Что значит тактильный — Значения слов
Словарь медицинских терминов
тактильный (tactilis; лат. tango, tactum трогать, касаться)
относящийся к осязанию.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
тактильный
тактильная, тактильное (латин. tactilis) (науч.). Осязательный. Тактильные ощущения.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
тактильный
прил.
Большая Советская Энциклопедия
Примеры употребления слова тактильный в литературе.
Сознание тела или тактильное познание бескорневого морального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа прикосновения, имеющего благотворный осязаемый объект и получающего в качестве основы землю немедленно после обращения к элементу ума.
Сознание тела или тактильное познание бескорневого внеморального сознания сферы чувств, сопровождаемое гедонистическим безразличием, возникает в поле органа прикосновения, имеющего благотворный осязаемый объект и получающего в качестве основы землю немедленно после обращения к элементу ума.
Могу ли помнить о сознавании качества тактильных ощущений от каждой карты, когда я ее кладу, будучи внимательным к тому факту, что я сознаю эти тактильные качества, что я направляю свое внимание к большей внимательности?
Со своим ограниченным софтвером все, что она смогла слатать и сшить вместе, обладало одной и той же тактильной подлинностью, и под конец это так же выводило ее из себя, как и то, что она застряла в центре неизвестно чего до конца своей карьеры.
Слух, тактильные ощущения, чувства вкуса и обоняния активно включаются в процесс оценивания сигналов, поступающих извне.
Психотерапевт может пользоваться глазами, руками и другими частями тела, наблюдая визуально, ощущая тактильно тело пациента.
Рассматриваемое под таким углом зрения, оно само собой разделяется на отдельные элементы: визуальное — или оптическое — пространство, тактильное — или осязательное, слуховое, и так далее.
По-видимому, она теряла контакт с окружающими и не могла реагировать на словесные и тактильные, осязательные, стимулы.
Температурные, тактильные, зрительные, звуковые раздражители в корне отличаются от условий, в которых плод существовал Юлунных месяцев.
Помогая пациенту воссоздать старый или создать новый способ организации собственного опыта с помощью тактильных ощущений или ясного видения или острого слуха, психотерапевт вместе с пациентом испытывают мощные воодушевляющие их переживания.
Эта особая точка отмечена особым знанием, знанием по ту сторону чистого зрения, знанием соприкосновения Здесь происходит перетекание зрительного опыта в тактильный, и потому точка эта оказывается на сфере, на кривой, на пространстве деформации.
Его сладострастное ощупывание знакомых предметов, опьянение от вновь ощущаемых запахов дают 128 нам пережить открытие нового именно как возвращение к старому, как что-то фундаментально связанное с памятью о минувшем, но одновременно и как глубоко тактильный опыт.
Видимое оказывается распластанным подобием тактильного, но это подобие не предполагает точки зрения, это именно поверхностная граница.
Деформации в лице Петра возникают в результате его контакта с этой материализованной формой тактильного зрения.
Он показал ей свои руки, в которых ничего не было, потом вытянул одну руку и мягко, осторожно взял пальцами ее правое запястье, едва касаясь его, только неравномерно изменяя манеру тактильного стимулирования кончиками пальцев.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Что такое тактильный ориентир? — Тифлоцентр «Вертикаль»
Под эту формулировку попадает любое тактильное изделие, воспринимаемое незрячим человеком в качестве поиска направления движения и помогающее ему правильно скорректировать свое местоположение в пространстве.
Для чего нужны?
Под ориентированием принято понимать определение на местности своего положения при помощи объектов, выделяющихся на общем фоне. Например, моста или высотного здания в городе или расположения муравейника в лесу. Но перечисленные выше способы рассчитаны на людей с нормальным зрением, способным определять своё местоположение и направление движения с помощью видимых ориентиров.
А как быть тем, кто лишён способности видеть? Для них существуют тактильные ориентиры – информационные носители, воспринимаемые на ощупь.
Что можно отнести к тактильным ориентирам?
1. Тактильная мнемосхема. Даёт возможность получить предварительную информацию о пространстве внутри объекта (на вокзале, в музее, парке) или в непосредственной близости от него (перекрёсток, остановка общественного транспорта) при помощи рельефно-графического шрифта или рельефно-точечной азбуки по системе Брайля. Тактильная мнемосхема может быть вертикальной, то есть, закреплённой на стене или горизонтальной, установленной на специальной стойке.
В линейке продукции Тифлоцентра «Вертикаль» есть также несколько образцов тактильно-звуковых мнемосхем, позволяющих получать необходимую информацию не только в тактильном, но и голосовом варианте.
Тактильно-звуковая
68 365 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Тактильно-звуковая
57 268 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Мнемосхема
136 715 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Мнемосхема
115 465 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Настенная ТЗМ с
89 518 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Настенная ТЗМ с кнопкой
64 518 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Настенная ТЗМ с
84 518 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Тактильно-звуковая
94 830 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
2.
- Тактильная плитка
- Тактильные индикаторы
- Тактильная лента для маркировки ступеней лестниц
- Тактильное противоскользящее покрытие «ТифлоПол».
Настенная тактильная разметка это:
- Таблички
- Пиктограммы
- Указатели
- Планы эвакуации
Для удобства ориентирования незрячих, места, где нанесена тактильная разметка, можно обозначить на общей мнемосхеме.
Плитка тактильная
1 003 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
313 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
333 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 187 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
439 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
333 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
429 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
408 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
313 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 109 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 003 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
429 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
408 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
273 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
485 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 003 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 277 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
313 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 109 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
288 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 187 ₽
Купить по
Плитка тактильная
1 003 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
408 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
439 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 277 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 187 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
273 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
313 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
333 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
429 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 277 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 109 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
485 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
429 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
288 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
333 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
408 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 187 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 277 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Плитка тактильная
1 109 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
3. Направляющий поручень. Линейный ориентир, выполняющий две функции:
- Определяет пути движения
- Служит опорой для рук
Поручни монтируются к стене чаще всего вблизи напольных тактильных указателей и являются вспомогательным средством навигации. Поручни под маркой Тифлоцентра «Вертикаль» выпускаются согласно нормативным требованиям, с гладкими поверхностями и закруглёнными краями, без острых углов, шероховатостей, выступающих предметов (деталей крепления, головок болтов и саморезов). Места, где установлены поручни, можно также отметить на общей мнемосхеме.
4. Тактильная метка на поручень. Представляет собой небольшую самоклеящуюся ПВХ плёнку шириной 30-40 мм с нанесённой на неё информацией по системе Брайля. Цвет – жёлтый или монохром. Устанавливается с наружной стороны поручня для быстрого считывания информации о межэтажной нумерации, номерах кабинетов, выходах и т.д.
Поручень опорный,
10 928 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
4 831 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
7 932 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 383 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 624 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
7 686 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
14 595 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 006 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
5 733 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
5 733 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
3 477 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
5 681 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
4 649 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
3 030 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 584 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 881 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
5 733 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 360 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 006 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 722 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 584 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
5 733 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
3 028 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 703 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 883 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 881 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
3 028 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 881 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 730 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 360 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 883 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 730 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
6 383 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Поручень опорный,
2 742 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
5. Тактильная пиктограмма. Рельефный значок, отображающий доступность той или иной функциональной зоны на объекте. Является универсальным средством ориентирования инвалидов по зрению. В зависимости от условий применения пиктограмм и требований к их внешнему виду, специалистами Тифлоцентра «Вертикаль» разработано несколько десятков образцов данной продукции – на металлической, пластиковой основе, прозрачные, светоотражающие и др.
6. Тактильная табличка. Информационный носитель, рассчитанный на незрячих и слабовидящих людей. Содержит данные о предназначении объекта, времени работы и др. На Тифлоцентре «Вертикаль» созданы несколько типов тактильных табличек:
- Таблички с азбукой Брайля – для тотально незрячих
- Плоско-выпуклые – для слабовидящих
- Комплексные – пригодны для использования обеими категориями инвалидов по зрению
- Настольные – устанавливаются на стол или стойку регистрации
- Тактильно-звуковые
- Таблички с подсветкой
- Таблички со сменной тактильной информацией
Вы можете сами составить тактильную табличку, купив в интернет-магазине на нашем сайте набор для самостоятельной маркировки. А для того, чтобы узнать, как будет выглядеть ваша тактильная табличка со шрифтом Брайля, воспользуйтесь нашим калькулятором.
Табличка тактильная
498 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Табличка тактильная
1 601 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Тактильная табличка со
1 993 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Табличка тактильная
996 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Тактильная табличка со
4 607 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Тактильная табличка со
1 329 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Тактильная табличка со
2 658 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Секционная тактильная
3 780 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Табличка тактильная
2 214 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Секционная тактильная
2 835 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Секционная тактильная
1 890 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Табличка тактильная
1 107 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Табличка тактильная
697 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Табличка тактильная
1 201 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Табличка тактильная
1 425 ₽
Купить по
оптовой цене
Купить
Что такое тактильное обучение?
Стили обучения важны как для учителей, так и для учащихся. Учителя, которые понимают стили обучения, могут помочь разным учащимся преуспеть в своем классе, используя уникальные стратегии, упражнения и задания, чтобы удовлетворить потребности всех типов учащихся.
Основными стилями обучения являются аудиальный, визуальный, кинестетический или тактильный, а иногда чтение и письмо. Хотя все, вероятно, будут использовать все эти стили обучения в своем образовании, у большинства учащихся есть определенный стиль обучения, который им легче дается. Учителя могут определить различные типы стилей обучения, которые чаще всего используют их ученики, а затем организовать занятия и обучение в классе, чтобы помочь широкому кругу учащихся учиться и расти. В конечном счете, учителя хотят, чтобы их ученики преуспевали в классе, и понимание стилей обучения и того, как включить их в класс, является ключом к этому успеху.
Узнайте больше о кинестетических учениках и тактильных учениках, о том, как педагоги могут идентифицировать таких учеников и как учителя могут использовать этот стиль в своих классах.
Кинестетические или тактильные учащиеся должны физически коснуться или попробовать что-то, чтобы лучше усвоить концепцию. Этот стиль часто называют мультисенсорным обучением, потому что тактильные учащиеся слышат или видят, чтобы учиться, а затем завершают свое обучение, пробуя это сами. Это сильно отличается от аудиального и визуального обучения, когда учащимся необходимо увидеть или услышать инструкцию, чтобы выучить ее. Кинестетика — это практический метод, ориентированный в первую очередь на учащегося, пробующего себя в качестве пути к обучению.
Учителя могут извлечь большую пользу, выяснив, какой стиль обучения предпочитает ученик. Это помогает им наладить связь со студентом наилучшим образом для их обучения и позволяет им попробовать новые методы, если студент борется с концепцией. Есть несколько способов, которыми учитель может идентифицировать кинестетика в своем классе, в том числе:
Ему нужно двигаться. Кинестетические ученики часто лучше всего учатся в движении. Их осязание и способность передвигаться действительно могут помочь им лучше понимать и учиться.
Любит практические занятия. Учащиеся, которым особенно нравится участвовать в практических занятиях, могут быть кинестетическими учениками.
Лучше запоминает информацию, когда ее записывают. Кинестетических учеников часто можно определить как тех учеников, которые сосредоточены на том, чтобы делать заметки или писать в своем планировщике как часть своего обучения.
Игнорирует или игнорирует инструкции. У кинестетиков могут возникнуть проблемы с запоминанием или выполнением инструкций. Если у вас есть ученик, которому особенно сложно следовать правилам, он может быть кинестетическим учеником.
Не любит чувствовать себя ограниченным. Как физическое, так и умственное ограничение может быть проблемой для кинестетических учеников. Если у вас есть учащийся, который не хочет мыслить стандартно или у него проблемы с пребыванием в маленьком классе, сидящим за партой, он может быть тактильным учеником.
Трудности с концентрацией внимания в течение длительного периода времени. Учащиеся-кинестетики не умеют сидеть на месте и слушать или читать в течение длительного периода времени. Они жаждут физического движения и часто хороши в физической активности. Ученик, который не хочет сидеть на месте, может быть тактильным учеником.
Помимо изучения того, на какие характеристики обращать внимание, учителям очень полезно знать, как выглядит кинестетическое обучение в действии, что помогает им получить представление о том, как использовать кинестетическое обучение в классе. Вот некоторые из примеров кинестетического обучения:
Попросите учеников определить типы горных пород для урока геологии. Вместо того, чтобы предлагать учащимся смотреть фильм о камнях или рассматривать картинки, организуйте более практическую деятельность. Разложите камни по комнате и предложите учащимся пройти к каждой станции, глядя на камни и прикасаясь к ним, чтобы определить, к какому типу они относятся. В частности, в обучении STEM практические действия могут иметь решающее значение для успеха.
Предложите учащимся сделать диораму на исторический период. Эта практическая творческая работа — отличный способ помочь кинестетическим ученикам действительно запомнить информацию. Они больше вспомнят о том, что было в истории, если сделают что-то своими руками.
Включить опции для учащихся. Например, дайте учащимся возможность написать отчет о книге или создать отчет о видеокниге. Кинестетические учащиеся могут оценить возможность сделать более творческий, практический проект.
Создание карточек для запоминания. Дайте учащимся задание создать карточки для запоминания дат, имен и т. д. Кинестетические учащиеся будут запоминать информацию намного легче, если у них есть созданные ими драматические визуальные образы.
Использование реквизита в математике. Используйте плитки, чтобы научить учащихся сложению и вычитанию, используйте реальные фигуры на уроках геометрии и другие реквизиты. Эти инструменты могут быть отличным способом помочь учащимся, предпочитающим тактильное обучение.
Для учителя чрезвычайно важно знать, как поощрять разных учеников, чтобы они могли добиться успеха в классе. Понимание того, что нужно тактильным учащимся, поможет вам работать с ними и мотивировать их на поиск собственных способов концентрации внимания, улучшая их учебные стратегии и предлагая им полезные учебные советы для использования дома. Некоторые отличные стратегии, которые учителя могут использовать, чтобы помочь кинестетическим учащимся, включают:
Разрешить кинестетическим учащимся двигаться. Это может означать подпрыгивание ногой, вставание или быструю прогулку по комнате. Разрешение студентам двигаться в течение дня отлично подходит для их концентрации.
Дайте студентам задание, пока вы читаете лекцию. Дайте учащимся лист для заполнения, конкретный способ делать заметки или даже карту для раскрашивания во время лекции. Это поможет кинестетическим учащимся запоминать информацию.
Позвольте кинестетическим учащимся помогать в классе. Разрешить этим учащимся вставать и двигаться, раздавая бумаги, делая записи на доске и т. д.
Проведите время творчески. Пока вы читаете или показываете видео учащимся, позвольте им рисовать, раскрашивать, работать над проектом или мастерить. Это движение и практическая работа помогут этим учащимся сохранить информацию.
Отправляйтесь на экскурсию. Экскурсии могут быть отличным способом для кинестетических учеников взаимодействовать с новым окружением и узнавать новые вещи.
Проведение лабораторий или экспериментов. Наука, история и даже математика могут быть интересными, увлекательными проектами, которые позволяют кинестетическим учащимся быть активными и практическими в своем обучении.
Если вы хотите стать учителем, чрезвычайно важно понимать стили обучения и знать, как помочь учащимся учиться в вашем классе. Получение степени поможет вам стать учителем, а изучение лучших способов общения с уникальными учениками поможет вам стать отличным учителем!
Что такое тактильная система?
Проще говоря, тактильная система – это осязание. Это то, как мы чувствуем вещи на своем теле — одежду, одеяла, воду и т. д. Это также то, как мы идентифицируем и различаем различные предметы, к которым прикасаемся — ручку и карандаш, что-то круглое и что-то квадратное. Тактильная система является частью нервной системы и позволяет нам ощущать, воспринимать, организовывать и интегрировать информацию через рецепторы на нашей коже.
Тактильная система — первая сенсорная система, развившаяся внутриутробно. Координируя слуховые и вестибулярные сигналы внутри матки, плод развивает функционирующую сенсорную систему. После рождения младенец начинает испытывать новые тактильные ощущения от того, что его держат на руках, пеленают и купают. По мере того, как младенец растет и развивается, он постоянно испытывает новые тактильные ощущения, которые помогают в развитии функционирующей сенсорной системы и учат их окружающему миру.
Различные тактильные ощущения варьируются от легкого прикосновения до глубокого давления, до боли и температуры, тяги и разнообразия тактильных качеств окружающих нас предметов. Поскольку существует связь между тактильной системой и нашими эмоциональными центрами в мозгу, мы определяем многие тактильные ощущения как приятные или не приятные на основе прошлого опыта и ожиданий. Это также связано с тем, что в младенчестве тактильный опыт является доминирующей формой общения между младенцем и опекунами.
Почему тактильная система так важна?
Наша тактильная система не только позволяет нам ощущать окружающий мир, но и связана с другими сенсорными системами. Как упоминалось выше, тактильная система первой развивается внутриутробно и специфически координируется со слуховой и вестибулярной системами до рождения. Кроме того, тактильная система напрямую связана с проприоцептивной системой, чтобы облегчить понимание того, где находится наше тело в пространстве и сколько силы нам нужно использовать при выполнении различных задач (например, как сильно толкать или тянуть, как сильно обнять нашего друга и т. д.). и т. д.). Тактильная система является жизненно важной формой общения.
Тактильная система также напрямую связана со зрительной системой. Попробуйте так: посмотрите на что-нибудь рядом — одеяло или стул. Можете ли вы определить, на что это похоже, не прикасаясь к нему? Одеяло кажется мягким, а стул твердым, может быть, даже холодным на ощупь. Вы знаете это, потому что прикасались к ним раньше, и вы можете вспомнить это чувство, когда смотрите на объект(ы).
А теперь попробуйте следующее: закройте глаза и коснитесь носа. Попробуйте следующее: закройте глаза, полезайте в сумочку или кухонный ящик и определяйте предметы, не глядя на них. Если вы успешно справились с этими задачами, то это потому, что ваша осязательная система и ваша зрительная система эффективно работают вместе. Затем мы можем вернуться к проприоцептивной системе, которая помогает нам понять, где находится наше тело в пространстве, что помогает нам касаться и чувствовать объекты и знать, где они находятся и как они связаны с нашим телом.
Вот это да. Это много! У нас есть рецепторы по всей коже, а это означает, что наша тактильная система постоянно работает и взаимодействует с другими сенсорными системами и нашим мозгом.
Успешная тактильная обработка
Когда наша тактильная система работает правильно, мы можем не только чувствовать и идентифицировать объекты в нашем окружении, но также можем отфильтровывать ненужные тактильные сигналы. Мы не отвлекаемся на одежду, которую носим, или на то, как наши волосы касаются шеи. Если кто-то случайно натыкается на нас во время прогулки по улице, мы не становимся возбужденными или агрессивными (надеюсь!). Мы не расстраиваемся, когда нас обнимают или когда наша собака лижет нам руку.
Давайте посмотрим на ребенка, который успешно обрабатывает тактильную информацию об окружающем мире. Он может одеться и позавтракать утром. Он может завершить утреннюю гигиену, приняв душ, почистив волосы и зубы. Затем он может ходить в школу и успешно участвовать в школьных мероприятиях, таких как физкультура, игры с друзьями, выполнение научного проекта и т. д. Затем он может участвовать во внеклассных мероприятиях, таких как карате, футбол или уроки музыки. Он может завершить свой распорядок перед сном и успешно заснуть.
Этот ребенок постоянно обрабатывает тактильную информацию в течение дня. От легкого прикосновения от его одежды до разнообразных текстур от еды. От разных текстур в школе (бумага, письменные принадлежности, может быть, даже запутался в своем научном проекте) до занятий спортом, требующих серьезного напряжения. В конце дня он может переносить смену одежды и ощущение своего одеяла, когда лежит в постели. Вероятно, в течение дня он испытывал разную температуру, от пребывания внутри и снаружи до разной температуры еды и напитков. Возможно, с ним произошел инцидент, когда он получил травму на игровой площадке или кто-то столкнулся с ним. Он мог взаимодействовать со своим окружением без страха или беспокойства, потому что его тактильная система функционировала правильно.
Кроме того, правильно функционирующая тактильная система способствует общему развитию ребенка, от обучения перекатыванию, ползанию и ходьбе до понимания игрушек и того, как объекты соотносятся друг с другом.
Проблемы с тактильной обработкой
Если тактильная система ребенка не функционирует должным образом, он/она столкнется с трудностями в течение дня. Существуют различные типы задач тактильной обработки. Давайте рассмотрим каждый из них, ориентируясь на точку зрения ребенка.
Тактильная защита
Проще говоря, тактильная защита – это когда ребенок не может терпеть или не получает удовольствия от определенных видов тактильной стимуляции (в частности, тактильной стимуляции, которая не представляет угрозы и которую другие дети могут терпеть). Это может быть очень индивидуально, то есть один ребенок может очень защищаться от легкого прикосновения, в то время как другой ребенок может очень защищаться от грязной игры.
Тактильная защита часто наблюдается у детей с нарушениями развития нервной системы, такими как «умственная отсталость (нарушение умственного развития), коммуникативные расстройства, расстройство аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности, специфическое расстройство обучения и двигательные расстройства». (научная статья)
Когда ребенок испытывает тактильную защитную реакцию (также известную как гиперреактивность), он может испытывать настоящую физическую боль при определенных типах прикосновений или при пачкании рук. Это кажется странным тем из нас, у кого полностью функционируют тактильные системы, но для них боль реальна. Вот почему ребенок может полностью избегать или даже убегать от определенного типа тактильного воздействия.
Общие признаки тактильной защиты:
- Отказ/возражение от ношения определенных предметов одежды или предпочитает носить предметы одежды наизнанку
- Отказ/проблемы испачкать руки и другие части тела
- Отказ/проблемы есть или прикасаться к определенным продуктам (может быть разборчивым в еде)
- Отказ/проблемы при выполнении задач личной гигиены (чистка зубов, умывание лица, посещение туалета и т. д.)
- Отказ/вызов при прикосновении к другим – объятия, столкновения со сверстниками и т. д.
- Отказ/проблемы с стрижкой ногтей и стрижкой
Давайте также быстро коснемся противоположности тактильной защиты — тактильного поиска. Если ребенок ищет тактильную информацию, он может:
- Прикасаться к другим до раздражения
- Часто прикасайтесь к объектам
- Непоседа с руками или другими предметами
- Несъедобные предметы для рта
Тактильный поиск наблюдается у детей, которые считаются сенсорными искателями.
Тактильная дискриминация
Проще говоря, тактильная дискриминация — это способность распознавать объекты на ощупь. Это означает, что вы можете залезть в сумку, полную случайных предметов, и назвать их, не глядя, просто чувствуя их форму, размер и текстуру. Это также означает дифференциацию объектов на основе тех же характеристик — разницу между четвертью и десятицентовой монетой в зависимости от их размера. Наконец, тактильная дискриминация — это знание и понимание того, где что-то касается вас на вашем теле. Если кто-то хлопает вас по левому плечу, вы знаете, что это было ваше левое плечо, а не правый локоть (это также влияет на вашу проприоцептивную систему).
Общие признаки дефицита тактильной дискриминации выглядят следующим образом:
- Плохая практика (способность планировать движения)
- Проблемы с почерком
- Незнание того, что к ним прикасаются, или непонимание того, где, почему и как к ним прикасаются
- Невозможно идентифицировать объекты на ощупь без использования зрения
- Задания, описывающие ощущения («этот свитер колючий»)
- Может казаться неуклюжим и иметь плохую мелкую моторику
Тактильную дискриминацию бывает трудно точно определить, и ее часто ошибочно принимают за что-то другое.
Тактильная обработка и социальная коммуникация
Как обсуждалось ранее, тактильная система напрямую связана с коммуникацией и является доминирующей формой общения для младенцев и лиц, осуществляющих уход. В одной исследовательской статье говорится, что «осязание считается одним из самых основных способов восприятия внешнего мира и играет важную роль в нескольких социальных аспектах, таких как общение, развитие социальных связей, общее физическое развитие и связь областей мозга. По этой причине кожа была предложена некоторыми авторами как «социальный орган». В статье обсуждается взаимосвязь между проблемами тактильной обработки и социальными нарушениями (в частности, у детей с РАС).
Давайте углубимся в эту идею — вспомните, когда вы в последний раз разговаривали с близким другом. Прикасались ли вы друг другу к рукам или рукам во время разговора? Вы обнимали друг друга, когда пришло время расставаться (или, может быть, даже когда вы впервые увидели друг друга)? А теперь подумайте, когда вы в последний раз разговаривали с партнером или любимым человеком – вы обнимали друг друга? Держаться за руки? Идти рука об руку? Мы социальные существа, и поэтому прикосновение жизненно важно для нашей социальной связи.
Теперь давайте подумаем о ребенке, который борется с тактильной обработкой, особенно с тактильной защитой. Им не нравится и может даже возникнуть неблагоприятная реакция на прикосновения других (даже знакомого друга или любимого человека). Они не получают той же формы социального общения, что и вы в приведенных выше примерах!
Некоторыми признаками тактильной обработки, влияющей на социальную коммуникацию, могут быть:
- Плохие отношения с опекунами
- Проблемы с заведением и/или сохранением друзей
- Слишком грубая игра для ситуации
- Отказ от игры с другими
- Проблемы с вербальной и невербальной коммуникацией
Советы и рекомендации
Теперь, когда мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные с тактильной обработкой, давайте поговорим о некоторых стратегиях, которые вы можете попробовать, если ваш ребенок испытывает трудности в одной или нескольких из этих областей!
Во-первых, сопереживайте! У детей все будет хорошо, когда они смогут, и если ваш ребенок испытывает тактильную защитную реакцию, он может испытывать настоящую боль.
Если ваш ребенок отказывается носить определенную одежду, поищите другие ее виды, которые он/она будет терпеть. Позвольте вашему ребенку носить одежду наизнанку, чтобы избежать швов! Это может означать разницу между нервным срывом и способностью пережить день.
Чтобы узнать больше об одежде и тактильной обработке, ознакомьтесь с этим выпуском подкаста All Things Sensory Podcast Episode #171.
Если ваш ребенок отказывается пачкаться и это влияет на его способность участвовать в соответствующих возрасту занятиях, таких как рисование пальчиками или школьные проекты, внесите изменения — вместо того, чтобы рисовать пальцами, попробуйте ватные палочки. Надевайте перчатки при смешивании ингредиентов. При этом грязная игра жизненно важна для понимания и обработки нашей сенсорной системой тактильной информации.
Попробуйте эту идею дома, чтобы вовлечь ребенка в более грязную игру:
- Возьмите несколько моющихся игрушек (в идеале тех, которые любит ваш ребенок) и три ведра/миски.
- Наполните одно ведро грязной тактильной средой, такой как грязь или крем для бритья.
- Наполните еще одно ведро мыльной водой, а последнее ведро чистой водой.
- А теперь, давай пачкать игрушки! Вы можете сначала пойти и показать своему ребенку, как игрушки пачкаются, а затем вы моете и полоскаете их!
- Начните медленно, подавайте пример и получайте удовольствие!
Если ваш ребенок отказывается прикасаться к определенным продуктам и/или есть их (вероятно, привередлив в еде), возможно, будет полезно обратиться к квалифицированному терапевту для лечения кормлением. Также полезно исключить любые структурные или механические проблемы, которые могут иметь место, такие как плохой контроль над языком или проблемы с глотанием.
Вот несколько способов привлечь вашего ребенка к разнообразным продуктам питания дома:
- Познакомьте ребенка с новыми продуктами. Это может включать в себя отведение его/ее в продуктовый магазин и помощь в заполнении тележки. Это может также включать помощь вашего ребенка в приготовлении еды и уборке. Помните, что это также жизненные навыки, которым вы учите своего ребенка!
- Играй со своей едой! Да, в детстве нам всем говорили перестать играть с едой. Но если ваш ребенок отказывается от разнообразной пищи, может быть полезно поиграть и исследовать эти продукты. Если ребенок может терпеть определенную текстуру пищи на руках, он с большей вероятностью будет терпеть ее и во рту!
- Не прекращайте попытки. Если ваш ребенок однажды отказался от еды, это не значит, что она ему не понравится! Может быть, он выглядит странно или имеет странный запах. Попробуйте еще раз на следующий день! Продолжайте пытаться! Приготовьте его по-разному и увеличьте воздействие этого продукта питания.
Если вашему ребенку трудно выполнять задачи личной гигиены, включая мытье, вытирание, стрижку ногтей, стрижку и т. д., вы можете попробовать несколько стратегий.
- Стирка с использованием различных материалов. Возможно, мочалка, которую вы использовали, слишком колючая – найдите новую текстуру! То же самое касается туалетной бумаги или салфеток.
- Если ваш ребенок отказывается от личной гигиены, потому что боится испачкать руки, разрешите ему носить перчатки.
- Для стрижки ногтей, посмотрите, будет ли она более переносима в теплой ванне или после нее, когда ногти станут мягче. Кроме того, позвольте ребенку посмотреть, как вы подстригаете ногти — часто лепка — лучший способ занять ребенка страшной задачей!
- Чтобы узнать о стратегиях стрижки, ознакомьтесь с этим выпуском подкаста All Things Sensory Podcast — выпуск № 169.
- Для всех задач по уходу за собой визуальное расписание может творить чудеса! Включите конкретные задачи личной гигиены в ежедневное расписание с изображением или флажком. Включите конкретные шаги, если это необходимо. Чтобы узнать больше о визуальном расписании, ознакомьтесь с этим выпуском подкаста All Things Sensory Podcast — Episode #4 .
Если у вашего ребенка проблемы с тактильной дискриминацией, возможно, лучше будет больше играть в игры, требующие этого навыка!
- Наполните сумку знакомыми предметами. Вовлеките своего ребенка в этот процесс, чтобы он мог видеть и трогать предметы, когда они помещаются в сумку. По очереди лезьте в сумку, не глядя и не нащупывая конкретный предмет.
- Начните вербально идентифицировать предметы в окружающей среде, основываясь на их размере, форме и текстуре. Играйте в игру, чтобы найти предметы, похожие по размеру, форме или текстуре.
- Играть вслепую. Одному партнеру завязывают глаза, другому — нет. Партнер, у которого не завязаны глаза, мягко постукивает другого по определенной части тела, например по правому колену. Партнер с завязанными глазами должен указать, где его прослушивали. Тогда поменяйтесь ролями!
Для ребенка, который борется с тактильной обработкой и это значительно влияет на его способности к социальному общению, найдите обучающегося логопеда и/или трудотерапевта, чтобы помочь с этими социальными навыками.