Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Фатализм и детерминизм: «Чем отличаются детерминизм и фатализм? Каково принципиальное различие?» — Яндекс Кью

Что такое фатализм? Что такое детерминизм?

Вопрос

Ответ

Начнем с некоторых общих определений. Детерминизм – теория о том, что каждое событие имеет свою причину, а все во вселенной регулируется причинными законами и абсолютно зависит от них. Детерминисты считают, что все события, в том числе и действия человека, предопределены, поэтому эта теория, как правило, считается несовместимой со свободой воли людей.

Фатализм можно охарактеризовать фразой «чему быть – того не миновать», поскольку все прошедшие, настоящие и будущие события уже предопределены Богом или другой всемогущей силой. В религии такое мнение можно назвать предопределением; Господь решает, попадут наши души в рай или ад, и это определяется до нашего рождения и не зависит от нашего выбора.

Свобода воли – теория о том, что люди имеют свободу выбора или самоопределения; то есть, в определенной ситуации человек мог бы поступить иначе, чем он сделал на самом деле. Философы утверждают, что свобода воли несовместима с детерминизмом.

Индетерминизм – мнение, что существуют события, которые происходят без какой-либо причины; многие сторонники теории о свободе воли считают, что способность выбора не зависит от каких-либо физиологических или психологических причин.

Богословский фатализм является попыткой продемонстрировать логическое противоречие между всезнанием Господа и свободой воли человека, где свобода воли определяется как способность выбирать между альтернативными решениями. В этом он похож по смыслу на дилемму: «Может ли всемогущий Бог сделать камень настолько тяжелым, что даже сам будет не в силах его поднять?».

Положения богословского фатализма можно изложить следующим образом. Бог всеведущ. Поскольку Он знает все, то обладает безошибочным предвидением. Если Бог безошибочно предопределил, что завтра вы что-то сделаете (напр., уберетесь в доме), то вы обязательно это сделаете.

Таким образом, свобода воли невозможна, так как у вас нет альтернативы, кроме как сделать то, что предопределено.

Если же вы откажетесь, то это будет означать, что Бог не является всеведущим.

В качестве возражения можно использовать следующий аргумент. Бог на самом деле является всеведущим, а это значит, что Он не ошибается. Если Господь безошибочно предвидел, что завтра вам предстоит что-то делать, то вы свободно выберете это сами на основании своей воли, а не из-за принуждения или отсутствия выбора. Вы все еще владеете свободой воли для принятия решения что-то сделать; Бог просто знает о вашем выборе прежде, чем вы его сделаете. Вы не обязаны делать выбор в пользу «A» (уборки) больше, чем в пользу «Б» (посещения родственников). Если бы вы собрались изменить свое решение, то Бог знал бы об этом также, так что вы продолжаете владеть свободой воли по всем вопросам. Более того, вы бы и так сделали тот же выбор (со свободной волей), даже если бы Бог решил не видеть будущего. Божье предвидение или его отсутствие не влияет на вашу свободу воли.

Пассивное предвидение, пока оно сокрыто, не может отменить свободу воли ни по логическим, ни по рациональным причинам. Человек, выбравший действие «А», все равно бы так сделал, независимо от того, предвидел ли Бог его выбор или нет. Господь, зная или не зная будущего (пассивное предвидение), абсолютно не влияет на человеческую свободу воли. Свобода воли была бы уничтожена, только если бы Бог открыл Свое знание будущего относительно свободного выбора людей; это бы повлияло на выбор человека в будущем и превратилось бы в принуждение. Проиллюстрируем это простым примером. Обладающий сверхъестественными способностями человек увидел, что кто-то на другом конце земли упал и сломал ногу, догоняя автобус. Этот человек не изменяет реальность, увидев это событие, так как оно все равно бы произошло, независимо от того, увидел его кто-нибудь или нет. То же самое относится и к Божьему всеведению: пока оно является пассивным и не влияет на реальность или чье-то знание о ней, оно не противоречит человеческой свободе воли.

Тем не менее, если Бог создал все существующее, то этот факт несовместим с пассивным всезнанием. Понимание всеведения должно совмещаться с пониманием Божьей вездесущности во времени. Если Господь знает обо всех событиях прошлого, настоящего и будущего, то Он знает и все решения человека относительно этих событий, хотя, с точки зрения человека, эти события еще не произошли. Это может свести к нулю проявление свободной воли любого человека, хотя в теории богословского фатализма не заложен механизм того, как Божье очевидное предвидение сдерживает свободу действий человека. Поскольку, согласно христианской теологии, Бог существует вне времени, то Он знает весь ход жизни человека и даже то, признает ли он Его Божественную власть или нет. С такими условиями фаталистическая богословская позиция кажется вообразимой лишь для немногих.

Идем дальше и рассмотрим еще несколько моментов: существует огромная разница между предопределением, фатализмом и случайностью.

Фаталисты учат, что существует слепая, безликая сила, над которой никто не имеет контроля – даже Бог, и что все события диктуются этой бессмысленной силой.

Случайность является непостоянной силой, которая заставляет вещи случаться «просто так», без какого-либо контроля или влияния со стороны Бога. В мире, управляемым случайностью, Бог может лишь предвидеть, что произойдет, но не более того. Все зависит от случайности. И если приверженцев данной теории спросить, почему все произошло именно так, у них не найдется другого ответа, кроме как сказать: «просто так получилось».

Предопределение, библейская доктрина, утверждает, что у Господа есть цель и Он, в соответствии со Своей волей, делает все для ее достижения (Ефесянам 1:11; Даниила 4:35; Исаии 14:24 и 46:10). Бог не делает и не разрешает ничего, кроме того, что служит достижению Его цели (Псалом 32:11). Это означает, что Бог является Владыкой мира, Тем, кто поступает согласно Своей воли.

Те, кто слепо верят в утверждение «чему быть – того не миновать», так же неправы, как и сторонники случайности событий. События на самом деле предопределены, но они предопределены всемогущим Богом, Который реализует Свои собственные решения.

Авторитетные исследователи Библии не верят в то, что все происходит «просто так». Они понимают, что мудрый, святой, милосердный и всемогущий Бог управляет каждой деталью нашей жизни (Матфея 10:29-30). Если человек отвергает Божье управление или презирает Его истинную абсолютную власть, то он не любит Господа и не желает Его присутствия в своей жизни. Он хочет следовать своим собственным путем. Такие люди могут сказать то же, что и нечистый дух в прошлом: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин?» (Марка 1:24). Но это невозможно, так как Бог является всемогущим Владыкой и от Своих замыслов не отрекается.

English



Вернуться на стартовую страницу

Что такое фатализм? Что такое детерминизм?

Поделиться этой страницей:

Фатализм — что это — детерминизм — волюнтаризм — фатализм Печорина

Фатализм (от лат. fafcalis — «роковой») — это убеждённость в том, что судьба человека предрешена. Случайности в жизни отрицаются.

Фаталист — это человек, который придерживается идей фатализма. Он верит в судьбу и считает, что от его поступков ничего не зависит.

Фатализм говорит о том, что не во власти человека менять что-либо в своем будущем.

В фатализме всегда присутствует такое понятие, как рок. Это значит, что у каждого человека есть предназначение. И что бы он не делал, его участь уже предрешена.

Фатальность — это что-то предрешённое, роковое, чего невозможно избежать. Например, часто говорят о фатальной ошибке или фатальном совпадении.

Синонимы фатализма — предопределённость, вера в судьбу.

Антонимы — волюнтаризм, либертарианство.

Фатализм в философии

Фатализм в философии связан с мифологией.

В качестве примера можно привести миф об Эдипе, сыне царя Лая и Иокасты.

Фатализм в мифе об Эдипе

Царю Лаю было предсказано, что его сын Эдип убьёт его и потом женится на Иокасте, своей матери.

Чтобы избежать такой судьбы царь решает бросить ребёнка на произвол судьбы. Эдипа подобрали и воспитали другие люди.

Позже, узнав, что ему предначертано убить отца и жениться на матери, Эдип решает уйти странствовать, чтобы быть подальше от семьи. Юноша и не подозревает, что это его приёмная семья.

В походе Эдип встречает своего настоящего отца, царя Фив. Оба естественно не ведают, кем приходятся друг другу.

Поссорившись о том, кто должен уступить дорогу, Эдип в ярости убивает своего отца. Затем, добравшись до Фив, Эдип спасает город от сфинкса. И в награду жители решают сделать его мужем вдовы недавно убитого царя — Иокасты.

Так, пророчество сбылось: Эдип убил своего отца и женился на матери.

Этот миф отражает фатализм и неизбежность судьбы. Эдип пытался изменить свою судьбу, но что бы он не делал, всё равно судьба оказалась сильнее.

Примеры фатализма в литературе

Фатализм находит своё отражение и в литературе.

В качестве примера можно привести поэму «Илиада» древнегреческого поэта Гомера.

В этой поэме говорится о том, что даже всесильный из богов Зевс не может изменить судьбу.

Зевс берёт золотые весы и взвешивает на них судьбы Гектора и Ахиллеса. Бог понимает, что Гектору, который столь дорог ему, судьба пророчит смерть.

Он предлагает богам спасти Гектора. Но Афина считает, что Гектор уже «обречён роком» и что боги не должны вмешиваться.

Питер Пауль Рубенс «Победа Ахиллеса над Гектором», 1630 г.

Русский фатализм

Примером русского фатализма является произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Лермонтов посвятил этому вопросу целую последнюю главу («Фаталист»).

Тема фатализма в ней раскрывается через главного героя Григория Печорина.

Несмотря на то, что Печорин по своим высказываниям и мыслям был фаталистом, всё же он верит, что судьбу можно изменить.

Лермонтов поднимает вопрос о фатализме в обществе и как его можно преодолеть.

Михаил Врубель «Печорин», 1891 г.

Фатализм, детерминизм, волюнтаризм

Детерминизм (от лат. detehninare — «определять») — это убеждение в философии, согласно которому есть какое-то одно событие в прошлом (причина), которое провоцирует другое событие (следствие).

То есть каждое событие является следствием предыдущего события.

В случае с фатализмом же наши действия не имеют значения, поскольку наша участь, т. е. судьба уже написана.

Волюнтаризм (от лат. voluntarius — «волевой») — это убеждение, что именно воля определяет нашу судьбу и судьбу человечества.

Причём речь может идти о воле человека, т. е. о его поступках, упорстве, самоконтроле. Или же о воле богов.

Волюнтаризму посвящали свои работы такие философы как Иммануил Кант (1724–1804), Фридрих Ницше (1844–1900), Иоганн Фихте (1762–1814) и др.

Узнайте также, что такое Карма.

Дата обновления 27/03/2020.



Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать

  • Нигилизм
  • Рационализм
  • Парадокс
  • Синкретизм
  • Агностицизм
  • Постмодернизм
  • Культура
  • Философия
  • Анархизм
  • Фольклор

Что такое фатализм? Что такое детерминизм?

HomeContent IndexWorldviewWorldview Application Fatalism

Вопрос

Ответ

Начнем с некоторых общих определений фатализма

и детерминизма и некоторых родственных терминов: зависит от и подчиняется причинно-следственным законам. Детерминизм связан с фатализмом, поскольку детерминисты считают, что все события, в том числе действия человека, вызваны чем-то другим. Обычно считается, что детерминизм несовместим со свободой воли.

Фатализм : Вера в то, что «что будет, то будет», поскольку все прошлые, настоящие и будущие события уже предопределены Богом или другой всемогущей силой, такой как «Судьба». В религии фатализм иногда можно спутать с предопределением, учением о том, что Бог выбирает тех, кто попадает на небеса еще до их рождения. Важно отметить, что Библия учит предопределению, но не исключает свободы воли; таким образом, Библия не учит фатализму.

Свобода воли : Свобода выбора или самоопределения, которой обладают люди; те, кто верит в свободу воли, считают, что в любой ситуации человек мог бы поступить иначе, чем он сделал. Философы утверждали, что свобода воли несовместима с детерминизмом и фатализмом.

Индетерминизм : Представление о том, что существуют события, не имеющие никакой причины; многие сторонники свободы воли считают, что акты выбора не зависят ни от каких физиологических или психологических причин.

Теологический фатализм или теологический детерминизм — это попытка продемонстрировать логическое противоречие между всеведущим Богом и свободной волей, где свобода воли определяется как способность выбирать между альтернативами. В этом его цель похожа на загадку «Может ли всемогущий Бог сделать скалу слишком тяжелой, чтобы Он мог ее поднять?»

Посылки теологического фатализма формулируются следующим образом: Бог всеведущ. Поскольку Бог всеведущ, Бог обладает непогрешимым предвидением. Если у Бога есть безошибочное предвидение того, что завтра вы будете участвовать в событии (косить газон), то вы обязательно должны участвовать в этом событии (косить газон).

Следовательно, согласно теологическому фатализму, свободная воля невозможна, так как у вас нет альтернативы, кроме участия в событии (покосить газон). Если вы не косите газон, то Бог не всеведущ. Но если вы косите газон, то у вас нет свободы воли из-за вашей неспособности выбрать альтернативу.

Вот аргумент против теологического фатализма: Бог всеведущ. Поскольку Бог всеведущ, Он также непогрешим. Если у Бога есть непогрешимое предвидение, что завтра вы будете косить газон, то вы будете свободно выбирает , а не из-за обязательств или отсутствия выбора. У вас все еще есть свобода воли косить газон или не косить его; Бог просто знает ваш выбор до того, как вы его сделаете. Вы не обязаны косить газон завтра больше, чем играть в теннис или печь торт. Если бы ты собирался передумать, Бог бы увидел и это, так что у тебя все еще есть свобода воли во всех делах. Кроме того, вы все равно будете делать тот же выбор (осуществляя свою свободную волю), даже если Бог выбрал , а не , чтобы увидеть будущее. Пассивное предвидение Богом будущего не изменяет вашей свободной воли.

Существует огромная разница между фатализмом, случайностью (или удачей) и предопределением.

Фатализм учит, что существует слепая, безличная сила, над которой никто не властен, даже Бог, и что события управляются этой слепой, бесцельной силой.

Случайность (или удача) — это капризная сила, которая якобы заставляет вещи происходить «к счастью» без какого-либо контроля или направления со стороны Бога. В мире, где правит случай, Бог может предвидеть, что произойдет, но не более того. Все зависит от простой удачи. И если защитника случая спросить, почему или как что-то происходит, у него нет ответа, кроме как пожать плечами и сказать: «Это просто произошло».

Предопределение, библейское учение, говорит, что у Бога есть цель, и Он совершает все в соответствии со Своей собственной волей и намерением (Ефесянам 1:11; Даниила 4:35; Исаии 14:24; 46:10) . Предопределение учит, что Бог не делает и не разрешает ничего, кроме того, что служит Его цели (Псалом 32:11). Это означает, что БОГ — СУВЕРЕН мира, Тот, кто делает все по Своей воле.

Те, кто слепо верит в que sera, sera или «что будет, то будет», так же неправы, как и сторонники случая. Это правда, что события неизбежны, но только благодаря суверенному Богу, исполняющему Свои собственные постановления.

Серьезные исследователи Библии не верят, что вещи «просто случаются». Христиане отвергают фатализм и безбожный детерминизм. Скорее, они понимают, что мудрый, святой, добрый и суверенный Бог контролирует каждую деталь жизни (Матфея 10:29–30). Человек, который на самом деле не хочет, чтобы Бог имел этот контроль, или кто презирает истину о Божьем суверенитете, не любит Бога и не хочет, чтобы Бог присутствовал в его жизни. Но Бог суверенен, и Он не может отречься от Себя.

Вернуться по адресу:

Вопросы по теологии

Что такое фатализм? Что такое детерминизм?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Разница между детерминизмом и фатализмом

Детерминизм против фатализма можно выделить ряд различий. И фатализм, и детерминизм считают, что нет ничего лучше свободы воли и что это всего лишь иллюзия. Если мы думаем, что мы бессильны и то, что предначертано или является нашей судьбой, произойдет, что бы мы ни делали, такое отношение называется фатализмом. С другой стороны, тех, кто считает, что у каждого следствия есть причина и что завтрашний день зависит от того, что мы делаем сегодня, называют детерминистами или верящими в детерминизм. Это подчеркивает, что эти две философии отличаются друг от друга. Есть много других различий, о которых будет сказано в этой статье, благодаря пониманию детерминизма и фатализма.

Что такое детерминизм?

Детерминизм — это сторонник причин и следствий в том смысле, что все происходящее является результатом наших прошлых действий . Он считает, что даже наше настоящее является результатом наших действий в прошлом. Его не следует путать с термином детерминация, который подчеркивает возможность действий, направленных на изменение хода жизни. В детерминизме основной идеей является причинно-следственная связь.

Например, если человек ведет себя определенным образом, детерминисты считают, что в будущем его жизни будет соответствующий эффект. Мысли и действия человека причинно связаны с его будущим.

Детерминизм также можно рассматривать как ключевой принцип бихевиоризма в психологии. В частности, бихевиористы, такие как Б. Ф. Скиннер, подчеркнули, что идею детерминизма можно наблюдать, а также использовать при изменении человеческого поведения. С этой точки зрения свобода воли рассматривается как оппозиция детерминизму. Способность человека действовать по своей свободной воле полностью отвергается теми, кто верит в детерминизм.

Что такое фатализм?

Согласно фатализму, все события в жизни предопределены . Фатализм говорит, что бесполезно противостоять тому, что происходит, и что то, что должно произойти, произойдет и неизбежно. Фаталисты утверждают, что разговоры о том, что прошлое или настоящее отличаются друг от друга, бесполезны, поскольку все решено заранее, а люди — всего лишь марионетки, которых всемогущий заставляет танцевать. Фатализм придерживается твердого мнения, что уже решено, переродимся мы или отправимся в ад или рай, и мы просто следуем курсом, который был намечен для нас.

В этих подходах тоже есть некоторое сходство, о чем свидетельствует отказ от свободы воли, а также взгляды на события в жизни. В то время как фатализм утверждает, что события предопределены (все события неизбежны, и никто не может ничего сделать, чтобы предотвратить их возникновение), детерминизм утверждает, что события могут быть определены заново, но на основе наших действий в прошлом. Фаталист не посмотрит в сторону перед переходом дороги, так как считает, что то, что произойдет, произойдет и не зависит от его действий. С другой стороны, детерминированный человек считает, что каждое действие является результатом какого-то действия в прошлом, и поэтому он может предпринять действия, чтобы избежать несчастного случая.

В чем разница между фатализмом и детерминизмом?

  • Фатализм и детерминизм — два подхода в философии, которые имеют разные взгляды на события в жизни.
  • Фатализм опошляет все действия человека, так как утверждает, что события в жизни предопределены и то, что должно произойти, произойдет, несмотря ни на что.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *