Запросы и их удовлетворение. Тема «Какова общая система потребностей человека?». 5-й класс – Учительская газета — «Семья и Школа»
Содержание
Глава 1. Биологические и социальные потребности человека
30
Содержание
Содержание 2
Содержание 2
Введение 3
Введение 3
Глава 1. Биологические и социальные потребности человека 5
Глава 1. Биологические и социальные потребности человека 5
1.1. Характеристика биологических потребностей 5
1.1. Характеристика биологических потребностей 5
1.2. Характеристика социальных потребностей 11
1.2. Характеристика социальных потребностей 11
Глава 2. Удовлетворение потребностей как способ развития человека 17
Глава 2. Удовлетворение потребностей как способ развития человека 17
2.1. Удовлетворение биологических потребностей 17
2.1. Удовлетворение биологических потребностей 17
2.2. Психология потребностей и образ жизни 21
2.2. Психология потребностей и образ жизни 21
Заключение 26
Заключение 26
Список литературы 29
Список литературы 29
Введение
Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений – это реализация огромного многообразия человеческих потребностей.
Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ – наций, государств, классов, партий. Вполне естественно. Что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.
Классификация потребностей и описание законов их развития связывают с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не созданной ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике — менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью.
Цель работы: рассмотреть психологические процессы потребностей и их развитие на основании удовольствия (удовлетворения).
Предмет нашего рассмотрения — общество, взаимодействие людей друг с другом.
Объект работы: процессы потребностей.
Задачи исследования:
проанализировать научную и публицистическую литературу по данной теме;
определить психологические процессы потребностей;
дать характеристику удовлетворению потребностей.
Для написания работы были использованы методы научного исследования такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, метод опроса, анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Потребности человека делятся на группы:
элементарные потребности: пища, одежда, вода;
вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора;
псевдопотребности, т. е. потребности в предметах роскоши.
Кроме того, различают базовые биологические потребности и псевдопотребности.
К базовым биологическим потребностям можно отнести: безопасность;
тепловой, акуастический, электромагнитный комфорт;
состав воздуха;
питьевая вода;
сбалансированность питания;
определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность, т.е. экологическая чистота;
продолжение рода и получение сексуального удовлетворения.
Все перечисленные потребности присущи не только человеку, но и другим живым существам1.
Если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии, лидерстве. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счете, ведет не только к асоциальному поведению человека, но и к нарушению экологических законов, т.
И все-таки человек выступает на этой стадии рассмотрения по преимуществу (но не исключительно) со стороны своей биологической природы, биологических взаимоотношений со средой и друг с другом, а среда — главным образом со стороны своей природной определенности. Речь идет именно о людях, но в их биологической определенности, в их биологических взаимоотношениях.
С самого начала человек фиксируется в единстве биологического и социального.
Например, потребности в обуви, одежде, поскольку обувь, одежда необходимы для сохранения жизни, — физические потребности. Однако, даже не говоря о характере обуви, одежды, потребность в них для защиты от неблагоприятных внешних воздействий специфичны для человека. И все же первоначально социальное предстает непосредственно единым с биологическим и как бы моментом биологического, ибо поддержание и порождение жизни человека есть ближайшим и непосредственным образом животное, биологическое существование и порождение человека.
Таким образом,
непосредственное единство биологического
и социального, в непосредственно
рассматриваемых людях, предстает, прежде
всего, с биологической стороны этого
единства. В свою очередь эта биологическая
сторона двояка. Она представляет собой
биологическое отношение людей друг к
другу и к остальной природе
После характеристики биологического в человеке и в отношениях людей друг к другу, биологического, взятого в относительной самостоятельности по отношению к социальному, будет специально рассмотрено социальное, а затем специальному изучению подвергнется проявление социального в биологическом, единство социального и биологического, а также формы этого единства.
Единство биологического и социального присутствует в нашем изложении с самого начала. И хотя оно и не представлено специально, тем не менее, влияет на последовательность и характер рассмотрения биологического.
При отображении чисто биологического взаимодействия (взятого в историческом аспекте) организма и окружающей среды строго последовательное изложение должно начинаться с характеристики среды, из нее следует вывести возможности существования тех или иных организмов, отобразить их строение, функционирование и т. п., и лишь затем нарисовать картину обратного воздействия организмов на окружающую природу.
Эта последовательность диктуется тем, что в образовании и изменении сугубо биологического взаимодействия организма с окружающей средой в конечном счете главным является воздействие окружающей среды на организм, а не наоборот. Во взаимодействии человека с окружающей природой, напротив, главным оказывается воздействие человека на окружающую природу, человек главным образом не приспосабливается к окружающей природе, а по преимуществу «приспосабливает» ее к себе, преобразует ее.Итак, мы начинаем рассмотрение общества с биологического взаимодействия именно людей с остальной природой, при этом предполагается, что в это определение входит рассмотрение биологического отношения людей друг к другу.
Само биологическое взаимодействие людей с остальной природой есть процесс, и отображено оно может быть лишь процессом познания. С чего же целесообразно начать характеристику биологического взаимодействия людей с остальной природой?
Эти компоненты взаимодействуют друг с другом. Но, как уже было сказано ранее, при отображении биологического взаимодействия человека со средой необходимо начать с человека, а не со среды. Рассмотрим сначала один компонент взаимодействия, или взаимодействие пока лишь со стороны одного компонента. Человек как компонент этого взаимодействия — живое существо с определенным организмом, с определенным строением тела. Если есть налицо организм с определенным строением (а человек в качестве живого существа здесь берется просто как данный), то для поддержания его жизни необходима соответствующая окружающая среда.
Поскольку предполагается данность организма человека, постольку организм предстает не изменяющимся, а значит, предполагается и природная среда, не изменяющаяся настолько, чтобы вызвать изменение строения организма человека.
Если биологическое взаимодействие людей с природой фиксируется как данное, имеющееся в наличии, то при его рассмотрении в первую очередь выступает тот факт, что человек должен жить, поддерживать свое существование, и лишь затем то, что он производит новую жизнь, поддерживает существование своего биологического вида.
Поддержание собственно существования каждым человеком есть реализация взаимоотношения человека и среды для сохранения человека.
Здесь имеются два компонента: человек в качестве живого существа определенного строения и природная среда как условие физического существования индивидов. Конечно, при логическом способе рассмотрения абстрагирование этих компонентов происходит от того этапа развития человечества, когда уже имеются современный биологический вид человека и изменение человечеством природной среды. Выделяется же пока только то, что и после образования. Человека в качестве особого биологического вида и при наличии общественного производства человек всегда остается живым существом с определенным строением тела, а природная среда (пусть, так или иначе, в той или иной мере преобразованная) — необходимым условием его биологического существования.
Определение нужды, «требования» организма к окружающей среде есть потребности — человека как биологического существа. Потребности являются биологическими, если они, во-первых, необходимы для поддержания жизни человека, а также, во-вторых, для порождения новой жизни. В наиболее простой форме и в наименее преобразованном социальном виде биологические потребности человека существуют в том случае, когда они удовлетворяются непосредственно и при помощи девственной природы (например, дыхание в условиях незагрязненной вследствие преобразующей деятельности человека воздушной среды)4.
Если же необходимые биологические потребности не могут быть удовлетворены лишь девственной природой самой по себе, если они могут быть удовлетворены посредством и на основе преобразования природы, то тем самым и постольку биологические потребности начинают включаться или включаются в социальное движение, становятся социально «окрашенными» биологическими потребностями. В той или иной степени и животные изменяют природу, но это изменение, в отличие от человека, не характерно для них, не есть та основа, на которой зиждется их специфика в качестве животных. Подробнее об этом, а также о стадиях превращения животного воздействия на среду в человеческое воздействие на среду будет сказано позднее.
Биологические отношения людей к природе и друг к другу приобретают специфически человеческую окраску, если их осуществление так или иначе, в той или иной степени опосредствуется процессом общественного преобразования природы или процессами, вырастающими на основе последнего. Такие биологические отношения становятся вместе с тем и социальными.
Если человек, который берется при характеристике простейшего отношения как данное живое существо, предстает при предположенных обстоятельствах в качестве нуждающегося в определенной среде, в качестве имеющего потребности, то природная среда при этом, оказывается условием биологического существования людей, предметы природной среды выступают в виде предметов, способных удовлетворить потребности.
Характеристика указанного взаимодействия с выделением лишь необходимых биологических потребностей и предметов, способных их удовлетворить, есть характеристика этого отношения в его потенции. Реализация же его есть потребление, т. е. удовлетворение потребностей предметами, способными их удовлетворить. (В соответствии с темой главы мы имеем в виду необходимые биологические потребности, предметы, способные их удовлетворить, и сам процесс удовлетворения такого рода.)
Простейшее отношение человеческого общества, отношение, взятое в качестве реализующегося, есть потребление как удовлетворение биологических потребностей человека.
Биологические (естественные) потребности – это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой5.
Подчиняясь, зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности — это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.
Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. «Голод есть голод, — писал Маркс, — однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, — это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов»6.
В человеке заложена генетическая неистребимая потребность следовать вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Вместе с тем, гармония человека с природой (внутренней и внешней) как самоцель — кратковременная ситуация мятежного человеческого духа, не терпящего продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.
Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями — желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы — это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности7.
Итак, человек как живое существо имеет биологические потребности, «требования» к окружающей среде, удовлетворение которых необходимо для поддержания его в качестве живого организма. Биологические потребности зависят от строения организма человека.
Поскольку организм человека с возникновением человека как нового биологического вида и до настоящего времени не изменился (по крайней мере ныне нет достоверных данных об изменениях, если даже предположить, что они произошли), постольку не изменились и необходимые для поддержания жизни биологические потребности человека. С точки зрения обусловленности строением организма биологические потребности имеют неизменную качественную и количественную определенность, неизменную меру, неизменна с этой точки зрения и совокупность «требований» организма к среде.
Биологические и социальные потребности — Студопедия
Поделись
Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не может существовать. К биологическим потребностям относятся потребности в пище, одежде, жилье, продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Биологические потребности, обусловленные чисто физиологическими нуждами организма, есть и у животных. Но у человека даже эти потребности в огромной степени зависят от полученного воспитания, от влияния окружающей социальной среды.
Биологические потребности у человека являются общественно-личными потребностями. Их удовлетворение имеет обычно социальный характер. Даже такая биологическая потребность, как влечение к представителю другого пола, у человека протекает иначе, чем у животных. Эта потребность связана с чувством любви и глубокого уважения друг к другу, предполагает организацию семьи как первичной ячейки общества, подчинена законам и обычаям, существующим в окружающей социальной среде.
Социальные потребности сложнее биологических, связаны с качественно более высоким способом существования. Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу и для своего удовлетворения требует расхода физической энергии.
Социальные потребности связаны с жизнедеятельностью человека как члена общества, коллектива, социальной группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса, стабильности и устойчивости существования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении. Они вытекают из образа жизни людей. Как писал Э. Фромм: «Физиологические потребности — это не единственная необходимо присущая, императивная часть натуры человека. Есть еще одна, столь же непреодолимая; она не коренится в физиологических процессах, но составляет самую сущность человеческого бытия — это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод к смерти. .. Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы с социальными стандартами — и это дает ему чувство общности и принадлежности» [19.С.151].
К особой социальной потребности относится потребность в творческом и содержательном труде как средстве самовыражения, самоутверждения и самореализации. Она проявляется в неодолимом тяготении их к труду как к жизненно необходимой и приятной деятельности. При наличии такой потребности труд доставляет человеку радость, счастье, и человек не может не трудиться.
Сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента — например, физических возможностей людей, их утомляемости, стрессоустойчивости.
За потребностью в самореализации стоит биологическая движущая сила? Новое исследование задает вопрос, что значит для людей полностью реализовать свой потенциал; часто это может быть связано с передачей генов следующему поколению — ScienceDaily
Как человеческие существа, что ведет нас к более высоким уровням существования? Как только мы удовлетворим самое необходимое — еду, кров, пару, детей — что тогда? Для многих это идея самореализации или реализации нашего полного потенциала.
Но как выглядит самореализация? Как мы узнаем, когда мы это делаем? Когда мы пытаемся реализовать свой наивысший потенциал? Самоактуализация — популярная идея в психологии, бизнесе, образовании и многомиллионной индустрии самопомощи. Каждый, кажется, хочет реализовать свой полный потенциал.
«Несмотря на весь этот интерес к самореализации, мы все еще не знали, что, по мнению людей, означает реализация своего полного потенциала», — говорит Джейми Арона Кремс, докторант по социальной психологии в Университете штата Аризона, и один из авторов новой серии исследований о том, что люди думают о самореализации. «Итак, мы спросили их».
Это исследование «Индивидуальные представления о самоактуализации: какие функциональные мотивы связаны с реализацией своего полного потенциала?» был опубликован в раннем онлайн-издании Бюллетень личности и социальной психологии . Кремс и ее соавторы, профессор психологии ASU Дуглас Кенрик и Ребекка Нил из Университета Айовы, бывшая докторантка ASU, опирались на идеи эволюционной биологии, чтобы бросить вызов некоторым традиционным предположениям о том, что значит быть самореализованным.
«Традиционный взгляд на самоактуализацию рассматривал ее как нечто «над» базовыми физиологическими и социальными желаниями — она находится на вершине знаменитой пирамиды потребностей Абрахама Маслоу», — сказал Кенрик. «На самом деле, любимыми примерами самоактуализирующегося поведения у Маслоу были уходы играть на гитаре или писать стихи для собственного удовольствия».
«Но если взглянуть на поведение человека с точки зрения эволюции, кажется маловероятным, что наши предки эволюционировали, чтобы решать все проблемы выживания, заводить друзей, приобретать статус и завоевывать себе пару, просто чтобы развлекаться», — он добавлен. С эволюционной точки зрения, раскрытие своего полного потенциала — становление опытным музыкантом, ученым или философом — может привести к социальным преимуществам, таким как завоевание уважения и привязанности со стороны других членов группы и даже привлечение внимания потенциальных партнеров.
реклама
Итак, исследовательская группа набрала студентов колледжей и других взрослых и спросила их, что бы они делали, если бы полностью реализовали свой потенциал прямо сейчас. Они опросили более 1200 человек и попросили их оценить, в какой степени их ответы отражают несколько фундаментальных и эволюционно значимых социальных мотивов (например, поиск друзей, поиск статуса, забота о родственниках). Одно из предсказаний, сделанных командой, заключалось в том, что большинство людей свяжут стремление к самореализации со стремлением к статусу (например, получение всех пятерок в школе, известность в своей сфере деятельности).
Действительно, люди действительно связывают самоактуализацию с достижением статуса и уважения, мотивацией, которая может и часто трансформируется в «фитнес» или в успешную передачу генов будущим поколениям. Важность статуса была уникальной для самореализации и не применялась к другим формам самореализации.
Когда люди думали о достижении смысла жизни (то, что психологи называют эвдемоническим благополучием) и глобального удовлетворения жизнью (субъективное благополучие), они подчеркивали необходимость проводить время с друзьями и семьей; когда они думали о стремлении к удовольствию и избегании боли (гедонистическое благополучие), они уделяли относительно больше внимания поиску новых романтических/сексуальных партнеров и защите от физического вреда.
«Хотя погоня за статусом и стремление к самореализации могут ощущаться по-разному, — сказал Кремс, — эти стремления могут корениться в общей мотивационной системе, которая подталкивает нас к получению тех биологических и социальных наград, которые в прошлом наших предков сделало бы более вероятным появление наших генов в последующих поколениях».
Команда также смогла дать научное объяснение тому, что давно упомянул Маслоу, — что разные виды деятельности ведут к самореализации для разных людей. В соответствии с современными идеями эволюционной биологии особенности жизненного цикла человека (например, пол, возраст, семейный статус, родительский статус) влияли на цели, которые он или она связывали с самоактуализацией, причем разумными, потенциально функциональными способами. Например, одинокие люди подчеркивали, что поиск новых романтических партнеров будет частью их самореализации, в то время как партнеры подчеркивали, что поддержание существующих романтических отношений будет частью их самореализации. А родители, особенно когда у них были очень маленькие дети, подчеркивали, что забота о таких детях будет важной частью их самореализации.
Находя партнеров, сохраняя партнеров и заботясь о детях, люди могут чувствовать себя самореализованными, а также могут способствовать именно тем биологически значимым результатам, которые ведут к передаче их генов следующим поколениям.
«Таким образом, стремление к самореализации не стоит «выше» биологических и социальных потребностей; стремление людей к достижению своего наивысшего потенциала связано с достижением критически важных социальных целей», — заключил Кенрик.
Или, как объяснил Кремс: «Для реальных людей стремление к самоактуализации может способствовать достижению биологически значимых целей».
Биология и обществоведение Социология Домашнее задание и помощь в выполнении заданий
Развитие человека: биология и общество
Что значит быть «человеком»? Быть человеком означает осознавать себя личностями с уникальной идентичностью. личности и отношения с другими людьми. Как люди, у нас есть идеи, эмоции. и ценности. У нас есть способность думать и принимать рациональные решения. Но каков источник «человечности»! Мы рождаемся с этими человеческими характеристиками. или мы развиваем их через наше взаимодействие с другими? Когда мы рождаемся. наше выживание полностью зависит от других.
Мы не можем сдаться. говорить. причина. план. или делать многое из того, что связано с тем, чтобы быть человеком. Хотя мы можем нянчиться, мочиться и плакать. большинство мелких млекопитающих также могут делать такие рывки. Как обсуждалось в главе 3, мы, люди, отличаемся от нечеловеческих животных, потому что у нас нет инстинктов и мы должны полагаться на обучение для нашего выживания. У человеческих младенцев есть потенциал для развития человеческих характеристик , если они подвергаются адекватному процессу социализации . Каждый человек является продуктом биологии. общество. а личный опыт-то есть. наследственности и окружающей среды или, говоря еще более простым языком, «природы» и «воспитания». Насколько наше развитие можно объяснить социализацией? Насколько нашим генетическим наследием? Социологи сосредотачиваются на том, как люди создают свою собственную культуру и передают ее из поколения в поколение посредством социализации. В отличие от. социологи утверждают, что природа. в форме нашего генетического состава, является основным фактором, влияющим на формирование человеческого поведения.
Социология — это систематическое исследование того, как биология влияет на социальное поведение (Wilson, 1975). По словам зоолога Эдварда О. Уилсона. основоположником социологии. генетический. наследование лежит в основе многих форм социального поведения, таких как война и мир. зависть и забота о других. конкуренция и сотрудничество. Большинство социологов не согласны с тем, что биологические принципы можно использовать для объяснения всего человеческого поведения. Очевидно. Однако. некоторые аспекты нашего физического облика, такие как цвет глаз, цвет волос. высота. и вес — во многом определяются нашей наследственностью.
Насколько важно социальное влияние («воспитание~») в человеческом развитии? Едва ли существует хоть одно поведение, на которое не оказывалось бы социальное влияние. За исключением простых рефлексов, большинство человеческих действий являются социальными. либо по своим причинам, либо по своим последствиям. Даже единичные такие действия, как плач и чистка зубов, в конечном счете социальны. Мы плачем, потому что кто-то причинил нам боль. Паутина срывает наши зубы, потому что наши родители (или дантист) сказали нам, что это важно. Социальная среда, вероятно, оказывает большее влияние, чем наследственность, на нас) «мы развиваемся и то, как мы действуем. Однако наследственность обеспечивает основной материал, из которого другие люди помогают формировать человеческие характеристики человека. Наши биологические потребности и эмоциональные потребности связаны сложным уравнением. Дети, потребности которых удовлетворяются в условиях, характеризующихся благодаря привязанности, теплоте и близости воспринимают мир как безопасное и комфортное место, а других людей считают заслуживающими доверия и полезными.
Биологические и социальные потребности — Студопедия
Поделись с друзьями:
Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не может существовать. К биологическим потребностям относятся потребности в пище, одежде, жилье, продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Биологические потребности, обусловленные чисто физиологическими нуждами организма, есть и у животных. Но у человека даже эти потребности в огромной степени зависят от полученного воспитания, от влияния окружающей социальной среды.
Биологические потребности у человека являются общественно-личными потребностями. Их удовлетворение имеет обычно социальный характер. Даже такая биологическая потребность, как влечение к представителю другого пола, у человека протекает иначе, чем у животных. Эта потребность связана с чувством любви и глубокого уважения друг к другу, предполагает организацию семьи как первичной ячейки общества, подчинена законам и обычаям, существующим в окружающей социальной среде.
Социальные потребности сложнее биологических, связаны с качественно более высоким способом существования. Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу и для своего удовлетворения требует расхода физической энергии.
Социальные потребности связаны с жизнедеятельностью человека как члена общества, коллектива, социальной группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса, стабильности и устойчивости существования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении. Они вытекают из образа жизни людей. Как писал Э. Фромм: «Физиологические потребности — это не единственная необходимо присущая, императивная часть натуры человека. Есть еще одна, столь же непреодолимая; она не коренится в физиологических процессах, но составляет самую сущность человеческого бытия — это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод к смерти. .. Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы с социальными стандартами — и это дает ему чувство общности и принадлежности» [19.С.151].
К особой социальной потребности относится потребность в творческом и содержательном труде как средстве самовыражения, самоутверждения и самореализации. Она проявляется в неодолимом тяготении их к труду как к жизненно необходимой и приятной деятельности. При наличии такой потребности труд доставляет человеку радость, счастье, и человек не может не трудиться.
Сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента — например, физических возможностей людей, их утомляемости, стрессоустойчивости.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Нейробиология социального поведения человека: важная, но забытая тема
J Psychiatry Neurosci. 2008 сен; 33(5): 391–392.
Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
За последние несколько десятилетий мы значительно продвинулись в понимании того, как мозг регулирует эмоции и познание. Для сравнения, исследования в области нейронауки социального поведения человека являются относительно малоизученной темой, несмотря на важность социальных взаимодействий для психического здоровья. В этой редакционной статье я привожу примеры некоторых экспериментальных подходов, которые использовались для изучения нейронных субстратов человеческого социального поведения, в надежде, что это побудит больше исследователей заняться этой увлекательной и важной темой.
Люди по своей природе социальны. В этом мы не особенные; трудно представить себе какое-либо животное, для которого не важна регуляция социального поведения. Нечто похожее на социальное поведение может иметь место даже у организмов, лишенных нервной системы. Например, Science недавно опубликовал статью под названием «Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий». 1 Различные животные, в том числе люди, имеют много общих типов социального поведения, таких как принадлежность и агрессия, установление иерархии и территориальность. Это может иметь место даже у видов, таких как муравьи, с примитивным мозгом. Хотя мы можем разделять некоторые из более широких аспектов нашего социального поведения с более примитивными видами, человеческое социальное поведение, очевидно, более сложное, но не менее важное для нашего здоровья и выживания. Учитывая важность социальных взаимодействий для людей, неудивительно, что большинство психических расстройств связаны с некоторым нарушением нормального социального поведения и что при некоторых расстройствах аномальное социальное функционирование является одним из центральных симптомов. Примерами являются аутизм, социальное тревожное расстройство, пограничное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.
Несмотря на важность социального взаимодействия, наше понимание нейронных факторов, управляющих социальным поведением, ограничено. Социальная нейронаука человека привлекает все большее внимание, но большая часть текущей работы касается социального познания. Например, исследования активации различных областей мозга в ответ на лица с разным выражением лица интересны и важны, но они не имеют решающего значения для регуляции реального социального поведения. Если бы реакция на лица была важной детерминантой социального взаимодействия, то слепые люди не смогли бы формировать адекватные социальные отношения, а использование текстовых сообщений не было бы так широко распространено, как сейчас.
Наиболее обширные знания о нейробиологии социального поведения человека касаются одного конкретного аспекта социального поведения: агрессии. 2 , 3 Исследования агрессии привели к использованию селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) для лечения импульсивной агрессии. Тем не менее, агрессия, хотя и является важной социальной проблемой, не занимает заметного места при многих расстройствах, даже несмотря на то, что она требуется для диагностики перемежающегося взрывного расстройства. Кроме того, открытая агрессия не является обычной частью повседневного социального взаимодействия.
Исследования по нейробиологии менее экстремальных форм социального поведения, чем агрессия, ограничены. Ниже приведены два примера того, как исследования на животных начинают применяться к социальному поведению человека. У некоторых видов обезьян серотонин может влиять как на агонистически-аффилиативное поведение, так и на иерархию. Хотя низкий уровень серотонина увеличивает агрессивное поведение, как у людей, повышение функции серотонина усиливает просоциальное поведение, такое как уход за другими животными. 5 , 6 Повышение уровня серотонина также помогает мужчине достичь доминирующего статуса. 7 Аналогичные результаты были получены в нескольких исследованиях с участием людей, проведенных как в лаборатории, так и в повседневной жизни. В лаборатории здоровые участники, получавшие СИОЗС, были оценены как более доминирующие и более склонные к сотрудничеству во время игры со смешанными мотивами 8 и демонстрировали более аффилиативное поведение во время двойного задания-головоломки, требующего сотрудничества. 9 С другой стороны, острое истощение триптофана для снижения уровня серотонина вызывало снижение уровня сотрудничества, проявляемого участниками при игре в дилемму заключенного. 10 Острое истощение триптофана также изменило поведение в ультимативной игре, в которой игроки должны были решить, принять или отклонить справедливые или несправедливые денежные предложения от другого игрока. Участники с низким уровнем серотонина отвергли большую часть несправедливых предложений, но не честных предложений. 11 Этот результат соответствовал пониженному уровню принадлежности. В исследованиях, изучающих социальное поведение в повседневной жизни, социальное поведение можно изучать с помощью методологии экологической мгновенной оценки (обсуждаемой недавно в этом журнале 9). 0011 12 ), который измеряет поведение по двум осям: приятный-склочный и доминирующий-покорный. В перекрестных исследованиях, сравнивающих плацебо с приемом триптофана в течение 2 или 3 недель для повышения уровня серотонина, повышенный уровень серотонина был связан со снижением склочности и усилением доминирования среди здоровых участников, 13 , а также со снижением склочности и повышенной уступчивостью среди участников с высокой степенью враждебности. 14 В обоих исследованиях участники не могли угадать, лучше, чем случайно, когда они принимали триптофан и когда они принимали плацебо, что указывает на то, что участники не знали, что их поведение было изменено триптофаном.
Окситоцин — еще одно соединение, влияние которого на социальное поведение животных было доказано, а его влияние на людей недавно было проверено. Исследования на животных показали, что окситоцин участвует в формировании связей между партнёрами и между матерями и их потомством, включая использование агрессии для защиты этих отношений. 15 В лабораторных исследованиях с участием здоровых людей интраназальное введение окситоцина изменило поведение таким образом, что указывало на повышение доверия к другим. 16 , 17
В прошлом одним из ограничивающих факторов в изучении нейробиологии социального поведения человека была ограниченность методов измерения социального поведения. В прошлом это обычно зависело от собственной глобальной оценки людьми своего поведения. Немногочисленные исследования, описанные ранее, дают представление о масштабах методологии, доступной в настоящее время для изучения социального поведения человека как в лаборатории, так и в повседневной жизни. До сих пор в большинстве исследований изучалось влияние диадных взаимодействий. В будущих исследованиях следует также рассмотреть групповые взаимодействия как внутри групп, так и между группами. Групповое поведение является важным компонентом социального поведения человека и может в чем-то отличаться от диадных взаимодействий. Социальные психологи изучили то, что они называют разрывом между индивидуумом и межгруппой, который относится к тому факту, что группы иногда более конкурентоспособны или агрессивны, чем отдельные люди. Это было продемонстрировано в ситуациях со смешанными мотивами 18 с тестом, основанным на исследовании послушания 19 Милгрэма, в котором группы, выступающие в роли учителей, наносили значительно более сильные удары током, чем отдельные лица, выступающие в роли учителей 20 , и в игре «дилемма заключенного», в которой группы были более конкурентоспособными, чем отдельные люди. 21 Кроме того, обсуждение между группами характеризовалось более высокой частотой заявлений о страхе и жадности, чем обсуждение между отдельными людьми. Как манипулирование различными нейротрансмиттерами может повлиять на эти результаты, неизвестно, но это определенно должно быть исследовано.
Доступны методы изучения социального поведения человека. Существует широкий спектр препаратов, воздействующих на различные системы нейротрансмиттеров и доступных для использования в экспериментальных исследованиях с участием людей. Чего, по-видимому, не хватает в данный момент, так это исследователей, готовых сочетать и то, и другое в своих исследованиях.
Конкурирующие интересы: Не заявлено.
Адрес для переписки: доктор Саймон Н. Янг, кафедра психиатрии, Университет Макгилла, 1033 Pine Ave. W., Montréal QC h4A 1A1; факс 514 398-4370; [email protected]
1. Гиббс К.А., Урбановский М.Л., Гринберг Э.П. Генетические детерминанты самоидентификации и социального признания у бактерий. Наука 2008;321:256-9. [бесплатная статья PMC] [PubMed]
2. Siever LJ. Нейробиология агрессии и насилия. Am J Psychiatry 2008; 165:429-42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
3. Nelson RJ, Trainor BC. Нейронные механизмы агрессии. Nat Rev Neurosci 2007;8:536-46. [ПубМед]
4. Уолш М.Т., Динан Т.Г. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и насилие: обзор имеющихся доказательств. Acta Psychiatr Scand 2001;104:84-91. [PubMed]
5. Higley JD, King ST, Hasert MF, et al. Стабильность межиндивидуальных различий в функции серотонина и ее связь с выраженной агрессией и грамотным социальным поведением у самок макак-резусов. Нейропсихофармакология 1996;14:67-76. [PubMed]
6. Raleigh MJ, Brammer GL, Yuwiler A, et al. Серотонинергические влияния на социальное поведение зеленых мартышек (Cercopithecus aethiops sabaeus). Exp Neurol 1980;68:322-34. [PubMed]
7. Raleigh MJ, McGuire MT, Brammer GL, et al. Серотонинергические механизмы способствуют приобретению доминирования у взрослых самцов верветок. Brain Res 1991;559:181-90. [PubMed]
8. Це В.С., Бонд А.Дж. Серотонинергическое вмешательство влияет как на социальное доминирование, так и на аффилиативное поведение. Психофармакология (Берл) 2002;161:324-30. [PubMed]
9. Knutson B, Wolkowitz OM, Cole SW, et al. Избирательное изменение личности и социального поведения серотонинергическим вмешательством. Am J Psychiatry 1998;155:373-9. [PubMed]
10. Wood RM, Rilling JK, Sanfey AG, et al. Влияние истощения запасов триптофана на выполнение повторяющейся игры с дилеммой заключенного у здоровых взрослых. Нейропсихофармакология 2006;31:1075-84. [PubMed]
11. Crockett MJ, Clark L, Tabibnia G, et al. Серотонин модулирует поведенческие реакции на несправедливость. Наука 2008;320:1739. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
12. Московиц Д.С., Янг С.Н. Экологическая сиюминутная оценка: что это такое и почему это метод будущего в клинической психофармакологии. J Psychiatry Neurosci 2006;31:13-20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
13. Moskowitz DS, Pinard G, Zuroff DC, et al. Влияние триптофана на социальное взаимодействие в повседневной жизни: плацебо-контролируемое исследование. Нейропсихофармакология 2001;25:277-89. [PubMed]
14. aan het Rot M, Moskowitz DS, Pinard G, et al. Социальное поведение и настроение в повседневной жизни: эффекты триптофана у сварливых людей. J Psychiatry Neurosci 2006;31:253-62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]
15. Кэмпбелл А. Привязанность, агрессия и принадлежность: роль окситоцина в женском социальном поведении. Biol Psychol 2008;77:1-10. [PubMed]
16. Zak PJ, Kurzban R, Matzner WT. Окситоцин ассоциируется с надежностью человека. Horm Behav 2005;48:522-7. [PubMed]
17. Kosfeld M, Heinrichs M, Zak PJ, et al. Окситоцин повышает доверие к людям. Природа 2005;435:673-6. [PubMed]
18. Wildschut T, Pinter B, Vevea JL, et al. За пределами группового разума: количественный обзор эффекта разрыва между отдельными людьми и группами. Psychol Bull 2003;129:698-722. [PubMed]
19. Милграм С. Некоторые условия подчинения и неповиновения авторитету. Человеческие отношения 1965;18:57-76. Доступно: http://hum.sagepub.com/cgi/reprint/18/1/57) (по состоянию на 11 августа 2008 г.).
20. Джаффе Ю., Шапир Н., Инон Ю. Агрессия и ее эскалация. J Cross Cult Psychol 1981; 12:21-36.
21. Insko CA, Schopler J, Graetz KA, et al. Межиндивидуально-межгрупповой разрыв в игре «дилемма заключенного». J Conflict Resolut 1994; 38:87-116.
Социальные детерминанты здоровья – здоровые люди 2030
Что такое социальные детерминанты здоровья?
Социальные детерминанты здоровья (SDOH) — это условия в среде, в которой люди рождаются, живут, учатся, работают, играют, поклоняются и стареют, которые влияют на широкий спектр результатов в отношении здоровья, функционирования и качества жизни и риски.
SDOH можно сгруппировать в 5 доменов:
Изображение
Загрузить графику SDOH (141,23 КБ)
Социальные детерминанты здоровья (СДОЗ) оказывают большое влияние на здоровье, благополучие и качество жизни людей. Примеры SDOH включают:
- Безопасное жилье, транспорт и микрорайоны
- Расизм, дискриминация и насилие
- Образование, возможности трудоустройства и доход
- Доступ к питательным продуктам и возможностям физической активности
- Загрязненный воздух и вода
- Языковые навыки и грамотность
SDOH также вносят свой вклад в широкое неравенство и несправедливость в отношении здоровья. Например, люди, у которых нет доступа к продуктовым магазинам со здоровой пищей, с меньшей вероятностью будут правильно питаться. Это повышает риск таких заболеваний, как болезни сердца, диабет и ожирение, и даже снижает продолжительность жизни по сравнению с людьми, которые имеют доступ к здоровой пище.
Простая пропаганда здорового образа жизни не устранит эти и другие различия в состоянии здоровья. Вместо этого организации общественного здравоохранения и их партнеры в таких секторах, как образование, транспорт и жилье, должны принять меры для улучшения условий жизни людей.
Вот почему Healthy People 2030 уделяет повышенное внимание SDOH.
Как Healthy People 2030 решает вопросы SDOH?
Одна из 5 всеобъемлющих целей Healthy People 2030 конкретно связана с SDOH: «Создать социальную, физическую и экономическую среду, способствующую раскрытию всего потенциала здоровья и благополучия для всех».