Теория бихевиоризма в социологии — презентация онлайн
Похожие презентации:
Теория социального обмена и бихевиористская социология
Теория социального обмена
История становления и развития социологии
Теоретико-поведенческая социология Дж. Хоманса
Социология, как наука
Социология как наука
Социология как наука
Социология личности
История социологии
Социология. Место социологии в системе наук
1. Теория бихевиоризма в социологии
{Выполнила:
Матвиенко Анастасия
ПП16-01Б
Бихевиоризм
– наука о поведении
– направление в позитивистской социологии, в основе
которого лежит понимание поведения человека как
совокупности длительных реакций на воздействие
внешней среды (стимулы).
Основная формула бихевиоризма: стимул – реакция. Это
направление зародилось в американской психологии в
конце XIX – начале ХХ вв. Его классическая форма
достигла расцвета в 20-е гг. нынешнего столетия.
В качестве основного метода бихевиоризм использует
описание, регистрацию и измерение внешних проявлений
поведения в контролируемых условиях.
Философским основанием бихевиоризма является позитивизм, а его
экспериментальную основу составляют исследования поведения
животных. Вместе с тем эксперименты проводились не только на
животных, но и на людях. В результате были получены уникальные
методики воздействия на поведение.
Бихевиоризм абсолютизирует прямую связь между стимулом и
реакцией, рассматривая ее как универсальный объяснительный
принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы “стимул –
реакция” путем включения в нее дополнительного звена –
“промежуточных переменных” сохраняют главный порок
бихевиоризма – механическое понимание человека и его поведения.
Современный социальный бихевиоризм может быть прослежен
по работам
Б. Ф. Скиннера
Его труды были чрезвычайно разнообразны по форме: научные
трактаты , утопические романы , полемические и политические
очерки , описание практического применения бихевиоризма и
автобиографические эссе . Все они сыграли значительную роль в
развитии социологического варианта бихевиоризма.
Для Скиннера идея автономной внутренней сущности есть как раз та
самая мистическая, метафизическая конструкция, которая должна быть
устранена из социальных наук:
«Понятие автономного человека* предназначено только для того, чтобы
объяснить вещи, которые мы еще пока не в состоянии объяснить другими
способами. Его существование зависит от нашего незнания, и оно, естественно,
потеряет свой статус, как только мы будем знать больше в поведении.»
Первичная сущность, по Скиннеру, — это поведение, а также и условия,
которые понуждают к этому поведению (в первую очередь — другие
поведения).
Он считал, что не следует фокусировать внимание на таких понятиях, как
«чувства»; нужно сконцентрироваться на анализе (и контроле) поведения
и случайностях, которые влияют на него.
_____________________________________________________________________
*объяснение, которое предполагает существование некой внутренней личности, «я», функционирующего под
воздействием неизвестных внутренних сил, независимых от внешних факторов
6.
Самой значительной бихевиористской школой о социологии является теория социального обмена. Наиболее яркими представителями теории социального обменаявляются
Джордж Хоманс (1910-1989)
Питер Блау (р. 1918).
Данные социологи исходят не из примата системы, а из примата человека.
Их девиз по Хомансу — «назад к человеку».
Однако, провозгласив этот (гуманистический лозунг) Хоманс исключил какую-либо
свободу выбора личности. Действия (поведение) человека жестко детерминированы.
Знание душевных состояний человека ничего не дают для объяснения его поведения,
ибо сами эти состояния – иллюзия. Действия людей – это простая реакция на стимулы
При этом для понимания теории обмена важным является то, что человек за свои действия
может получать или вознаграждение или наказание: в первом случае действия человека
поощряются; во втором – осуждаются, – и это решительно будет сказываться на том, как и
что будет делать человек дальше.
Люди, по Хомансу, взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая
возможные вознаграждения и затраты. Человек, действуя, взаимодействуя, стремится
уравновесить вознаграждения и затраты.
Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем,
вознаграждались ли и как именно его поступки в прошлом.
Хоманс утверждал, что социальные факты вызывают индивидуальные реакции,
которые, в свою очередь, ведут к новым социальным фактам; однако решающим
фактором является поведение, а не социальный факт.
Четыре принципа теории обмена:
1)
2)
3)
4)
Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем
чаще он будет повторяться;
Если вознаграждение за определенные типы поведения зависит
от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;
Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше
усилий ради его получения;
Когда потребность человека близка к насыщению, он в меньшей
степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
По этим принципам, считает Хоманс, можно анализировать самые
сложные виды взаимодействия: отношения власти, лидерство и т.д.
Социальное взаимодействие – это сложная система обменов, обусловленных
способами уравновешивания вознаграждений и затрат.
Особенно ярко, полно бихевиористская теория социального обмена
нашла свое отражение в работах П. Блау.
(мотивов) поведения индивидов и стремится придать постулату теории
обмена социологическую ориентацию.
Придавая решающую роль в межличностных отношениях
экономическим аспектам – награде, выгоде, пользе, – он ставит задачу
вывести из простейших форм социального обмена «существенные
свойства» социальной структуры: власть и законность, коллективные
ценности и т.д.
То есть, обменные сделки рассматриваются как элементарные акты, из
которых складывается фундаментальный уровень общественной жизни.
Все более сложные структурные образования (социальные институты,
организации) объявляются как вырастающие из обменных отношений.
Положительные качества теории социального обмена:
• изучение наблюдаемых действий и поведения людей
Серьезные недостатки теории социального обмена:
• сведение человеческого поведения лишь к набору реакций на
внешние стимулы
• отказ человеку в способности творчески осмысливать свою
социальную среду и др.
Последние пункты побудили других социологов объяснить
поведение человека с точки зрения того значения, которое
личность или группа людей придает тем или иным аспектам
ситуации.
English Русский Правила
БИХЕВИОРИЗМ | это… Что такое БИХЕВИОРИЗМ?
ТолкованиеПеревод
- БИХЕВИОРИЗМ
- (англ. behaviour — поведение) — одно из ведущих направлений в психологии конца 19 — начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии — наряду с работами Тарда , Лебона и др.
Родоначальником Б. считается Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы И. Павлова и В. Бехтерева. Классиком социальной версии Б. является Б. Скиннер . В основе Б. лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. Общеметодологической предпосылкой Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис Б.: психология (и социология) изучает внешнефиксируемое поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Нововведение же в Б. понимается как совокупность связей, сводимых к схеме «стимул-реакция». В качестве объясняющей подход Б.
может быть использована выработанная позднее в кибернетике обобщенная схема «черного ящика», предполагающая фиксацию сигнала «на входе» и «на выходе», и отвлечение от процессов, происходящих «внутри». Изначально Б. экстраполировал на социальную жизнь механизмы условных рефлексов, выявленные на основе экспериментальных исследований психики животных. Согласно Б., у человека имеется набор врожденных схем поведения, которые «достраиваются» в процессе научения вырабатываемыми сложными навыками, постоянно психологически подкрепляемыми в сложившихся стратегиях поведения и институционально контролируемыми. Адекватность реакции на стимул определяется в ходе многократных проб и ошибок. Найденная адекватная реакция закрепляется подкрепляемым повторением, автоматизирующим и включающим ее в постоянный поведенческий «репертуар» («закон упражнения»). Закрепление реакции в «репертуаре» порождает тенденцию к ее воспроизведению в соответствующих типах ситуаций («закон эффекта»).Период наивысшего развития Б. в его классической форме приходится на начало 1920-х, когда его подходы получили развитие в антропологии, педагогике, а главное — в социологии. Однако бихевиористы, по сути редуцируя социальное к психическому, а то, в свою очередь, к условно-рефлекторному уровню психики и к ее физиологическим основам, в итоге «встретились с непреодолимыми препятствиями на пути объяснения и интерпретации социальных явлений в терминах этой биологической дисциплины» (П. Сорокин — ). Поворот к объективному изучению психики, разработка новых методик эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако устранение из психологии (а следовательно и социологии) таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., игнорирование социальной природы психики, примитивизация поведения человека дали повод для серьезной критики Б. (фрейдизм, гештальтпсихология, Л. Выготский, С. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.).
Результатом потери популярности Б. и попыткой самообновления стал необихевиоризм, возникший к 1930-м (работы К. Халла и Э. Толмена). В схему «стимул-реакция» было введено промежуточное звено — совокупность познавательных и побудительных факторов, — позволяющее анализировать регулятивные механизмы поведения. В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий «социальных ролей». Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса . Как «социальный Б.» определял свою позицию Дж.Г. Мид , хотя он существенно дистанцировался от идей Б.
В.Л. Абушенко
Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.
Игры ⚽ Поможем сделать НИР
- БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
- БЛАУ (BLAU) Питер Микаэл
Полезное
примеров бихевиоризма | YourDictionary
DESCRIPTION
пример бихевиоризма с графиком домашних дел
ИСТОЧНИК
monkeybusinessimages / iStock / Getty Images Plus
900 04 Используется по лицензии Getty Images
Бихевиоризм — это теория, на формирование поведения через обусловливание. Он фокусируется на подкреплении надлежащего или желаемого поведения с помощью положительного или отрицательного подкрепления, а также на устранении нежелательного поведения с помощью наказания. Он фокусируется только на поведении, которое можно наблюдать или измерить. Он не включает изучение эмоций или мотивов. Просмотрите несколько примеров бихевиоризма, чтобы узнать больше.
Положительное подкрепление включает применение желаемого стимула после желаемой реакции. Идея состоит в том, что человек будет продолжать демонстрировать определенное поведение, если он получит за это вознаграждение. Есть много примеров положительного подкрепления.
- У четырехлетней Эммы есть график работы по дому, который включает в себя такие действия, как заправлять постель, одеваться, чистить зубы и нести тарелку с завтраком в раковину. Если она выполняет свою работу по дому, она получает наклейку в своем графике работы. Как только у нее будет пять наклеек, она сможет выбрать, что будет на десерт для всей семьи.
- Родители часто используют систему поощрений, когда приучают малыша к горшку. Каждый раз, когда ребенок совершает желаемое действие — например, садится на горшок, утром у него сухой подгузник или идет в туалет на горшке, — родитель дает ребенку награду, например, наклейку или конфету. . Надежда состоит в том, что ребенок будет продолжать демонстрировать желаемое поведение из-за вознаграждения, пока оно в конечном итоге не станет привычкой.
- Компании часто предлагают повышение заработной платы сотрудникам, демонстрирующим отличные результаты. Надежда на повышение может служить мотивацией для сотрудников хорошо выполнять свою работу.
- Второклассник миссис Смит ведет себя плохо. Она разрабатывает систему управления поведением в надежде мотивировать их вести себя лучше. В конце каждого часа, если учащиеся выполнили правила на приемлемом уровне, она ставит отметку на доске. В конце дня, если оценок больше пяти, она рисует на доске звезду. Как только будет десять звезд, класс получит пиццерию. Она надеется, что вечеринка с пиццей побудит их следовать правилам.
- Клиент пишет благодарственное письмо, в котором хвалит члена команды. Начальник хвалит сотрудника, о котором было написано письмо, на собрании персонала и добавляет бонус в размере 50 долларов к зарплате сотрудника. Это положительное подкрепление за превышение ожиданий клиентов.
- Человека, который предлагает идею, хвалят за это, даже если эта идея неосуществима. Поскольку человек знает, что его усилия были оценены по достоинству, он с радостью продолжает вносить предложения и идеи.
Реклама
Негативное подкрепление также является инструментом для подкрепления желаемого поведения, но включает устранение нежелательного стимула. Идея состоит в том, что человек, вероятно, продолжит определенное желаемое поведение, если это означает, что он может избежать последствий, которых он или она не хочет. Есть много поведенческих перспективных примеров отрицательного подкрепления.
- Мать Стива злится и кричит на него, когда он забывает делать свою работу по дому. Он не хочет, чтобы на него кричали, поэтому старается не забыть закончить свою работу по дому.
- Сотрудники, не выполняющие недельный план продаж, должны представить отчет с объяснением причин невыполнения плана и того, что они будут делать по-другому на следующей неделе. Сотрудник, который не любит писать отчеты, может быть мотивирован работать усерднее, чтобы выполнить свою норму, чтобы избежать написания отчета.
- Учителя, которые хотят, чтобы учащиеся хорошо справлялись с викторинами, могут поощрять их к этому, давая домашнее задание, которое они должны выполнить только в том случае, если их оценка за викторину в классе ниже определенного уровня. Учащиеся могут усерднее готовиться к тесту, чтобы им не приходилось делать домашнюю работу.
- Пациентка не хочет, чтобы ее врач беспокоил ее из-за ее веса, когда она идет на осмотр. Чтобы этого не произошло, пациент ест здоровую пищу, считает калории и регулярно занимается спортом.
- Человек, который не любит ходить к стоматологу, понимает, что лучший способ избежать болезненных и дорогостоящих стоматологических процедур – это ходить на чистку зубов каждые полгода.
- Джилл действительно не любит заниматься спортом, но она знает, что ее кости и суставы будут болеть, если она не будет заниматься регулярно. Она продолжает регулярно заниматься спортом, чтобы избежать этого нежелательного последствия.
Реклама
Наказание
Наказание направлено на устранение поведения, а не на его усиление. Это может включать в себя отнятие того, что человек хочет, что является негативным наказанием. Или это может включать применение отрицательного последствия, то есть положительного наказания. В конечном счете, человек должен усвоить, что ему нужно прекратить вести себя так, чтобы предотвратить последствия, которых он не хочет.
- Если старшеклассник опаздывает в школу более трех раз за отчетный период, он или она получает отработку и должен оставаться после уроков. Школьные чиновники надеются, что возможность отбывать срок в заключении побудит учеников приходить в школу вовремя.
- Сара имеет привычку превышать скорость по дороге на работу. Однажды утром ее остановил полицейский и выписал штраф в размере 275 долларов за превышение скорости. После этого она больше никогда не разгоняется. Страх получить еще один билет и необходимость заплатить еще больше своих с трудом заработанных денег является достаточным сдерживающим фактором, чтобы удержать ее от повторного превышения скорости.
- Студенты-спортсмены должны поддерживать по крайней мере оценку C в каждом классе, чтобы участвовать в различных видах спорта. Если оценка падает ниже C, спортсмен не будет допущен к соревнованиям, пока он или она не улучшит оценку. Наказание за то, что они не участвуют в играх, может мотивировать учеников быстро делать то, что необходимо для улучшения его или ее оценки.
- То, что один человек считает положительным подкреплением, на самом деле может рассматриваться как наказание. Начальник, стремящийся вознаградить лучших сотрудников, пригласив их на обед, должен понимать, что сотрудники могут не захотеть пойти с ним на обед. Некоторые сотрудники могут рассматривать это как наказание и таким образом мотивировать на неудовлетворительную работу.
- Если над членом команды, который предлагает идеи по поводу проекта, смеются или иным образом ругают, это пример наказания. В следующий раз, когда появится возможность поделиться идеями, член команды, скорее всего, не будет высказываться из-за негативных последствий, которые были применены в прошлый раз, когда он или она это сделали.
- Когда люди пытаются избавиться от вредных привычек, они иногда надевают резинку на запястье и щелкают ею всякий раз, когда ловят себя на том, что делают то, что хотят прекратить. Если кто-то, кто много ругается, делает это каждый раз, когда появляется термин, который ему не следует использовать, этого может быть достаточно для прекращения такого поведения.
Реклама
Примеры поведенческой психологии
Эти примеры положительного и отрицательного подкрепления и наказания иллюстрируют бихевиоризм в действии. Просмотрите несколько примеров оперантного обусловливания, чтобы узнать больше о поведенческой психологии. Затем погрузитесь глубже в психологию, узнав о когнитивной психологии и о том, как ее использовать.
определение поведения | Open Education Sociology Dictionary
Home
> B Words
> поведение
Содержание
Определение поведения
( существительное ) Как человек или группа действует или ведет себя, группа, взаимодействуя с другим человеком или событие.
Примеры поведения
- Эффект Хоторна
- Когда человек ведет себя по-разному в отношении определенной этнической группы.
Поведение Произношение
Руководство по использованию произношения
Слоговая система: be·hav·ior
Звуковое произношение
Американский английский
–– Британский английский
Фонетическое правописание
- Американский английский – /bi -hAY-vyuhr/
- Британский английский – /bi-hAY-vyuh/
Международный фонетический алфавит
- Американский английский – /bɪˈheɪvjər/
- Британский английский – /bɪˈheɪvɪə/
Замечания по использованию
- Множественное число: поведения
- Бихевиоризм ( бихевиоризм ) — это систематическое изучение поведения животных и людей.
- Люди приучаются к приемлемому поведению с помощью позитивных и негативных санкций.
- Тип атрибута.
- Тип: коллективное поведение
- Вариант написания: поведение
- A ( существительное ) бихевиорист ( бихевиорист ) или ( существительное ) бихевиорист ( бихевиорист ) ( наречие ) бихевиористски ( бихевиористски ) исследования ( прилагательное 909101 1 поведение бихевиористский ) или ( прилагательное ) поведенческий ( поведенческий исторический ) способы поведения людей ( глагол ) ведут себя .
Похожие цитаты
- «[Полевой эксперимент] позволяет исследователям наблюдать различные формы социального поведения в условиях, в которых они обычно происходят. В лабораторных исследованиях испытуемые знают, что за ними наблюдают, и поэтому могут демонстрировать поведение, которое считают желательным» (Кендалл 2006:27).
- «Биологические модели для понимания человеческого поведения основаны на идее, что врожденные биологические различия между мужчинами и женщинами «программируют» различное социальное поведение для мужчин и женщин. Это называется биологическим детерминизмом. Социально-ориентированные рамки, такие как те, которые исходят из области культурной антропологии или социологии, рассматривают различия в поведении и гендерных атрибутах. Эти подходы подчеркивают процесс социализации, который учит мальчиков и девочек соответствовать ожиданиям своего пола. Ни один из подходов сам по себе — биология или социализация, природа или воспитание — недостаточен для объяснения сложных человеческих существ и того, почему мы делаем то, что делаем» (Таррант, 2009).:67).
- «Этнографы ищут точку зрения инсайдера. Поскольку культура – это знания, которые люди используют для формирования поведения и интерпретации опыта, этнограф стремится понять поведение членов группы изнутри, или с культурной точки зрения. Вместо того, чтобы искать предмет для наблюдения, этнографы ищут информатора, чтобы научить их культуре» (Spradley and McCurdy 2008: 4).
- «Социология — это систематическое изучение человеческого общества и социальных взаимодействий. Это систематическое исследование, потому что социологи применяют как теоретические взгляды, так и исследовательские методы (или упорядоченные подходы) к изучению социального поведения» (Kendall 2006: 2).
Связанное видео
Дополнительная информация
- Ресурсы по ролевой теории – книги, журналы и полезные ссылки
- коллективный поведение
- народный обычай
- эффект Хоторна
- инстинкт
- нравы
- норма
- роль
- санкция
- социальное действие
- символ
Ссылки
Кендалл, Диана. 2006. Социология в наше время: Основы . 5-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Спрэдли, Джеймс П. и Дэвид В. Маккарди. 2008. Конформизм и конфликт: литература по культурной антропологии . Бостон: образование Пирсона.
Таррант, Шира. 2009. Мужчины и феминизм . Беркли, Калифорния: Seal Press.
Works Consulted
The American Heritage Dictionary of the English Language . 5-е изд. 2011. Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт.
Английский словарь Коллинза: полный и полный . 6-е изд. 2003. Глазго, Шотландия: Коллинз.
Британская энциклопедия. (N.d.) Britannica Digital Learning . (https://britannicalearn.com/).
Макмиллан. (Nd) Словарь Macmillan . (https://www.macmillandictionary.com/).
Мерриам-Вебстер. (Nd) Словарь Merriam-Webster . (http://www.merriam-webster.com/).
Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www. oxforddictionaries.com/).
Принстонский университет. 2010. WordNet . (https://wordnet.princeton.edu/).
Словарь колледжа Random House Webster . 1997. Нью-Йорк: Случайный дом.
Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.
Тейлор и Фрэнсис. (нет данных) Онлайн-справочники Routledge . (https://www.routledgehandbooks.com/).
участников Википедии. (Nd) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).
Уайли. (N.d.) Интернет-библиотека Wiley . (http://onlinelibrary.wiley.com/).
Приведите определение поведения
ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «Поведение». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 25 апреля 2023 г. (https://sociologydictionary.org/behavior/).
APA – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)
поведение.