Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Экзистенциальная и гуманистическая психология: Экзистенциальная и гуманистическая психология

Экзистенциальная и гуманистическая психология

Наш сайт был задуман в 2000 году как пространство, объединяющее студентов и специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, всех, кто интересуется экзистенциально-гуманистическим направлением в психологии. До сих пор hpsy.ru — единственное место в Сети (да и за ее пределами) где можно найти хоть и не исчерпывающую, но достаточно полную картину о жизни экзистенциального и гуманистического подхода в пространстве exUSSR, ознакомиться с публикациями и учебными программами, узнать о тренингах, семинарах и конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Томске и Биртшонасе и других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Со временем наш проект рос, и в нем появились самостоятельные разделы, посвященные отдельным наиболее актуальным темам, такие как «Смысл жизни», «Одиночество», «Счастье» и «Психологическое тестирование он-лайн». В качестве отдельных разделов мы сделали страницы посвященные основоположникам экзистенциального и гуманистического направления психологии.

Как будет расти наш проект дальше, зависит в значительной степени от вас, мы открыты для любых предложений и пожеланий. Пишите, мы всегда будем признательны за конструктивные предложения и критику.

Вы также можете подписаться на рассылку новостей сайта, общаться с коллегами в сообществах экзистенциальных психологов в ЖЖ и на Facebook, или следовать за нами в Twitter.

Публикации

  • Экзистенциально-гуманистическая психология
  • Социально-прикладная психология
  • Гуманистическая психология и акмеология
  • Психотерапия и психологическое консультирование
  • Педагогическая и детская психология
  • Психиатрия и психология
  • Религиозная философия и духовно-ориентированная психология
  • Феноменология и экзистенциальная философия
  • Литература, искусство и психология
  • Социология
  • Разное

Мероприятия

  • Долгосрочные программы обучения
  • Конференции, симпозиумы
  • Семинары, тренинги, мастер-классы
  • Психотерапевтические группы
  • Архив: 2001, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15
  • Мероприятия в городах: Архангельск, Астрахань, Бирштонас, Вена, Вентспилс, Вильнюс, Владивосток, Владимир, Волгоград, Воронеж, Донецк, Екатеринбург, Звенигород, Иваново, Иркутск, Казань, Каунас, Кемерово, Киев, Краснодар, Курган, Курск, Львов, Магнитогорск, Мариуполь, Минск, Могилев, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Норильск, Одесса, Оренбург, Пермь, Пятигорск, Ржев, Рига, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Севастополь, Силламяе, Симферополь, Смоленск, Сочи, Сургут, Таганрог, Таллин, Тамбов, Тольятти, Томск, Тюмень, Уфа, Харьков, Химки (Моск.
    обл.), Челябинск, Ялта, Ярославль

    Планируйте поездки, заказывая билеты и бронируя гостиницы онлайн.

    Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии(Братченко С.Л.)

    …Мы — живущие существа, и потому в определенной степени все мы — экзистенциалисты.

    (J. Bugental, R. Kleiner)

    Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

    Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение — экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др.

    Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С.Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.

    Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

    Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать — официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала . Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 — 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, -, но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL — его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам — БЮДЖЕНТАЛ.

    )

    Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

    1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
    2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
    3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
    4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
    5. Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.
      На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.

    В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала экзистенциально-гуманистического подхода. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

    Братченко С.Л.,

    С.Л. БРАТЧЕНКО, доцент кафедры психологии РГПУ им. Герцена, кандидат психол. наук. Оригинал статьи опубликован в «Психологической газете» N 01 (16) 1997 г.

    Гуманистическая психология и экзистенциально-гуманистическая психология – экзистенциальная терапия

    Гуманистическая психология восходит к Абрахаму Маслоу как отцу-основателю, но со временем она стала тесно ассоциироваться с личностно-центрированной терапией Карла Роджера (или клиент-центрированной терапией ). ). Однако гуманистическая психология сегодня намного шире и сложнее, чем основополагающий подход Маслоу и Роджера. Широкое определение гуманистической психологии может включать множество различных подходов, в том числе личностно-центрированную терапию, эмоционально-ориентированную терапию (EFT), гештальт-терапию, фокусирование и экзистенциально-гуманистическую терапию.

    Сегодня, по крайней мере в Соединенных Штатах, ученые и практики часто рассматривают экзистенциальную психотерапию как одну из гуманистических психотерапий, и исследования показывают, что это один из наиболее популярных гуманистических подходов (Paige et al., 2018). . Есть много причин для конвергенции этих методов лечения. Во-первых, с момента своего появления эти два подхода находились в тесном диалоге. Во-вторых, было предпринято много попыток совместить экзистенциальную и гуманистическую терапию (например, 9 Бюгенталя).0003 экзистенциально-гуманистическая психотерапия ). Наконец, оба подхода имеют много общих ценностей.

    Сходства с экзистенциальной психологией

    Оба подхода феноменологичны. Хотя термин «феноменология» является сложным термином, по поводу которого расходятся мнения многих психологов и философов, суть того, что он означает для этих подходов, заключается в том, что они ценят личный опыт и субъективность. Психология в своем стремлении стать наукой отдала предпочтение объективному. Хотя феноменологические подходы не сбрасывают со счетов важность объективных подходов, они считают важным признать ограничения объективности. Отчасти это означает, что объективное знание является лишь частью общей картины.

    « здесь-и-сейчас » или терапевтический момент является общей ценностью этих подходов. Хотя прошлое важно, важно также не забывать настоящее. В «здесь и сейчас» включено обязательство понимать, обрабатывать и ценить терапевтические отношения. Эти отношения рассматриваются как реальные отношения с уникальными ограничениями, границами и контекстами. Другими словами, в то время как многие психоаналитические подходы рассматривают терапевтические отношения в первую очередь как продукт переноса, гуманистический и экзистенциальный подходы сосредотачиваются на реальном в отношениях в дополнение к паттернам переноса/контрпереноса.

    Оба подхода ценят самосознание. В более общем смысле это относится ко всем глубинным психотерапиям. Однако есть еще один уникальный аспект самосознания в рамках гуманистической и экзистенциальной мысли. Самосознание в более общем смысле относится к пониманию себя, которое в первую очередь рассматривается как накопленный жизненный опыт и бессознательное знание. В гуманистической и экзистенциальной мысли самосознание также глубоко связано с человеческим состоянием и тем, как оно влияет на индивидуальное «я».

    Гуманистический и экзистенциальный подходы ценят в людях изначальное добро и человеческий потенциал. Часть терапевтического процесса понимается как освобождение человека, чтобы он мог принять свои основные достоинства и потенциал. Считается, что при этом они станут более счастливыми и довольными жизнью.

    Отличия от экзистенциальной психологии

    В то время как оба подхода верят в человеческий потенциал и добро, экзистенциализм больше сосредоточился на потенциале зла и человеческих ограничениях. Это скорее различие процесса, чем базовые ценности. Другими словами, гуманистическая психология обычно придерживается той же позиции, что и экзистенциализм, но гуманистические терапевты не проводили столько времени, пребывая в тени или даймонизме. Это различие не следует преуменьшать, несмотря на общую основу их убеждений. Со временем гуманистическую психологию несправедливо охарактеризовали как чрезмерно «теплую и нечеткую». Многие люди уклонялись от этого теоретического подхода из-за того, что считали, что он не имеет отношения к реальным человеческим условиям. И наоборот, экзистенциалистов часто обвиняют в том, что они проводят слишком много времени в темных местах и ​​довольно болезненны. Ни одна из характеристик не является точной, однако эти характеристики временами оказывали влияние на тех, кто был привлечен к различным теоретическим позициям, и на то, как они развивались с течением времени.

    Важная дискуссия между Карлом Роджерсом и Ролло Мэем подчеркивает и расширяет эти различия. Обсуждение началось со статьи, опубликованной Карлом Роджерсом в журнале Ассоциации гуманистической психологии « перспективы ». За ней последовала более поздняя статья, опубликованная Мэем (1982 г.) в Journal of Humanistic Psychology вместе с ответом Роджерса (1982 г.; обе статьи были переизданы в Miller, 1992 г.). Для Роджерса человеческое зло отличается от человеческой природы. Находится в культуре. Для мая люди врожденно имеют потенциал как к добру, так и к злу. Для Роджерса и многих психологов-гуманистов зло — это внешняя реальность, которая воздействует на людей через культуру и социализацию. Мэй выразил обеспокоенность по этому поводу отчасти потому, что он не верит, что это адекватно справляется с нашим собственным потенциалом зла.

    В этом же диалоге Мэй (1982) указывает на другое важное различие, которое иногда возникает между гуманистическими и экзистенциальными терапевтами. Могут высказываться опасения, что при чрезмерном сосредоточении на клиенте и эмпатическом ответе в личностно-центрированной терапии есть некоторая цена за более глубокое подлинное вовлечение, которое требует от терапевта сосредоточения на своем собственном субъективном опыте. Иными словами, психологи-гуманисты могут иногда сосредотачиваться на клиенте за счет признания собственного опыта. При этом клиент лишается возможности более глубокого взаимодействия с терапевтом как с субъективным Я.

    Эти две теории имеют разные философские корни. Гуманистическая мысль не так тесно связана с гуманистической философией, как экзистенциальная психология с экзистенциальной философией. На самом деле смешение гуманистической психологии и гуманизма в историческом смысле весьма показательно. Вообще говоря, феноменологическая, континентальная и экзистенциальная философии оказали большее влияние как на гуманистическую, так и на экзистенциальную психологию, чем на гуманистическую философию и гуманизм. Утверждая это, все же следует признать, что существует много широких подходов к гуманистической психологии и много подходов к гуманизму. Более того, гуманизм часто ошибочно понимают как антирелигиозный. Хотя некоторые формы гуманизма противопоставляются религии, существуют религиозные подходы к гуманизму, даже христианскому гуманизму. Тем не менее, неправильное представление о том, что гуманизм всегда антирелигиозен, и предположение, что гуманистическая психология коренится в гуманизме, заставили некоторых предположить, что гуманистическая психология антирелигиозна, что неверно.

    Гуманистическая психология имеет тенденцию уделять больше внимания искусству терапии, субъективному и интенциональному, пренебрегая наукой о терапии, объективными и человеческими ограничениями. Хотя некоторые мыслители-гуманисты справедливо оспорили бы это утверждение, по сравнению с экзистенциальным мышлением это утверждение имеет веские основания. Экзистенциализм имеет тенденцию быть более сбалансированным. Его ценности согласуются с фокусом гуманистической психологии, но он оставляет больше места для науки, объективности и человеческих ограничений.

    И гуманистический, и экзистенциальный подходы ценят аутентичность, но по-разному понимают, что это значит. Дю Плок и Тантам (2019) разъясняют, что

    Здесь важны споры между гуманистами и экзистенциалистами о значении «подлинности». Гуманисты думают, что речь идет о самоутвержденной жизни — о том, чтобы быть верным своему сущностному «я». Экзистенциальные терапевты считают, что подлинность заключается в том, чтобы быть открытым и правдивым по отношению к жизни: принимать ее ограничения и границы и позволять ей проявляться как можно полнее через собственную прозрачность. (стр. 151)

    Хотя я думаю, что было бы правильнее заменить «гуманистов» на «ученых-гуманистов-психологов», эта цитата проясняет важную разницу в понимании подлинности. В экзистенциальной психологии больше внимания уделяется проявлению мужества противостоять данности существования.

    Наконец, можно утверждать, что экзистенциальное мышление поддерживает более гибкую основу для интеграции других подходов. Это верно даже в отношении терапии, ориентированной на решение. Хотя у меня есть некоторые опасения по поводу некоторых когнитивно-экзистенциальных подходов, в то же время я считаю сильной стороной экзистенциальной мысли то, что она достаточно адаптируема, чтобы допустить это. Экзистенциальная психология чаще используется как фрейм, объединяющий другие глубинные подходы. Хотя это все еще можно сделать с помощью гуманистической психологии, это не так естественно, как адаптироваться.

    В конце концов, именно приспособляемость и равновесие являются сильными сторонами экзистенциальной психологии. Много раз в своей карьере я переоценивал, на чем лежит моя терапевтическая основа. Я обдумывал, какие подходы лучше подходят для моих ценностей — юнгианский, реляционный психоанализ или гуманистический подход. В конце концов, именно эта приспособляемость и баланс убеждают меня в том, что экзистенциальный подход является более подходящей основой по сравнению с другими подходами глубинной психотерапии.

    Ссылки

    дю Плок С. и Тантум Д. (2019). История экзистенциально-феноменологической терапии. В E. van Deurzen, Craig, E., Längle, A., Schneider, KJ, Tantum, D., & du Plock, S. (Eds.), The Wily world handbook of экзистенциальная терапия (стр. 135-135). 153). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли-Блэквелл.

    Пейдж, Дж., Байок, Г., Эллис, С., Фальк, Дж. Годси, М.Л., Хоффман, Л., О’Нил, Дж., Ратсак, Дж., Сильвейра, Д., Сайпс, Г.С. , Вамсли Д., Уитакер А. и Ву Т. (2018 г., август). Кто занимается гуманистической психологией? Уточнение демографии. Плакат, представленный на 126-й ежегодной конференции -й Американской психологической ассоциации в Сан-Франциско, Калифорния.

    Исходная версия добавлена ​​в 2004 г. Обновлено в июле 2016 г. Обновлено в январе 2020 г.

    Гуманистические и экзистенциальные модели | Аномальная психология

    Цели обучения

    • Описать ключевые понятия и приложения гуманистического подхода к психопатологии

    Гуманизм и гуманистические подходы

    Как и многие психогенные модели и связанные с ними подходы к лечению, гуманистический подход частично возник как реакция как на психоанализ/психодинамический подход, так и на поведенческий подход (будет обсуждаться следующий). Гуманисты считали поведенческие модели механическими и чрезмерно ориентированными на объективную перспективу, им не хватало понимания и заботы о глубине человеческого опыта, сознания и развития личности. Они также рассматривали психодинамический и аналитический подходы как холодные, отстраненные и чрезмерно детерминистские в отношении человеческого развития, особенно концепцию о том, что негативный опыт раннего детства порождает «фиксации» или неспособность человека прогрессировать в своей жизни. Они также считали, что эти подходы были сосредоточены в первую очередь на патологии, на том, что с кем-то не так, а не на признании человеческого творчества, роста и адаптации. Абрахам Маслоу, одна из главных фигур гуманистического движения, сказал: «Это как если бы Фрейд дал нам больную половину психологии, а теперь мы должны заполнить ее здоровой половиной». [1]

    Гуманистическая перспектива в психологии подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (рис. 1). Маслоу утверждал, что до тех пор, пока основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), удовлетворяются, потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал.

    Рисунок 1. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.

    Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс стремился обеспечить, чтобы процессы человеческого развития приводили к более здоровому и даже более творческому функционированию личности. Термин актуализирующая тенденция  также был придуман Роджерсом и представлял собой концепцию, которая в конечном итоге привела Абрахама Маслоу к изучению самоактуализации как одной из потребностей людей.

    Перспектива гуманистической психологии резюмируется пятью основными принципами или постулатами гуманистической психологии, впервые сформулированными в статье, написанной Джеймсом Бугенталем в 1964 году и адаптированной Томом Гринингом, психологом и давним редактором Journal of Гуманистическая психология . Пять основных принципов гуманистической психологии:

    1. Человеческие существа, как люди, заменяют собой сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
    2. Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
    3. Люди осознают и осознают, что они осознают, т. е. они сознательны. Сознание человека всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
    4. Люди имеют возможность делать выбор и, следовательно, несут ответственность.
    5. Люди преднамеренны, стремятся к целям, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творчество.

    Экзистенциальные подходы и лечение

    Еще одним элементом гуманизма был экзистенциализм , философский подход, подчеркивающий целостный взгляд на людей, подтверждающий природу человеческих эмоций, мыслей, поведения и выбора. Экзистенциализм фокусируется на способности и потребности людей определять и находить свое собственное чувство смысла или цели в «абсурдном» мире, который не имеет никакого врожденного смысла. Во многом это перекликается с основными принципами гуманизма и отказом от психодинамического детерминизма и объективности бихевиоризма. Экзистенциальные подходы отличаются от гуманизма еще более сильным упором на свободу воли, выбор, самоопределение, поиск смысла и цели.

    Важным понятием в экзистенциализме является тоска или тревога, вызванная в основном ответственностью, которая приходит со свободой; свобода воли передает чувство ответственности за выбор, который мы делаем, и его будущие последствия. Ангст также связан с необходимостью принять неизбежность собственной смертности и будущей смерти, чтобы жить полноценной жизнью. Другие важные понятия включают в себя подлинность, то есть человека, живущего жизнью, которую он намеренно выбрал, в максимально возможной степени, и отчаяние, которое немного отличается от обычного использования этого термина для обозначения эмоционального переживания разочарования или неспособности жить. жизнь, которую человек намеревался создать. Например, студентка, всю жизнь мечтавшая стать врачом, может испытать отчаяние, если ее не примут ни в один медицинский вуз. Экзистенциализм обычно связывают с философскими сочинениями и идеями Жана-Поля Сартра, хотя он был сформирован многими другими, в том числе Сёреном Кьеркегором, Симоной де Бовуар, Морисом Марло-Понти и Альбером Камю. Несмотря на это описание некоторых основных концепций экзистенциализма, не существовало целостной или единой школы или дисциплины экзистенциализма, а было множество различных вариаций и форм этого философского и психологического подхода.

    Этот экзистенциально-философский подход был применен к психотерапии, в частности, Полом Тиллихом и Ирвином Ялом. Тиллих утверждал, что экзистенциальная психотерапия сосредоточена на решении основных жизненных проблем, включая одиночество, страдание и бессмысленность жизни; Ялом считал, что универсальные темы, переживаемые всеми людьми, включают смерть, изоляцию, свободу и пустоту (связанные с концепцией отчаяния). [2] Таким образом, экзистенциальные терапевты не рассматривают тревогу или отчаяние как симптом расстройства, но рассматривают их как нормальную часть опыта, когда люди сталкиваются с этими критическими аспектами жизни. Акцентируя внимание на эмпатии и поддержке клиента, они могут поощрять клиентов принимать тревогу и использовать ее энергию, чтобы помочь им сделать подлинный или подлинный выбор в отношении своей жизни и взять на себя ответственность за свой будущий опыт, а не просто реагировать на обстоятельства. Поскольку люди существуют по отношению к другим, Ялом, в частности, подчеркивал ценность групповой терапии как эффективного подхода к тому, чтобы помочь людям жить более значимой и подлинной жизнью. [3]

    Попробуйте

    Гуманистическая или личностно-ориентированная терапия

    Рисунок 2 . Качество отношений между терапевтом и пациентом имеет большое значение в личностно-центрированной терапии.

    Поскольку гуманистическая психология фокусируется на целостном взгляде на людей и считает, что люди по своей природе хороши и стремятся к самореализации и самореализации, гуманистическая психотерапия направлена ​​на достижение этих целей. В отличие от психоанализа, гуманистические терапевты сосредотачиваются на сознательных, а не на бессознательных мыслях. Они также подчеркивают настоящее и будущее пациента, а не исследуют его прошлое. Симптомы рассматриваются как результат несоответствия между поведением или действиями человека и его представлением о себе и о том, чего он хочет достичь. Таким образом, цель личностно-центрированной терапии (ПКТ), созданной Карлом Роджерсом, состоит в том, чтобы создать условия, при которых клиенты могут раскрыть свою самооценку, чувствовать себя комфортно, исследуя свою собственную идентичность, и изменять свое поведение, чтобы лучше отражать эту идентичность.

    В отличие от психоаналитического/психодинамического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, ПКТ предполагает, что пациент играет ведущую роль в сеансе терапии. Роджерс, в частности, считал, что у всех людей есть потенциал измениться и стать лучше, и что роль терапевтов состоит в том, чтобы способствовать самопониманию в среде, где наиболее вероятны адаптивные изменения (Rogers, 1951). Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, без каких-либо условий. Терапевт никогда не критикует и не высказывает отрицательного мнения о действиях или замечаниях клиента, а выражает теплоту и сопереживание. Это создает среду, свободную от одобрения или неодобрения, в которой пациенты начинают ценить свою ценность и вести себя так, как это соответствует их собственной идентичности. Роджерс считал, что при наличии этих условий люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005). В общих чертах этот вид терапии часто называют недирективная терапия , потому что терапевт не дает советов и не интерпретирует, а помогает человеку выявить конфликты и понять чувства, чтобы он мог взять на себя ответственность за собственное направление в жизни и за свой выбор. Терапевт склонен только задавать вопросы и использовать активное слушание, чтобы клиент чувствовал себя услышанным и понятым.

    Одним из ключевых преимуществ личностно-центрированной терапии является то, что она очень приемлема для пациентов. Другими словами, люди, как правило, находят благоприятную и гибкую среду такого подхода очень полезной. Из-за этого фундаментальные аспекты ПКТ в настоящее время широко интегрированы в большинство других форм психотерапии. Например, большинство терапевтов любой ориентации считают, что клиенты хорошо реагируют на непредвзятое сочувствие и активное слушание. Они обычно считаются основными навыками эффективной терапии и консультирования, на которых строятся другие конкретные методы и приемы. Однако основным недостатком ПКТ является неоднозначность выводов о ее эффективности. Одной из возможностей для этого может быть то, что лечение в основном основано на неспецифические лечебные факторы . То есть вместо использования терапевтических методов, специфичных для пациента и его психической проблемы (т.е. конкретных лечебных факторов ), терапия фокусируется на методах, которые могут быть применены к любому (например, установление хороших отношений с пациентом). (Cuijpers et al., 2012; Friedli, King, Lloyd, & Horder, 1997). Подобно тому, как «один размер подходит всем» на самом деле не подходит каждому человеку, PCT использует одни и те же методы для всех, которые могут работать для некоторых людей, но не для других. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы оценить его полезность в качестве терапевтического подхода.

    Попробуйте

    Смотреть IT

    Посмотрите это видео, в котором Карл Роджерс объясняет свой непредвзятый и принимающий подход к личностно-центрированной терапии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *