Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Этапы наблюдения: 3.4. Этапы проведения наблюдения

3.4. Этапы проведения наблюдения

Для того чтобы получить необходимую для целей ис­следования информацию, т. е. получить сведения о важ­ных характеристиках изучаемого объекта и при этом не пропустить никаких важных фактов, связанных с его деятельностью, необходимо заранее тщательно разра­ботать план и программу наблюдения. В программу на­блюдения входят все основные структурные элементы программы социологического исследования. Общие требования к программе социологического исследова­ния, изложенные выше, распространяются и на про­грамму наблюдения. Если наблюдение используется как один из методов сбора информации, а не как самостоя­тельный метод, то его описание закладывается в общую программу. Процесс социологического наблюдения, как и любого социологического исследования, условно мож­но разделить на четыре этапа: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обра­ботка материала и оформление результатов.

Подготовка исследования. На этом этапе составля­ется программа социологического исследования, орга­низуется процесс исследования.

В программе описы­вается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия предстоящего исследования интер­претируются, операционализируются и формулиру­ются как единицы наблюдения. Четко устанавливают­ся сроки проведения наблюдения. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа и рас­пределяются обязанности между членами группы. Со­ставляется сетевой график исследования. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств.

Получаются соответствующие разрешения, уста­навливаются контакты с руководителями учрежде­ний, где будет проходить исследование, и налажива­ются взаимоотношения с людьми на объекте (если наблюдение не тайное). Среди исследуемых проводится разъяснительная работа, которую следует поручать наиболее коммуникабельным, с педагогическими спо­собностями исследователям. Наблюдаемым объясня­ют цель и задачи предстоящего наблюдения, предпо­лагаемый результат и возможный характер его ис­пользования.

На основе предварительно собранных материалов выбирается способ (вид) наблюдения. Определяются средства сбора информации. Подготавливаются тех­нические средства и документы (тиражируются кар­точки, протоколы, инструкции), письменные принад­лежности и т. п. Важное место на этом этапе занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

Желательно, если есть необходимость, провести пилотажное исследование для того, чтобы апробиро­вать методику и технику проведения социологическо­го наблюдения.

Сбор первичной социологической информации.

Это этап непосредственного наблюдения, на нем про­исходит сбор информации о проблемной ситуации и ее фиксация в документах наблюдения. Запись ре­зультатов наблюдения может быть выполнена в виде: 1) краткой записи, проведенной «по горячему следу», насколько позволили место и время; 2) карточек, слу­жащих для регистрации информации, касающейся на­блюдаемых лиц, явлений, процессов; 3) протокола на­блюдения; 4) дневника наблюдений; 5) технической за­писи (видео-, фото-, кино-, звукозапись).

При фиксировании результатов наблюдения следу­ет соблюдать обязательное требование — запись вести одновременно с самим наблюдением. Записанные ре­зультаты позволяют не только фиксировать измене­ния в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения), сравнивать результаты наблюдения с данными, кото­рые могут быть получены с помощью других методов сбора эмпирических данных, но и осуществлять кон­троль за работой наблюдателя.

При неконтролируемом и неструктурализованном наблюдении, как правило, результаты имеют вид раз­вернутого описания событий, явлений, ситуаций, ко­торые служат объектом наблюдения. Чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследова­теля, всегда необходимо указывать, что является толь­ко результатом наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем. Строгая форма записи не за­дается.

Если планируется проведение контролирумого и структурализованного наблюдения, то исследова­тель должен заранее сконструировать документ на­блюдения (карточку, таблицу, план), в котором будут фиксироваться наиболее значимые с точки зрения за­дач исследования элементы ситуации. Запись резуль­татов наблюдения может вестись заранее обусловлен­ными знаками, когда цели исследования требуют толь­ко фиксации наличия тех или иных элементов ситуаций, той или иной формы поведения (напр., не говорит — 0, говорит — 1). При исследовании про­блем лидерства в малых группах может применяться и такой способ, при котором наблюдатель фиксирует образцы поведения через «социальную роль» индиви­да (напр., индивид действует так, как если бы он был учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; сосе­дом — 4 и т. д.).

При контролируемом и структурализованном на­блюдении исследователю необходимо предварительно формализовать объект наблюдения46.

Контроль проведенного наблюдения можно осуще­ствлять разными способами: 1) провести беседу с на­блюдаемыми; 2) обратиться к документам, связанным с наблюдаемым событием; 3) проверить результаты собственного наблюдения наблюдением, проведенным другим квалифицированным наблюдателем; 4) послать необходимые документы проведенного исследования другому социологу с целью повторения наблюдения. В ходе полевых работ действия наблюдателя могут корректироваться руководителем группы. Круг единиц наблюдения может расширяться или сужаться, ; а также может изменяться частота и продолжительность наблюдения.

-I ‘■

: Обработка материала. Полученный материал обра­батывается в соответствии с разработанной програм-

,’мой исследования, в которой указывается, как будет Происходить обработка информации (вручную или на

;эвм).

.’;■■ Для обработки результатов структурализованного : наблюдения, зафиксированных в карточке наблюдате­ля, составляется шифровочный код. После этого циф­ровые обозначения данных переносятся на карточку машинного счета или на перфокарточку и обрабатыва­ются с помощью ЭВМ или вручную47.

На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка, перфорация данных, перенос информации на носители машинной обработки, сама машинная обра­ботка. Для обработки используются математико-статис-тические методы. Информацию можно полностью или частично обработать вручную.

Результаты обработки приводятся к системе показателей и эмпирических ин­дикаторов, имеющих место в программе, а могут разра­батываться и дорабатываться на этом этапе. После этого полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.

Оформление результатов. После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и резуль­таты наблюдений тщательно изучаются.

На основе этого делаются выводы о подтверждении или опровержении выдвинутых первоначально гипо­тез. Выявляются и формулируются разные социаль­ные закономерности, тенденции, противоречия, но­вые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Формулировка обобщений и выводов начинается с упорядоченного изложения полученного материала. Упорядоченная информация анализируется и описывается в научных и аналитиче­ских записках, научных отчетах. Главным итоговым научным документом является научный отчет, в кото­ром подробно описываются все основные моменты хо­да исследования и главные результаты.

В отчете о про­веденном наблюдении обязательно должны быть: а) тщательная документация о времени, месте и обсто­ятельствах произведенного наблюдения; б) информа­ция о роли наблюдателя в коллективе, способе наблю­дения; в) характеристика наблюдаемых лиц; г) подроб­ное описание наблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.

На базе полученных выводов разрабатываются практические рекомендации для обоснования и при­нятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. На основе по­лученного анализа могут быть разработаны рекомен­дации, направленные на совершенствование жизнеде­ятельности наблюдавшихся групп. Кроме этого, ре­зультаты научно-исследовательской работы могут быть изложены и другим путем: в выступлениях на на­учных конференциях, на семинарах, путем публика­ции статей и монографий, докладной записки в соот­ветствующее ведомство и т. д.

Этапы наблюдения — Энциклопедия по экономике

Таким образом, роль кредиторов в течение этапа наблюдения представляется  [c. 133]

Этап наблюдения. Согласно ст. 61 Закона временный управляющий обязан провести  [c.346]


Этап наблюдения и описания является основным, а потому и самым объемным. Первый его шаг — знакомство с бизнесом клиента. Аудитор может не знать всех деталей хозяйственной жизни так, как руководство, однако определенную информацию он должен получить ассортимент производимой продукции, особенности технологического процесса, основные покупатели и поставщики, размещение предприятия с точки зрения удаленности от головного предприятия и рынков  [c.44]

На этапе наблюдения результаты оценки используются в следующих целях  [c.29]

Работа по проведению хронометража подразделяется на четыре этапа 1) подготовка к наблюдению 2) наблюдение (непосредственный хронометраж) 3) обработка материалов наблюдений и установление элементных норм 4) анализ данных наблюдений и установление норм оперативного времени на операцию.  [c.77]

Фотография рабочего времени включает четыре этапа подготовку к наблюдению наблюдение обработку материалов наблюдения анализ материалов наблюдения и построение рационального баланса рабочего времени.  [c.81]


На первом этапе выбирают объект наблюдения, изучают нормируемый процесс и организацию труда, составляют характеристику элементов рабочего времени.  [c.81]

Хронометраж подразделяют на пять этапов подготовка к наблюдению, наблюдение (непосредственный хронометраж) обработка материалов наблюдения и установление элементных норм анализ данных наблюдений установление нормы опера тивного времени на операцию.  [c.154]

Маркетинговое ценообразование как система. Взаимное влияние сформированной цены и условий рынка, необходимость постоянного наблюдения и анализа. Гибкость цены как важнейшая характеристика современного ценового маркетинга. Общая схема (этапы) формирования цены.  [c.142]

Организация выпуска промышленной продукции. Этот этап связан с выпуском товарной продукции, наблюдением за ее использованием у потребителей, систематическим контролем и анализом параметров процесса- Цель наблюдений — планомерное улучшение процесса, повышение качества продукции и снижение себестоимости и трудоемкости.  [c.44]

В производствах с автоматизированным контролем процессов и хорошо налаженным учетом записи технологических показателей могут быть осуществлены на основе этого учета и материалов контроля. В производствах, где контроль процессов не автоматизирован, проверочные исследования следует вести путем полного двустороннего наблюдения процессов. Исследования ведутся последующим этапам предварительное изучение процессов обследование хода производственных процессов анализ материалов исследования и установление новых норм.  [c.158]

Текущую часть нормы рассчитывают с учетом реальной транспортной схемы, а именно начального и конечного пункта, а также объема доставки грузов, наличия перевалочных баз, начала и окончания функционирования этапов сезонного маршрута и продолжительности транспортировки грузов по ним. За начали и окончание функционирования сезонных маршрутов принимают соответственно самые поздние и ранние даты их открытия и закрытия за многолетний период наблюдений гидрометеослужб.  [c.123]


Фотохронометраж. Посредством этого вида наблюдений можно решать те же задачи, что и посредством фотографии рабочего дня и хронометража. В результате фотохронометража одновременно с данными, которые используют для определения норм времени на отдельные элементы операций и на операцию в целом, получают сведения об использовании рабочего времени, а также об имеющихся резервах роста производительности труда. Фотохронометраж проводится так же, как и фотография рабочего времени, но оперативное время замеряется не суммарно, а по элементам затрат, как при хронометраже. Работа по проведению наблюдений подразделяется на такие же этапы, как при хронометраже и фотографии рабочего времени.  [c.169]

Затраты рабочего времени изучают двумя методами непосредственных замеров и моментных наблюдений. Метод непосредственных замеров дает наиболее полное представление о процессе труда, позволяет детально изучить приемы и методы работы, последовательность выполнения элементов, помимо средних величин получить данные по отдельным операциям, рабочим местам, но он трудоемок, на его проведение затрачивается много времени, один наблюдатель не может изучать затраты рабочего времени большого числа работников. Метод моментных наблюдений состоит в регистрации и учете одноименных затрат в случайно выбранные моменты. Наблюдение проводят в четыре этапа.  [c.107]

Первый этап — подготовка к наблюдению. Он включает ознакомление наблюдателя с условиями труда, организацией и обслуживанием рабочего места, изучение технологии, режимов работы оборудования, выбор в зависимости от цели наблюдения исполнителя, разъяснение рабочим цели наблюдения.  [c.107]

Расчетно-аналитические методы применяются в случае возможности обоснованного расчета затрат по отдельным элементам (статьям расходов, этапам разработки, блокам изделия и т. д.). При этом устанавливаются нормативы на отдельные элементы разработок и уже с применением нормативов определяются итоговые параметры — сметная стоимость, трудоемкость разработки и т. д. К этой группе методов относится и метод наблюдений рабочего дня.  [c.246]

Работа по проведению хронометража подразделяется на четыре этапа подготовка к наблюдению наблюдение  [c. 133]

Хронометраж — это метод изучения рабочего дня путем наблюдения и замеров отдельных трудовых движений, приемов и операций. В отличие от фотографии при хронометраже фиксируют затраты времени не только по рабочим процессам, но и по их элементам. Хронометраж ведет обычно посторонний наблюдатель (нормировщик, мастер и т.п.). Хронометраж может быть индивидуальным или групповым. При индивидуальном изучают время работы одного рабочего, при групповом — группы рабочих. Хронометраж проводят в несколько этапов, основными из которых являются следующие  [c.141]

Аварийное прекращение связи не нарушает работы газопровода, так как каждая станция может работать независимо под наблюдением обслуживающего персонала. На некоторых газопроводах применяют системы дистанционного контроля и управления в различных сочетаниях и с разной степенью автоматизации. Развитие автоматики идет последовательными этапами телеизмерение, дистанционное управление, полная автоматизация.  [c.253]

Организационная подготовка реализуется под наблюдением и контролем технологов. Выполняют этапы организационной подготовки в основном инженерно-технические работники производственных подразделений. На этой стадии в последнее время стали использоваться методы моделирования и оптимизации организационных решений.  [c.78]

Процесс хронометража включает в себя три этапа подготовку к наблюдению, собственно хронометрирование, обработку результатов и анализ полученных данных.  [c.195]

Хронометраж охватывает три этапа подготовку к наблюдению, производство наблюдений, обработку данных наблюдений с их анализом и проектированием нормы времени на операцию,  [c.170]

Прежде чем приступить непосредственно к оценке факторов, отобранных на предварительном этапе, необходимо выбрать метод образования выборки. Выборка по способу формирования исходной информации может быть случайной или целенаправленной. Распределение случайной выборки, как правило, близко к распределению генеральной совокупности, в этом ее преимущество перед целенаправленной выборкой. Если распределение генеральной совокупности нормальное, то выборку можно использовать при исследовании методом корреляционного анализа [32, 36]. Однако при использовании случайной выборки, в которой значения переменных (факторов) концентрируются около средней их величины (при небольшом числе наблюдений, соответствующих крайним значениям переменных), возникают определенные трудности в выборе формы связи. Поэтому часто появляется необходимость целенаправленного формирования информации. Суть этого метода выборки заключается в том, что факторы и исследуемый показатель представляют в виде равномерного распределения числа наблюдений по всей оси возможных значений этих переменных.  [c.16]

Обычно цели охватывают только наиболее важные или приоритетные части работы за плановый период. Как уже указывалось ранее, контроль устанавливается для наблюдения за достижением этих приоритетных целей. Остается рассмотреть контроль и наблюдение за текущей деятельностью, не охватываемой установленными целями. На данном этапе важным решением процедурного характера является определение необходимого или желательного объема контроля текущей деятельности. На практике он колеблется в широких пределах. Некоторые организации настаивают на полном контроле целей и оставляют контроль за текущей деятельностью на усмотрение руководителей подразделений. Другие требуют осуществлять жесткий контроль как за приоритетными целями, так и за текущей деятельностью.  [c.281]

Сбор данных. Это наиболее трудный этап анализа затрат, потому что база данных должна содержать результаты наблюдения хозяйственной деятельности при неизменных технологиях и экономических уело-  [c.230]

Говоря о методах, приемах познания и его этапах, следует иметь в виду, что исходным пунктом познания является изучение конкретной действительности, практики работы промышленных предприятий, накопление материалов, фактов, характеризующих их производственно-хозяйственную деятельность, как на основе обработки статистических данных, так и путем проведения специальных обследований, наблюдений. При этом нельзя вырывать из всей массы отдельные факты, а нужно брать их во взаимосвязи, в совокупности. Только на этом фундаменте можно выявить типичные явления, обнаружить имевшую место или возникающую закономерность. На это большое внимание обращал В. И. Ленин Чтобы это был действительно фундамент, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения . Вместе с тем, практика не только отправной пункт исследования (познания), но и этап апробации, проверки выдвигаемых положений, методов, так как именно она — практика — критерий истины. Апро-Гация предложений должна проводиться и путем постановки специальных экспериментов, в том числе экономических. Практика, наконец,— это внедрение разработанных методов, реализация предложений.  [c.8]

Обработка результатов хропометраяных наблюдения включает три этапа-  [c.24]

Маркетинговое исследование-процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап-разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап-сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап-анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап-представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.  [c.136]

Фотография рабочего времени состоит из пяти этапов Под-пповки к наблюдению, проведения наблюдения, обработки материалов наблюдения, анализа материалов наблюдения и построения рационального баланса рабочего времени.  [c.151]

Второй этап — проведение наблюдения. Он состоит в последовательном фиксировании всех затрат времени. При этом используют стрелочные приборы времени (часы, секундомеры, хроноскопы, хронометры и т. д.), осцил-лографические установки, кино- и фотокамеры, видеомагнитофоны, промышленное телевидение и т. д.  [c.107]

Государственный пожарный надзор МВД СССР (Госпожарнадзор)— наблюдение за соблюдением противопожарных правил, норм и инструкций на различных этапах строительства (согласование технического проекта с инспекцией местных органов пожарного надзора в процессе строительства объектов осуществляется профилактический надзор за обеспечением противопожарных правил по окончании строительства участвуют в работе комиссии по приемке объектов в эксплуатацию).  [c.260]

Каждый из этапов НИР характеризуется использованием соответствующих методов решения проблем. Усложнение объектов исследования сопровождается в условиях научно-технической революции требованиями комплексности их изучения, поэтому набор используемых методов разнообразен. Среди современных методов, применяемых на стадии НИР, различают методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) методы эмпирического и теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиометрический метод).  [c.48]

При проведении наблюдения за большим количеством объектов целесообразно использование метода моментных наблюдений, который позволяет определить величину затрат рабочего времени, не прибегая к их непосредственному измерению. Его применение основано на использовании положений теории вероятностей. Сущность метода состоит в замене непрерывной фиксации времени при непосредственных замерг.х (обычные фотографии) учетом количества наблюдаемых моментов. Полученные данные позволяют определить удельный вес и абсолютные значения затрат времени по элементам. Техника наблюдения предполагает последовательное осуществление этапов подготовка к наблюдениям, проведение моментных наблюдений, анализ полученных результатов.  [c.197]

На первом этапе производится выбор объектов наблюдения, подготовка документации и классификация элементов затрат рабочего времени. Для каждого элемента затрат устанавливается соответствующий индекс (буквенный, цифровой, условный знак) и определяются фик-сажные пункты, т. е. постоянные места фиксирования наблюдателем состояния объекта изучения (рабочего, оборудования). На этом этапе определяется необходимое количество наблюдений пна6л, которое зависит от типа производства  [c.197]

наблюдательное обучение | психология | Британника

Похожие темы:
обучение имитация социальное обучение

См. весь связанный контент →

обучение с наблюдением , метод обучения, который состоит в наблюдении и моделировании поведения, отношения или эмоционального выражения другого человека. Хотя обычно считается, что наблюдатель будет копировать модель, американский психолог Альберт Бандура подчеркнул, что люди могут просто учиться на своем поведении, а не имитировать его. Обучение через наблюдение является основным компонентом теории социального обучения Бандуры. Он также подчеркивал, что при любой форме наблюдения и моделирования поведения необходимы четыре условия: внимание, удержание, воспроизведение и мотивация.

Условия обучения через наблюдение

Внимание

Если организм собирается чему-то научиться у модели, он или она должны обращать внимание на это и на поведение, которое она демонстрирует. Многие условия могут повлиять на внимание наблюдателя. Например, если наблюдатель сонный, болен или рассеян, он с меньшей вероятностью усвоит смоделированное поведение и воспроизведет его позднее. Кроме того, на внимание наблюдателя влияют характеристики модели. Бандура и другие показали, что люди обращают больше внимания на привлекательных, похожих на них или престижных моделей и получают вознаграждение за свое поведение. Это объясняет привлекательность поведения спортсменов для маленьких детей и привлекательность поведения успешных взрослых для студентов колледжей. К сожалению, этот аспект моделирования также может быть использован во вред. Например, если маленькие дети становятся свидетелями того, как члены банды получают статус или деньги, они могут подражать такому поведению, пытаясь получить аналогичные награды.

Подробнее по этой теме

мотивация: обучение с наблюдением

В третьем типе техники обучения, обучение с наблюдением , или моделирование, новое поведение изучается просто путем наблюдения…

Удержание

Вторым требованием к обучению через наблюдение является способность помнить поведение, которое было свидетелем. Если человек или животное не помнят своего поведения, маловероятно, что они будут его подражать.

Репродукция

Этот обязательный атрибут поведения касается физической и умственной способности человека копировать наблюдаемое поведение. Например, маленький ребенок может наблюдать, как баскетболист из колледжа забивает мяч. Позже, когда у ребенка будет баскетбольный мяч, он или она может попытаться замочить мяч, как школьник. Однако маленький ребенок далеко не так физически развит, как старший игрок колледжа, и, сколько бы раз он ни пытался, не сможет дотянуться до корзины, чтобы забить мяч. Ребенок постарше или взрослый может замочить мяч, но, скорее всего, только после небольшой практики. Точно так же молодой жеребенок наблюдает, как другая лошадь в табуне перепрыгивает через ручей, бегая по пастбищу. Наблюдая за прыжками модели, жеребенок пытается сделать то же самое, но приземляется посреди ручья. Он просто был недостаточно большим или не имел достаточно длинных ног, чтобы очищать воду. Однако после физического роста и некоторой практики он мог в конечном итоге повторить прыжок другой лошади.

Мотивация

Возможно, наиболее важным аспектом обучения через наблюдение является мотивация. Если у человека или животного нет причин для имитации поведения, то никакое внимание, удержание или воспроизводство не преодолеют отсутствие мотивации. Бандура выделил несколько мотивирующих факторов для подражания. К ним относятся знание того, что модель ранее поощрялась за поведение, предложение стимула для выполнения или наблюдение за моделью, получающей подкрепление за поведение. Эти факторы также могут быть негативными мотивами. Например, если наблюдатель знал, что модель была наказана за такое поведение, ей угрожали за демонстрацию такого поведения или он наблюдал, как модель была наказана за такое поведение, то вероятность того, что модель имитирует такое поведение, меньше.

Применение наблюдательного обучения

Моделирование успешно используется во многих терапевтических условиях. Многие терапевты использовали формы моделирования, чтобы помочь своим пациентам преодолеть фобии. Например, взрослые, страдающие клаустрофобией, могут наблюдать за моделью на видео, когда они подходят все ближе и ближе к закрытому пространству, прежде чем войти в него. Как только модель достигает закрытого помещения, например, шкафа, она открывает дверь, входит в нее, а затем закрывает дверь. Наблюдателя научат методам релаксации и попросят практиковать их каждый раз, когда он или она начнет беспокоиться во время просмотра фильма. Конечным результатом является продолжение наблюдения за моделью до тех пор, пока человек не сможет сам войти в шкаф.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Открытия Бандуры в экспериментах с куклой Бобо сильно повлияли на детские телевизионные программы. Бандура заснял, как его ученики физически нападают на куклу Бобо, надувную куклу с закругленным дном, которая снова всплывает, когда ее сбивают с ног. Студента поместили в комнату с куклой Бобо. Ученик бил куклу кулаком, кричал на нее «чувак», пинал ее, бил молотком и сел на нее. Затем Бандура показал этот фильм маленьким детям. Их поведение было записано, когда они находились в комнате с куклой. Дети подражали поведению ученика и временами даже становились более агрессивными по отношению к кукле, чем они наблюдали. Другая группа маленьких детей наблюдала, как ученик хорошо относился к кукле. Как ни странно, эта группа детей не подражала позитивному взаимодействию модели. Бандура провел большое количество разнообразных сценариев этого исследования и нашел похожие события даже тогда, когда кукла была живым клоуном. Эти результаты побудили многих родителей следить за телевизионными шоу, которые смотрят их дети, и за друзьями или сверстниками, с которыми они общаются. К сожалению, родительская поговорка «Делай, как я говорю, а не так, как я делаю» не верна для детей. Дети с большей вероятностью будут подражать поведению, а не инструкциям своих родителей.

Один из самых известных примеров обучения через наблюдение у животных связан с лазоревкой, небольшой европейской птицей. В течение 1920-х и 1940-х годов многие люди сообщали, что сливки с верхней части молока, доставляемого в их дома, крадут. Случаи кражи сливок распространились по всей Великобритании. После долгих спекуляций по поводу пропажи крема выяснилось, что виновата лазоревка. В частности, одна птица научилась проклевывать верхнюю часть фольги контейнера для молока и высасывать сливки из бутылки. Вскоре другие лазоревки подражали этому поведению и распространили его по стране.

Шерил М. Стоун Редакторы Британской энциклопедии

Какие этапы наблюдения в классе? — Мондшип

Наблюдения в классе в школе являются важным инструментом для получения обзора закономерностей и тенденций, выявления различий между тем, что говорится, и тем, что на самом деле делается. Это может стать хорошей основой для дальнейшей работы по развитию и совершенствованию. Исследования показывают, что существует четкая связь между становлением и повышением квалификации педагогических профессий и обучением студентов.

Я собираюсь описать, как мы работаем с наблюдением в классе в моей школе. Есть несколько различных вариантов и масштабов этого, но часто начинают с четырех основных видов деятельности. Я постараюсь подробно описать четыре шага, чтобы вы получили хорошее представление об этой области.

1. Конференция перед наблюдением
2. Наблюдение в классе
3. Сессия по анализу и стратегии
4. Заключительный отчет

Что такое наблюдение в классе?

Наблюдение в классе предоставляет учителям конструктивную критическую обратную связь, чтобы улучшить свои методы обучения. Он также определяется как метод оценки и записи конкретной информации о том, что происходит в классе.

Многие считают, что непрерывные наблюдения в классе для развития преподавания обеспечивают углубленные педагогические дискуссии между учителями/воспитателями. В конце концов, это, вероятно, также приводит к более безопасному рабочему климату, когда вы, как преподаватель, чувствуете поддержку коллег в различных ситуациях, возникающих при встрече со студентами. Вы никогда не должны рассматривать наблюдения как проверку своих способностей к обучению.

Как учитель вы можете поначалу чувствовать себя немного неловко и чувствовать, что кто-то критически оценивает все, что вы делаете в классе. Всегда есть риск, что это повлияет на ваше обучение, и легко немного запутаться в учении, потому что все задокументировано. Поэтому вы можете немного подумать о том, как общаться со своими учениками. Но через некоторое время вы, скорее всего, почувствуете, что «ваше естественное я» проявится.

Многие учителя, выступавшие в роли наблюдателей, считают, что во время аускультации они больше думали о своем собственном обучении
и о том, чего они на самом деле хотят от него. Благодаря роли наблюдателя можно было больше размышлять, видеть, как студенты делали, что они пропустили, и взаимодействие между ними. Было осознано, что вы как учитель многого не видите в том, что происходит в классе и между учениками.

Предварительная обзорная конференция

Основная цель сеанса – дать наблюдателю четкое представление о ваших целях на урок и уроки. Наблюдатель просто возьмет интервью у вас как у учителя, и идея состоит в том, чтобы получить ответы на следующие основные вопросы.

  1. Какова ваша цель на уроке? Что, по вашему мнению, получат ученики от этого урока?
  2. Что, по вашему мнению, должны делать учащиеся для достижения поставленных целей?
  3. Что я могу ожидать от вас на уроке? Какую роль вы возьмете? Какие методы обучения вы будете использовать?
  4. Является ли этот класс «стандартным» и в целом типичным для вашего обучения? Если нет, то как вы думаете, что изменится?

Конечно, по этим вопросам существуют диалекты (в зависимости от типа класса, возраста учеников, вашего педагогического опыта и т.д.). Вы, как учитель, должны критически изучить вопросы наблюдателя перед этой предварительной сессией. Вы должны получить цель встречи и вопросы, отправленные до встречи, чтобы у вас была возможность дать отзыв о том, считаете ли вы вопросы актуальными.

Перед собранием вам следует использовать вопросы, чтобы продумать свою роль учителя. Вы также можете дополнить вопросы дополнительными моментами, которые наблюдатель пропустил и которые имеют отношение к вашему обучению. Например, если вы обнаружите, что две группы учащихся сильно различаются, несмотря на то, что у вас одинаковое планирование урока. Во время предварительной встречи вы можете попросить наблюдателя дополнительно взглянуть на это и на то, что наблюдение относится к проведению одного и того же урока в двух классах. Обычно наблюдатель должен сосредоточиться только на двух или трех аспектах урока, так как трудно сосредоточиться на слишком многих вещах одновременно.

Важной целью посылки также является сделать контекст настолько понятным, насколько это возможно для наблюдателя. Это может иметь другое дисциплинарное местожительство и само по себе не может выполнять текущий тип учебной деятельности. Предварительная конференция обычно проводится в кабинете учителя, соседней учительской, конференц-зале или в ближайшем классе.

Во время наблюдения за классом

В начале учебной деятельности и часто заранее вы сообщаете учащимся, что есть посетитель и почему он здесь. Таким образом, желание состоит в том, чтобы ученики действовали так, как они обычно делают, и поэтому кажется, что это тоже работает.

Не пытайтесь переиграть — когда мы знаем, что за нами будут наблюдать, нормальной реакцией будет желание произвести впечатление на нашего наблюдателя, но, пожалуйста, не надо! Спланируйте и проведите урок, как обычно.

Наблюдатель следит за уроком и собирает согласованные задания. Желательно, чтобы наблюдатель сосредоточился на ограниченных целях, согласованных во время встречи, и собирал данные, которые вы, как учитель, считаете полезными для развития. В таких условиях возможности улучшить свое преподавание значительно улучшаются.

Большинству наблюдателей нужно делать небольшие записи, будьте к этому готовы. Но хороший наблюдатель не пишет непрерывно. Делать заметки следует свести к минимуму, и наблюдатель может улучшить и расширить тексты на более позднем этапе, когда урок будет завершен.

Сессия по анализу и стратегии

Сессия по анализу должна состояться в течение нескольких дней после наблюдения в классе (информация должна быть свежей). Обратная связь должна происходить после каждого наблюдения. Вы можете провести этот подведение итогов в том же классе, что и наблюдение. Преимущество этого заключается в том, что гораздо легче относиться к различным произошедшим событиям и иллюстрировать их. Обзор должен представлять собой диалог между наблюдателем и учителем и должен быть направлен на конструктивный и позитивный тон (хотя может быть и негативная критика учителя). Помните, что вы оба находитесь на одной стороне и преследуете одну и ту же цель: улучшить свои навыки преподавания и обучения студентов.

Вы должны отчитаться об уроке ученика. Сосредоточьтесь на том, что сработало хорошо, а что не очень. Если на предварительной встрече вы попросили наблюдателя сосредоточиться на конкретных аспектах вашего учения, самое время обсудить эти моменты сейчас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *