущностями. В результате психологию не должны беспокоить внутренние предрасположенности людей.
2. Психологический
Психологический бихевиоризм – это теория, предложенная Артуром В. Стаатсом. Он объясняет поведение человека и животных с помощью внешних физических раздражителей, реакций, историй обучения, а затем и с помощью подкреплений.
Иван Павлов, Б. Ф. Скиннер использовали психологический бихевиоризм в своих самых известных работах.
3. Аналитический или логический
Аналитический или логический бихевиоризм – это философская теория, касающаяся значения или семантики ментальных терминов или понятий.
Аналитический бихевиоризм обычно встречается в работах Гилберта Райла и более поздних работах Людвига Витгенштейна. Поведенческие концепции объясняют ментальные концепции.
4. Радикальный бихевиоризм
В бихевиористском анализе один из наиболее распространенных вопросов, которые обычно задают, — что такое бихевиоризм по Скиннеру. Итак, радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера предполагает, что целью поведенческой психологии должно быть поведение, а не психические состояния.
Наука о поведении, предложенная Скиннером в радикальном бихевиоризме, придает большое значение подкреплению и отношениям между наблюдаемыми стимулами и реакциями.
Методологический бихевиоризм против радикального бихевиоризма
Методологический бихевиоризм Уотсона (1913) предполагает, что человеческий разум tabula rasa (чистый лист) при рождении, в то время как, с другой стороны, радикальный бихевиоризм предполагает, что организмы рождаются с врожденным поведением и, следовательно, Б. Ф. Скиннер радикальный бихевиоризм признает роль генов и биологических компонентов в поведении.
Применение радикального бихевиоризма
Различные приложения радикального бихевиоризма
- Прикладное управление поведением животных и организационным поведением
- Лечение психических расстройств, таких как аутизм и токсикомания
- Когнитивно-поведенческая терапия, полезная при лечении определенных патологий, таких как простые фобии, расстройства настроения, посттравматическое стрессовое расстройство и т. д.
Каковы ключевые концепции бихевиоризма в науке и поведении человека?
Поскольку Б. Ф. Скиннер предполагает, что поведение можно описать только путем наблюдения, а не с помощью мыслей и мотивации, существуют различные концепции бихевиоризма, которые поддерживают его анализ.
Два типа обусловленности в поведенческой психологии — одна из самых известных концепций в этой области. В дополнение к этому, уравнение стимул-реакция (S-R) и понятия подкрепления и наказания являются двумя другими ключевыми концепциями бихевиоризма.
Два типа обусловливания
1. Классическое обусловливание
Классическое обусловливание — это метод поведенческой психологии, при котором нейтральный раздражитель сочетается с безусловным, что вызывает безусловную реакцию.
Тем не менее, путем многократного сочетания нейтрального стимула с безусловным стимулом получается условная реакция. Эксперимент Ивана Павлова, также известный как эксперимент с собакой Павлова, является очень известным экспериментом, основанным на классическом обусловливании.
2. Оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание, разработанное Б. Ф. Скиннером, использовало поощрения и наказания для обеспечения обучения. Оперантное обусловливание устанавливает связь между определенным поведением и его следствием. Положительные и отрицательные относятся к добавлению или удалению стимула.
Положительное подкрепление — добавление приятного стимула для увеличения частоты желаемого поведения. Напротив, негативное наказание устраняет приятный стимул, чтобы уменьшить частоту нежелательного поведения.
Бихевиоризм утратил свое господство в области психологии, но произвел революцию в теориях обучения. Его практическое применение нельзя игнорировать или отрицать.
Уравнение стимул-реакция (S-R)
Теория S_R — это концепция бихевиоризма, которая предполагает, что человеческое поведение проявляется в результате взаимодействия между стимулом и реакцией.
Это тип классического обусловливания, при котором стимул становится парной реакцией в сознании субъекта, так как конкретная реакция, как правило, отвечает за конкретную реакцию.
Понятия подкрепления и наказания
Эти два понятия также понимаются как два основных понятия оперантного обусловливания. Подкрепление отвечает за усиление реакции, в то время как наказание отвечает за ослабление реакции.
Поощрение используется для стимулирования определенного типа поведения, в то время как наказание препятствует определенному типу поведения.
Ограничение бихевиоризма или психологии поведения человека
Некоторые из ограничений концепций бихевиоризма:
1. Способы обучения
Одним из заметных ограничений бихевиоризма является то, что люди по-разному изучают или воспринимают вещи. Недавние ученые также предположили, что человеческое развитие сложнее, чем люди могут себе представить. Многочисленные факторы предполагают, что способность человека к обучению может варьироваться от генетики до жизненного опыта.
Проще говоря, если два ученика получают одинаковые оценки на тестах способностей, факторы, заставляющие их выбирать одинаковые ответы, могут быть совершенно разными. Следовательно, эти методы бихевиоризма могут работать на некоторых, но не на всех людях.
2. Неограниченные вызовы
Для некоторых вызовов может быть полезен метод обучения бихевиоризму. Когда людей учат совершенствовать свои навыки, это заставляет человека совершенствоваться и устранять ошибки. Например, если вы даете решить фундаментальную математическую задачу определенной группе людей, которые изучили одни и те же методы. Затем все эти студенты покажут одинаковые результаты с помощью аналогичного процесса.
Но если тем же группам студентов дать написать критический анализ художественной книги. Каждый учащийся напишет несколько иной анализ книг; следовательно, эта проблема становится когнитивной, а не поведенческой. Все идеи и концепции учащегося развиваются благодаря их уникальному способу мыслительного процесса. Бихевиоризм не принимает во внимание воспоминания или опыт человека.
Критика бихевиоризма
Различные критики имеют свою особую точку зрения, критикуя экспериментальный анализ поведения, используемый в концепциях бихевиоризма, таких как-
- Многие критики отмечают, что бихевиоризм не принимает во внимание человеческие эмоции и мысли. Бихевиоризм рассматривает только те факторы, которые поддаются наблюдению и измерению. Отсюда игнорирование некоторых невидимых аспектов, которые важны для развития личности и способностей к обучению.
- Поощрение и наказание — два внешних фактора, активно поддерживаемых бихевиоризмом. Согласно теории бихевиоризма, способность человека к обучению объяснялась подкреплением и наказанием.
- Люди могут адаптировать свое поведение, когда им предоставляется новая информация. Другими словами, индивидуальный поведенческий паттерн может быть изменен или модифицирован, когда им предлагается новая информация.
Вопросы, касающиеся поведенческой психологии
- Бихевиоризм сильно определяет поведенческие изменения через результаты предыдущего обусловливания. Он не может распознать результат, полученный из элементов, связанных с человеческими эмоциями.
- Поведение поддерживает аспект воспитания и игнорирует признание поведения, полученного из окружающей среды.
- Бихевиористский подход является редукционистским, и они не учитывают сложные части человеческого поведения.
- Бихевиоризм рассматривает полиматический подход, поскольку считается, что модель поведения человека можно контролировать с помощью обусловливания.
- В бихевиоризме экспериментатор использует эксперименты на животных, чтобы предположить, что людей можно обучать таким же образом.
Преимущества бихевиоризма
Некоторые из преимуществ бихевиоризма:
1. Аутизм
Люди с диагнозом аутизм испытывают трудности в общении и взаимодействии. Часто человек с аутизмом сталкивается с трудностями при изменении окружающей среды. Хотя аутизм нельзя вылечить, с помощью практических методов обучения можно увидеть изменения в поведении. Постоянное вознаграждение человека может изменить его поведение. И поэтому наказание их за любое нежелательное поведение поможет уменьшить неприемлемое поведение.
2. Обучение посредством социального взаимодействия
Человек может многому научиться, наблюдая за другими и взаимодействуя с ними. В классе большая часть обучения происходит посредством взаимодействия и наблюдения за учениками.
3. Поддержка положительного поведения
Метод положительного поведения — это функциональный метод, который применяется для устранения или уменьшения нежелательного поведения. Например, если человека просят не повторять определенные действия, то его учат поступать правильно. Если человека просят «уменьшить громкость», то ему неоднократно говорят сделать это до тех пор, пока он сам не выполнит заданное действие, не нуждаясь в подсказке другого человека.
Вывод!
Благодаря бихевиоризму стало возможным измерять и четко определять поведенческие изменения. Однако это не всегда точно, поскольку игнорируются некоторые аспекты. Следовательно, можно сказать, что бихевиоризм может дать лишь частичное объяснение человеческого поведения. Кроме того, многие из экспериментов, прежде чем они будут применены к людям, сначала тестируются на животных. И по результатам и данным проводится на людях.
Бихевиоризм имеет множество современных применений, поскольку он находит полезные применения в терапии, образовании, воспитании детей и уходе за детьми. У бихевиоризма есть и недостатки. Он игнорирует биологические влияния и не принимает во внимание настроения, мысли или чувства.
Такие психологи, как Фрейд и Карл Роджерс, весьма критически относились к бихевиоризму. Первые считали, что бихевиоризм игнорирует бессознательное, в то время как вторые считали, что бихевиоризм слишком негибок, чтобы учитывать какую-либо личную деятельность.
Несмотря на множество критических замечаний и недостатков, бихевиоризм внес большой вклад в область психологии. Это дало человеку представление об обучении и поведенческом развитии.
Теперь, после понимания всей концепции, что вы думаете о важности бихевиоризма в психологическом обзоре своего психического состояния и естественных науках, лежащих в основе поведенческих тенденций? Поделитесь с нами своим мнением в разделе комментариев ниже.
Что такое бихевиористская теория обучения?
Майкл Федер
8 июня 2022 г. • 10 минут
Краткий обзор
- Бихевиористская теория обучения делает акцент на том, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Со временем эти взаимодействия (называемые «стимулами») формируют определенное поведение.
- Джон Уотсон считается отцом поведенческой психологии, хотя он никогда не утверждал, что основал эту дисциплину.
- Оперантное обусловливание основано на положительном и отрицательном подкреплении для усиления или ослабления определенного поведения субъекта.
- Интересуетесь человеческим разумом? Узнайте больше о степенях психологии Университета Феникса!
Как мы учимся?
Этот вопрос задавали, на него отвечали и обсуждали тысячи лет. Теории о противопоставлении врожденного знания приобретенному опыту восходят ко временам Платона и греческих философов. Разве люди рождаются с чистого листа, на котором жизнь оставляет свой отпечаток? Или у нас есть определенное количество укоренившихся знаний, не зависящих от какого-либо жизненного опыта?
Одна школа мысли, известная как бихевиоризм , поддерживает первую, подчеркивая жизненный опыт или воспитание , сторону этого спора. Наиболее радикально сторонники бихевиоризма утверждают, что любое поведение является результатом внешних стимулов, игнорируя любую врожденную «природу».
Но прежде чем мы углубимся во все это…
Что такое теория обучения?
Теории обучения пытаются описать, как знания укореняются в памяти человека наблюдаемым образом, будь то решение сложной математической задачи или направление в продуктовый магазин.
Однако последствия понимания того, как мы учимся, выходят далеко за рамки простой теории. Понимание того, что такое знания и откуда они берутся, имеет важные применения дома, на работе и в классе.
В то время как в старых методах обучения упор делался на механическое запоминание, современные методы опираются на одну или несколько теорий обучения.
Несколько теорий обучения:
- Когнитивная теория обучения
- Теория обучения конструктивизму
- Теория обучения гуманизму
- Теория обучения коннективизму
- И, конечно, бихевиористская теория обучения
Теории обучения предоставляют учителям и учащимся установленную основу для преподавания и обучения успешно .
Что такое бихевиористская теория обучения?
Короче говоря, бихевиоризм делает упор на то, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Со временем эти взаимодействия (называемые «стимулами») формируют определенное поведение. Процесс, посредством которого формируется такое поведение, известен как кондиционирование .
В общем, бихевиористов интересует исключительно или в первую очередь понимание поведения как реакции на стимулы окружающей среды. Как правило, их не интересуют психологические явления, которые невозможно систематически наблюдать.
Как мы увидим, некоторые бихевиористы придерживаются более радикального подхода, чем другие. Самые крайние представители этой группы, известные как радикальные бихевиористы , полностью игнорируют врожденные психологические феномены вне стимулов и реакций. Иными словами, для радикальных бихевиористов все, что составляет психологию, личность и знания человека, является результатом взаимодействия с окружающей средой с самого рождения.
Однако бихевиоризм имеет очень сложную историю с несколькими конкурирующими школами мысли. Далее мы рассмотрим некоторые основополагающие концепции и то, как со временем развивалась бихевиористская теория обучения.
Читать далее
История бихевиористской теории обучения
Бихевиористская теория обучения представляет собой кульминацию различных направлений современной психологии. Вот некоторые из людей и концепций, которые сформировали бихевиористскую теорию обучения, известную нам сегодня.
Вильгельм Вундт и экспериментальная психология
Любое обсуждение современной психологии было бы неполным без самого «отца экспериментальной психологии» Вильгельма Вундта. Родившийся в 1832 году в Германии, Вундт основал первую в мире психологическую лабораторию и проводил эксперименты, которые сильно повлияли на эту область.
Экспериментальный подход Вундта был новаторским для XIX века: он предложил рассматривать психологию как естественную науку. Другими словами, человеческий разум можно изучать с помощью контролируемых экспериментов с воспроизводимыми результатами. В своем институте он делал упор на то, что можно было бы более объективно измерить, например, время реакции и продолжительность концентрации внимания.
Эта работа отделила психологию от полностью «изнутри наружу» области, изучающей человеческий разум снаружи внутрь. Этот акцент можно увидеть во всех работах первых бихевиористов, которые последовали примеру Вундта в конце 19-го и начале 20-го веков.
Иван Павлов и классическое обусловливание
Одна из самых известных фигур в истории бихевиоризма, русский физиолог Иван Павлов написал ряд работ, имеющих решающее значение для бихевиористской теории обучения. Работая с собаками в своей лаборатории, Павлов заметил, что у его испытуемых-собак начиналось слюноотделение, когда в комнату входили определенные лаборанты. Обычно собак кормили именно эти лаборанты, но Павлов заметил, что у собак начиналось выделение слюны независимо от того, приходили ассистенты их кормить или нет.
Заключение Павлова положило начало исследованию, которое определило его карьеру. Он предположил, что собаки связывали присутствие этих помощников с присутствием пищи, которая вызывала физиологическую реакцию (слюноотделение).
Опыт дал Павлову идею, которая переросла в концепцию классической обусловленности . Он провел эксперимент, в котором соединил звон колокольчика с прибытием еды и измерил результирующую реакцию слюны у собак. Как и ожидалось, у собак началось слюноотделение, когда они увидели привезенную еду.
Павлов несколько раз повторил эту комбинацию еды и звонка. Затем он снова позвонил в звонок, но не принес еды. Однако, даже не видя своей еды, у собак началось слюноотделение при звонке колокольчика. Эти собаки связывали звон колокольчика с прибытием еды и реагировали соответственно.
Павлов формализовал свои выводы из этого и других экспериментов в то, что сейчас известно как классическое обусловливание. Согласно этой теории, нейтральный или не связанный с определенной реакцией стимул может быть связан с положительным стимулом, связанным с этой реакцией. В этом примере звон колокольчика (нейтральный стимул) стал ассоциироваться с положительным стимулом (поступление пищи), чтобы вызвать такое же поведение (слюноотделение).
Хотя Павлов в основном проводил свои эксперименты на животных, вскоре психологи-экспериментаторы начали проверять его теории на людях.
Джон Ватсон и методологический бихевиоризм
Хотя Павлов и Вундт были первыми предшественниками, более поздние психологи формализовали свою работу в бихевиористской теории обучения, которую мы знаем сегодня.
Пионером в этом отношении является американский психолог Джон Уотсон. Хотя на самом деле он никогда не утверждал, что он основатель поведенческой психологии , его работа находится в центре дисциплины. В 1913 году он опубликовал основополагающую статью «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой проводилась связь между выводами классического обусловливания и человеческой психологией.
Уотсон считал, что поведение и его происхождение можно изучать в экспериментальных условиях, и эта вера привела к одному из его самых печально известных тестов: эксперименту с Маленьким Альбертом.
В своем исследовании Уотсон приучил маленького ребенка бояться маленькой крысы, синхронизируя появление крысы с громким шумом. Хотя по сегодняшним меркам это непростительно с этической точки зрения, эксперимент Уотсона показал, что многие открытия Павлова применимы и к человеческому поведению.
Эта связь между внешними стимулами и выработанным поведением является основой, на которой будут строить будущие новаторы.
Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм
Многие широко распространенные сегодня концепции бихевиоризма, такие как положительное и отрицательное подкрепление и оперантное обусловливание, выросли из работы, выполненной нашим следующим бихевиористом: американским психологом Б. Ф. Скиннером.
Знаковый эксперимент Скиннера заключался в помещении лабораторной крысы в камеру оперантного кондиционирования, или «ящик Скиннера», снабженную рычагом или кнопкой. Затем животное могло нажать на рычаг или кнопку, чтобы получить пищу.
Животное могло свободно нажимать на рычаг в любое время. Когда он это делал, его вознаграждали едой. В других версиях эксперимента животное получало небольшой удар током, если нажимало на рычаг вне условий, установленных экспериментатором (например, при включенном или выключенном свете).
Две реакции (еда и шок) называются подкрепление и наказание соответственно. Это важные понятия в теории оперантного обусловливания Скиннера. Скиннер обнаружил, что животные с большей вероятностью нажимали на рычаг, когда получали вознаграждение, и с меньшей вероятностью, когда не получали.
Он назвал это оперантным обусловливанием . Он определил резкий контраст между оперантным обусловливанием и классическим обусловливанием, разработанным Павловым. В классическом обусловливании поведение (слюноотделение) зависит от стимула, который ему предшествует (звон колокольчика). В оперантном обусловливании Скиннер предположил, что поведение субъекта зависит от стимула, который следует за поведением.
Оперантное обусловливание
При оперантном обусловливании оперант — любое поведение, которое субъект выполняет в своей среде. Субъект имеет контроль над этим поведением. Респонденты , с другой стороны, являются автоматическими рефлексами, такими как отпрыгивание от горячей плиты.
Как указывалось ранее, концепции подкрепления и наказания занимают центральное место в скиннеровской теории оперантного обусловливания. Подкрепление — это любое событие, которое способствует предыдущему поведению. Наказание предназначено для того, чтобы воспрепятствовать предыдущему поведению.
Возможно, вы слышали такие термины, как положительное подкрепление и отрицательное подкрепление . Эти фразы широко используются и так же часто используются неправильно. Например, когда ученики хорошо ведут себя в классе, они могут получить приз или золотую звезду. Это имеет целью подкрепление их хорошего поведения и известно как положительное подкрепление.
Отрицательное подкрепление, с другой стороны, не должно быть неприятным для ученика. Допустим, учитель убирает подкрепление в ответ на хорошее поведение. Это может означать освобождение учащегося от обязанностей по уборке или разрешение пропустить задание. Этот тип подкрепления предназначен для повышения положительного поведения, забирая что-то вместо того, чтобы давать что-то ученику. Это субтрактивное подкрепление, поэтому оно называется негативным подкреплением.
Из этого следует, что в оперантном обусловливании также есть положительных и отрицательных наказаний .
Положительное наказание является аддитивным, поскольку оно наказывает за плохое поведение новым неприятным стимулом. Возьмем пример нашего класса. Это может включать в себя назначение дополнительной домашней работы плохо ведущему себя ученику. Негативное наказание, с другой стороны, является субтрактивным, как отнятие перемены у непослушного ученика.
Скиннер предложил радикальный бихевиоризм , согласно которому все психологические процессы считались реакцией на внешние стимулы и подкрепление. Хотя многие современные бихевиористы не столь радикальны в своих взглядах, работа Скиннера вносит большой вклад в современную бихевиористскую теорию обучения.
Читать далее
Применение бихевиоризма в классе
Хотя учителя часто знакомы с несколькими теориями обучения и могут использовать их комбинацию в классе, некоторые концепции могут уходить корнями в бихевиоризм, например:
Отзывы учащихся
Если учитель возвращает работы учащихся в течение недели после отправки, у учащихся больше шансов извлечь уроки из этого отзыва, чем если бы учитель ждал несколько недель. Это связано с тем, что быстрый поворот создает более тесную связь между поведением (написание статьи) и подкреплением (получение обратной связи).
Системы поощрения
Многие учителя внедряют системы поощрения учащихся, чтобы поощрять их хорошее поведение. Например, когда учащиеся получают дополнительные баллы за дополнительные тесты, ведущие к большому тесту, они могут с большей вероятностью ускорить свое обучение с помощью тестов, а не зубрить в ночь перед экзаменом. Конечно, системы вознаграждения должны быть оценены и переоценены, чтобы убедиться, что они укрепляют правильное поведение и не открывают дверь для мошенничества или манипуляций.