Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии. Что такое идеалы? Нравственный идеал
Нравственный идеал и другие понятия морального сознания. Нравственный идеал и действительность. Назначение нравственного идеала. Идеал и антигерой. Соотношение нравственного и социального идеала
Выше мы рассмотрели целый ряд основополагающих понятий морального сознания, содержание которых составляет, можно сказать, основу нравственной культуры. Но конкретному человеку в его повседневной жизни, в самых различных, порой конфликтных ситуациях, необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, пример для подражания, наглядный ориентир для действия.
В самом обобщенном виде такой наглядный пример и выражается в нравственном идеале, который, можно сказать, представляет собой конкретизацию для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, справедливости, долге, счастье, смысле жизни, других понятий морали. Реально в качестве идеала выступает или живая историческая личность (чаще всего идеализированная), вернее, ее отлакированный образ — начиная от Александра Македонского и кончая Лениным, Сахаровым и другими выдающимися деятелями современности поэтами, артистами и т. д. Этому образу часто приписывают все необходимые нравственные качества, если их недостает и делают жизнь по… Дзержинскому, Матросову и т.д. В качестве реального воплощения идеала нередко выступает герой какого-либо литературного произведения. В прошлом, да отчасти сегодня, немало было подражателей у Печорина, Базарова, Рахметова, Корчагина и т.п. Перечень этих «живых» и вымышленных идеалов можно продолжить до бесконечности. Однако важно подчеркнуть: у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет и содержание нравственных ценностей той или иной личности, и технологию их выполнения. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам (с определенными оговорками).
Разумеется, надо отдавать себе отчет в том, что идеал по своей природе нечто не только возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же перестает играть свои функции — «маяка», ориентира. Однако идеал не должен быть совершенно недосягаемым, пришельцем иных миров. В этом случае он не в состоянии стимулировать активность индивида, ибо чтобы он ни предпринимал, все будет тщетно. Неслучайно Иисус Христос — воплощение нравственного совершенства для христиан — является богочеловеком, т.е. в нем и божественная, недоступная простому смертному природа, и человеческая природа. Христианский идеал, говорят православные богословы, выражается не односторонним подчеркивание божественного начала. Они напоминают, что Иисус Христос родился в простой семье плотника, что он конкретно помогал страждущим и обездоленным, осуждал злых и т.д.
Но реальная нравственная жизнь человека состоит не только из добра, справедливости, счастья, порядочности и благородства. В мире немало зла, несправедливости, бесстыдства и т.д. Средоточие нравственного негативного выражается в своеобразных антиидеалах, в антигероях и т.д. В качестве их выступает как конкретные исторические деятели, начиная от Герострата до Гитлера, так и многочисленные герои произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Т. Булгакова и др. Причем, и в этом случае реальным историческим лицам, вернее их образам, приписываются чаще всего одни лишь отрицательные черты. Видимо, для того, чтобы этот антиидеал был более эффективен. Надо признать, что антиидеалы также могут сыграть позитивную роль: они ярко, по-своему убедительно показывают, как не надо чувствовать, мыслить, действовать, т.е. они отвращают от зла.
Со времен Платона предпринимались попытки создавать схемы идеального общества (государства), конструировать различные утопии (как и антиутопии). Но стоит помнить, что социальные идеалы могут рассчитывать на свое настоящее, а не на временное воплощение, если они базируются на основе вечных нравственных ценностей, если они согласуются с нравственными идеалами.
В нашей жизни мы часто употребляем слово «идеал». Но задумываемся ли мы о его значении. Давайте заглянем в толковый словарь. Синонимом слова идеал является слово «совершенство». Если описать значение, то получится, что это наивысшая точка, которой может достигнуть человек в своем развитии. Человек может обладать идеальной красотой, характером. Но все это внешние проявления.
Трактовка термина
Проведя небольшое исследование, мы не смогли найти единого мнения по вопросу «что такое идеалы?». Определение бывает абсолютно разным и неоднозначным.
Проблема в том, что для каждой личности, которая живет в определенном обществе, трактовка термина «идеал» уникальна. Человек следует своим представлениям, которые заложены у него в подсознании. Для кого-то это идеалы внешней красоты, а для кого-то это идеалы духовные. Но нельзя относиться к ним как к статическому явлению. Например, в детском возрасте могут быть идеалы принца или принцессы. Они будут обладать определенными чертами характера, внешностью.
По мере взросления ребенка, эти идеалы начинают меняться. Вот к этому нужно отнестись вполне серьезно. Многие дети принимают за идеалы образы, которые ими совсем не являются. Особенно серьезны идеалы, которые определяют для себя подростки. Например, герой боевика, который нарушает закон. Следование своему идеалу может привести ребенка к тому, что он и сам повторить судьбу своего кумира.
Иногда в качестве идеала выбрают успешного человека. Следуя его советам можно и самому достичь успеха в бизнесе. Старшее поколение считает идеалом и примером для подражания ветеранов, героев, спасших свою Родину и тысячи жизней. Но каждый человек воспринимает идеалы по-своему. Потому что система ценностей у каждого своя.
Примеры идеала
Описание идеала можно найти в художественной литературе, живописи, архитектуре. Но проблема в том, что в разную эпоху за высшую точку совершенства принимался определенный стереотип. Нравственный идеал может быть внешним или внутренним. В произведениях литературы, можно найти множество примером того, как человек, который обладает внешней красотой, например Элен в «Войне и мире», может быть далеко не идеален, если говорить о его духовном содержании. Таким образом, единой точки зрения о том, что такое идеалы, мы вряд ли найдем.
Представление об идеале с точки зрения философии
Вопрос о том, что такое идеалы, интересовал людей еще с древнейших времен. Сегодня понятие о нравственности и культуре постепенно утрачивает свое значение. В умах взрослый, не говоря уже о детях, происходит настоящее смешение самых разных культур и ценностей. В то же время, общество не может нормально развиваться, если нет возвышенных целей, идеалов. Понятие нравственного идеала присутствует в православной религии, на которой строилась культура Древней Руси. Детей, в те времена, воспитывали в соответствие с представлением о догматах православной церкви.
Позже многие философы, например, Ломоносов, изучали идеалы со своих точек зрения. Именно их представления закладывали в систему воспитания детей. Понятие об идеале можно найти в трудах Канта, Песталоцце, Ушинского. Система духовных ценностей заложена во многих произведениях художественной литературы. Но дело в том, что в разное время на вопрос, что такое идеалы, люди отвечали по-разному. В каждой культуре свои ценности.
О нравственных идеалах
Если разбирать понятие с философской точки зрения, то можно найти разделение. Есть идеал, который определяется как наивысшая точка, ценность, определенная система нравственных понятий. В которой нравственный идеал — это система, в основе которой лежат моральные требования. Их совокупность формирует определенный образ личности человека. Существуют определенные характеристики.
- С точки духовно-нравственной системы ценностей, идеалы являются образцом, которые достойны подражания. В этом плане можно привести примеры из художественной и духовной литературы. Многие герои обладают рядом характеристик, которые позволяют сделать выводы об их нравственных качествах.
- На протяжении человеческой эволюции, понятие «нравственный идеал» постоянно менялось. Так, в Древней Греции, по мнению Аристотеля, идеал с нравственной точки зрения заключался в способности самосозерцания. Человек должен был отрешиться от обычной мирской жизни, для достижения высшей точки совершенства. Кант, считал, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.
Для того чтобы совершать поступки, которые достойны идеальной личности, нужно руководствоваться определенными правилами. Так или иначе, но для каждого философа и психолога существует свое понятие о том, что такое идеалы.
Культурные ценности человека
Человек живет в обществе. То или иное общество, если рассматривать его как социум, живет в соответствие со своими правилами, традициями, которые еще называют культурой. Человек не может существовать без определенной цели. Именно культура и выдвигает перед личностью определенные цели. Это не является научным определением. Наука выявляет причины, которые существуют в определенные временные периоды. Цели, которые выдвигает перед собой человек, позволяют прогнозировать будущее. Оно определяется поступками личности.
В животном мире нет системы ценностей, из которой складывается определение, что такое идеалы культуры. Но она есть в человеческом обществе. Более того, цели, которые ставит перед собой личность, определяются во многом культурой. Культура того или иного общества основывается на традициях. Она развивается на генетическом уровне. То есть передается из поколения в поколение. Общество ставит перед человеком не простую задачу — сохранить культуру. За всю эволюцию человечества, существовало большое количество разных культур. Была китайская, египетская, древнерусская. Каждая из них заботилась о том, чтобы передать последующему поколению свою систему ценностей.
Идеальная жизнь человека
Из всего выше сказанного можно сказать, что у каждого человека своя система ценностей. Каждая личность ставит перед собой определенные цели. Добиваясь их, человек реализует свой идеал жизни.
Для одного идеалом в жизни является семья, для другого материальные ценности. У каждого из нас идеал жизни свой. Каждый прилагает усилия для того, чтобы его достичь. Для этого он ставит перед собой цели. Это очень важно, именно цель мотивирует человека развиваться в нужном ему направлении.
Можно ли достичь идеала
Если рассматривать идеал, как цель, к которой следует стремиться, то можно обратиться к психологии. Многое здесь зависит от ответа на вопрос, что такое идеалы человека, а также от его человека. Если есть желание, то поставленной перед собой цели можно достичь. Что для этого нужно? В первую очередь, нужно определить для себя, чего именно нужно добиться. Это может быть идеальная семья, или идеальная работа. После этого на листке бумаги, следует составить для себя план.
Во-вторых, важно определить для себя срок, за который следует достичь поставленной задачи. Не стоит сразу планировать свои действия на несколько лет вперед. Это может быть небольшой промежуток времени, за который можно добиться определенных результатов, которые приблизят реализацию цели.
Очень важно найти правильную для себя мотивацию, или причину. Нужно поддерживать себя положительными мыслями. Очень часто на пути достижения своего идеала возникают препятствия. Не стоит забывать о том, что без них достичь цели нельзя. Нужно правильно к ним относиться. Очень важно выйти из зоны привычного комфорта.
В заключение
Рассмотрев вопрос, что такое идеалы человека, можно сделать выводы. В погоне за материальными ценностями не стоит забывать о нравственности и духовности. Основа нравственных ценностей заложена во многих религиях. Должна быть система, которая основывается на культуре. Душа должна быть на первом месте. Именно о развитии духовных качеств следует заботиться в первую очередь. Тогда и жизнь общества может стать идеальной.
фокус, организационный центр и одновременно форма нравственности. Каждый из них существует как полюс дуальной оппозиции: либеральный идеал — традиционный, соборный — авторитарный идеал и т. д.
Особое место занимают гибридные идеалы. в частности, псевдо синкретизм.
Полюса оппозиции находятся между собой в состоянии амбивалентности. Один из идеалов на определенном этапе может быть господствующим, тогда как другой — оттесненным на второй план, возможно даже — формой катакомбной культуры.
Полярности могут переходить друг в друга по законам инверсии, т. е. через логически моментальную смену одного полюса другим. На инверсию оказывает давление существующая на заднем плане медиация, требующая амбивалентного перехода, взаимопроникновения полюсов. В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего Н. и., однородные Н. и.
соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего Н. и. характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего Н. и. обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и т. д. Эта волна утверждения Н. и. доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.
результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего Н. и.
приводит к господству нового Н. и. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного Н. и.
Основные Н. и. страны, т. е. вечевой и вышедший из него соборный и авторитарный, а также идеал всеобщего согласия, возникают в абстрактной форме как элементы массовой инверсии, несущей иллюзию, что все назревшие проблемы общества будут автоматически разрешены при ликвидации господства существующего Н.
и. и утверждении противоположного. Эта утопия ведет общество в инверсионную ловушку, что выявляется с очевидностью после начала модернизации.
Движение инверсионной волны требует от всех групп общества и в первую очередь от первого лица, от правящей элиты постоянного труда по интерпретации нового Н. и., что выражается в соответствующих сдвигах в гибридном идеале, в идеологии, в конкретной политике, которая есть непосредственный результат этой интерпретаций, в повседневном решении медиационной задачи. Конфликт этой — интерпретации с массовым сознанием может привести к катастрофическим последствиям.
При изучении каждого Н. и., разнообразия его версий большое значение имеет выявление в нем некоторого, социокультурного ядра, дающего импульс идеалу. Таким ядром может быть, например, локальное древнее сообщество: патриархальная семья, род и т. д., идеальный образ которого может быть экстраполирован на все общество, в той или иной степени отождествлен с идеалом машинной цивилизации и стать основой идеала общины — общества — машины. Этот идеал господствовал в той или иной форме на первых этапах второго глобального периода. В одних случаях в идеале преобладает некоторая культурная утопия царства божьего на земле, царство Правды, в других, наоборот, делается попытка выдвинуть на первый план некоторые реалии, например, в локальных мирах среднего уровня, т. е. вотчину феодального типа (этап застоя), самоуправление на предприятиях, которые и должны диктовать содержание Н. и. в целом, и т. д. Однако апелляция к реальным социальным отношениям может быть не меньшей утопией, чем к царству Правды, так как сами эти отношения могут либо не вписываться в большое общество, либо сами быть результатом предшествующих нарушений социокультурного закона, представлять собой патологический результат прошлых инверсионных ловушек (например, промышленное предприятие, развившееся как технологический, но не как экономический феномен; колхоз как компромисс между стремлением государства упорядочить «жидкий элемент» и наладить производство и т. д.
Нравственный идеал — это процесс, построенный на восприятии моральных требований через определенный образ личности. Он формируется посредством ряда характеристик. Далее в статье подробнее разберем понятие «нравственные идеалы» (примеры их будут приведены ниже). Какими они могут быть? Какие цели преследуют?
Общие сведения
Духовно-нравственные идеалы личности служат Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми. Именно эти характеристики заставляют человека в частности и общество в целом совершенствовать свой моральный облик, а значит, развиваться.
Отношение ученых
Идеалы и разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится «совершенный человек». Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.
Цель
Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных.
Влияние на развитие общества
Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.
Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это. Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.
Ленин считал нравственные идеалы «моральным высшим», соединяющим в себе положительные характеристики. По его мнению, они представляли собой все необходимое для людей и являлись образцом для социума. Из нравственных свойств, оцениваемых по высшей шкале, строится содержание идеала. Сознание возводит в превосходную степень те высокоморальные черты, качества, отношения людей, которые действительны и реальны по своей сути. Общество и личность стремятся воплотить в жизнь нравственные ценности. Каждый член социума должен достойно и правильно мыслить, уметь строить отношения и взаимодействовать. Идеал сопровождается определенными положительными эмоциональными проявлениями. К ним, в частности, относят восхищение, одобрение, желание быть лучше. Все это является сильным стимулятором, заставляющим человека стремиться к самовоспитанию и саморазвитию. Выделяется несколько видов идеала: регрессивный и реакционный, реальный и утопический. Содержание моральных качеств изменялось в ходе истории. Идеалы прошлого времени по причине своей иллюзорности и оторванности от действительности, не нацеленные на активность отдельной личности, остались недоступными. Даже суть прогрессивных высокоморальных показателей брала за основу субъективные пожелания, без осознания непредвзятости закона и путей достижения.
Влияние современности
Во времена коммунистического строя нравственные идеалы были призваны служить становлению, укреплению существовавшего строя. Показателем высокой морали современного общества является гармонически развитая личность. Ее отличает стремление к нравственному совершенству. Общество предъявляет к своим членам определенные моральные требования. Они в совокупности образуют модель полноценно развитой личности. Постоянно обогащаясь, пополняясь чем-то новым, они отражают развитие нравственной практики социалистического социума. Общество времен социализма на первое место ставит культуру личности, активную гражданскую позицию, чувство нерасхождение слова и дела, честность.
Нравственные идеалы нашего времени имеют характер активный и действенный, связанный с потребностями социума. Они приобретают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. современности активно действуют в сферах самосовершенствования, и саморазвития. Плеханов сказал о том, что чем активней человек стремится к достижению общественного идеала, тем выше он становится в нравственном плане. Но даже в социалистическое время высокоморальные показатели, не совпадая с реальностью, идут на шаг впереди. Они ставят перед человеком определенные цели, заключающиеся в постоянном движении, непрерывном процессе развития. Повышение социальной активности личности, совершенствование социальной практики и морального воспитания — все это в комплексе позволит разрешить противоречия, возникшие между действительностью и нравственным идеалом.
(от греч. idea — вид, образ, представление, понятие; англ. ideal, moral; нем. Ideal, sittliches; фр. ideal moral; чешск. ideal mravni)
1. Недостижимый первообраз, который никогда не может стать действительностью.
2. Понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).
3. Представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.
4. Представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец.
5. Представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.
6. Фокус, организационный центр и одновременно форма нравственности.
Пояснения:
В основе Идеала нравственного лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности.
Содержание Идеалов нравственных прошлого изменчиво. Они содержали общечеловеческие ценности и всегда воплощали в себе определенные потребности и устремления людей, живших в разные исторические эпохи, выражали их неудовлетворенность моральными пороками, бытующими в обществе социальной несправедливости. Идеалы нравственные отражали социально-экономическое положение класса, соответствовали его критерию нравственности и идеалу общественному.
В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки разработать Идеал нравственный — от первых кодексов возникшей в античности этики до «морального кодекса строителя коммунизма». Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание.
В одних случаях в Идеале нравственном преобладаланекоторая культурная утопия царства божьего на земле, царство Правды, в других, наоборот, делалась попытка выдвинуть на первый план некоторые реалии, например, в локальных мирах среднего уровня, т.е. вотчину феодального типа (этап застоя), самоуправление на предприятиях, которые и должны диктовать содержание Идеала нравственного в целом, и т.д.
Однако апелляция к реальным социальным отношениям может быть не меньшей утопией, чем к царству Правды, так как сами эти отношения могут либо не вписываться в большое общество, либо сами быть результатом предшествующих нарушений социокультурного закона, представлять собой патологический результат прошлых инверсионных ловушек (например, промышленное предприятие, развившееся как технологический, но не как экономический феномен; колхоз как компромисс между стремлением государства упорядочить «жидкий элемент» и наладить производство и т. д.).
«Строители Коммунизма» в качестве Идеала нравственного выдвигали представление о всесторонне развитой и гармоничной личности.
Понятие Идеала нравственного является более сложным по сравнению с понятиями нормы и морального качества. В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, Идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.
Обычно Идеал нравственный содержит и общечеловеческие ценности.
Идеал нравственный задаёт модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло).
Возможно большее приближение к Идеалу нравственному — цель нравственного воспитания.
В процессе индивидуального воспитания и самовоспитания личности представление об Идеале нравственном может играть решающую роль. Молодежь часто берет себе за образец какого-либо подлинного или литературного героя, следует примеру человека, который является для неё моральным авторитетом.
Выступление «Нравственные идеалы сегодня»
«Нравственные идеалы сегодня»
Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.
Конфуций
Свое выступление я бы хотела начать с вопроса. Какой смысл вы вкладываете в понятие нравственность?
Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Ожегов.
Воспитание нравственности немыслимо без образца для подражания. Встает вопрос: на кого равняться нашим детям? что такое нравственный идеал? (обращение к коллегам с вопросом).
Идеал (лат. idealis от греч. iSsa — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентации молодёжи оказывают СМИ, особенно телевидение — наиболее влиятельного из них. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
(Социологические данные)
Давайте посмотрим на социологические данные:
♦ влияние улицы — 10%.
♦ влияние школы — 20%
♦ СМИ-30%
♦ семья-40%.
Семья в воспитании нравственности должна играть главную роль.
Она является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.
То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Среди многих ценных
человеческих качеств ДОБРОТА — главный показатель развитости человеческого
в человеке… Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые
различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у
которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление
делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность,
совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья,
чувство долга, справедливость, трудолюбие».
«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?»
«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
1. мотивационно-побудителъный;
2. эмоционально-чувственный;
3. рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом -воспитывать. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость — непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей — и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие — одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно — выражение человечности.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания — понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности — самые благородные и человечные — не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
«Настоящим человеком становится только тот, — писал В. А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков».
Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.
Нравственные потребности начинаются
1. С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.
2. Другой важнейший
элемент нравственных потребностей —
нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить
никому, а приносить максимум пользы».
Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.
3. И последним,
важным структурным элементом нравственных
потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость
ко всем проявлениям зла.
Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».
Одно из центральных понятий нравственного мира человека — совесть. «Совесть — это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
Задачи школы и педагогов — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Вот почему вопрос понимания нравственного идеала является, основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.
Так как школа, и мы сами — учителя обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал.
А как мы это можем сделать в школе?
Особую роль в нравственном просвещении принадлежит педагогам гуманитарного цикла. Именно они призваны воспитать патриотизм, гражданские и нравственные чувства учащихся, акцентируя внимание ребят на высоких нравственных качествах литературных героев.
В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская и башкирская литература являются основными предметами, которые отражают в современной школе содержание духовной культуры. Произведения литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности мировой культуры: весь художественный мир человека — живопись, архитектура, музыка — основан на литературе. Именно литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.
Однако нравственное воспитание не ограничивается только рамками уроков. Среди других направлений этой деятельности в школе наиболее эффективными являются:
— проведение семинаров по проблемам нравственности;
— участие ребят в классных часах, беседах, дискуссиях на этические темы;
— встречи учащихся с деятелями литературы, ветеранами войны; Именно в процессе этих мероприятий учащиеся знакомятся с особенностями внутреннего мира человека, нравственными ценностями и нормами взаимоотношений в обществе, в семье, происходит взаимодействие подростка с окружающим миром взрослых и сверстников.
Поистине, «чтобы воспитать человека во, всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).
Не менее важным является в этом смысле курс отечественной истории. «Человек делает историю, — писал российский министр просвещения К.П. Победоносцев, — но столь же верно и еще более значительно, что история образует человека».
Изучение отечественной истории значимо не только как изучение процессов развития общества. История является учительницей жизни, воспитательницей патриотизма, гражданственности, высокого профессионализма.
Стояние за Правду, самоотверженное бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых князей воинов — от Александра Невского и Дмитрия Донского до Федора Ушакова воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и яркий пример служения нравственному идеалу.
Это поможет донести до подростка истинный смыл понятий патриот, гражданин, честь, достоинство, защитник Отечества, подвиг, мужество и другие.
Однако рамки школьного урока не позволяют в полной мере реализовать задачи и всю глубину замысла духовно-нравственного воспитания.
Важным дополнением к реализации такого воспитания средствами учебных предметов является система классных часов — специальных уроков, выходящих за рамки образовательной программы, и потому позволяющих особо акцентировать внимание на вопросах духовно-нравственной жизни человека.
Опыт воспитательной работы в школе показывает, что на современном этапе роль нравственного просвещения должна возрастать. Открытость и широкий спектр информационных каналов привели к тому, что на ребят обрушиваются различные, порой противоречивые взгляды на нормы морали и взаимоотношений в обществе. Безусловно, ребенку без помощи взрослых очень сложно сделать правильный выбор в этом потоке информации.
Таким образом, мы ставим цель — сформировать самостоятельную, свободную творческую личность способность овладения ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитие талантов и способностей. Достижения целей воспитания осуществляется через педагогические технологии, через реализацию республиканских и городских программ, включающие различные формы и методы воспитания, воздействие на учащихся.
При определении направлений нравственного воспитания очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.
Для полноты картины освоения основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.
Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)
Взаимоотношения в семье — 49
Здоровье — 44
Учёба — 28
Будущая карьера — 13 Любовь — 12
Взаимоотношения с одноклассниками — 4 Взаимоотношения с учителями — 3
Возможность заработка — 2
Проведение свободного времени — 2
Нормальное питание — 0
Покупка одежды и других вещей — 0
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности.
Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.
нравственных идеалов | Мораль: ее природа и обоснование
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль: ее природа и оправданиеМоральная философияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль: ее природа и оправданиеМоральная философияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Герт, Бернард, «Моральные идеалы», Мораль: ее природа и оправдание (
New York, 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 20 апреля 2005 г. ), https://doi.org/10.1093/0195176898.003.0010 , по состоянию на 8 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль: ее природа и оправданиеМоральная философияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМораль: ее природа и оправданиеМоральная философияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе проводится различие между нравственными идеалами, утилитарными идеалами, религиозными идеалами и личными идеалами. В нем исследуется концепция summum bonum и ее связь со счастьем и добродетелями. В нем обсуждаются психологические концепции сострадания, любви, ревности и зависти.
Ключевые слова: нравственные идеалы, утилитарные идеалы, религиозные идеалы, личные идеалы, summum bonum, счастье, сострадание, любовь, ревность, зависть
Предмет
Моральная философия
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Мирская добродетель: нравственные идеалы и современная жизнь | Отзывы | Notre Dame Philosophical Reviews
«Добродетели, — говорит нам Джудит Андре, — это приобретенные привычки понимания, восприятия, эмоций и поведения, которые способствуют благополучию их обладателя или общества, а в идеале — обоих» (стр. 6). . Хотя многое осталось прежним, наш мир сильно отличается от того, в котором наши деды получали нравственное воспитание, не говоря уже о мире, населенном Аристотелем. Современные технологии открывают новые способы взаимодействия с окружающей средой: когда-то людям было очень трудно разрушить экосистему — теперь уже нет. Драматические культурные изменения пересматривают социальные роли и ожидания. Демографические сдвиги позволяют взаимодействовать с более крупными и разнообразными группами людей. Изменение контекста создает новые препятствия и возможности для человеческого процветания.
Это простое понимание служит основой для книги Андре Мирская добродетель , краткой и доступной работы по этике добродетели, цель которой показать, как реалии нашего современного мира требуют от нас как переосмысления традиционных добродетелей, так и признания новых в целом. (стр. 5). В дополнение к вводной главе, излагающей ее представление о мирской добродетели, Андре посвящает каждую из следующих девяти глав развитию описания одной мирской добродетели. Некоторые из этих мирских добродетелей являются переработанными версиями более традиционных добродетелей; некоторые из них представлены как новые добродетели для современного мира.
В главе 1 «Создание мирских добродетелей» Андре утверждает, что добродетели зависят от контекста. Когда мир, в котором мы живем, претерпевает достаточно резкие изменения, добродетели меняются или даже теряют свое значение (стр. 3). Например, она предполагает, что в мире постоянного материального изобилия добродетель бережливости «не будет иметь значения» (стр. 3). (То же самое можно сказать и о щедрости.) Таким образом, наше понимание добродетелей должно быть привязано к реалиям нашего мира. Такие «мирские добродетели» для Андре являются навыками, которые позволяют нам ориентироваться в мире, каким мы его находим, нравственно идеальными способами, которые способствуют нашему благополучию (стр. 7-8).
Хотя я не буду обсуждать их здесь, я отмечу три отличительные особенности подхода Андре к этике добродетели. Во-первых, Андре описывает свою работу как имеющую в целом буддийские рамки, поскольку «основой многих добродетелей является то, что можно было бы назвать внутренней работой — замечать и постепенно изменять свою интерпретацию того, что происходит, и смягчать свое сопротивление истине» (стр. 5). Мирские добродетели, как их понимает Андре, в решающей степени подразумевают примирение с миром таким, какой он есть, и со своим местом в нем. Во-вторых, в то время как Андре придерживается в целом неоаристотелевской концепции, поскольку она считает, что добродетели способствуют хорошей жизни посредством применения наших рациональных способностей (стр. 6), она отвергает аристотелевскую доктрину среднего для моральных добродетелей (стр. 8). Ее основным обоснованием этого отрицания является мысль о том, что отсутствие добродетели может быть морально нейтральным: возможно, объясняет она, в обществе нет особой потребности в добродетели (например, физическое мужество в типичной американской жизни), или, возможно, нет культурное пространство для него (например, смирение в древних Афинах) (с. 8). В таких случаях, как говорится, отсутствие добродетели не должно считаться нарушением морального положения человека. И, наконец, в отношении метатеоретического вопроса о том, может ли этика добродетели дать теорию моральной правильности действий, Андре использует прагматический подход (стр. 9).). Считая, что добродетель — это действие — направляет (т. е. добродетели указывают на важные моральные соображения при принятии решения о том, что делать), она агностична в отношении того, является ли (или каким образом) добродетель действием — определяющим (т. е. говорит ли добродетель нам правильный поступок) (стр. 9).
В главе 2, «Земная добродетель», Андре формулирует нетрадиционную добродетель, «добродетельный материализм». В то время как «материализм» обычно ассоциируется с чем-то подозрительным с моральной точки зрения, Андре стремится выработать морально достойное материалистического отношения к физическому миру. Эта добродетель состоит в том, чтобы обращать внимание и должным образом оценивать материальный мир вокруг нас, бесконечно сложный, временный, взаимосвязанный, загадочный, несовершенный и, в некоторых случаях, сформированный человеческой деятельностью (стр. 15, 17). Как мы правильно оцениваем мир вокруг нас? В большинстве случаев мы правильно относимся к миру, не рассматривая его «исключительно как инструмент» (стр. 18). Вместо этого добродетельное обращение с миром предполагает отношение к нему , как если бы имел внутреннюю стоимость (стр. 18). Андре обходит сложный аксиологический вопрос о том, имеет ли физический мир внутреннюю ценность, утверждая лишь, что добродетель требует от нас относиться к миру так, как если бы он имел внутреннюю ценность. Но если мирская добродетель требует от нас ясного представления о том, как мир на самом деле есть , то я не понимаю, почему без дальнейших аргументов мы имеем право думать, что добродетельно поступать так, как если бы мир и его различные конфигурации имеют внутреннюю ценность, особенно если это предположение ложно. Оставив этот пункт в стороне, добродетельный материализм более конкретно требует, чтобы мы сначала увидели мир таким, какой он есть, а не разрушали его без веской причины (стр. 18). Тем не менее, мы не обращаемся к отчету о том, что может считаться достаточно веской причиной.
Почему такой материализм считается добродетелью? Андре предлагает три причины. Во-первых, добродетельный материализм доставляет удовольствие: большую часть мира приятно видеть, осязать и слышать, а быть добродетельным значит тратить время на то, чтобы ценить мир и узнавать о нем (стр. 21). Во-вторых, добродетельный материализм позволяет нам действовать более рационально: обращая внимание на более полное понимание мира, мы начинаем смотреть на вещи с различных точек зрения и притупляем привлекательность действия в соответствии с упрощенным индивидуализмом (с. 21). В-третьих, и это наиболее важно, Андре утверждает, что добродетельный материализм помогает нам «принять фундаментальные, но неудобные факты о нашей жизни: они преходящи, ошибочны и случайны» (стр. 21). Таким образом, добродетельный материализм позволяет нам признать эти факты, принять наше место в мире и оценить эти неизбежные черты нашего существования (стр. 21).
Глава 3 посвящена развитию рассказа Андре о добродетели, которую она называет «открытой надеждой». По ее мнению, открытая надежда — это фундаментальная привычка, которая делает возможной добродетельную жизнь (стр. 35, 40). Опираясь на Господа Будду и немецкого философа ХХ века Эрнста Блоха, Андре утверждает, что открытая надежда — это взгляд, который уравновешивает терпеливую, спокойную и честную невозмутимость по отношению к текущей ситуации (Будде) с открытой и радостной восприимчивостью к непредсказуемости. и сложность будущего (Блох). Этот характер с ликом Януса считается добродетелью отчасти из-за того взгляда, который он нам дает: он способствует человеческому процветанию, поскольку позволяет нам избегать как циклов иллюзии (буддийское лицо), так и отчаяния (блоховское лицо) (стр. 42). Я нашел эту главу самой сложной для проработки. Не всегда ясно, как Андре собирается использовать понятие надежды, как надежда должна быть «открытой» или как должны быть интегрированы буддийские и блохианские лица.
В главе 4 Андре обращается к достоинству самоуважения, черте, которая правильно уравновешивает самопожертвование с самооценкой. По сути, эта добродетель включает в себя наше «признание, как аффективное, так и рациональное, того, что мы значим не меньше, чем все остальные» (стр. 46). Чтобы мотивировать свое развитие добродетели, Андре использует случай современного материнства. Как мы можем понимать добродетельное самолюбие, когда многие матери тянутся в противоположных направлениях: самопожертвование для своих детей и семьи, с одной стороны, и семейное жертвование для своих профессиональных или личных планов и проектов, с другой? Она приходит к выводу, что в тех случаях, когда помощь «другим увеличивает моральную ценность того, что человек делает, а это за счет себя добавляет еще больше», добродетельное чувство собственного достоинства требует от нас соблюдения трех условий: (1) что человек поддерживает «твердое чувство собственной ценности»; (2) что кто-то предпринял «серьезный поиск альтернативных решений проблемы», требующий самопожертвования; и (3) что человек обращает внимание на «соразмерность между тем, что спасается, и тем, что теряется» (стр. 56).
Андре обращается к добродетели сострадания в главе 5. По ее мнению, сострадание — это эмпатический эмоциональный отклик на страдания конкретного живого существа вместе с желанием помочь (стр. 68). А как добродетель сострадание — это «склонность к соответствующему переживанию эмоции и реалистичное желание помочь» (стр. 75). Насколько я могу судить, это кажется правильным путем, хотя мне интересно, возможно ли испытывать сострадание к окружающей среде, экосистеме или национальному государству, которые как таковые не являются разумными существами. Далее предположим, что у меня есть эмпатический ответ на кого-то, кто страдает, но мое желание помочь крайне слабо. Или предположим, что я хочу помочь по чисто эгоистичным причинам (например, я хочу, чтобы мое имя было упомянуто в газете за помощь в спасении кошки с дерева, и поэтому мое желание помочь не связано должным образом с моей эмпатией). Я здесь сострадательный? В ответ на такие случаи Андре может ответить, что она намерена дать отчет только о парадигматических или образцовых случаях сострадания. Затем она может приспособиться к этим проблематичным случаям, утверждая, что они являются нестандартными случаями сострадания. В любом случае дальнейшее развитие этих вопросов приветствуется.
В главе 6 Андре защищает статус щедрости как добродетели и дает отчет о ней. Некоторые утверждали, что по разным причинам щедрость не следует понимать как добродетель. Например, можно подумать, что настоящие дары (те, которые преподносятся без намека на корысть) — это единственные подношения, которые могут считаться актами щедрости, но даже в этом случае такие акты невозможны: все дары заражены хоть немного корысти (типа надежды на взаимность). Но Андре утверждает, что (1) неверно утверждение, что все акты даяния должны быть частично корыстными, и (2) что даже если они мотивированы таким образом, это не лишает их права быть актами щедрости и не делает такие поступки морально неполноценны (стр. 80-86). Что касается ее позитивной оценки, то рабочее определение щедрости, данное Андре, состоит в следующем: «готовность что-то отдать с намерением принести пользу получателю и надежный успех в этом; склонность давать легко, но с оценкой того, что отдается; и отдавать за пределы своего внутреннего круга» (стр. 86). В этом аккаунте многое нравится. В частности, это не требует , чтобы то, что дается, имело значительную ценность, как это делают некоторые теории; скорее, дающий просто должен оценить это. Кроме того, мне кажется правильным только требовать, чтобы кто-то был надежным в принесении пользы получателю, вместо того, чтобы требовать, чтобы получатель получал такую выгоду.
В главе 7 «Грани честности» Андре критикует существующую литературу по этой теме (на мой взгляд, справедливо) за то, что честность характеризует прежде всего «избегание порока и, таким образом, форму силы: силу противостоять (стр. 97). Согласно таким взглядам, честность — это способность избегать соблазна солгать, обмануть или украсть. Но это все достаточно негативно. Андре утверждает, что более поучительно «исследовать честность во всех ее проявлениях как отказ от обмана и переход к открытым отношениям, в которых человек желает знать и быть известным и стремится заслужить доверие» (стр. 107). ). Этот более позитивный взгляд на добродетель честности позволяет нам объединить различные виды поведения, которые обычно считаются относящимися к чертам характера. Например, Андре утверждает, что «практика честности» — это та черта, которая приводит к избеганию такого поведения, как ложь, мошенничество и воровство (стр. 9).9), ибо благом является стремление к «сотрудническим, открытым и доверительным отношениям» (стр. 101). Но есть также «мысленная честность», практика поиска истины, сообщения правды и принятия правды о себе и окружающем мире (стр. 101). Эти практики также способствуют открытым и доверительным отношениям.
Глава 8, «Переосмысление смирения», отвергает распространенные представления о смирении на том основании, что они склонны требовать чрезмерной интеллектуализации. Например, многие популярные источники требуют, чтобы для того, чтобы быть скромным, нужно иметь точный набор суждений о себе и своих способностях. Переоценивать любой из них означает не быть скромным. Согласно таким взглядам, утверждает Андре, смирение оказывается в значительной степени интеллектуальным достижением (стр. 118). Но смирение — это нечто большее. По ее мнению, смирение лучше всего рассматривать как «способность распознавать свои недостатки и спокойно относиться к ним» (стр. 117), что является положительной способностью «спокойно принимать нелестную информацию о себе» (стр. 120). . Такой отчет призван объяснить, почему смирение имеет тенденцию вызывать доброту по отношению к другим, внутренний мир и сострадание к себе, родственные явления, которые трудно объяснить более стандартным, интеллектуализированным описаниям смирения (стр. 121-122).
В главе 9 Андре обращается к традиционным представлениям о воздержании, в которых добродетель понимается прежде всего как преодоление «животных» искушений удовольствия: секса, еды, питья и т. д. Но воздержание требует большего, чем надлежащая реакция на возможности удовольствия. ; это также требует способности справляться с болью, поскольку, как она справедливо указывает, избегание боли часто является первопричиной аддиктивного поведения (стр. 134). Согласно этому более четкому пониманию умеренности, быть добродетельным означает иметь «сложную способность справляться с глубоко человеческими проблемами желаний и страданий» (стр. 136). Такой человек будет уметь справляться со своими желаниями, искать удовольствия и избегать страданий способами, которые будут способствовать его процветанию.
В своей последней главе «Добродетель и возраст» Андре поднимает очень интересный вопрос о том, как в мире увеличения продолжительности жизни мы можем добродетельно дорасти до старости. Она приводит доводы в пользу трех основных черт. Во-первых, добродетельное старение включает в себя заботу о настоящем, умение отпускать определенные возможности (стр. 144). С возрастом наши тела изнашиваются, и мы должны отказаться от некоторых юношеских надежд и мечтаний, которые остались нереализованными. Стареть добродетельно означает принимать эти реалии, что, в свою очередь, способствует большей оценке того, что человек может выполнить в настоящем. Во-вторых, добродетельное старение требует принятия прошлого (стр. 148). Это включает в себя признание и интеграцию своих прошлых неудач и успехов в более полное понимание себя, задача, которая формирует «устойчивое, честное, комфортное ощущение себя» (стр. 151). И, наконец, в старости добродетельные будут вкладываться в мир, понимая, что он будет продолжаться и без них (с. 151). Посвящать время внукам, работать на благо общества и способствовать сохранению окружающей среды — это надежные способы позитивно инвестировать в будущее. Однако добродетельное старение дополнительно требует, чтобы остальная часть общества поддерживала пожилых людей, должным образом уважая их и создавая практические меры, обеспечивающие их безопасность и возможности для плодотворного социального взаимодействия (стр. 154).
У меня могло сложиться впечатление, что в этой книге , Андре в первую очередь занимается теоретическими описаниями этих добродетелей, а не их практическим значением или подходящими методами их приобретения.