Чем отличается буква от звука: описание и различия
Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.
Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют никакого значения. Это просто обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем обучать своего ребенка алфавиту, стоит задуматься над тем, а верно ли Вы понимаете значение звуков и букв. Ведь некоторые родители, сами того не желая, неверно обучают детей из-за чего потом возникает путаница в головах маленьких учеников.
Буквы русского языка
Придя в школу, они узнают о том, что буквы сами по себе ничего не значат и произнести их нельзя.
Звуки
Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции « […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т.е. т — [ т ], к — [ к ] и т.д. В других словах одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также такие слова, где написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что на письме они есть, но не произносятся в речи. Встречаются такие случаи, когда сочетание двух или нескольких букв дает всего один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые объединяют в себе сразу два звука.
Это такие буквы как: ю, я, ё, е, й.Произносятся звуки с помощью воздуха. При колебании воздуха и работе речевого аппарата получается звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе для воздуха нет никаких препятствия, поэтому гласные звуки такие чистые и их можно петь. Согласные же звуки образуются тогда, когда на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда
Главные отличия:
- Букву нельзя произнести, а звук нельзя написать.
- Буква – олицетворяет звук.
- Количество звуков значительно превосходит количество букв.
Итоги
Можно сделать вывод о том, что существовать звуки без букв не могут как и буквы без звуков. Нам необходимо не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т.е. произносить звуки, а уже потом их учат записывать то, что они сказали, т.е. делать графические записи произнесенных звуков. Иногда детям сложно понять разницу между буквой и звуком, для облегчения существует транскрипция, в которой слово расписывается по звукам.
Звуки и буквы не могут существовать поодиночке. Нет смысла в написании букв, если произнести их нельзя, да и какой смысл, в произнесении, если записать сказанное было бы невозможно.
Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит в течение жизни, на помощь приходят буквы. Нельзя, также, определить, что же важнее звук или буква, потому что снова на ум приходит мысль о том, что их существование друг без друга невозможно да и просто не имеет смысла.
ЗАПОМНИТЕ, что, обучая своих детей, лучше не вводить их в заблуждение непроверенной информацией. Ведь ребенок хорошо усвоит тот материал, который Вы ему преподнесете, и потом будет сложнее переучиться и привыкнуть к новым понятиям и правилам. Поэтому, лучше несколько раз перепроверить информацию, которой Вы хотите поделиться с ребенком, чтобы в будущем избежать проблем с освоением нового материала.
ЯзыкиКомментировать
Чем отличаются звуки от букв: гласные и согласные буквы русского языка, таблица, сколько их в языке
В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе эволюции систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение….
Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или предложений, которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.
Содержание
В чем же различие?
Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим, например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.
Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.
Что такое гласные?
Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются гласные звуки от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса, воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.
Таблица соответствия
Голосовые | Графические |
а | а |
о | о |
у | у |
и | и |
ы | ы |
э | э |
й’а | я |
й’у | ю |
й’э | е |
й’о | ё |
Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:
- Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
- После разделительного знака – «объятие».
- В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
- Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
- Если нужно воспроизвести иностранное слово.
Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».
Йотированные гласные
Что такое согласные?
Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие, например, на язык. Они делятся на пары звонких и глухих, шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.
Звонкие, глухие и шипящие
Звонкие согласные выделяются наличием голоса при произношении, кода выговариваются глухие, то при произношении можно услышать только шум. В большинстве своем все они парные:
Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:
Звонкие | Глухие |
б, б’ | п, п’ |
в, в’ | ф, ф’ |
г, г’ | к, к’ |
д, д’ | т, т’ |
з, з’ | с, с’ |
ж | ш |
Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:
Звонкие |
л, л’ |
м, м’ |
н, н’ |
р, р’ |
J (буква й) |
Глухие |
х, х’ |
ч |
щ |
Кроме перечисленных глухих и звонких, в русском языке существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу. На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.
Согласные звуки
Твердые и мягкие
Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?
Мягкие |
ч’ |
j’ |
щ’ |
Твердые |
ж |
ш |
ц |
Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.
Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.
Твердые и мягкие согласные звуки
Чем отличаются гласные от согласных?
Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения. Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.
Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.
Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.
«Особенные» элементы русского языка
В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы. Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:
- Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
- Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».
Уроки русского Звуки и буквы
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами
Вывод
Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.
Что такое фонемы, графемы и диграфы?
Мы постоянно слышим от родителей и учеников, что они просто не понимают эту новую лексику, которую используют учителя. Итак, вот краткий урок по трем терминам, которые, кажется, вызывают наибольшую путаницу!
Мы учимся читать, фонетически произнося слова и сопоставляя звуки с буквами или группами букв.
Фонемы
Каждый звук, который вы слышите в слове, является фонемой. Это наименьшая звуковая единица, из которой состоит полное слово. Это не следует путать с самой буквой; Фонемы — это только произносимые звуки. Важно понимать, что фонемы могут состоять более чем из одной буквы.
Возьмем, к примеру, слово собака . Здесь задействованы три фонемы: звук «д», короткий звук «ав» и звук «г».
Слово надежда тоже состоит из трех фонем: звука «х», долгого звука «оо» и звука «п».
И для чего-то более сложного: слово «школа» имеет четыре фонемы: звук «с», звук «к», долгий звук «уу» и звук «л».
В английском языке 44 фонемы, состоящие из 24 согласных звуков и 20 гласных звуков. Подумайте о различных сочетаниях согласных и гласных (например, «ch» или «ea»), которые создают уникальные звуки.
Графемы
Графема — это символ, используемый для идентификации фонемы; это буква или группа букв, обозначающая звук. Вы используете названия букв для идентификации графем, например, «c» в car, где твердый звук «c» представлен буквой «c».
Двухбуквенная графема находится в «команде», где «еа» образует долгий звук «и». Графему из четырех букв можно найти в слове «восемь», где «восемь» образует долгий звук «а».
Чтобы всех запутать, некоторые фонемы (звуки) могут быть записаны разными графемами (буквами).
Твердый звук «с» может быть записан с помощью графемы «с», «к» или «ск». Довольно много графем можно использовать для длинной фонемы «ee»: «ee», как в слове «Leeds», «ea», как в слове «seam», «ie», как в слове «кратко», «ei», как в слове «потолок», и «е-е», как в слове «тема». .
Диграфы
Наконец, диграф — это двухбуквенная графема, производящая один звук. Например, рассмотрим «ch» в слове «выбрать», «ш» в слове «закрыть» или «оа» в слове «лодка».
Разделенный диграф — это когда буква «e» в конце слова делает среднюю гласную длинной, например, разница между «din» и «dine». У них обоих по три фонемы (звука), но разделенный диграф в слове «dine» дает длинный звук «i».
А теперь проверим ваше понимание: что такое триграф?
(Подсказка: ответ не слишком «высокий» над вашими способностями.)
Практика делает совершенным
Фонемы, графемы и диграфы (не говоря уже о триграфах!) могут показаться сложными, но практика помогает!
Все, что вам нужно сделать, это помнить, что каждый из этих трех терминов связан с тем, как буквы соединяются вместе, чтобы производить звуки. Вот несколько приемов, которые помогут вам запомнить:
- Фонема звучит как фонема , что является методом обучения людей тому, как соотносить звуки с буквами.
- Графема содержит слово графа . Графемы — это символы, точно так же, как графики — это визуальное представление информации.
- Диграфы — двухбуквенные графемы. Вы можете запомнить этот трюк, потому что Digraph имеет префикс di , что означает два.
Продолжайте тренироваться!
Поднимите свое письмо на новый уровень:
20 советов по редактированию от профессиональных писателей
Пишете ли вы роман, эссе, статью или электронное письмо, хороший текст является неотъемлемой частью передачи ваших идей.
Это руководство содержит 20 наиболее важных советов и приемов письма от самых разных профессиональных писателей.
Вы уже пробовали ProWritingAid ? Чего ты ждешь? Это лучший инструмент для того, чтобы ваша копия была надежной, четкой и безошибочной!
Алфавит и фонологическая осведомленность | Инструктаж по грамотности для учащихся со значительными ограниченными возможностями
«Фонематическая осведомленность и изучение алфавита должны быть интерактивными, аутентичными и УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ!»
– Кэролайн Мидселуайт
АЛФАВИТ И ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ
Что такое алфавит и фонологическая осведомленность?
На этапе зарождения грамотности дети заняты развитием своей устной речи, пониманием того, как и зачем использовать печатные издания, а также своим ранним фонематическим и синтаксическим пониманием (Senechal, LeFerve, Smith-Chant, & Colton, 2001).
Важным компонентом начального обучения чтению является эффективное обучение буквам и звукам. К буквенным и звуковым знаниям относятся фонологическое осознание (способность слышать и манипулировать звуками в устной речи и фонематическое осознание ( способность слышать и манипулировать фонемами, мельчайшими единицами звука в устной речи). заманчиво обучать этим навыкам изолированно, поскольку их можно легко проанализировать, но их очень трудно применять и обобщать, когда им обучают изолированно9.0094 (из «Кратких руководств по включению», стр. 185)
Знание алфавита — это знание названий отдельных букв, звуков и форм. Алфавитный принцип заключается в том, что буквы и группы букв представляют собой звуки разговорной речи. Читатели применяют алфавитный принцип через фонетику, когда они используют свои знания об отношениях между звуками и буквами для чтения как знакомых, так и незнакомых слов.
Цель обучения алфавитному принципу состоит в том, чтобы научить учащихся применять свои знания о буквах и звуках букв, а не ориентироваться на идентификацию, сопоставление и усвоение посредством прямого обучения и повторных испытаний. Нет никаких доказательств того, что изолированное обучение знанию алфавита оказывает какое-либо влияние на важные результаты, связанные с чтением. ( из Практика, основанная на исследованиях, для обеспечения доступа к общей учебной программе по чтению и грамотности для учащихся с серьезными умственными недостатками)
Каким учащимся будет полезно знать алфавит и фонологию?
Учащиеся, которые:
- знают некоторые буквы алфавита, иногда
- еще не знают буквы алфавита
- начинают развиваться буквенно-звуковые связи
- еще не развили буквенно-звуковые связи
- развивают понимание печати и пишут
Как учащиеся могут извлечь пользу из знания алфавита и фонологии?
Учащиеся, находящиеся на начальном уровне чтения и письма, нуждаются в подробном обучении алфавиту и звукам, чтобы улучшить свои знания алфавита и фонологическую осведомленность.
Холл и Уильямс (2000) перечисляют «буквы и звуки» как один из основных блоков, на котором необходимо сосредоточиться в обучении грамоте на начальной стадии. Буквы и звуки часто перечисляются вместе, потому что помимо изучения букв учащиеся также должны развивать алфавитный принцип. Им необходимо понимать различные звуки, которые могут издавать отдельные буквы и группы букв, и использовать этот принцип алфавита, чтобы начать составлять слова по буквам и расшифровывать слова. (от Jane Farrall)
Практика обращения со звуками в словах является необходимой предварительной способностью к систематическому изучению фонетики, которое делает следующий шаг для соединения этих звуков с буквами и словами в печатном виде (идентификация слова и расшифровка).
Как мы обучаем алфавиту и фонологическому восприятию?
Учащиеся, находящиеся на начальном уровне чтения и письма, нуждаются в подробном обучении алфавиту и звукам, чтобы улучшить свои знания алфавита и фонологическую осведомленность. Использование слов для обучения буквам и звукам интегрирует навыки и учит их применению с самого начала.
На начальном уровне работа со словами будет сосредоточена на фонематическом восприятии с упражнениями, предназначенными для привлечения внимания к рифме (окончаниям слов), ритму (запоминанию), повторению, аллитерации (началам слов) и предсказуемости. Используйте слова, значимые для учащегося, начиная с имён и других слов, которые они могут часто видеть.
При обучении буквенным и звуковым знаниям используйте различные подходы, которые поощряют общее понимание с самого начала, а не заучивание наизусть, например:
- читать алфавитные книги
- указывать буквы и печатать в окружении
- говорить о буквах и их звуках, когда вы сталкиваетесь с ними в повседневной деятельности
- дают возможность играть с буквами и звуками
- явным образом ссылаются на имена букв и звуки в совместных действиях по чтению и письму
- использовать мнемоники и действия
- используйте имена учеников!
Некоторые ключевые идеи, о которых следует помнить:
- явно учить, моделировать и подчеркивать звуки и буквы в течение дня в значимом контексте
- обучение фонологическим навыкам во время обычных занятий (например, чтение вслух, рассказывание историй, письменная деятельность, работа со словами, составление предсказуемых схем, чтение под руководством) Действия по сопоставлению и сортировке звуков
- можно выполнять с помощью устройств, PODD, оправ для глаз и низкотехнологичных бумажных растворов.
Ниже приведены рекомендации по обучению алфавиту и фонологическому восприятию от Кэролайн Масселуайт:
Ресурсы
Alphabet Action Man Game – Caroline Musselwhite
Слишком часто учащиеся со значительными нарушениями изучают алфавит с помощью флип-карточек и других скучных, неаутентичных заданий. Алфавитная игра «Человек-экшн» — это быстрое занятие, позволяющее сделать изучение алфавита увлекательным и осмысленным.
Изоляция фонем – Кэролайн Мидселуайт
Для поддержки развития изоляции фонем, которая требует распознавания отдельных звуков.
Замена фонематического звука – Кэролайн Мидселуайт
Для поддержки развития звуковой замены, которая требует прослушивания слов, а затем замены исходного звука для создания рифмующегося слова.
Алфавитные книги Tar Heel Reader
http://tarheelreader.org/favorites/?collection=alphabet-books
Где я могу узнать больше об алфавите и фонологической осведомленности?
Азбука знания алфавита и фонологической осведомленности
Знание алфавита и фонологическая осведомленность являются основополагающими компонентами зарождающейся грамотности. это 9Двухстраничная книга содержит обоснование, краткий обзор исследований и предложения по интерактивным учебным заданиям, основанным на практике, основанной на фактических данных. Хотя все задания в этой книге подходят для любых начинающих учащихся, основное внимание уделяется обеспечению доступа к занятиям для учащихся со значительными нарушениями, включая лиц с физическими недостатками и людей, использующих аугментативную и альтернативную коммуникацию (AAC). Предлагаемые стратегии направлены на поддержку ВСЕХ учащихся дома и в классе. Эта книга должна быть информативной и полезной для учителей, терапевтов и членов семьи. Используйте эту книгу, чтобы ознакомиться с передовым опытом в знании алфавита И участвовать в веселых возможностях обучения с широким кругом учащихся.
Word Wall, словесные действия и расширение письменной речи
В этой презентации подчеркивается важность осмысленного, целенаправленного общения в обучении чтению и письму и соединения устной речи с фонологическим восприятием.