Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эго супер эго и ид: Ид, Эго и Супер-Эго, защитные механизмы или теория Фрейда

Ид, Эго и Супер-Эго, защитные механизмы или теория Фрейда

Я уже написал одну статью, которая касается подсознательных процессов и собираюсь написать еще несколько, в основном по поведению детей и подростков. И тут мне задали вопрос по защитным психологическим механизмам, о которых вскользь упоминалось в статье «Страх и агрессия» — «а что это?». Поэтому я решил написать об основе психологической структуры подсознания — Ид, Эго, Супер-Его и защитных механизмах.

Теория личности или структуры психики Зигмунда Фрейда

Конечно существует масса теорий подсознательных процессов но, на сегодняшний день в научном мире более популярна теория Зигмунда Фрейда1. Почему? Эта теория имеет много врагов, многие ее считают очень «странной». Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, как у фашистов — его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена. По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны.

Известная пародия на Зигмунда Фрейда и его учение. Надпись можно перевести: «Что у мужчины на уме»; или: «Что у человека на уме»

Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Никто до сих пор не заглянул в подсознание, благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам, в том числе и мы во время нашей частной медицинской практики.

По теории Фрейда мы рождаемся с Ид2. Ид отражает первичные процессы (удовольствие, агрессия итп), фактически — требования и желания. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Id уже заложена или «запрограммирована» в нас.

Представим этот компонент психики как ребенка, который все время говорит: «хочу, хочу..», «хочу прямо сейчас…», «дай мне это», » я хочу это».

Знакомьтесь — Ваше Ид. Оно импульсивное и глупое, и запросы у него: «Хочу, дай, хочу это, дай мне…»

В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики — Суперэго3. Обратите внимание на возраст и запомните его. Супер-Эго уже отражает мораль, что можно делать, а что нет. Супер-Эго в отличии от импульсивного и глупого Ид, начинает понимать что хорошо и что плохо. Казалось бы вот и замечательно, у нас появилась мораль. Все было бы хорошо, но от импульсивного Ид, Супер-Эго отличает другая крайняя черта — оно обладает крайне подавляющим характером. В то время, как Ид говорит: «хочу это, хочу», Супер эго отвечает: «нет нельзя, ты не заслужил(ла), страдай, страдание для тебя лучше. Поэтому представим Супер-Эго этакой занудной и поучающей старушкой, оказывающей психологическое давление.

Знакомьтесь это Ваше Супер-Эго. Этакая занудливая, чрезвычайно правильная старуха. Она подавляет все желания глупого Ид: «Нельзя! Ты не заслужил(ла)…».

С одной стороны Ид тянет сделать что-нибудь, например исполнить «что хочется» и не важно допустимо это или нет. С другой стороны Супер-Эго подавляет любую инициативу, как хорошую, так и не допустимую в обществе. Другими словами они воют между собой. Долго так продолжаться не может, ведь мы должны в конце концов принять решение.

И вот на помощь приходит Эго4, оно развивается между этих двух крайностей (Ид и Супер-Эго). Эго как дипломат, сотрудничает с ними обоими, пытается их примерить и выработать оптимальное решение, приемлемое для всех.

Эго, Ваш дипломат, который находится между Ид и Супер-Эго, помогает найти правильное и рациональное решение.

Для этих целей Эго использует защитные психологические механизмы5. Защитные механизмы это инструмент «в руках» Эго для решения конфликта между Ид и Супер-Эго. Когда сверх активный, глупый и инициативный ребенок и занудливая «сверхправильная» старуха начинают спорить, Эго подбирает наиболее приемлемый защитный механизм в данной ситуации, чтобы погасить конфликт между ними. Эго учитывает и инициативу Ид и мудрость Супер-Эго и в идеале схема должна получиться такой как на картинке ниже.

Защитные механизмы

И вот наконец настала очередь поговорить об инструментах, которое использует Эго — защитных механизмах, т. е. к чему мы и шли. Почему они защитные? Потому, что они защищают психику от неприятных переживаний, когда происходит внутренний, подсознательный конфликт, между знакомыми уже Вам: Ид и Супер-Эго.

Вот несколько главных принципов подсознательных защитных механизмов:

  • Все психологические защитные механизмы — подсознательные. Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете — это не защитный механизм.
  • Защитные механизмы изменяются со временем.
  • Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
  • Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.

Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты — психологические защитные механизмы? Если бы Эго работало идеально, ты и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение…

Весь подсознательный процесс еще зависит и от того: насколько Ид инициативно и насколько развито Супер-Эго. Кроме всего прочего в этих процессах, хоть они и подсознательны, важную роль играет возраст. Помните я говорил Вам запомните возраст развития Супер-Эго? Если Вы помните, то сразу же можете ответить с какого возраста ребенок начинает (только начинает) понимать что такое хорошо и что такое плохо. До этого возраста ребенок просто адаптируется. Ребенок запоминает, когда его похвалили, а когда поругали. До развития Супер-Эго ребенок не понимает, что лезть гвоздем в розетку плохо и опасно — просто помнит, что его ругали и опять будут ругать. В этом случае Ид не будет больше проявлять инициативу, ведь Ид все старается делать, чтобы получить удовольствие, а какое же тут удовольствие если будут ругать или накажут?

Вернемся к защитным механизмам. Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты… Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм?  Не  извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?

Надеюсь Вы хотя бы немного поняли структуру подсознательных процессов,  зачем нужны психологические защитные механизмы и что это. В других статьях мы уже рассмотрим конкретные защитные механизмы в практических случаях.


1 — Зигмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud) австрийский психолог, психиатр и невролог. Родился в 1856 г. в еврейской семье. В 17 лет поступил в Венский университет, медицинское отделение, в 1881г. окончил его. На его труды оказали большое влияние Йозеф Брейер и Жан Мартеном Шарко. У Зигмунда Фрейда родилось шесть детей. Одна из дочерей пошла по стопам отца и основала детский психоанализ. В 1930 Фрейд получает Приз Гете за вклад в психологию и культуру немецкой литературы. В 1933 году после присоединения Австрии к Германии его труды запрещают, книги сжигают. Его семьей начинает интересоваться гестапо, начинаются допросы. Четырех из пяти сестер Фрейда посылают в концлагеря. Он решает «умереть на свободе». Ему помогает нацист Anton Sauerwald, он ранее был учеником одного из профессоров, который часто играл с Фрейдом в карты. Уже в Англии в 1939 году Зигмунд Фрейд в  просит своего врача и друга «помочь уйти из жизни», т. к. страдает раком, что вызывает мучения. «Уйдя из жизни» он оставил 24 тома своих научных трудов, но он был не только чистым теоретиком. У него было много пациентов, включая известных людей. Подробно о жизни и трудах Зигмунда Фрейда, Вы можете почитать ТУТ.

2 — От лат — Id. В русскоязычной литературе — Оно. Зигмунд Фрейд использовал термин «das Es», он взял его от другого немецкого врача — Georg Groddeck. Англоязычная литература, да и в мире в целом, принято использовать латинский термин, т.е. «Id’. Не путайте с английским понятием «Ай-ди» т.е. indentification. Термин Id в психоанализе взят из латыни и произносится как «эд».

3 — Супер-Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином Сверх-Я. В англоязычной Super Ego (лат). Термин самого Фрейда — «das Über-Ich» (нем.).

4 — Эго в русскоязычной литературе часто обозначают термином «Я». В англоязычной — Ego (лат.). У Фрейда это было «das Ich» (я — нем).

5 — Психологические защитные механизмы, или часто просто «Защитные механизмы». В англоязычной литературе — defence mechanisms.

Эго, Суперэго и Ид в психоанализе

Психологическая наука существует достаточно давно и одним из ее основателей является Зигмун Фрейд. Его, пожалуй, можно назвать «отцом» психоанализа, так как именно Фрейд начал изучать феномены, происходящие с простой на первый взгляд личностью человека. Зигмунд Фрейд также создал 3 понятия в психологии, которые и на сегодняшний день находятся у многих специалистов на слуху.

Ид

Понятие слова «Ид», согласно учениям Фрейда, является чем-то бессознательным и врожденным. Ид тесно связан с основными ежедневными человеческими потребностями. К ним можно отнести потребность в еде, во сне и прочее. Ид не подчиняется никакому контролю на протяжении всей человеческой жизни.

Ид можно рассматривать как нечто, что заставляет человека выплескивать наружу весь свой негатив и сексуальные желания. Этот принцип отвечает за импульсивное поведение, где он находится во главе, не обращая внимания на последствия.

Кроме того, стоит отметить, что избавиться от негатива можно при помощи 2-х механизмов. Рефлекторный направлен на ответ личности, интуитивно реагируя на то, что вызвало раздражение. Например, это может быть кашель, когда дыхательные пути пребывают в раздражении.

Первичный механизм направлен на подавление импульсов, а также различие между реальным и нереальным. Например, когда человек очень хочет пить и ему посреди пустыни мерещится родник.

Эго

«Эго» в переводе означает «я», оно стремится к тому, чтобы утолить все внутренние желания личности. Благодаря Эго происходит сохранение организма и пребывание его в безопасности. Так, стоит отметить, что голодный человек, сможет отличить реальную пищу от воображаемой. Во время голода человек испытывает некое напряжение, и его задачей будет достать пищу и утолить голод. Испытывая голод, человек начинает искать пути решения данной проблемы, что позволяет ему провести анализ, поразмышлять и порассуждать.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что Эго отличается от Ид переплетением с реальностью, благодаря чему сохраняется безопасность человека в поисках удовлетворения потребностей до тех пор, пока не будет найдена возможность снять напряжение. Ид, в данном случае, заключается в принципе поиска удовольствия.

Суперэго

Понятие «суперэго» используется в психоанализе и отвечает за поведение человека в социуме. Для нормального существования в обществе каждая личность обязана обладать какими-либо правилами этики, системами ценностей и прочего, при этом они должны быть максимально совместимы с видением социума. А наладить общение с любым человеком в любых обстоятельствах поможет курс «Эффективное общение». В переводе с латыни «супер» означает «сверх», что в совокупности переводиться как «супер я».

Таким образом суперэго занимает последнюю ступень в этом списке и его формирование идет на протяжении жизни. Фрейд утверждает, что новорожденный не обладает суперэго, а оно обретается в процессе взросления и взаимодействия с окружающим миром.

Кроме того, суперэго можно поделить на такие подкатегории, как:

  • совесть;
  • эго-идеал.

Первая подгруппа приобретается при помощи воспитания со стороны родителей, когда после их наказания ребенок начинает ощущать за что-то стыд или чувство вины. Эго-идеал же возникает в тот момент, когда человек получает похвалу от значимых людей, что вызывает у него гордость и чувство значимости. Суперэго считается завершенным лишь тогда, когда человек не подвергается контролю родителей, а на это место приходит самоконтроль.

Ид, Эго и Суперэго: что нужно знать о теории Фрейда

(последнее обновление: 4 октября 2022 г.)

Идентификатор | Эго | Суперэго | Как они взаимодействуют | Воздействие | FAQ

В своей теории психоанализа Зигмунд Фрейд предположил, что человеческая личность состоит из трех ключевых элементов. Он назвал их ид, эго и суперэго. Согласно Фрейду, именно взаимодействие этих трех частей личности влияет на то, как люди думают и ведут себя.

Ид управляет нашими потребностями и желаниями, а Суперэго стремится к нравственности и совершенству. Эго является посредником между ними, который пытается удовлетворить потребности Ид и Супер-Эго, принимая во внимание требования реальности.

Чтобы понять теорию Фрейда, важно понять, как он описал каждый из этих компонентов личности. В этой статье описывается теория Фрейда об ид, эго и суперэго и исследуется, как взаимодействуют эти три аспекта личности.

Подробнее: Что такое психология личности

Что такое идентификатор?

Фрейд считал, что Ид является самой основной и первичной частью личности. Это единственная часть личности, присутствующая при рождении.

Идентификатор контролирует все инстинктивное поведение человека. Поскольку Ид примитивен и инстинктивен, он действует на бессознательном уровне.

Кроме того, он руководствуется тем, что Фрейд называл принципом удовольствия . Принцип удовольствия направлен на немедленное удовлетворение любой потребности или желания человека. Например, чувство голода вызывает немедленное желание есть. Когда эти потребности не удовлетворяются, люди могут испытывать чувство беспокойства, напряжения или беспокойства.

Не всякая потребность или желание человека могут быть удовлетворены немедленно. Если бы вы попытались удовлетворить потребность в неподходящее время и в неподходящей обстановке, вы могли бы обнаружить, что ведете себя неуместным или социально неприемлемым образом.

Что такое эго?

Фрейд описывал эго как часть личности, которая позволяет реалистично и приемлемо выражать желания Ид. Эго развивается из Ид, но видоизменяется под влиянием реального мира.

Он действует на основе того, что Фрейд назвал принципом реальности . Там, где требования Ид бессознательны, нереалистичны или неприемлемы, цель эго состоит в том, чтобы исполнить эти желания таким образом, который объясняет реальность. Это означает оценку ситуации и взвешивание всех «за» и «против» действий.

Фрейд сравнил отношения эго и ид с отношениями всадника и лошади. Лошадь — это мощная сила, которая толкает двоих вперед, но всадник контролирует направление и курс, которым они следуют.

Иногда это может просто означать ожидание удовлетворения потребности до тех пор, пока вы не окажетесь в нужное время и в нужном месте, процесс, известный как отсроченное удовлетворение. Например, если вы устали, эго не позволит вам вздремнуть, пока вы не окажетесь дома в постели, вместо того, чтобы задремать посреди рабочего дня.

Что такое Суперэго?

Суперэго — часть личности, стремящаяся к нравственному поведению. Он состоит из всех усвоенных убеждений, ценностей и морали, которым люди учатся у своих родителей и в своем обществе. Это последний компонент личности, который формируется и обычно начинает проявляться в возрасте от трех до пяти лет.

Суперэго играет важную роль в принятии решений и суждений.

Фрейд предположил, что суперэго состоит из двух компонентов:

  • совесть: Это часть суперэго, связанная с вещами, которые считаются плохими, неуместными или аморальными. Поступки, противоречащие совести, могут вызвать негативные последствия, такие как наказание или чувство вины.
  • Идеал эго: Это идеализированное «я», к которому стремится человек. Другими словами, это то, что, по нашему мнению, мы должны делать, как, по нашему мнению, мы должны себя вести и как, по нашему мнению, мы должны относиться к другим.

Цель суперэго — подавить примитивные побуждения Ид. Если бы у Суперэго было свое, вы жили бы в соответствии с высокими идеалистическими стандартами, никогда не поддаваясь побуждениям и требованиям первичного Ид.

Как взаимодействуют Ид, Эго и Суперэго

Ид, Эго и Суперэго не функционируют отдельно и независимо. Вместо этого они пересекаются и взаимодействуют различными способами, чтобы влиять на то, как люди думают, чувствуют и ведут себя.

Эти силы также динамичны и постоянно меняются. Иногда требования идентификатора могут иметь приоритет. В других случаях это может быть суперэго, которое берет на себя инициативу. В любой ситуации эго служит посредником, пытающимся найти баланс между требованиями Ид, Суперэго и реальностью.

Сила эго — это то, что Фрейд называл способностью эго эффективно управлять этими конкурирующими силами. Слабое эго означает, что вы можете чаще поддаваться своим импульсам, а слишком сильное может означать неспособность адаптироваться и идти на компромисс.

Подробнее: Что такое тип личности?

Влияние

Важно признать, что концепция Фрейда об ид, эго и суперэго является теорией, а не реальными физическими областями человеческого мозга.

Теории Фрейда обычно считаются интересными, но ошибочными по сегодняшним меркам. Однако исследователи также отметили, что ид, эго и суперэго, описанные Фрейдом, тесно связаны с концепциями бессознательной, сознательной и метапознавательной структуры разума, которые в настоящее время изучаются в области нейробиологии.

Часто задаваемые вопросы

Фрейд считал, что каждый из этих трех компонентов личности представляет собой отдельный компонент, но они взаимодействуют друг с другом, формируя личность человека и управляя его поведением. Ид обеспечивает побуждения к поведению, Суперэго стремится к нравственному совершенству, а Эго работает, чтобы найти баланс между этими двумя потребностями и требованиями реальности.

Здоровая, хорошо функционирующая личность должна удовлетворять потребность между ид, эго и суперэго.

В чем разница между ид и эго?

Ид представляет все самые основные первобытные потребности человека. Если его не остановить, ид направит человека на выполнение всех его желаний, не принимая во внимание реальность или последствия своих действий.

Эго — это часть личности, которая должна учитывать реальность. Это помогает сдерживать желания Ид и удовлетворять эти побуждения реалистичными и социально приемлемыми способами.

В чем разница между эго и суперэго?

Эго реалистично, тогда как Суперэго идеалистично.

Резюме

Ид, эго и суперэго Фрейда описывают различные аспекты личности, которые взаимодействуют, помогая формировать человеческое поведение. Эта теория предполагает, что Ид состоит из основных инстинктов, а Суперэго состоит из интернализированных моральных идеалов. Эго — это часть личности, которая имеет дело с реальностью и управляет требованиями как Ид, так и Суперэго.

Источники:

Барг Дж.А., Морселла Э. Бессознательное. Перспектива Psychol Sci. 2008;3(1):73-9. doi:10.1111/j.1745-6916.2008.00064.x

Churchill R, Moore TH, Davies P, et al. Психодинамическая терапия по сравнению с другими психологическими методами лечения депрессии. Cochrane Database Syst Rev. 2010;(9):CD008706. doi:10.1002/14651858.CD008706

Фрейд С. За пределами принципа удовольствия . ЮВ. 1920; 18:1-64.

Фрейд С. Эго и Эд . ЮВ. 1923; 19:1-66.

Шалквейк Ф. Новая концепция совести. Передний психол. 2018;9:1863. doi:10.3389/fpsyg.2018.01863

Примеры Ид, Эго и Суперэго

Ид, Эго и Суперэго — это названия трех частей человеческой личности, которые являются частью психоаналитической теории личности Зигмунда Фрейда. Согласно Фрейду, эти три части в совокупности создают сложное поведение человека. Давайте рассмотрим несколько примеров ид, эго и суперэго.

Иконки ножниц и ручек с примерами идентификаторов, эго и суперэго

Реклама

Ид: Удовлетворение основных потребностей

Ид — основная часть личности. Он также представляет наши самые животные побуждения, такие как желание еды и секса. Ид ищет мгновенного удовлетворения наших желаний и потребностей. Если эти потребности или желания не удовлетворяются, человек может стать напряженным, тревожным или злым.

  • Салли хотелось пить. Вместо того чтобы ждать, пока официант снова наполнит ее стакан воды, она протянула руку через стол и отпила из стакана мистера Смита, к его большому удивлению.
  • Голодный ребенок плакал, пока его не накормили.
  • Малышка, которая хотела еще одну порцию десерта, беспрестанно ныла, пока ей не дали еще одну порцию.
  • Стоя в очереди в салат-баре, Эми так проголодалась, что засунула в рот горсть сухариков, ожидая, когда очередь переместится.
  • Барт застрял в пробке. Он просто хотел, чтобы его машина двигалась! Разъяренный ситуацией, Барт вытащил свою машину на обочину и помчался вперед, не заботясь о том, что он подрезал боковые зеркала людей, пытаясь опередить машины перед ним.

Эго: Работа с реальностью

Эго имеет дело с реальностью, пытаясь удовлетворить желания Ид социально приемлемым способом. Это может означать отсрочку удовлетворения и помощь в избавлении от напряжения, которое оно испытывает, если желание не исполняется сразу. Эго признает, что у других людей тоже есть потребности и желания, и быть эгоистичным в долгосрочной перспективе нехорошо.

  • Салли хотелось пить. Однако она знала, что ее официант скоро вернется, чтобы наполнить ее стакан с водой, поэтому она ждала до тех пор, чтобы выпить, хотя на самом деле ей просто хотелось выпить из стакана мистера Смита.
  • В очереди в салат-бар Эми очень хотелось засунуть в рот горсть сухариков. Однако, поскольку ее босс был там, она решила подождать еще минуту или две, пока не сядет за стол.
  • Мэри очень хотела одолжить ожерелье своей мамы, но знала, что мама рассердится, если она возьмет его без спроса, поэтому она спросила у мамы, можно ли ей надеть его.
  • Хиллари так вспотела после тренировки, что захотела переодеться прямо у машины. Однако она знала, что другие люди вокруг нее не одобрят этого, поэтому она подождала, пока не окажется в туалете, чтобы переодеться.
  • Тим очень хотел врезать Марку за то, что он только что сказал. Однако Тим знал, что если он ударит Марка, его выкинут из бейсбольной команды, и, поскольку он любил бейсбол, он разжал кулаки и ушел.

Суперэго: добавление морали

Суперэго развивается последним и основано на морали и суждениях о добре и зле. Даже если Суперэго и Эго могут прийти к одному и тому же решению в отношении чего-либо, причина такого решения Суперэго больше основана на моральных ценностях, тогда как решение Эго больше основано на том, что подумают другие или какие могут быть последствия действия.

человек.

  • Сара знала, что может украсть припасы с работы, и никто об этом не узнает. Однако она знала, что воровать нехорошо, поэтому решила ничего не брать, хотя, вероятно, ее никогда не поймают.
  • Мэгги не могла вспомнить ответ на тестовый вопрос №12, хотя училась. Нейт был самым умным ребенком в классе, и с того места, где сидела Мэгги, она могла видеть его ответы, если слегка повернула голову. Когда миссис Арчер повернулась спиной, Мэгги чуть не сжульничала, но совесть остановила ее, потому что она знала, что это неправильно. Вместо этого Мэгги предположила ответ, а затем сдала свою работу.
  • Кассир взял с пары плату только за один прием пищи, несмотря на то, что они съели два. Можно было бы заплатить только за один, но указали на ошибку кассира и предложили оплатить оба блюда. Они хотели быть честными и знали, что владелец ресторана и сотрудники должны зарабатывать на жизнь.
  • На детской площадке двое детей подшучивали над Джозефом из-за того, что он носил очки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *