Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Чем вы руководствуетесь при разрешении конфликтов с близкими и друзьями: Чем, как правило, руководствуетесь Вы при разрешении конфликтов с близкими и друзьями?

Содержание

5 правил разрешения конфликтов, которые нужно знать родителям

Мы боимся конфликтов и старательно их избегаем. Конфликт связан с чувствами, которые принято подавлять гневом и агрессией. Он всегда означает, что при столкновении интересов нам не удалось найти компромисс, мирно договориться. Специалисты «Универсариума» рассказывают, как правильно вести себя в спорах и ссорах.

Мирному сосуществованию с другими людьми нас учили с детства, и этому мы учим своих детей. Однако намеренное избегание напряжённых ситуаций приводит к печальным последствиям — конфликтофобии. Мы не знаем, как вести себя в конфликте, не умеем направить его в конструктивное русло и извлечь из него пользу. А главное — мы не можем преподать эту науку детям, и они зачастую остаются с конфликтом один на один.

Личность и конфликт — понятия неразделимые. Невозможно вырасти и стать зрелым человеком без того, чтобы ни разу не вступить в конфликт с самим собой или с окружающими

И в детстве, и в подростковом возрасте конфликт является непременной составляющей развития, и во многом от нас, взрослых, зависит, пойдут конфликты на пользу ребёнку или, напротив, превратят его в неудачника и невротика. Как же сделать так, чтобы конфликты способствовали формированию успешной личности?

1. Не игнорируйте конфликтыФото: iStockphoto / gruffi

Позиция страуса в данном случае не принесёт плодов. Надежды, что всё как-нибудь само рассосётся, обычно оказываются беспочвенными. Тактика постоянных уступок приводит к тому, что конфликты усугубляются, а разрешить их становится сложнее. Таковы законы развития конфликтной ситуации: столкновение мотивов, целей и интересов сторон никогда не бывает случайным, оно подготовлено какими-то обстоятельствами и несёт в себе определённый смысл и пользу для развития. Избегание столкновения приведёт лишь к тому, что ситуация повторится в такой форме, в которой вы уже не сможете её игнорировать. Поэтому — откройте глаза и начинайте действовать.


2. Уделяйте внимание не только внешним, но и внутренним конфликтамФото: iStockphoto / ejwhite

Если у ребёнка возникла какая-то проблема в школе, он поссорился с одноклассником, не может найти общий язык с учителем или стал объектом травли, мы, конечно, это заметим и примем меры. А вот на то, что творится в душе у ребёнка и в его голове, мы обращаем внимание куда реже. А там «творятся» конфликты, которые психология называет внутриличностными или внутренними.

Что делать, если ребёнка травят в школе

Эти конфликты неизбежны. Они, можно сказать, и создают личность. От того, как ребёнок будет их разрешать и научится ли он этому вообще, в конечном итоге зависит, станет ли он счастливым и успешным взрослым. Плохое настроение подростка, проблемы с поведением, истерики или агрессию обычно объясняют избалованностью, дурным характером или в самом крайнем случае переутомлением от занятий. Мало кто из родителей задумывается, что причиной многих сложностей в поведении является переживание внутреннего конфликта. Что уж говорить о помощи в его разрешении.


3. Узнайте о конфликтах как можно большеФото: iStockphoto / SolStock

Чтобы помочь ребёнку разрешить межличностный или внутренний конфликт, вооружитесь знанием об их типах, видах и специфике. Это поможет подобрать стратегию его разрешения.

Внутренний конфликт, как правило, сопровождается болезненными переживаниями и может привести к стрессу, депрессии и даже неврозу.

Очень часто, не в силах справиться с переживаниями, дети и подростки начинают болеть

Если ваш ребёнок — постоянный «клиент» участкового педиатра, возможно, причину нужно искать глубже, чем в банальном ослаблении иммунитета или вирусах.

Другая особенность внутреннего конфликта — сложность диагностирования. Такие конфликты могут протекать скрыто не только от окружающих, но и от самого человека. К детям это относится даже в большей степени. С возрастом мы учимся рефлексии, начинаем лучше понимать себя и свои чувства. Дети же редко могут объяснить, что с ними происходит. Задача родителя — не только не пропустить конфликт, но и выяснить, в чем он, собственно, заключается.


4. Разберитесь в природе конфликта Фото: iStockphoto / Baber Photography

Под внутриличностным конфликтом в психологии понимают столкновение внутри человека взаимоисключающих мотивов, ценностей, целей. В период взросления подобное происходит регулярно. Ребёнок только учится жить в обществе, знакомится с его требованиями, осознаёт свои желания и стремления и учится достижению целей. Конфликт возникает, когда желания, цели и ценности противоречат друг другу и между ними необходимо сделать выбор. Но это не всегда легко.

Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится

Чтобы помочь ребёнку разобраться в себе и определиться с приоритетами, важно понимать, между чем и чем происходит конфликт, то есть определить его вид. Конфликт может быть:

  • между хочу и хочу (мотивационный)
  • между хочу и нужно (нравственный)
  • между нужно и нужно (ролевой)
  • между хочу и не могу (нереализованного желания)
  • между нужно и не могу (адаптационный)
  • между могу и не могу (неадекватной самооценки)

Разобравшись в природе конфликта, можно подобрать подходящую тактику его разрешения. Но не забывайте об универсальных правилах воспитания — терпении, чуткости и гибкости. В любой ситуации сохраняйте доверие вашего ребёнка, только тогда вы сможете как-то повлиять на его состояние и на то, как разрешится его внутренний конфликт.


5. Научите ребёнка не бояться трудностей и разбираться в себе Фото: iStockphoto / Larisa Lofitskaya

Зрелая личность — это человек, который познал себя, разобрался со своими желаниями, научился взаимодействовать с другими людьми и с обществом в целом. Мы становимся такими благодаря тем проблемам и вызовам, которые ставит перед нами жизнь. Другими словами — благодаря внутренним конфликтам (если, конечно, нам удалось их разрешить).

Чтобы ваш ребёнок мог успешно и с пользой справляться с внутренними конфликтами, научите его:

  • не бояться трудностей, проблем и конфликтов
  • разбираться в себе и своих желаниях, их причинах и последствиях
  • выстраивать приоритеты и делать выбор исходя из того, что важнее
  • находить баланс между желанием и долгом
  • совмещать разные социальные роли
  • достигать компромисса, если невозможно получить все
  • правильно ставить цели,
  • достигать желаемого с помощью стратегии «маленьких шагов»
  • желать того, что можно получить
  • обращаться за помощью
  • справляться с разочарованиями, не теряя себя

Внутренний конфликт может и должен стать толчком к положительным изменениям, стимулом к развитию личности и становлению своего «я». Именно такой подход к конфликту и считается конструктивным.


Те же самые правила можно применять и к разрешению межличностных конфликтов, подробнее об этом — в онлайн-курсе «Практики конфликтования: Конфликтовать нельзя жить мирно» на «Универсариуме», который стартовал 3 октября на «Универсариуме».


Изображение на обложке: iStockphoto / ampak

Годовая контрольная работа по обществознанию за 6 класс | Тест по обществознанию (6 класс):

Итоговая  контрольная работа по обществознанию.  6 класс

1.  Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:

1) индивид               2) индивидуальность            3) личность        4) инстинкт

2.  Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания.

Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.

1) верно только А        2) верно только Б          3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

3.  К видам деятельности человека относится:

1) сон      2) прием пищи        3) учеба     4) отдых

4.  Общение с друзьями является для человека   1) биологической потребностью      

2) духовной потребностью        3) интеллектуальной потребностью   4) социальной потребностью

5.  Верны ли суждения о труде?

А. Труд позволяет человеку ощущать радость от применения своих способностей.

Б. Выбор профессии зависит от интересов и склонностей человека.

1) верно только А        2) верно только Б          3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

6.  Для деловых межличностных отношений характерно

1) обязательное соблюдение формальностей      2) дружеское расположение

3) незнакомство с собеседниками    4) разнообразие форм и видов общения

7.  Для лидера социальной группы характерны такие качества, как    1) скромность и незаметность      2) стеснительность         3) высокомерие и гордость      4) собранность и организованность

8.   К средствам общения можно отнести

1) сознание             2)   речь            3)  мышление     4) мировоззрение

9.  Такой способ решения конфликтов, как  сотрудничество, связан с

1) поиском решения, которое примирило бы обе стороны конфликта без ущерба для каждой стороны

2) поиском уступок с каждой стороны

3) односторонними уступками

4) отказом от поиска обоюдовыгодного решения конфликта

10.  Золотое правило морали гласит   1) ко всем людям относись как к самому себе      

2) дели людей на друзей и врагов      3) живи для себя      4)  выучи все правила поведения

11.  Верны ли суждения о чувстве страха?

А. Чтобы научиться преодолевать страх, важно понимать его причину.

Б. Чувство страха знакомо как человеку, так и животному.

1) верно только А        2) верно только Б          3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

     12.  Установите соответствие  между описанием потребностей и их видами.

ОПИСАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ                                 ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) стремление к общению с                                       1) социальные

друзьями                                                                   2) духовные

Б) любовь к чтению                                                  3) биологические

В) желание носить теплую одежду

Г) желание сделать карьеру

Д) потребность во вкусной пище

13.  Все термины, приведенные ниже, за исключением двух, связаны с понятием «работа». Укажите термины, НЕ связанные с этим понятием.

1) кропотливость  2) творческий подход 3) лень 4) усердие  5) уныние

14.  Дополните схему.                      

Межличностные отношения

Личные

15. Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.

1. Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим.

2. Подросток грубо ответил на замечания мамы.

3. Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки.

4.Солдат поднялся в атаку.

5. Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания

16. Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами.

ПРИМЕРЫ  ГРУПП                              ВИДЫ ГРУПП

А) семья                                                 1) формальная

Б) учебный класс                                  2) неформальная

В) парламент

Г) группа друзей

Д) политическая партия

17.  Современные средства связи значительно расширяют возможности общения между людьми.

1. Как Вы думаете, почему люди стремятся к общению?

2. Составьте рассказ о своём круге общения, используя следующий план.

1) Кто входит в круг Вашего общения? Почему Вы общаетесь именно с этими людьми/чем

они Вас привлекают?

2) Какие неречевые средства Вы используете в личном общении? Почему, по Вашему

мнению, в современной электронной переписке часто используют смайлики и другие

графические изображения?

18. К сожалению, наша жизнь не обходится без конфликтов, даже с очень близкими нам людьми 1. Чем, как правило, руководствуетесь Вы при разрешении конфликтов с близкими

и друзьями? (Назовите не менее двух мотивов.)

2. Как Вы думаете, почему возникают конфликты между близкими людьми?

19. Соотнесите:

А) Труд

1) деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

Б) творчество

2) высокое природное дарование, выдающиеся способности  к деятельности в какой-либо области – научной, художественной, практической

В) мастер

3) деятельность человека,  в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей  

Г) талант

4) человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные

Как разрешить конфликт между друзьями

 
 

Джанет, давняя подруга Марты, недавно пропустила обед в честь дня рождения Марты. «Она просто не пришла», — говорит Марта, которая чувствует себя обиженной и преданной. «В последнее время Джанет отдаляется. Если она больше не ценит нашу дружбу, я предпочитаю, чтобы мне об этом сказали, а не встали».

На самом деле Джанет была под большим давлением на работе, и найти время, чтобы «отметиться» с Мартой, было невозможно. Во время обеда у Джанет случился кризис, и она не могла добраться до телефона. Когда Марта и Джанет наконец связались, Марта была сдержанной и холодной. «Марта вела себя так неразумно, — говорит Джанет. «Я разозлился на нее за то, что она слишком многого от меня ждала».

История Марты и Джанет показывает, как легко простое недопонимание может перерасти в конфликт между друзьями. Хорошие друзья должны быть верными, честными, заслуживающими доверия, с ними весело, надежными, готовыми слушать, не осуждающими, заботливыми и поддерживающими. Однако такие высокие ожидания могут сделать близкую дружбу более уязвимой для конфликтов, чем случайную.

Почему важна дружба

Иногда может показаться, что проще отказаться от дружбы, чем решить серьезный конфликт. Но решение таких проблем и возмещение ущерба жизненно важно для поддержания достойных дружеских отношений, как близких, так и случайных. Почему это так важно?

Людям нужны друзья, чтобы процветать. Дружба дает ощущение связи. Друзья помогают вам взглянуть на себя так, как никогда раньше. Они проливают свет на ваши хорошие и плохие качества и повышают самооценку. Друзья помогают снять стресс и трудности с помощью смеха и веселья. Они могут помочь вам продвинуться вперед. Друзья поддерживают вас во времена отчаяния или горя и радуются вместе с вами во времена удачи и достижений. Дружба обогащает и стоит времени и усилий. Общение — это секрет здоровой, прочной дружбы и ключ к эффективному решению проблем.

Эффективная коммуникация

Эффективное общение включает две части: представление информации и активное слушание.

Без обоих невозможно разрешить конфликт, как и сохранить дружеские отношения. Практикуйте эти навыки:

  • Думай, прежде чем говорить. Точно знайте, какое сообщение вы хотите передать.
  • Убедитесь, что ваш друг полностью завладел вашим вниманием и понял, что вы имеете в виду.
  • Сосредоточьтесь на деле.
  • Будьте ясны и точны.
  • Слушайте себя.
  • Следите за движениями своего тела, интонацией голоса, выражением лица и другими невербальными сигналами.

При прослушивании:

  • Обратите внимание на то, что говорит ваш друг, и подтвердите свой интерес и понимание того, что говорит ваш друг.
  • Прислушайтесь к тому, что стоит за словами, например, к чувствам и идеям.
  • Не перебивайте, не злитесь и не осуждайте.

При разрешении конфликта помните о следующих дополнительных советах по общению:

  • Сохраняйте спокойствие. Признайте, когда вы становитесь оборонительным или слишком эмоциональным.
  • Не обвиняйте и не обвиняйте друг друга.
  • Сосредоточьтесь на проблеме, а не на том, как вы относитесь друг к другу.
  • Исследуйте основные проблемы.
  • Признать, что точки зрения друг друга разные, но не неправильно.
  • Будьте готовы извиниться и простить.

Источники:

Разрешение конфликтов: как превратить конфликт в сотрудничество Венди Грант. Элемент, 1997.

Разрешение конфликтов с другими и внутри себя Джини Грэм Скотт, доктор философии. Публикации Нового Предвестника, 1990.

Дружба: сила дружбы и то, как она влияет на нашу жизнь

Ян Ягер, доктор философии. Книги Ханнакруа-Крик, 1997.

.

Преодоление вербальной конфронтации: Избавьтесь от страха перед лицом других Роберт В. Джеральд, доктор философии. Фонд дома Оутен, 1999.

Искусство говорить так, чтобы люди слушали: достучаться до семьи, друзей и деловых партнеров Пола В. Светса. Саймон и Шустер, 1983.

Кристин П. Мартин
© 2000 Lifescape

13 способов общаться без драмы

«Относитесь к своим друзьям так, как вы делаете свои лучшие фотографии; представить их в лучшем свете». ~Неизвестно

Недавно у меня были разногласия с близким другом.

На моей стороне было много неконтролируемых эмоций. Я плохо выражался и знал это. Я становился все более и более разочарованным и менее эффективным в объяснении своих чувств.

Я поймал себя на том, что возлагаю необоснованную вину на своего друга вместо того, чтобы открыто признать, что что-то причиняет мне боль и что я чувствую себя уязвимой.

В конце концов, он сказал слова, которые я никак не могла подобрать для себя, и это разрешило ситуацию.

Я был смущен и благодарен, но понял, что мне нужно оценить некоторые свои недостатки, чтобы не повторять ту же ошибку.

Я также понял, что то, что я чувствовал, не было проблемой.

Моя неспособность эффективно передать то, что было у меня на сердце и в моих мыслях, привело к обиде и дальнейшему непониманию.

После долгих самоанализов я придумал несколько советов, как эффективно общаться во время конфликта.

1. Подумайте, нужно ли это говорить прямо сейчас, в этот момент.

Иногда возможность будет упущена, если нет.

В моем случае, я чувствовал, что должен поднять тему прямо сейчас, иначе я мог бы снова не набраться смелости. Я пошел на это, но могло бы получиться и лучше, если бы я подождал, чтобы сформировать хорошо организованное представление о том, что я хотел сказать.

2. Подумайте о душевном состоянии другого человека.

Он/она устал, находится в другом стрессе или сейчас не в идеальном месте для душевного разговора?

3. Подумайте, хорошо ли вы справляетесь со своими эмоциями.

Также подумайте, есть ли у вас правильное представление о возможных последствиях.

Электронная почта, текстовые сообщения и звонки по мобильному телефону — не лучший способ вызвать потребность поговорить о чем-то существенном.

4. Отложите конфронтацию, если чувствуете, что время еще не пришло.

Существует заметная разница между избеганием трудной темы и продуманным планированием идеального времени для потенциально сложного разговора.

5. Сосредоточьтесь на дыхании, чтобы контролировать свои эмоции.

Если вы начнете трудный разговор, начиная с места контролируемых эмоций и грации, путь будет более гладким.

6. Сохраняйте широкую и реалистичную перспективу.

Не придавайте слишком большого значения одному разговору. Большая часть прогресса в отношениях происходит из серии дискуссий по мере их естественного развития. Старайтесь оставаться в данный момент и свести к минимуму дополнительную драму, поднимая старые или не относящиеся к делу проблемы.

7. Больше слушайте, чем говорите.

Хорошо быть услышанным, но если вы не слушаете ответ другого, обсуждение бессмысленно.

8. Избегайте излишней драматичности.

Эти вещи никогда не помогут решить проблему и в конечном итоге принесут больше вреда всем участникам. К ним относятся ультиматумы, крики, угрозы разорвать дружбу, обзывания и личные нападки.

Если на то пошло, уходи. Вдохните, сделайте шаг назад и подождите некоторое время, прежде чем пытаться снова.

9. Сосредоточьтесь на том, что человек пытается сообщить.

Мне, как родителю, часто напоминают, что нужно прислушиваться к словам моих детей, а не к эмоциям, стоящим за ними. Эмоции мимолетны и редко бывают окончательными. Это просто временная реакция на текущую ситуацию.

Моя трехлетняя дочь иногда закатывает истерики, когда расстроена, но если я слушаю ее и отвечаю на ее слова, ее гнев часто рассеивается. Много раз она говорила мне, что не чувствует себя услышанной как самый младший член нашей семьи. Я сосредотачиваюсь на простой фразе: «Мама! Послушай меня!» Не ее кричащий голос и брыкание ногами.

10. Признавайте чувства.

Если вы признаете, что кто-то рассержен или обижен, вы сможете лучше понять резкие или резкие слова, которые могут исходить от него. Вы можете помочь им справиться со своими эмоциями или позволить им восстановить самообладание, чтобы поговорить в другой раз.

11. Реально оцените свои истинные чувства в данный момент.

Я склонен искажать и добавлять непреднамеренные оттенки к словам, которые говорят другие, когда я расстроен. Это причиняло мне большие страдания в прошлых конфликтах. Я не на той странице, а не в той книге, иногда выражаясь метафорически.

После такого опыта я обнаружил, что другой человек говорит: «Как вы пришли к этому заключению из того, что я сказал?»

Это классический пример нашей способности причинять себе самые тяжелые раны.

Если я осознаю, что я расстроен, и пытаюсь услышать слова, сказанные мне такими, какие они есть, без моих беглых мысленных комментариев, все становится намного яснее.

12. Очистите эмоциональный туман настолько, чтобы получить сообщение.

Если вам нужно попросить разъяснений или даже повторить то, что, по вашему мнению, пытается сказать другой человек, так тому и быть.

13. Знайте, что большинство хорошо налаженных отношений могут прекрасно переносить случайные конфликты.

Это может быть даже возможностью расти и развиваться, когда вы открываете новый угол понимания друг друга.

Друг, с которым я спорил, самый лучший. Он бросает мне вызов, чтобы я расширил свою перспективу. Он безжалостно мешает мне остепениться и слишком мало требует от жизни. Он снова и снова выталкивает меня из гнезда, когда мне становится слишком комфортно.

Не избегайте выражения своих чувств ради сохранения дружбы.

В основе всех отношений лежат честность и доверие. Это нормально — показывать слабость, ошибаться или просто время от времени падать духом. Каждому человеку есть что дать и чему поучиться. Конфликт можно рассматривать как способ передачи такого знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *