«Оговорочка по Фрейду»: что означают оговорки и какие бессознательные желания скрываются в твоих ошибках
«Оговорочка по Фрейду» — вероятно, тебе уже не раз приходилось сталкиваться с подобным выражением. И это не просто фраза, это действительно часть фрейдистской теории, в которой помимо оговорок есть место еще много для чего.
Согласно этой теории, каждый раз, когда ты оговариваешься, твоя психика пропускает удерживаемый бессознательный сигнал, свидетельствующий о твоих реальных потребностях и желаниях. Но в силу определенных обстоятельств ты почему-то эти желания удерживаешь и не позволяешь им проявляться в реальности.
Оговорки по Фрейду
Оговорки по Фрейду, которые носят более строгое научное название парапраксис, — это вербальная ошибка или ошибка памяти, которую фрейдисты связывают с влиянием бессознательного. Долгое время считалось, что подобные случайные ошибки или оговорки раскрывают чувства и мысли, которые люди тщательно скрывают от других.
Например, возлюбленная может назвать нового героя своей жизни именем бывшего. Или это может быть случайная ошибка в любом произнесенном или написанном слове.
Почему именно оговорки по Фрейду
Известный на весь мир психоаналитик Зигмунд Фрейд написал в 1901 году книгу «Психопатология повседневной жизни», в которой привел множество примеров исследованных им оговорок.
Фрейд утверждал, что ошибки, совершаемые человеком в речи и действиях (оговорки, описки, забывание слов, ошибочно совершенные поступки, утеря вещей), являются маркером неосознанных желаний. Таким образом, по мнению психоаналитика, может «прорываться» бессознательный материал, связанный с бессознательными убеждениями, желаниями или мыслями.
Согласно теории Фрейда, оговорки происходят в 2‑х случаях:
- когда человек искренне хочет что-то сказать, но чувствует, что не может выразить;
- он испытает нереализованные чувства, которые еще не вошли в сферу сознательной мысли.
Пример из практики Зигмунда Фрейда
Например, Фрейд считал, что его пациент не просто так забыл слово из латинской цитаты «Энеиды». Психоаналитик пришел к выводу, что пациент пропустил именно то самое слово только потому, что оно напомнило ему о крови.
Вид крови при этом Фрейд тут же связал со страхом беременности возлюбленной пациента и имевшимся в его жизни негативным опытом. Таким образом бессознательное старалось защитить его клиента от негативных мыслей и воспоминаний, отдаляя даже малейшие ассоциации.
Впрочем, это только теория, которая во многом не отражает реального положения вещей. Многие психологи сегодня считают идеи психоаналитика устаревшими. Многие из них получили вполне весомые опровержения — о некоторых явных ошибках Фрейда мы уже писали здесь.
Причины возникновения оговорок по Фрейду
Сегодня считается, что оговорки в большинстве случаев могут быть случайными и совершенно не связанными с тайными потребностями. Тем не менее, есть некоторые общие причины возникновения оговорок.
1. Подавление мыслей
Некоторые исследования действительно подтверждают теорию Фрейда о том, что бессознательные или даже подавленные мысли могут увеличить вероятность словесных оговорок. Например, в исследовании 1979 года люди, которые думали, что их ударят электрическим током, чаще совершали ошибки в словах.
2. Подавление нежелаемого
Нередко мы можем забыть о чем-то, когда мы делаем или не хотим делать что-либо. Когда перед нами большой список задач, мы можем упустить важное. Психоаналитики скажут, что о важном деле каждый человек может забыть только потому, что бессознательно хочет отложить неприятную задачу.
3. Скорость обработки информации
Речь зачастую может идти только о том, что наш мозг недостаточно быстро обрабатывает то, о чем мы хотим сказать. Согласно статистике, человек в среднем делает около двух ошибок на 1000 слов, которые произносит. Таким образом, каждый из нас вполне естественно может оговариваться как минимум 22 раза в день.
Примеры оговорок по Фрейду
Об оговорках по Фрейду сегодня больше говорят в шутку, особенно когда слова могут иметь сексуальный подтекст. Думаем, что каждый хоть раз смеялся над оговоркой друга, родственника или преподавателя.
Приведем примеры.
- В Ватикане в 2014 году Папа Франциск случайно сказал «cazzo», используемое как ругательство, вместо «caso», что означает «пример». Несмотря на то, что он тут же исправился, речь разлетелась мгновенно по всем соцсетям.
- Сенатор Тед Кеннеди хотел сказать «нашим национальным интересом должно быть поощрение лучших и умнейших», но вместо этого в его предложение попало слово «грудь». При этом он даже «пощупал» грудь в воздухе.
- Кондолиза Райс однажды произнесла: «Как я говорила моему мужу — как я говорила президенту Бушу». Оговорка по Фрейду, казалось, сказала что-то большее о чувствах Райс к боссу.
Подтверждает ли современная психология теорию оговорок Фрейда
Оговорки по Фрейду можно объяснить на самом деле 1000 и 1 способом. Ты можешь задуматься, отвлечься или забыть, о чем шла речь секунду назад, подумать о чем-то другом. Поэтому оговорки по Фрейду могут оказаться вполне обычными речевыми ошибками, не связанными с подсознанием.
Иногда это может быть элементарное незнание правописания. Наш мозг, как и другие сложные системы, может допускать ошибки, и это нормально. Иногда звучание следующего слова может опережать предыдущее. Такие смешные оговорки естественны.
В некоторых случаях оговорки действительно могут значить что-то большее. Однако подобная работа по изучению бессознательных процессов по понятным причинам затруднена. Для того, чтобы подтвердить связь с тайными намерениями и желаниями, необходимо собрать достаточную доказательную базу и найти подтверждение теории.
Пока широкую выборку сделать не удалось, а значит, теория находится в поле вероятного, она и не опровергнута, но и не доказана. Требуется более тщательное изучение механизма подавления мыслей, внутренних конфликтов, чтобы говорить о чем-то большем.
Связь между оговорками по Фрейду и виной
В ходе эксперимента 1992 года группе исследователей удалось изучить широкий пласт материала, связанного с оговорками.
Исследователи установили связь между оговорками по Фрейду сексуального характера и чувством вины, связанным с сексом. Так, люди с повышенным уровнем сексуальной вины совершают больше таких ошибок. Вероятно, потому что переживают внутренний конфликт относительно того, следует ли им искать или избегать контактов с людьми, к которым они испытывают влечение.
Читай также:
- Все дело в сексе: 5 ошибок Зигмунда Фрейда
- Архетипы по Юнгу и парапсихология: как связаны между собой символы бессознательного
- Как формируются механизмы психологической защиты
на что намекает твое бессознательное, когда ты путаешь слова
CosmopolitanПсихология
Нет человека, который хоть раз в жизни не назвал бы куриное филе «филиным куре», но это, конечно, ничего не значит — кроме того, что человек наверняка перегружен и устал. Но есть оговорки (и описки) которые совсем не случайны. Разбираемся, что они могут означать.
Текст: Жанна Сергеева
По Фрейду
Первым психологом, который начал придавать значение оговоркам, был Зигмунд Фрейд – его знаменитая работа «Психопатология обыденной жизни» была опубликована в 1901 году и с той поры неоднократно переиздавалась. Не обязательно быть психологом, чтобы поинтересоваться, например, почему, отправляясь на дачу, забываем ключ от нее, и обнаруживается это уже у самой калитки. Фрейд, правда, про дачу не писал, но механизмы оговорок, описок и разного рода забываний исследовал в своей работе очень тщательно. А если интерес к психологии имеется, то с «Психопатологии обыденной жизни» лучше всего начинать знакомство с работами Фрейда. Для того чтобы целиком понять этот текст, хорошо бы знать иностранные языки и разбираться в литературе и живописи, но и без этого уловить общую идею не так трудно: оговорившийся человек в момент оговорки находится в плену двух противоположных намерений – например, ему было необходимо выполнять свои обязанности, но на самом деле хотелось противоположного, и это желание никак нельзя было показать окружающим. Однако оно было настолько сильным, что прорвалось сквозь внутренние барьеры. Фрейд среди прочих примеров приводит рассказ о председателе палаты депутатов, который перед началом заседания произнес: «Господа, я считаю число присутствующих достаточным и объявляю заседание закрытым». Конкретные причины такого поведения председателя остались неясны, но очевидно было одно: вести заседание ему совершенно не хотелось, и он косился на часы, как школьник на скучном уроке, и ждал, когда же все наконец закончится. В положении тоскующего председателя палаты мы все оказывались не раз: приходя на собеседование по поводу новой работы, говорили «до свидания» вместо «здравствуйте», сообщали мужчине «я тебе вру» вместо «я тебе верю», восхищались подругиным платьем молча, но когда приходила пора все-таки что-то произнести, изо рта вместо «Красота!» вырывалось «Страхота!» В среднем, на 1000 произносимых слов у нас вырывается одна-две оговорки. Но чем более стрессовой является ситуация, тем больше «бессознательного» прорывается в словах. Причиной оговорки может стать и не устраивающая нас двойственная ситуация, и общая неудовлетворенность своими достижениями в личных делах, работе или отношениями со значимыми людьми.
Оговорки, безусловно, могут быть досадной оплошностью, но часто они говорят о борьбе важных, актуальных потребностей за право оказаться в центре нашей сознательной жизни. Поэтому на оговорку и прочие ошибочные действия, особенно если они в той или иной форме повторяются несколько раз, следует обратить внимание. Допустим, приходя в гости к знакомым, в первый раз оговариваешься: «Я долго искала ваш дом и так мечтала не найти!», во второй раз признаешься: «Вела машину, торопилась и думала: «Когда же загорится красный?», а в третий обнаруживается, что перепутано все на свете: время, к которому звали, адрес, день недели и так далее. Это уже не досадная оплошность, а повод задуматься: что именно не устраивает или тревожит в этих людях. Впрочем, люди-то могут быть замечательные, но просто несколько лет назад ты прогуливалась по этой улице с мужчиной, который потом причинил сильную боль, и теперь тебе просто не хочется видеть эти дома и деревья.
Оговорки и описки являются лакмусовой бумагой, где можно увидеть внутреннее противоречие, а иногда и скрытый конфликт, и считать это случайностью не стоит. Как правило, оговорки и описки связаны с информацией, которая еще не осознана.
Я забыла!
Забывание – имен, телефонов, предметов – тоже часто имеет в своей основе скрываемое от самого себя нежелание с кем-либо общаться или что-либо делать. «К нам на работу пришла новая коллега, – рассказывает Стелла, – и я почти три месяца обращалась к ней «вы… э-э-э», хотя на память никогда не жаловалась. Но память была ни при чем – ее звали так же, как и меня, а до того, чтобы забыть свое имя, я пока еще не дошла. Просто мне было неприятно. Во-первых, я с детства привыкла, что во всех коллективах только одна Стелла – я. А во-вторых, коллега была довольно неказиста и портила своим видом замечательное имя. А потом я узнала, что дома эту девушку называют Таля, стала ее так звать и больше не ошибалась. Хотя, конечно, переделать Стеллу в Талю – это уметь надо». Фрейд объединял забывание с оговорками – кстати, и поводом для написания «Психопатологии обыденной жизни» стала его небольшая статья, касавшаяся забывчивости. Этим процессом занимался и Карл Густав Юнг, исследовавший случай человека, который, хорошо зная стихотворение Гёте «На севере диком стоит одиноко» (нам оно знакомо в переводе Михаила Лермонтова), собирался его с выражением продекламировать, но никак не мог, потому что постоянно сбивался на строчке: «И снегом сыпучим одета, как ризой, она». Юнг попросил забывчивого господина перечислить свои ассоциации с этой строкой, и выяснилось, что тот вспоминает о своем друге, брат которого недавно скончался от удара – так в то время называли
Оговорки по Фрейду и прочие мелочи
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
6 мая 1856 года родился Зигмунд Фрейд , основатель современной психологии и психоанализа. Будучи отцом психоанализа, который больше занимался подсознательными мотивами поведения, Зигмунд Фрейд один создал то, чем станет современная психология. Его знаменитые идеи, сосредоточенные на Ид, Эго и Супер-Эго разума, до сих пор изучаются и в той или иной форме используются в кабинетах психологов по всему миру. Теории Фрейда, включая концепцию Эдипова комплекса, оказали огромное влияние на искусство, литературу и общественное мышление. Так называемый фрейдистский язык проник в язык общества, став обычным явлением в нашем образе мышления и социологических убеждениях.
«Я вообще-то совсем не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель. По темпераменту я не что иное, как конкистадор — авантюрист, если хотите, — со всем любопытством, отвагой и упорством, свойственными человеку такого рода.
– Зигмунд Фрейд, Письмо Вильгельму Флиссу, 1 февраля 1900 г.
Молодежь и образование
Фрейд, сын галицийских родителей еврейского происхождения, родился Сигизмундом Шломо Фрейдом во Фрайберге в Моравии, тогда входившей в Австрийскую империю, сегодня Пршибор в Чешской Республике. Его отец, торговец шерстью Якоб Фрейд, происходил из хасидской семьи. Когда процветающий бизнес Джейкоба Фрейда по торговле шерстью обанкротился в результате экономического кризиса, начавшегося в 1857 году, семья переехала в Лейпциг, а вскоре и в Вену. Фрейд посещал Коммунальную реальную гимназию Леопольдштедтера, которую окончил с отличием в 1873 году.
Исследования кокаина
В том же году Фрейд поступил в Венский университет, чтобы изучать медицину, где он учился у Карла Клауса и Эрнста Вильгельма Брюкке. Прерванный годичной военной службой в 1879 г., Фрейд получил степень доктора медицины в 1881 г. после успешного обсуждения своей диссертации на тему « О спинном мозге низших видов рыб ». В 1882 году Фрейд занял должность в Венской больнице общего профиля под руководством терапевта Германа Нотнагеля и психиатра Теодора Мейнерта, которую он занимал до 1885 года. Там он работал в лаборатории анатомии мозга в области нейрофизиологии. С 1884 по 1887 год Фрейд изучал фармакологию стимулятора кокаина, малоизвестного в то время наркотика. Его исследование кокаина, для которого Фрейд также проводил эксперименты над собой, было опубликовано в 1884 году и послужило основой для тогдашнего революционного открытия местного анестезирующего действия кокаина на глаза, доказанного экспериментами Карла Коллера.
Оговорка по Фрейду
Во время ознакомительной поездки в Париж в 1885 году он посетил психиатрическую клинику при больнице Сальпетриер, где Жан-Мартен Шарко, известный профессор патологической анатомии, диагностировал истерию как настоящую болезнью и использовал гипноз для серьезных целей психологического исцеления.[1] Он дал ему визуальные инструкции по истерии и научил его действию гипноза и внушения. Несколькими годами ранее молодой Фрейд также познакомился с австрийско-еврейским врачом Йозефом Брейером. Дело «Анны О.» (Берта Паппенгейм), находившаяся на лечении у Брейера с 1880 г., привели к совместной разработке так называемой «логопедической терапии», своеобразного предварительного этапа психоанализа. Наконец, Фрейд отказался от гипноза отчасти из-за смущающего открытия, что его пациенты влюблялись в терапевта как побочный эффект гипнотического транса. Впоследствии, в качестве альтернативного метода проникновения в области бессознательного, он разработал свою форму лечения, основанную в основном на свободных ассоциациях пациентов и толковании сновидений, с целью понимания и лечения психической структуры человека (психоанализ). « Оговорка по Фрейду » названа в его честь как наиболее очевидный пример ошибки.
Психоанализ
«Психоанализ… должен найти место среди методов, целью которых является достижение наивысшего этического и интеллектуального развития личности».
— Зигмунд Фрейд, Письмо номер 80 Джеймсу Джексону Патнэму, 30 марта 1914 г.
В сентябре 1885 года Фрейд получил степень приват-доцента по невропатологии в Венском университете. В то же время 25 апреля 1886 г. он поселился в Вене в качестве врача. В 1889 г.В Бернхейме в Нанси побывал Фрейд Ипполит, который проводил опыты с так называемым постгипнотическим внушением. Из этих экспериментов Фрейд сделал вывод, что должна существовать бессознательная личность, ответственная за большую часть человеческих действий. Зигмунд Фрейд впервые назвал «психоанализ» в 1896 году «
Эдипов комплекс
«Сексуальные желания в отношении матери становятся более интенсивными, а отец воспринимается как препятствие; это порождает Эдипов комплекс».
– Зигмунд Фрейд, Эго и Ид (1923)
До сентября 1897 года Фрейд неоднократно называл свой метод «психоанализом», но в то же время придерживался принципа лечения Брейера, заставляя своих пациентов исследовать и называть переживания насилия.
Однако в то время он был односторонне зациклен на сексуальном насилии, совсем недавно на изнасиловании отцом в возрасте от двух до восьми лет. Затем он отверг этот подход в сентябре 189 г.7 и превратил его практически в противоположное: теперь он размышлял о том, что неконтролируемые импульсивные желания и фантазии ребенка по отношению к его родителям были источником многочисленных расстройств. Он впервые сформулировал тезис об «Эдиповом комплексе» Вильгельму Флиссу: он постулировал феномен бессознательных либидинальных связей с собственной матерью, одновременно поддерживая соперничество с отцом.Основные работы
4 ноября 1899 г., первая основная работа Фрейда, «Толкование снов» , датировано до 1900 года. Сочинения Zur Psychopathologie des Alltaglebens (1904), Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten (1905) и Drei Abhandlungen zur Sex ualtheorie
Групповое фото 1909 года перед Университетом Кларка. Первый ряд: Зигмунд Фрейд, Дж. Стэнли Холл, Карл Юнг; задний ряд: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци
В 1913 году появилась книга « Тотем и табу»
, в которой Фрейд разбирался с культурно-историческим феноменом запрета инцеста. В 1920 году Фрейд был назначен профессором. В 1920-х годах появились другие центральные работы Фрейда, укрепившие его международную известность как основателя и наиболее важного представителя психоанализа, уже основанного на толковании сновидений, как, например, За пределами принципа удовольствия (1920), произведение, в котором вводятся термины «принуждение к повторению» и «инстинкт смерти», или Эго и Оно (1923), в которой Фрейд вводит структурную модель человеческой психики [4].Почему война?
В 1932 году по предложению Лиги Наций в переписке с Альбертом Эйнштейном исследовал возможности науки по предотвращению войн: « Почему война ? В 1935 году он стал почетным членом Британского королевского медицинского общества. После «захвата власти» национал-социалистами в Германии работы Фрейда также были сожжены в мае 19 г.33. 4 июня 1938 года Фрейд эмигрировал со своей семьей через Париж в Лондон, где он поселился в доме в районе Хэмпстед. Примерно через год в изгнании семейный врач положил конец жизни Фрейда. Он был сильно болен раком, едва мог говорить и требовал от своего врача эвтаназии. 23 сентября 1939 года в 3 часа ночи, после вожделенной Фрейдом смертельной дозы морфия, Макс Шур констатировал его смерть.
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Жан-Мартен Шарко — пионер неврологии, блог SciHi
- [2] Толкование снов согласно Зигмунду Фрейду, блог SciHi
- [3] Альфред Адлер и индивидуальная психология, блог SciHi .
- [4] Структурная модель человеческой психики Зигмунда Фрейда, блог SciHi
- [5] Зигмунд Фрейд в Британской энциклопедии
- [6] Архивы Фрейда в Библиотеке Конгресса
- [7] Работы Зигмунда Фрейда или о нем в Internet Archive
- [8] Зигмунд Фрейд в Викиданных
- [9] Иван Селени, 17. Концептуальные основы веберовской теории доминирования , Основы современной социальной мысли (SOCY 151), YaleCourses @ youtube
- [10] Александр, Сэм. «Памяти Зигмунда Фрейда», Лаборатория модернизма, Йельский университет.
- [11] Кларк, Рональд В. (июнь 1980 г.). Фрейд: Человек и причина (1-е изд.). Рэндом Хаус Инк (Т).
- [12] Марголис, Дебора П. (1989). «Фрейд и его мать». Современный психоанализ . 14 : 37–56.
- [13] Джонс, Эрнест. Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда . 3 тт. Нью-Йорк: Basic Books, 1953–1957
- [14] Хронология Зигмунда Фрейда, через Wikidata
Парапраксис/Парапраксы, фрейдовские «оговорки» или Fehlleistung
«Сад земных наслаждений» в Музее Прадо в Мадриде, c . 1495–1505, приписывается Иеронимусу Босху (урожденному Иеронимусу ван Акену, 9 лет).0010 с . 1450 — 9 августа 1516). Нажмите на изображение, чтобы увеличить.
Что ( некоторые ) современные люди могли ‘ т помочь но заметить после Фрейда , через симптомы , их мечты , их оговорки и их неумелые амбиции — особенно современные люди, которые перестали быть верующими — насколько они были бессознательны , насколько далеки от ясного ощущения собственных намерений , насколько они невежественны в отношении своего удовольствия . А у Фрейда ’ s язык , это означало, насколько они были противоречивы в отношении своих аппетитов , и, таким образом, насколько фундаментально они были разделены против самих себя . Как будто люди больше не знали, что в их интересах или , в чем их интересы ; или действительно ли у них были интересы . Современные люди могли бы жить так, как если бы могли ’ t меньше заботятся о себе . Они бы , например , рискнули бы всем или ничем ради денег или любви , ради безопасности или волнения . Это было сбивающим с толку , после Дарвина, обнаружить, что Человек , , как его тогда называли , был животным, которое преднамеренно отдалилось от своей собственной природы , которое страдало больше всего , от его способности к адаптация . У Фрейда ‘ s счет , стало слишком человечно, чтобы адаптировать ( i . e ., ассимилировать и соответствовать ) 90 010 ценой живучести . С психоаналитической точки зрения даже дарвиновские факты казались слишком простыми . Психоанализ должен был стать терапией, с помощью которой современные люди могли бы выяснить для себя, что , если что-то , имеет для них наибольшее значение : и вопреки ограничениям науки . —Адам Филлипс, Стать Фрейдом : Становление психоаналитика (Yale University Press, 2014)
* * *
Делая дословные заметки из книги по психоанализу и этике я дважды допустил то, что я бы назвал «оговорками по Фрейду», в данном случае «описки карандашом» (я всегда делаю заметки о том, что читаю, механическим карандашом, пишу на клеевой поверхности, 8-1). /2 x 11 блокнотов, узкая линейка, канареечная бумага). Я не знаю, имели ли эти описки какую-либо подсознательную или бессознательную связь с тем, что я читаю: необычайно рассудительный и проницательный анализ и интерпретация Эрнестом Уоллворком работ Фрейда в том, что касается «психоанализа и этики» (включая психоаналитическую этику 9).0010 для анализа , в клинике или на кушетке) в его книге с таким названием (издательство Йельского университета, 1991), или это было просто совпадение. Хотя позже я мог бы рассказать вам, что представляли собой эти две оговорки, сейчас я хотел бы поделиться некоторыми своими заметками о парапраксисе/парапраксах, фрейдистских «оговорках» или Fehlleistung , которые включают в себя несколько словарных статей (хотя и не полностью). ).
Первоисточник (хотя обсуждался и в более поздних работах): Зигмунд Фрейд (Anthea Bell, пер.), Психопатология повседневной жизни (Penguin Books, 2003 [1901]). Что касается других важных источников в корпусе Фрейда, мы обратимся к Дэвиду Саксу:
«Среди основных работ Фрейда, если их справедливо оценивать, нет других, требующих такой осторожности и такта, как Толкование сновидений и Психопатология повседневной жизни . Невозможно их оценить и без осведомлённого понимания двух других крупных работ Фрейда, появившихся в то же удивительное пятилетие: Шутки и их отношение к бессознательному [также на английском языке как Шутка и ее отношение …] и Три эссе по теории сексуальности . Заброшенная книга об шутках уникальна тем, что ясно и убедительно излагает точку зрения Фрейда на процессов бессознательного мышления, а очерки о сексуальности незаменимы для его взгляда на материалы бессознательного мышления, то есть на эротические и враждебные желания и сопротивление им».
Parapraxis: «Действие, явная цель которого не достигнута; вместо этого эта цель оказывается замененной другой. Говоря о парапраксах, мы включаем в себя не все нарушения памяти, речи или действия, а только те действия, которые субъект обычно способен успешно выполнять, так что он склонен приписывать свою неудачу простому отсутствию концентрации или случайности. Фрейд показал, что парапраксы, как и симптомы, представляют собой компромиссные образования, возникающие в результате антагонизма между сознательными намерениями агента и тем, что он вытеснил. [….]
Немецкий термин « Fehlleistung » — буквально «неправильная функция» — понимается Фрейдом как обозначающий не только собственно действия, но и всевозможные ошибки и оговорки в речи и в умственных операциях. Немецкий язык выявляет общий знаменатель всех этих ошибок, давая префикс « ver -» многим из слов, которые их описывают: das Vergessen (забывание), das Versprechen (оговорка), das Verlesen (ошибочное прочтение), das Verschreiben (опечатка), das Vergreifen (неумелое действие), [и] das Verlieren (ошибка).
Стоит отметить, что до Фрейда эти маргинальные явления повседневной жизни никогда не рассматривались как связанные или объединенные под одним заголовком — свидетельством этого является отсутствие для них родового понятия». — Жан Лапланш и Жан-Бертран Понталис (Дональд Николсон-Смит, перевод), Язык психоанализа (Karnac Books, 1988 [Hogarth Press, 1973 and Presses Universitaires de France, 1967])
* * *
Такие «ошибки», как объяснял Фрейд, были не просто случайностями, а преднамеренными и осмысленными действиями, вызванными бессознательными желаниями, мотивами и конфликтами». — Росс М. Скелтон, изд. Эдинбургская международная энциклопедия психоанализа (Edinburgh University Press, 2006)
* * *
Парапраксис: «Ошибки, оговорки, провалы в памяти и множество проявлений, которые Фрейд обсуждал в своей книге «Психопатология повседневной жизни» . Они представляют собой симптоматические акты, определяемые бессознательными мотивами; они представляют собой компромиссные образования между запрещенными импульсами или идеями и наложенной на них цензурой. Принцип психического детерминизма особенно хорошо проиллюстрирован в парапраксах.
Вытеснение, действующее парапраксами, опирается на контркатексис. Энергия перемещается между функциями Эго и Ид, помогая урегулировать конфликт, связанный с поиском удовольствий, а также помогая разряжать влечения. Тенденции, особенно подверженные конфликту, включают сексуальность, агрессию, силу или слабость, а также контроль или отсутствие контроля. Парапраксы, как и все симптоматические образования, сочетают в себе влечение, защиту и адаптацию». — Бернесс Э. Мур и Бернард Д. Файн, ред. Психоаналитические термины и концепции (Американская психоаналитическая ассоциация и издательство Йельского университета, 1990).
* * *
«… [П]арапраксы могут быть столь же плодотворны для понимания, как и анализ более серьезных симптомов. Такие эпизодические симптоматические действия обычно передают дискретное сообщение о конкретном конфликте, и они часто довольно легко дают скрытое сообщение». — Бернесс Э. Мур и Бернард Д. Файн, ред. Психоанализ : Основные понятия (Издательство Йельского университета, 1995)
* * *
«Изменение состояния проклятия, вызванное невротическим конфликтом, кажется возможным только через прорыв исходного импульса или через усиление защиты. На самом же деле существует и третья возможность, которая на первый взгляд кажется парадоксальной: обе могут иметь место одновременно. Встречаются компромиссы, при которых нежелательный импульс находит какой-то замещающий выход, но замещающий выход может помочь защититься от остатков исходного импульса. Часть проклятой энергии разряжается, но так, чтобы усилить защиту от остальной. Типичный невротический симптом выражает влечение и защиту одновременно. Промахи, ошибки и симптоматические действия представляют собой довольно простые примеры, в которых формирование компромиссов такого рода можно изучать в относительной изоляции».
«Если человек делает оговорку, то это происходит из-за того, что он бессознательно как-то сопротивляется тому, что сознательно намеревался сказать. Анализ оговорки выявляет, какая тенденция нарушила первоначальное намерение говорить. Если человек вместо того, чтобы оговориться, только начинает немного заикаться, то очевидно, что какой-то бессознательный мотив нарушил его намерение, но мы не можем догадаться, какой именно мотив. Если такое случайное заикание возникает регулярно в ответ на определенный раздражитель, знание этого раздражителя может быть использовано в качестве отправной точки для анализа мешающего фактора. Если, однако, человек заикается не только как реакция на определенные раздражители, но делает это более или менее всякий раз, когда он говорит, тревожный факт должен корениться в том факте, что само намерение говорить имеет нежелательное значение. Таким образом, некоторые типы случайного заикания могут быть связаны с бессознательным инстинктивным значением того, что человек собирается сказать; тогда как в тяжелых случаях заикания функция речи сама по себе представляет нежелательный инстинктивный импульс». — Отто Фенихель, 9 лет. 0010 Психоаналитическая теория невроза (W.W. Norton & Co., 1996/1 st ed., 1945)
* * *
» Очевидно, что если человек случайно сшибет вазу, это не выдержит какое-либо отношение к его жизни и характеру. Но если это подлинная случайность, можем ли мы описать то, о чем идет речь, как действие или реакцию? Под реакцией я подразумеваю что-то вроде удара кого-то по лицу в гневе, слез, услышав неприятную новость, нервного подергивания в ожидании интервью, смущения, помрачения сознания [или «опустошения»], забывания линии, как раз там, где вы хотите добиться успеха или произвести хорошее впечатление. Именно в случаях последнего рода Фрейд не останавливается на таких ответах, как «Его разум стал пустым, потому что он нервничал, и он нервничал, потому что так много было поставлено на карту для него». Конечно, и связь, о которой идет речь, совершенно понятна. Тем не менее Фрейд считает, что здесь есть место для исследования, исследования в направлении чего-то более отчетливо личного. Но нужно ли какое-то дополнительное объяснение в в каждом случае ? Должны ли мы никогда не принимать утверждение, подобное приведенному выше, в качестве окончательного объяснения? Ответ Фрейда в связи с оговорками и ошибками был таков: «Мы не утверждаем — и для наших целей нам не нужно утверждать, — что каждая допущенная ошибка имеет значение, хотя я думаю, что это вероятно. Достаточно доказать, что такое значение относительно часто встречается в различных формах ошибок.
Фрейд поясняет, что под «значением» он понимает «значение, намерение, тенденцию и положение в последовательности ментальных связей». или когда он непреднамеренно искажает его так, что то, что выходит из его уст, относится к другому слову, произнесенное или предложенное слово может выражать мысль или аффективную реакцию, которую он проверял, хотя он этого не осознавал. Сравните со случаем, когда слова, произносимые человеком в гневе, могут раскрыть то, что он думает на самом деле. Он может сам удивиться, и когда он вернется к своему повседневному слегка почтительному отношению, он может отмахнуться от своих слов как от «упущения»: «Эти слова были сказаны в гневе, они не отражают того, что я думаю о вас». Это был не он; это говорил алкоголь».0003
По мнению Фрейда, существует множество случаев, когда правда в смысле того, что человек действительно думает или чувствует, его реальных реакций или озабоченностей, ускользает от него в неосторожные моменты, в моменты, когда его способности внимания и самоконтроля ускользают от него. -контроль низкий. Оно ускользает от него в словах, ошибках, непреднамеренных действиях и упущениях, которые могут выглядеть невинными, так что у нас возникает искушение принять их за чистую монету и отвергнуть как «незначительные» или «тривиальные». со стороны рассматриваемого лица, поскольку это не вяжется с его сознательными мыслями и обдуманными действиями. Точка зрения Фрейда состоит в том, что если мы сможем более глубоко и всесторонне взглянуть на человека, а это потребует от него готовности быть с нами открытым в разговоре, то мы можем обнаружить, что это подходит. Это может изменить рассматриваемый аспект. что мы это видим. Такое изменение аспекта для него предполагает принятие на себя ответственности за определенные мысли и отношения, которые раньше он не хотел признавать.
Фрейд критически относится к такого рода пренебрежению: «Здесь, как и в других сферах, детерминизм простирается дальше, чем мы предполагаем». произвольно, подлежит детерминизму, если оно «объяснимо с помощью целеустремленных идей». «Что должны быть беспричинные события, немыслимо», — я прокомментировал это ранее. «Немыслимо, чтобы были невинные оговорки, ошибки или упущения, чисто случайные действия. Фрейд склонен идти по этому пути, но сдерживается, и правильно: невиновных среди них меньше, чем мы предполагаем. Возможно, его точка зрения состоит в том, что в психоанализе мы не должны считать их невиновными, пока не будет доказано обратное, что мы должны начать с обратного предположения и придерживаться его, пока не будет доказана его неправота. Возможно, в этом и есть смысл его слов: «детерминизм простирается дальше, чем мы предполагаем». — Ильхам Дильман, 9 лет0010 Freud and the Mind (Basil Blackwell, 1984)
* * *
istungen , то есть парапраксы повседневная жизнь: аномалии памяти, оговорки, оговорки и перо, неумелые действия и, что, на мой взгляд, наиболее поразительно, комбинированные парапраксы.
В Психопатологии Фрейд избегает примеров, требующих «глубокой» психологии. Хотя он использует термин «вытеснение», он часто использует его взаимозаменяемо с «подавлением». В своих первых двух примерах он широко использует технику свободных ассоциаций, но в обоих случаях ассоциации достигают кульминации в материале, который скорее подавлен, чем вытеснен. Как в этих случаях, так и в большинстве других примеров парапраксов в Психопатология : Это не случаи появления глубоко «подавленных» идей или аффектов. Тем не менее большая часть материала, представленного Фрейдом… иллюстрирует основные психоаналитические принципы. … [А] среди феноменов, которые он обсуждает, комбинированные парапраксы особенно поразительны — по крайней мере, в том, что они подталкивают меня к психоаналитической точке зрения. Однако глава Фрейда о них скудна. Чтобы дополнить его, я кратко рассмотрю некоторые явления, близкие к комбинированным парапраксам, а именно аккумулированные.
Некоторые читатели этой статьи, возможно, имели опыт примерно следующего рода: за несколько дней до встречи, которую человек ожидает с едва ощутимым беспокойством, он совершенно нетипично забывает некоторые сигнальные предметы, скажем, во-первых, свой кошелек с деньгами и, позже ее ключи. Затем она — и это тоже для нее необычно — заключает помолвку, которая, не осознанная ею в то время, противоречит ее назначению. Затем она вспоминает последнее и пытается отсрочить его или вспоминает только после того, как истекло время его хранения.
Подобный пример накопленных парапраксов, как я уже сказал, не является чем-то необычным. Если поспрашивать своих знакомых, то можно узнать о ряде подобных ему примеров. Набросок, который я набросал — взятый из реального случая, — имеет некоторую доказательную ценность в следующих отношениях: назначение; во-вторых, странное забвение сигнальных элементов, эпизодов, символизирующих сопротивление, окопы в символизме, который Фрейд, хотя и не первый заметил, но первым систематически использовал. В Психопатология Фрейд часто обращается к этому символизму. [….] Когда Фрейд говорит, как он узнал значение символов, он не опирается на клинические данные. Позиция скорее обратная:
«[Мы] узнаём из самых разных источников — из сказок и мифов, из шутовства и шуток, из фольклора [то есть из знаний о народных нравах и обычаях, поговорках и песнях) и из поэтического и разговорного языкового употребления. [….] Если мы углубимся в эти источники подробно, мы найдем очень много параллелей с символикой сновидения мы не можем не быть убеждены в наших интерпретациях .’
[….] Согласно концепции Фрейда, комбинированные парапраксии совпадают и в некоторых случаях сотрудничают в попытке выполнить одно и то же желание. Накопленные парапраксии — как я использую эту фразу — многократно выражают или намекают на желание и могут также способствовать его исполнению. (В моем примере накопленных парапраксов женщина забыла о встрече с гинекологом и касалась вопроса, наполненного тревогой.) Отдельные парапраксы либо пытаются исполнить желание, либо выражают его, либо намекают на него». — Дэвид Сакс, «Справедливости ради Фрейду: критическое замечание о Основы психоанализа , Адольф Грюнбаум, в Джероме Ной, изд. Кембриджский компаньон Фрейда (Cambridge University Press, 1992).
* * *
Резкую критику психоаналитической теории Фрейда о парапраксии, которую я считаю глубоко ошибочной, см.