Что в психологии значат деструктивные межличностные отношения
Что такое деструкция?
Это понятие применяется во многих научных дисциплинах и означает разрушение, нарушение целостности или структуры, уничтожение. В психологии деструкция – это отторжение общепризнанных норм и моральных ценностей, носящее разрушительный характер для индивида. Причем такое поведение затрагивает все сферы жизни человека – его здоровье, отношения с близкими людьми, коммуникации с социумом.
Деструктивный человек всячески демонстрирует свое пренебрежение сложившимся в обществе нормам, традициям и укладам. Старается действиями или словами выразить протест. Психологи утверждают, что на такую модель поведения способна большая часть человечества, однако проявляется она в особо тяжелые и переломные жизненные моменты. Вот почему этим термином чаще апеллируют при изучении психологии подростков.
youtube.com/embed/r87Wi7-RCLI?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Причины деструктивного поведения
Психологи и психиатры утверждают, что деструктивная модель поведения может быть свойственна любому человеку на земле, отличаться лишь будут формы и способы ее проявления. Однако существуют вполне определенные причины деструкции:
- Атмосфера и модель поведения в семье, в которой растет ребенок. Малыш до пятилетнего возраста как губка впитывает все то, что с ним происходит: как мама и папа общаются между собой, как относятся к своим детям. Отсутствие внимания, любви и уважения может выплеснуться в будущем в аномальное поведение индивида. Также ребенок может просто копировать жизненную модель своих родственников.
- Психические расстройства и пристрастие к наркотикам или алкоголю.
- Крупные неудачи в жизни и тяжелые болезни, при которых индивид решает, что ему нечего терять.
- Толчком к развитию деструкции могут стать массовые социальные отклонения. Например, разгул преступности и спекулятивной деятельности, бюрократизм, массовый алкоголизм.
- Ослаблением мер общественного контроля от либерализации некоторых ценностей и свобод до несовершенной системы штрафов и наказаний.
ВВЕДЕНИЕ
Социальный мир создается людьми, он возникает как результат разнообразных человеческих взаимодействий. Это особая реальность, в которой действуют свои законы, многим отличающиеся от законов природы. Главный из них – закон всеобщего социального влияния. В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологического влияния, осуществляемого в различных формах с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждения, принуждения, внушения, заражения). Влияние одновременно может, как способствовать развитию, так и нарушать его. Каким будет результат влияния, главным образом зависит от личности влияющего, его психологической культуры. Особенно важно быть компетентными в этой области специалистам, выполняющим профессиональную деятельность, связанную с оказанием целенаправленного длительного влияния на людей (психологам, педагогам, управленцам и т.д.). Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов психологических и педагогических специальностей. Дисциплина психология влияния расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения социальной психологии. Этот учебный курс раскрывает психологические закономерности различных видов влияния и их последствий для человека. Изучение дисциплины способствует развитию профессионально важных качеств психолога и педагога: наблюдательности и проницательности в распознавании различных проявлений влияния, способности к оказанию развивающего влияния, компетентности в противостоянии негативным последствиям чужого нежелательного влияния.
В учебно-методическом комплексе изложены темы курса, раскрывающие центральные проблемы психологии влияния.
В теме «Общая характеристика феномена психологического влияния» анализируются основные отличительные признаки влияния, его разновидности, цели и результаты. Анализируется взаимосвязь понятий «влияние», «власть» «лидерство».
Темы «Современные зарубежные психологические теории, объясняющие природу влияния» и «Влияние в исследованиях современных российских психологов» знакомят студентов с основными научными концепциями влияния.
В теме «Психологические принципы и факторы влияния» приводится описание основных психологических принципов, лежащих в основе влияния; анализируются различные подходы к описанию качеств личности, составляющих потенциал влияния.
Тема «Содержание, техники и средства различных видов влияния» знакомит студентов с отличительными признаками, механизмами и приёмами различных видов влияния: силового, манипулятивного, конструктивного, спорного. У студентов формируется представление о конструктивности и деструктивности различных видов влияния.
В теме «Конструктивное противостояние нападению и манипуляции» приводится алгоритм целенаправленного оказания противостояния деструктивному влиянию, анализируются различные техники и приёмы.
Тема «Педагогическое влияние» включает описание теорий и моделей педагогического влияния, методов и приёмов педагогического влияния, личностных факторов и способов его самоконтроля.
Главная цель курса состоит в формировании у студентов профессиональной психологической культуры, совершенствовании способности научного познания психической реальности, актуализации потребности в личностном и профессиональном саморазвитии. Данный курс предназначен для того, чтобы дать каждому возможность познакомиться с различными видами, формами и механизмами социального влияния. Студенты узнают, в частности, о том, что все стратегии межличностных взаимодействий нацелены на изменение поведения, что воздействие на установки людей изменяет их мнения, убеждения, что социальное давление определяет развитие групповых процессов и влияет на характер межгрупповых взаимоотношений.
В разработке практических занятий использовались элементы тренинга влияния Е.В. Сидоренко и авторские задания.
Данный учебно-методический комплекс рекомендуется для самостоятельной работы студентов, для написания курсовых и дипломных исследований, он может быть использован на практических занятиях по психологии влияния и смежным психологическим дисциплинам.
Симптомы деструкции
Аномальное или разрушительное поведение может быть направлено на людей и животных, нематериальные предметы и даже самого себя. Отсюда ученые выделяют несколько паттернов поведения со свойственными им деструктивными симптомами:
- Агрессивное и жестокое обращение с окружающими живыми существами.
- Враждебный тон и построение фраз при общении с окружающими людьми.
- Тенденция к уничтожению или порче нематериальных предметов и чужих вещей.
- Деструкция личности проявляется и в стремлении к разрушению привычного уклада отношений между близкими индивиду людьми.
- Эпизодическая или постоянная неспособность испытывать эмоции, отсутствие выраженных чувств.
- Угрозы собственной жизни и окружающим людям и животным.
Вальтер Беньямин «Деструктивный характер» | by Елизавета Лысенко
01.2019: Сделала перевод моего любимого эссе Беньямина «Der destruktive Charakter». Есть пару неясных мест — например, про тригонометрический знак паруса — которые я не могу понять, и поэтому адекватно перевести, и мне придется вернуться к этому позже. Кроме того, возникает вопрос со словом «характер» в заглавии: это и персонаж, и личность, и характер, поэтому я останавливаюсь на последнем варианте, поскольку он выглядит более широким и нейтральным понятием, на которое читатель может навесить свои ассоциации.
UPD 05.2019: Разобралась с парусом: это не парус, это геодезический знак — такая штука, которую устанавливают для того, чтобы знать геодезические координаты. Наверху геодезического знака может находиться сигнал, о нем и говорит Беньямин в первом предложении абзаца. Еще поправила слово «ликвидируя»: в немецком языке глагол «liquidieren» значит не только «устранить», но и «превратить в деньги, сделать ликвидным». Мне кажется, это намеренная игра слов, поскольку по смыслу больше подходит именно преобразование, а не устранение ситуации. Поэтому использую неологизм «ликвиднировать»: и ликвидировать, и сделать ликвидным, жидким, сподручным. Надеюсь, кто-то кроме меня тоже получает удовольствие от того, как Беньямин изящно играет словами.
С кем-то может случиться, что он, оборачиваясь на свою жизнь, приходит к выводу, что почти все глубокие привязанности, от которых он страдал, были связаны с людьми, которых другие люди согласно называли «деструктивными характерами». Однажды он натолкнется, может быть, случайно, на этот факт, и чем больше будет шок, который потрясет его, тем больше его шансы представить деструктивный характер.
Деструктивный характер знает лишь один девиз: освободить место, лишь одно занятие — очищать. Его потребность в свежем воздухе и свободном пространстве сильнее, чем любая ненависть.
Деструктивный характер молод и бодр. Разрушение омолаживает, потому что оно устраняет даже следы нашего возраста. Оно подбадривает, поскольку каждое освобождение пути означает для разрушающего всеохватывающую редукцию его собственного состояния, извлечение его корня. К такому аполлонистическому образу разрушителя в действительности приводит осознание того, как чудовищно упрощается мир, если его проверяют на разрушаемость. Это большая петля, которая крепко охватывает все существующее. Это зрелище, которое создает для деструктивного характера театральное представление глубочайшей гармонии.
Деструктивный характер всегда свеж за работой. Это природа предписывает ему темп, по крайней мере, косвенно: и тогда он должен ее опередить. Иначе она сама примется за разрушение.
Для деструктивного характера не представляется никакого образа. У него мало потребностей, и меньшая из них — увидеть, что придет на место разрушенного. Сначала, хотя бы на мгновение, пустое пространство, место, где стояла вещь, жила жертва. Найдется все же тот, кто нуждается в этом месте без желания им завладеть.
Деструктивный характер делает свою работу, он избегает только творческого. И как творец ищет одиночества, так должен разрушающий постоянно окружать себя людьми, свидетелями его действий.
Деструктивный характер — это сигнал. Как геодезический знак со всех сторон треплет ветер, так и его со всех сторон треплет молва. Защищать его от этого бессмысленно.
Деструктивный характер не заинтересован в том, чтобы его поняли. Усилия в этом направлении ему кажутся пустыми. Непонимание не может принести ему вреда. Напротив, он его провоцирует, как это делали оракулы, эти деструктивные государственные учреждения. Самый мелкобуржуазный из всех феноменов — сплетня — появляется только потому, что люди не хотят быть непонятыми. Деструктивный характер может быть неправильно понят, он не потворствует сплетням.
Деструктивный характер — враг человека в футляре. Человек в футляре ищет своей комфортабельности, и футляр — это ее высшее проявление. Внутренности футляра — это обитый бархатом след, который он оставляет в мире. Деструктивный характер стирает даже следы разрушения.
Деструктивный характер стоит в строю традиционалистов. Одни передают вещи, делая их неприкосновенными и сохраняя, другие — ситуации, делая их сподручными и ликвиднируя (liquidieren). Таких называют деструктивными.
Деструктивный характер обладает сознанием исторического человека, базовое чувство которого — это непреодолимое недоверие к ходу событий и готовность, с которой он постоянно отмечает, что все может пойти не так. При этом деструктивный характер — это сама надежность.
Деструктивный характер не видит ничего длительного. Но как раз поэтому он везде видит пути. Там, где другие натыкаются на стены или горы, даже там он видит путь. Но так как он везде видит путь, он может убрать все с пути. Не всегда с грубой силой, порою с изысканной. Поскольку он везде видит пути, он всегда стоит на перекрестке. Ни одно мгновение не знает, что принесет следующее. Существующее он оставляет в руинах, не ради руин, но ради путей, что через них проходят.
Деструктивный характер живет не тем, что жизнь стоит того, чтобы жить, а тем, что самоубийство не стоит того.
Почему природа разрушительна
Второй принцип теории хаоса заключается в том, что, хотя изначально Бог создал прекрасную и упорядоченную вселенную, функционирующую в прекрасной симметрии, когда свободные агенты воспользовались своей свободой, чтобы восстать против Бога, многие элементы творения Бога возникли из контроля, то есть они больше не работают в координации со всеми остальными частями Божьего творения.
За этой идеей стоит целая теология, но позвольте мне попытаться обобщить ее здесь и в следующем посте.
Созданный Богом Порядок
Бог сотворил мир, который содержит могущественные природные и духовные силы, все из которых взаимосвязаны. В изначальном Божьем замысле все элементы и аспекты творения должны были работать вместе в симфонии радости и красоты. Циклы света и темноты, а также сезоны холода и тепла давали возможность работать и отдыхать.
Животные и природные элементы были идеально сбалансированы, чтобы поддерживать и поддерживать друг друга. Растения, деревья и растительность давали пищу животным, а животные помогали ухаживать за растениями и направлять их рост. Внизу были воды, а наверху были воды, работающие вместе с солнечным теплом и движением воздуха, чтобы дать всем рост, свет и освежение. Это было красиво.
На вершине этого творения Бог поместил человечество, как мужчину, так и женщину. Вместе они должны были работать в партнерстве с Богом и друг с другом, чтобы служить дирижером этого оркестра творения. Люди должны были сотрудничать с растениями и животными, чтобы направлять, помогать и направлять все вещи, чтобы они работали вместе в унисон и для цели, задуманной Богом.
Начала и Власти
Частью этой симфонии также были ангелы.
Многие люди не осознают свою роль в Божьем творении. Они играли решающую роль в Божьем плане, замысле и вселенной. Они не просто невидимые существа, которые летают, выполняя волю Бога. Нет, Библия говорит нам, что когда все снова будет исправлено, когда все будет восстановлено так, как задумал Бог, человечество будет править ангелами (1 Кор. 6:1-3; Евр. 2:1-5). Даже сейчас ангелы некоторым образом служат людям (Бытие 24:40; 21:17-19).; Дан 6:22; Деяния 27:13-26; 2 Фес. 1:7; Евр 1:14).
Основываясь на этом и многих других описаниях духовного царства как состоящего из «начальств и сил», кажется, что, хотя ангелы являются реальными духовными существами, их также можно рассматривать как духовное измерение всех физических вещей. Они являются внутренней духовной реальностью и связью всех вещей.
В изначальном Божьем замысле ангелы служат «посланниками», которые передают сообщения от Бога и людей не только друг другу и друг от друга, но также и от царства животных, растительного мира и природных сил творения. . Эти силы были в распоряжении Адама и Евы, чтобы помогать им ухаживать за землей. Все эти силы были добрыми, полезными, полезными и предназначались для использования человечеством на благо всего творения.
Доказательством этой идеи служит тот факт, что Адам и Ева могли разговаривать с животными в Саду, и что каким-то образом животные должны были работать вместе с Адамом и Евой, чтобы ухаживать за садом и покорять землю. Не только это, но и то, что когда Иисус — как новый Адам — служил на земле, Он мог направлять рыбу, куда плыть, и успокаивал бури словом.
Таким образом, кажется вероятным, что люди изначально были созданы со способностью общаться с животными, а также направлять и контролировать погодные условия с помощью наших мыслей. Некоторые считают, что 90% нашего мозга, которым мы не пользуемся, — это не просто пустая материя в наших черепах, но, возможно, изначально это были части нашего мозга, которые сообщались с духовным царством ангелов, чтобы через них мы могли общаться друг с другом, с Бог, с животными, с растениями и даже с силами природы (Подробнее об этой теологии ангелов см.
«Трилогия о силах» Уолтера Уинка.) когда Адам и Ева восстали против Бога, вся система рухнула. Духовная связь и человеческая власть направлять и направлять творение вышли из-под нашего контроля. Силы природы были высвобождены со стороны человечества. Мироздание вышло из-под контроля, а вместе с ним и силы.Когда Адам и Ева согрешили, творение пало вместе с ними, и эти силы и силы, предназначенные на благо творения, выродились в силы разрушения. Эти разрушительные силы, находящиеся под контролем Разрушителя, ищут только одного: разрушения. Силы природы развивались независимо друг от друга, что приводило к штормам, наводнениям и землетрясениям. Беспредел, смерть, хаос и страх стали доминировать. Грех, смерть и кровопролитие стали обычным явлением.
Конечным результатом является то, что мы переживаем сейчас, и то, что было «нормальным» с тех пор, как Адам и Ева согрешили. Созидательные силы Бога, данные человечеству, чтобы мы могли заботиться, направлять и облегчать мир в прекрасной симфонии продолжающегося творения, вместо этого впали в разрушительный хаос.
Бури бушуют на земле, высвобождая ветер и дождь, вызывая бури разрушения и смерти. Одна часть планеты страдает от засухи, а другая тонет в наводнениях. Животные боятся людей и охотятся друг на друга. Люди боятся животных и друг друга и убивают, чтобы остаться в живых. Болезни и болезни распространяются от микробов и бактерий, которые во многих случаях полезны на своем законном месте и для своей правильной функции, но атакуют и разрушают, когда используются неправильными способами и в неправильном количестве. И в конце концов, в конце концов, в конце концов, несмотря ни на что, смерть забирает нас всех.
Из-за греха мы потеряли контроль над силами, управляющими природой, и, выйдя из-под контроля, они теперь сеют хаос в мире. Теперь в мироздании беспорядок и хаос.
В следующем посте мы увидим, как эта идея помогает объяснить насилие, происходящее в мире.
Как может Бог, говорящий: «Любите врагов ваших» (Матфея 5:44), быть тем же Богом, который в Ветхом Завете повелевает Своему народу убивать своих врагов?
Вопросы такого рода мы обсуждаем и (пытаемся) на них ответить в моей онлайн-группе ученичества. Члены группы также могут пройти ВСЕ мои онлайн-курсы (стоимостью более 1000 долларов США) бесплатно. Узнайте больше здесь: Присоединяйтесь к группе ученичества RedeemingGod.com Мне не терпится услышать, что вы скажете, и как мы можем помочь вам лучше понять Бога и научиться жить подобно Ему в этом мире!
Разрушение природы представляет собой такую же большую угрозу для человечества, как и изменение климата
Майкл Ле Пейдж
Сельское хозяйство и жилищное строительство занимают большие площади земли во всем мире
Steve Proehl/Getty
скорости, угрожая выживанию миллионов видов — и нашему собственному будущему. Но еще не поздно спасти их и нас, говорится в новом крупном отчете.
«Доказательства неопровержимы. Уничтожение нами биоразнообразия и экосистемных услуг достигло уровня, который угрожает нашему благополучию не меньше, чем антропогенное изменение климата».
С этими словами председатель Роберт Уотсон начал встречу в Париже, чтобы согласовать окончательный текст крупного доклада ООН о состоянии природы во всем мире — крупнейшей и самой тщательной оценки на сегодняшний день, составленной 150 учеными из 50 стран.
Реклама
Отчет, опубликованный сегодня, в основном мрачный. Мы, люди, уже значительно изменили три четверти суши и две трети океанов. Более трети земли и три четверти ресурсов пресной воды отведены под растениеводство или животноводство.
За последние несколько столетий вымерло около 700 позвоночных. Сорок процентов земноводных и треть видов кораллов, акул и морских млекопитающих, похоже, последуют этому примеру.
Меньше места для диких животных
Предотвращение этого жизненно важно для нашего спасения, говорится в отчете. «Экосистемы, виды, дикие популяции, местные разновидности и породы одомашненных растений и животных сокращаются, деградируют или исчезают», — говорит один из авторов доклада Йозеф Сеттеле. «Эта потеря является прямым результатом деятельности человека и представляет прямую угрозу благополучию людей во всех регионах мира».
Основная причина проста. Наши расширяющиеся фермы и города оставляют все меньше места для дикой природы. Другими основными причинами являются прямая эксплуатация дикой природы, такая как охота, изменение климата, загрязнение окружающей среды и распространение инвазивных видов. Изменение климата станет еще более разрушительным.
Подробнее: Действительно ли жизнь на Земле находится под угрозой? Правда о кризисе вымирания
Но мы все еще можем изменить ситуацию, говорится в отчете. «Природу можно сохранять, восстанавливать и использовать устойчиво, одновременно достигая других глобальных социальных целей посредством неотложных и согласованных усилий, способствующих преобразующим изменениям», — говорится в нем.
В нем также говорится, что там, где земля находится в собственности или управлении коренных народов и местных общин, разрушений было меньше, а иногда и вовсе не было.
Цель отчета Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ) состоит в том, чтобы обеспечить авторитетную научную основу для международных действий. Есть надежда, что это приведет к такому же принуждению к действиям, как и последний научный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) об ограничении потепления 1,5 °C.
«Хорошие знания абсолютно необходимы для хорошего управления, — говорит Уотсон, который возглавлял МГЭИК с 1997 по 2002 год. — Я оптимистично настроен, что это изменит ситуацию».
Биоэнергетическая угроза
Но вызов огромен. Все страны, кроме США, ратифицировали Конвенцию ООН о биологическом разнообразии 1992 года и должны сохранять биоразнообразие и способствовать его устойчивому использованию.
Несмотря на это, более 80 процентов согласованных международных целей на 2020 год не будут выполнены, говорится в докладе. Фактически, по состоянию на 2016 год половина подписавших стран еще не разработали планы по достижению целей.
Проблема заключается не только в том, что мы сосредоточены на экономическом росте независимо от воздействия на природу. Текущие планы по сокращению выбросов двуокиси углерода до нуля, чтобы ограничить изменение климата, в значительной степени зависят от биоэнергетики, для которой требуется много земли. Это ускорит исчезновение видов, а также поставит под угрозу продовольственную и водную безопасность, говорится в отчете.
Подробнее: Rewilding: Можем ли мы действительно вернуть разрушенную природу в первозданное состояние?
На самом деле толчок биоэнергии уже приносит вред. Например, в Индонезии и Малайзии вырубают тропические леса, чтобы выращивать пальмовое масло для производства биодизеля для автомобилей в Европе.
Преобразование нашей цивилизации, чтобы сделать ее более устойчивой, потребует более связного мышления, говорится в отчете. «Это очень фрагментарный подход, — говорит Уотсон. «Мы должны думать обо всех этих вещах гораздо более целостно».
Например, существуют способы борьбы с изменением климата, которые также помогут сохранить биоразнообразие, например, убедить людей есть меньше мяса и сажать больше деревьев. Но дьявол кроется в деталях: искусственные плантации принесут дикой природе гораздо меньше пользы, чем восстановление естественных лесов.