2.3. Детерминанты процесса формирования и развития личности
2.3. Детерминанты процесса формирования и развития личности
В философии и психологии проблемы формирования и развития человека как личности и внешнее проявление его психических свойств и качеств исследуются с позиций принципа детерминизма. Детерминизм (от лат. determino – определяю) – это учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Детерминизм рассматривает вопросы о законах природы, взаимодействии природы и общества, движущих силах общественного развития, воздействии общества на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человека.
Личностное формирование и развитие человека детерминируется несколькими факторами, одним из которых является наследственность. Наследственность есть воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Человек наследует анатомическое строение, физиологическое функционирование, тип обмена веществ в организме, тип и пластичность нервной системы, динамизм и скорость нервных реакций и т. д. При рождении человек обладает многими врожденными свойствами и инстинктами, которые относятся к безусловным рефлексам: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Эти особенности характерны и для животных. Однако есть биологические свойства, которые частные, отличают одного человека от другого и от высших животных. Это индивидуальные, генетически закрепленные свойства определяют анатомо-физиологическую предрасположенность человека к различным видам деятельности, которую называют природными задатками.
Однако природные задатки как генетически закрепленные свойства являются только общими исходными предпосылками дальнейшего развития человека, выступают как потенциальные возможности формирования и развития его личности. В процессе общественной жизни и деятельности у человека на основе природных задатков формируются способности – индивидуально-психологические особенности личности, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком определенных видов трудовой деятельности.
Одна способность, сколь бы развитой она не была, еще не обеспечивает успешность более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности, называется одаренностью. Высокую степень одаренности называют талантом, а наивысшую – гениальностью.
Следует отметить, что природные задатки носят общий характер и не ориентированы на какой-либо конкретный вид деятельности. Например, ребенок может родиться с музыкальными задатками, а то, кем он станет (какие способности у него сформируются: оперного или эстрадного певца, композитора, дирижера или музыканта-исполнителя), зависит от того, какой музыкальной деятельностью он будет заниматься. Поэтому формирование и развитие личностных качеств человека обусловлены условиями его жизни в обществе, внешними природными и социальными факторами.
К внешним факторам, детерминирующим формирование и развитие личности, относятся географическая и социальная среда, а также воспитание.
Под средой понимают комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека.
Географическая среда включает разнообразные природно-климатические условия и ресурсы. Она опосредованно, через образ жизни человека и характер трудовой деятельности оказывает влияние на его личностное формирование и развитие.
В понятие социальной среды входят общественный строй, социальные отношения в данном обществе и институты, регулирующие эти отношения, социально-экономические условия жизни и т.д. Это – дальняя среда. Она не является одинаковой на разных этапах общественного развития. Поэтому в разные исторические эпохи она оказывала различное формирующее влияние на человека, т.е. формировала присущий ей тип личности.
В ближнюю среду входит ближайшее окружение человека: семья и родственники, друзья и одноклассники.
Домашняя среда оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности в детском возрасте. Семья во многом определяет его потребности и интересы, взгляды, закладывает основы для формирования личностных качеств[1].
Определенное влияние на формирование и развитие личности оказывают также друзья и одноклассники. Это общение носит неформальный, избирательный характер и, если не попадает в сферу педагогического влияния, то нередко оказывает негативное влияние на формирование и развитие личности ребенка[2].
Являясь внешним фактором формирования и развития личности, воспитание выступает формой внешнего воздействия и влияния на растущего человека. Его отличительной особенностью являются целенаправленность, планомерность и осуществление под руководством педагогов.
Роль воспитания в обществе постоянно растет. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение подрастающих поколений к жизни в обществе без продолжительного и специальным образом организованного воспитания.
[1] Более подробно влияние семьи на формирование и развитие личности рассмотрено в разделе «Теоретико-методические основы воспитания».
[2] См.: Чепиков В.Т. Устранение негативного влияния отдельных школьников на одноклассников в процессе нравственного воспитания// Вопросы укрепления здоровья населения, теории, методики и психофизиологии физического воспитания и спорта: В 2 т. – Чебоксары, 1995. – Т.2. – С.417-422.
Профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения профессионала
Проблема изучения психологических аспектов коррупции является одной из наиболее актуальных в практической психологии. Многочисленные парадоксы жизни современного общества, а в частности ставшее нормой массовое явление прихода в профессию, требующую длительного оттачивания мастерства и формирования определенного склада личности, профессиональных маргиналов, мотивированных возможностью формального выполнения социально значимых профессиональных функций, использования «теневых резервов» для удовлетворения собственных амбиций, привели к необходимости изучения подобных феноменов. Поэтому в настоящее время проблема осмысления коррупции как парадоксального явления действительности чрезвычайно актуальна, ее решение позволит объяснить условия возникновения коррупционных действий должностных лиц, прогнозировать и предупреждать их.
Коррупция представляет собой многоаспектное, системно организованное социальное явление, интегрирующее в себя экономическую, юридическую, социальную, этическую, политическую и психологическую составляющие. Для описания психологической составляющей данного явления предлагаем ввести несколько операциональных понятий, таких как «коррупционное поведение», «коррупционер», «профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения».
Коррупционное поведение – это теневая функция, предполагающая осуществление не «прописанных» в должности социальных функций в целях личной выгоды и реализуемая с помощью механизма превышения полномочий.
Коррупционер – это действующий профессиональный маргинал, склонный к коррупционному поведению.
Профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения – это целесообразные структуры взаимосвязей между личностными особенностями коррупционера, определяющие выбор между законопослушной и преступной деятельностью, между соблюдением и нарушением морально-нравственных норм последнего.
Цель данного исследования: выделить профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения профессионала.
По своей направленности и механизмам реализации коррупционное поведение является «видом поведенческой деятельности и имеет, таким образом, признаки общего и специального характера. Первые свойственны любой поведенческой деятельности личности; вторые характеризуют именно его (поведения) коррупционную направленность» [1]. К признакам специального характера можно отнести сознательность, непредусмотренность должностными инструкциями, нарушение ролевых ожиданий, зафиксированных в организационных нормах, опасность для благополучия организаций и их членов.
В рамках нашей объяснительной концепции предлагаем рассмотреть коррупционное поведение не только как специфический вид девиантного трудового поведения профессионала, но и как психологическую систему деятельности действующего профессионального маргинала. Нами была разработана концептуальная схема понятия «коррупционер», которая позволила держать в фокусе внимания выделенные компоненты профессиональной деятельности. Данная схема представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема понятия «коррупционер» в концептуальном виде
Базисными стали следующие понятия:
– цели – личные и корпоративные интересы, которые мотивируют профессиональную деятельность субъекта;
– субъект как профессионал, включенный в структуру идентификационных отношений «человек – профессия – общество»: от профессиональной идентичности до профессионального маргинализма, – и реализующий социальные функции профессии.
Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин обращают внимание на то, что, согласно «математическому закону больших чисел, практически все характеристики человека… подчиняются нормальному (или близкому к нормальному) закону распределения»[2]. Следовательно, все характеристики человека имеют полярные места в таком распределении, поэтому обязательно должны быть группы людей с совершенно противоположными качествами или диаметрально противоположными уровнями развития. Иными словами, согласно закону больших чисел, неизбежно должны существовать весьма честные и крайне нечестные, дисциплинированные и недисциплинированные, некоррумпированные и коррумпированные личности.
Если схематично представить некий континуум социальных функций профессии, то получим единую ось, на противоположных полюсах которой расположены коррупционное и нормативное поведение, соответствующие состояниям профессионального маргинала и идентичного профессионала. Средняя область континуума охватывает функции, в определенной степени отвечающие социальному назначению профессии. Чем больше отклоняются действия профессионала от зоны оптимума к полюсу коррупционного поведения, тем больше они противоречат социальному назначению профессии. Профессионалы, находящиеся в такой позиции, представляют группу риска.
В этом контексте О. В. Ванновская предлагает понятие «коррупциогенная личность», понимая под этим «определенный социальный тип, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью. В ситуации коррупционного давления такая личность с большей вероятностью выберет коррупционное поведение и с очень низкой вероятностью откажется от него» [3].
– Детерминанты – это особые целесообразные цели профессионала структуры взаимосвязей между личностными особенностями и условиями коррупционного поведения, определяющие выбор между законопослушной и преступной деятельностью, между соблюдением и нарушением морально-нравственных норм.
С точки зрения большинства юристов и юридических психологов, «никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не положены одновременно на внутренние детерминанты человеческой активности» [4]. Поэтому можно говорить об определенных внутренних, профессионально-личностных детерминантах коррупциогенной личности, то есть о совокупности значимых специфических свойств такой личности.
Таким образом, предложенная нами концептуальная схема позволила вывести строгое понятие «коррупционер»: это действующий профессиональный маргинал, осознанно регулирующий свое поведение в соответствии с целесообразными структурами взаимосвязей между личностными особенностями и условиями реализации коррупционного поведения, т.е. профессионально-личностными детерминантами коррупционного поведения.
Детерминанты коррупционного поведения в системе психологической деятельности соотносимы с компонентами системы профессиональной деятельности: мотивы, цели, принятие решения, планирование профессиональной активности, контроль и самоконтроль профессиональной активности, профессионально важные качества субъекта деятельности, информационная основа деятельности. В процессе профессионализации между компонентами устанавливаются определенные функциональные связи, происходит развитие отдельных компонентов для обеспечения достижения цели, формируются новые подсистемы. Такие подсистемы, определяющие выбор коррупционером между законопослушной и преступной деятельностью, между соблюдением и нарушением морально-нравственных норм последнего, представляют собой детерминанты коррупционного поведения.
Наше исследование охватило широкий круг личностных образований и привело к выявлению пяти основных профессионально-психологических детерминант, актуализирующих коррупционное поведение личности.
Ведущей детерминантой коррупционного поведения является целевая. С точки зрения системогенетического подхода, цель является «центральным, системообразующим компонентом психологической системы деятельности» [5]. Детерминанта, определяющая выбор профессионалом цели – достижение профессиональной востребованности или коррупционное поведение как компенсация состояния профессиональной невостребованности, включает в себя общий уровень профессиональной востребованности с ее отдельными показателями (0,962), ответственность (0,735) и оценивание результатов (0,496). Для профессионалов, склонных к коррупционному поведению, характерны недостаточно высокий уровень сформированности системы отношений к себе как значимому для других профессионалу, бессубъектное отношение к своей профессиональной деятельности. Важной особенностью коррупционера является недостаточное развитие рефлексивного компонента в системе деятельности.
Вторая по значимости детерминанта коррупционного поведения – мотивационная. Данная подсистема объясняет направленность профессионала на достижение выбранной цели, «оказывает существенное влияние на формирование цели и выбор путей ее достижения» [6]. В ходе профессионализации коррупционера формируется особая подструктура профессиональных мотивов, которая содержит такие мотивы, как стремление к зависимости от руководства (0,779), стремление к ответственности и самостоятельности (0,776), стремление к карьере (0,705), стремление к достижению успеха (0,584), стремление к зависимости от группы (0,503), стремление к личностному росту (0,49), мотив просоциального одобрения (0,447), стремление к материальному благополучию (0,437).
Регуляционная детерминанта предполагает формирование программы профессиональной деятельности и позволяет объяснить механизм организации и управления всеми видами внешней и внутренней активности профессионала, направленной на достижение выбранной цели. Регуляционная детерминанта представляет собой подсистему регуляции профессиональной деятельности, включающую: уровень саморегуляции (0,779), программирование (0,777), мотивацию достижения цели (0,724), гибкость (0,714), профессиональный авторитет (0,494) и самостоятельность (0,472). Важно отметить, что стилевыми особенностями поведения коррупционера являются высокий уровень саморегуляции и выраженная мотивация достижения.
Нормативная детерминанта отражает парадоксальные взаимообусловленные особенности профессионала, целесообразные его цели. Данная подсистема включает показатели стыдливости (0,621), непосредственности (0,57), просоциальной нормативности (0,555), альтруизма (0,532), социального мышления (0,516), гибкости (-0,466), стремления к достижению успеха (-0,561), способности к моделированию (-0,585). В ходе исследования выявлено, что для коррупционера характерны асоциальная нормативность, высокий уровень регуляторной гибкости, беспечное отношение к своим социальным поступкам и их последствиям; наигранность как склонность скрывать истинные мысли, переживания, цели; эгоизм как преобладание своекорыстных личных интересов безотносительно к интересам других людей.
Пятая по значимости детерминанта коррупционного поведения –подсистема принятия решений, объясняющая подход профессионала к принятию решений, обеспечивающих достижение цели. Детерминанта принятия решений включает в себя показатели практичности (0,688), ориентации на формальное деловое общение (0,561), планирования и моделирования (0,543) и позволяет говорить о том, что для коррупционера в большей степени характерны практичность, ориентация на формальное деловое общение, высокий уровень планирования и моделирования профессиональной деятельности.
Таким образом, предлагаемая нами концепция охватывает сравнительно широкий круг личностных особенностей и включает в себя пять основных профессионально-личностных детерминант коррупционного поведения профессионала: целевую, мотивационную, регуляционную, нормативную, детерминанту принятия решений. Все детерминанты взаимосвязаны между собой и представляют единый, системный, иерархично организованный механизм актуализации коррупционного поведения.
В данной работе мы рассмотрели профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения профессионала как психологическую составляющую такого многоаспектного феномена как коррупция. Очевидно, что к комплексному решению данной проблемы целесообразно подходить с учетом данного аспекта исследования.
Психологические и поведенческие детерминанты участия в физической активности на протяжении всей жизни
Подача закрыта.
Руководящие указания
Текущее определение физической активности (ФА) включает все возможные формы, такие как неструктурированная и повседневная активность, структурированные упражнения, состоящие из заранее подготовленных, преднамеренных и повторяющихся действий, массовый и соревновательный спорт. Адекватно активный образ жизни можно вести через …
Текущее определение физической активности (ФА) включает все возможные формы, такие как неструктурированная и повседневная активность, структурированные упражнения, состоящие из заранее подготовленных, преднамеренных и повторяющихся действий, массовый и соревновательный спорт. Адекватно активный образ жизни можно вести на протяжении всей жизни, выбрав одну или несколько форм ФА. Действительно, пропаганда здорового образа жизни должна подчеркивать участие во всех формах ФА на всех этапах жизни (т. е. в молодом, среднем и пожилом возрасте).
Участие в физкультуре связано со многими преимуществами для здоровья, а постоянное занятие спортом может привести к положительным ценностям, таким как социальная интеграция, интеграция, гендерное равенство и образование. Однако большая часть населения мира не соответствует текущим рекомендациям по PA. Участие в ФА зависит от нескольких детерминант, которые недавно были обобщены в исследовательском проекте DEDIPAC-KH (DEterminants of DIet and Physical Activity-Knowledge Hub), в котором участвуют 12 европейских стран. Среди семи широких категорий детерминант, установленных в этом проекте (биологических, поведенческих, психологических, физической среды, социокультурных, социально-экономических, политических), особое значение имеют психологические и поведенческие детерминанты.
Несмотря на то, что существует большой объем литературы, ясно, что имеющиеся на сегодняшний день доказательства ограничены и неубедительны. Таким образом, необходимы дополнительные исследования, чтобы улучшить наше понимание детерминант участия PA и поведения на протяжении всей жизни.Эта тема исследования приглашает участников, которые исследуют психологические и поведенческие детерминанты PA, уделяя особое внимание участию и поведению PA. Поощряются исследования на всех этапах жизни, поскольку участие/поддержание ФА имеет решающее значение от начальных этапов жизни для физического и когнитивного развития до последних этапов жизни для сохранения физического и психического здоровья. Вклады могут быть сосредоточены на одной категории детерминант (например, психологических или поведенческих). Тем не менее, мы особенно поощряем исследования, направленные на изучение взаимодействия между поведенческими и психологическими факторами и их связи с участием и поведением PA.
Возможные темы включают (но не ограничиваются):
Психологические детерминанты
• Черты личности и участие в ФА
• Связь между стрессом и участием в ФА
• Роль когнитивных навыков в участии в ФА
• Вознаграждения и участие в ФА
Поведенческие детерминанты
• Роль ФА в продвижении стратегий в образовании/школе
• Взаимосвязь между технологиями (например, использование экрана, экзергеймы) и участием в ФА
• Привычки образа жизни и участие в ФА
• Жизненные события (например, выход на пенсию, поступление в университет) и участие в программе PA
• Перспективы PA среди иммигрантов и беженцев
Мы приветствуем все типы статей, особенно оригинальные исследования с использованием нескольких планов исследований, а также долгосрочных проспективных и продольных экспериментальных планов. и подходы к анализу посредничества/модерации также настоятельно приветствуются.
Ключевые слова : Физическая активность, упражнения, спорт, поведенческие, психологические детерминанты
Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.
- Показать больше
Региональный институт — Четыре детерминанта поведения
Четыре детерминанта поведения
Ян Плауман
Электронная почта: Ian@plowman. com.au
Аннотация
. вести себя так, как мы? Действительно ли наше поведение является актом свободного выбора? В течение многих лет психологи спорили о том, является ли человеческое поведение чем-то, с чем мы рождаемся, или чем-то, что мы приобретаем — дискуссия о «природе/воспитании». Эта теоретическая работа предполагает, что дискуссия ограничена, и предлагает точку зрения, согласно которой существует четыре детерминанты нашего поведения, они имеют неодинаковое влияние и в основном бессознательны. Эти четыре детерминанты — это предустановка (природа), годы становления (воспитание), современное общество и творчество. Каждому из них отводилась важная роль в эволюции человечества, а именно в первом, втором и третьем водоразделах этой эволюции. Результирующая модель обеспечивает структуру, которая объясняет, могут ли современные усилия по изменению быть успешными. Когда все четыре детерминанты совпадают, изменение вполне приемлемо; однако несоответствия делают успешные изменения проблематичными.
В документе описываются различные возможные несоответствия и их последствия для усилий по изменению.Три ключевых урока: (1) детерминанты поведения, (2) первый, второй и третий водоразделы и (3) понимание сопротивления изменениям.
Что заставляет нас вести себя так, а не иначе? Действительно ли наше поведение является актом свободного выбора?
В течение многих лет психологи спорили о том, является ли человеческое поведение чем-то, с чем мы рождаемся, или чем-то, что мы приобретаем. Его часто называют дебатами «природа/воспитание». Возможно, эти дебаты ограничены. Возможно, есть и другие источники поведения.
В этой статье предполагается, что существует четыре источника человеческого поведения. Это подготовка (природа), годы становления (воспитание), современное общество и творчество.
Первым детерминантом нашего поведения является «инстинкт» или «предустановка», генетическое наследие, которое предрасполагает нас вести себя определенным образом. Это аргумент «природы». «Я такой, какой я есть, потому что я родился таким, и, учитывая то, как я устроен, нет ничего, что можно было бы сделать, чтобы изменить мое поведение». (Если бы этот аргумент был полностью верным, я бы не пытался ничему учиться. У меня либо есть природные способности, либо нет). Возможно, это частично правда. Предварительную проводку можно продемонстрировать на примере практики строительства гнезд птиц и плетения паутины пауками. Это не то поведение, которому они должны учиться. Это инстинкт. У них нет выбора. У каждого вида птиц есть только один дизайн гнезда, у каждого вида пауков только один дизайн паутины. Предварительная проводка также может быть продемонстрирована у человека с помощью психологических различий между мужчинами и женщинами. Женщины, в среднем, обладают большей оральной способностью. Мужчины в среднем обладают более высокими пространственными способностями и более конкурентоспособны. По этим характеристикам у человеческого вида нет выбора. Это то, как мы предустановлены.
Человеческая личность до 50% определяется генетически (Plomin & Daniels, 1987). А наше генетическое наследство — это лотерея. Половина наших генов исходит от отца, а половина — от матери. Однако какая половина из каждого – лотерея и последствия их комбинации – тоже лотерея.
В отличие от птиц, пауков и других животных, поведение людей эволюционировало под влиянием не только предварительных сигналов или инстинктов. У людей есть выбор в отношении некоторых видов поведения, хотя вопрос о том, насколько велик выбор, является предметом споров. В некоторых областях человеческого поведения, таких как размножение, влияние предварительной проводки очень велико (в конце концов, наша физиология относительно постоянна). В других сферах человеческого поведения, например, в профессиональной деятельности, влияние предварительной проводки может быть ниже. Однако ниже непосредственно видимой поверхности человеческой деятельности влияние предварительной проводки очень сильно. Доминирование, например, является предустановленной склонностью мужчин, независимо от социального или экономического контекста.
Запрограммированное поведение очень сильно укоренилось, обычно бессознательно, и очень устойчиво к жизненным влияниям, особенно после многих лет подкрепления практикой или привычкой.
Вторая детерминанта нашего поведения определяется в годы нашего становления благодаря нашему опыту общения с братьями и сестрами, родителями или опекунами. В мир прибывает ребенок, желающий выжить. Он быстро понимает, что ресурсы для этого выживания исходят от родителей, и поэтому ребенок методом проб и ошибок быстро обнаруживает, какие стратегии максимизируют эти ресурсы. Кроме того, ребенку необходимо создать для себя экологическую нишу, в которой он будет дифференцирован от других, также конкурирующих за ресурсы. Самыми большими конкурентами за ресурсы в жизни ребенка являются его родители, братья и сестры. Воспитание в одной семье не делает детей похожими; это делает их разными. Различия между детьми в одной семье столь же велики, как и между любыми детьми, выбранными наугад. До 45 % личности определяется средой и от 80 до 90% этого объясняется неразделяемыми внутрисемейными влияниями (Plomin & Daniels, 1987).
Восприятие братьев и сестер важно и воспринимается различия может быть оченьСтаршие дети более сознательны и добиваются родительской благосклонности, выступая в качестве суррогатных родителей по отношению к младшим братьям и сестрам. Они более ответственны, консервативны и защищаются (Саллоуэй, 19 лет).96). Первенец появляется в мире, нуждаясь в выживании, и признает, что его потребности в ресурсах удовлетворяются в первую очередь родителями. Путем проб и ошибок он стремится максимизировать стратегии приобретения ресурсов, тем самым получая 100% любых доступных родительских инвестиций. Когда появляется младший брат или сестра, доступные родительские инвестиции значительно сокращаются без предупреждения. Это вызывает тревогу у маленького ребенка, который исследует стратегии, чтобы попытаться вернуть утраченные ресурсы и повысить вероятность собственного выживания. Выбранная стратегия снижения беспокойства состоит в том, чтобы попытаться вернуть родительское внимание, взяв на себя ответственность и стремясь выгодно позиционировать себя в потоке ресурсов. «Я буду в безопасности, если смогу контролировать ресурсы.» Из этой стратегии можно увидеть потребность в мощности .
Дети среднего возраста имеют более широкие интересы, имеют более низкую самооценку и, как правило, более независимы, склонны к новаторству, терпимы к риску, непокорны и открыты новому (Kennedy, 1989; Kidwell, 1982). Среднерожденные также должны максимизировать приток ресурсов к ним. Средние дети конкурируют сначала со старшими братьями и сестрами, которые сильнее, красноречивее и напористее, а затем с младшими братьями и сестрами, которые более «приятны» и очаровательны. Страдает от низкой самооценки (Кидвелл, 19 лет).82), средние дети часто используют стратегию дифференциации через интересы и занятия. Например, если первенец проявляет академические наклонности, средний проявит интересы в других направлениях. Он или она пытается повысить самооценку и уменьшить тревогу за счет независимости, непокорности, готовности идти на риск, инноваций и личных усилий. «Я чувствую себя в безопасности, если смогу доказать свою компетентность и независимость». Эта стратегия может превратиться в мотив потребности в достижении .
Младшие братья и сестры менее амбициозны, менее совестливы и более социально ориентированы. Их иногда описывают как популярных, легкомысленных, ленивых или избалованных. Младшие дети часто пользуются значительными родительскими инвестициями, хотя и без бремени родительских ожиданий «успеха» (которое возлагается на первенцев) (Пинкер, 1997). Они также пользуются значительной поддержкой старших братьев и сестер, хотя это внимание часто носит двойственный характер. Иногда последнего чествуют и обнимают, как домашнего питомца; в других случаях его старшие братья и сестры говорили ему, что это неприятно и что ему нужно «вернуться к маме». Вполне возможно, что младшие дети интуитивно знают благодаря своей «генетической памяти», что на протяжении всей истории, во времена острой нехватки ресурсов, младенческая смертность была самой высокой среди последних. Это «генетическое знание» может привести к тому, что у самого младшего ребенка разовьются отличные социальные навыки, что обеспечит его дальнейшее включение. «Я чувствую себя в безопасности, если меня можно любить». Следовательно, тревога младшего ребенка — это страх быть отвергнутым, важный подконструкт потребности в принадлежности (McClelland, Koestner & Weinberger, 1992).
Недавнее исследование (Plowman, 2005) показало, что мотивы берут свое начало в годы становления и являются одним из механизмов, разработанных для того, чтобы различать братьев и сестер и помогать претендовать на уникальную экологическую нишу. Например, потребность во власти, стремление к статусу, к контролю и влиянию на других чаще всего встречается у первенцев; потребность в достижениях через конформизм наиболее характерна для первенцев; потребность в достижениях через независимость наиболее характерна для детей среднего возраста; в то время как потребность в принадлежности чаще встречается у последних.
Кроме того, существует очень четкая связь между предпочитаемым мотивом и последующей профессиональной ролью. Люди, занимающие руководящие и высшие руководящие должности, преподаватели и старшие академические должности, руководствуются в первую очередь потребностью во власти; люди в технических профессиональных ролях движимы в первую очередь потребностью в достижениях, в то время как потребность в принадлежности определяет тех, кто больше ориентируется на роли поддержки или помогающие профессии, такие как медсестра (Plowman, 2005; Stahl, 19).85).
Мое личное осознание силы моих лет становления состоит в том, чтобы испытать себя в зрелые годы, действуя как мой отец, используя манеры, которые явно принадлежат моему отцу, и усваивая высказывания, которые выходят за рамки моего более частого языка — все это происходит без любое преднамеренное намерение с моей стороны. На самом деле, я часто удивляюсь, когда сталкиваюсь с подобным поведением. Устойчивые убеждения и идеологии часто устанавливаются в эти формирующие годы. Как говорят в одной из господствующих христианских церквей: «Дайте нам своего ребенка на первые семь лет, и он/она будет нашим на всю жизнь».
Поведение, заложенное в годы нашего становления, как правило, бессознательно и очень устойчиво к более поздним влияниям.
Третьей из четырех детерминант нашего поведения является современное общество, в котором находится каждый из нас. Кажется, что люди быстро усваивают социальные манеры, такие как акцент и жесты, когда перемещаются из одной страны или культуры в другую. Это случай бессознательного применения принципа «В Риме поступай, как римляне». Акценты являются очень очевидным примером. Мы приобретаем их бессознательно, чтобы приспособиться. Потребность в принятии, в принадлежности, в том, чтобы не быть слишком отличным от других (другими словами, потребность в «принадлежности») заложена в нас заранее, вероятно, сильно влияя на вторую и третью детерминанты поведения.
Точно так же наше устное общение подкрепляется нашей предустановленной потребностью общаться между представителями нашего вида; наша интроверсия или экстраверсия в сочетании с языком, на котором мы говорим, обусловлены годами нашего становления; однако наш идеографический язык современен, тонко изменчив.
Поведение, основанное на поведении современного общества, весьма податливо. Наша приспособляемость как человеческого вида свидетельствует об этом.
Четвертая детерминанта нашего поведения — воображение, творчество или новаторство, способность воображать и/или конструировать что-то доселе неизвестное. Хотя границы нашего творчества, диапазон, в котором может проявляться наше творчество, ограничены предварительным монтажом, годами становления и современным обществом (например, технологиями), мы никогда не узнаем, каковы эти границы, пока не раздвинем их.
Поведение, основанное на творчестве, изменить проще всего. Следовательно, «хорошие идеи» очень хрупки. Консерватизм человеческого вида (привязанный к предустановке, годам становления и современному обществу) свидетельствует о том, что творчество не является сильной детерминантой поведения.
Предполагается, что на наше поведение влияет наша предустановка, годы нашего становления, поведение окружающих, которое мы моделируем, и наше творчество. Первые имеют гораздо большее влияние на наше поведение, чем вторые, и более глубоко укоренились.
Хотя относительно относительности влияния ведутся серьезные споры, литература предполагает, что до 50 % изменчивости личности обусловлено наследственностью и что до 45 % изменчивости личности является продуктом влияния окружающей среды в годы нашего становления ( Пломин и Дэниелс, 19 лет87). Вопреки родительскому народному закону, влияние родительских практик очень мало, в то время как различия в восприятии детей по отношению к братьям и сестрам вносят основной вклад в формирование личности (Sulloway, 1996). Обратите внимание, что обе эти детерминанты в значительной степени бессознательны. Напротив, влияние современного общества на личность и поведение составляет в лучшем случае от 5 до 15%. Влияние творчества или нового опыта действительно мало, возможно, менее 1%.
Читатель правильно заметит, что все четыре детерминанты поведения не являются независимыми друг от друга. Моя собственная предустановка сформирует то, что я смогу испытать в годы своего становления. Это также определит, как другие могут повлиять на меня. То же самое относится и к влиянию как предшествующих, так и формирующих лет на мое современное поведение. Эффекты второго порядка повлияют на все, кроме первого детерминанта. Это наблюдение усиливает основное положение, а именно то огромное значение, которое играет предварительная проводка в формировании поведения, хотя оно в значительной степени находится за пределами сознания. По моему личному мнению, значение предварительной проводки для индивидуального и организационного поведения в значительной степени не признается, однако ее присутствие делает бессильными многие индивидуальные и организационные усилия.
Боб Дик, австралийский ученый, психолог, социальный консультант и проницательный мыслитель, говорит о том, что он называет «вторым водоразделом» в эволюции человечества. «Первый водораздел» произошел, когда проблемы, с которыми столкнулось общество того времени, не могли быть успешно решены одним лишь инстинктом или предварительной прошивкой. Скорее решения нужно было изучить, а затем передавать из поколения в поколение. «Второй водораздел» произошел, когда вчерашние решения больше не работали для решения проблем сегодняшнего дня, и необходимо было найти современные решения. Таким образом, второй водораздел делает неуместной в определенных контекстах мудрость наших предков и предков. Этот второй водораздел наступил с удвоенной силой во второй половине 20-х гг.0135-й В. В обществе, переживающем быстрые изменения во многих измерениях, старые ответы часто оказываются неадекватными.
Можно даже утверждать, учитывая быстроту изменений в технологии, на мировых рынках, в средствах массовой информации, в населении, в социальном упадке и в ухудшении состояния окружающей среды, что мы находимся в точке третьего водораздела, где проблемы сегодняшний день не может быть решен сегодняшними решениями. Необходимо найти новые и творческие решения.
Рассмотрим водоразделы по отношению к детерминантам нашего поведения. С одной стороны, аргумент водораздела говорит о том, что вчерашние и сегодняшние решения неадекватны сегодняшним критическим проблемам. С другой стороны, аргумент детерминант поведения предполагает, что большая часть нашего поведения (и, следовательно, «решений») управляется инстинктом, годами становления и современным обществом, и что это поведение бессознательно. Огромную пропасть между этими двумя позициями невозможно переоценить.
Подводя итог, предполагается, что существует только четыре детерминанты поведения, каждая из которых вносит свой вклад в разной пропорции, а основная часть находится в бессознательном состоянии. Рисунок 1 иллюстрирует. Рисунок 1: Четыре детерминанты поведения следует ценить, особенно поведение, зародившееся в предустановочные или формирующие годы (и это, вероятно, старше 9 лет).0% всех действий).
Полезно тщательно рассмотреть этот вопрос соответствия между детерминантами поведения, поскольку в нем лежит объяснение всех видов человеческих эмоций, особенно великой трагедии и великой эйфории. Согласование или его отсутствие также объясняет сопротивление переменам. Рисунок 2 иллюстрирует.
Предварительная проводка | Формовочная | Текущий | Новый | Последствие | |
Чемодан 1 | Х | Х | Х | Х | Довольный |
Чемодан 2 | Х | Х | Х | Д | Хрупкий |
Чемодан 3 | Х | Х | Д | Д | Возможно |
Чемодан 4 | Х | Х | Д | Путаница | |
Чемодан 5 | Х | Д | Д | Восстание | |
Чемодан 6 | Д | Д | Возможно |
Рисунок 2: Возможные комбинации определителей.
В случае 1 имеется совпадение по всем четырем детерминантам. Примером может служить новая идея, продвигающая идеалы человечества, например, недорогое, но очень эффективное лекарство, спасающее жизнь от распространенной болезни. Те, кто создает и развивает его, будут чувствовать значительное удовлетворение в своей задаче. Точно так же безмятежность молодой матери будет представлять собой согласование генетических сценариев, счастливый младенческий опыт, празднование материнства ее сверстниками и супругом и ее собственный совершенно новый опыт.
В Случае 2 только текущий опыт или идея не соответствуют друг другу. Против него выступают генетические силы, формирующие силы и современные силы, все они массивны против хрупкости новой идеи или нового опыта. Если в первых трех детерминантах есть что-то, что противоречит четвертому, у любой уникальной идеи нет надежды на осуществление, у любого оригинального опыта мало шансов быть принятым. (В действительности вполне вероятно, что только идеи или переживания, поддерживающие первые три, могут быть постигнуты или приняты — иными словами, идея, время которой пришло. )
Пример Случая 2 — иллюзионист или фокусник. Наше неверие в том, что мы только что получили новый опыт, который не соответствует всему остальному. Точно так же глубина личной трагедии — это степень, в которой она представляет собой новый опыт, выходящий за рамки наших предшествующих лет, лет становления или современного опыта. Примером может служить ребенок-инвалид.
В Случае 3 годы подготовки и становления совпадают, в то время как в другом выравнивании находятся современное общество и творчество или новый опыт. Помните, что влияние первой пары значительно больше, чем влияние второй пары. Примером может служить новое законодательство по сокращению загрязнения. Современная логика поддержала бы его. Предварительные и формирующие годы не могли бы. (Нынешняя недальновидная и эгоистичная позиция Австралии в отношении международных целей по выбросам парниковых газов — «нассать в суп себе и соседям» — иллюстрирует этот момент.)
В Случае 4 имеется совпадение между начальным и формирующим опытом, но не соответствие текущему обществу. (В этом примере новые идеи или опыт не оказывают влияния, поскольку большую часть нашей жизни этот четвертый детерминант вступает в действие лишь время от времени). использовать. Моя зависимость от никотина (или, по крайней мере, потенциальная зависимость) является генетической или предустановленной (другими словами, мое тело имеет химический состав, который потенциально позволяет этой зависимости возникнуть). Если бы в годы моего становления мои родители курили, я бы, вероятно, вступил в подростковый возраст, полагая, что это взрослый поступок. Таким образом, увещевания подростков не курить часто остаются без внимания. Влияние современного общества имеет небольшой вес по сравнению с двумя предыдущими детерминантами.
В случае 5 не выровнена только предварительная проводка. В зависимости от того, когда срабатывает поведение, вызванное предварительным подключением, результат, вероятно, будет очень эмоциональным, часто порождая бунт или страдание. Примерами могут быть люди, принадлежащие к физическим, психическим, гормональным или этническим меньшинствам. Если опыт человека не совпадает с опытом его формирования и современного общества, тогда могут возникнуть восстание, замешательство или несчастье, особенно если учесть, что предполагается, что предварительная проводка является самой сильной и самой устойчивой из всех детерминант. Примером может быть человек, у которого развивается большая эпилепсия, маниакальная депрессия или гомосексуальная ориентация. Ничто в их предыдущем опыте, возможно, не подготовило их к этому, и сети поддержки семьи и общества будут ограничены несуществующими, и поэтому необходима значительная психологическая и социальная адаптация.
В случае 6 нет исторических предшественников. Современное общество вносит что-то новое, и каждый из нас следует его примеру. Показателем этого является уровень использования компьютеров, мобильных телефонов и аналогичных технологий. Напротив, случай 2 иллюстрирует трудности установления мира на Балканах, в Северной Ирландии и других хронически неспокойных местах.
Случаи 2 и 3 представляют собой попытки организационных изменений. Без мощного спонсора новая идея потерпит неудачу. Если новую идею можно поддерживать и поощрять во всей организации (если хотите, в мини-современном обществе), то изменения могут быть устойчивыми, но только в том случае, если требования конформизма достаточно сильны, чтобы преодолеть давление со стороны детерминант один и два. Если новые способы ведения дел будут поддерживаться еще дольше, то следующее поколение испытает новый порядок в годы своего становления и будет считать его нормальным. (Такова сила мифологии, религии и законодательства.)
В свете этих четырех детерминант поведения, особенно первых трех, так называемая «свобода выбора» может на самом деле вообще не быть «свободой», кроме права придерживаться устоявшихся привычек.
[Аргумент мировоззрения также имеет место между людьми. Когда ваше поведение и выраженные ценности отличаются от моих, я часто возражаю. Когда это происходит, я хочу изменить только ваше, а не свое.]
Внутри высокоэффективных предприятий и сообществ, или «обучающихся организаций», как их можно было бы также назвать, кажется, что такие организации пытаются свести к минимуму бессознательная некомпетентность, вызванная первыми тремя детерминантами обучения, чтобы позволить людям делать сознательный выбор в отношении того, какие аспекты они сохраняют или отбрасывают, и, в частности, максимизировать проявление творчества и инноваций в среде, ориентированной на принадлежность и достижения.
Напротив, малоэффективные предприятия и сообщества, скорее всего, будут сформированы неизученными привычками, особенно теми, которые запрограммированы, бессознательны и, следовательно, находятся вне сферы обсуждения и управления. Предполагается, что особенно пагубной является предрасположенность к корыстной власти, характеристика, которая с точки зрения эволюции вполне функциональна, но может быть коллективно разрушительной для предприятий и организаций. (Этот комментарий предназначен не для того, чтобы выступать против власти, а для того, чтобы подчеркнуть масштабность «запрограммированных» проблем, которые необходимо решить любому человеку или организации, стремящимся стать более эффективными).
Вооружившись ментальной моделью четырех различных детерминант поведения, я теперь в состоянии рассмотреть свое личное поведение и поведение моей организации.
Мне нужно задать следующие вопросы: …..
Какие особенности моего поведения мешают моему успеху? Находятся ли мои ингибиторы на уровне первого, второго или третьего водораздела? Какие особенности поведения способствуют моему успеху? Какие из всего набора моделей поведения я хочу сохранить? Что я хочу изменить? Это гораздо более сложное упражнение, чем вы можете себе представить, в основном потому, что бесполезное поведение, вероятно, происходит бессознательно. Приглашенные честные объективные наблюдения за другими могут помочь.
Всякий раз, когда я чувствую себя несчастным, амбивалентным или нахожусь в конфликте, есть ли несоответствие между моими предустановками, годами моего становления, современным обществом и тем, что я воображаю возможным
Всякий раз, когда мне неудобно или я спорю с другим , есть ли несоответствие между нашим поведением и ценностями?
Вооружившись этими знаниями, я могу решить, хочу ли я бросить вызов ранее бессознательным практикам и убеждениям. Изменить их — непростая задача, но осознание того, что я делаю то, что больше не помогает, является важной предпосылкой.
Кеннеди Г.Э. 1989. Восприятие семейных отношений средними детьми. Психологические отчеты , 4: 755-760.
Кидвелл Дж.С. 1982. Заброшенный порядок рождения: средние дети. Journal of Marriage and the Family, Feb: 224-237.
McClelland D.C., Koestner R. & Weinberger J. 1992. Чем отличаются самоприписываемые и неявные мотивы? В К.