«Твердый согласный звук [ц], буква «Ц, ц»»
Цели:
- познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц ц;
- формировать навыки чтения;
- способствовать развитию фонематического слуха, связной речи,
- памяти, логического мышления.
Оборудование.
1. Песочные часы.
2. Магнитофон.
3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное азбуковедение”.
4. Мягкая игрушка “Кошка”.
5. Серия картинок “На что похожа буква?”.
6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.
7. Плакат с буквами Ц для проведения игры “Четвёртый лишний”.
8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.
9. Раздаточный материал (буква П, текст со стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты с набором для составления схемы слова).
Ход урока
I . Сообщение темы и целей урока.
2) — Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)
— Какой первый звук? ([ц)
— Сегодня на уроке нам предстоит определить, согласный этот звук или гласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий. А также мы познакомимся с буквой этого звука, чтобы обозначать на письме звук [ц].
II. Работа над новым материалом.
1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Делать трюки он привык,
Ведь его работа… (Цирк)
(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают схемы слов).
На доску прикрепляется слово ЦИРК.
— Произнесите ещё раз слово. Что заметили?
— Попробуйте поставить в мягкую позицию.
— Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, всегда твёрдый)— Определите, глухой или звонкий? (Закрывают ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой)
— Какой буквой обозначается звук [ц] ?
2) Знакомство с буквой Ц ц.
— Послушайте стихотворение:
Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапкою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”.
— А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас на парте лежит буква П, переверните её и в правом нижнем углу допишите “цеплялку”.
— Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает плакат с этой буквой).
3) “На что похожа буква?”
— На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)
— А ещё вот на что. (Учитель читает первое стихотворение, остальные звучат на аудиокассете и одновременно вывешивает картинки).
Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Цапля в зарослях зелёных
Встала важно буквой Ц.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
4) Работа с коррекционной пробой.
— В течение минуты найдите среди множества букв букву Ц и обведите её.
— Сколько букв нашли?
5) Игра “Четвёртый лишний”.
— Найдите лишнюю букву.
6) Печатание буквы Ц Ц.
— А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук [ц]? (Цап-Царапыч)
— Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит букву… (Ц). Поучимся её писать. (Дети сравнивают написание большой и маленькой букв. Учитель показывает на доске, затем дети печатают в тетрадях Ц ц).
7) Игра “Подружись с буквами”.
— Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц подружилась с гласными. Буква новая, ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А. (Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог). А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц. Читают получившийся слог).
(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).
— С другими гласными она не может подружиться, т.к. в русском языке нет слов с такими буквосочетаниями
— Придумайте слова, оканчивающиеся на:
ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)
ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо)
ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы)
8) — Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком [ ц] . (Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др.)
III. Физкультминутка.
Все уч-ся выходят к доске и образуют круг. Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово со звуком [ц]. Если ученик задержится с ответом, он должен присесть в середине на корточки.
IV. Продолжение работы.
1) — Цап-Царапыч предлагает состязание между мальчиками и девочками. Прочитайте буквосочетания (хором).
На доске:
Д.: ца – цари – царица.
М.: ца – царе – царевич.
— А теперь вам будет легко прочитать столбик слов, к-рый приготовил для вас Цап-Царапыч:
2) Работа со столбиком слов (листочки).
— Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем столбик слов “по цепочке”.
царь
царица
царевич
царевна
царство
царствовать
— Знакомые слова? Что общего у этих слов? Выделите корень.
— Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
3) Работа с чистоговорками.
— Цап-Царапыч очень любит сочинять чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас со своим творчеством. Но только последнее слово в чистоговорке никак не получается придумать, оно обязательно должно содержать звук [ц]. Давайте ему поможем.
Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).
Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).
Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).
Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).
Цу, цу, цу , цу – льются слёзы по… (лицу).
Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).
4) Кот-лакомка.
— Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой, сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила вам слова и предложения для чтения, а он взял и подпортил мне материал.
Давайте попробуем его восстановить.веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра, окотуха, ыплёнок.
арии а Кури а в ветнике сидит.
апля Цицилия учит ифры.
ыплёнок Цыпа хочет в ирк.
У аревны Мурки на лапках арапки.
Зай у кузне у заказали выковать епь.
У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.
— Какую же букву он слизал? (Ц)
— А как вы думаете, почему? (Ответы детей)
V. Итог урока.
— Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его.
Литература
1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2000. – 12 с.
2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.
3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.
Звуки [Т] [Т`]. Буквы Т, т | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):
ЗВУКИ «Т» И «ТЬ» Буквы Т,т
1)АРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «Т» — не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «ТЬ» — не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «Т», заучить их:
Таня, танк, тачка, Тоня, Толя, торт, ток, тарелка, тазик, табурет, такси, Тома, топор, танец, трактор, тапочки, таракан, туфли, троллейбус, трава, трамвай, труд, туча, тумбочка, тахта, труба, тройка, таблетка, товар, тополь, тормоз, точка, трафарет, транспорт, трамплин, траншея, трус, туловище, тротуар, тулуп, тумба, туман, тушь, тыква, Том.
2) Назвать слова, на мягкий звук «ТЬ», заучить их:
Тим, тело, телега, темнота, тишина, тень, тихо, тигр, телефон, телевизор, театр, тюлень, тетерев, тетрадь, тюль, тяжелый, тюльпан, тихий, тепло, температура, теленок, телеграмма.
3) Какой звук? (твердый «Т» — друг Тома или мягкий «ТЬ» — друг Тима)
Таня, танк, телефон, точка, тюльпан, тумбочка, тень, такси, Тимка.
4) Определить, в каком из двух слов есть звук «Т»
Тыква – буква, батон – диван, ворота – ворона, плита – слова, томат – гамак, халат – халва, билеты – бананы, бритва – брови, ноты – ночи, шутка – шапка, ракета – рубашка, забота – заноза, густой – кривой, злой – твой, нитка – миска.
5) Твердый – мягкий (ответь, какой звук в слове твердый «Т» или мягкий «ТЬ»):
Том, Тим, кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, танк, тюльпан, каток, телефон, тетради.
6) Назови слова со звуками «Т», «ТЬ»:
В начале слова: танк, тигр, …
В середине слова: каток, парта, …
В конце слова: кнут, торт, …
7) Назови имена на «Т», «ТЬ»:
Тоня, Таня, Тома, Том, Тамара, Тим, Тимур.
8) Рифма:
Том — ….. (гром, гном, дом, сом, ком, лом).
9) Дополни предложения:
Торт лежал на … (тарелке, тортнице).
Таня выключила … (телевизор).
В зоопарке в клетке сидел … (тигр).
Пассажир ехал в … (трамвае, такси, троллейбусе).
Телефон стоял на … (тумбочке).
10). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
Овсом не кормят, Я мчусь, держусь за провода,
Кнутом не гонят, Не заблужусь я никогда.
А как пашет – (Троллейбус)
Сем плугов тащит.
(Трактор)
3. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Чистоговорки:
Та-та-та – у нас дома чистота. Те-те-те – отложили мы шитье.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты. Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти. Ат-ат-ат – берем с собою самакат.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Б) Скороговорка:
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что туту долго объяснять!
Таня любит танцевать.
В) Пословицы и поговорки (объясни, заучи):
Трус и таракана почитает за великана.
Трус своей тени боится.
Труд кормит, а лень портит.
Кто не стыдится спрашивать – узнает многое,
Кто стыдится спрашивать – забудет то, что знал.
Д) Скороговорки:
Под деревом тетерев тетерева встретил: Топали да топали,
«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?» Дотопали до тополя,
Тетерев тетереву в ответ: До тополя дотопали,
«Мои тетеревята – здоровые ребята, Да ноги-то оттопали.
Твоим тетеревятам от них привет!»
Г) Стихотворение:
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Узнай сказку, расскажи её:
Сказки просят: «Мышка дом себе нашла,
— А сейчас Мышка добрая была:
Вы, друзья, В доме том в конце концов
Узнайте нас! Стало множество жильцов».
Игры для закрепления темы Звуки [Т] [Т`]. Буквы Т, т
Игра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «Т».
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра «Распредели предметы по коробкам» Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ Т- Ть ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Т`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Т].
Игра «Найди звук [Т] в словах» Цель: Упражнять в умении определять звук Т в словах, в начале, в середине, в конце слова». Определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко.
Игра «Найди звук [Т`] в словах» Цель: Упражнять в умении определять звук Т` в словах, в начале, в середине, в конце слова». Определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Изучение сложных и мягких правил C и G
Опубликовано Дженнифер Хассер
Овладение жесткими и мягкими правилами c и g — это продвинутый навык, который приносит значительную награду. Начинающие читатели часто сталкиваются с твердыми звуками «с» и «г» при изучении односложных слов (например, «кошка», «облако», «идти» и «светиться»). Однако мягкие c и g часто встречаются в греческих и латинских корнях, поэтому они, как правило, появляются в более сложных, многосложных словах. Понимание того, как расшифровывать c и g, позволяет учащимся читать очень сложные слова (например, «биологический» и «осмотрительный»).
Жесткие и мягкие правила C и G
Когда c стоит перед i, y или e, оно мягкое и говорит /s/. Например: город, велосипед и гонка.
Если c стоит перед любой другой буквой, она твердая и говорит /k/. Например: камера, машина и конус.
Когда g стоит перед i, y или e, оно мягкое и говорит /j/. Например: великан, цыган и драгоценный камень.
Когда g стоит перед любой другой буквой, получается /g/. Например: иди, дали, и гравий.
Есть некоторые общеупотребительные слова, которые не соответствуют правилам (например, девушка и подарок). Вот почему мы обучаем жестким и мягким правилам c и g старших школьников, которые уже хорошо владеют основными словами и фоническими понятиями. Эти учащиеся могут справиться с дополнительным уровнем жестких и мягких правил c и g.
Гигант против Циклопа: сложные и мягкие игры C и G
Наша колода карт Гигант против Циклопа дает учащимся интересный способ попрактиковаться в применении жестких и мягких правил c и g. Игра поставляется в комплекте с инструкциями по игре в шесть игр разной сложности. Чтобы гарантировать мастерство, колода содержит настоящие и бессмысленные слова (бессмысленные слова заставляют игроков расшифровывать, а не запоминать). Нажмите ниже, чтобы просмотреть видео-демонстрацию двух забавных карточных игр «Гигант против Циклопа».
Заказать Гигант против Циклопа — в продаже до 31.08.2015.
Добавьте постоянную ссылку в закладки.Позвоните в Центр обучения слогам и получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию по телефону
«Мы с сыном ехали в машине после школы, и он был так взволнован своим днем. Он сказал: «Мама, мне очень весело в школе, и я отлично учусь, и я много знаю — Я часто поднимаю руку, по математике я был единственным, кто знал ответ на доске!» Итак, теперь я наполнился слезами и спросил его: «Как вы думаете, что имело такое значение?» Он быстро ответил одним словом: «Слоги!»»
Ким, родитель
«Я действительно хочу выразить искреннюю благодарность за то, что вы нашли время встретиться со мной, проконсультироваться со мной по телефону, прочитать информацию о моей дочери и т. д. и т. д. После нашей встречи у меня действительно было больше понимание того, как обрабатывается слух, как думает Сидни и в чем заключаются ее слабости».
Энни, родитель
Программа подготовки учителей Syllables Learning Center (Kendore Learning) аккредитована Международным советом по обучению мультисенсорным структурированным языкам и Международной ассоциацией дислексии. Узнать больше
Hard C и Soft C
Делиться заботой!
26 акции
- Поделиться
- Твит
Обучение двум звукам C может быть сложным для некоторых читателей. В то время как некоторые естественным образом поймут, когда использовать мягкий звук C, а когда твердый C, других нужно будет научить явно, чтобы они поняли, почему C может издавать два разных звука.
В этом сообщении блога я поделюсь некоторыми советами о том, как научить ваших студентов разнице между жестким и мягким C, и бесплатным списком слов C, который можно распечатать.
Hard C
Hard C — это звук C, который мы слышим в слове car . Он представлен так: /k/.
Твердое C является более распространенным звуком C.
Hard C Words
Некоторые твердые C слова включают в себя глину, крик, торт, пришел, кола и милый. См. список слов с твердым c для большего количества слов.
Мягкое до
Мягкое до — это еще один звук, который может издавать до. Когда за C следует e, i или y, обычно получается звук /s/, как в ice . Мягкая C может стоять в начале, середине или конце слова.
Это правило может произойти, но не всегда. Есть несколько исключений, например, слово «кельт».
Мягкие слова C
Некоторые мягкие слова C включают ячейку, хлопья, пепел, цикл, причудливый, десятичный и карандаш. Дополнительные слова см. в списке мягких слов c.
C Words
Нужен список C слов? Вы можете скачать этот список, присоединившись к моему списку адресов электронной почты выше или ниже. Этот список слов C включает список для обоих звуков C.
Мне нравится использовать их в качестве опорных диаграмм в моем классе.
Когда учить твердому и мягкому C
Вы можете преподавать мягкий C ближе к концу первого класса, после того как учащиеся выучат все согласные, диграфы, сочетания, группы гласных, молчание e, сочетания гласных-r, правило нити и склеенные звуки.
Как преподавать Hard and Soft C
Познакомьте учащихся с правилом:
«Когда за c следует e, i или y, обычно звучит /s/, как в cent ».
Это может помочь использовать якорную диаграмму и рассказать о некоторых примерах.
Попросите учащихся посмотреть, что следует за буквой С. Это поможет учащимся определить, какой звук она издает.
Обязательно расскажите об исключениях. У этого правила очень мало исключений, но его все же стоит научить.
Вы можете научить студентов следовать правилу, но если слово не имеет смысла, попробуйте твердый звук C. Гибкость в чтении всегда важна.
Сортировка слов является хорошим вводным упражнением для обучения этому правилу.
После сортировки твердых и мягких слов C выделите букву, которая следует после C в каждом слове, чтобы учащиеся могли четко видеть закономерность.
Карта, изображенная выше, взята из моей звуковой стены.Читателям, испытывающим затруднения, может быть полезно работать над одним орфографическим образцом за раз. Например, вы можете начать со слов, которые с ce: лед, центр, сок. Затем поработайте над словами с ci: город, круг, гражданский. После этого вы можете поработать над словами, начинающимися с cy: ледяной, причудливый, кружевной.
Упражнения для обучения твердому и мягкому C
Ниже приведены несколько действий, которые вы можете использовать, чтобы укрепить правило мягкого C.
Чтение декодируемых текстов
Найдите несколько декодируемых текстов, предназначенных для твердых и мягких звуков C.
Предложите учащимся найти все слова на твердом языке C и выделить их одним цветом, а затем найти слова на мягком языке C и выделить их другим цветом.
Затем прочитайте слова вместе.
После этого учащиеся могут прочитать отрывок/книгу.
Сортировка по картинкам и словам
Я уже говорил о сортировке по словам, и сортировка по картинкам тоже хороша.
Учащиеся могут сортировать картинки или слова, затем записывать их в список и выделять звук «до» определенным цветом — одним цветом для твердого до, а другим — для мягкого до. делать при обучении любым новым графемам и фонемам.
Используя список слов C, попросите учащихся составить карту нескольких слов.
Обратите внимание, что иногда для мягкого до, до и последующая гласная помещаются в тот же звуковой ящик, как показано на рисунке выше. Это тот случай, когда гласная после нее не звучит.
Написание слов мягким и твердым C
Учащиеся могут попрактиковаться в написании некоторых слов, используя мультисенсорные методы. К ним относятся использование магнитных букв, плиток с буквами или письмо на текстурированной поверхности.