Характеристика метода наблюдения — n1.doc
Характеристика метода наблюдения
Скачать все файлы (63 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc | 63kb. | 17.02.2014 11:22 | скачать |
Реферат
по дисциплине методология и методика психолого- педагогического исследования
на тему: «Метод наблюдения»
Оглавление:
Ведение…………………………………………………………………………….31. Основные характеристики метода наблюдения………………………………4
2. Классификация наблюдения……………………………………………………5
3. Плюсы, минусы и основные ошибки метода наблюдения…………………..8
Заключение……………………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………………….12
Ведение
Метод наблюдения – старейший метод психологической диагностики.
Можно с уверенностью говорить, что метод наблюдения начал формироваться в момент появления человека и продолжает существовать до сих пор. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда.
Психология сама по себе является продуктом наблюдения, обобщенным и сформулированным способом объяснить поведение человека.
С помощью наблюдения можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.
Особо, важное значение, метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.
Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент измерение.
В этой работе мы будем рассматривать общие понятия метода наблюдения.
Метод наблюдения
Основные характеристики метода наблюдения
Методы психологических исследований можно разделить по следующим группам:
a) не экспериментальные психологические методы;
б) диагностические методы;
в) экспериментальные методы;
г) формирующие методы.
Не экспериментальными методами психологического исследования являются наблюдение, анкетирование, беседа, монографический метод.
Наблюдение — один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Специфическая особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.
Основные характеристики метода наблюдения — целенаправленность, планомерность. Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения. Главные ее моменты следующие:
а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он
будет наблюдаться;
б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств
объекта, которые будут фиксироваться.
В принципе можно выделить два вида целей. В поисковых исследованиях ставится цель получить как можно больше сведений об интересующем объекте. Например, фиксация поведения шестилеток, поступивших в школу, на уроках, в перемену, дома; в общении с учителями, родителями, с учениками класса и т.д. Сбор широкой информации дает возможность выделить проблемы, требующие специального исследования.
В других случаях наблюдение ведется очень избирательно. Так, известный швейцарский исследователь Ж.Пиаже при изучении детского мышления наблюдал только такие игры, в которых дети из двух предметов получали как бы один (один предмет находился внутри другого). Это формировало у ребенка понимание определенного отношения между предметами.
в) способ фиксации получаемой информации.
Особую проблему составляет сам наблюдатель: его присутствие может менять поведение интересующего его человека. Эта проблема решается двумя путями: наблюдатель должен стать привычным членом коллектива, где он намеревается вести наблюдение. Другой путь — наблюдать, оставаясь невидимым для объекта наблюдения. Этот путь имеет ограничения, прежде всего — нравственные.
При наблюдении должны соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдений, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколько наблюдателей-экспертов, оценки которых можно будет сравнить, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдений фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемых согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
2. Классификация наблюдения
Наблюдение может быть:
Непосредственным и опосредованным
Внешним и внутренним
Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным
Прямым и косвенным
Сплошным и выборочным (по определенным параметрам)
Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным
По систематичности принято различать:
Несистематическое — не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Систематическое — предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
По фиксируемым объектам:
При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
По форме наблюдения:
Осознанное наблюдение
Неосознанное внутренне наблюдение
Неосознанное внешнее наблюдение
Наблюдение окружающей среды
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщают иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы.
Данная форма наблюдении выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправданно задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.
Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия.
Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.
При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведения наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.
При наблюдении окружающей среды, исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.
Этапы исследования методом наблюдения
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
3. Плюсы, минусы и основные ошибки метода наблюдения
Преимущества метода наблюдения
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
Оперативность получения информации
Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.
На результаты наблюдения могут повлиять:
настроение наблюдателя,
социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),
комплексность наблюдаемых ситуаций,
усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
Выделяют следующие ошибки наблюдения:
Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
Сложность соблюдения операциональной валидности.
А.А. Ершов (1977) выделяет типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем.
Следует отметить, что метод наблюдения используется не только в исследовательской, но и в практической деятельности, в том числе и в педагогической. Учитель наблюдает за поведением детей, за тем, как они выполняют различные задания в классе, и использует полученную информацию для совершенствования своей работы как с классом в целом, так и с отдельными учениками. Однако и в этом случае правильное заключение о тех или иных особенностях внутренней жизни ребенка сделать непросто.
Заключение:
В заключении хочу отметить, что наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Литература:
1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. — СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. — С. 47.
2. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.
3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб, и доп.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003, — 544 с.
4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
Метод наблюдения. Кратко все о методе наблюдения
Реферат
- формат doc
- размер 68.29 КБ
- добавлен 20 сентября 2010 г.
Метод наблюдения.
Наблюдение как психологический метод.
Особенности и цели метода наблюдения.
Программа и формы записи наблюдений.
Виды организации психологического наблюдения.
Цель — ознакомление студентов с особенностями психологического
наблюдения и ов-ладение основами построения методики наблюдения
применительно к конкретной исследо-вательской задаче.
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Периодика по психологии
- Методология и история психологии
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Новое в психолого-педагогических исследованиях
Смотрите также
- формат pdf
- размер 12. 78 МБ
- добавлен 13 августа 2010 г.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: — МГУ им. М. В. Ломоносова. — Смысл, — 1999. – 222 стр. (Тир. 2000 экз. ). Рецензенты: Братусь Б. С., доктор психологических наук, Ениколопов С. Н., кандидат психологических наук. В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии, приводятся варианты конкретных з…
- формат doc
- размер 674.82 КБ
- добавлен 24 декабря 2010 г.
Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв, ред. А. М. Айламазьян: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. — 480 с. Настоящая хрестоматия является учебным пособием по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» Общего практикума по психологии и вместе с учебным пособием «Метод беседы в пси…
- формат pdf
- размер 2.85 МБ
- добавлен 10 июля 2011 г.
Л.Я.Дорфман. Методологические основы эмпирический психологии:от понимания к технологиям: Учеб. пособие для студ. высш. заведений. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. Представлены фундаментальные идеи, объясняющие своеобразие эмпирической психологии как науки и отличающие ее от априорной психологии, с одной стороны, и практической психологии — с другой. Особое внимание уделено научной технологии: методу, особенностям исследо…
Контрольная работа
- формат doc
- размер 70 КБ
- добавлен 24 ноября 2011 г.
АмГУ, г.Благовещенск, 2011г., 12 стр., Метод интервью (виды интервью, этапы построения вопросника, процесс интервьюирования,регистрация данных) Метод беседы (виды бесед,кассификации типов вопросов,стили ведения беседы).
Статья
- формат doc
- размер 2.21 МБ
- добавлен 03 сентября 2010 г.
— Херсон., ОМУРЧ «Украина» ХФ, — 2010., — 213 стр. Преподаватели: Голев С. В., Голева О. С. Материалы 11–ти лекций для самостоятельного изучения студентам. Методология и методика научного исследования (Учебные вопросы: Наука как система знаний. Методология научного поиска. Методы научного исследования. Методология научного поиска. Методы научного исследования. Теоретические методы научного исследования.
- формат doc
- размер 500.5 КБ
- добавлен 12 июля 2011 г.
Данная работа представляет собой сырую версию методического пособия к учебному курсу «Методы и методология психологического исследования», читаемому на психолого-0педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена. Однако, именно этот материал может стать полезен студентам заочникам, кратко проходящим этот курс. Особенно студентам РГПУ, т. к. на экзамене, В.Х. очень любит слышать то, что в ЕГО лекциях!rn
- формат doc
- размер 41.5 КБ
- добавлен 01 декабря 2009 г.
Краснодарский государственный университет культуры и искусств РЕФЕРАТ на тему: «Метод наблюдения в психологических исследованиях» Краснодар, 2006. 7с Содержание: Понятие наблюдения Виды наблюдения Модификацией метода включенного наблюдения Ошибки наблюдения Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически вк…
Реферат
- формат doc
- размер 62 КБ
- добавлен 28 апреля 2011 г.
КИУЭС, 030300 62, 1курс. Реферат, 16стр. Понятия «методология», «метод», «методика» соотносятся как целое и части. Понятие метода, методики, методологии. Методы исследований, взаимосвязь методологии, метода и методики.
Реферат
- формат docx
- размер 30. 06 КБ
- добавлен 20 декабря 2011 г.
КемГУ, г.Кемерово, 2011, 8стр, 7ист Описание особенностей наблюдения в детской психологии, плюсы и минусы его.
- формат doc
- размер 70.48 КБ
- добавлен 28 февраля 2011 г.
Статья была издана отдельной книгой издательством «Дельтаплан». — Томск, 2005. — ISBN 5-94154-091-4 Вопрос о том какая парадигма нужна науке «психология» для нас никогда раньше не был вопросом исследования. Более того, значение термина «парадигма» было для нас весьма туманным. Но жизнь заставила разбираться и понимать. Началось все с наблюдений за работой психики и экспериментов с ней. Первые удачные находки закономерностей человеческой психики…
Наблюдение | Центр методов | Newcastle University
Методы наблюдательного исследования – это преднамеренное, организованное и систематическое наблюдение и описание явления.
Данные могут быть собраны в режиме реального времени, когда происходит явление, или в приостановленное время путем записи события и последующего анализа (усиленное видеонаблюдение). Независимо от типа, сбор данных продолжается до насыщения, когда наблюдатель не узнает ничего нового из продолжающегося наблюдения. К преимуществам методов наблюдения относятся прямой доступ к исследовательским явлениям, высокий уровень гибкости с точки зрения применения и создание богатой, постоянной записи явлений, к которой можно будет обратиться позже. Недостатки метода включают длительное время, которое может потребоваться для сбора данных, потенциально высокие уровни систематической ошибки наблюдателя, влияние наблюдателя на первичные данные и возможные этические соображения, особенно при скрытых наблюдениях.
Сотрудники
- Д-р Андреас Гиазицоглу — старший преподаватель бизнес-школы Ньюкаслского университета
- Дэвид Райт — старший научный сотрудник Исследовательского центра обучения и преподавания
- Доктор Марк Кейси — преподаватель социологии
Исследования
Аллан Л. М., Уитли А., Смит А., Флинн Э., Гомер Т., Робалион С. и др. Вмешательство для улучшения исходов падений при деменции: технико-экономическое обоснование смешанных методов DIFRID. Оценка медицинских технологий, 23(59)), 1–208. https://doi.org/10.3310/hta23590
- Проспективное обсервационное исследование выявило использование услуг посредством заполнения дневников участников.
Аль-Нух, Нариа А. А. (2008 г.) Кувейтские учителя начальных классов EFL внедряют в своих классах основанный на CLT метод, ориентированный на учащихся. Тезис. Доступно по адресу: http://theses.ncl.ac.uk/jspui/handle/10443/613
- Проведено наблюдение в классе за двадцатью тремя кувейтскими учителями начальных классов с использованием схемы наблюдения COLT (коммуникативная ориентация преподавания языка).
Колози, Р. (2008) Раздевание движений — этнографическое исследование танцоров на коленях и клубной культуры танцев на коленях. Диссертация доступна по адресу http://theses. ncl.ac.uk/jspui/handle/10443/110
- . Данные для этого исследования были получены в британском клубе танцев на коленях с использованием обширного наблюдения участников, которое, по оценкам, составило более 2000 часов. наряду с подробными интервью, чтобы дополнить основные выводы.
Смит, Ф., Хардман, Ф., и Хиггин, С. (2006) Влияние интерактивных досок на взаимодействие учителя и ученика в национальных стратегиях грамотности и счета. Британский журнал исследований в области образования , 32(3), 443-457.
- Проведено наблюдение за 184 уроками с использованием компьютеризированного графика наблюдения.
Ресурсы
Богдевик, С. П. (1992). Включенное наблюдение. В B. F. Crabtree & W. L. Miller (Eds.), Методы исследования для первичной медико-санитарной помощи , Проведение качественных исследований (стр. 45–69). Sage Publications, Inc.
Given, LM (2008). Энциклопедия качественных методов исследования SAGE (Тома 1-0). Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE Publications, Inc. doi: 10.4135/9781412963909
Ли, Ник и Бродерик, Аманда. (2007). Прошлое, настоящее и будущее наблюдательных исследований в маркетинге. Качественное исследование рынка: международный журнал . 10. 10.1108/13522750710740790.
Mays N, Pope C. (1995) Качественные исследования: методы наблюдения в медицинских учреждениях. BMJ 311:182 doi:10.1136/bmj.311.6998.182
Rodríguez, JB. (2016) Интервью с Полом Сидхаусом о расширенном видеонаблюдении (VEO): новый инструмент для подготовки учителей, профессионального развития и исследований в классе. Журнал преподавания и изучения языка и литературы Беллатерра. 9(3), 90-97. https://www.jstor.org/stable/30032677