Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Экзистенциальное направление: § 5. Экзистенциальное направление

Содержание

Экзистенциальное направление

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в пер­вой половине ХХ в. на стыке двух тенденций. С одной стороны, появле­ние его было продиктовано неудовлетворенностью многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека. С другой — мощ­ным развитием экзистенциальной философии, которая проявляла боль­шой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение, представленное такими именами, как К. Яс-перс, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл и др. Важно отметить, что влия­ние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением соб­ственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Ру­бинштейна и др.

Экзистенциальная психология (терапия) в узком смысле выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция.

Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход по­лучил широкое распространение и в США. Причем там в число его наибо­лее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманисти­ческой, революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) — Р. Мэй, Д. Бюджентал и др.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет свое начало из кон­кретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенция («существование») происходит от латинского ех1&ете — «выделяться, появляться». Этим подчеркивается, что существование — не прозябание, не статистический процесс, а динамический. Внимание экзистенциалистов, в отличие от представителей других направлений, переключается с объекта на процесс.

Таким образом, сущность — это не­кая фикция, а существование — это постоянно изменяющийся процесс. Тогда понятно, что разница в понятиях «сущность» и «существование» в данном случае раскрывается несколько иначе.

Впервые термин был употреблен датским философом и теологом С. Кьеркегором, прожившим короткую и трагическую жизнь в мучитель­

ных попытках философского и теологического самопознания. Идейным истоком экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Философско-методологическими предпосылками развития экзистенциального направ­ления в психологии явились труды М. Бубера, Ж. П. Сартра, М. Хайдегге-ра. Среди экзистенциалистов можно провести четкую разграничительную линию: одни из них (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов) являются истин­но религиозными, другие (Хайдеггер, Сартр, Камю) считали себя атеиста­ми. Деление это можно считать принципиальным, поскольку одни из них видели смысл всего в Боге, другие же находили его в самой жизни, в ее процессе.

До сих пор попытки изложить полный обзор теории экзистен­циализма не увенчались успехом. Дело в том, что трудов в духе этого направления по философии, литературе, психологии и психиатрии ог­ромное множество, но между ними существует большое количество раз­ногласий. Однако есть один момент, который объединяет всех экзистен­циальных мыслителей — это вера в реальность свободы личности.

Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следова­тельно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.

Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, — это про­блема жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, а также проблема смысла жизни. Они выполня­ют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают раз­витие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному ре­шению проблемы. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бес­смысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основ­ные принципы гуманистической психологии, произведения таких ав­торов, как Гегель, Достоевский, Ницше, Сартр и др. Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода.

  1. Обстоятельства и влечения действительно могут управлять че­ловеком.

  2. Человек может им не позволить сделать этого.

Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. А. Шопенгауэр одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию, утверждая, что человек может наделить жизнь смыс­лом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. По­лучается, что, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признается реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими.

Представители данного направления критикуют Фрейда, Юнга, Адле­ра за то, что у них человек зависим от влечений, а Уотсона, Торндайка — за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенци­ального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наи­лучшее применение, и это является для человека смыслом.

Особо рассматривается проблема связи человека с миром. С точки зрения этой теории попытка понять человека отдельно от его мира — онтологическая ошибка. Не существует человека без мира (бытия), точно так же не существует и мира без человека.

Основным постулатом экзистенциальной теории стали слова Гёте:

Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже;

принимая его таким, каким он должен быть,

мы помогаем ему стать таким, каким он может быть.

Экзистенциалисты понимают природу «бытия» таким образом, что бытие включает в себя «бытие в будущем». Мы не запираем человека в настоящем, а даем ему возможность для изменения и динамики. Все свойства человеческой личности понимаются экзистенциалистами как процессы, а не как «состояния» или «черты».

Не менее важно с точки зрения данного направления и осознание свое­го способа существования. Только в экстремальных ситуациях возникает ощущение экзистенции — подлинного существования (аутентичности). Аутентичность является одним из ключевых понятий экзистенциальной психологии, это свобода быть самим собой. Мы ощущаем аутентичность в минуты горя, радости, высшего блаженства, восторга, когда освобождаем­ся от всех масок. Здесь проявляется наша сущность.

Особое отношение сложилось у экзистенциалистов к кризисным жизненным ситуациям, которые помогают человеку переосмыслить свою жизнь. Хорошей иллюстрацией данного утверждения будет отры­вок из произведения В.

Г. Короленко «Дети подземелья», в котором глав­ный герой впервые сталкивается с «загадкой жизни и смерти». «О да, я помнил ее (о матери. — С. Т.)!.. Когда она, вся покрытая цветами, мо­

лодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед кото­рыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти».

На уровне инстинкта мы боимся смерти. Но по существу мы боимся не смерти вообще, а ранней смерти, когда чувствуем, что жизненная программа неестественно прервана, гештальт не завершен.

Еще одно принципиальное положение экзистенциализма — един­ство объекта и субъекта. Б. В. Зейгарник полагает, что объектом нау­ки, по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который вы­ступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как неповторимая личность, познание которой достигает­ся только через интуитивное переживание.

Между воспринимающим и воспринимаемым нет резкой границы, объект и субъект как бы вли­ваются друг в друга, и объективного восприятия быть не может, оно всегда искажено.

Таким образом, отправной точкой экзистенциализма является че­ловек как личность. От остальных его обособляют свобода, ответствен­ность, право выбора, смысл жизни.

Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл (1905-1997), автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных об­щим названием Третья венская школа психоте­рапии. Пройдя первую (психоанализ Фрейда) и вторую (индивидуальную психологию Адлера) венские школы, Франкл встал на путь создания собственной. Термин «логотерапия» Виктором Франклом был предложен еще в 20-е гг., впо­следствии в качестве равноценного использовал­ся термин «экзистенциальный анализ». Стоит от­метить, что сам термин «логос» для Франкла — не просто «слово», не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла, т.

е., по сути, это и есть сам смысл.

Особое внимание Франкл уделяет «пограничным» ситуациям и по­ложениям, когда человек оказывается перед лицом неизвестного за­болевания или в концентрационном лагере, — так он получает возмож­ность познать смысл и ценность своего существования. Слова Ницше: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», стали своеобразным девизом экзистенциальной психологии.

Сам В. Франкл прошел с 1942 по 1945 г. пять концлагерей, в которых потерял родителей, жену и брата. Трагические события его жизни, несом­ненно, обогатили его как психолога: «Когда че­ловек перестает видеть конец какого-то времен­ного отрезка своей жизни, он не может поставить себе никакой дальнейшей цели, никакой задачи; жизнь тогда теряет в его глазах всякое содержа­ние и всякий смысл. И наоборот, стремление к какой-либо цели в будущем составляет ту духов­ную опору, которая так нужна узнику лагеря, так как только эта духовная опора в состоянии убе­речь человека от падения под влиянием отрицательных сил социаль­ной среды, уберечь его от полного отказа от самого себя».

1 По мнению В. Франкла, «латинское слово «finis» означает как «конец», так и «цель»».

Именно смысл и ответственность определяют психическое здоро­вье человека и гармонию между составляющими человеческого есте­ства, считает Франкл. Личность должна быть сосредоточена на про­блеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защи­те. Здесь и очевидна связь с ответственностью.

Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум, обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. След­ствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. Самое главное, что помогает жить, — это смысл жизни. Осознание неизбежности смерти меняет жизнь человека. Когда он осознает это, он становится более ответствен­ным за свою жизнь, считает Виктор Франкл. При этом человек обла­дает определенной свободой, которую не может отнять у него никто.

Одним из ярких представителей экзистенциальной терапии явля­ется Дж. Бюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменя-ющей. Важнейшие положения его подхода заключаются в следующем.

Экзистенциальное направление в психолого-педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

национально-культурное своеобразие обычаев и традиций других стран, национально-культурные стереотипы, клише, табу, а также проводить разработку методических рекомендаций по продвижению на мировой рынок товаров и услуг с учетом национально-культурных особенностей потребителя. Предлагается также разработка рекламной продукции на иностранных языках: рекламной и офисной полиграфии, редактирования, верстки, корректуры, дизайна.

Важная роль отводится языковой поддержке туристических услуг. Предполагается осуществлять оказание услуг по переводу рекламных проспектов, туристических маршрутов, проведение тренингов с персоналом, проведение тестирования и сертификации уровня владения иностранными языками в соответствии с международными стандартами.

МГЛУ оказывает услуги по устному и письменному переводу, редактированию и экспертизе переводов, заверению переводов и легализации документов. Хорошей практикой является перевод веб-сайтов на иностранные языки и их языковое сопровождение; перевод зарубежных веб-сайтов на русский язык; языковое сопровождение и редактирование их русскоязычных версий.

Суммируя изложенное, есть все основания констатировать, что в Минском государственном лингвистическом университете сложилась эффективная система подготовки межкультурных посредников, отвечающая мировым стандартам, что было подтверждено актом приема МГЛУ в СШТ1 — Международную ассоциацию вузов, осуществляющих подготовку профессиональных переводчиков.

Философия образования Подлиняев Олег Леонидович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВСГАО», г. Иркутск, Россия

УДК 378.1 П44

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В статье рассматривается сущность экзистенциального подхода, его роль и место в пространстве современной психолого-педагогической науки. Анализируются основные группы экзистенциальных проблем, а также принципы, лежащие в основе экзистенциальной психологии и педагогики.

Ключевые слова: экзистенциализм; феноменология; личностный рост; самоактуализация.

EXISTENTIAL DIRECTION IN THE PSYCHO-PEDAGOGICAL

SCIENCE

The article regards the main point of the existential approach; its role and place in the space of the psycho-pedagogical problems, existential psychology and pedagogy are analyzed in this scientific paper.

Key words: existentialism; phenomenology; personality development; self- actualization.

Появление экзистенциального направления связывают с именем датского философа С. Кьеркегора [Kierkegaard, 1941], провозгласившего понятие «экзистенция» (лат. existentia — существование) как глубинную сущность «человеческого Я». Согласно С. Кьеркегору, экзистенция является фундаментом каждой конкретной человеческой личности, определяющим ее уникальность, неповторимость и отличие от остальных людей. Причем, с позиции С. Кьеркегора, экзистенция — это не определенная и изначально заданная человеку сущность, а наоборот — «открытая возможность»; человеческое существование предшествует человеческой сущности — человек не рождается человеком, а становится им.

На дальнейшее становление экзистенциализма оказал значительное влияние немецкий философ Э. Гуссерль — основатель феноменологии, предметом которой является внутренний мир отдельных субъектов, рассматриваемый как неповторимый и уникальный результат самосозидания.

Наибольшего влияния экзистенциализм как философское направление, достигает к середине XX века; к этому же периоду он разводится на религиозный (наиболее известными представителями которого являются русский философ Н. А. Бердяев; немецкий философ, психиатр К. Ясперс; французский философ Г. Марсель и др.) и секулярный (французские философы Ж.-П. Сартр; С. Де Бовуар; лауреат Нобелевской премии А. Камю; немецкие философы М. Хайдеггер, П. Тиллих и др.).

Одной из ключевых категорий экзистенциальной философии является свобода. Свобода — это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Обретая себя как экзистенцию, человек обретает и свободу, которая является основным источником и движущей силой его существования. Человек может отказаться от свободы, поскольку, по словам Н. А. Бердяева, быть свободным гораздо труднее, чем быть рабом — «Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы» [Бердяев, 1995, с. 16]; однако отказ человека от свободы — это также частный случай свободы.

Согласно экзистенциализму, смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» биологического, животного начала, а «выбирает» самого себя, создает себя своими действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несет полную ответственность за все в ней совершенное и не может

оправдывать себя, ссылаясь на внешние обстоятельства. «Свобода есть не право, а обязанность» [Бердяев, 1995, с. 325].

Экзистенциализм оказал сильное влияние на искусство, культуру, философию; особую значимость он приобрел в психолого-педагогической науке. Идеи экзистенциализма прошли через работы Э. Фромма, К. Хорни, Ф. Перлза, С.Л. Рубинштейна (который за «преклонение перед иностранщиной» подвергся преследованиям и в 1947 году был уволен со всех своих должностей) и других выдающихся учёных.

Окончательным результатом «экзистенциальной экспансии» в психологопедагогическую науку стало появление отдельных направлений: «экзистенциальная психология» и «экзистенциальная педагогика». Среди наиболее известных представителей экзистенциального течения в психологии, можно назвать Д. Бюджентала, Р. Мэя, В. Франкла. К представителям экзистенциальной педагогики относятся О. Ф. Больнов, А. Нилл, У. Глассер.

Психолого-педагогическая наука, основанная на экзистенциальном подходе, исходит из положения, что у каждого человека существуют фундаментальные проблемы, связанные с его личностной сущностью — экзистенциальные проблемы. Причем, выделяются четыре основные группы проблем, изучаемых данным направлением:

1) проблемы жизни и смерти;

2) проблемы поиска человеком смысла жизни и смерти; проблемы смысла и бессмысленности существования, деятельности;

3) проблемы свободы и ответственности, выбора и детерминизма;

4) проблемы общения и одиночества.

Экзистенциалисты считают, что почти все жизненные сложности человека являются следствием нерешенных или же неправильно решаемых сущностных, экзистенциальных проблем.

Что касается первых двух групп проблем, то представители данного подхода (в частности, В. Франкл [Франкл, 1990]) исходят из того, что основным побудительным механизмом личностного развития и человеческой деятельности является стремление человека к нахождению и реализации смысла собственной жизни.

Отсутствие смысла жизни, невозможность его нахождения, бесцельность и пустота существования, приводят человека в состояние экзистенциального вакуума (экзистенциальной фрустрации, экзистенциального кризиса), который является причиной психических нарушений, девиантных и делинквентных проявлений и т. п. По словам В. Франкла: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодня пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты — поэтому я говорю об экзистенциальном вакууме» [Франкл, 1990, с. 24].

В. Франкл, полагающий, что у каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия, разработал свою концепцию психологической помощи — логотерапию. Сущность логотерапии заключается в том, что человеку помогают обрести утраченные смыслы; при этом ему не раскрывают какой-либо «готовый» смысл, не навязывают свои представления о нем, а лишь оказывают содействие в самом процессе поиска, в то время как смысл обретается и реализуется исключительно самим человеком. «Смысл нельзя дать, его нужно найти» [Франкл, 1990, с. 37].

В отношении третьей группы проблем позиция экзистенциалистов следующая: человек является субъектом своего развития и свободен в выборе собственного жизненного пути. При этом экзистенциальная парадигма не отрицает значительного воздействия на становление личности социальных обстоятельств и, безусловно, признает влияние его биологической природы, в том числе и иррациональных бессознательных сил. Однако нельзя считать социальные или биологические детерминанты доминирующими или, более того, единственными факторами человеческого развития. «Экзистенциальный анализ считает человека существом свободным, ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям, в противоположность ходячему психоаналитическому представлению о человеке как о существе, детерминированном преимущественно влечениями и стремящимся к наслаждению» [Франкл, 1990, с. 115].

Человек свободен сам детерминировать действующие на него социальные и природные силы; в то же время он свободен выбрать путь отказа от этой свободы и подчиниться влиянию внешних или бессознательных воздействий

— такой путь ведет к потере индивидуальности, к конформизму, к деструктивному поведению. Таким образом, человек не только свободен осуществлять свой жизненный выбор, но и полностью ответственен за него. Свобода -это всегда ответственность за эту свободу. Если реализация свободы не сопряжена с ответственностью, то она может привести к произволу. В. Франкл считал целесообразным Статую Свободы на Восточном побережье Соединенных Штатов дополнить Статуей Ответственности на Западном побережье [Франкл, 1990, с. 68].

В то же время из данной логики следует, что не может быть и ответственности без свободы. К примеру, в среде работников образования достаточно распространены жалобы на то, что «современные учащиеся абсолютно безответственны». Однако при этом педагоги, как правило, упускают из виду тот факт, что современный ученик в традиционной системе образования не имеет свободы практически ни по одному параметру школьной жизни. Вполне естественно, что полное отсутствие свободы обусловливает полное отсутствие ответственности. Человек не может и не должен нести ответственность за чужие выборы.

Следующая группа проблем — проблемы общения и одиночества — также является ключевой для экзистенциального подхода. Человек изначально социален; аффилиация является имманентным его качеством. Люди стремятся

к эмоциональным контактам, к любви, к дружбе и фрустрирование потребности в общении, порождающее чувство «покинутости», одиночества, как и потеря смысла, может вызвать экзистенциальный кризис.

В то же время практически каждый человек время от времени нуждается в одиночестве как в особом экзистенциальном состоянии. Более того, одиночество зачастую является необходимым условием реализации творческого потенциала личности. Значительная (если не большая) часть великих произведений, вошедших в историю мировой науки и культуры, создано их творцами в одиночестве (трудно представить, что, к примеру, роман «Война и мир» мог бы быть результатом коллективного труда). Таким образом, фрустрация потребности в одиночестве несет не меньшую угрозу психической целостности личности, чем фрустрация потребности в общении.

Основными задачами экзистенциально-ориентированной психологии (и в равной степени педагогики) следует считать оказание помощи человеку в выборе собственного уникального и в то же время позитивного пути личностного развития; в поиске и реализации сущностных смыслов; способствование в обретении свободы жизненных выборов и ответственности за эти выборы; содействие в решении проблем отношений как с миром внешним, так и с миром внутренним. По словам В. Франкла: «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным» [Франкл, 1990, с. 267].

Основные группы экзистенциальных проблем можно объединить в пять фундаментальных положений:

1. Экзистенциальный подход исходит из постулата, утверждающего, что за любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые субъектом) экзистенциальные проблемы. Соответственно, задача психолога (педагога) за внешними личностными, семейными, социальными и прочими осложнениями увидеть породившие их глубинные экзистенциальные причины.

2. Экзистенциальный подход основывается на признании человеческого в каждом человеке, на безусловном уважении его индивидуальности и одновременно на признании непознаваемости глубинной сущности его личности. С точки зрения экзистенциализма, никакие психодиагностические методики не могут создать полного и достоверного психологического портрета человека, поскольку он никогда не бывает статичен и всегда находится в процессе становления. Кроме того, он «… сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих «объективные» предсказания и ожидаемые результаты» [Братченко, 1997, с. 7].

Идея непознаваемости фундаментальных основ личности характерна не только для западноевропейского экзистенциализма; эта же идея является ключевой и в русской философской мысли XIX — XX вв. (прежде всего, работы П.Д. Юркевича, Л.И. Шестова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, М.М. Бахтина и др.). В частности, по словам С.Н. Булгакова, «лич-

ность неопределима, ибо всем и всегда определяется, оставаясь, однако, над всеми своими состояниями или определениями. Личность есть каждому присущая и неведомая тайна, неисследимая бездна, неизмеримая глубина» [Булгаков, 1994, с. 245]. М.М. Бахтин высказывает аналогичную мысль: «Нельзя превращать живого человека в безгласный объект заочного завершающего познания. В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосознания и слова, что не поддается овнешняющему заочному определению» [Бахтин, 1979, с. 68]. Это важно отметить, поскольку сегодня все чаще встречается критика со стороны новоявленных славянофилов (как правило, бывших адептов коммунистической идеологии) по поводу ориентации отечественной психологии и педагогики на экзистенциальные идеи «чуждые российскому менталитету».

3. Экзистенциальный подход базируется на феноменологическим принципе, исходя из которого в фокусе внимания психолога (педагога) должно находиться, прежде всего, то, что существует в пределах внутреннего, субъективного мира индивида. С точки зрения феноменологического подхода, поведение человека нельзя понять, не обратившись к его субъективности; таким образом, экзистенциализм противостоит, в первую очередь, бихевиоризму, утверждающему, что поведение легко объясняется реакцией на внешние «стимульные» ситуации.

4. Экзистенциальный подход, не отрицая значимости для индивида прошлого и будущего, отдает приоритет настоящему. Реальные изменения в сторону личностного роста возможны только в настоящем. По словам американского психолога Э. Шострома, «единственное время, где у нас есть возможность жить — это настоящее. Мы можем и должны помнить прошлое; мы можем и должны предчувствовать будущее. Но живем мы только в настоящем» [Шостром, 1992, с. 64]. Данные положения отличают экзистенциализм от глубинных концепций, где приоритет отводится прошлому опыту, которым жестко детерминировано как настоящее, так и будущее человека.

5. Экзистенциальный подход ориентирован в большей степени на конкретные жизненные ситуации и феноменологическое межличностное взаимодействие, нежели на стандартизированные психотерапевтические или психоло-го-педагогические технологии. «Экзистенциализм задает скорее определенную направленность, локус осмысления происходящего…, нежели определенный набор техник и предписаний» [Братченко, 1997, с. 7].

В целом, экзистенциальный подход, исходя из признания уникальности бытия отдельного человека, провозглашает человека главным творцом своей личности. Как сказал Сартр: «Человек не что иное как то, чем он делает себя сам» [Сартр, 1989, с. 16].

Безусловно, признавая свободу жизненного выбора за человеком, экзистенциалисты, тем не менее, считают, что его выбор не обязательно будет направлен в сторону реализации лучших начал. Если гуманистически-ориентированные психологи, педагоги видят свою задачу в оказании помощи по развитию всего личностного потенциала, всех способностей и склонно-

стей индивида, опираясь на веру в изначально позитивную сущность человека, то экзистенциалисты занимают в этом вопросе более осторожную позицию. В. Франкл, к примеру, называл доктрину абсолютной реализации всех возможностей индивида «потенциализмом» и считал, что есть риск наряду с позитивной частью человеческих потенций развить и негативные его задатки.

Человек, таким образом, несет ответственность не только за свободу внешних выборов, но и за выборы внутренние, касающиеся как осуществления своих возможностей, так и целенаправленного отказа от их реализации, в случае их противоречия выбранному жизненному пути.

Однако, несмотря на некоторое различие в оценке человеческой природы, гуманистический и экзистенциальный подходы нередко выступают в общем пространстве психолого-педагогической науки в качестве единой методологии. «Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, не одно и то же; и название «экзистенциально-гуманистический» фиксирует не только их нетождествен-ность, но и принципиальную общность, которая состоит, прежде всего, в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому» [Братченко, 1997, с. 7].

Личностный рост, самоактуализация, свобода выбора — все это исключительно серьезный труд, тяжелый поиск, требующий максимальной концентрации человеческих ресурсов, воли, творчества, способностей, духовных сил. Уход от этих проблем — наиболее легкий способ существования, но человек в конечном итоге расплачивается за него деперсонализацией — потерей собственного «Я». В любом случае отказ от свободы означает отказ от возможности жить счастливой, полноценной, насыщенной смыслом жизни.

Экзистенциальный подход представляет собой альтернативный вариант как бихевиористской, так и психоаналитической концепциям.

С точки зрения бихевиоризма, человек представляет собой вполне доступную для изучения и управления биологическую машину, которую можно успешно научить функционировать с помощью таких несложных алгоритмов, как стимул — реакция, или же реакция — подкрепление.

С точки зрения психоанализа, человек является иррациональным существом, поведение которого фатально обусловлено бессознательными влечениями и прошлым опытом, а также перманентным и неосознаваемым конфликтом между биологическими и социальными факторами.

Экзистенциальный подход не отрицает того, что в названных концепциях есть своя определенная логика, в то же время здесь человек, прежде всего, рассматривается как свободная личность, которая создает себя сама, несет полную ответственность за этот процесс, осознает свое назначение в жизни.

Экзистенциальная парадигма неоднородна внутри себя; она представляет собой конгломерат различных течений, однако все они базируются на ряде фундаментальных принципов, которые одновременно могут являться критериями, отличающими истинно-экзистенциальные концепции от модных сегодня, самопровозглашенных квазиэкзистенциальных подходов.

Среди наиболее значимых принципов можно назвать следующие:

— принцип холизма — один из ключевых принципов, лежащих в основе любого экзистенциально ориентированного подхода; исходя из него, каждого человека необходимо рассматривать как единый, уникальный, целостноорганизованный «гештальт»;

— принцип эмпирической свободы — его смысл заключается в том, что человек в состоянии делать свободный выбор и руководить собой при любых обстоятельствах. «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это я сам. Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно-функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать!» [Маслоу, 1997, с. 79];

— принцип креативности — провозглашает творчество имманентным свойством человеческой природы, потенциально присутствующим изначально у всех людей. К сожалению, многие люди не сохраняют и не реализуют свой творческий потенциал;

— принцип рациональности — противостоит психоаналитическому представлению об обусловленности человеческой природы бессознательными, иррациональными силами. Принцип рациональности постулирует утверждение, что изначальная внутренняя человеческая природа рациональна, конструктивна и ориентирована на ответственную самосозидаемость личности. Деструктивные, асоциальные проявления у человека являются не врожденным наследием, а следствием фрустрации возможности позитивного роста и самоактуализации. «Когда социальные условия позволяют людям вести себя в соответствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением» [Маслоу, 1997, с. 153];

— принцип субъективности — любые экзистенциальные или экзистенциально-гуманистические теории в той или иной степени базируются на феноменологической основе. Исходя из этого принципа, каждый человек воспринимает окружающую реальность субъективно; таким образом, внутренний мир и поведение будут недоступны для понимания без акцента на индивидуальный опыт переживания конкретной личности. Данный принцип отличает экзистенциальные концепции, прежде всего, от концепций бихевиористских, представители которых, практикуя лабораторные и «естественно-научные» методы объективного исследования (в том числе проводимые над животными), создают разнообразные модели «среднестатистического» человека, «нормального» человека и так далее;

— принцип проактивности — является ключевым положением экзистенциальных учений, согласно которому человек устремлен вперед и ориентирован на будущее. «Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен… Так как мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется вперед, растет, словом, проак-тивируется» [Маслоу, 1997, с. 258];

— принцип гетеростаза — в основе данного принципа лежит идея о том, что человек не стремится к гомеостазу — статичности и неподвижности в своем

психическом существовании; личность (в здоровом варианте развития) всегда находится в процессе становления, идет по пути самоактуализации, несмотря на риск, трудности и препятствия росту;

— принцип ориентации на психическое здоровье — этот принцип отличает экзистенциальные концепции, в первую очередь, от психоанализа, который был построен на изучении «больной части человечества». Основоположники как экзистенциального, так и гуманистического подходов ориентировались в построении своей теории на полноценно-функционирующего, здорового человека. А. Маслоу, к примеру, полагал, что нельзя понять, что такое психическая патология, пока не определено, что такое психическое здоровье [Маслоу, 1997].

Названный ряд принципов не является полным, но, тем не менее, позволяет достаточно уверенно идентифицировать экзистенциальные концепции в существующем многообразии психолого-педагогических школ и течений.

В целом, экзистенциальный подход выводит психолого-педагогическую науку на новый уровень представлений о человеке и его развитии. Его влияние распространилось на разнообразные науки, предметом изучения которых является человеческая личность; в том числе экзистенциальный подход представляет методологическую основу для популярных сегодня (к сожалению, большей частью за рубежом) индирективных педагогических систем.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин.

— М. : Сов. Россия, 1979. — 320 с.

2. Бердяев, Н. А. Царство Духа и царство Кесаря [Текст] / сост. и послесл. П. В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. — М. : Республика, 1995. — 383 с.

3. Братченко, С. Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии [Текст] / С. Л. Братченко // Иматон. — 1997. — № 1. — С. 7.

4. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения [Текст] / С. Н. Булгаков. — М. : Республика, 1994. — 415 с.

5. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. О. О. Чистякова; под общ. ред. С. Н. Иващенко. — М. : «Рефл-бук», 1997. — 304 с.

6. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм [Текст] / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов: сб. // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; под общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. — М. : Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.

7. Тиллих, П. Избранное: теология культуры [Текст] / П. Тиллих; пер. с англ., отв.ред.и авт. послесл. С. В. Лезов. — М. : Юрист, 1995. — 479 с.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] : сб. / В. Франкл; пер. с англ. и нем.; под общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

9. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром; пер. с англ. А. Малышевой. — Мн. : ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с.

Экзистенциальный кризис: симптомы, причины и лечение

Большинство людей в какой-то момент своей жизни испытывают тревогу, депрессию и стресс. Для многих эти эмоции кратковременны и не слишком мешают качеству их жизни.

Но для других негативные эмоции могут привести к глубокому отчаянию, заставляя их сомневаться в своем месте в жизни. Это известно как экзистенциальный кризис.

Идея экзистенциального кризиса изучалась психологами и психиатрами, такими как Казимеж Домбровски и Ирвин Д. Ялом, на протяжении десятилетий, начиная с 19 лет.29.

Тем не менее, несмотря на обилие старых и новых исследований по теме, вы можете быть незнакомы с этим термином или не понимать, чем он отличается от обычной тревоги и депрессии.

Вот что вам нужно знать об экзистенциальном кризисе, а также о том, как преодолеть этот переломный момент.

«У людей может возникнуть экзистенциальный кризис, когда они начинают задаваться вопросом, что означает жизнь и какова их цель или цель жизни в целом», — объясняет Кэти Лейкам, лицензированный терапевт из Декейтера, штат Джорджия, специализирующаяся на работе с тревога, стресс в отношениях и гендерная идентичность. «Это может быть разрыв в шаблонах мышления, когда вы внезапно хотите получить ответы на важные вопросы жизни».

Нередки поиски смысла и цели в жизни. Однако при экзистенциальном кризисе проблема заключается в невозможности найти удовлетворительные ответы. Для некоторых людей отсутствие ответов запускает личный внутренний конфликт, вызывая разочарование и потерю внутренней радости.

Экзистенциальный кризис может затронуть любого человека в любом возрасте, но многие переживают кризис перед лицом сложной ситуации, возможно, в борьбе за успех.

Причины

Повседневные трудности и стрессы не могут спровоцировать экзистенциальный кризис. Этот тип кризиса, вероятно, следует за глубоким отчаянием или значительным событием, таким как серьезная травма или серьезная потеря. Несколько причин экзистенциального кризиса могут включать:

  • вина за что-то
  • потеря близкого человека после смерти или столкновение с реальностью собственной смерти
  • чувство социальной неудовлетворенности
  • неудовлетворенность собой
  • история сдерживаемых эмоций

различные типы экзистенциальных кризисов :

Кризис свободы и ответственности

У вас есть свобода делать свой собственный выбор, который может изменить вашу жизнь к лучшему или к худшему. Большинство людей предпочитают эту свободу, а не то, чтобы кто-то принимал решения за них.

Но эта свобода подразумевает и ответственность. Вы должны принять последствия сделанного вами выбора. Если вы используете свою свободу, чтобы сделать выбор, который не заканчивается хорошо, вы не можете винить кого-то еще.

Для некоторых эта свобода слишком подавляющая и вызывает экзистенциальную тревогу, то есть всеобъемлющую тревогу о смысле жизни и выборе.

Кризис смерти и смертности

Экзистенциальный кризис может разразиться и после достижения определенного возраста. Например, ваш 50-й день рождения может заставить вас столкнуться с реальностью того, что ваша жизнь наполовину закончилась, что заставит вас усомниться в фундаменте своей жизни.

Вы можете задуматься о смысле жизни и смерти и задать такие вопросы, как «Что происходит после смерти?» Страх того, что может последовать за смертью, может вызвать тревогу. Этот тип кризиса может также возникнуть после того, как диагностировано серьезное заболевание или когда смерть неизбежна.

Кризис изоляции и связи

Даже если вам нравятся периоды изоляции и одиночества, люди — социальные существа. Крепкие отношения могут оказать вам психологическую и эмоциональную поддержку, принося удовлетворение и внутреннюю радость. Проблема в том, что отношения не всегда постоянны.

Люди могут расходиться физически и эмоционально, и смерть часто разлучает близких. Это может привести к изоляции и одиночеству, заставляя некоторых людей чувствовать, что их жизнь бессмысленна.

Кризис смысла и бессмысленности

Наличие смысла и цели в жизни может дать надежду. Но, поразмыслив над своей жизнью, вы можете почувствовать, что не добились ничего существенного и не изменили ситуацию. Это может заставить людей сомневаться в самом их существовании.

Кризис эмоций, переживаний и воплощения

Не позволять себе испытывать негативные эмоции иногда может привести к экзистенциальному кризису. Некоторые люди блокируют боль и страдание, думая, что это сделает их счастливыми. Но это часто может привести к ложному ощущению счастья. А когда вы не испытываете истинного счастья, жизнь может казаться пустой.

С другой стороны, воплощение эмоций и признание чувств боли, неудовлетворенности и неудовлетворенности может открыть путь к личностному росту и улучшению взглядов на жизнь.

Беспокойство и депрессия, когда ваша жизнь идет не по плану, не всегда означают, что вы переживаете экзистенциальный кризис. Эти эмоции, однако, связаны с кризисом, когда сопровождаются потребностью найти смысл жизни.

Экзистенциальный кризис, депрессия

Во время экзистенциального кризиса вы можете испытывать нормальную депрессию. Эти симптомы могут включать потерю интереса к любимым занятиям, усталость, головные боли, чувство безнадежности и постоянную грусть.

В случае экзистенциальной депрессии у вас также могут появиться мысли о самоубийстве или конце жизни или ощущение, что ваша жизнь не имеет цели, говорит Лейкам.

Безнадежность при этом типе депрессии глубоко связана с ощущением бессмысленной жизни. Вы можете задаться вопросом о цели всего этого: «Только ли работать, оплачивать счета и, в конце концов, умереть?»

Экзистенциальная кризисная тревога

«Экзистенциальная тревога может выражаться в озабоченности загробной жизнью, расстроенности или нервозности по поводу своего места и планов в жизни», — говорит Лейкам.

Эта тревога отличается от повседневного стресса в том смысле, что все может вызвать у вас дискомфорт и тревогу, включая само ваше существование. Вы можете спросить себя: «Какова моя цель и где я вписываюсь?»

Экзистенциальное обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Иногда мысли о смысле жизни и вашей цели могут сильно давить на ваш разум и вызывать скачки мыслей. Это известно как экзистенциальное обсессивно-компульсивное расстройство, и оно может возникнуть, когда вы одержимы или имеете навязчивые идеи относительно смысла жизни.

«Это может проявляться в необходимости задавать вопросы снова и снова или в невозможности отдохнуть, пока у вас не будет ответов на ваши вопросы», — говорит Лейкам.

Поиск цели и смысла жизни может помочь вам вырваться из экзистенциального кризиса. Вот несколько советов, как справиться с ситуацией:

Возьмите под контроль свои мысли

Замените негативные и пессимистичные мысли на позитивные. Говорить себе, что ваша жизнь бессмысленна, может стать самоисполняющимся пророчеством. Вместо этого предпримите шаги, чтобы жить более осмысленной жизнью. Следуйте за страстью, станьте волонтером в деле, в которое вы верите, или практикуйте сострадание.

Ведите дневник благодарности, чтобы преодолевать негативные чувства.

Возможно, ваша жизнь имеет больше смысла, чем вы думаете. Запишите все, за что вы благодарны. Это может включать вашу семью, работу, таланты, качества и достижения.

Напомните себе, почему жизнь имеет смысл

Потратив время на самопознание, вы также можете преодолеть экзистенциальный кризис, говорит Лейкам.

Если вам трудно увидеть в себе хорошее, попросите друзей и семью определить ваши положительные качества. Какое положительное влияние вы оказали на их жизнь? Каковы ваши самые сильные, самые замечательные качества?

Не надейтесь найти ответы на все вопросы

Это не значит, что вы не можете искать ответы на главные вопросы жизни. В то же время, поймите, что на некоторые вопросы не будет ответов.

Чтобы преодолеть экзистенциальный кризис, Лейкам также предлагает разбивать вопросы на более мелкие ответы, а затем работать над тем, чтобы получить удовлетворение от изучения ответов на более мелкие вопросы, которые составляют большую картину.

Возможно, вам удастся преодолеть экзистенциальный кризис самостоятельно, без помощи врача. Но если симптомы не проходят или ухудшаются, обратитесь к психиатру, психологу или терапевту.

Эти специалисты по психическому здоровью могут помочь вам справиться с кризисом с помощью разговорной терапии или когнитивно-поведенческой терапии. Это тип терапии, направленный на изменение моделей мышления или поведения.

Немедленно обратитесь за помощью, если у вас есть суицидальные мысли. Имейте в виду, однако, что вам не нужно ждать, пока кризис достигнет этой точки, прежде чем поговорить с врачом или другим поставщиком медицинских услуг.

Даже если у вас нет мыслей о суициде, терапевт может помочь с тяжелой тревогой, депрессией или навязчивыми мыслями.

Экзистенциальный кризис может случиться с каждым, заставив многих усомниться в своем существовании и цели в жизни. Несмотря на потенциальную серьезность этой модели мышления, можно преодолеть кризис и обойти эти дилеммы.

Ключевым моментом является понимание того, чем экзистенциальный кризис отличается от обычной депрессии и беспокойства, и получение помощи при любых чувствах или мыслях, от которых вы не можете избавиться.

Sage Books — краткое введение в экзистенциальное консультирование

Книги Добавить в список Добавлено в список

Больше информацииМеньше информации

«Краткое введение в экзистенциальное консультирование является превосходным дополнением к литературе по экзистенциальному консультированию и психотерапии. Мартин Адамс дает отличный обзор области для тех, кто в ней новичок, и в то же время выделяет ключевые особенности таким образом, который будет полезен для опытных практиков», – Мэг Баркер, старший преподаватель психологии в Открытом университете

«Краткое введение в экзистенциальное консультирование» — это краткое и доступное карманное руководство по основной теории и практике экзистенциального подхода.

Рассказывая обо всем, что должен знать и делать новичок, в доступной форме и без профессионального жаргона, эта книга: – содержит краткую историю экзистенциальной традиции; – помещает ключевые понятия в контекст, показывая, как теория воплощается в жизнь; – Обсуждает вопросы в терапевтическом процессе; – показывает, как эффективно работать с тем, что клиент приносит на сеанс; – Обращается к значению экзистенциальной мысли в более широком мире

Эта книга станет идеальным помощником для новых стажеров, желающих начать свой путь к экзистенциальному мышлению и практике.

Мартин Адамс — практикующий врач и руководитель частной практики, а также преподаватель Новой школы психотерапии и Риджентс-колледжа в Лондоне.

  • Передняя часть

    • МУДРЕЦ
    • Авторские права
    • Преданность
    • Эпиграмма
    • Предисловие
  • Главы

    • Глава 1: Обзор экзистенциального консультирования
    • Глава 2: Некоторые ключевые идеи экзистенциального консультирования
    • Глава 3: Применение теории на практике
    • Глава 4: Работа с тем, что приносит клиент
    • Глава 5: Проблемы в процессе консультирования 0024
    • Глава 7: Быть и стать экзистенциальным консультантом
  • Назад Материя

    • Глоссарий
    • Заметки о некоторых важных экзистенциальных мыслителях
    • Рекомендации

164282

  • Загрузка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *