Коммуникабельность — Психология человека
Можно выбрать свой путь, но не людей, которых встретишь на нем.Артур Шниилер
Хочешь быть успешным – будь или стань коммуникабельным. Этот совет никогда не будет лишним. Конечно, не во всяком деле успех определяется этим качеством. Где-то оно необходимо, где-то желательно, а где-то без него вполне можно обойтись. Но если говорить о жизни в целом, в которой нам так или иначе приходится взаимодействовать с разными людьми, то быть коммуникабельным в ней, это как уметь хорошо плавать в воде, будучи рыбой. В общем, качество полезное, нужное, а потому желательно его в себе развивать. Тем более, что это не такая уж и сложная задача, даже для весьма зажатых и необщительных людей. В этой статье я это вам покажу и расскажу о коммуникабельности все, что вам нужно знать.
Если вы уже являетесь или считаете себя коммуникабельным человеком и при этом все равно попали на эту статью, то не спешите ее закрывать. Имейте в виду, данное качество не обретается на всю жизнь. Его необходимо поддерживать и развивать в себе. Так что и для вас тут будут полезные мысли, о которых вам надо узнать. Начнем с определения.
Что такое коммуникабельность
Коммуникабельность – это способность продуктивно общаться и сотрудничать с людьми. Другими словами, это умелое взаимодействие с людьми благодаря грамотному общению с ними. Грамотность в данном случае оценивается результативностью такого общения, а не его формой. Вы можете хоть по фени с людьми говорить, если того требует ситуация, любой вообще жаргон можете использовать, с минимальным словарным запасом, с любыми ошибками можете говорить, ваше общение все равно будет грамотным, если вас поймут, примут и сделают так, как вы хотите, в результате чего вы получите от этого общения желаемый результат. Академическая грамотность также может потребоваться, если ваш собеседник будет ее придерживаться.
Результативность общения – вот главный критерий коммуникабельности. Поэтому это слово понимается еще как сообщающийся и отзывчивый. Человек должен уметь находить точки соприкосновения с разными людьми, быть отзывчивым, а значит и открытым для взаимодействия с теми, с кем он вступает в контакт. Это позволит получить положительный результат от взаимодействия с ними.
Коммуникабельный человек должен уметь договариваться с людьми, избегать конфликтов с ними, устанавливать связи с новыми личностями, в том числе и такими, которые имеют совсем другой склад ума и даже могут быть враждебно настроены к нему. Такому человеку надо уметь грамотно формулировать свои мысли, чтобы люди его понимали, все или большинство из них. Он и сам должен уметь подстраиваться при общении под других людей, доносить до них информацию разными способами и в целом быть общительным, в хорошем смысле слова, это когда тебя интересно слушать.
Коммуникабельность не стоит путать с общительностью, поскольку общительность не всегда бывает продуктивной, полезной и вообще уместной. Коммуникабельный человек должен понимать, когда и с кем ему говорить, а когда надо просто послушать человека, чтобы он увидел в тебе отличного собеседника и благодаря этому проникся к тебе симпатией. Давайте посмотрим, какими главными качествами должны обладать коммуникабельные люди, чтобы считаться таковыми.
Качества коммуникабельности
Чтобы понять, какого человека можно считать коммуникабельным, необходимо обратить внимание на следующие его способности общения:
1. Общительность. Сама общительность, как таковая, это яркий признак коммуникабельности, но далеко не самый важный. Ниже вы поймете, почему. Коммуникабельному человеку нужно быть легким в общении, что означает, что из него не надо вытаскивать слово клещами, он сам готов сказать необходимое. О таких людях еще говорят, что они за словом в карман не лезут. Если спросить такого человека о его мнении о чем-либо, то оно у него непременно будет. Он не станет говорить, что ничего не знает, о чем его н спроси, что ему все равно, что он никогда об этом не думал и так далее. В общем, он не должен быть скуп на слова и мысли. Иначе с ним будет просто неинтересно. А тогда о каком выхлопе от общения такого необщительного человека с кем-либо может идти речь. Не будет его. Так что, язык надо подвешивать, хоть на что, лишь бы работал. В начале было Слово… Так ведь начинается первый стих Евангелия от Иоанна, так ведь? Потому что слово – это сила. Будет ли оно исходить от Бога или от человека, неважно, слово влияет на мир, меняет его, поэтому его нужно уметь произносить.
2. Умение слушать. Это уже другая сила, – это сила молчания. Да, коммуникабельный человек должен не только уметь языком чесать, но и слушать. А для этого он должен уметь молчать или, как еще говорят хорошие учителя, обучающие разного рода переговорщиков: «Надо уметь заткнуться в нужный момент». Потому что без такого умения человек и говорить то, что надо сказать, чтобы его слушали и слышали, а тем более, чтобы потом что-то сделали из того, что он сказал, просто не сможет. Он будет трещать, как трещотка без остановки, думать, что чем больше информации выдаст, тем лучше и этим начнет раздражать собеседника или попусту его утомит. Человек, слушающий такого болтуна будет видеть, что что бы он не ответил ему, тот его не слышат. Потому что он сосредоточен на себе и своей речи, а не на том, кому он ее выдает.
Знаете, наверное, как это бывает, когда звонят вам с какой-то компании, к примеру, с того же банка и что-то предлагают, например кредитную карту приобрести. Ты этому человеку аргументированно объясняешь, почему тебя не интересует его предложение. А он вместо того, чтобы продолжить свою речь, оттолкнувшись от твоих слов, продолжает говорить то, что у него там заготовлено, причем он много говорит того, что ему надо сказать, но что тебе совсем не хочется слушать. По бумажке он там читает или по компьютеру, неважно. Важно то, что такой человек начинает вызывать раздражение, потому что не слышит тебя. Ты как с автоматом каким-то разговариваешь, которому, что не скажи, он будет продолжать работать по заложенной в него программе. Вот, вроде бы он и общительный, такой человек, но получается, что не коммуникабельный, потому что не умеет устанавливать контакт с людьми, чтобы продуктивно с ними общаться. Он и не ищет точек соприкосновения, не сообщается с мировоззрением собеседника. А не умеет он этого потому, что не слушает того, кому позвонил. Толку, в таком случае, от его болтовни, нет никакого. Иной раз такому человеку лучше молчать, чтобы казаться более коммуникабельным. Так что надо учиться слушать, чтобы слышать. Не даром же у нас два уха и всего один рот.
3. Небезразличие к собеседнику. Очень важный момент. Именно такое качество часто отличает действительно коммуникабельного человека от кажущегося таковым. Невозможно установить с людьми надежный контакт, а тем более чего-то от них добиться, если вы абсолютно безразличны в тому, с кем общаетесь. А это значит, что для вас неважен результат такого общения. Если вам будет все равно до человека, вы просто не захотите его понять. А не поняв его, не вдумавшись в его слова, чувства, желания, вы и свою речь под него не подстроите, да и вообще не будете достаточно настойчивы, чтобы чего-то от него добиться. Ну, представьте себе того же продавца, которому вообще нет дело до клиента, который к нему пришел. Он может проговорить быстро и складно то, что положено по инструкции, может послушать покупателя, сделав для этого умный вид, но ему будет все равно, купит тот что-то или нет, потому что ему неважен результат. И он не будет стараться повлиять на собеседника, что-то добавить к уже сказанному, что-то спросить у него, чтобы ему еще предложить. Ну и тогда результата от общения может не быть. А это, как я уже сказал, важный критерий коммуникабельности. Поэтому, чтобы быть коммуникабельным, надо, чтобы люди, с которыми человек общается, были ему небезразличны. Что будет его мотивировать проявлять к ним интерес, это зависит от того, что для него важно. В каждом случае используется свой подход для пробуждения в людях подобного интереса к другим.
4. Доброжелательность. Можно еще добавить к этому миролюбивость. Сложно представить себе человека, который способен установить со многими людьми контакт и извлечь из него что-то ценное для себя, если он не настроен доброжелательно к окружающим. У злых, агрессивных людей, враждебно настроенных к людям и миру в целом, просто не получится эффективно общаться с разными людьми, даже если они будут стараться. Где-то с кем-то они сорвутся только потому, что человек думает иначе, ни так, как они. Но как начать любить людей, если тебя многое в них раздражает, если ты их боишься или ненавидишь за что-то? Вот с этим разбирается глубокая психотерапия. Это работа для психологов. А для того, кто оценивает степень коммуникабельности человека важно просто увидеть, настолько тот доброжелателен, помня о том, что это важно.
5. Гибкость. Ну, это вообще показатель приспособленности человека к жизни. Быть гибким, значит уметь уступать, соглашаться, подстраиваться, без этого очень сложно общаться результативно. Люди ведь разные бывают, ко всему один и тот же подход не применишь. Как можно определить значение гибкости для коммуникабельного человека? Вот простой пример. Допустим, я считаю, что какое-то событие означает одно, а мой собеседник, с которым мне надо наладить контакт, считает иначе. Он считает, что оно означает что-то другое. Ну и что мне делать, быть принципиальным и оставаться на своей позиции или отказаться от нее ради большего взаимопонимания с этим человеком? Ну, однозначного ответа тут не дашь, в одних случаях лучше настоять на своем, в других подстроиться под мнение собеседника. Но главное, что коммуникабельный человек должен уметь это делать – уметь отказываться от своей точки зрения ради хороших отношений с человеком, общение с которым для него имеет значение. Именно уметь он должен это делать, а не делать всегда. Жесткая принципиальность тоже бывает необходима, но всегда быть принципиальны, определенно вредно для коммуникабельности. Поэтому, когда человек говорит, что, если потребуется, он назовет черное белым, а белое черным, ну, значит он достаточно гибок, а стало быть, и достаточно коммуникабелен.
6. Конструктивность. Это умение общаться по делу, по существу, помня о главном и с прицелом на результат, не переключаясь при общении на всякие второстепенные и совершенно бессмысленные вещи. Неконструктивные люди могут быть слишком эмоциональны, могут начать говорить об одном, а закончат другим, что совсем к делу не относится. Ну и главное, что после общения неконструктивных людей на выходе никаких решений, никаких конкретных действий, которые могли бы помочь решить какой-то вопрос, проблему, просто нет. Это люди, которые во время общения забывают о цели такого общения, либо вообще ее не имеют. Ну и совершенно очевидно, что для коммуникабельности недопустимо так общаться. Коммуникабельные люди должны быть серьезными и деловыми, а значит и конструктивными. Не вид они такой должны иметь, вид-то у них какой угодно может быть, а в общении они должны такими являться, чтобы не тратить свое время на пустые разговоры и других людей от сути не уводить. Поэтому, любые бессмысленные, эмоциональные и хаотичные разговоры, а значит и неконструктивные, говорят о низком уровне коммуникабельности человека, даже если у него рот не закрывается.
7. Непредубежденность. Ценнейшее качество коммуникабельного человека. Всегда смотреть на людей, их взгляды на что-либо, поступки, мнение, как на что-то такое, что требует изучения, значит быть чутким, внимательным и вдумчивым человеком, что крайне необходимо для успешного социального взаимодействия с окружающими, хоть в профессиональной сфере, хоть в личной жизни. Чтобы понимать и видеть больше в людях надо быть непредубежденным. Непредубежденность всегда позволяет смотреть на вещи девственным взглядом. А именно такой взгляд имеет человек познающий, а стало быть, и перспективный. Не стоит спешить записывать каких-то людей в ту или иную категорию, не стоит давать оценку их мнению, взглядам на что-либо и ценностям, которых они придерживаются, не изучив причин, из-за которых они у них сформировались. Иначе вы их не поймете или поймете неправильно. А значит и подход к этим людям нужный не найдете.
Знаете, я смотрю на предубежденность, как на привычку человека видеть в происходящем то, что есть в его голове, а не то, что на самом деле существует. Это в каком-то смысле слепота. Реальность одна, а человек видит ее другой, смотря на нее через призму своих старых убеждений, своего опыта. Следовательно, непредубежденность – это умение воспринимать реальность такой, какая она есть в настоящий момент. Соответственно, и подстроиться под нее легче, когда ты видишь ее такой, какая она на самом деле. Ты в таком случае адекватен этой реальности. Как мы знаем, стандартное определение предубежденности – это наличие предвзятого отрицательного мнения о ком-то или о чем-то и соответствующее ему отношение к этому кому-то или чему-то. А непредубежденность, соответственно – отсутствие такого предвзятого отрицательного мнения. Следовательно, адекватность наших взглядов на кого-то или что-то можно оценить по наличию или отсутствие у нас прежде всего именно отрицательного мнения об этом ком-то или чем-то, до того, как мы это что-то или этого кого-то познаем, узнаем, изучим. Ну нельзя думать о человеке плохо, как бы он не выглядел и что бы он не делал, если только это не очевидные плохие дела, пока ты его не узнаешь. Ты будешь неадекватен, если позволишь себе смотреть на людей «старыми» глазами, то есть, через свой опыт. Это полезно, бесспорно, опыт учитывать необходимо. Нужно только не спешить это делать.
Вы или здесь и сейчас мысленно находитесь, общаясь с человеком, или где-то там в своих мыслях, в прошлом, когда у вас зародилось ваше предубеждение. Поэтому, если человек рассуждает о хорошем и плохом, используя какие-то шаблоны, обобщая все, о чем рассуждает, значит с этим моментом у него не очень хорошо дела обстоят, и он склонен к предубеждениям. А его предубеждения могут вредить его общению с людьми, снижая его коммуникабельные качества. Точнее, вред однозначно будет, вопрос лишь в том, насколько он будет большим.
Ну и, пожалуй, хватит. Остановимся на этом. Не будем слишком усложнять подход к оценке коммуникабельности людей. Конечно, коммуникабельный человек может и даже должен и многими другими качествами обладать, чтобы являться договороспособным, но мы не будем их все перечислять. А то у нас этакий супермен получится, в вопросе взаимодействия с людьми. А это уже начнет отдавать максимализмом, из-за которого мы начнем искать несуществующих в этом мире людей. Достаточно и того, что перечислено, чтобы понять, кто такой коммуникабельный человек, каким и почем он должен быть и уметь отличать его от некоммуникабельных или же просто кажущихся коммуникабельными людей. Я бы мог еще и о харизме упомянуть, и о широком кругозоре и пополнении словарного запаса, и об уверенности в себе, и о многом другом, благодаря чему человек кажется интересным, приятным, удобным в общении, а потому и общаться с ним легко, и понять его не трудно. Но не надо нам этого. Не будем создавать сверхчеловека, разбирая всего одно его ценное качества. В реальной жизни большинство людей не имеют такого большого количества достоинств, даже в рамках одной способности, пусть и очень важной, чтобы имело смысл искать их все в коммуникабельном человеке.
Учитывая вышесказанное, понимаете теперь, почему многие работодатели указывают в числе прочих требований к кандидату на какую-то должность данную способность? Их желание, нанять на работу коммуникабельного человека естественно и понятно, ведь такой человек может добиваться от людей нужных решений, такой человек умеет играть в команде, что важно для любого продуктивного коллектива в любом бизнесе. Правда, справедливости ради скажу, что некоторые работодатели требуют от кандидатов на какую-то должность наличие коммуникабельности не потому, что она действительно необходима для этой должности, а потому, что это шаблонное требование к соискателям работы. Далеко не все должности нуждаются в коммуникабельных людях или по крайней мере, это качество может быть не самым важным в какой-то виде деятельности.
Тот же программист, может быть совсем некоммуникабельным и вообще не общительным человеком, но в мире компьютерного кода он будет гением, богом, который творит настоящие чудеса. А это и нужно от него в первую очередь, от этого и будет зависеть его полезность. А общаться за него, как с коллегами, так и с конечным потребителем его творчества может и должен другой человек, который занимается поиском клиентов, постановкой задач, продажами и прочими делами, связанными с общением с людьми. Поэтому, не стоит пытаться совместить несовместимое, как это делают некоторое работодатели, недостаточно хорошо понимающие, кто им нужен на определенной должности. Иначе так можно очень долго искать людей и в конечном счете найти не того, кто лучше всего подходит на имеющуюся должность. Ну это я для того говорю, чтобы вы понимали, что не всегда рассматриваемое нами качество действительно необходимо в работе. Иной раз можно аккуратно поинтересоваться у работодателя, зачем ему нужен коммуникабельный сотрудник на предлагаемую должность и указать на другие свои достоинства, которые куда важнее для этой должности, чтобы таким образом заполучить ее.
Коммуникативность и коммуникабельность
Есть еще такая вещь, а точнее способность, как коммуникативность, близкая не только по звучанию, но и по смыслу к коммуникабельности. Коммуникативность – это способность быть понятным. Когда вы умеете хорошо передавать свои мысли, чувства, эмоции, вы коммуникативный человек. Люди вас правильно понимают и хорошо воспринимают, что важно, для продуктивного общения с ними, особенно для обучения других людей. Ну и в нашем случае, как вы понимаете, коммуникативность является составной частью коммуникабельности. Понятия разные, но одно входит в состав другого.
Роль коммуникабельности в жизни
Коммуникабельным, человеку нужно быть не только для того, чтобы его взяли на работу, даже на такую, где это качество совсем необязательно, но работодателю оно по каким-то причинам требуется. Оно нужно нам и для жизни, в которой часто приходится взаимодействовать с разными людьми по разным вопросам, для решения которых нужно, уж если не идеально подвешенный язык иметь, то по крайней мере не избегать необходимого общения и при этом что-то из такого общения выносить, то есть, делать его результативным. Просто поговорить с людьми, поболтать с ними, это совсем не то, что о чем-то с ними договориться и как-то на них повлиять. Родственники, друзья, коллеги, одноклассники, одногруппники, деловые партнеры и партнеры в отношениях, от всех от них вам что-то может быть нужно. И это надо уметь получать, общаясь с ними для этого нужным образом. Это, ни ты когда просишь или требуешь, а когда ты заинтересовываешь, объясняешь, убеждаешь.
Соответственно, на работе, если на ней часто и со многими людьми нужно общаться, коммуникабельный человек будет или хорошим руководителем, тем же менеджером с любой приставкой и продолжением, или хорошим продавцом, переговорщиком, или всем вместе. Очень многие виды бизнеса требует от людей общительности, потому что любой бизнес – это всегда продажа чего-то кому-то, даже если речь идет о производстве. А продажа – это какое-то, но общение, при котором надо доносить информацию до других людей. Не всегда при этом предусмотрена активная обратная связь, но тем не менее, передавать свои мысли надо уметь хорошо и подстраиваться под клиента. От этого будет зависеть доход бизнеса. Поэтому, коммуникабельные люди – это курочки, несущие золотые яички.
Как развить коммуникабельность
Ну и, собственно, о том, как такое качество в себе развить. Или кому-то помочь это сделать. Логика развития чего-либо всегда проста – надо делать то, в чем ты хочешь стать более совершенным. Хочешь развиться физически – выполняй необходимые упражнения. Хочешь стать умнее – читай умные книги и развивай мышление. Хочешь быть общительным – общайся. А хочешь стать коммуникабельным или развить еще лучше это качество – общайся продуктивно.
То есть, главная задача – начать действовать в этом направлении, занявшись соответствующей деятельностью. Для этого надо избавиться от тех же страхов, комплексов, если они есть и образ жизни поменять. Допустим, если ваша работа не предусматривает частого, активного и продуктивного общения с людьми, по итогам которого вы получаете какие-то ценные результаты, но вы при этом хотите развить свою коммуникабельность, значит надо поменять работу и пойти работать туда, где такое общение необходимо. Например, вы можете заняться активными продажами, или же начать обучать людей чему-то, в чем вы сведущи, или каким-либо консультированием можно заняться, предварительно научившись этому. Тогда начнется развитие. Тут как с иностранным языком – хотите быстрее его изучить, тогда вам надо погрузиться в среду, в которой люди на нем общаются, вдобавок к стандартным методам обучения.
Некоторые люди ошибочно полагают, что для развития коммуникабельности им просто надо побольше общаться с людьми. Но само по себе общение это качество не развивает. Общение может сформировать зерно коммуникабельности, раскрепостив человека, сделав его увереннее в себе, избавив его от бессмысленных страхов перед людьми и каких-то комплексов, которые у него есть, но результативность такого общения при этом может оставаться на нуле, а ведь это главный критерий коммуникабельности. Сколько людей общается в тех же социальных сетях, на форумах, в чатах, по электронной почте и при этом они не становятся более коммуникабельными. А почему? Потому что это общение не дает им никакого существенного результата на выходе. Они просто выскажут свою мысль и все, а потом уйдут в другое место, не будут эту мысль развивать, обсуждать ее с людьми, предлагать людям принять ее, развивая при этом полезные навыки убеждения. А ведь именно это и нужно, чтобы не просто высказываться, а быть коммуникабельным, надо во время такого общения чего-то добиваться от людей. А люди этого не делают. И при этом общаться в сети, как и вне нее они могут каждый день, именно таким вот образом, безрезультативным. Развития коммуникабельности не происходит. То есть, не происходит развитие способности добиваться результатов от общения, находя для этого к людям нужный подход. Просто болтать, не значит быть коммуникабельным, а вот договариваться, убеждать, чему-то новому учиться, благодаря вытащенной из других людей информации, получать необходимую обратную связь и какую-то отдачу от нее, это уже значит обладать рассматриваемой нами способностью.
Следовательно, общение должно быть целевым для развития коммуникабельности. Надо всегда ставить перед собой цель, прежде чем начать с кем-то о чем-то общаться. Что и от кого вы хотите получить? Или в чем и кого вам надо убедить? Или что и кому вам надо объяснить, доказать? Сформулируйте цель общения с кем-либо. И выберите цель посерьезнее, чтобы не начинать тренироваться в этом деле с детским весом, нагрузку от которого вы даже не почувствуете. Планочку повыше поднимите, чтобы увидеть разницу между целевым и бесцельным общением. Не забывайте, чтобы общение с людьми не останавливает время, вы его тратите на кого-то, когда с этим кем-то общаетесь, а вот для чего вы его тратите, вот это вопрос, на который не всегда виден ответ. Потраченное на общение с кем-то время – это не только время, которое вы могли бы потратить на заработок тех же денег, потому и говорят, что время – деньги, это еще и время вашей жизни. Это время, которое вы могли бы потратить на свое обучение, на развитие каких-то еще важных для вас качеств, на тот же отдых в конце концов, который необходим для сохранения высокой производительности труда. Поэтому, вы не можете себе позволить бесцельно общаться с людьми или общаться с ними ради незначительных целей, если вы не только коммуникабельность развить в себе желаете, но и вообще стараетесь быть серьезным человеком. Цель, обязательно должна быть цель, и она должна быть важной. Определите ее, прежде чем установить контакт с каким-то человеком или откликнуться на чье-то внимание к вам.
Следующий момент – это расширение круга общения. Но здесь не на количество людей надо делать ставку, а на то, к какой социальной группе, к какому типу, к какой прослойке общества они принадлежат, чтобы начать общаться с теми, с кем вы ранее практически или совсем не общались. Быть понятым для тех, кто способен вас понять и быть понятым для людей, которые мыслят по-другому и вообще видят мир другими глазами, совсем ни одно и то же.
Вот, допустим, вы знаете, что есть группа людей или даже целая прослойка населения, с которой вы не любите общаться, вам с ними неприятно, тяжело, даже противно рядом находится, не то, что говорить о чем-то. Вы их не понимаете и не хотите понять, вам хочется держаться от них подальше. Но надо пересилить себя и постараться найти общий язык с этими людьми и по возможности о чем-то с ними договориться. А найти общий язык с кем-то, это значит изучить язык этого человека, язык той группы людей, к которой он принадлежит, понять их мышление, чувства, ценности, чтобы под все это подстроиться. Навстречу здесь должен идти тот, кому больше надо. А надо в нашем случае тому, кто хочет развивать свою коммуникабельность.
Я над этой задачей работаю так: сначала ищу для себя подходящую мотивацию в виде смысла, чтобы не только навыки коммуникабельности развить, но и другие выгоды от общения с кем-то получить, с кем мне не очень интересно и приятно общаться. Ну или для того человека, которому я помогаю данное качество обрести, развить, я такую мотивацию ищу. Потом уже подбираю необходимый контингент для общения и ставлю соответствующую цель. Ну, например, мотивацией может быть желание помириться с человеком или людьми, с которыми у меня до этого были разногласия. Даже если это были негласные разногласия, я просто не хотел с этой категорией людей иметь какие-то дела. Я думаю, зачем мне с ними мириться, что мне это даст, что я выгадаю от такого общения. А дальше я уже думаю, как это сделать, как к ним подход найти. Не всегда удается наладить контакт с первого раза, а с некоторыми людьми вообще не удается это сделать, потому что они изначально нацелены на конфликт со всеми, кто не входит в зону их, скажем, экономических или каки-то других интересов. А входить в нее ради установления контакта с ними не всегда целесообразно. Поэтому, тут возможны неудачи. И к ним надо быть готовым. Коммуникабельный человек необязательно должен уметь продуктивно общаться со всеми без исключения. Исключения будут всегда.
Но исключения не должны сбивать человека с толку, в его стремлении развить в себе столь важное для жизни качество. Хотите стать коммуникабельным человеком, тогда идите на контакт с теми, с кем вам контактировать совсем не хочется. Если есть смысл под кого-то подстраиваться, кто, что называется, с другой планеты, но вам он может быть полезен, тогда нужно это делать. А еще лучше, если в этом есть острая необходимость. Вот когда человека переламывает себя и начинает подстраиваться под людей. А для этого надо не так уж и много. Надо стать похожим на этого человека – начать разделять с ним его ценности, копировать его манеру общения, поведения, перенимать его взгляды на жизнь, на людей. Конечно, для этого приходится иногда идти против своих принципов, на горло себе наступать, ну а иначе нельзя. Вот поэтому я и начинаю решение этой задачи с мотивации. Надо увидеть смысл не только в самой коммуникабельности, ради развития которой мы на такие, можно сказать, жертвы идем, но и в применении ее в конкретном месте и с конкретными людьми.
Я бы тут еще сказал, что эмпатию важно развивать, чтобы лучше понимать людей, а значит и уметь под них подстраиваться, в частности, речь свою под них подстраиваться, а значит и коммуникабельным с ними быть. Но про эмпатию мы с вами в другой раз поговорим. А здесь еще раз повторю главную мысль: коммуникабельному человеку важно не просто общительным быть, таких людей немало, а результат от общения полезный уметь получать. И чтобы к этому прийти нужно постоянно расширять свой круг общения, впуская в него даже таких людей, которые вам не нравятся, для чего необходимо подстраиваться под них. Это необходимо даже тем людям, у которых уже с коммуникабельностью дела хорошо обстоят. Потому что мы всегда привыкаем к определенному кругу общения и уже думаем, с нашей коммуникабельностью все в полном порядке. А стоит нам оказаться в другой среде, с другими людьми, как от нашей уверенности в обладании этим качеством не останется и следа. И что же тогда получается, вроде бы и коммуникабельный человек, но не со всеми и не везде? Как тогда его оценивать? По ситуации? Как нам самим себя в таком случае оценить? Нет, определенно для развития этого качества надо искать общения со сложными людьми, не похожими на нас и пытаться что-то от них получить. Вот такую высоту если человек возьмет и не раз, то может считать себя коммуникабельным. И всегда ее надо брать, чтобы это качество в нас не засохло.
Мало ли кто может нам встретиться на жизненном пути, мало ли в какую среду мы попадем, мало ли какие задачи нам нужно будет решить, чтобы все у нас было хорошо в жизни. Поэтому, лучше самому двигаться в сторону тех людей, которые пока еще не покорены нашим обаянием, логикой и вниманием к ним, и завоевывать их сердца и разум своими угодливыми их слуху речами, чтобы получать от этого желанную пользу.
Коммуникабельность человека — что это такое, как её развить
Коммуникабельность – это приобретаемое качество личности, проявляющееся в умении человека максимально качественно и адекватно применять свои способности выстраивания продуктивного взаимодействия. В научной парадигме коммуникабельность качество, показывающее не только способность личности к общению, но также и к поиску совместимости, налаживанию связей с другими людьми. Проявляется она в высокой способности к совместной работе, причём не только в качестве участника, но также руководителя и организатора данного вида деятельности. Это является ключевым моментом в некоторых специфических видах деятельности, ориентированных на клиента или строящихся на коммуникации, но помимо этого коммуникабельность часто становится дополнительным бонусом при любом другом направлении основной работы.
В сфере интимного общения или дружественных связей коммуникабельность подразумевает способность к установлению продуктивного контакта. На примерах жизни это может выражаться, как умение человека длительно поддерживать интересный диалог, способность заинтересовать собеседника, поддержать, а также некоторые элементы эмпатичного понимания окружающих. С негативной точки зрения слово коммуникабельность именно в межличностном взаимодействии может приравниваться к болтливости или назойливости, но эти понятия не отражают всего истинного смысла термина.
Что это значит
Высокая коммуникабельность человека, как и снижение уровня общительности не являются врождёнными качествами личности. Данные параметры формируются индивидуально вследствие воздействия множества факторов, включающих тип нервной системы, особенности построения взаимодействия в родительской семье, тип воспитания, индивидуальные предпочтения человека, интериоризированные из книг и окружающего социума. Накладывает отпечаток на уровень коммуникабельности также группа сверстников и место индивида в ней занимаемой, полученные психотравмы или наоборот истории успеха, комплекса и завышенная самооценка. Насколько видно из факторов, обуславливающих коммуникабельность, это качество не может быть окончательно сформировано к определённому возрасту, но также в принципе не подразумевает окончательной версии развития.
В одних условиях человек может проявлять высокие коммуникативные способности, в то время как, поменяв социальное окружение, или самоощущение этот уровень может падать до критически низких показателей. Осознавание своей социальной роли (присвоена ли она самостоятельно или навязана референтной группой) во многом диктует особенности человеческого поведения, включающего в себя и общение. Так в той среде, где вы предстаёте дочерью, братом, сыном, женой, уровень коммуникабельности может возрастать при условии отсутствия внутрисемейных проблем. Те, кто считает себя руководителем, могут замечать за собой вдохновение и способность договориться с любым исключительно в стенах офиса, при этом теряя данные навыки в банальных бытовых ситуациях.
Считается, что основой коммуникативных навыков является отсутствие предубеждённости относительно других людей, их способов организовывать собственную жизнь, а также взглядов, ценностей и общего мировоззрения. Грубо говоря, чем меньше предварительной оценки имеется при начале диалога, тем больше искреннего интереса, настоящих и естественных вопросов, открытость к восприятию чужого мнения. Противоположностью данного качества является приверженность ярлыкам и понятиям, а также погружение в абсурдную иллюзию относительно того, что если вы с человеком прожили длительное время вместе, то знаете наперёд его реакции. Подобные предвзятые мнения ограничивают общение не только в плане количества сказанных друг другу фраз, но и обедняют его внутренне, лишая наполненности смыслами и возможности развития.
Проявляет себя коммуникабельность всегда в компании, такой человек отличается тем, что интересен для взаимодействия большинству, его жесты и мимика, а также манера подачи информации являются уникальными и интересными. Можно сказать, что обязательно присутствует качество хорошего рассказчика, когда любая история пересказывается живо, а даже скучная информация умело подаётся в интересной трактовке. Тут важно не путать коммуникабельность и такие проявления как болтливость или общительность. В других вариантах человек может продуцировать много слов в единицу времени, но при этом рассказ будет скучным, или же личность может быть удивительным рассказчиком, но все повествования не имеют конечной цели.
Коммуникабельность всегда имеет конкретную цель – переговоры с недовольным клиентом, необходимость убедить оппонента, произвести хорошее впечатление, урегулировать конфликт, склонить людей принять необходимое решение и многое другое.
Тот, у кого коммуникабельность развита высоко, не будет болтать без умолку, поскольку понимает истинное влияние и значение правильно сказанного слова. Обычно у таких людей хорошо поставлена речь и дикция, высокий уровень общей эрудиции, а также внутреннего такта и культуры общения. Главный признак – собеседник получает удовольствие, пользу и хотя бы минимальное собственное развитие или открывает новые пути для реализации действий или новых размышлений.
Плюсы и минусы этого качества
Когда миром правят экстраверты, коммуникабельность признана одним из наиболее желательных качеств. Во многих вакансиях данная черта вписывается в ряд обязательных, при прохождении собеседования и просто написании собственного портрета, упоминание о развитых коммуникационных возможностях всегда даёт человеку преимущества, а в обычной жизни все предпочитают дружить с такими людьми.
Популярность коммуникабельности обусловлена тем, что она несёт много положительных моментов не только сама по себе, но даёт поддержку других смежных и полезных черт. Такой человек всегда более успешен, поскольку может договориться с другими людьми, продвинуть собственные интересы или грамотно выйти из конфликта. Есть навык понимания оппонента, поэтому с таким чаще дружат даже в коллективе, не говоря о неформальном общении – каждый чувствует себя понятым, уникальным, интересным, при этом не задумывается, что это заслуга во многом принадлежит не им.
Данная черта положительно влияет не только на построение отношений, но и на самочувствие самой личности, придавая уверенность и спокойствие. Это возможность первому отреагировать на меняющиеся обстоятельства, погасить конфликт или развернуть ситуацию в выгодную сторону. Уважение среди окружающих также является бонусом – могут приходить за советом или с просьбами поговорить с кем-то, повлиять на чьё-то решение. Обычно помощь в таких вопросах запоминается надолго, а значит, человек не только может сам легко найти помощь, используя свои навыки, но и другие люди сами её предоставят, помня о том, как помогали им.
Коммуникабельность придаёт больше уверенности и активности в жизни, помогает реализовываться, а значит и повышает уровень амбиций. Не каждому хочется иметь у себя подчинённого, делающего больше него и проявляющего себя с качественной стороны. Страх конкуренции, чувство неполноценности рядом с таким человеком может провоцировать немотивированные увольнения или препятствования нормальной деятельности. То же и в отношениях, когда сначала данная черта привлекала, поскольку была направлена на общение с одним, но потом оказывается, что человек так взаимодействует со всеми. В лучшем случае последует ревность и постоянные выяснения отношений на тему, кто же дорог больше, в самом плохо варианте у того, кто общается с коммуникабельным, начинают развиваться тяжёлые комплексы, происходить постоянные травматизации вследствие чего ухудшается состояние человека. Тот, кто обладает повышенной коммуникабельностью, может не понимать, что происходит с ранее хорошим взаимодействием, пытаться спасти отношения, а в итоге развивает собственные комплексы относительно ранее полезного и приятного самопроявления.
Относительно самого человека так же есть негативные последствия повышенной коммуникабельности, сводящиеся к необходимости выбирать тщательно место работы и занимаемую должность. Если это будет деятельность, связанная с цифрами и техникой, то в скором времени либо наступит эмоциональное выгорание, либо природа возьмёт свое и личность начнёт превышать свои полномочия и инструкции. Ещё одним сопроводительным моментом является повышенный артистизм, который так привлекает, когда человек что-то рассказывает, но это может выглядеть чересчур наигранно, что в итоге при тонких и интимных моментах может быть неверно истолковано.
Как развить коммуникабельность
Развитие коммуникабельности является популярной темой среди психологов, коучей и тренеров различных бизнес-направлений, также её элементы могут присутствовать в любой программе личностного роста, т. к. умение общаться является неотъемлемой частью любого развития в социальном мире. Существует также ряд рекомендаций, пользуясь которыми, человек сможет самостоятельно повысить свои риторические, харизматичные и коммуникабельные способности, заодно повысив уровень уверенности в себе.
Первоочерёдным заданием является прекращение избегания всех возможностей общения. Если раньше вы пытались ускользнуть с вечеринки, где не все знакомы или заказать товары в интернете, чтобы не вступать во взаимодействие с консультантами, то сейчас необходимо стараться, как минимум не исключать специально возможности взаимодействия. На первых этапах не стоит напрягаться и самому становиться инициатором общения, достаточно подождать активности, а по мере преодоления неловкости всё больше проявляться.
Перед запланированным общением лучше планировать своё удовольствие от этого времени, чем варианты побега. Даже если вы понимаете, что ничего приятного происходить не будет, и ничего нового вы не услышите, рекомендуется продумать, как можно развернуть разговор. Если это выяснение отношений на работе, то можно начать самому предлагать пути решения и спрашивать начальника о кооперации, тогда варианты угроз и унижений снижаются. Если к вам приходит друг, постоянно рассказывающий одни и те же свои переживания, то сразу берите инициативу в свои руки, начиная собственное повествование или уводя его на сеанс в кино или в парк.
Основы коммуникабельности сводятся к постоянному проявлению активности. Первым здоровайтесь, показывайте человеку, что вы его заметили. Это особенно актуально в больших городах и корпорациях, когда люди исключительно по взгляду пытаются выяснить хотят ли с ними взаимодействовать. Улыбки и приветствия будет достаточно, чтобы начать диалог, а если он не готов к взаимодействию, то вы просто оставите приятное впечатление.
Когда диалог уже завязался, старайтесь избегать формальностей, портящих любое взаимодействие. На стандартный вежливый интерес необходимо ответить чуть больше, чем констатацию, что всё нормально. Так у собеседника появляется, за что зацепиться в продолжение беседы. Кроме того, что сами рассказываете о себе, обязательно запоминайте, что из личных моментов рассказывали вам и при следующей встрече интересуйтесь. Главное, что естественным образом повышает коммуникабельность – искренний интерес к собеседнику. Перестаньте воспринимать даже давних знакомых в привычном ракурсе, задайте им неожиданные вопросы, спросите совета, поделитесь своим мнением.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Sociable Определение и значение — Merriam-Webster
1 из 2общительный ˈsō-shə-bəl
1
: по своей природе склонен к общению с другими представителями того же вида : социальный
2
а
: склонны искать или наслаждаться общением
б
: отмечены или способствуют дружелюбию или приятным социальным отношениям
общительность существительное
общительно
ˈsō-shə-blē
наречие
общительный
2 из 2
: неформальное общественное собрание, часто связанное с какой-либо особой деятельностью или интересом
Синонимы
Прилагательное
- благо
- клубный
- клубот
- компанейский
- компанейский
- экстраверт
- экстраверт
- общительный
- исходящий
- social
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Прилагательное Это общительных человек, которым нравится устраивать вечеринки. У них было очень общительный вечер.
Последние примеры в Интернете
Согласно Your Purebred Puppy, староанглийские овчарки — это общительные, добродушные домашние животные, которые любят людей и требуют к себе внимания.
Элизабет Берри, , Женский день , 11 ноября 2022 г.
Юрайа Прайс не совсем такой общительный , но тоже скучал по центру.
Гэри Уорт, Сан-Диего Юнион-Трибьюн , 7 июля 2021 г.
Зандерс использует кур Декалб Вайт — спокойную и общительную породу.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «общительный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Прилагательное
среднефранцузский или латынь; Среднефранцузский, от латинского sociabilis , от Sociare до присоединения, Associate, от Socius
Первое известное использование
Прилагательное
1511, в значении, определенном в смысле 1
Существительное
1750, в значении Defined выше
Time Travelyer
Первое известное использование общительного было в 1511 году
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
общительныйобщительность
общительный
общительный ткачик
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Общительный.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/sociable. По состоянию на 7 декабря 2022 г.Детское определение
общительный
1 из 2 прилагательное
общительный ˈsō-shə-bəl
1
: , вероятно, обратится или наслаждается общением : приветливый, дружелюбный
Общественные человек
2
: , ведущие к дружелюбному или приятному социальным отношениям
общительно
-бле
наречие
общительный
2 из 2 noun
: social entry 2
More from Merriam-Webster on
sociableNglish: Translation of sociable for Spanish Speakers
Britannica English: Translation of sociable for Arabic Speakers
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
слезливый
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Большая британская викторина по словарному запасу
- Названный в честь сэра Роберта Пиля, как называется британская полиция?
- Пилхеды Берти
- Робби Бобби
Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.