решаем проблему любой сложности – Лариса Парфентьева
Если бы существовал подорожник, с помощью которого можно быстро решить проблему, он был бы похож на пирамиду Дилтса.
Считается, что с помощью нее можно получить ответы, избавиться от вредных привычек, решить проблемы и упорядочить хаос в жизни и бизнесе. Универсальная вещь.
⠀
Пирамида Дилтса
Кто-то даже считает эту пирамиду волшебной, потому что она творит чудеса — люди понимают, почему имеют то, что имеют, и живут так, а не иначе. Пирамида раскрывает глаза, дает надежду и смысл жизни. Странно, что такой простой факт считается чем-то магическим.
Придумал ее Роберт Дилтс — эксперт и разработчик техник НЛП — и в ней ничего магического, только логичная структура.
ИсточникПирамида состоит из 6 уровней. Снизу вверх:
▲ Окружение
▲ Поведение
▲ Способности
▲ Ценности и убеждения
▲ Идентичность
▲ Миссия
Все уровни взаимосвязаны. Если изменяются верхние, с ними меняются и остальные.
Главный секрет пирамиды звучит так: решение проблемы всегда находится на один-два уровня выше самой проблемы.
⠀
Первый уровень — «Окружение». На этом уровне находится все то, что нас окружает:
- условия жизни;
- место, где мы живем;
- предметы, которые нас окружают;
- люди, с которыми мы контактируем.
Это уровень всего, к чему мы «прикасаемся» ежедневно.
Второй уровень — «Поведение». Здесь все наши действия: что делаем, когда контактируем с другими людьми и с самим собой.
Большинство целей человека находится на этих двух уровнях. Найти вторую половину, стать признанным и уважаемым экспертом, купить машину, выплатить ипотеку, получать удовольствие от работы. Все, что касается течения жизни, находится здесь.
На уровне «Способности» все, что человек умеет. От мастерского приготовления лазаньи до божественного умения координировать проекты. Все знания, навыки, секретные «фишки» — все «лежит» на этом уровне.
Уровень «Ценности и убеждения» — это все, что влияет на опыт человека. Условия воспитания в семье, менталитет окружения, образование, культурный контекст.
Уровень «Идентичность». Здесь находится ответ на вопрос «Кто я?». На этом уровне роль, которую играет человек в обществе, кем он себя видит и как ощущает в той или иной компании.
И наконец, на вершине пирамиды — «Миссия». Уровень желаний и целей. Ответ на вопрос: «Зачем я живу?».
Алгоритм работы с пирамидойОпределяем, что не устраивает в жизни. Что хотелось бы поменять.
1 шаг. Записываем проблему.
Многие считают лишней работой записывать то, что и так крутится в голове. Ведь надо скорее переходить к разрешению проблемы. При записывании вы стараетесь подобрать формулировку максимально точно, и может найдете нюансы, которые раньше не замечали.
2 шаг. Определяем, к какому уровню пирамиды относится проблема.
Например:
Уровень «Окружение».
Мне не нравятся условия моей жизни.
Хочу работать в новом и крутом коллективе.
Хочу зарабатывать больше.
Уровень «Поведение».
Хочу перестать «заедать» стресс.
Хочу стать непревзойденным оратором.
Уровень «Способности».
Хочу, чтобы мои тексты «разбирали» на цитаты
3 шаг. Поднимаемся по уровням пирамиды и находим, на каком из них решение проблемы.
Однажды мы с подругой решили попробовать пирамиду Дилтса в действии. У нее была проблема — начальство не уважало ее заслуги в работе настолько, что ей хотелось бросить все и забыть о мечте стать директором фирмы.
Мы начали с самого основания пирамиды:
1. Окружение. На вопрос «Кто именно должен меня уважать?» подруга назвала имена руководителей и нескольких коллег. Потом добавила к этому списку свое имя.
2. Поведение. Следующий вопрос звучал так: «Что значит для тебя уважение? Что должны делать твои коллеги, чтобы ты поняла: меня уважают?».
Она ответила: «Они должны быть внимательны к моим предложениям. Начальство должно хвалить меня за мои заслуги и давать более сложные задачи и интересные проекты».
3. Способности. Мы составили список новых компетенций, чтобы ее опыт и знания приняли коллеги.
4. Ценности. «Почему тебе так важно, чтобы тебя уважали?», — спросила я. «Хочу повышения. Хочу, чтобы к женщине в моем бизнесе относились с таким же уважением, как и к мужчине. А еще мне важно понимать, на что я способна. И знать, что я ценный сотрудник».
5. Идентичность. «Какой ты должна быть, чтобы тебя уважали?». Список был длинный, она несколько раз повторила слово «нужной».
6. Миссия. Самый сложный вопрос: «Зачем тебе это?». «Наверное, так я буду понимать, что нужна миру, стану любить себя и докажу родителям, себе и школьным учителям, что могу добиться успеха».
Решение проблемы всегда лежит на 1-2 уровня выше, чем сама проблема.
В примере моей подруги проблема в том, чтобы стать уважаемой, лежит на уровне «Ценности». Решение на два уровня выше — на уровне «Миссии».
Оказалось, желание стать признанным экспертом исходит из потребности доказать своим родным и себе, что она молодец. Коллеги оказались здесь ни при чем.
Любую ситуацию можно разложить по пирамиде Дилтса, чтобы найти рациональное решение. На каком уровне ваша проблема?
почему вы имеете то, что имеете
КнигиКратко. Главные идеи полезных книг.
Подарок для Вас!
Мы пришлем Вам обзор полезной книги.
Законы влияния Сьюзан Вайншенк
Признайтесь, вы иногда задаётесь вопросом «Почему я живу так, как живу?» или «Почему я имею то, что имею?».
Роберт Дилтс, один из наиболее известных экспертов-разработчиков в нейро-лингвистическом программировании, предложил удобную для описания вашей жизни модель в виде пирамиды.
Особенность модели в том, что для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос «Почему это так?» лежит на один уровень выше.
Нижний уровень пирамиды, уровень вашего быта, вашей повседневности, отвечает на вопрос «Что я имею?». Это касается и ваших финансов, и вашей работы или бизнеса, и вашего дома, вашей семьи, вашего круга общения и т.п.
Если же Вы зададитесь вопросом «Почему я имею то, что имею?», за ответом придётся обратиться на второй уровень, где находятся ваши действия.
Если задаться вопросом «Почему я делаю то, что делаю?», ответ будет лежать на третьем уровне, уровне стратегии. Этот уровень отвечает на вопрос «Как я выбираю?» — а уж от того, как Вы принимаете решения, как делаете свой выбор, какой стратегией руководствуетесь («стремиться к большему» или «не напрягаться», «жить сегодняшним днём» или «планировать на годы»и т.п.), зависит то, как вы будете действовать в каждой конкретной ситуации.
Например, станете ли вы, вернувшись домой с работы, читать специальную литературу, заниматься спортом — или пить пиво перед телевизором. Или будете ли вы на работе предлагать новые проекты и брать за них ответственность — или же будете изо всех сил стараться делать только привычную и понятную работу
Если же спросить себя, «Почему я выбираю то, что выбираю?», то придётся подняться ещё на один уровень пирамиды Дилтса, чтобы получить ответ.
На четвёртом этаже находятся Ваши убеждения, он отвечает на вопрос «Во что я верю?». И тут уже понятно, что если вы верите, будто найти хорошую работу можно только по блату, вы не слишком будете усердствовать с учёбой. А если вы убеждены, что настойчивость побеждает любые препятствия — очевидно, что если что-то не выходит, для вас будет естественно повторить попытку ещё раз, и ещё, и снова…
Ну а если вы зададитесь вопросом «Почему я верю в то, во что верю?», разобраться в этом поможет пятый уровень пирамиды, отвечающий за самосознание и самоидентификацию. Он отвечает на вопрос «Кто я такой?» — а от ответа на этот вопрос во многом зависят ваши убеждения. Очевидно, что у человека, который говорит «Я бездарь и никому не нужный неудачник» и у человека, который говорит «Я гений и рождён, чтобы добиться успеха», картины мира будут совсем разные.
Наконец, последний уровень пирамиды — это уровень миссии, уровень смысла жизни. Он отвечает, как несложно догадаться, на вопрос «Зачем я живу?» На мой взгляд, этот уровень доступен только людям религиозным, поскольку он предполагает, что смысл Вашей жизни лежит вне самой жизни и назначается кем-то со стороны, а не вами.
Зачем Вам знать о пирамиде Дилтса? Во-первых, она позволяет лучше понять, почему вы живёте так, как живёте, и почему имеете то, что имеете — позволяет провести экспресс-анализ собственной жизни. А во-вторых, она позволяет понять, что именно надо изменить в Вашей жизни, чтобы получить на выходе другой, более радующий вас результат — а для этого нужно подняться на уровень (или больше) вверх по пирамиде.
Как гласит один из принципов системного анализа, «проблема обычно не может быть решена на том уровне, на котором она поставлена»
Если Вас не устраивает то, что у вас есть, будь то окружение или финансы — модель Дилтса покажет, что надо менять ваши действия. Если вроде бы правильные действия не приводят к нужному результату — нужно менять стратегию в целом. Если непонятно, куда менять стратегию — значит, надо покопаться в своих убеждениях, что-то с ними не так. И т.п.
В нашей Библиотеке вы можете прочитать обзор одной из книг Роберта Дилтса «Фокусы языка». В обзоре по этой книге мы покажем, каким образом средства НЛП позволяют усомниться в ограничивающих нас убеждениях и как поверить в те убеждения, которые могут раскрыть новые возможности.
Источник
Поделиться
Подарок для Вас!
Мы пришлем Вам обзор полезной книги.
Законы влияния Сьюзан Вайншенк
Застряли с проблемой?Пирамида логических уровней вам в помощь!
Insights /
Вы когда-нибудь чувствовали, что застряли в профессиональной или личной проблеме? Вы продолжаете обдумывать одну и ту же ситуацию, пока полностью не забьете свой интеллектуальный фильтр. Не волнуйтесь, это наша человеческая природа, и это случается с лучшими из нас!
Но знаете ли вы, что существуют психологические модели, которые могут помочь вам преодолеть эти сложные проблемы? Одна из них — «Теория логических уровней», разработанная Робертом Дилтсом в восьмидесятых годах.
Теория логических уровнейПо сути, это пирамида, состоящая из шести слоев, каждый из которых — или уровень — относится к разным фазам человеческой жизни. Важно отметить, что мы не переходим от одного этапа к другому. Наша жизнь — это скорее комбинация всех этих слоев вместе взятых.
Я вижу, вы думаете: «Окей, круто, но как эта абстрактная теория может помочь мне перестать беспокоиться об определенных проблемах?» Ну а если вы чувствуете, что вас что-то блокирует, попытайтесь выяснить, где находится ваша проблема в этой «Пирамиде логических уровней». После того, как вы обнаружили проблему, вы можете изучить ее в правильном контексте и начать смотреть на уровень выше. Очень часто изменение, которое вам придется сделать, находится на следующем уровне выше. К счастью, мы можем влиять на свою жизнь с того момента, как осознаем это!
Конечно, это все еще звучит очень расплывчато, поэтому позвольте мне объяснить все различные уровни, а затем привести несколько конкретных примеров:
Уровень 1: окружающая средаМы развиваемся в базовой среде, состоящей только из мест, объектов и люди. В раннем детстве мы живем почти исключительно в этом контексте. Это среда, в которой мы начинаем свою жизнь: еда, запахи, цвета и т. д.
Уровень 2: поведениеВ этой среде мы начинаем вести себя определенным образом, независимо от наших собственных навыков. Что мы делаем, как мы действуем, какие установки мы принимаем? Как правило, наше поведение формируется после первых трех лет жизни. Наше отношение, наши действия и решения, наша личность, наша потребность в привязанности…
Уровень 3: способностиМы ведем себя в жизни в соответствии с навыками, которые развиваем. Обычно, когда мы подростки/молодые взрослые, нам все чаще хочется доказать свои способности, показать себе и другим, на что мы способны.
Уровень 4: убеждения и ценностиПочему мы действуем и принимаем решения определенным образом? Все это тесно связано с нашими убеждениями и ценностями, которых мы придерживаемся. Например, если вы твердо верите, что никогда не научитесь играть на музыкальном инструменте, то вы саботируете любую возможность научиться этому.
Ценности очень сильно влияют на наши способности и наше поведение. Обычно в возрасте от 35 до 45 лет мы начинаем, сознательно или бессознательно, сталкиваться с реальностью, на которую влияют наши самые глубокие ценности.
Уровень 5: личностьКто я в этом мире? Кто я по отношению к своему окружению, своему поведению, своим способностям, своим ценностям?
Начиная с уровня 5 (а значит, и уровня 6) мы соприкасаемся со своей жизненной миссией, нашими достижениями на земле.
Уровень 6: надличностныйЭта последняя стадия соответствует самой большой и обширной части нашей жизненной системы. Очевидно, что на этом уровне любое изменение будет иметь важные последствия на всех других более низких уровнях. Мы говорим о духовном уровне, на котором мы спрашиваем себя о смысле, о существовании, о «чем-то большем и большем, чем мы сами».
Пирамида на практике
Чтобы показать вам, как использовать эти различные этапы, позвольте мне привести вам конкретный пример. Представьте, что вы чувствуете, что ваши коллеги оказывают на вас негативное влияние. Они напрягают вас. Они тянут вас вниз и ослабляют вашу самооценку. Вы можете четко определить проблему на 1-м уровне: вашей (рабочей) среде. Теперь вместо того, чтобы слишком сильно сосредотачиваться на этой конкретной среде, повторяя одни и те же ситуации, попробуйте взглянуть на уровень выше: ваше поведение. Задайте себе вопросы о своем поведении по отношению к этому контексту, окружающей среде и людям.
Что можно сделать, чтобы решить эту проблему? Некоторыми примерами долгосрочных решений может быть смена отдела, потому что вы чувствуете, что не соответствуете ДНК текущего. Или вы можете запланировать встречу с вашим менеджером по персоналу для обсуждения вопросов. И если это не сработает, вы можете поискать другую работу, которая лучше соответствует вашим ценностям и ожиданиям.
Дерзайте!
Как тренер, я часто использую эти логические уровни без объяснения теории. Когда я определяю уровень, на котором находится проблема подопечного, я пытаюсь понять проблему и почти систематически задаю вопросы о более высоком уровне.
Вы должны знать, что если вы дойдете до конца этой статьи, то есть большая вероятность, что вы уже интегрировали операционную систему этих знаменитых Уровней, по крайней мере, теоретически. Я могу только призвать вас применять его на практике в следующий раз, когда вы столкнетесь с проблемой, ситуацией, которая давит на вас и в которой вы не можете легко найти очевидное и надежное решение. Я также советую вам обратиться к сертифицированному тренеру, который сможет задавать вам актуальные и действенные вопросы, чтобы помочь вам найти решения ваших проблем.
-Нанятия от Mathieu Bonte
-Запись Луи Ликенс
Связанные проекты и понимание
Рассказы о своем сообщении (даже в так называемой «Боровой» отрасли)
28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 |04|2022
Несколько быстрых побед, чтобы вас услышали как бренд или компанию
28|04|2022
Практический пример Создание контента в сфере страхования Перемены: краткое руководство для новичков, обучающихся на дому
Вы слышали о логических уровнях изменений Дилтса? Если вы планируете обучать своих детей на дому, вам следует знать о пирамиде Дилтса. Я объясню, что представляет собой эта пирамида и как домашние школьники могут использовать ее в качестве метода исключения из школы.
Содержание
Во-первых, что, черт возьми, такое удаление из школы?Переход от школы к обучению на дому может быть проблемой как для родителей, так и для детей. В течение многих лет школьная система была системой по умолчанию, и понимание того, как теперь все будет по-другому, требует времени, терпения и веры в себя. При мягком поощрении и честных размышлениях новые родители и дети, обучающиеся на дому, могут в конечном итоге приспособиться к своей новой жизни. Этот медленный и важный процесс известен как удаление из школы.
Чтобы узнать больше об исключении из школы, ознакомьтесь с документом «Как избавиться от школы: краткое руководство для новичков, обучающихся на дому».
Итак, что такое пирамида Дилтса?Роберт Дилтс — автор и консультант по нейролингвистическому программированию, стратегии личного развития, используемой многими лайф-коучами и гуру самопомощи. Он помог создать пирамиду логических уровней изменений, диаграмму, на которой показано, как мы можем повлиять на изменения в отношении любой конкретной проблемы или перспективы. Модель часто используется в корпоративных условиях для улучшения лидерства или культуры организации, но у нее есть много других применений.
Модель состоит из пирамиды с шестью уровнями, представляющими другой аспект того, кто мы есть. Проще говоря, это инструмент, который мы можем использовать, чтобы смотреть на свою жизнь с разных точек зрения. Эта модель дает нам четкое представление о том, как связаны наши мысли, действия и результаты, которые мы получаем.
Совет 1 : Модель можно интерпретировать по-разному в зависимости от того, чего вы пытаетесь достичь.
Совет 2: Изменение нижнего уровня не всегда меняет верхний уровень, но изменение верхнего уровня всегда вызывает изменения нижнего уровня.
Совет 3: Также важно отметить, что более высокие уровни требуют навыков мышления более высокого уровня, чем более низкие уровни.
Каковы 6 уровней пирамиды Дилтса? Среда (где)Среда — это место, где происходит поведение. Это может повлиять на реакцию человека.
Поведение (что)Поведение — это просто то, что вы делаете или говорите. Это ваше действие или реакция в конкретной среде.
Возможности (как)Навыки используются для создания изменений и направления вашего поведения в конкретной ситуации.
Убеждения (почему)Ваши убеждения и ценности являются причиной того, что вы ведете себя определенным образом. Они могут быть полезными или вредными для ваших способностей и поведения.
Личность (кто)Личность — это то, кто вы есть, и ваша самооценка. Это включает в себя ваши страсти и ваш драйв.
Видение (что будет дальше)Ваши цели и миссия — вот что ведет этот уровень.
Почему я должен использовать эту модель при исключении из школы?Программа Dilts Logical Levels of Change поможет вам проанализировать ваши взгляды на образование и обучение и позволит внести действенные изменения на фундаментальном уровне.
Как именно я могу применить это к исключению из школы?Существует множество способов применения Dilts Pyramid, чтобы помочь вам проанализировать домашнее обучение, и ниже приведены два примера того, как вы можете использовать ее снизу вверх и сверху вниз, чтобы провести вас через процесс исключения из школы.
Снизу вверх
Окружающая средаПодумайте о своей домашней обстановке. Опишите, как это выглядит и ощущается. Что такое вибрация?
ПоведениеПодумайте о своих действиях. Как вы справляетесь с непоседливыми или сопротивляющимися детьми? Как ваше поведение влияет на ваших детей?
ВозможностиПодумайте о своих навыках. Каков ваш стиль преподавания? Какие навыки вы можете улучшить? Что бросает вам вызов как педагогу?
УбежденияПодумайте о своих ценностях. Почему вы решили обучать своего ребенка дома? Что важно в вашей роли домашнего педагога? Что может помешать успешному обучению на дому?
ЛичностьПодумайте о себе. Как бы вы описали себя как домашнего педагога? Чего ты хочешь достичь?
ВидениеЗадумайся о будущем. Какова ваша миссия или цель в отношении домашнего обучения?
Сверху вниз
ВидениеЗадумайся о будущем. Какой тип домашнего обучения вы хотите?
ЛичностьПодумайте о себе. Каким домашним педагогом вам нужно быть, чтобы это произошло? Что вам нужно изменить, чтобы стать таким человеком?
УбежденияПодумайте о своих ценностях. Как вы думаете, почему важно стать таким домашним педагогом? Какие изменения это внесет в образование ваших детей?
ВозможностиПодумайте о своих навыках.