Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Экзистенциальный это в психологии: Экзистенциальная психология — все самое интересное на ПостНауке

Экзистенциальное направление в психологии

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в. на стыке двух тенденций. С одной стороны, появление его было продиктовано неудовлетворенностью многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека. С другой — мощным развитием экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение, представленное такими именами, как К. Ясперс, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл и др. Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др.

Экзистенциальная психология (терапия) в узком смысле выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция.

Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической, революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) — Р. Мэй, Д. Бюджентал и др.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенция («существование») происходит от латинского existere — «выделяться, появляться». Этим подчеркивается, что существование — не прозябание, не статистический процесс, а динамический. Внимание экзистенциалистов, в отличие от представителей других направлений, переключается с объекта на процесс.

Таким образом, сущность — это некая фикция, а существование — это постоянно изменяющийся процесс. Тогда понятно, что разница в понятиях «сущность» и «существование» в данном случае раскрывается несколько иначе.

Впервые термин был употреблен датским философом и теологом С. Кьеркегором, прожившим короткую и трагическую жизнь в мучительных попытках философского и теологического самопознания. Идейным истоком экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Философско-методологическими предпосылками развития экзистенциального направления в психологии явились труды М. Бубера, Ж. П. Сартра, М. Хайдегге-ра. Среди экзистенциалистов можно провести четкую разграничительную линию: одни из них (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов) являются истинно религиозными, другие (Хайдеггер, Сартр, Камю) считали себя атеистами. Деление это можно считать принципиальным, поскольку одни из них видели смысл всего в Боге, другие же находили его в самой жизни, в ее процессе. До сих пор попытки изложить полный обзор теории экзистенциализма не увенчались успехом.

Дело в том, что трудов в духе этого направления по философии, литературе, психологии и психиатрии огромное множество, но между ними существует большое количество разногласий. Однако есть один момент, который объединяет всех экзистенциальных мыслителей — это вера в реальность свободы личности.

Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следовательно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.

Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, — это проблема жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, а также проблема смысла жизни. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основные принципы гуманистической психологии, произведения таких авторов, как Гегель, Достоевский, Ницше, Сартр и др. Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода.

1. Обстоятельства и влечения действительно могут управлять человеком.
2. Человек может им не позволить сделать этого.

Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. А. Шопенгауэр одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию, утверждая, что человек может наделить жизнь смыслом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. Получается, что, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признается реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими.

Представители данного направления критикуют Фрейда, Юнга, Адлера за то, что у них человек зависим от влечений, а Уотсона, Торндайка — за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом.

Особо рассматривается проблема связи человека с миром. С точки зрения этой теории попытка понять человека отдельно от его мира — онтологическая ошибка. Не существует человека без мира (бытия), точно так же не существует и мира без человека.

Основным постулатом экзистенциальной теории стали слова Гёте:
Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже;
принимая его таким, каким он должен быть,
мы помогаем ему стать таким, каким он может быть.

Экзистенциалисты понимают природу «бытия» таким образом, что бытие включает в себя «бытие в будущем». Мы не запираем человека в настоящем, а даем ему возможность для изменения и динамики. Все свойства человеческой личности понимаются экзистенциалистами как процессы, а не как «состояния» или «черты».

Не менее важно с точки зрения данного направления и осознание своего способа существования.

Только в экстремальных ситуациях возникает ощущение экзистенции — подлинного существования (аутентичности). Аутентичность является одним из ключевых понятий экзистенциальной психологии, это свобода быть самим собой. Мы ощущаем аутентичность в минуты горя, радости, высшего блаженства, восторга, когда освобождаемся от всех масок. Здесь проявляется наша сущность.

Особое отношение сложилось у экзистенциалистов к кризисным жизненным ситуациям, которые помогают человеку переосмыслить свою жизнь. Хорошей иллюстрацией данного утверждения будет отрывок из произведения В. Г. Короленко «Дети подземелья», в котором главный герой впервые сталкивается с «загадкой жизни и смерти». «О да, я помнил ее (о матери. — С. Т.)!.. Когда она, вся покрытая цветами, молодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед которыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти».

На уровне инстинкта мы боимся смерти. Но по существу мы боимся не смерти вообще, а ранней смерти, когда чувствуем, что жизненная программа неестественно прервана, гештальт не завершен.

Еще одно принципиальное положение экзистенциализма — единство объекта и субъекта. Б. В. Зейгарник полагает, что объектом науки, по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который выступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как неповторимая личность, познание которой достигается только через интуитивное переживание. Между воспринимающим и воспринимаемым нет резкой границы, объект и субъект как бы вливаются друг в друга, и объективного восприятия быть не может, оно всегда искажено.

Таким образом, отправной точкой экзистенциализма является человек как личность. От остальных его обособляют свобода, ответственность, право выбора, смысл жизни.

Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл (1905-1997), автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии. Пройдя первую (психоанализ Фрейда) и вторую (индивидуальную психологию Адлера) венские школы, Франкл встал на путь создания собственной. Термин «логотерапия» Виктором Франклом был предложен еще в 20-е гг., впоследствии в качестве равноценного использовался термин «экзистенциальный анализ». Стоит отметить, что сам термин «логос» для Франкла — не просто «слово», не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла, т. е., по сути, это и есть сам смысл.

Особое внимание Франкл уделяет «пограничным» ситуациям и положениям, когда человек оказывается перед лицом неизвестного заболевания или в концентрационном лагере, — так он получает возможность познать смысл и ценность своего существования. Слова Ницше: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», стали своеобразным девизом экзистенциальной психологии.

Сам В. Франкл прошел с 1942 по 1945 г. пять концлагерей, в которых потерял родителей, жену и брата. Трагические события его жизни, несомненно, обогатили его как психолога: «Когда человек перестает видеть конец какого-то временного отрезка своей жизни, он не может поставить себе никакой дальнейшей цели, никакой задачи; жизнь тогда теряет в его глазах всякое содержание и всякий смысл. И наоборот, стремление к какой-либо цели в будущем составляет ту духовную опору, которая так нужна узнику лагеря, так как только эта духовная опора в состоянии уберечь человека от падения под влиянием отрицательных сил социальной среды, уберечь его от полного отказа от самого себя».1 По мнению В. Франкла, «латинское слово «finis» означает как «конец», так и «цель»».

Именно смысл и ответственность определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества, считает Франкл. Личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Здесь и очевидна связь с ответственностью.

Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум, обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. Самое главное, что помогает жить, — это смысл жизни. Осознание неизбежности смерти меняет жизнь человека. Когда он осознает это, он становится более ответственным за свою жизнь, считает Виктор Франкл. При этом человек обладает определенной свободой, которую не может отнять у него никто.

Одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Дж. Бюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей. Важнейшие положения его подхода заключаются в следующем.
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы: что я есть? что есть этот мир? и т. д. Терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.

2. Данный подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.

3. В центре внимания терапевта находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги и все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента — главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность — главное средство помощи клиенту.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, данное направление ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально «здесь и теперь». Именно в процессе непосредственного переживания, в том числе и событий прошлого или будущего, могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.

5. Экзистенциальный подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, «нетерапевтичные» действия, как совет, требование, инструктаж и т. д.

Центральную позицию Бюджентала можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджен-тал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.

Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя (1909-1994).

В юные годы он увлекался искусством и литературой, и это увлечение не оставляло Мэя на протяжении всей жизни (его работы написаны великолепным литературным языком). Поначалу Мэй специализировался в области языков, учился в семинарии Теологического общества. Вскоре будущий психотерапевт увлекается идеями А. Адлера, изучает психоанализ, знакомится с Г. Салливеном и Э. Фроммом. Затем, открыв собственную практику, Мэй заболевает туберкулезом, и сознание полной невозможности противостоять болезни (эффективных способов лечения в то время еще не существовало) сильно изменило мировоззрение Ролло Мэя. Тогда он попытался сформировать у себя отношение к болезни как к части своего бытия в данный отрезок времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция усугубляет течение болезни. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей», в свою судьбу. Эта установка стала одним из главных принципов его психотерапии.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротичную. Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Вслед за Кьер-кегором Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора. Невротическая тревожность связана же со страхом личной ответственности и стремлением уйти от нее, а значит, и от свободы выбора.

Мэй также рассматривал два вида вины, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребности в свободе. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности. Здесь ученый органично объединяет подходы двух своих основных профессий — пастора и психотерапевта.

Завершая раздел, в котором нами рассматривались концепции личности зарубежных авторов, отметим, что в 1970-х гг. теоретики в области персонологии начали исследовать влияние полового фактора на психологическое развитие женщины. Долгое время изучение жизненного опыта женщин фактически игнорировалось в психологии. Авторы данного подхода — Миллер (1976), Гиллиган (1982) и Джордан (1989, 1991) — выяснили, что главной движущей силой в жизни женщины является стремление к общению, взаимности и отзывчивости. Общение с людьми играет ведущую роль в жизни женщины любого возраста, а уединение и изоляция являются основной причиной страданий. Представители данного направления создали новую схему изучения жизненного опыта человека в контексте его отношений с другими людьми.

Ядром человеческих отношений, по мнению представителей данного направления, являются эмпатия и взаимное доверие. Эмпатия, в свою очередь, включает в себя: мотивацию (стремление узнать другого человека), восприятие (способность воспринимать вербальную и невербальную информацию), эмоции (возможность понимать чувства другого) и познание (способность вынести из общения смысл).

Взаимность подразумевает уважение к жизненному опыту другого, открытость, искренность, которые необходимы для личностного роста людей. Джордан пишет, что развитие происходит благодаря тому, что, пытаясь понять другого, человек расширяет свое сознание и утверждает в себе нечто новое.

Взаимность — это такое отношение к другому человеку, которое предполагает полноту уважения к его жизненному опыту.

Очевидно в связи с этим явное продолжение идей гуманистических психотерапевтов, и прежде всего К. Роджерса.

Итак, каждый крупный теоретик выделил и прояснил отдельные аспекты человеческой личности, каждый из них, по сути, прав в той области, которую он рассматривает наиболее внимательно. Вместе с тем, возможно, их общей ошибкой было предположение, что они обладают единственно правильным и всеохватывающим ответом.

Экзистенциальная психология | это… Что такое Экзистенциальная психология?

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются:

  • Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
  • Dasein-анализ (дазайн-анализ) Медарда Босса.
  • Dasein-анализ (дазайн-анализ) Алисы Хольцхей-Кунц.
  • Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.
  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.
  • Экзистенциальное консультирование Джеймса Бьюдженталя, Ирвина Ялома, Ролло Мэя.

Содержание

  • 1 Происхождение и история развития
  • 2 Российские корни
  • 3 Понимание мира
  • 4 Понимание времени
  • 5 Понимание человека
  • 6 Понимание экзистенциальных эмоций
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Происхождение и история развития

Согласно Р. Мэй, первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию.[1] Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являются Юджин Минковски, Эрвин Страус, В.Е. фон Гебсаттел.[2]

От феноменологии, экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений.[3]

Вторая, собственно экзисенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, представлена работами Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др.[2]

Российские корни

Идеи Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов[4]. Российский религиозный экзистенциализм в лице Н. А.Бердяева и Л.Шестова по времени возникает даже раньше европейского [5]

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. [6] Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:[7]

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются.[8] Часто так происходит в научных, в т.ч. психологических, социологических и пр. подходах к пониманию человека.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека [9] Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее.[10]

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и др., в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации. [11]

Понимание человека

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, [12] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты [13].

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является «понимание человека как бытия»,[14] понимание «человека-в-его-мире».[15]

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. [16]

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». [17]

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии, некоторые эмоции, в частности, такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании [18].

В частности, тревога, согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее. [19]

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях): [20]

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их.
  • вина сепарации от природы в целом, или, иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще, следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека. [21]

Примечания

  1. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 11; Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  2. 1 2 Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  3. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 111.
  4. Андрюшин В.В. История развития экзистенциально-гуманистических школ на постсоветском пространстве /hpsy.ru 21.08.06
  5. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера.
  6. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 137-143.
  7. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 145-148.
  8. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 149.
  9. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 157.
  10. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 159.
  11. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 177-183.
  12. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
  13. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
  14. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 141.
  15. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 162.
  16. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107-109.
  17. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 34.
  18. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 123.
  19. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 124-127.
  20. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 127, 129-132.
  21. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 130.

Литература

  • Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 624 с. (Серия «Психологическая коллекция»). — ISBN 5-04-088227-0
  • Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика: учеб. пособие. — М.: Издательский дом Высшая школа экономики, 2010. — 182 с. — ISBN 978-5-7598-0794-0

Ссылки

  • Экзистенциально-гуманистическая психология
  • Основные русскоязычные Школы Экзистенциально-гуманистической психотерапии
  • Экзистенциальная психотерапия
  • Журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология»
  • Экзистенциальная психология и психотерапия
  • Экзистенциальная психология (определение)

В поисках смысла

Многие области психологии отлично справляются с ответами на такие вопросы, как влияние стресса на настроение или почему депрессия может привести к злоупотреблению психоактивными веществами. Но что, если вам нужны ответы шире, чем диагноз или нейрохимическое объяснение того, почему ваш мозг делает то, что он делает? Что, если вы хотите узнать, как вести более полную и богатую жизнь, а не просто изменить проблемное поведение?

Вы могли бы рассмотреть экзистенциально-гуманистическую психологию, которая стремится дать клиентам лучшее понимание того, как совокупность их удовольствий, забот, волнений и тревог объединяется, чтобы сформировать их жизненный опыт.

Что может предложить экзистенциально-гуманистическая психология?

«Он спрашивает о смысле жизни», — говорит Луиза Сундарараджан, доктор философии, президент Div. 32 (гуманистический). «Этот термин звучит несколько банально, но это не так».

Экзистенциально-гуманистическая психология не обещает ответа на этот вопрос, говорит она, но может помочь клиентам и другим психологам сформулировать свои вопросы о более серьезных проблемах на работе, стоящих за депрессией, тревогой и другими причинами психического беспокойства и неудовлетворенности жизнью. . По ее словам, многие люди хотят более целостного опыта, который не только устраняет их симптомы. Им нужна терапия, которая поможет им узнать больше о своей жизни и чувствах.

С этой целью гуманистическая психология опирается на ряд философских подходов, таких как экзистенциализм, феминизм, постмодернизм и конструктивизм, и все они предназначены для того, чтобы направить изучение разума и поведения на понимание того, что значит быть человеком. Экзистенциально-гуманистическая психология подчеркивает важность человеческого выбора и решений и чувство благоговения перед жизнью.

В терапевтическом контексте экзистенциально-гуманистические подходы к терапии подчеркивают те же факторы, которые, согласно исследованиям, делают любую терапию успешной, такие как терапевтический альянс, эмпатия, обеспечение смысла, обеспечение надежды и аффективная настройка, говорит Кирк Шнайдер. Доктор философии, психолог и преподаватель Университета Сэйбрук и Экзистенциально-гуманистического института в Сан-Франциско, выступающий в этой области. Шнайдер и его коллега Ора Круг, доктор философии, также в Сейбруке, в прошлом году совместно редактировали первую книгу АПА об этой области «Экзистенциально-гуманистическая терапия». Этой осенью, по словам Шнайдера, партнерство между Saybrook и EHI запустит первую национально признанную программу сертификации в экзистенциально-гуманистической практике.

Что отличает экзистенциально-гуманистическую психологию, говорит Шнайдер, так это то, что все аспекты терапии рассматриваются через призму концепции, называемой присутствием. Он описывает присутствие как вхождение в повышенное осознание себя, открытие себя для изучения того, что действительно важно для вас, и переживание здесь и сейчас барьеров и возможностей для изменений, которые предлагает терапия.

«Мы стараемся работать со всеми максимально присутствующе — присутствие необходимо для экзистенциального подхода», — говорит он как для клиентов, так и для их терапевтов. «Присутствие помогает нам понять и настроиться на более полный диапазон переживаний человека… Вы учитесь сосуществовать со своими тревогами».

Удовлетворение потребностей

Корни экзистенциально-гуманистической психологии уходят в прошлое на несколько десятилетий, к Ролло Мэю, доктору философии, который помог основать Университет Сейбрук в Сан-Франциско в 1971 году, и к работе Авраама Маслоу, доктора философии, который разработал иерархию человеческих потребностей . Маслоу, Мэй и их коллеги-единомышленники делали акцент на понимании экзистенциальных причин психических расстройств, а не просто на симптомах.

Другие виды психологии не всегда подходят для решения таких острых вопросов, считает Стивен Хейс, доктор философии, клинический психолог из Университета Невады в Рино, который занимается осознанностью. Хейса традиционно не связывали с экзистенциально-гуманистической психологией — на самом деле его чаще идентифицировали как человека с бихевиористскими наклонностями. Но в 2008 году он написал главу в книге под редакцией Шнайдера «Экзистенциально-интегративная психотерапия», призывая исследователей и практиков сосредоточиться на более экзистенциальных, ориентированных на клиента элементах терапии, таких как присутствие и терапевтический союз. Он говорит, что многие области психологии настолько специализированы, что, хотя они отлично помогают клиентам решать конкретные проблемы, экзистенциальная схема может работать лучше, чтобы помочь клиентам увидеть общую картину своей жизни, если они этого хотят. за.

Тот факт, что когнитивно-поведенческие методы лечения начинают включать в себя аспекты медитации и внимательности, намекает на то, что психология как область науки начинает соглашаться с экзистенциально-гуманистической структурой, говорит Брюс Вамполд, доктор философии, психолог-консультант из Университета Висконсина. Мэдисон и эксперт по различным методам психотерапии.

«Возможно, — развивает он в статье PsycCritiques 2008 года, — что понимание принципов экзистенциальной терапии необходимо всем терапевтам, поскольку оно добавляет точку зрения, которая могла бы… стать основой для всех эффективных лечения». На самом деле, многие идеи экзистенциально-гуманистической психологии, возможно, уже работают среди работников психического здоровья, согласно статье, опубликованной в январе в журнале 9.0029 Журнал гуманистической психологии (Том 51, № 1). В нем Эллиот Бенджамин, доктор философии, математик и докторант, изучающий гуманистическую психологию в Университете Сэйбрук, отмечает, что основные составляющие гуманистического подхода — сочувствие, искренность и преданность установлению связи с клиентом — часто практикуются специалистами в области психического здоровья. независимо от того, идентифицируют ли они их как экзистенциально-гуманистические практики или нет.

Сила специфически экзистенциального подхода, говорит Хейс, заключается в том, что терапевты могут выйти за рамки помощи клиентам в решении их заявленных проблем и добраться до корней когнитивного дистресса клиента. «Одно дело назвать что-то экзистенциальной тревогой, и совсем другое — знать, как идентифицировать это в чьей-то жизни и… понять, откуда они вообще взялись, понять, почему современный мир порождает тревогу», — говорит он. .

Барри Вулф, доктор философии, клинический психолог из Роквилля, штат Мэриленд, объединяет экзистенциальные и гуманистические практики с другими формами терапии, такими как когнитивно-поведенческая терапия и психодинамическая терапия. На типичном сеансе, по его словам, он сначала будет работать над созданием терапевтического альянса со своим клиентом, потому что это основополагающий шаг для любой эффективной терапии. Затем он будет использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы дать людям инструменты для преодоления их страхов и тревог. Но затем он дает своим клиентам выбор: углубиться в свои тревоги и выяснить, что в конечном итоге стоит за ними, или остановиться на этом и оставить их с их когнитивно-поведенческими инструментами.

Многие люди просто останавливаются в этот момент, говорит он. Экзистенциально-гуманистическая структура не универсальна. Ориентированные на действия люди, которые хотят знать, что делать, чтобы преодолеть свою неуверенность и затем двигаться дальше, не слишком заботятся о коренных причинах этой неуверенности.

«Но некоторые люди, не многие, а некоторые, действительно живут своими чувствами», — говорит он. «Если они хотят исследовать корни своих тревог, я сменю фокус. Вы должны работать со структурой, которую предлагает клиент».

Вулф приводит в пример молодую, недавно вышедшую замуж женщину, которая обратилась к нему за помощью в связи с боязнью вождения. По мере развития терапии, говорит он, они обнаружили, что стоит за этой фобией.

Оказалось, что ее брак был построен по расчету, и она сожалела о том, что так и не превратилась в самостоятельного человека, пока не остепенилась.

«Она боялась, что если она уедет слишком далеко, то никогда не вернется домой, никогда не вернется к своему браку», — говорит Вулф.

Итак, она чувствовала себя в ловушке между своим стремлением к независимости и временем и энергией, которые она вложила в свои отношения. Другими словами, экзистенциальный кризис. Они могли бы прекратить терапию после того, как предоставили ей инструменты для преодоления фобии, но в конечном итоге она узнала гораздо больше о себе, своих эмоциях и потребностях, погружаясь глубже, говорит он.

Критика и доказательство

Экзистенциально-гуманистические психологи считают свою раскованность и открытость сильной стороной, но их подход также несколько изолировал эту область от других форм психологии, которые больше полагаются на эмпирические данные и количественные результаты.

Шнайдер говорит, что в случае экзистенциально-гуманистической психологии качественный подход часто оказывается наиболее полезным. «Экзистенциальная психология выявляет глубокие субъективные сдвиги, — говорит он, — которые трудно уловить количественными методами.

Но это не означает, что эти вопросы нельзя исследовать и обсуждать с более эмпирической точки зрения, говорит Сундарараджан. То, что это еще не сделано, не означает, что этого не должно быть. «Вполне возможно проводить как количественные, так и качественные [исследования]», — говорит она. «И я думаю, что вы должны сделать и то, и другое».

На самом деле некоторые исследователи пытаются количественно определить, работают ли экзистенциально-гуманистические подходы к терапии, говорит Хейс. Например, в статье, опубликованной в декабре Archives of General Psychiatry (Vol. 67, No. 12), было обнаружено, что когнитивно-поведенческая терапия, основанная на осознанности, столь же эффективна, как и антидепрессанты, в предотвращении рецидивов симптомов большого депрессивного расстройства. Но предстоит еще крупномасштабная эмпирическая проверка экзистенциальных методов и экзистенциальной структуры.

Однако это не должно останавливать клиентов и других психологов от обращения к экзистенциально-гуманистической концепции, чтобы расширить спектр своих методов лечения и подчеркнуть важность общей картины, говорит Шнайдер. Это достойная и достижимая цель для всех, кто ищет больше смысла в своей жизни.

«Если его игнорировать, то весь вопрос о том, что является значимым в жизни человека — и не только то, что является значимым с интеллектуальной или культурно обусловленной точки зрения, но и с глубоко субъективной точки зрения этого человека — может быть упущен из виду, » он говорит.

Экзистенциализм | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. и сознание существующего. Экзистенциализм — это также взгляд или точка зрения на жизнь, которая преследует вопрос о смысле жизни или смысле существования. Именно этому вопросу придается первостепенное значение как над научными, так и над другими философскими занятиями.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855), «отец экзистенциализма», утверждал, что «истина есть субъективность»: людей можно понять только изнутри, с точки зрения их переживаемой и переживаемой реальности и дилемм, а не извне, с точки зрения биологической, психологической или другой научной теории человеческой природы. Экзистенциализм подчеркивает действие, свободу и решение как основу человеческого существования и принципиально противоположен рационалистической традиции и позитивизму. То есть он выступает против определения человека либо как в первую очередь разумных, познающих существ, которые относятся к действительности в первую очередь как объект познания или действия которых могут или должны регулироваться рациональными принципами, либо как существ, которые могут быть определены в терминах их поведение, как оно выглядит или изучается другими. В более общем плане он отвергает все западные рационалистические определения Бытия в терминах рационального принципа или сущности или как наиболее общего признака, общего для всех существующих вещей. Экзистенциализм склонен рассматривать людей как субъектов безразличной, объективной, часто двусмысленной и «абсурдной» вселенной, в которой смысл не обеспечивается естественным порядком, а скорее может быть создан, пусть временно и нестабильно, человеческими действиями и действиями. интерпретации.

Человеческие существа подвержены или, по выражению философа Мартина Хайдеггера, «брошены» в существование. Экзистенциалисты считают, что брошенное в существование предшествует любым другим мыслям или идеям, которые есть у людей, или определениям самих себя, которые они создают, а также горизонту или контексту любых других мыслей или идей, которые есть у людей. В этом заключается часть смысла утверждения философа Жана-Поля Сартра, одного из основоположников экзистенциализма, «существование предшествует сущности». Экзистенциализм понимает само Бытие как нечто, что можно понять только через эти основные характеристики человеческого существования и в связи с ними.

С точки зрения существования и значимости Бога существуют три школы экзистенциалистской мысли: атеистический экзистенциализм (Сартр), христианский экзистенциализм (Кьеркегор) и третья школа, агностический экзистенциализм, который предполагает, что существование Бога или его отсутствие не имеет значения для проблема человеческого существования — Бог может существовать или не существовать (Хайдеггер).

Хотя среди экзистенциалистских мыслителей существуют определенные общие тенденции, между ними существуют большие различия и разногласия, и не все из них даже присоединяются или признают правомерность термина «экзистенциализм», который был введен Габриэлем Марселем и особенно популяризирован по Сартру. На немецком языке фраза 9Также используется 0096 Existenzphilosophie (философия существования).

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Основные концепции экзистенциализма
    • 2. 1 Атеистический экзистенциализм
    • 2.2 Христианский экзистенциализм
    • 2.3 Общие резьбы
  • 3 Экзистенциализм до 1970 г.
  • 4 Экзистенциализм с 1970 г.
  • 5 Критика экзистенциализма
  • 6 Экзистенциализм в психотерапии
  • 7 основных мыслителей и авторов, связанных с движением
    • 7.1 Кинорежиссеры
    • 7.2 Философы
    • 7.3 Психологи
    • 7.4 Богословы
  • 8 См. также
  • 9 Каталожные номера
  • 10 Внешние ссылки

Обзор

Экзистенциализм был вдохновлен работами Сёрена Кьеркегора, Федора Достоевского и немецких философов Фридриха Ницше, Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. Он стал популярным в середине 20-го века благодаря работам французских писателей-философов Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар, чьи версии экзистенциализма изложены в популярной форме в Сартре.46 L’Existentialisme est un humanisme , переводится как Экзистенциализм есть гуманизм .

Кьеркегор, Карл Ясперс и Габриэль Марсель преследовали теологические версии экзистенциализма, прежде всего христианского экзистенциализма. Другие теологические экзистенциалисты включают Пола Тиллиха, Мигеля де Унамуно и Мартина Бубера. Более того, бывший марксист Николай Бердяев разработал философию христианского экзистенциализма в своей родной России, а затем и во Франции, в десятилетия, предшествовавшие Второй мировой войне.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Артур Шопенгауэр также оказали большое влияние на развитие экзистенциализма (хотя и не были прямыми предшественниками), потому что философии Сёрена Кьеркегора и Фридриха Ницше были написаны в ответ или против Гегеля и Шопенгауэра соответственно.

Основные концепции экзистенциализма

Экзистенциализм отличается от современной западной рационалистической традиции, простирающейся от Декарта до Гуссерля, тем, что отвергает идею о том, что наиболее достоверной и первичной реальностью является рациональное сознание. Декарт утверждал, что люди могут отбросить все сущее и усомниться в его реальности, но люди не могут отбросить мысли или усомниться в мыслящем сознании, реальность которого, следовательно, более достоверна, чем любая другая реальность. Экзистенциализм решительно отвергает этот аргумент, утверждая вместо этого, что как сознательные существа люди всегда уже находятся в мире, предшествующем контексте и истории, которые даны сознанию и в которых оно находится, и что люди не могут мыслить этот мир. Оно присуще и несомненно связано с сознанием. Иными словами, последняя, ​​достоверная, несомненная реальность есть не мыслящее сознание, а, по Хайдеггеру, «бытие в мире». Это радикализация понятия интенциональности, которое исходит от Брентано и Гуссерля, утверждающих, что даже в своей простейшей форме сознание всегда сознательно 9.0096 чего-то .

Атеистический экзистенциализм

Изречение Сартра «Существование предшествует сущности и управляет ею» обычно понимается как означающее, что для человечества не существует никакой предопределенной сущности, кроме той, которую люди создают для себя . Поскольку сартровский экзистенциализм не признает существования бога или любого другого определяющего принципа, люди свободны действовать по своему выбору; его вышеупомянутое эссе является наиболее программным и прямым изложением этого принципа. Даже если человек верит, что у него есть сущность — например, душа, рациональность или психологический тип, — эта сущность — это выбор, который он делает, а не что-то предсуществующее, навязанное ему.

Христианский экзистенциализм

В отличие от атеизма Сартра, христианский экзистенциализм Кьеркегора сосредоточился на отношениях между собой и Богом. Кьеркегор никогда не постулировал и не считал возможным доказать существование Бога. Однако он утверждал, что человек может, несмотря на сомнения, верить в то, что Бог существует и что Бог добр. Этот прыжок веры был для Кьеркегора выбором, который должен сделать человек, определяя свою жизнь. Прыжок веры означает выбор человека принять смысл жизни. Как и в случае с атеистическим экзистенциализмом, христианский экзистенциализм Кьеркегора не навязывает индивиду реальности или смысла; скорее, человек делает выбор в том, чтобы найти смысл жизни и определить свою жизнь. Кьеркегор писал, что индивидуальная личность бесконечна по глубине, и в конечном счете «субъективность есть истина», а «истина есть субъективность» (9).0096 Заключительный ненаучный постскриптум к философским фрагментам ).

Common Threads

Поскольку не существует предопределенной человеческой природы (или даже если бы она была, то эта человеческая природа была бы бесконечной), ни какой-либо окончательной оценки жизни за пределами того, что люди проецируют на мир, людей можно только судить или определять своими действиями и выбором.

Экзистенциализм до 1970 года

Одним из первых предшественников экзистенциализма был Блез Паскаль. В 1670 году он опубликовал «Мысли», в которых описал многие фундаментальные темы экзистенциализма. Паскаль утверждал, что без Бога жизнь была бы бессмысленной и несчастной. Люди могли бы только создавать препятствия и преодолевать их, пытаясь избежать скуки. Эти символические победы в конечном итоге станут бессмысленными, поскольку люди в конечном итоге умрут. По словам Паскаля, это была достаточно веская причина, чтобы не стать атеистом. Сартр воспринимает идею избежать неизбежной смерти как недобросовестность. Камю принимает идею о том, что без Бога в конечном счете все бессмысленно, и пытается найти в нем смысл.

Первыми философами, считающимися экзистенциалистами, были Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше, хотя этот термин еще не вошел в обиход. Подобно Паскалю, их интересовало сокрытие людьми бессмысленности жизни и использование ими развлечений, спасающихся от скуки. Однако о чем Паскаль не писал, так это о том, что люди могут создавать и изменять свои фундаментальные ценности и убеждения. Кьеркегор и Ницше поняли, что человеческая природа и человеческая идентичность варьируются в зависимости от того, каких ценностей и убеждений придерживаются люди. Напротив, Паскаль не считал, что человеческая природа и идентичность определяются свободными решениями и выбором людей. Сартр сильно опирается на эту идею в своих существование предшествует сущности изречение.

Мысль крупнейших философов-экзистенциалистов 20-го века, Хайдеггера и Сартра, выросла из феноменологии Гуссерля, который пытался критиковать позитивизм и психологизм, основывая все восприятие, опыт и знание на структурах человеческого сознания. Гуссерль подчеркивал, что все бытие всегда есть бытие для сознания. Хайдеггер трансформировал это в основное экзистенциалистское представление о том, что Бытие есть всегда бытие не для чистого сознания, а скорее для конкретного существования, то есть что сознание есть свойство (человеческого) существования (9).0096 Dasein ), имеющее «бытие-в-мире» и существующее в конкретно-историческом контексте. Сартр разработал свою версию экзистенциалистской философии под влиянием Гуссерля и Хайдеггера.

В 1950-х и 1960-х годах экзистенциализм пережил возрождение интереса к популярным формам искусства. В художественной литературе Джек Керуак и поэты-битники использовали экзистенциалистские темы. Фильм Германа Гессе « Степной волк », основанный на идее Кьеркегора « Либо/Или » (1843), хорошо продавался на Западе, а «артхаусные» фильмы начали цитировать и намекать на экзистенциалистские мысли и мыслителей. Одновременно в Сартре студенты парижского университета нашли героя 19 мая.68 демонстраций, а другие использовали тематический пессимизм Альбера Камю и Сёрена Кьеркегора. Отчаяние от выбора и отчаяние от незнающего себя занимают видное место (часто в форме пиджина) в кино и романах.

Экзистенциализм с 1970 г.

Хотя постмодернистская мысль стала центром внимания интеллектуалов в 1970-х годах и позже (до сих пор обсуждается, сильно ли это движение сегодня и что пришло ему на смену), большая часть постмодернистского письма экзистенциальна— неудивительно, поскольку постмодернизм развился из мысли Ницше и Хайдеггера (двух величайших протоэкзистенциальных философов), несмотря на то, что Хайдеггер отверг ярлык экзистенциалиста.

Однако не следует путать постмодернизм с экзистенциализмом. Тематически постмодернистские фильмы, такие как «Матрица », постулируют идею симулякра, имея дело с реальностью и видимостью, и как последнее делает первое неразличимым, если искусственное может в достаточной степени имитировать реальное (см. Жана Бодрийяра, философа, чья работа была основное влияние на фильм). С другой стороны, экзистенциальное кино больше касается тем:

  1. Сохранение аутентичности в апатичном, механическом мире, что постмодернизм категорически отвергает, поскольку аутентичность связана с несуществующей «реальностью».
  2. Сознание смерти; например «Быть ​​навстречу смерти» Хайдеггера — пример в фильме Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1957).
  3. 90–104 Чувства отчуждения и одиночества, возникающие вследствие того, что вы уникальны в мире многих, или, по выражению Ницше, «стадных животных».
  4. Концепция Alltägliche selbstsein (Повседневность), которую Хайдеггер разъяснил в своей книге Sein und Zeit (1927) (английский перевод «Бытие и время»).

Начиная с 1970 года большая часть культурной деятельности в области искусства, кино и литературы содержит постмодернистские и экзистенциальные элементы, которые, по иронии судьбы, поддерживают постмодернистский тезис о «безграничности между понятиями». такие фильмы как Бойцовский клуб по книге Паланика. Такие книги, как «Мечтают ли андроиды об электроовцах » Филипа К. Дика и « Туалет: Роман » Майкла Шимчика, искажают грань между реальностью и внешним видом, одновременно поддерживая сильные экзистенциальные темы.

В кино техники постмодернистского монтажа (показывающие смещение, прерывность и временную перспективу постмодернизма) могут идти рука об руку с чисто экзистенциальной историей, таким образом синтезируя технику и функцию для придания смысла. Более того, это создало неологизм «неоэкзистенциализм», сочетающий эпистемологию постмодернизма с рефлексивной онтологической верой экзистенциализма.

Критика экзистенциализма

Герберт Маркузе критиковал экзистенциализм, особенно в Сартре Бытие и Ничто , за проецирование определенных черт, таких как тревога и бессмысленность, современного опыта жизни в угнетающем обществе на природу самого существования: «Поскольку экзистенциализм является философской доктриной, он остается идеалистической доктриной: он обобщает конкретные исторические условия человеческого существования в онтологические и метафизические характеристики. Таким образом, экзистенциализм становится частью той самой идеологии, на которую он нападает, и его радикализм иллюзорен» ( Герберт Маркузе, «Экзистенциализм Сартра», стр. 161).

Теодор Адорно в своем Жаргоне подлинности критиковал философию Хайдеггера, уделяя особое внимание использованию им языка, как загадочную идеологию развитого индустриального общества и его структуры власти.

Роджер Скратон утверждал в своей книге От Декарта до Витгенштейна , что и концепция недобросовестности Хайдеггера, и концепция недобросовестности Сартра непоследовательны; оба отрицают какое-либо универсальное моральное кредо, но говорят об этих концепциях так, как будто все обязаны их соблюдать. В главе 18 он пишет: «В каком смысле Сартр может «рекомендовать» подлинность, состоящую в чисто самодельной морали, непонятно. Он рекомендует, но, по его собственному аргументу, его рекомендация не может иметь объективной силы». Знакомый с такого рода аргументами, Сартр утверждал, что вероломство и добросовестность представляют собой не моральные идеи, а скорее способы бытия.

Логические позитивисты, такие как Карнап и Айер, утверждают, что экзистенциалисты часто путаются в глаголе «быть» в своем анализе «бытия». Глагол стоит перед сказуемым, и использовать слово без сказуемого бессмысленно. Заимствуя аргумент Канта против онтологического аргумента в пользу существования Бога, они утверждают, что существование не является свойством.

Экзистенциализм в психотерапии

С полной свободой принятия решений и ответственностью за результаты этих решений приходит тревога или тревога по поводу сделанного выбора. Важность тревоги в экзистенциализме делает ее популярной темой в психотерапии. Терапевты часто используют экзистенциальную философию, чтобы объяснить тревогу пациента. Психотерапевты, использующие экзистенциальный подход, считают, что пациент может обуздать свою тревогу и использовать ее конструктивно. Вместо того, чтобы подавлять тревогу, пациентам рекомендуется использовать ее как повод для перемен. Принимая тревогу как неизбежность, человек может использовать ее для полной реализации своего потенциала в жизни.

Логотерапия утверждает, что у всех людей есть воля к поиску смысла, и что серьезные поведенческие проблемы возникают, когда они не могут его найти. Терапия помогает пациентам справиться с ответственностью выбора и болью неизбежных страданий, помогая им принять решение придать жизни смысл.

Основные мыслители и авторы, связанные с движением

Режиссеры

  • Ингмар Бергман
  • Мишель Гондри
  • Эрик Ромер
  • Ален Роб-Грийе
  • Ричард Линклейтер
  • Дэвид О. Рассел
  • Микеланджело Антониони
  • Жан-Люк Годар
  • Франсуа Трюффо
  • Мамору Осии

Философы

  • Симона де Бовуар
  • Николай Бердяев
  • Анри Бергсон
  • Э. М. Чоран
  • Хосе Ортега-и-Гассет
  • Мартин Хайдеггер (Как и Камю, Хайдеггер отверг ярлык «экзистенциалист».)
  • Карл Ясперс
  • Ханс Йонас
  • Сёрен Кьеркегор (Кьеркегор умер слишком рано, чтобы стать частью экзистенциалистского движения, и вполне вероятно, что он отверг бы многие принципы сартровского экзистенциализма. Тем не менее, он был одним из первых философов, занимавшихся проблемами человеческого существования способами, которые узнаваемы как предшественники сартровского экзистенциализма.)
  • Вальтер Кауфманн
  • Ладислав Клима
  • Эммануэль Левинас
  • Габриэль Марсель
  • Морис Мерло-Понти
  • Фридрих Ницше (Как и Кьеркегор, Ницше умер слишком рано, чтобы стать частью экзистенциалистского движения, и во многом отличается от известного нам экзистенциализма. Тем не менее, его работа предшествовала многим направлениям более поздней экзистенциалистской мысли.)
  • Жан-Поль Сартр
  • Рамон Куоле
  • Лев Шестов
  • Макс Штирнер
  • Мигель де Унамуно
  • Петер Вессель Цапффе
  • Колин Уилсон.

Психологи

  • Эрнест Беккер
  • Людвиг Бинсвангер
  • Медард Босс
  • Франц Фанон
  • Виктор Франкл
  • Р. Д. Лэнг
  • Авраам Х. Маслоу
  • Ролло Май
  • Теодор Шанкс
  • Фриц Перлз
  • Отто Ранг
  • Казимеж Домбровский
  • Ирвин Ялом

Богословы

  • Рудольф Бультманн
  • Джон Маккуорри
  • Габриэль Марсель
  • Пауль Тиллих

См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *