Конструктивная и деструктивная критика – как реагировать на них?
- Информация о материале
- Социальная психология
- Просмотров: 17555
- Предыдущая статья Обратная связь
- Следующая статья Упражнение — Научитесь делать один быстрый, концентрированный выдох
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Содержание материала
- Конструктивная и деструктивная критика – как реагировать на них?
- Ваши следующие шаги
- Все страницы
Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.
И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.
По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.
Так является ли выражение «конструктивная критика» внутренне противоречивым?Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:
- обратная связь;
- конструктивная критика;
- деструктивная критика;
- личные выпады.
Конструктивная критика
Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).
Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.
Вот несколько черт конструктивной критики:
- Объективность — критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
- Конкретность — достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
- Наличие примеров — критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
- Относится к делу — критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
- Учитывает нюансы — критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
- Уважение — критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.
Воодушевляет конструктивная критика или нет — решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.
Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.
Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.
Деструктивная критика
Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу.
Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика — искусство, некомпетентный критик — художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.
Вот типичные черты деструктивной критики:
- Необъективность — критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
- Туманность — работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
- Голословность — критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
- Не относится к делу — критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
- Огульность — общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
- Неуважение — критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.
Если некомпетентный критик — рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.
Личные оскорбления
Личное оскорбление — это когда некто со злым умыслом делает негативные или оскорбительные замечания в ваш адрес
Люди обычно прибегают к личным оскорблениям от невежества, из-за предубеждений или когда у них не осталось аргументов и они поняли, что иначе вас не пронять. Но подобное понимание обычно плохо помогает.
Ваши следующие шаги
В следующий раз, услышав критику, спросите себя, к какой из четырех категорий она относится:
- обратная связь;
- конструктивная критика;
- деструктивная критика;
- личные выпады.
Затем перейдите к соответствующему пункту ниже и посмотрите, что с ней делать.
Обратная связь
Примите ее с радостью. Более того, вы должны активно искать источник надежной обратной связи.
Конструктивная критика
- Как и в предыдущем случае, вы должны активно искать людей, которые станут источником компетентной и конструктивной критики.
- Научитесь узнавать черты конструктивной критики. Сталкиваясь с истинно конструктивной (как позитивной, так и негативной), спрашивайте себя, чему она может научить вас.
- Когда вас критикуют в лицо, взаимодействуйте с критикующим: попросите прокомментировать все неясности и дайте понять, как вы цените его мнение и какие шаги предпримете (если предпримете).
Деструктивная критика
- Если деструктивная критика исходит от человека, не связанного непосредственно с вашей работой, — проигнорируйте ее.
- Если человек связан с вами по работе (учитель, клиент, начальник), поговорите с ним и дайте ему прояснить свою позицию. В главе 37 я объясню, как это сделать.
Личные оскорбления
В главах 35 и 36 я дам совет, как вести себя в этом случае.
Несмотря ни на что. Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте / Марк Макгиннесс; пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Публикуется с разрешения издательства.
- Предыдущая статья Обратная связь
- Следующая статья Упражнение — Научитесь делать один быстрый, концентрированный выдох
Конструктивная и деструктивная критика.
Критика – это хорошо или плохо?Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика — если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.
Критика – что это?
Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:
- Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
- Порицание, поиск ошибок.
- Искусство анализа и оценки художественной работы.
Кто такой критик?
Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:
- литературные;
- музыкальные;
- театральные;
- архитектурные;
- кинематографические.
Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.
Критика – психология
Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:
- Намерения, которые люди имеют для критики.
- Влияние, которое оказывает критика на людей.
- Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
- Формы критики.
- Отрицание критики.
Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.
Критика – это хорошо или плохо?
Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:
- в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
- отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.
Какая бывает критика?
Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:
- Эстетическая. О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
- Логическая. Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
- Фактическая. Об отсутствии достаточного количества доказательств.
- Позитивная. О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
- Негативная. О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
- Практическая. О полезном эффекте.
- Теоретическая. О смысле идей, на которых основана практика.
Видов критики много — она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– конструктивная и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.
Конструктивная критика
Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:
- Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем — недостатки, и в конце — повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
- Делать фокус на ситуации, а не на личности человека.
- Конкретизировать обратную связь.
- Давать рекомендации, как сделать лучше.
- Избегать сарказма.
Деструктивная критика
Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:
- Необъективность. Критикующий не допускает, что может ошибаться.
- Туманность. Оценка дается без конкретики.
- Неуместность. Доводы не имеют отношения к делу.
- Неуважение. Высказывание суждений в грубой манере.
- Голословность. Без примеров и обоснований.
- Огульность. Неприятие альтернативных точек зрения.
Как критиковать правильно?
Существуют два типа критического поведения:
- Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
- Критикующий выдает суждения на основе эмоций.
Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный «эмоционально» критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.
Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться — «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле». В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:
- Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
- Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
- Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
- Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
- Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.
Основная разница между конструктивной и деструктивной обратной связью
Содержание:
- Что такое конструктивная и деструктивная обратная связь?
- Почему важна конструктивная обратная связь?
- Элементы конструктивной обратной связи
- Элементы деструктивной обратной связи
Что такое конструктивная и деструктивная обратная связь?
Большинство людей думают, что у них неплохо получается давать обратную связь. Ведь вам просто нужно сравнить то, что кто-то сделал с тем, что, по вашему мнению, он должен был сделать, и так и сказать!
Обратная связь имеет решающее значение для роста, обучения и совершенствования. Есть два вида обратной связи: конструктивная обратная связь и деструктивная обратная связь, которые часто используются взаимозаменяемо, но на самом деле они совершенно разные. Различия между конструктивной и деструктивной обратной связью неуловимы, но сильны в своем значении для повседневного взаимодействия с семьей, друзьями и на работе.
Конструктивная обратная связь – это способ дать вашим коллегам предложения о том, как улучшить их профессиональные и личные навыки. Тем не менее, есть секретный соус к конструктивной обратной связи. В отличие от критики или отрицательной обратной связи, конструктивная обратная связь используется для того, чтобы вселить уверенность в членов вашей команды, а также поделиться действенными способами, которые они могут улучшить.
Конструктивная обратная связь касается того, что вы делаете правильно, а не того, что вы делаете неправильно. Он фокусируется на созидании, а не на разрушении, и на поощрении, а не на разочаровании. Примером конструктивной обратной связи может быть следующее: «Вы отлично поработали над своей сегодняшней презентацией на работе! Могу я поделиться несколькими вещами, которые я заметил?» Цель конструктивной обратной связи — вдохновить на изменения посредством признания и положительного подкрепления, а не препятствовать поведению, указывая на ошибки или недостатки.
Почему важна конструктивная обратная связь?
Чтобы понять разницу между конструктивной и деструктивной обратной связью, полезно знать, почему положительная обратная связь так важна, когда вы пытаетесь подбодрить другого человека. Конструктивная критика сосредотачивается на хороших аспектах того, что кто-то делает, а не разрушает его усилия в попытке их развить. Это можно сделать в формальном или неформальном общении с другими людьми в нашей жизни, и обмен конструктивной обратной связью дает несколько преимуществ как для того, кто дает, так и для получателя.
Например, если вы скажете кому-то, что он отлично справился с чем-то, над чем он усердно трудился, это позволит ему чувствовать себя хорошо по поводу того, что он сделал, а не чувствовать разочарование или разочарование, когда ему говорят только об его ошибках. Это может помочь мотивировать людей продолжать стремиться к улучшению, а также сделать их более открытыми для получения конструктивной критики в будущем. В статье Harvard Business Review говорится, что большинство людей предпочитают конструктивную обратную связь похвале.
С другой стороны, деструктивная обратная связь фокусируется на том, что вы делаете неправильно, а не на том, что делаете правильно. Он имеет тенденцию разрушать, а не строить, разочарование вместо поощрения. Примером этого может быть высказывание: «Ваша презентация сегодня была полным беспорядком. Позвольте мне рассмотреть, что вы сделали неправильно».
Влияние того, что нам говорят, что мы неправы или что мы потерпели неудачу, гораздо сильнее и обескураживает, чем нам хотелось бы осознавать, что подчеркивает важность сосредоточения внимания на конструктивной критике в нашем взаимодействии с другими людьми.
Элементы конструктивной обратной связи
Конструктивная критика призвана быть полезной и подталкивать человека, получающего обратную связь, чтобы он изменил свои привычки и методы к лучшему. И помните, конструктивная обратная связь фокусируется на фактах, наблюдениях и позитивном изложении.
Вот несколько веских причин для реализации конструктивной обратной связи:
- Образовательные цели
- Решение проблем или устранение препятствий на пути
- Поощрение творческих навыков решения проблем
- Развитие профессиональных и личных навыков
Вот как распознать конструктивную обратную связь:
- Даритель проявляет сочувствие и уважение не заявлять о предположениях
- Даритель не делает о них ничего
Вы поняли. Конструктивная обратная связь поможет вам расти профессионально и найти лучшую версию себя. Однако поначалу конструктивная обратная связь не всегда кажется положительной. Для нас естественно нервничать из-за того, что мы делаем «неправильно», но давайте изменим это мышление.
Имейте в виду, что конструктивная обратная связь, которую вы получите, только поможет выявить любые пробелы в вашем развитии. Человек дает вам обратную связь, потому что он заинтересован в вашем росте и хочет помочь вам в достижении вашей цели.
Элементы деструктивной обратной связи
Деструктивная обратная связь обычно используется для подавления кого-либо. Деструктивная обратная связь направлена на то, чтобы расстроить и высмеять получателя. Нет никаких добрых намерений, когда кто-то дает деструктивную обратную связь, потому что всегда присутствует уровень принижения. Кроме того, по словам Хрона, деструктивная обратная связь на рабочем месте может снизить моральный дух и производительность.
Просто знайте, что когда вы получаете деструктивную обратную связь, критик не заинтересован в вашем профессиональном росте. Никаких практических советов или поддерживающих отзывов не дается.
Деструктивная критика может выглядеть следующим образом:
- Получатель чувствует себя атакованным
- Получатель и/или его идея быстро отключаются, с небольшим разговором используется в отзыве
Конкретные примеры деструктивной обратной связи включают:
- «В вашем проекте полный бардак».
- «Мы здесь так не делаем».
- «Вы понятия не имеете, что делаете».
Легко увидеть, как деструктивная обратная связь может повредить чьей-то уверенности в себе, производительности на работе и общему удовлетворению своей работой.
Однако, если ваша реакция или реакция вашего сотрудника выражает гнев или негодование каждый раз, когда поступает «конструктивная критика», то, возможно, пришло время честно заглянуть внутрь себя и, возможно, даже получить некоторую помощь извне в форме профессионального консультирования. С другой стороны, бывают случаи, когда человек отвергает (или игнорирует) конструктивную обратную связь просто потому, что считает ее бесполезной.
Изображение предоставлено PEDIAA
Итак, как узнать, что конструктивная обратная связь ошибочно воспринимается как деструктивная?
Что ж, если вы злитесь или обижаетесь на кого-то, кто указывает, что можно улучшить в том, как вы что-то делаете, вам нужно еще раз взглянуть на свой стиль общения. Ключевое различие между конструктивным и деструктивным общением заключается в том, чувствует ли человек, дающий обратную связь, услышанный, когда он говорит, что нужно улучшить.
Чтобы чья-то «конструктивная критика» была полезной, она должна состоять из двух частей:
1) Человек должен четко указать, что не работает
2) Он должен быть готов работать с человеком, с которым он работает повторно давая обратную связь, чтобы найти решение или план игры.
Первый шаг важен, потому что без него вы не будете знать, конструктивна ли обратная связь. Второй шаг имеет решающее значение, потому что он показывает, что вы хотите помочь себе и другим, а не унижать их или тыкать их носом в их ошибки.
Самая большая проблема с конструктивной и деструктивной обратной связью заключается в том, что обе формы информации могут быть восприняты одинаково в данный момент, в зависимости от подачи. Это означает, что важно не только сосредоточиться на том, что делает человек, но и на том, как его работа вписывается в общую картину, и на том, как вы можете работать вместе, чтобы стать более сильной командой.
Конструктивная обратная связь — это начало постоянных совместных усилий по улучшению чьих-то навыков и созданию лучшей организации. Чтобы упростить регулярную обратную связь, загрузите Matter. Он интегрируется со Slack, чтобы вы могли легко узнавать сотрудников по похвале и конструктивному отзыву. Вы можете постоянно повышать моральный дух и производительность сотрудников с помощью еженедельных пятничных отзывов!
Разница между конструктивной и деструктивной критикой |
Должен признаться, что мне неудобно конструктивную критику . Ты знаешь почему? Потому что я человек. Угадайте, что… Вы тоже. (Вы тоже человек.) Итак, если большинству людей не нравится конструктивная критика, действительно ли она конструктивна? Кроме того, есть ли реальная разница между конструктивной критикой и деструктивной критикой?
Что ж, ответ и «да», и «нет». Любая критика может быть разрушительной для отношений независимо от мотивов того, кто ее дает. Однако в этом эпизоде мы расскажем о некоторых вещах, которые вы можете делать, помимо критики, чтобы помочь кому-то исправить ошибки. По сути, мы рассмотрим ряд конструктивных способов влияния на других, которые не вызывают у другого человека обиды.
С точки зрения получателя нет разницы между конструктивной и деструктивной критикой.
Большинство людей считают, что конструктивная критика — это хорошо, а деструктивная критика — это плохо. Однако с точки зрения получателя оба комментария вызывают боль, разочарование или смущение. Таким образом, оба действительно вредны для отношений с другим человеком. Так почему же люди считают, что в некоторых случаях комментарии могут быть положительными? Ответ заключается в том, что я называю «Банковским счетом отношений».
Банковский счет отношений определяет, является ли комментарий конструктивным или деструктивным.
У вас есть банковский счет для отношений с каждым человеком, с которым вы когда-либо взаимодействовали. Когда у вас есть положительный опыт общения с другим человеком, депозит поступает на этот счет. Однако при отрицательном опыте производится вывод средств со счета. В большинстве случаев эти выводы намного больше, чем депозиты. Таким образом, чтобы поддерживать положительный баланс, мы должны сделать много депозитов, чтобы противодействовать всего нескольким снятиям средств.
То, как человек реагирует на критику, больше зависит от баланса счета, чем от того, как вы доставите комментарий.
Например, если вы много лет позитивно общались с человеком и допустили хотя бы один критический комментарий, критика все равно причинит вам боль. Однако из-за положительного баланса на счету человек может использовать комментарий для роста. С другой стороны, если у вас отрицательный баланс, человек, скорее всего, отреагирует агрессивно.
В обоих случаях не так важно, как вы доставляете контент. Реакция будет определяться отношениями, которые у вас сложились с этим человеком.
Прошлый опыт человека в конфликте может вызвать неприятные последствия конструктивной критики.
У всех нас разные истории и опыт, которые формируют наше отношение к конфликту. В других случаях люди, которые имеют очень благосклонную семейную структуру, могут воспринять критику как положительную, несмотря ни на что.
Несколько лет назад я одновременно обучал двух новых инструкторов. Иногда в процессе я давал чаевые, чтобы помочь каждому из этих инструкторов расти. У обоих этих людей было одинаково положительное взаимодействие со мной в течение нескольких месяцев. Отношения с каждым были очень прочными. Однако, когда мы подошли к концу тренировочного процесса, я предложил каждому несколько советов по тонкой настройке. Моя техника заключалась в том, чтобы начать с похвалы. «Я просто хочу сказать вам, насколько я впечатлен тем, как хорошо вы справляетесь с тренировочным процессом». Далее я добавил конструктивную критику. «Несмотря на то, что вы получаете хорошие результаты, когда _______, в некоторых случаях это может не сработать так, как вы хотите. Вы не думали о том, чтобы вместо этого попробовать ______?»
Один инструктор ответил: «Великолепно. Никогда об этом не думал. Я дам ему попробовать.» Однако другой тут же занял оборонительную позицию. «Я сделаю это так, как ты захочешь. Как скажешь, босс. (Я знаю, это звучит позитивно, но по тому, как она ответила, я понял, что я подорвал ее доверие.)
Несколько простых способов указать на ошибки, не критикуя их.
После нескольких подобных случаев в моей жизни я начал менять то, как я тренировал людей. Ниже приведены несколько простых способов указать на чужие ошибки, которые могут дать вам лучшие результаты.
- Небольшое предупреждение перед тем, как проводить какие-либо критические занятия.
- Задавайте вопросы, чтобы собеседник сохранил лицо.
- Сначала признайте подобную ошибку, которую вы совершили.
Небольшое предупреждение перед тем, как дать какой-либо критический инструктаж.
Обычно я немного предупреждаю человека перед тем, как начать критическую тренировку.
Например, я мог бы начать со слов: «По своему опыту я заметил, что лучшие учителя — это те, кто постоянно стремится к совершенствованию». Здесь я часто буду указывать на две или три вещи, которые учитель-стажер сделал очень хорошо. Затем я закончу, сказав что-то вроде: «Просто чтобы ты знал, время от времени я могу видеть, как ты делаешь что-то, что я понял как ошибку, потому что я совершил ту же ошибку много лет назад. В таких ситуациях вы бы предпочли, чтобы я рассказал вам о них?»
Если человек говорит «Да», я не начинаю сыпать критикой. Часто я отвечаю что-то вроде: «Я еще ничего не заметил, но если замечу, не хочу, чтобы вы подумали, что я чересчур критичен».
Задавайте вопросы, чтобы собеседник мог сохранить лицо.
Вместо того, чтобы начинать с конструктивной или деструктивной критики, сначала задавайте вопросы. Что-то вроде: «Поскольку мы всегда стремимся к лучшему, не произошло ли в процессе чего-то неоптимального? Если бы вы могли улучшить какую-либо часть, что бы вы хотели исправить?» Дождитесь ответа, затем спросите, что человек сделает в следующий раз, основываясь на этой мысли.
Например, предположим, что непосредственный подчиненный пропустил крайний срок. Вместо того, чтобы противостоять человеку и обвинять его, попробуйте задать вопрос. «Я знаю, что вы были под прицелом в тот крайний срок. Как все получилось? Удалось ли вам закончить проект вовремя?» Скорее всего, человек свалит вину на кого-то другого. Затем хороший тренер может задать уточняющий вопрос, например: «Я полностью понимаю. Я вижу, как это создаст проблему. Что вы хотите сделать в будущем, чтобы убедиться, что он не вернется, чтобы снова укусить вас?»
Разница между конструктивной и деструктивной критикой часто заключается в способности позволить другому человеку сохранить лицо.
Сначала признайте подобную ошибку, которую вы совершили.
Один из способов ненавязчиво показать другому человеку, что он или она совершил ошибку, — это рассказать самоуничижительную историю. Мой папа часто использовал эту технику со мной, когда я рос. Я стараюсь использовать его как можно чаще, когда тренирую своих детей или людей, которые работают со мной. В большинстве случаев он работает на удивление хорошо. (Это при условии, что у нас есть положительный баланс на счете отношений.)
По сути, вместо того, чтобы просто указать на чью-то ошибку, расскажите, как вы допустили аналогичную ошибку. Возвращаясь к пропущенному дедлайну, о котором я упоминал ранее, начните с рассказа о том, как вы пропустили дедлайн.
Несколько лет назад мне позвонил постоянный клиент, у которого на следующий день была встреча со своим начальником. Босс находился в процессе повышения консалтинговой фирмы, чтобы она выполняла работу для компании примерно на три месяца. Однако консультанты были немного расплывчаты в отношении точных масштабов проекта. Они также были немного расплывчаты в отношении общей стоимости проекта. Мой клиент упомянул своему начальнику, что, возможно, моя компания могла бы представить дополнительное предложение по работе. Я только что закончил преподавать в Бостоне, поэтому мне пришлось лететь домой. У меня также был стыковочный рейс в Филадельфии.
«Можете ли вы убедиться, что я получу предложение к 8 утра?» — спросил мой клиент.
Я ответил: «Я найду способ сделать это».
Однако ни на одном из моих рейсов не было Wi-Fi. Кроме того, у меня была очень короткая остановка в Филадельфии. В итоге я вернулся домой после 2 часов ночи. Я создал предложение в самолете, поэтому все, что мне действительно нужно было сделать, это подключиться к Интернету, когда я вернулся домой, и отправить предложение. Но это был огромный файл. Итак, я подключил свой ноутбук, нажал «Отправить» и стал ждать. Когда оказалось, что электронная почта исчезла, я легла спать. На следующее утро я проснулся, а электронная почта все еще была в папке «Исходящие». Отправка не закончилась.
Я так много работал, но не обращал внимания на детали. В результате я упустил большую возможность и подвел своего клиента.
Конструктивная критика в оценках сотрудников
Когда вы предпринимаете корректирующие действия, подобные описанным выше, и позволяете сотруднику сохранить лицо, ежегодные оценки также упрощаются. Самая важная разница между конструктивной и деструктивной критикой в оценках сотрудников заключается в том, что в процессе не должно быть сюрпризов. Если вы отличный коуч, оценка сотрудников должна быть похожа на церемонию награждения, а не на похороны. Не ждите, чтобы оставить отзыв. Тренируйтесь в течение всего года.
Дайте положительный отзыв, когда сможете. В ситуациях, когда вы должны быть критичны, задавайте вопросы или рассказывайте самоуничижительную историю. Таким образом, когда вы попадете на ежегодную аттестацию, вам не нужно будет давать конструктивную критику!
Заполните форму ниже, чтобы связаться с нами!
Имя *
Фамилия *
Компания *
Электронная почта *
Телефон *