Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Цитаты выготского о воспитании детей: «В раннем детстве дети не умеют лгать». 9 принципов воспитания от Льва Выготского

Содержание

«В раннем детстве дети не умеют лгать». 9 принципов воспитания от Льва Выготского

Советский психолог Лев Выготский прожил 37 лет, и за это время успел внести гигантский вклад в развитие детской психологии. Трудные подростки, воспитание детей с особенностями, интеллектуальный возраст детей. Вот несколько тезисов из его работ.

1. Уступайте ребёнку, чтобы потом взять верх

В книге «Трудное детство» Выготский приводит пример, как ребёнок собирается выбросить ранец в окно и учительница спокойно разрешает ему это сделать. Ответ ставит ребёнка в тупик, и он не делает того, что собирался. Разрешайте делать ребёнку то, чего он совсем не ожидает. Вполне возможно, что после этого он потеряет интерес к тому, что задумал, и переключится на что-то другое.

«Своим ответом, как бы уступая ребёнку, учительница сразу в корне подрезает эту реакцию и тем самым ставит его в затруднительное положение. И всякий такой пример воспитания, всякий такой ход рассчитан на то, чтобы, понимая психологические корни той или иной реакции или установки ребенка, внешне приспособиться к его недостатку, а потом взять над ним верх, то есть уступить ему для того, чтобы наступать на него».


2. Позвольте ребёнку почувствовать себя главным

Да-да, чтобы справиться с неуправляемым ребёнком, иногда стоит сделать его главным. Например, обязать его что-то организовать или за что-то отвечать. Тут, главное, не пропустить момент вседозволенности и аккуратно направить энергию ребёнка в нужное русло. Такой способ называется «методической диалектикой» — когда иногда нужно сделать противоположно желаемой цели, чтобы добиться нужного результата.

«Вы предлагаете ему роль организатора в классе, делаете его вожаком группы, и в группе наступает относительное благополучие. Относительное, потому что такой ход очень опасен, если вы вовремя не завладеете этим вожаком. <…> Но если вы ребёнка, который стремится к известному положению в группе и выражает это в срыве занятий, не поставите в такое положение, тогда это его чувство найдёт выход. Если вы разбиваете его в упрямстве самодержца, он пойдёт по тому руслу, которое для вас выгодно».


3. Даже у трудных есть плюсы и таланты, рассмотрите их

Взрослые часто замечают только плохое. Забывают похвалить или сказать, а вот сделать лишний раз замечание или поругать — не забудут никогда. А ведь на самом деле даже у трудных подростков есть свои плюсы, а Выготский считал, что «трудновоспитуемые дети» особенно талантливы стороны — главное, разглядеть эти таланты и постараться развить.

«Старое наблюдение говорит о том, что трудновоспитуемые дети нередко даровиты, хотя в этих случаях приходится сталкиваться с детской ложью, упрямством. <…> На деле эта проблема бесконечно трудна, потому что если развитие пошло по неверному пути, то целый ряд органических и внешних сил и обстоятельств, в том числе случайных, способствует тому, что развитие пойдет именно в этом направлении».


4. Превратите недостаток ребёнка в его достоинство

Выготский подробно рассматривает такое понятие, как сверхкомпенсация: «Сверхкомпенсация была бы волшебным, а не биологическим процессом, если бы она всякий недостаток обращала в достоинство». Например, введение вакцины. В этот момент организм мобилизует все силы и выделяет больше «противоядия», чем нужно. Таким образом, в будущем мы защищены от болезни. Получается, что любой недостаток можно в той или иной степени обратить в достоинство.

«В сущности, психология давно учила этому, педагоги давно это знали, но только теперь с научной точностью сформулирован главнейший закон: ребенок будет хотеть все видеть, если он близорук, все слышать, если у него аномалия слуха, и хотеть говорить, если у него затруднения в речи или заикание».


5. Ребёнок плохо себя ведёт не просто так

На это всегда есть причина. То есть ребёнок не обязательно сразу «психически болен» и уж точно не нужно сразу тащить его к психиатру или психоаналитику, чтобы разобраться. Попробуйте для начала поговорить с ним и проанализировать, когда и при каких обстоятельствах ребёнок начинает устраивать бесчинства. Только в школе или когда вы ездите к бабушке в деревню. Выготский убежден, что среда тоже влияет на поведение, но говорить о психических отклонениях только на её основе — нельзя.

«Так как конфликт обусловлен обычно процессами в глубоких слоях психики ребёнка, часто коренится в бессознательном, к изучению трудновоспитуемого ребенка следует применять методы, проникающие вглубь, позволяющие учесть интимную сторону его психологии. Однако метод психоанализа в его классической форме неприменим при изучении трудного ребенка».


6. Позвольте ребёнку играть — это основа его взрослой жизни

Игра — одна из форм воспитания, направлена на будущее ребёнка. Выготский считает, что именно игры закладывают основные принципы ребёнка и готовят его ко взрослой жизни. Например, когда ребёнок двух лет неосознанно, например, качает куклу, ухаживает за ней, повторяя за мамой или проецируя её действия, которые она совершала с самим ребенком.

«Игра — как основная форма естественного воспитания животного и человеческого ребенка может быть постигнута и объяснена не из ее связи с прошлым, а из её направленности на будущее. Она возникает из недостатка прирожденных реакций для выполнения сложных жизненных задач. Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие».


7. В раннем детстве ребёнок не умеет обманывать

Как доказательство этого факта Выготский приводит весьма любопытный опыт: ребёнок двух лет легко повторяют за взрослыми фразы «Курица идёт», «Собака бежит». Но если перед ними посадить некую Таню и сказать «Таня идёт», в тот момент, когда Таня сидит, ребенок не сможет повторить. Дело в том, что сенсорная и моторная функции в этом возрасте сильно связаны, поэтому малыш ещё не способен выдумывать.

«То, что он видит, действует на него гораздо сильнее, и потому его слова не могут разойтись с действительностью. Это объясняет один из фактов, на который давно обращено внимание исследователей: в раннем детстве ребёнок почти не может лгать. Только к концу раннего детства возникает у ребенка самая элементарная способность говорить не то, что есть на самом деле. Он пока не способен и к выдумке».


8. Позднее развитие так же плохо, как и раннее

Выготский считал, что определение реального уровня развития ребенка — важнейшая задача, чтобы понимать отклонения в развитии. В пример он приводит мальчиков восьми лет. Детям давали задачи не по возрасту. Один из детей справился с задачами, рассчитанными на 9-летнего ребенка, а второй с задачами для 12-летнего. То есть один мальчик опережает свой уровень развития на год, а второй мальчик — на четыре года.

При этом есть оптимальные сроки для обучения ребёнка. Так, к примеру, 4-месячного нельзя научить говорить, а двухлетнего — невозможно научить грамоте. Дело в том, что мозг ребёнка еще не созрел для таких действий. Отсюда некоторые ученые сделали вывод, что чем позже начать обучать ребенка, тем легче ему будут даваться навыки. Но на практике это не так. Если начать ребенка учить говорить только в три года, а учить грамоте в 12, то будет слишком поздно.

«Если бы существовал только нижний предел для возможности обучения в определенном возрасте, мы могли бы ожидать, что чем позже начинается соответствующее обучение, тем легче оно должно даваться ребенку и тем оказываться плодотворнее, ибо в более позднем возрасте мы встречаемся и с большей степенью зрелости предпосылок, необходимых для обучения. На деле это неверно. Слишком позднее обучение так же трудно и малоплодотворно для ребенка, как и слишком раннее. Очевидно, существует и верхний порог оптимальных сроков обучения с точки зрения развития ребенка».


9. Не мешайте ребёнку исследовать мир

Маленькие дети любопытны от природы и открыты для всего нового. Если ребёнок видит коробочку, то непременно нужно её открыть. Вещи притягивают детей, они хотят изучить их. Главное, не мешать это делать.

«Известный повелительный характер всякой вещи присущ какой-то аффект, настолько побудительный, что он приобретает для ребенка характер „принудительного“ аффекта, и поэтому ребенок в этом возрасте находится в мире вещей и предметов, как бы в силовом поле, где на него действуют все время вещи, притягивающие и отталкивающие. У него нет равнодушного или „бескорыстного“ отношения к окружающим вещам <…> лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь, чтобы он ее закрыл и открыл, колокольчик чтобы он в него позвонил коробочка, чтобы он ее закрыл и открыл; круглый шарик, чтобы он его покатил».

В материалы приведены цитаты из работ Выготского «Вопросы детской психологии», «Развитие трудного ребёнка и его изучение», «Дефект и сверхкомпенсация» и «Трудное детство».

Иллюстрации: Shutterstock (Nata Kuprova, Nataliia Pyzhova, Natalia Andreychenko, Iuliia Kazakova, annaveroniq, Tina Bits, Faenkova Elena, Super Cat, OlyaSenko, Le Panda)

Цитаты из книги «Принципы воспитания физически дефективных детей» Льва Выготского📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. Детская психология
  3. org/ListItem»>⭐️Лев Выготский (Выгодский)
  4. 📚Принципы воспитания физически дефективных детей
  5. Цитаты из книги

К слепому и глухонемому ребенку, с точки зрения психологической и педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному.

29 октября 2018

Поделиться

Если вы обучаете глухонемого труду, если он научается делать тряпичных негров и продавать их, если он делает «сюрпризы» и потом разносит их по ресторанам, предлагая посетителям, это не трудовое воспитание, а воспитание нищенства, потому что удобнее с чем-нибудь в руках просить милостыню. Глухонемым в подобном случае быть выгоднее, чем говорящим, потому что скорее купят у него.

7 апреля 2020

Поделиться

Ситуация, оказывается, разрешается не тем или иным методом, а жизнью.

7 апреля 2020

Поделиться

Ошибочно видеть в ненормальности только болезнь. В ненормальном ребенке мы усматриваем только дефект, и потому наше учение о ребенке и подход к нему ограничиваются констатированием такого-то процента слепоты, глухоты или извращений вкуса. Мы останавливаемся на золотниках болезни и не замечаем пудов здоровья. Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями.

7 апреля 2020

Поделиться

Одно из важнейших для педагогики положений внешней экспериментальной физиологии гласит, что условные формы поведения завязываются принципиально одинаковым путем с различных органов чувств, с различных анализаторов. Условный рефлекс может быть воспитан с глаза так же, как с уха, с уха так же, как с кожи,

7 апреля 2020

Поделиться

психика слепого возникает не первично из самого физического дефекта, но вторично из тех социальных последствий, которые вызываются физическим дефектом.

7 апреля 2020

Поделиться

Мы напрасно представляем, будто слепой погружен во мрак, что он ощущает темноту так, будто попал в черную яму. Достаточно авторитетные исследователи свидетельствуют о том (как показывает и объективный анализ, и субъективные впечатления самих слепых), что такое представление совершенно ложно. Слепые не ощущают непосредственно своей слепоты, так же как и глухие не ощущают гнетущего безмолвия, в каком они пребывают. Я хотел бы показать, что и для педагога, для человека, подходящего к слепому ребенку с намерением воспитать его, существует не столько слепота как непосредственно физиологический факт, сколько социальные последствия этого факта, с которыми приходится считаться.

7 апреля 2020

Поделиться

Между тем ясно для всякого педагога, что слепой или глухонемой ребенок есть в первую очередь ребенок, а во вторую линию, как говорят немецкие психологи, уже ребенок особенный, слепой или глухонемой.

7 апреля 2020

Поделиться

Важно, чтобы слепой умел писать, а вовсе не водить пером по бумаге.

4 февраля 2019

Поделиться

Отметим два важнейших принципа, на которых эта работа строилась. Первый: слепые работают вперемежку со зрячими. Ни в одном предприятии слепые не работают изолированно, сами по себе, но непременно вместе и в сотрудничестве со зрячими. Развивается такая форма сотрудничества, при которой легче найти приложение работе слепых. Второй принцип: слепые не специализируются на одной машине или на одной работе, из педагогических соображений они переходят из одного машинного отделения в другое, меняют одну машину на другую, потому что для участия в производстве в качестве сознательного рабочего необходим общий политехнический фундамент.

29 октября 2018

Поделиться

Бесплатно

(9 оценок)

Читать книгу: «Принципы воспитания физически дефективных детей»

Лев Выготский (Выгодский)

Установите приложение, чтобы читать эту книгу бесплатно

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

12 Цитаты Льва Выготского о детстве

3 минуты

Вот несколько цитат Льва Выготского, передающих его мысли о развитии и воспитании детей. Читай дальше!

Написано и проверено психологом Ana Couñago .

Последнее обновление: 27 декабря 2022 г.

Многие авторы на протяжении многих лет сосредоточили свое внимание на изучении психологического развития и воспитания детей , сформулировав множество теорий по этому поводу. Некоторыми из наиболее важных были Пиаже, Бандура, Брунер, Эриксон и Выготский. Эти имена кажутся вам знакомыми? Вы должны их знать! В этой статье мы рассмотрим различные цитаты Льва Выготского.

Его знаменитые фразы помогут нам не только лучше понять его точку зрения, но и его объяснения эволюционного развития и процесса обучения в детстве.

Кем был Выготский и что он думал о детстве?

Лев Семенович Выготский был известным русским психологом, который родился в 1896 году и умер в 1934 году, когда ему было всего 37 лет. Несмотря на свою короткую жизнь, он оставил нам много

статей на разные темы, касающиеся детской психологии, воспитания и развития . Таким образом, его внимание было сосредоточено на изучении:

  • Связь между обучением и социальным взаимодействием с окружающей средой.
  • Важность игр в детстве.
  • Социокогнитивное развитие в раннем детстве.
  • Внешний вид языка и общение.
  • Построение письменной речи.

Согласно этому автору, эволюционное развитие является результатом процесса взаимодействия между детьми и окружающей их средой; это включает их семью, социальное окружение и культурную среду . Следовательно, социальные отношения необходимы для приобретения и овладения различными знаниями, навыками и интеллектуальными способностями.

Кроме того, Выготский утверждает, что дети также формируют и закрепляют свои мысли, отношения и ценности на основе того, что они наблюдают в своем взаимодействии с миром.

Все идеи и мысли Льва Выготского, о которых мы говорили до сих пор, собраны в некоторых его знаменитых фразах о детской психологии, воспитании, обучении и развитии. Далее мы покажем вам 12 таких фраз. Прочтите их внимательно!

12 цитат Льва Выготского о детстве

  • «Человеческое обучение предполагает специфическую социальную природу и процесс доступа детей к интеллектуальной жизни окружающих».
  • «То, что дети могут делать с помощью других, в некотором смысле может быть даже более показательным для их умственного развития, чем то, что они могут делать в одиночку».
  • «То, что ребенок может сделать сегодня с помощью, завтра он сможет сделать самостоятельно».
  • «Во время игры ребенок всегда ведет себя не по возрасту, не по повседневному поведению; в игре он как будто на голову выше самого себя».
  • «Каждая функция, присутствующая в культурном развитии ребенка, проявляется дважды или в двух разных плоскостях. Сначала на социальном уровне, а затем и на психологическом. В принципе она возникает между людьми и как интерпсихологическая категория, чтобы затем проявиться в ребенке (субъекте познания) как интрапсихологическая категория».
  • «Истинное направление развития мысли не от индивидуального к общественному, а от общественного к индивидуальному».
  • «Обучение похоже на башню, вы должны строить ее шаг за шагом».
  • «Образовательные агенты могут способствовать обучению, но ученик должен его построить».
  • Если мы даем студентам возможность поговорить с другими, мы даем им возможность думать самостоятельно».
  • «С точки зрения будущего педагогика является огромным источником возможностей в формировании человека и его будущего».
  • «Обучение — это больше, чем приобретение способности мыслить; это приобретение множества специализированных способностей для размышлений о самых разных вещах».
  • «Игры — это изменяющаяся реальность и, прежде всего, они стимулируют умственное развитие ребенка».
Это может вас заинтересовать. ..

40 цитат об игре, которые напоминают нам, почему это так важно

Содержание этой статьи: 40 цитат об игре от детских психологов, психиатров и авторов, которые напоминают нам, почему игра так важна для развития ребенка.

Игра является основой почти всего обучения в раннем детстве. Десятилетия исследований, проведенных профессионалами, показывают нам, что игра является неотъемлемой частью развития ребенка.

Мы должны предоставить нашим детям время для обоих структурированная и неструктурированная игра. Так с раннего возраста развиваются крупная и мелкая моторика, социальные и эмоциональные навыки, а также жизненные навыки.

Будучи взрослыми людьми, ведущими насыщенную жизнь, мы можем забыть, как жизненно важны иногда игры. Это гораздо больше, чем просто развлечения и игры.

Американская академия педиатрии даже заявила, что игра принципиально важна для таких навыков 21-го века, как решение проблем, сотрудничество и творчество.

Существуют также этапы развития, связанные с игрой. Если вы хотите ознакомиться с различными категориями игр и вехами в этих категориях, вы можете просмотреть их здесь.

Вот список моих любимых цитат об игре, которые напомнят вам о важности игры для развития ребенка.

Я также создала несколько плакатов для печати, которые вы можете использовать для украшения своего класса, игровой комнаты или любого другого места, где вы хотите разместить их, чтобы напомнить вам о том, почему так важно позволять вашим детям играть.

Необходимость может быть матерью изобретения, но игра, безусловно, его отец.
Роджер фон Ох

Игра — любимый способ обучения нашего мозга.
Диана Акерман

 Детям нужна свобода и время для игр; игра не роскошь игра необходимость.
Кей Редфилд Джеймисон

 Дети учатся во время игры; самое главное, в игре дети учатся учиться.
Фред Дональдсон

Игра — высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн

 В игре можно создать персонажа, который легко и просто можно попробовать сделать своими руками и который нужен нашему будущему.
Джеймс Хайнс-младший

  Об игре часто говорят так, как будто это облегчение от серьезного обучения, но для детей игра – это серьезное обучение, игра – это на самом деле работа детства.
Фред Роджерс

 Время, проведенное с детьми, никогда не бывает потрачено зря
Дон Лантеро

 Игра — это не только развлечение, но и риск, экспериментирование и проверка границ.
Неизвестно

 Детство — это игра, открытия и вера в мечты; воображение и возможности безграничны.
Неизвестно

Игра — самая естественная форма самовыражения вашего ребенка.
Неизвестно

Воспринимайте игровое время как инновационную лабораторию, где активно разрабатывается цивилизация завтрашнего дня.
Джордан Шапиро

Игра дает детям возможность выразить свои эмоции и чувства и помогает им понять, кто они такие.
Неизвестно

Когда дети притворяются, они используют свое воображение, чтобы выйти за пределы реальности. палочка может быть волшебной палочкой; носок может быть марионеткой; маленький ребенок может быть супергероем.
Фред Роджерс

Вы можете узнать о ребенке больше за один час игры, чем за год разговоров.
Платон

Игра в детстве невероятно важна, это как любовь к солнечному свету и брокколи, смешанные вместе.
Ленор Скенази

Игра — это активная форма обучения, объединяющая разум, тело и дух.
Неизвестно

Создание чего-то нового осуществляется не интеллектом, а игровым инстинктом.
Карл Юнг

Всякий раз, когда дети говорят: «Давайте поиграем, притворяйтесь», открывается новый ландшафт возможностей для обучения, когда дети делают вид, что пробуют новые ощущения и идеи, они расширяют свой разум вместе с воображением.
Неизвестно

Вещи, с которыми мы играем, и люди, которые помогают нам играть, сильно меняют нашу жизнь.
Фред Роджерс

Рискованные игры действительно важны для всех детей, потому что они учат оценивать опасность, учат отсроченным вознаграждениям, учат стойкости, уверенности учителей, когда дети выходят на улицу и проявляют храбрость, они извлекают ценные жизненные уроки.
Кэролайн Пол

Игра является основой для укрепления отношений и воспитания толерантности. Здесь мы учимся доверять и узнаем о правилах игры; это повышает креативность и устойчивость, и все это связано с созданием разнообразия взаимодействий, разнообразия поведения, разнообразия связей.
Изабель Бенке

Желание играть свободно является основным биологическим влечением. Недостаток свободной игры может и не убить физическое тело, как недостаток воздуха, пищи или воды, но он убивает дух и тормозит умственный рост.
Питер Грей

Вы не можете использовать творческий потенциал; чем больше вы используете, тем больше у вас есть.
Maya Angelou

Игра имеет значение, потому что важны люди. Это напоминает нам о нашей взаимозависимости и дает нам возможность по-настоящему видеть других людей и, в свою очередь, быть по-настоящему и по-настоящему увиденными.
Джилл Вайолет

Ребенок всегда ведет себя выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения в игре. Как будто он на голову выше себя.
Лев Выготский

Игра — это подготовка к неожиданностям.
Марк Бекофф

Творческая игра подобна роднику, который бьет из глубины ребенка.
Неизвестно

Наблюдая за играющими детьми, мы понимаем, в чем заключаются их тревоги, заботы и фантазии. Мы узнаем об их основных потребностях, их чувствах любви и гнева, их соперничестве и страхе перед неудачей, их тайных желаниях и стремлениях.
Джером Сингер

Все, что задействует ваш творческий ум, способность устанавливать связи между несвязанными вещами и придумывать новые способы общения, полезно для вас.
Girija Kaimal

Для маленького ребенка нет разделения между игрой и обучением, между тем, что он или она делает просто для развлечения, и тем, что является образовательным. Ребенок учится, живя, и любая часть жизни, доставляющая удовольствие, также является игрой.
Пенелопа Лич

Если мы хотим, чтобы наши дети жили счастливой и продуктивной жизнью, мы должны уделять больше времени игре, а не меньше.
Питер Грей

Когда мы запрещаем детям играть, мы лишаем их права познавать мир.
Erika Christakis

Игра — это путь к детскому счастью и взрослому великолепию.
Джозеф Пирс

Парадоксально, но многие педагоги и родители до сих пор проводят различие между временем обучения и временем игры.
Leo Buscaglia

Игрушки — это инструменты детства, и простая игра позволяет детям развить любовь к обучению на всю жизнь.
Марк Карсон

Для ребенка сложность жизни сортируется в простоте игры, как кусочки головоломки, собранные вместе, чтобы понять мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *