Факторы развития личности в современном обществе
Какие факторы развития личности наиболее важны? Влияет ли на неё воспитание или главное – наследственность? Так ли необходимо искусство или можно обойтись без него? Ниже мы рассмотрим все основные факторы развитие личности.
С рождения до смерти мы развиваемся: физически, нравственно, духовно, психологически. На наше формирование влияют пять факторов. Среди них по Зеньковскому (педагог, культуролог):
- наследственность,
- воспитание,
- среда.
Некоторые учёные добавляют культуру и индивидуальный опыт человека. Эти факторы, влияющие на развитие личности, обсуждаются в течение десятилетий: что важнее, генетика или обучение? Каково влияние искусства на человека? На эти вопросы пока нет точного ответа, как на многие другие, связанные с обществом. Влияние среды на развитие личности неоспоримо. Но попытаемся расставить приоритеты хотя бы для себя.
1 Наследственность и среда в развитии и формировании личности
1. 1 Наследственность как фактор развития личности
1.2 Среде как фактор развития личности
2 Семья и воспитание в вопросах становления личности
3 Приобщение к культуре — залог успеха
4 Вместо вывода
Наследственность и среда в развитии и формировании личности
На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.
Наследственность как фактор развития личности
Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.
Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.
Вредные привычки мам и пап всегда сказываются на потомстве: алкоголизм, наркомания, психические заболевания вносят свои негативные коррективы в наследование способностей и интеллекта.
Среде как фактор развития личности
Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.
Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.
Кроме обретения условий обучения, коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.
Тяга к взаимодействию с другими людьми заложена в нас с самого рождения. Первым делом младенец ищет контакт с матерью: телесный, зрительный, эмоциональный. Не получая отклик своим запросам, новорожденный может замкнуться в себе, потерять доверие к окружающему миру.
Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека. Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:
- материальное положение;
- психологический климат внутри ячейки общества;
- условия для самореализации.
Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:
- плотность населения;
- климат;
- экологические условия.
Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.
Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности. Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия. Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.
Семья и воспитание в вопросах становления личности
Влияние воспитания на развитие личности важно так же, как наследственность со средой. Порой, именно воспитание может скорректировать формирование человека с плохой наследственностью или выросшего в плохой среде.
Воспитание как фактор развития личности проявляется ещё в детстве. Первоначально главную роль в этом процессе играют родители, обучающие малыша есть, спать, самостоятельно одеваться. Затем наступает очередь детских садов, школ, в которых права воспитания передаются воспитателям, учителям. Но в то же время важно не прекращать воспитательный процесс дома, раскрывая ребёнку нормы морали, чести, достоинства. Не все школьные учителя способны вплести в сугубо образовательный предметный процесс этические, эстетические моменты.
Влияние воспитания на развитие личности родителями всегда будет главнее, чем какое-либо другое. Отношение родителей к ребёнку, выбранный вектор взаимодействия с чадом, количество уделённого ему времени, внимания отражается во всей дальнейшей жизни человека, формируя основополагающую базу.
Приобщение к культуре — залог успеха
Социологи, педагоги и культурологи активно исследуют вопрос, какие факторы влияют на развитие человека, помимо уже упомянутых. Оказалось, что влияние культуры на развитие личности – неоценимо. Художественное отображение действительности формирует интеллект, моральные принципы, установки, чувства человека.
Духовное влияние искусства на человека специфично, оно просветляет, очищает чувства, вызывая порой так называемый «катарсис». Помимо очищающей функции искусства на развитие личности, существует компенсаторная, то есть способствующая духовной гармонии человека.
Влияние культуры на развитие личности заключается в обретении способности видеть прекрасное вокруг себя, в формировании эмоционального интеллекта, в воспитании навыка связного и образного выражения своих мыслей. Это расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.
«Эмоции искусства суть умные эмоции», — Л. С. Выготский, психолог, основатель культурно-исторической теории.
Чувства и переживания, получаемые при созерцании шедевров, подтверждают влияние искусства на обогащение взаимоотношений человека с окружающим миром, духовно возвышая человека. Но для правильного восприятия художественных и музыкальных произведений, необходимо обладать художественно-эстетическим пониманием, то есть постоянно с самого детства получать знания о культуре и искусстве, вырабатывая у себя эстетическое чутьё.
Немаловажно влияние музыки на развитие чувства прекрасного, особенно классической, формирующей яркое восприятие гармоничного звучания. Люди, создающие шедевры искусства подтверждают своим талантом еще и то, что и деятельность как фактор развития личности очень важна, особенно в любимом деле.
Вместо вывода
Зная, что влияет на становление индивида, можно постараться вырастить умное, способное, творческое общество. Если каждый с детства ощутит влияние музыки на развитие человека и влияние искусства на его восприятие мира в целом, родится от здоровых родителей с хорошей наследственностью, готовых подарить малышу благоприятную семейную среду и грамотное воспитание, тогда мир станет чуточку лучше.
Ведущие факторы развития человека как личности
Чтобы детально рассмотреть воздействие определенных факторов на развитие личности, необходимо разобрать каждый из них в отдельности сформулировав четкое и соответствующее определение.
Основные понятия
Развитие личности в общем понимании является сложным биосоциальным процессом, которому сопутствует качественные и количественные преобразования.
Определение 1Наследственность – перенос от поколения к поколению видовых особенностей и очередности их развития, где главной единицей передачи этой информации является ген.
Определение 2Среда – еще один ведущий фактор развития, понимаемый как совокупность внешних обстоятельств, влияющих на развитие человека.
Среда при этом может рассматриваться как самостоятельный элемент влияния, или компонент системы, особым образом оказывающий влияние на развитие. Например, рассматривают информационную, географическую или социальную среду в отдельности.
Определение 3Воспитание – рассматривается как целенаправленный процесс формирования и преобразования личности.
Базой процесса воспитания является сознание человека, т.е. воспитание требует непосредственного участия личности. Среда, воспитание и биологическая наследственность, как факторы развития личности, должны быть рассмотрены по отдельности, что поможет сформировать четкую картину влияния этих элементов на индивида.
Наследственность
Наследственность относится к группе биологических факторов, оказывающих прямое влияние на развитие личности человека. Структуру этого элемента можно наглядно изобразить в схематической форме:
Как можно понять из иллюстрации наследственность формируется из нескольких факторов. Следовательно, следует разобрать каждый составляющий элемент в отдельности, что поможет сформулировать выводы.
Анатомо-физиологическая структура
Под ее воздействием закладываются базовые способности речи и мышления индивида. Сюда также включают прямохождение и другие признаки вида.
Задатки
По своей природе являются частью анатомо-физиологической системы, но все же с отдельным значением для развития. Задатки – это предпосылки развития способностей. От этих свойств нервной системы зависит уровень работоспособности, внимание, скорость образования связей. Из группы принято выделять специфические задатки к тому или иному виду деятельности. Например, к музыке, танцам, спорту, математике, языкам и так далее. Однако, при отсутствии благоприятных внешних условий и занятий по какому-либо направлению, способности не смогут развиться, даже если существует предрасположенность в виде задатков. Но в случае создания необходимых условий развития и систематических занятий выбранным видом деятельности личность может достичь высшего уровня развития способностей – это талант и гениальность.
Аномалии в развитии
Здесь имеются в виду наследуемые генетические заболевания или же предрасположенности к ним. Нередко данный элемент рассматривается как ведущий фактор, влияющий на развитие личности.
Особенности нервной системы
Процессы в нервной системе организма формируют типы нервной деятельности, являются биологическим фактором и влияют на формирование наследственности.
Физиологические особенности
Этот фактор также передается от поколения к поколению. Под физиологическими особенностями принято рассматривать группу крови, скорость обмена веществ и прочие.
Физические особенности
Также наследуемые качества личности. В группу передаваемых по наследству физических качеств входит цвет волос, расовые признаки, основные черты лица и телосложение.
Различные исследователи все еще спорят о вероятности передачи моральных качеств по наследству. В рамках отечественной педагогики принято рассматривать моральные качества личности как итог взаимодействия с внешней средой, а не наследуемый генетически признак. Данное предположение находит подтверждение в исследованиях генома человека. Удалось выявить отсутствие генов агрессии, зла, добра и прочих, так называемых «нравственных» генов. Однако западная педагогика имеет на этот счет обратное мнение. Там принято считать нравственность частью наследственности, что объясняется наличием инстинктов.
Среда
Среда, а именно внешние условия влияния на развитие личности, является социальным фактором. Данный фактор был недооценен приверженцами концепции биологического развития индивида. Среда включает в себя несколько составляющих, в той или иной степени оказывающих влияние на личность и ее формирование:
- Социальная.
- Национально-этническая.
- Географическая.
- Школьная.
- Семейно-родственная.
- Культурная.
- Религиозная.
- Материально-экономическая и другие.
Также среда может быть разделена на три основные группы:
Многие исследователи задаются вопросом, что формирует личность, наследственность или среда, но единственно правильным решением будет определение этих двух факторов как взаимосвязанных. Среда по своей сути является реальной действительностью, в которой происходит формирование человеческой личности. Отмечается, что в детском возрасте особое значение имеет семейно-родственная, домашняя и окружающая среда. Под воздействием этих факторов закладываются базовые нравственные и социальные качества индивида.
Наименее изученной на сегодня является искусственно созданная среда обитания и ее степень влияния на человека до конца не определена. Также не отрицается важность этой среды в современном обществе.
Изучая средовой фактор влияния на становление личности человека, учитывается не только степень и характер воздействия внешних обстоятельств, но и уровень активности самого индивида, его реакция на те, или иные обстоятельства.
Формирование устойчивости личности к негативным внешним воздействиям положительно сказывается на развитии в целом. Исходя из этого, еще одним ведущим фактором в становлении человека как личности является воспитание, которое требует более детального рассмотрения.
Воспитание
Воспитание выполняет особую роль в процессе формирования личности человека. Оно позволяет сгладить отрицательное воздействие двух других формирующих факторов. Основными функциями воспитания являются:
- Определение задатков, обусловленных наследственностью и их последующее совершенствование.
- Формирование специальных способностей для последующего их применения во всех жизненных сферах.
- Организация и реализация на практике учебно-воспитательной деятельности.
- Влияние на социальные условия, сглаживание отрицательного воздействия среды.
- Применение и укрепление положительных факторов в процессе развития и становления личности.
В процессе воспитания важно учитывать уровни развития, предложенные в теории Л.С.Выготского. ребенок должен быть подготовлен к определенному воспитательному воздействию. Необходимо четко определить зону ближайшего и активного развития, т. е. «сейчас» и «скоро». Так воспитание получить структурированное, последовательное направление и позволит добиться максимального уровня развития личности.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
факторов, влияющих на развитие личности — индивидуальные и социальные факторы
В этом разделе мы собираемся обсудить факторы, влияющие на личность или развитие личности. Прежде чем перейти к факторам, влияющим на развитие личности, мы собираемся понять, что такое личность. Разные психологи определяют личность по-разному.
В определениях говорится, что личность — это все, что мы делаем. Личность – это то, что делает человека эффективным в обществе. Это также то, что влияет на людей в обществе. Кроме того, личность — это то, что говорит о чертах, отношениях и способностях человека. Прочтите нашу статью «Развитие личности и окно Джохари», чтобы узнать больше о том, как «окно Джохари» используется для развития личности.
Таким образом, личность — это то, что описывает человека. Он включает в себя индивидуальные, а также социальные проблемы или поведение человека. В целом он состоит из многих элементов, которые работают вместе, организованно функционируя как единое целое. В нем говорится, что личность человека зависит от двух факторов, а именно: индивидуальных или личных факторов и социальных или экологических факторов
Факторов, влияющих на развитие личности
Различные факторы, влияющие на личность, можно в основном разделить на два, а именно: Индивидуальные или личностные факторы и Окружающие или социальные факторы. Факторы.
Индивидуальные или личностные факторы, влияющие на развитие личности
Индивидуальные факторы – это факторы, присущие человеку. Некоторые из них неизменны или не могут развиваться. Индивидуальные факторы включают:
а) Наследственность
Наследственность – это то, что передается из поколения в поколение. Вы можете обладать некоторыми навыками, которыми обладает ваш отец или ваша мать. Он передается вам как врожденный характер от ваших родителей. Черты, навыки, которые передаются вам от родителей в виде генетической передачи, могут определить вашу личность.
b) Телосложение
Вы можете быть невысоким человеком, вы можете быть высоким человеком, например, у каждого человека разная внешность. Телосложение человека влияет на его личность. То есть биологический состав или телосложение человека является фактором, определяющим личность этого человека.
c) Биологические факторы
Различия в биологических факторах, таких как пол, уровень гормонов, функционирование эндокринных желез, таких как щитовидная железа, паращитовидная железа, гипофиз, надпочечники, гонады и т. д., влияют на личность человека. Это определяет, как человек ведет себя в определенных ситуациях. Эти биологические факторы позволяют человеку формировать социальную среду в соответствии со своими потребностями.
d) Нервная система
Центральная нервная система, включающая головной и спинной мозг, играет фундаментальную и важную роль в определении поведения человека. Головной и спинной мозг играют важную роль в реакции человека и приспособлении к ситуации. Таким образом, рост и функционирование нервной системы влияет на личность человека.
e) Интеллект
Люди с разным интеллектом ведут себя или приспосабливаются по-разному в окружающей их социальной среде. Они по-разному относятся к обществу, имеют разные привычки и т. д. Таким образом, это рассматривается как фактор, определяющий личность человека.
Вы можете прочитать нашу статью «Система отсчета и развитие личности: самооценка»
Окружающие или социальные факторы, влияющие на развитие личности
Окружающая среда оказывает свое влияние на развитие личности человека. Социальные факторы или факторы окружающей среды – это те факторы, которые окружают человека. Некоторые социальные факторы, влияющие на личность человека, следующие:
а) Семья
Первым и наиболее важным фактором, влияющим на развитие личности человека, является семья. Ребенок больше времени проводит с семьей, поэтому домашняя атмосфера влияет на развитие личности ребенка. Поведение и отношение родителей, их ожидания от ребенка, их образование и внимание к ребенку — все это влияет на развитие личности ребенка. Тип опыта, полученного от семьи в раннем детстве, будет играть важную роль в развитии личности. Экономические и социальные условия семьи также будут влиять на развитие личности ребенка.
б) Школа
Следующим социальным фактором, влияющим на личностное развитие ребенка, является школа. Школьная атмосфера и дисциплина влияют на развитие личности ребенка. Личность и характер учителя, отношение и характер сверстников — все это влияет на развитие личности ребенка.
c) Созревание
Созревание – это процесс обучения справляться с проблемами и реагировать эмоционально приемлемым образом. Окружающее их социальное окружение помогает понять, как реагировать на различные ситуации. Это часть роста, но не всегда происходит со старением или физическим ростом. Созревание улучшает координацию многочисленных отношений и, таким образом, в развитии личности человека.
d) Ранний опыт
Развитие мозга и личности оказывает явное влияние на ранний опыт человека. Хороший опыт и взаимодействие с окружающими могут помочь ребенку развить позитивное отношение, тогда как горький опыт может повлиять отрицательно. Итак, создание положительного опыта на раннем этапе важно для развития личности.
д) Успехи и неудачи
Успехи и неудачи являются частью жизни, и это только то, как мы ее воспринимаем. То есть это зависит от того, где мы фиксируем нашу систему отсчета в жизни. Когда дело доходит до развития личности, его можно рассматривать как фактор, поскольку он может мотивировать и демотивировать человека.
f) Культура
Культурные традиции, окружающая среда и ценности в обществе могут влиять на личность человека. Это может в значительной степени способствовать развитию убеждений и моральных ценностей человека. Наряду с этим культура также может влиять на поведение людей и развивать социальное взаимодействие.
ж) География
Многие исследования показывают, что география играет важную роль в развитии личности человека. Место рождения и проживания влияет на образ жизни людей и образ их жизни. Таким образом, определяется их поведение и реакции на различные ситуации.
Другие факторы, влияющие на развитие личности
Существует множество других факторов, таких как язык, межличностные отношения, социальная роль, способность наблюдать, воспринимать или думать и т. д., которые также влияют на развитие личности.
Вы также можете посетить нашу страницу «Развитие личности» для получения дополнительных статей.
Факторы, влияющие на развитие личности
- Ресурсы
- Общие темы
- Статьи/Обмен знаниями
- Общие
Дата публикации: 20 ноября 2015 г. | Обновлено: 20 ноября 2015 г. | Категория: Общие | Автор: Ния | Уровень участника: Золотой | Очки: 25 |
Личность – это характеристики или качества человека. Есть несколько факторов, влияющих на развитие личности. В этой статье я дал краткое описание личности и факторов, влияющих на развитие личности.