17.Периодизация психического развития э.Эриксона
Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.
Эриксон — последователь Фрейда, но развитие ребенка рассматривал широко, в системе общественных отношений.
Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. (Орально-сенсорная стадия)(от 0 до 1года)
В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее.
2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. (Мышечно-анальная стадия 1-3 года)
Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть).
3.Возраст игры: инициативность / вина. Локомоторно-генитальная стадия, 3-6 лет
В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных.
Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.4.Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Латентная 6-12 лет
Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной. Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения.
Юность: эго — идентичность / ролевое смешение. Подростковая 12-19 лет
Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подростки размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ».
Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
Возрастная периодизация по Эриксону. Психоаналитическая теория, таблица кратко, особенности, проблема, критерии
Определение и сущность
Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.
Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.
При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.
Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.
Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.
Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.
Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.
Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.
Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.
Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.
Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.
Критерии и принципы
Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.
Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.
На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.
Основные принципы:
- Социум является основной средой формирования личности.
- Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
- Процесс становления проходит последовательные стадии.
- Этапы жизни идентичны для всех.
- Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
- Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.
Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.
Концепция базируется на следующих тезисах:
- Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
- В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
- Общество определяет путь развития человека.
- Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
- Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).
Что такое кризис?
Кризис – это столкновение между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между той, кто ты есть сейчас и той, кем ты могла бы стать. То, что раньше было хорошим и эффективным, более таковым не является. Поставленные цели не достигаются старыми средствами, а новых еще нет. Очень часто в кризисе находят свое проявление скрытые конфликты и нестыковки.
Психологические кризисы личности отличаются тем, что в такие условия помещается человек – он больше не может вести себя по-старому, его поведение больше не приносит нужных ему результатов. Именно поэтому, попадая в кризис, вы чаще всего испытываете ощущение тупика и пытаетесь найти из него выход. А выход все не находится…
Кризис также переживается многими людьми как период тревог, страхов, неопределенности, иногда пустоты, бессмысленности существования, остановки в пути – каждый человек придумывает свою метафору. Вот что отмечают разные люди, говоря о своих переживаниях и ощущениях во время кризиса:
- “Я будто бы застывала одна в каком-то пространстве и не шевелилась”.
- “Никого не было рядом, и было ощущение, что мне никто не поможет, а весь мир вокруг рушится”.
- “Я испытывала дрожь, слабость, тяжесть, напряжение и скованность”.
- “Это было похоже на погружение – оно охватывало меня целиком, и я никуда не могла от него спрятаться”.
- “Я как будто бы находилась в прозрачном воздушном шаре, и невидимая пленка отделяла меня от других людей”.
- “Я очень хотела, чтобы кто-то другой мне помог”.
- “Мне ничего не хотелось, вообще ничего!”.
- “Мне казалось, что весь мир будто бы замкнулся вокруг меня и вот-вот раздавит”.
- “Я была истощена, и у меня ни на что не хватало сил”.
- “Моя жизнь больше не принадлежала мне, я уже не была ее “автором”.
- “Время внутри меня будто остановилось, а снаружи что-то происходило и происходило…”.
- “Я хотела как можно быстрее найти выход из этой непроглядной тьмы”.
Все это о нем, о психологическом кризисе. По отдельности слова каждой из женщин ничего не значат и могут означать все что угодно, однако все вместе они составляют картину личностного кризиса. Согласитесь, тяжелая и неприятная выходит картина. Все-таки не случайно это состояние является одной из наиболее частых причин обращения к психологу.
Этапы
Возрастная периодизация по Эриксону базируется на непрерывности жизненного цикла, последовательном прохождении стадий.
Каждый этап соответствует определенному биологическому возрасту. При успешном прохождении кризиса формируется определенная эго-сила.
Стадии развития
Кризис существует на каждом этапе, является моментом выбора между прогрессом и регрессом. В приобретенных качествах заключается глубинная идентичность себя, а также определяется отношение к социуму.
Возрастная периодизация по Эриксону
Стадия развития | Область отношений в социуме | Полярные качества | Результат успешного прохождения кризиса |
Младенчество (от 0 до года) | Мать или опекун | Доверие/недоверие | Жизненная радость, надежда |
Ранее детство (1-3 года) | Родители или опекуны | Автономия/стыд, сомнения | Сила воли |
Детство (3-6 лет) | Родители, семья | Инициатива/пассивность, чувство вины | Целеустремленность |
Школьный возраст (6-12 лет) | Школа | Компетентность/неполноценность | Компетентность |
Отрочество, юность (12-20 лет) | Сверстники | Идентичность личности/смешивание ролей | Верность, идентичность личности |
Ранняя зрелость (20-25 лет) | Друзья, возлюбленные | Интимность/изоляция | Любовь |
Средняя зрелость (25-65 лет) | Родные, друзья, коллеги | Продуктивность/застой | Забота, развитие творческого потенциала |
Поздняя зрелость (после 65 лет) | Близкие, человечество в целом | Целостность личности/отчаяние | Мудрость |
Младенчество
При положительном прохождении кризиса формируется доверие, регресс сопровождается неуверенностью, страхами. Степень доверия ребенка к себе, окружающему миру зависит от проявляемого внимания, любви.
Если физиологические и психоэмоциональные потребности младенца быстро удовлетворяют, малыш чувствует себя комфортно, формируется представление о счастливом безопасном мире. При отсутствии должного ухода, любви, внимания вырабатывается страх неопределенности, транслируемый в мир.
Первый год жизни не является решающим. Кризис доверия возникает и на последующих стадиях развития, при положительном разрешении личностного конфликта формируется надежда.
Ранее детство
Возрастная периодизация по Эриксону второй стадии соответствует анальной фазе Фрейда. Овладение двигательными способностями определяет формирование самостоятельности.
При предоставлении возможности развивать и совершенствовать способности, без подкрепления опыта критикой, у ребенка вырабатывается ощущение контроля над собственным телом и побуждениями. Дети гордятся обретенными новыми навыками, проявляют инициативу.
Если же взрослые стремятся «облегчить» жизнь ребенка, выполняют посильные для малыша действия, закладывают зерна сомнений, неуверенности.
При систематическом ограждении ребенка от возможности проявить себя, а также акцентуации неудач (разлитое молоко, разбитая чашка, мокрая постель) навязывается неуверенность, стыд. Сомнения в себе и своих возможностях является помехой для взаимодействия с окружающим миром.
Развитие пассивности на этом этапе негативно повлияет на инициативность в подростковом и взрослом периоде. Если же малыш на этой стадии вынес позитивные уроки самостоятельности, удачным прохождением этапа станет приобретение волевых качеств. Соотношение между стыдливостью и уверенностью в своих действиях не является постоянным, может меняться под влиянием возникающих событий в будущем.
Детство
На этапе дошкольного развития ребенок уже приобрел много навыков, он не только отвечает на действия других детей, уже способен сам придумывать игры, занятия. По средствам изобретательности расширяется словарный запас, фантазия способствуют развитию абстрактного мышления.
У детей, которым доступна свобода выбора двигательной активности, формируется и закрепляется предприимчивость. Взрослые должны отвечать на интеллектуальные запросы ребенка, предоставляя ответы на интересующие вопросы.
Если же окружение показывает, что поведение несет опасность, вопросы и игры — глупы, неуместны, а игры, у ребенка формируется ощущение несоответствие нормам и ожиданиям. При успешном прохождении кризиса личность развивает целеустремленность, обратной стороной медали является пассивность, отсутствие инициативы.
Школьный возраст
Возрастная периодизация по Эриксону охватывает биологический возраст от 6 до 11 лет и совпадает с латентным этапом классического психоанализа. Сопровождается развитием когнитивных способностей, дети организовывают и создают правила игры. Появляется очередность, соблюдение норм поведения, у ребенка развивается интерес к устройству вещей.
Формируются трудовые навыки, по средствам фантазии, творчества возникает желание созидать, проявлять себя через деятельность. Детям интересно мастерить, сооружать шалаши, пробовать себя в рукоделии, кулинарии. Если порывы ребенка хвалят, награждают и развивают, формируются способности к творчеству.
Взрослые, которые пресекают самовыражение ребенка через трудовую деятельность, формируют у него чувство неполноценности. Окружение не ограничивается домом, оказывает влияние школьный социум. Положительным прохождением этапа является развитие уверенности, формируют не только родители, подкрепляют позитивный или негативный опыт наставники и учителя.
Отрочество, юность
Классический психоанализ связывает пятый период с пробуждением любви и ревности к родителям. Успешным разрешением кризиса является поиск объекта привязанности в группе сверстников. Эриксон расширяет проблематику этой стадии, указывает на возникновение других конфликтов идентичности.
Психологическое и физиологическое развитие подростков проявляется в возникновении новых потребностей, взглядов на устройство мира. Создают идеальную карту мира, семьи, отношений, несоответствующие реальности.
Для преодоления противоречий ищут или перенимают близкие теории мировоззрения, примиряющие воображаемое и действительность. Подростки считают, что визуализации идеальной картинки достаточно для ее воплощения в реальности.
Связь с окружающими колеблется между двумя крайностями — поиском своего Я и путаницей социальных ролей. При положительном исходе кризиса подросток обобщает свои роли — сына/дочери, ученика, друга, спортсмена. Переосмысление и анализ с прошлым позволяет проецировать будущее.
Шансы на успешную идентификацию вырастают при позитивном прохождении стадий детства, овладения самостоятельность, предприимчивостью, целеустремленностью. Путаница самоидентификации приводит к непониманию подростка кто он, к какой среде принадлежит.
Поведение, вызванное личностными противоречиями, характерно для малолетних преступников. У девочек проявляется по средствам распущенности в отношениях со сверстниками, взрослыми. Эриксон подчеркивал непрерывность смены аспектов в течение всей жизни. Успешной решение проблемы на одной стадии не является гарантией отсутствия этой же задачи в будущем.
Ранняя зрелость
Начало зрелости совпадает с периодом ухаживания, началом семейной жизни и трудовой деятельности. Возрастная периодизация включает специфически параметр, заключающийся между формированием близости и отрицательным разрешением конфликта — одиночеством.
Развитие интимности по Эриксону заключается в способности заботиться об окружающих без потери идентичности. Понятие распространяется не только на любовные отношения, но и на дружбу.
Если же в браке или приятельских отношениях личность не достигла близости, дальнейшее состояние определяется одиночеством. При благоприятном разрешении кризиса личности результатом станет формирование привязанности.
Средняя зрелость
На этом этапе наблюдается 2 параллельных линии развития личности — общечеловеческий путь и зацикленность на себе. Общечеловечность подразумевает интерес к судьбам людей вне близкого круга, мысли о будущих поколениях и устройстве общества.
Вырабатывается ощущение причастности к истории формирования социума, возникает желание заботиться о молодежи, облегчения их жизни. Негативным разрешение стадии является сосредоточенность на себе, удовлетворение собственных потребностей.
Поздняя зрелость
Последняя стадия предполагает завершение трудовой деятельности, период размышлений совпадает с биологической старостью. Психосоциальное состояние формируется между параметрами цельности, идентичности и безнадежности.
Положительный исход кризиса формируется у людей, ощущающих удовлетворенность от прожитых лет. Тех, кто воспринимает жизнь, как цепь упущенных возможностей, охватывает отчаяние. Положительным разрешением конфликта идентичности является мудрость.
Возраст игры, дошкольный возраст
Третий период – “возраст игры”, от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится “Я – то, что я буду”.
Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребёнок воссоздает, исправляет и учится предвосхищать события.
Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением “атаковать” задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребёнок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель.
На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.
Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.
Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины.
Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.
Значение и роль
Возрастная периодизация позволяет определить нормы развития личности, соответствие биологическому возрасту. Особенности последовательных стадий используется в психологии, педагогике, социологии. Отвечает на вопросы развития личности, культуры, общества.
Применение возрастной периодизации:
- родители, зная особенности определенных этапов способствуют формированию у ребенка положительных качеств, помогают преодолению специфических кризисов;
- педагоги используют для формирования идентичности при путанице ролей, способствуют успешному прохождению кризисов предыдущих стадий;
- психологи применяют инструменты возрастной периодизации для формирования здоровой психики человека, восстанавливают равновесие между индивидуальностью и социальными ролями;
- социологи исследуют влияние самоидентичности на развитие культуры и социума для снижения девиантного поведения среди подростков и взрослых.
Эриксон выявил закономерность физиологического и психического развития поколений вне зависимости от предъявляемых требований социума. Возрастная периодизация позволяет разрабатывать стратегии воспитания, обучения, а также трудовой деятельности. Взаимосвязь успешного развития личности используется и для формирования здорового социума на государственном уровне.
Применять таблицу Эриксона можно для поиска самоидентичности, успешного преодоления кризисов, понимания своих социальных ролей. Зная особенности каждого возраста, легче определиться с целями, задачами того или иного периода. Классификация необходима для правильного управления динамичного развития и духовного роста общества.
Возрастная периодизация основывается на беспрерывном развитии личности, зависимости психологического здоровья и успешного преодоления кризисных этапов. На каждой стадии ощущается влияние социума, в свою очередь личность также воздействуют на развитие общества.
По Эриксону периодизация классического психоанализа расширилась, охватывая весь жизненный цикл человека. Созданная концепция стала основой для развития возрастной психологии, а также для более детального психоанализа личности.
Юность
Пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона от 12 до 20 лет считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека:
“Юность – это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности.
Именно тогда будущее в обозримых пределах становится частью сознательного плана жизни”. Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.
Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, религии, общественном устройстве мира.
Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребёнок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека?
Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ритуализация становится импровизационной, в ней выделяется идеологический аспект. Идеология предоставляет молодым людям упрощённые, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.
Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.
Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения.
Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости с одной стороны и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, – с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы “равных” очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, – это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения. Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности.
Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона является одной из наиболее авторитетных и хорошо зарекомендовавших себя теорий развития личности. При этом важно понимать, какой подход он реализует, на какие вопросы отвечает, а на какие нет.
Развитие личности интересует не только психологов. Личностное развитие важно также для педагогов, которые развивают личность детей разного возраста, личностное развитие важно для бизнесменов, которые заинтересованы в развитии личности своих сотрудников, личностное развитие также важно для людей, которые хотят развивать свою личность.
Важно отметить, что концепция Э. Эриксона почти целиком находится в области психологии, в незначительной степени ориентируясь на педагогические потребности. Как А.В. Петровский писал:
» следует различать психологический подход к развитию личности и основанную на нем периодизацию возрастных этапов и педагогический подход к последовательному выделению социально детерминированных задач формирования личности на этапах онтогенеза.
Первая из них ориентирована на то, что реально выявляет психологическое исследование на этапах возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и сейчас») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленной воспитательные воздействия. Второй — на том, что и как должно формироваться в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые предъявляет к ней общество на данном возрастном этапе» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, М.: ИНФРА-М, 19).98).
Однако в скрытой форме модель Эрика Эриксона предлагает некоторые педагогические решения. Перечисляя естественные этапы развития личности, общие для всех людей, Эриксон фактически подсказывает своим читателям, в каком возрасте они должны принимать какие решения, чтобы следующий этап их жизни прошел хорошо, а не криво. Поскольку нет никаких доказательств того, что такой выбор может быть сделан только бессознательно и не может быть сделан сознательно (в самом деле, почему бы и нет?), в модели Э.
С другой стороны, кажется, нет смысла изучать эту теорию тому, кто хочет стать Человеком с большой буквы, изучающим пути саморазвития и самосовершенствования личности. Личностное развитие может быть результатом как естественного, пассивного, так и активного личностного роста и развития личности, которое происходит в результате авторских инициатив самого человека.
При пассивном личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественным образом, как растет человеческое тело. Вместе с телом медленно развивается интеллект, и постепенно, в течение жизни, закономерно формируется общая и психологическая культура. Психологическая картина этого процесса описывается разными психологами по-своему, но общая линия одна и та же: человек проходит свой естественный путь от детства к отрочеству, от юности к зрелости, а затем к старости.
E. Концепция развития личности Эриксона не является руководством для тех, кто хочет развиваться как личность.
Эриксон описывает естественный, пассивный рост естественной психологически здоровой личности, фиксируя лишь успешное прохождение важных этапов и отмечая, когда могут быть сбои в психологическом здоровье и человек нуждается в психотерапии.Клиенты Эриксона не читали А. Н. Леонтьева «Человеком не рождаешься, Человеком становишься!» и не ставил задачу «создать себя». Клиенты пришли к Эрику Эриксону с опытом «потерять себя», с желанием найти себя, ощутить собственную идентичность. Эриксону было что им предложить: созданная им концепция давала понятные клиентам объяснения, успокаивая их («у вас, как и у всех, естественный кризис для вашего возраста»), и осторожно подсказывала пути выхода из положительного сценария (« Благоприятное решение вашего конфликта — любовь»).
Концепция Эрика Эриксона прямо не ставит перед собой педагогических, воспитательных или развивающих задач, в ней констатируется существующая ситуация как норма и отмечаются неудачные, дезадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона — это скорее пособие для психотерапевта, чем для специалистов по личностному развитию. В то же время эта концепция давала разумную, красивую, педагогически привлекательную картину развития личности и многим помогала.
Сравнение теорий развития
Не существует единой теории, которая могла бы дать всеобъемлющее представление о развитии человека в течение жизни. Чтобы получить более или менее полное представление о ней, важно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации. Эта статья направлена на сравнение и противопоставление двух основных теоретических точек зрения на развитие продолжительности жизни: психосоциальную теорию Эриксона и когнитивную теорию Пиаже.
СКИДКА 15% на первый заказ
Мы изготовим заказ по индивидуальному заказу Теории человеческого развития бумага с учетом ваших требований с хорошей скидкой
Воспользуйтесь скидкой
322 специалисты онлайн
Психосоциальная перспектива развития Эрика Эриксона показывает тесную связь между психикой человека и природой общества. На первом этапе младенчества эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей деятельностью, влияющей на дальнейшее развитие. Второй этап раннего детства связан с формированием самостоятельности и самостоятельности. На третьем этапе детства появляется индивидуальное восприятие себя. На четвертом этапе младшего школьного возраста, если дети успешно осваивают новые навыки, они становятся уверенными в себе (Эрскин, 2019).).
Наоборот, неудачи приводят к возникновению неполноценности. На пятом этапе подросткового возраста формируется эго-идентичность. На шестом этапе молодости актуально тесное сотрудничество с людьми. На седьмом этапе взрослой жизни люди посвящают себя работе и заботе о детях. Если нет работы, семьи, детей, человек опустошен. Заключительный период зрелости – это время физиологического и психологического равновесия. На восьмом этапе создается полная форма эго-идентичности на основе всего пути развития личности.
Жан Пиаже, как и Эриксон, различал несколько стадий человеческого развития. Однако он считал, что вместо социальной правильное развитие познавательной сферы повышает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни. Он выделил четыре стадии: сенсомоторную, предоперационную, операционную и стадию специфических операций. Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет, когда развиваются моторные навыки (Erskine, 2019). Дети проходят дооперационный этап от 2 до 6 лет, когда они воспринимают свою точку зрения как единственно правильную. Оперативный этап длится с 6 до 11 лет, когда ребенок может логически связывать мысли и рассуждения. Стадия конкретных операций начинается с 11 лет, когда развиваются абстрактное мышление и способность к объяснению сложных вещей и явлений.
Эрик Эриксон разработал свою теорию гораздо позже Пиаже, но он также участвовал в формировании уникальных этапов человеческой жизни. Несмотря на использование этапов, они оба различаются по времени. Теория Эриксона утверждает, что первая стадия заканчивается в один год, а Пиаже постулирует, что первая стадия заканчивается в два года. Их взгляды на развитие обнаруживают существенные различия и в позднем подростковом возрасте. Пиаже рассматривает подростка как рациональное существо с рациональными мыслями. Эриксон утверждает, что на этом этапе подросток сосредотачивается на независимости в принятии решений, отношениях и самопознании. Причина различий в том, что этапы Пиаже основывались на исследованиях и наблюдениях, а этапы Эриксона — на опыте.
Эрскин, Р. Г. (2019). Развитие ребенка в интегративной психотерапии: первые три стадии Эрика Эриксона. Международный журнал интегративной психотерапии, 10, 11-34.
Своевременная доставка!
Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
АПА-6
Справочник
ПсихологияПисьмо.