Речь
Язык складывается на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к определенной народности, а также отчасти под влиянием языков и речи других народов. На протяжении длительного многовекового периода исторического развития в процессе речевого общения людей создаются национальные языки. При всей общности понятий речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей психической деятельности.
Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение — важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.
Речь — это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка.
Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык — это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний. Речевая деятельность — это процесс общения людей посредством языка. Речь — это язык на службе у конкретного человека. Таким образом язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления — общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. Язык — это всегда продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.
Язык — это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли.
Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудового, революционного опыта многих поколений. Новорожденный застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди.
В процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения.Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К так называемым «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено.
Речь тесно связана с мышлением
Речь воздействует на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения, как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.
Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать близость пищи, опасности и т.д. Голосовые реакции животных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.
Единство трудовых действий порождало единую для всех членов коллектива звуковую систему, с помощью которой первобытные люди обозначали орудия труда, свои действия, явления природы. Вначале человек обозначал речевыми звуками лишь то, что достигалось его чувственным опытом. В речи не было слов для обозначения широких обобщений, отвлеченных понятий, ибо человек еще не мог обобщать так, как это он делал позже. Однако с усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов. Это породило первые обобщения и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и познания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий — высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.
Большое значение имеет смысловая сторона речи, она находит выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.
Функции речи
Речь выполняет несколько функций: коммуникативную, или функцию сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.
Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Коммуникативная функция речи непосредственно связана с сигнификативной: если слушатель не понимает обращенной к нему речи, сообщение бессмысленно, оно не несет в себе никакой информации, оно перестает быть для данной личности сообщением.
Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение.
Функция выражения проявляется в том, что говорящий, сообщая что-либо другим людям, выражает посредством интонаций голоса — убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств — свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость улавливаются слушателями по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде. Выразительность речи непроизвольна, хотя и может быть преднамеренной, управляемой.
Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение — все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей.
Анатомо-физиологические основы речи
Для того, чтобы лучше понять патогенетические механизмы нарушения речи, нужно иметь представление о ее анатомо-физиологических механизмах. Различают периферический и центральный механизмы речи.
Произношение звуков речи обеспечивается периферическими механизмами — функцией голосовых связок, органов речевой артикуляции и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные механизмы, главным образом различные отделы коры больших полушарий головного мозга.
При звучании устной речи необходимо учитывать различия в тембре. Тембр речи играет роль в ее выразительности, эмоциональной окрашенности. При некоторых заболеваниях тембры речи и звука существенно меняются, например, при отдельных эндокринных заболеваниях. При неправильных положениях периферических органов речи страдает артикуляция. У ребенка в начальном периоде развития речи неправильное положение органов речи при произношении звука ведет к физиологическому косноязычию.
Физиологические механизмы речи сложны. В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга — двигательный, слуховой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи.
Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхательной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, приводящие в движение легкие), голосовой (гортань как продолжение дыхательного горла), артикуляционной (глотка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо). Каждая из этих систем выполняет определенные функции в образовании звуков. Мышечная деятельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обратно по эфферентным и афферентным нервам, которые связывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного анализатора.
Речевая деятельность человека имеет условно-рефлекторную природу. Физиологически речь означает образование и функционирование второсигнальных условных рефлексов. Слово как раздражитель особого рода выступает при этом в трех формах: как слышимое, видимое (написанное) и произносимое. Движение речевого аппарата, как уже сказано, наблюдается во всех трех случаях.
Звуковым элементом слова является фонема — специфический речевой звук, обладающий смыслоразличительной функцией. Например: если сравнить слова «мул», «мыл», «мол», «мал», то можно заметить, что речевые звуки (фонемы) у, ы, о, а — не только различны по качеству (звучат по-разному), но и меняют смысл слов, в состав которых они входят. Фонемы д, т, п также меняют смысл соответствующих слов «день», «тень», «пень».
Формирование фонем достигается деятельностью артикуляционного аппарата, в частности, резонаторов (рот, глотка, полость носа). В резонаторах звук усиливается или ослабляется, часть обертонов заглушается, другая часть выделяется сильнее. После такой обработки звуков образуются фонемы и форманты — разновидности фонем. Гласные звуки образуются в результате беспрепятственного прохождения звуковой волны через всю полость рта. Согласные звуки образуются в случае преград, создаваемых языком, зубами, мягким и твердым нёбом; так мы получаем губные, зубные, гортанные, шипящие, свистящие и другие согласные звуки. Носовые звуки «м» и «я» образуются в связи с деятельностью носового резонатора вместе со всей артикуляционной системой. Наиболее подвижным элементом артикуляционной системы является язык, принимающий участие в образовании почти всех фонем.
Звуки, сливаясь, образуют слоги и слова. Соединения слов в предложения, а соединения предложений — в более сложные комплексы, образуют речевой поток.
Слова и предложения объединяются согласно правилам грамматики. Вне деятельности коры головного мозга речевой процесс невозможен. Речь несет информацию коре головного мозга, но эта информация не локализуется в мозговом конце одного какого-либо анализатора. Она вызывает нервные процессы и в других анализаторах. Деятельность второй сигнальной системы всегда означает согласованную работу слухо-речевого, зрительно-речевого и речедвигательного анализатора.
Виды речи
Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.
Устная речь. Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определенных заболеваний. Например, больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или крайне медленно, с элементами скандирования. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В основе его часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли и т.д.
В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.
Показателем развития речи является активный словарь — запас слов, которые употребляет человек в своей речи. Пассивный словарь — это запас слов, которыми человек сам не пользуется в общении с людьми, но способен понять в чужой речи.
У некоторых больных речь становится обедненной. Так нередко бывает при поражениях лобных долей мозга, при агрофических заболеваниях мозга (Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).
Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.
Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.
Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п.
Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.), имеющим монологический характер.
Письменная речь. Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать.
Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письмо и чтение, развитие которых является важнейшей задачей школы, начиная с первых дней обучения ребенка, раздвигает его умственные горизонты и является важнейшим средством приобретения и сообщения знаний. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо — значит хорошо уяснить это и запомнить.
Письменная речь, по сравнению с разговорной речью, имеет свои особенности. Развитие письменной речи неразрывно связано с развитием самого речевого процесса. Письмо требует известной перестройки мыслительного и речевого процессов. Только на относительно высоком уровне развития письменной речи человек может строить ее так, что она по форме мало отличается от устной речи. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма — почерк. Почерк в известной степени зависит от типа личности, от ее состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об особенностях личности, об эмоциональном состоянии писавшего.
Внутренняя речь. Кроме экспрессивной речи, выделяется внутренняя импрессивная речь. Можно сказать, что это речь про себя и для себя. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регулировании поведения. Внутренняя речь очень важна для процесса мышления, но ее нельзя отождествлять с мышлением.
Значение и смысл внутренней речи определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми. В связи с тем, что внутренняя речь не служит общению, она может быть значительно сокращенной, несколько другой структуры, чем громкая речь, в ней большую роль играют чувственные представления.
При исследовании речи человеку предлагают повторять слова, простые и сложные предложения. Нарушения артикуляции обнаруживаются при повторении особо сложных для артикуляции фраз. Следует использовать названия часто и редко встречающихся предметов и их изображений, пересказ рассказа или описания сюжета картины, письмо под диктовку. Понимание речи можно проверять, давая простые и сложные словесные инструкции, которые больным следует выполнять.
Введение в психологию речи и языка
29.04.2011
В психологии речь рассматривается в тесной связи с языком, общением и мышлением. Соотношение этих понятий столь сложно, что каждый очередной шаг в их’«познании приводит к появлению новых проблем.
Возникает ряд вопросов: что исторически первично — речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Эти вопросы возникли не из простого научного любопытства. Ответы на них открывают широкие возможности для создания новых психологических технологий в сфере эффективного взаимодействия людей.
Речь реализуется с помощью языка. Речь — процесс общения, язык — средство общения. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы. Язык и речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.
В психологии имеется узкое и широкое понятие речи. В широком смысле речь рассматривается как процесс общения через всевозможные коммуникационные средства. Например: слова, жесты, мимика, позы, телодвижения. В узком смысле — как процесс общения с помощью естественного языка, исторически сложившегося в результате взаимодействия людей данной этнической группы.
Одним из общих элементов речи и языка является слово, точного определения которому до сих пор нет, хотя каждому понятно, что скрывается за этим понятием. В языковом аспекте можно сказать, что слово — это минимальный элемент языка, который может быть использован автономно в устойчивой письменной речи.
Речь выполняет ряд функций:
Коммуникативная функция речи заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека. Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться психические расстройства. Человеку крайне необходимо отражаться в других и видеть свое отражение. У народов Севера был обычай: соплеменника, совершившего злой поступок, изгоняли из племени и вынуждали жить вдали без права общения даже со случайно встреченным человеком. Это считалось крайней мерой наказания. Лишение коммуникативной функции как самая строгая мера наказания используется и в местах лишения свободы, в виде временного помещения провинившегося в камеру-одиночку. А разве может существовать в реальности Маугли?
В рамках коммуникативной функции можно выделить информационный, организационный, побудительный и маркировочный аспекты речи.
Познавательная функция обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений. В этом контексте речь можно рассматривать и как форму познания,- и как средство развития познавательных процессов. В этом качестве речь ускоряет процесс накопления опыта. Возьмем, к примеру, простейшую операцию заточки обыкновенной иглы напильником, даже если человек когда-то наблюдал эту операцию, без инструктивного слова «бывалого» здесь не избежать пораненных пальцев (о качестве работы и говорить не приходится).
Психодиагностическая функция речи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.
Психотерапевтическая функция речи, выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи. Слово как исцеляющее средство во все века ставилось впереди хирургического ножа и даже лечебных трав. Психолог и врач, не не использующие это средство, должны сменить свои профессии, ибо неумение оказать помощь человеку с полной объективностью молено квалифицировать как нанесение вреда клиенту.
В онтогенезе общения все эти вышеперечисленные функции набирают свой вес не сразу и не одновременно. Так, примерно до полутора лет «абсолютную власть» удерживает коммуникативная функция. При этом на первых порах главенствует ее информационный аспект, затем активно подключаются к общению другие аспекты и функции. Общение само по себе стимулирует развитие речи, действуя в качестве положительной обратной, связи. Здесь вновь можно сослаться на эффект Маугли: отсутствие общения с людьми приостанавливает развитие не только речи, но и психики в целом.
Ключевые слова: Язык, Речь
Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме |
---|
Предложение и высказывание Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004 |
Язык и речь Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность |
Язык — речь — слово в фольклоре Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В. В. Аннушкин. — 2-е изд.,… |
Язык и речь в речевой деятельности Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности |
Речь и общение. Язык. Знак и значение Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Говорящий и слушающий Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,… |
Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи … |
Функции языка и их реализация в речи Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:… |
б.с./м.с. или B.A./M.S. Психология/патология речи и языка
Бакалавриат
Б. С./МС. или B.A./M.S.
Речево-языковая патология — это растущая область, в которой специалисты работают с детьми и взрослыми с нарушениями общения и глотания. Логопеды (SLP) работают в образовательных, медицинских, академических и частных медицинских учреждениях. В этих условиях SLP могут:
- Работать с людьми, имеющими расстройство социальной коммуникации, такое как расстройство аутистического спектра
- Помогите человеку с когнитивно-коммуникативным расстройством, таким как афазия
- Помогите тому, у кого есть проблемы с пониманием других или эффективным самовыражением во время разговора
Степень бакалавра психологии и ее внимание к пониманию и оценке человеческого поведения в сочетании с базовыми курсами в области речи, языка и слуха обеспечивает отличную подготовку к будущей работе в области патологии речи и языка. Эта программа двойного диплома дает студентам возможность сочетать программу бакалавриата по психологии с автоматическим поступлением в магистратуру. в программе патологии речи в SHU после соответствия определенным критериям бакалавриата.
Ресурсы:
- Кафедра психологии
- Программа MS-SLP
- Справочник по профессиональным перспективам
- Американская ассоциация речи, языка и слуха
- Национальная ассоциация слушателей речи студентов
- Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств
«Степень бакалавра психологии в Сетон-Холле была идеальным выбором на моем пути к тому, чтобы стать логопедом. Благодаря своим курсам я получила представление о различных формах поведения, трудностях в обучении и образе мышления, которые могут быть у человека. Это позволило мне чтобы затем лечить каждого человека не только от его расстройства. Сочетание тщательной курсовой работы и динамичного факультета помогло мне стать всесторонним и разносторонним терапевтом ».
Меган (Миллс) Пагано, ’10
Учебная программа
Студенты завершат учебную программу для получения степени бакалавра. или Б.С. по психологии в дополнение к шести курсам по речи, языку и слуху, а также другим обязательным курсам бакалавриата. Студенты будут работать в паре с консультантом по психологии и SLP, чтобы обеспечить своевременное завершение программы. Учебный план программы MS можно найти здесь.
Каталог бакалавриата
Каталог выпускников
Академический календарь
Программный факультет
Преподаватели наших всемирно признанных исследовательских и учебных программ стремятся направлять студентов к успеху. Сетон Холл — католический университет, где великие мыслители не просто думают. Они учат.
Посмотреть полный список факультета психологии »
Посмотреть полный список факультета патологии речи »
Посетите Сетон Холл. Посетите нас сегодня.
Являясь одним из ведущих католических университетов страны, Сетон Холл развивает разум, сердце и дух студентов с 1856 года. Сетон Холл, в котором обучается около 10 000 студентов и аспирантов, воспитывает сострадательных лидеров, готовых изменить мир к лучшему. в мире.
Сетон Холл предлагает все преимущества крупного исследовательского университета — национальную репутацию; сложные академические программы; известные выпускники; современное оборудование; известный факультет; и широкие возможности для стажировок, исследований и стипендий — со всеми преимуществами небольшой, поддерживающей и заботливой среды.
Лучший способ по-настоящему познакомиться с Сетон-холлом — посетить нас лично.
Зарегистрироваться на экскурсию Посетить день открытых дверей
Психология речи — Communilogue
Проведите пять секунд на этом сайте, и вы поймете, что я заикаюсь. Я провел годы (гм… десятилетия), пытаясь скрыть это, меняя слова, вообще не разговаривая и избегая ситуаций, в которых я заикался. Возможно, это звучит не так, но это было утомительно. У меня до сих пор бывают моменты, когда я изо всех сил пытаюсь что-то сказать и задыхаюсь от энергии, которую трачу, пытаясь произнести простое предложение. Я хоть и не психолог, но по своему личному опыту могу с уверенностью сказать, что кое-что знаю об эмоциональной стороне общения.
Самое последнее исследование эмоций, лежащих в основе заикания, которое я видел, проводилось два года назад, поэтому я буду опираться на свой собственный опыт. Вспоминая начальную школу, я не могу сосчитать, сколько раз я сидел на стуле, дрожа от того, что приближалась моя очередь читать вслух в классе. Я привык подсчитывать количество студентов впереди меня, а затем считать соответствующие абзацы, чтобы выяснить, какой из них будет моим. Затем я просматривал абзац, чтобы увидеть, на каких словах я буду заикаться. По мере приближения моей очереди мое беспокойство возрастало. Когда я, наконец, вставал, чтобы прочитать свой абзац, я был так напуган, что каждое слово было борьбой.
Я даже не могу сосчитать, сколько раз мне хотелось плакать, прятаться, кричать, убегать или просто исчезнуть из-за заикания. И это полная противоположность тому, что ваша речь должна сделать для вас. Разговор об идеях, ваших увлечениях, чувствах или вещах, которые наиболее важны для вас, должен придавать сил. Делиться своими взглядами с другими и участвовать в диалоге — одна из радостей жизни. Но когда у вас возникают проблемы с донесением своих идей — по какой бы то ни было причине — эта радость превращается в кошмар.
Так какая психология стоит за моей речью? Не буду врать — бывают моменты, когда я чувствую себя немного менее достойным, потому что мой голос не такой, как у обычного человека. Как будто мои мысли и идеи не так хороши, как другие, из-за того, как они звучат, исходя из моего рта. Не помогает и то, что предвкушение фактического разговора с другим человеком иногда сильнее, чем сам момент разговора. Преодолевая тревогу и страх, заикание в лучшем случае помогает мне выделиться, а в худшем — самый унизительный момент моего дня.
Хотя моя ситуация немного уникальна (только один процент населения заикается), я понимаю, что люди с нарушениями речи не единственные, у кого проблемы с коммуникативными навыками. Мой друг-логопед по имени Кэти консультирует не только заикающихся, но и тех, кто страдает социальной тревожностью, или людей, которые хотят не бояться высказываться на рабочих собраниях. Однажды на встрече заикающихся один из тех, кто не заикается, признался, что испытывает небольшое беспокойство, когда разговаривает по телефону.
Если подумать, то это на самом деле очень увлекательно. У всех нас есть собственный невроз, когда дело доходит до разговоров. Будь то устные доклады на занятиях, собеседования при приеме на работу или большая презентация для потенциального клиента, мы все знаем, каково это — беспокоиться о своих словах. Наши слова, в некотором смысле, и есть то, кто мы есть. То, что мы говорим, как мы это говорим и когда мы произносим слова, являются важными факторами, влияющими на то, как люди оценивают нас и формируют свое мнение. Поэтому, когда мы так зацикливаемся на логистике того, что мы говорим — будь то из-за дефекта речи, социального беспокойства или общего страха сказать что-то не то — разве мы на самом деле не лишаем людей интересного, уникального и опытного человека? что мы?
Вместо того, чтобы ломать голову над тем, что сказать, как сказать, когда, что сказать, и так волноваться о том, как сказать, что и где, мы должны избавиться от страха сказать что-то не то.