Что движет людьми: объясняем бихевиоризм кратко и понятно
Просто о сложном
Будучи в одной и той же жизненной ситуации, люди по-разному реагируют на происходящее, имеют разные точки зрения и находят иные пути решения проблем. Понять, что же движет людьми в совершении того или иного поступка, ученые пытаются с давних времен.
Бихевиоризм – это теория, согласно которой психологию человека или животных можно объективно изучать с помощью наблюдения за их поведением. Эта область исследований возникла как реакция на психологию XIX века, которая использовала самоанализ своих мыслей и чувств для изучения людей и животных.
Сторонники бихевиоризма утверждали, что психология людей и животных объясняется их определенным поведением, а не мыслями и чувствами.
Происхождение бихевиоризма
Бихевиоризм возник как реакция на ментализм – субъективный подход к исследованиям, применявшийся психологами во второй половине XIX века. В ментализме разум изучается путем изучения собственных мыслей и чувств. Позже этот процесс получил название самоанализ.
Сторонники бихевиоризма считали наблюдения менталистов слишком субъективными, поскольку они значительно различались между отдельными исследователями, что часто приводило к противоречиям в науке.
Изображение с сайта shutterstock.comТипы бихевиоризма
Существует два основных типа бихевиоризма: методологический бихевиоризм, на который сильно повлияли работы Джона Уотсона, и радикальный бихевиоризм, где пионером был психолог Беррес Скиннер.
Методологический бихевиоризм
В 1913 году психолог Джон Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиористов», которую можно считать манифестом раннего бихевиоризма. В этой статье Уотсон отверг менталистские методы и подробно изложил свою философию о том, какой должна быть психология. После статьи ученого термин «бихевиоризм» прочно укрепился в психологии.
К 1920-м годам ряд интеллектуалов, в том числе философ, а затем лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел, полностью признали значение философии Уотсона.
Радикальный бихевиоризм
Из бихевиористов после Уотсона, возможно, наиболее известен Беррес Скиннер. В отличие от многих других бихевиористов того времени идеи Скиннера были сосредоточены на научных объяснениях, а не на методах.
Скиннер считал, что наблюдаемое поведение – это внешнее проявление невидимых психических процессов. Его подход к бихевиоризму заключался в том, чтобы понять взаимосвязь между поведением животного и окружающей его средой.
Изображение с сайта shutterstock.comИзвестные эксперименты бихевиористов
Собаки ПавловаЭксперименты Павлова с собаками широко известны по всему миру. Благодаря открытиям известного академика психология изрядно расширила свои знания. Опытов, проделанных с животными, множество.
Суть одного из экспериментов сводится к следующему. Каждый прием пищи животных предвещал звон колокольчика. Увидев еду, у собак начинался непроизвольный процесс слюноотделения. Но через несколько дней процесс приема пищи изменился. После звона колокольчика собаки не получили долгожданного корма. Но, несмотря на это, выделение слюны и желудочного сока продолжалось.
Благодаря этому эксперименту собаки постепенно научились ассоциировать звуки колокольчика с едой, хотя раньше они не реагировали на этот звук.
Маленький Альберт
В другом эксперименте психолог Джон Уотсон и его аспирант Розали Рейнер познакомили 9-месячного ребенка, которого они назвали Маленький Альберт, с белой крысой, кроликом и собакой. Параллельно мальчику показывали белую вату, маску Санта-Клауса, горящую газету и пряжу. Животные и вещи не пугали Альберта.
Но через два месяца ученые приступили к формированию страха у малыша. Для этого Альберта поместили в центр комнаты, а рядом положили крысу. Стоило мальчику потянуть руку к зверьку, как Уотсон, стоящий позади ребенка, бил молотком по пластине. Резкий звук пугал подопытного, и через некоторое время Альберт стал ассоциировать крысу с источником страха. Мальчик начинал плакать при ее виде и уползать в сторону.
Через несколько дней психологи продолжили изучение феномена страха. Ученым удалось прийти к выводу, что подопытный начал бояться и тех вещей, которые первоначально присутствовали рядом с крысой, таких как маска Санта-Клауса и пряжа.
В дальнейшем исследователи хотели осуществить еще несколько опытов, чтобы устранить чувство страха у ребенка. Но по некоторым причинам сделать этого не удалось.
В будущем личность самого мальчика очень интересовала общественность. По некоторым данным, Альберт – это Уильям Баргер, чья мать работала в той больнице, где и проводился опыт. Племянница мужчины позже рассказала, что он всю жизнь испытывал страх перед собаками. Является ли это реакцией на эксперимент, проведенный в младенчестве, узнать так и не удалось.
В современном мире масса примеров бихевиоризма. Например, учитель может вручить некий приз учащимся, которые хорошо справились с заданием. В то же время наказать хулигана, к примеру, выгнав с занятий.
Хотя бихевиоризм когда-то был доминирующим направлением в психологии в середине XX века, но сейчас он потерял связь с когнитивной психологией, которая сравнивает разум с системой обработки информации, наподобие компьютера.
Впрочем, теория бихевиоризма занимает огромное место в психологии. Именно она послужила толчком для понимания того, что наши поступки могут расцениваться окружающими совершенно по-разному. Это заставляет нас принимать решения, учитывая мнение или реакцию того или иного человека.
Post Views: 162
теория кратко и понятно, представители, идеи, суть, методы, основатель, классическая концепция Уотсона
Содержание
- Представители бихевиоризма
- Идея бихевиоризма
- Бихевиоризм в психологии
- Необихевиоризм
Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) – ответвление в психологии, которое изучает поведение живых существ и способы влияния на него. В более узком понимании эта наука исследует внешнее поведение, не делая различия между людьми и животными.
Классический бихевиоризм Дж. Уотсона сводит психологические проявления к реагированию организма к двигательным. Мышление сводится к речевому акту, а эмоции к внутренним изменениям в организме. Сознание принципиально не включено в список изучения бихевиоризмом. Так как оно не изображает поведенческих показателей. Основная черта поведения принимается связь стимула и реакции (S – R).
Представители бихевиоризма
Основным основоположником бихевиоризма выступает Эдвард Ли Торндайк. В основном, он проводил исследования поведения животных. Для этого Торндайк в 1911 году придумал эксперимент «проблемная клетка» из которого животное, методом проб и ошибок, должно найти выход.
Сенсационную лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста» создал психолог из США Джон Бродес Уотсон в 1913 году, чем положил официальное начало бихевиоризма. Он был убеждён, что любое поведение можно измерять или модифицировать. Мысль Уотсона состояла в объективности и полезности психологии для общества. А его цель – в предсказании реакции и определении природы действующего стимула.
Уотсон совместно с Рейдер провели эксперимент под названием «Маленький Альберт», в центре которого был 11-ти летний мальчик. Этот эксперимент иллюстрировал формирование человеческого страха и тревоги.
У. Хантер в 1914 году создал схему «Отсроченная» для изучения манеры поведения. Он показывал обезьяне банан, а потом прятал в один из ящиков и закрывал от нее их ширмой. Через пару секунд снимал ширму. Обезьяна безошибочно находила банан. Так стало ясно, что животные способны не только на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.
Л. Карл пошел еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных умения, потом удалял им различные части мозга, для выяснения существует ли зависимость от удаленных частей мозга выработанного навыка. Вывод состоит в том, что все части мозга равнозначны и могут заменять друг друга.
В СССР бихевиоризм принимался как буржуазное извращенство в психологической науке. Активным ненавистником его был А.Н. Леонтьев. Критика состояла в отрицании не наблюдаемых внешних факторов (цели, мотивы, предубеждения и т.п.) в поведении человека. Однако к бихевиоризму были близки по смыслу «объективная психология»П.П. Болонского и «рефлексология» В.М. Бехтерева, которые существовали в СССР в 1929-1930-е годы.
До середины 1950-х годов бихевиоризм занимал одно из главных мест в психологии.
В1971 году Беррес Ф. Скиннер презентовал книгу «По ту сторону свободы и достоинства», в которой он утверждал, что свободная воля – это иллюзия.
Идея бихевиоризма
Важную нишу бихевиоризма занимает стимул. Он подразумевает данную ситуацию, которая выстраивает подкрепление реакции. В виде этих реакций выступают эмоциональное и устное реагирование окружающего общества. Но при этом личностные переживания не остаются незамеченными, а переносятся в зависимое положение от внешних факторов.
Научный исследователь Джон Уотсон вынес основные пункты, на которых строится бихевиоризм:
Целью наблюдения психологии есть поведение и реакции всех живых существ. Именно такие проявления будут изучены.
Все физиологические и психологические проявления исходят от типа поведения.
Реагирование людей и животных нужно исследовать как единый двигательный показатель на внешние раздражители – стимулы.
Исследовав показатели стимула, можно предугадывать следующий ответ. Основная задача бихевиоризма – научится предсказывать действия личности. Так поведение индивида можно контролировать.
Все виды реакций человека состоят из приобретенных форм (условные рефлексы) или переходят по наследству (безусловные рефлексы)
Повадки человека – это итог обучения. Т.е. многократное повторение ответного реагирования отпечатывается в памяти. Впоследствии этого могут быть воспроизведены. Так формирование навыков происходит через выработку условных рефлексов.
Мышление и речь также входят в список навыков.
Память служит хранением приобретенных умений.
Становление психических реакций происходит на протяжении всей жизни. Такое развитие зависит от условий проживания, социального общества и внешних раздражителей.
Систематизация возрастного развития не присутствует. Общих признаков в процессе формирования детской психики на разных этапах возраста отсутствуют.
Эмоции означают ответ организма на положительные и отрицательные стимуляторы окружающего пространства.
Уотсон предполагал, что человека можно обучить всему. По его мнению генетические, личностные и умственные факторы не помешают обучению.
Если углубится, то суть бихевиоризма в создании лаборатории социума.
Бихевиоризм в психологии
Бихевиоризм служит предметом изучения поведения субъектов. Человеческое поведение изучается с рождения индивида до конца его жизни. Исследование проводится с объективной точки зрения, что приводит к игнорированию сознания, ощущений, воли и воображения. Из-за этой точки зрения, бихевиористы исключили понятия подсознания и всё, что связано с ним.
Цель бихевиоризма состоит в изучении поведения субъекта, чтоб в будущем превзойти его и предсказать его ответ на определенные события. Достигнуть такую цель сложно, но реально. До нынешнего времени такая практика смогла состояться только на бессистемно используемых методах общественного действия.
Из-за множественных реакций, наука старается их изменить. Выясняется, что количество безусловных ответов организма, при рождении, не велико. Это отрицает теорию инстинкта. Большая часть инстинктов, названными старой школой психологии, сейчас относятся к условным. Бихевиористы не ищут генетические наследия поведенческих реагирований или наследстве особых способностей (например музыкальных или художественных). Они считают, что каждый ребенок рождается с одинаковым количеством возможностей и при определенных внешних обстоятельствах можно его направить на изучение любой узкой отрасли.
Важной деталью бихевиоризма является стимул (S) – реакция (R). Зоопсихолог Эдвард Ли Торндайк отталкивался от теории личности (набор поведенческих реакций) и открыл закон эффекта. Он указал, что между побуждением и ответной реакцией есть связь, которая подпитывается стимулом.
Теория бихевиоризма состоит в том, что личность обладает навыками и рефлексами, которые она приобрела в окружающей себя среде. Получается, что индивид есть организованной структурой и почти стабильной системой разных умений.
Бихевиоризм в психологии рассматривает личности как субъект, у которой есть реакция, функции и возможность к обучению. Получается запрограммированный человек на воспроизведение разных действий, поведения и рефлексов.
Необихевиоризм
Эта наука принадлежит американской психологии, которая появилась в 1930-х годах ХХ в.
Необихевиоризм выступил в качестве свидетеля кризиса классического бихевиоризма, который не смог объяснить цель полноты поведения. Эта наука пользовалась идеями гештальт-психологии, фрейдизма (Э.Ч. Толмен) и павловского о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл). Цель необихевиоризма состоит в преодолении ограниченности изначальной теории бихевиоризма. Но эта нео-отрасль пыталась сохранить основную установку на биологизацию человеческой психики.
Необихевиоризм не пытался уйти далеко от классического бихевиоризма. Американский психолог Э.Ч. Толмен поддерживал положение, что исследование должно проводится строго по объективному методу, а не опираться на недоступные этому способу мире подсознания. Но ещё в 1960-тые годы Толмен усовершенствовал формулу бихевиоризма и назвал ее когнитивным бихевиоризмом. К стимулу и реакции он добавил «промежуточные переменные», без которых он не представлял метод исследования поведения. Так появилась когнитивное представление.Он ввел гипотезы, цели, намерения и познавательные карты. В итоге получилась формула: S (стимул) – V (промежуточные переменные) – R (реакция).
Плюсы бихевиоризма:
- Объективный взгляд;
- Практика научных методов;
- Предметом изучения вошло поведение;
- Эффективные способы терапии нарушенного поведения.
Минусы бихевиоризма:
- Устаревшая методология и литература;
- Механический детерминизм;
- Нет отличия между человеком и животным.
Данная научная отрасль подходит для простых ситуаций психотерапии: избавления от популярных фобий (страхов), плохих привычек, моделирование плохого поведения. В сложных “личностных” случаях использование бихевиоральных способов дает не долгий эффект. Существуют исторические предпочтения: Америка пользуется бихевиоральными подходами всем другим, в России бихевиоризм не популярен.
Поведенческий подход к депрессии
6 минут
Последнее обновление: 27 февраля 2017 г. модели поведения, оставляющие для него место в жизни человека. Хотя когнитивная часть важна, в этой статье мы сосредоточимся на основных типах поведенческой терапии и логике их работы.
До определенного момента для человека в депрессии может быть логичным искать более «глубокое и философское» объяснение своего эмоционального расстройства. Объяснения, которые относятся к более интрапсихическим и сложным причинам, могут быть чрезвычайно заманчивыми, точно так же, как печаль , которая наполняет каждую секунду их существования.
Высокоэмоциональные и литературные истории, кажется, придают более привлекательный и поэтический оттенок их страданиям, даже несмотря на то, что они вообще ничего не разрешают и не облегчают. Более простые и конкретные объяснения их боли кажутся слишком холодными и резкими.
«Удивительно, что те, кто яростнее всего возражает против манипулирования поведением, тем не менее прилагают самые энергичные усилия для манипулирования сознанием».
-Б. Ф. Скиннер-
Вот почему психологи несут профессиональную и академическую обязанность знакомить людей с чисто поведенческими методами лечения, даже несмотря на то, что они априори не будут приглашаться на множество конференций или привлекать большую аудиторию.
Поскольку строгость в психологии означает терапевтическую надежду для миллионов людей, стоит знать, как можно объяснить депрессию бихевиоризмом и как выбрать психолог , который специализируется на этом подходе, чтобы помочь людям четко и лаконично операционализировать решение их проблем.
Печаль, вызванная жизненным опытом
Детальное объяснение поведенческого подхода бесполезно. Однако важно дать хотя бы общее представление, что-то вроде «бихевиоризма для чайников». Итак, без лишних слов, мы объясним, как понять депрессию с помощью бихевиоризма.
Самый характерный симптом депрессии? спросите вы. Без сомнения, печаль — это симптом, который быстрее всего ассоциируется с депрессией. Эта идея не совсем ошибочна, но важно объяснить ее более подробно. В широком смысле бихевиоризм говорит, что печаль — это продукт переживаний.
Бихевиоризм не исключает наличия индивидуальных различий в преодолении трудностей как на когнитивном, так и на биологическом уровне, но по большей части эти базовые различия также возникают из-за факторов окружающей среды. Если бы это было не так, то ответственность за более глубокое изучение этих различий ложилась бы не на психолога, а на другого медицинского работника, исследующего органические причины.
Даже если вы не знаете, как это распознать, все взаимосвязано
Иногда почти невозможно поверить, что самые тяжелые психологические расстройства могут быть вызваны нечеткой сетью стимулов и связанных с ними реакций, но это так. То, как кто-то интерпретирует стимулы, также определяется его реакцией на предыдущий подобный опыт.
Следовательно, сеть катастрофических событий с катастрофическими интерпретациями может полностью обусловить жизнь человека навсегда. Бихевиоризм пытается идентифицировать эту сеть катастрофических ассоциаций, чтобы найти альтернативное поведение, которое может смягчить страдание, которое возвращается в себя.
Давайте рассмотрим пример. Представьте, что ребенок хочет съесть весь шоколадный торт прямо у него на глазах. Они пытаются схватить его, но их поведение предотвращает отвечающий за них взрослый . На невозможность получения этого удовольствия ребенок может отреагировать огромной истерикой. Если взрослый отвечает на их плач, давая им то, что они хотят, идея истерики будет усиливаться.
Это то, что известно как ловушка отрицательного подкрепления, потому что неприятность истерики удается избежать на короткое время, но она подкрепляется, так что вероятность того, что она повторится в будущем, гораздо выше. Подобные действия приведут к более трудному поведению в будущем, например, к неспособности терпеть фрустрацию или к немедленному поиску удовольствия при отсутствии контроля над импульсами.
Классические поведенческие теории, объясняющие депрессию
Имея в виду вышеизложенное, давайте рассмотрим несколько наиболее актуальных поведенческих теорий, которые даже не касаются чисто когнитивных факторов, полагая, что психология не должна рассматривать их в качестве приоритета.
Скиннер сказал, что расстройства настроения вызваны снижением частоты поведения. Вот три из наиболее репрезентативных поведенческих теорий, которые развивают эту идею:
Функциональный анализ депрессии Ферстера
Эта модель предполагает, что расстройства настроения можно объяснить снижением частоты позитивно подкрепляемого поведения , которое служит для контроля окружающей среды человека. . Причиной является не только отсутствие подкрепления, но и наличие избегающего поведения, которое поддерживает очень выраженный паттерн поведенческого торможения.
Теория КостеллоЭта модель объясняет, что вместо отсутствия подкрепления в окружающей среде, подкрепление перестало быть эффективным, будь то из-за внутренних изменений в человеке или из-за потери подкрепления в цепочке поведения.
Чтобы вернуться к предыдущему примеру, представьте себе ребенка, потерявшего чувство вкуса из-за какой-то болезни, или ребенка, который отказывается от еды, потому что ее не дал ему его основной опекун. Это снижение эффективности подкрепления приведет к незаинтересованности в их окружении.
Теория ЛевинсонаЭта модель утверждает, что связь между положительным подкреплением и поведением отсутствует. Он указывает на различные причины, которые могут объяснить, почему положительные подкрепления не связаны с правильным поведением.
Например, может случиться так, что окружающая среда не предлагает достаточного подкрепления, человеку не хватает навыков для получения необходимого подкрепления или у человека есть социальная тревога , которая мешает ему получать удовольствие. Эта теория также объясняет, как депрессия усиливается за счет социального внимания, с одной стороны, и социального избегания, с другой.
Новые поведенческие взгляды на депрессию: введение когнитивных переменных. факторы. В их число входят теория самоконтроля Рема и теория самосознания Левинсона.
Теория самоконтроля Рема объединяет элементы теорий, предложенных Беком, Левинсоном и Селигманом. Считается диатез-стресс модель личности и понимает депрессию как потерю связи между внешними подкреплениями и контролем собственного поведения.
Теория самосознания Левинсона подчеркивает факторы окружающей среды как причину депрессии, , но подчеркивает, что у человека повышается самоосознание своей неспособности справиться с ситуацией, что может вызвать еще большие страдания в его жизни.
Короче говоря, поведенческие и когнитивно-поведенческие модели настолько удовлетворительно объясняют аффективные расстройства, что задача для специалистов-психологов сегодня состоит в том, чтобы получить информацию с таким же рвением, как и некоторые другие теории с меньшим научным обоснованием.
Мыслительные паттерны, вызывающие тревогу и стресс
Как правильно создать рабочее определение
Определение поведения необходимо для эффективного обучения. Способность определять поведение помогает сделать процесс обучения более успешным.
Под поведением обычно понимают то, что кто-то делает. Поведение включает в себя то, что человек делает, что можно наблюдать и измерить. Обычно поведение определяется путем определения того, какие действия продемонстрировал человек или какие действия, по решению учителя, должен начать демонстрировать человек.
Поведение обычно не определяется путем обсуждения причин, лежащих в основе поведения. Поведение не определяется определением мотивации, мыслей или чувств человека в отношении какого-либо действия.
Кстати, в терапевтической или образовательной среде есть место для того, чтобы обратиться к так называемым «личным событиям», связанным с тем, что происходит в теле или разуме человека.
Однако в целях определения поведения мы хотим быть осторожными с тем, как мы обсуждаем личные события, а также с тем, как мы определяем эту часть человеческого опыта.
Согласно Бикарду, Бикарду и Центру IRIS, определение поведения важно по многим причинам, включая следующие: поведение.
Для определения поведения разрабатывается объективная и измеримая фраза.
При определении поведения важно убедиться, что вы определяете поведение в наблюдаемых терминах. Например, родитель, который пытается помочь своему ребенку «быть более уважительным», не должен определять целевое поведение как «Мой ребенок будет более уважительным», потому что термин «уважительный» не поддается наблюдению (пока вы не уточните, что значит уважительный).
Лучшее определение было бы таким: «Мой ребенок скажет «да, мама» и начнет выполнять задание в течение 30 секунд после того, как его попросят убрать в комнате».
Рабочее определение улучшается при использовании измеримых терминов. Это относится к определению того, как следует измерять поведение. Например, измеряете ли вы, как часто в течение дня происходит то или иное поведение?
Измеряемые термины включают измерение оцениваемого поведения. Примеры включают:
- частота — сколько раз возникало поведение
- скорость — сколько раз за данный период происходило поведение
- продолжительность — как долго происходило поведение поведение
- величина – интенсивность поведения
Настоятельно рекомендуется, чтобы при выявлении и определении поведения, которое вы (или другое значимое лицо) хотели бы меньше видеть в учащемся, вы также определяли и определяли замещающее поведение.
Правильно определенное поведение должно быть четким и кратким. Она должна быть наблюдаемой и измеримой. Несколько человек должны иметь возможность наблюдать и измерять одно и то же.
Постарайтесь дать как можно более конкретное определение. Это позволяет вам помочь учащемуся добиться прогресса более легко. Когда цели слишком велики или слишком широки, вам (или кому-то другому) может быть труднее контролировать поведение, а ученику становится сложнее добиваться последовательного прогресса.
Поведение также должно быть определено в положительном ключе. Это означает, что поведение должно определяться указанием того, что должно произойти, а не просто указанием того, чего НЕ должно происходить.
Вот пример одного из подходов к определению поведения, предложенного Bicard, Bicard и IRIS Center:
- Целевое поведение Учащийся не обращает внимания в классе.
- Оперативное определение целевого поведения Ученик осматривает комнату, смотрит на свою парту или смотрит на другого ученика.
- Замещающее поведение Ученик будет внимателен в классе.
- Рабочее определение замещающего поведения Учащийся садится на свое место и устанавливает зрительный контакт с учителем, устно отвечая на вопросы учителя.
Существует несколько различных подходов к определению поведения. Приведенный выше пример является лишь одним из возможных способов определения поведения.
Другим способом определения поведения может быть определение продукта целевого поведения.