Кто такой гедонист? — 24СМИ
Содержание
- Значение слова
- Философия и психология гедонизма
- Чем плох гедонизм
- Как выявить гедонизм
- Синонимы и антонимы
В 2017 году мало кому знакомы понятия гедонист, эпикуреец и сибарит. Если не углубляться в философию и психологию, эти слова так и останутся незнакомыми. Эти понятия уже спокойно считаются архаизмами (устаревшие слова) либо как минимум терминами, к использованию которых прибегают крайне редко. Прочитав статью, вы не только узнаете значение неизвестных слов, но и сможете понять, есть ли у вас что-то общее с этими понятиями.
Значение слова
Гедонист – человек, который живет ради получения удовольствия. Простыми словами, это тот, кто эгоистично заботится о собственном комфорте, удовольствии и благе. Такие люди не думают о завтрашнем дне и не беспокоятся о физических благах. Одним из таких был Омар Хайям.
ГедонистГедонисту важно, чтобы чувство эстетического наслаждения и удовольствия его не покидало. Такие люди по собственной психологии живут «одним днем». Кроме того, гедонисты подвержены стрессовым факторам, если лишаются главного счастья – чувства удовлетворенности.
Философия и психология гедонизма
В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа — Аристипп и Эпикур.
Философ АристиппАристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.
В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.
Философ ЭпикурИнтересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.
Чем плох гедонизм
Казалось бы, что плохого в том, что человек постоянно стремится к благу и счастью? Все бы ничего, если бы это достигалось теми путями, которые не мешают остальным людям и обществу в целом. Однако гедонисты порою представляют угрозу окружающим и этим наживают немало врагов.
Теперь давайте задумаемся над тем, что счастье у каждого отдельного индивида – разное. На планете Земля 7 млрд. людей, и каждый получает удовольствие от конкретных вещей. Один счастлив после секса, другому нравится чувство эйфории от наркотиков, а некоторым приносит удовлетворение вкусная еда. Также большинство людей получают удовольствие от власти, денег и полномочий статуса. Кроме того, у подростков наблюдается игромания, когда компьютерная игра становится смыслом жизни.
Одно из проявлений гедонизмаВсе это – не что иное, как форма гедонизма. Не верите? Подумайте сами. Наркоман употребляет наркотики, от чего получает удовлетворение в приступах эйфории. Зависимый не собирается отказываться от вредных веществ, аргументируя это тем, что препараты делают человека счастливым. Это ли не гедонизм? Аналогично и с другими случаями, к примеру, случайные сексуальные связи, переедание, превышение полномочий и властность.
В подобных случаях гедонисты открыто наживают врагов, не думая о последствиях. Обычные разговоры вряд ли помогут в решении этой проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи психолога и близких людей.
Никто не говорит, что стремление к высшим благам – неправильно. Но не забывайте, что гедонизм проявляется в паре с эгоизмом. А значит, окружающие при этом будут страдать.
Как выявить гедонизм
Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:
- слабая сила воли;
- стремление к благам с наименьшими усилиями;
- невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
- завышенная самооценка;
- лень;
- слабая способность самоконтроля.
Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.
Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.
Синонимы и антонимы
Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.
Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью. Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения. В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.
СибаритЭпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья. Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.
ЭпикуреецЭпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.
Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.
ЭстетЭстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.
Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».
АскетАскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.
Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.
что это такое? Кто такой гедонист простыми словами
Автор:
Ньютон
15 октября 2019 14:54
Метки: гедонизм гедонист знания значение слов философия
Что значит гедонизм и кого называют гедонистом? Значение слов, синонимы, примеры употребления. Гедонизм в философии — Аристипп и киренаики, Эпикур и эпикурейцы, Бентам и Милль. В чем разница между гедонизмом, утилитаризмом и эвдемонизмом? Гедонизм и аскетизм.
Источник:
Гедонизм и гедонист — это.
..Гедонизм — это стремление к удовольствиям, наслаждениям.
В философии гедонизм — направление этики, которое признает наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни. То, что приносит людям наслаждение — добро; то, что приносит людям страдания — зло.
Гедонист — это человек, который живет ради наслаждений, ищущий удовольствий. В вульгарном понимании гедонист — человек, всеми силами и средствами стремящийся к чувственным удовольствиям.
Синонимы к слову «гедонист»: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.
Ударение ставится на последний слог — гедони́зм. Термин происходит от древнегреческого слова ἡδονή — наслаждение, удовольствие.
Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам
В философской теории ценностей гедонизм — это учение об удовольствии как о смысле жизни, высшем благе. Наслаждение — единственная «настоящая» ценность человека, полагают гедонисты. Все остальное — лишь средства, чтобы достичь удовольствия и избежать страданий.
Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Счастье — это достижение максимального удовольствия при отсутствии боли, учил он. Но для достижения счастья нужно не увеличивать число наслаждений, а уметь по-настоящему наслаждаться телесными и духовными удовольствиями — и благодаря этому быть свободным. Представители философской школы Аристиппа из Кирены назывались киренаиками.
Древнегреческий философ Эпикур описывал наслаждение как избавление от страданий, несчастья и страха. Счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, полагал Эпикур. Он не проповедовал погоню за плотскими удовольствиями, а учил, что человек должен довольствоваться малым и ценить простые радости вроде дружбы — тогда жизнь будет прожита не зря.
В эпоху расцвета Римской империи появилась вульгарная трактовка гедонизма как погони за чувственными удовольствиями.
Вильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века
В Средние Века христианство противопоставило гедонизму аскетизм — отказ от земных благ. Однако в эпоху Возрождения эпикурейские идеи умеренного гедонизма вновь заинтересовали гуманистов. У просветителей XVIII века они получили развитие в идее разумного эгоизма — умения жить своими интересами, но не нарушать интересов других людей.
Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим — в этом, на мой взгляд, заключена вся суть нравственности.
Себастьен-Рок Никола де Шамфор
Новый философский подход к гедонизму предложил британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832). Он сформулировал теорию утилитаризма, согласно которой общество должно стремиться к максимальному удовольствию всех людей.
Польза в утилитаризме — это не личное счастье, а «величайшая сумма общего счастья всех», конечная цель человека, писал британский философ Джон Милль в работе «Утилитаризм» (1861).
Джон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса
Гедонизм, утилитаризм и эвдемонизм — в чем разница?
Гедонизм как философская концепция провозглашает стремление человека к удовольствиям. Разделяют этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм не дает моральных оценок — это описательное учение о том, что люди стремятся к наслаждению и стараются избегать страданий. Этический гедонизм — учение о том, что следует стремиться к удовольствию.
Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Философия Эпикура близка именно к эвдемонизму, поскольку он проповедовал удовольствие души, а не удовольствие тела.
Утилитаризм — этическое направление, которое оценивает поступки по их результату, полезности для людей. Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей, считают сторонники утилитаризма. Утилитаристы обычно не разделяют понятия удовольствия и счастья.
Гедонизм и гедонист. Примеры употребления слов
Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая решает вопрос просто и определенно, считая удовольствие как таковое благом, а страдание злом, то мы должны поставить особо принципиальный вопрос об этической ценности страдания.
С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)
Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений.
Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)
Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек добровольно жертвует собой, потому что это доставляет ему удовольствие.
Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)
Хотя студентами Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма — Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.
Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)
Наш с вами долг — противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха — проповедь образа Христа, слова евангельской истины.
Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)
Мы помогаем им чудовищно разбогатеть специально для того, чтобы принести их в дар силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей.
Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)
Что такое гедонизм и как он влияет на ваше здоровье?
Это первая статья в нашей серии из трех статей, посвященных гедонизму и здоровью. Сегодня мы рассмотрим, что такое гедонизм (и чем он не является), как он связан с вашим здоровьем и как вы можете добавить (и оценить) несколько простых удовольствий в своей повседневной жизни.
Думаю, я могу быть гедонистом. Вы представляете, как я нюхаю кокаин через 100-долларовые купюры, с бокалом шампанского в одной руке, а другой ласкаю твердое бедро незнакомца? Прежде чем вы осудите меня сурово, я знаю, что у гедонизма плохая репутация, но, возможно, пришло время пересмотреть свое мнение.
Что, если вместо гарантированного пути к гибели с односторонним движением гедонизм полезен для здоровья? Если мы думаем о гедонизме как о преднамеренном наслаждении простыми удовольствиями, такими как игра в опавших листьях, моменты общения с друзьями или объятия с собакой, то, вероятно, так оно и есть. Поиск и максимизация таких удовольствий может улучшить наше здоровье и благополучие.
Итак, откуда взялись наши представления о гедонизме и как мы можем использовать гедонизм для улучшения нашего здоровья и качества жизни?
Популярный взгляд на гедонизм
В широком смысле гедонист — это тот, кто пытается максимизировать удовольствие и минимизировать боль. Джордан Белфорт (Леонардо ДиКаприо) в фильме «Волк с Уолл-Стрит» Вероятно, это популярное представление о типичном гедонисте, где его чрезвычайное богатство позволяет ему потворствовать своему ненасытному голоду во всем, что доставляет удовольствие.
Джордан Белфорт (его играет Леонардо ДиКаприо) в «Волке с Уолл-стрит» — один из популярных образов гедониста.Бот-гедонизм из «Футурамы» — еще один персонаж, изысканно соприкасающийся с вещами, доставляющими удовольствие.
Бот-гедонизм Футурамы знает, что доставляет ему удовольствие, и это не всегда обычные подозреваемые.Но такое поведение лучше назвать развратом – крайним потворством телесным удовольствиям и особенно сексуальным удовольствиям – а не гедонизмом.
Гедонизм имеет свои философские корни еще у Платона и Сократа, но древнегреческому философу Эпикуру часто приписывают формулировку ранней разновидности гедонизма, основанной не на жизни с необузданными аппетитами, а на умеренных удовольствиях и уважении к другим.
Сегодня существует множество взглядов на то, что такое гедонизм.
Во многом это связано с некоторыми очень тонкими философскими аргументами о том, как мы должны концептуализировать удовольствие.Что такое удовольствие?
Было бы полезно думать об удовольствии просто как о субъективном состоянии наслаждения. Это широкая перспектива, но ее легко применить к нашей повседневной жизни. Итак, ласка любовника доставляет мне удовольствие, но так же может доставить удовольствие музыкальное произведение, смех с друзьями или просто спокойное сидение в удобном кресле после бурного дня.
Подобно тому, как разные переживания могут вызвать одинаковую дрожь удовольствия, одно и то же переживание может вызывать у разных людей разные реакции — от крайнего удовольствия до определенного неудовольствия.
Не существует единого стимула, который все время вызывал бы у всех одинаковую реакцию: удовольствие — это взаимодействие между стимулом и воспринимающим.
Читать далее:
Озноб и острые ощущения: почему одни люди любят музыку, а другие нет
Если вы закрываете глаза и думаете о моменте, когда вы испытали покалывание удовольствия, скорее всего, вы вспоминаете сексуальный опыт или что-то вкусное, что вы ели. Возможно, воспоминание связано с очень хорошим бокалом вина или последними 50 метрами долгой, приятной пробежки.
И это хорошо, правда? Сексуальное удовольствие связано со здоровьем и благополучием. Например, женщины, которые говорят, что удовлетворены своей сексуальной жизнью, имеют более высокие баллы по показателям психологического благополучия и жизнеспособности. Говорят, что обычный бокал вина оказывает защитное действие против деменции и сердечных заболеваний, возможно, благодаря содержащимся в нем антиоксидантным флавоноидам. И всем известны преимущества физической подготовки.
Что ж, эти действия хороши… до тех пор, пока они не станут плохими. Многие из вещей, которые обычно доставляют нам удовольствие, также могут быть использованы рискованным или вредным образом.
Когда удовольствие становится проблемой
Зависимость, наркомания, переедание и компульсивное потребление могут рассматриваться как рискованное или вредное использование в других отношениях приятных впечатлений, таких как употребление алкоголя и других наркотиков, занятия спортом и секс.
Может быть трудно определить точку, в которой ранее приятное поведение становится проблематичным. Но где-то между случайным наслаждением пивом и желанием выпить перед тем, как встать с постели каждое утро, мы прошли переломный момент.
Однако на данном этапе удовольствие больше не является ни мотивом, ни результатом поведения. Неконтролируемый «голод» уничтожил удовольствие, и лучшее, на что мы можем надеяться, — это облегчение. Без удовольствия поведение перестает быть гедонистическим.
Целеустремленная погоня за одним интенсивным удовольствием за счет других аспектов жизни, которые приносят смысл и удовольствие, также контрпродуктивна для насыщенной и приятной жизни. Это ставит его далеко за рамки представлений Эпикура об умеренных удовольствиях и самоконтроле.
Давайте рационально относиться к гедонизму
Итак, когда нам нужно внести ипотеку или арендовать квартиру и сохранить нашу сложную жизнь в нужном русле, как может выглядеть жизнь современного гедониста?
Практическим определением может быть тот, кто пытается максимизировать повседневные удовольствия, при этом уравновешивая другие заботы. Я назову это своего рода «рациональным гедонизмом». На самом деле Эпикур подчеркивал простую, гармоничную жизнь без погони за богатством или славой.
Максимальное удовольствие, в отличие от разврата или зависимости, не обязательно должно принимать форму большего, большего, лучшего. Вместо этого мы наслаждаемся повседневными удовольствиями. Мы наслаждаемся ими, пока они происходят, используя все наши чувства и внимание, активно предвосхищаем их и размышляем о них с эффектом погружения.
Читать далее: Эмоции и еда: мечта маркетолога?
Итак, если мой утренний кофе доставляет мне удовольствие, я могу сделать паузу и насладиться им, пока пью его: полностью вдохнуть его аромат и сосредоточиться на нюансах теплого, дымного, горького вкуса. Я должен полностью сосредоточиться на его тепле в своих руках, на его ощущении во рту и на каскаде ощущений и ароматов, которые он доставляет.
Мало того, утром, перед кофе, я могу его предвидеть. Я могу представить, как это будет прекрасно. А позже, в течение дня, я могу сделать паузу и подумать о том кофе, о том, каким он был теплым и вкусным, каким он был на вкус и запах.
Другими словами, я могу погрузиться в эти мгновения, в предвкушение, в само питье и в воспоминание, и сосредоточить на них все свое внимание. Такое наслаждение приводит к совершенно другому и более богатому опыту, чем если бы я рассеянно глотал кофе, уклоняясь от пробок и разговаривая по телефону.
В статье «Почему маленькие удовольствия имеют большое значение» обсуждается, как ценить повседневные гедонистические удовольствия жизни, такие как приятные текстуры или запахи, без необходимости тратить деньги на дорогие вещи или впечатления.Акт смакования усиливает удовольствие, которое мы извлекаем из простых вещей, и доставляет от них большее удовлетворение. Одно исследование показало, что, потратив немного времени на предвкушение перед тем, как съесть шоколад, участники в целом стали есть меньше шоколада.
Внимание, кажется, является ключом к связи между приятными ощущениями и благополучием.
Какая польза от гедонизма?
Состояние удовольствия связано со снижением стресса. Поэтому, когда мы чувствуем удовольствие, наша симпатическая нервная система — реакция «бей или беги», которую мы испытываем, когда чувствуем угрозу, — успокаивается. Во-первых, нас возбуждает раздражитель, затем, если мы оцениваем ситуацию как безопасную, у нас возникают «стресс-терминирующие реакции», которые мы переживаем как расслабление или снятие стресса.
Исследования показывают, что приятные эмоции связаны с более широким и творческим мышлением и целым рядом положительных результатов, включая лучшую устойчивость, социальные связи, благополучие, физическое здоровье и долголетие. Таким образом, удовольствие может не только помочь нам жить более приятно, но и дольше.
Гедонизм для здоровья и хорошего самочувствия
Максимизация повседневных удовольствий может быть использована в терапии и является многообещающим методом лечения депрессии.
Одно исследование школьников показало, что сосредоточение внимания на приятных ежедневных событиях, в данном случае запись их в дневник, уменьшало депрессивные симптомы, и эффект сохранялся три месяца спустя.
Сосредоточение внимания на приятных аспектах здоровой пищи также может быть более эффективным способом есть больше, чем сосредоточение внимания на том, насколько она «здорова». Подобные подходы, вероятно, будут эффективны в отношении упражнений и других видов поведения, связанных с пользой для здоровья.
То, что мы знаем о преимуществах такого рационального гедонизма, вероятно, выросло отсюда. Мы только начали исследовать терапевтическую ценность смещения фокуса, чтобы полностью сосредоточиться на удовольствии и максимизировать его.
Мы знаем, что вмешательства, побуждающие людей сосредотачиваться на приятных переживаниях, связаны с улучшением самочувствия.
Читать далее: Поиск сиюминутного удовольствия: как просмотр произведений искусства может помочь людям с деменцией
Содействие благополучию пожилых людей является особенно многообещающей областью. Наслаждение удовольствием связано с устойчивостью пожилых людей, а положительные эмоции могут помочь компенсировать пагубные последствия одиночества. Кроме того, независимо от состояния физического здоровья, способность получать удовольствие связана с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью.
И смаковать можно научить. В одном исследовании изучались эффекты восьминедельной программы, пропагандирующей наслаждение для группы взрослых в возрасте 60 лет и старше, проживающих в общине. Программа снизила показатели депрессии, физические симптомы и проблемы со сном, а также повысила психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью.
Тем временем мы должны демонстративно избавиться от идеи, что удовольствие слегка постыдно или легкомысленно, и стать первыми приверженцами этого рационального вида гедонизма. Мы можем думать об Эпикуре и намеренно наслаждаться простыми удовольствиями, которые научились не замечать.
Прочтите другие статьи из нашей серии статей о гедонизме и здоровье:
Гедонизм не только ведет к пьянству, но и является частью решения проблемы
Почему мы помним нашу молодость как одну большую гедонистическую вечеринку
гедонизм | Философия и определениеЧиро Ферри: Триумф Вакха
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Аннисерис
- Похожие темы:
- психологический гедонизм Киренаик лови момент гедонистический парадокс удовольствие
См. весь связанный контент →
гедонизм , в этике общий термин для всех теорий поведения, в которых критерием является удовольствие того или иного рода. Слово происходит от греческого hedone («удовольствие»), от hedys («сладкий» или «приятный»).
Гедонистические теории поведения существовали с древнейших времен. Их критики постоянно искажали их из-за простого заблуждения, а именно предположения, что удовольствие, поддерживаемое гедонистом, обязательно имеет чисто физическое происхождение. Это предположение в большинстве случаев является полным извращением истины. Практически все гедонисты признают существование удовольствий, получаемых от славы и репутации, от дружбы и симпатии, от знаний и искусства. Большинство настаивало на том, что физические удовольствия не только эфемерны сами по себе, но и включают в себя либо в качестве предварительных условий, либо в качестве последствий такие боли, которые не учитывают любую большую интенсивность, которую они могут иметь, пока они длятся.
Самая ранняя и самая крайняя форма гедонизма — это киренаикский гедонизм, сформулированный Аристиппом, который утверждал, что целью хорошей жизни должно быть чувственное удовольствие в данный момент. Поскольку, как утверждал Протагор, познание состоит исключительно из сиюминутных ощущений, бесполезно пытаться вычислять будущие удовольствия и уравновешивать их страданиями. Истинное искусство жизни состоит в том, чтобы вкладывать в каждый момент как можно больше удовольствия.
Ни одна школа не была более подвержена описанному выше заблуждению, чем эпикурейская. Эпикуреизм полностью отличается от киренаизма. Для Эпикура удовольствие действительно было высшим благом, но на его интерпретацию этой максимы глубоко повлияло сократовское учение о благоразумии и аристотелевская концепция лучшей жизни. Истинный гедонист стремился бы к жизни, полной непрекращающихся удовольствий, но это было бы достижимо только под руководством разума. Необходим самоконтроль в выборе и ограничении удовольствий с целью свести боль к минимуму. Эта точка зрения легла в основу эпикурейского принципа: «Начало всего этого и величайшее благо — благоразумие». Эта отрицательная сторона эпикуреизма развилась до такой степени, что некоторые члены школы находили идеальную жизнь скорее в безразличии к боли, чем в положительном наслаждении.
В конце 18 века Джереми Бентам возродил гедонизм и как психологическую, и как моральную теорию под эгидой утилитаризма. У людей нет другой цели, кроме величайшего удовольствия, поэтому каждый человек должен стремиться к величайшему удовольствию. Казалось бы, из этого следует, что каждый человек неизбежно всегда делает то, что должен. Бентам искал решение этого парадокса в разных случаях в двух несовместимых направлениях. Иногда он говорит, что поступок, который человек совершает, есть поступок, который он совершает.0003 думает, что доставит наибольшее удовольствие, тогда как действие, которое следует совершить, действительно доставит наибольшее удовольствие. Одним словом, расчет есть спасение, а грех есть недальновидность. В качестве альтернативы он предполагает, что действие, которое человек совершает, доставляет ему наибольшее удовольствие, в то время как действие, которое следует совершать, доставляет всем тем, кого оно затрагивает, наибольшее удовольствие.
Психологическая доктрина о том, что единственной целью человека является удовольствие, подверглась эффективной критике со стороны Джозефа Батлера. Он указал, что у каждого желания есть свой конкретный объект, и что удовольствие приходит как долгожданное дополнение или бонус, когда желание достигает своей цели. Отсюда парадокс: лучший способ получить удовольствие — это забыть о нем и всем сердцем заняться другими целями. Батлер, однако, зашел слишком далеко, утверждая, что удовольствие не может быть целью. Обычно, когда кто-то голоден, любопытен или одинок, у него возникает желание поесть, узнать или составить компанию. Это не желания удовольствия. Можно есть сладости и тогда, когда не голоден, ради удовольствия, которое они доставляют.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Моральный гедонизм подвергся нападкам со времен Сократа, хотя моралисты иногда доходили до крайности, утверждая, что люди никогда не обязаны приносить удовольствие. Может показаться странным говорить, что человек обязан стремиться к удовольствию, но удовольствия других, безусловно, считаются одним из факторов, имеющих значение при принятии морального решения. К тем, которые обычно выдвигаются против гедонистов, можно добавить одно особое замечание: хотя они утверждают, что упрощают этические проблемы, вводя единый стандарт, а именно удовольствие, на самом деле они придерживаются двойного стандарта. Как сказал Бентам, «природа поставила человечество под управление двух суверенных владык, боли и удовольствия». Гедонисты склонны относиться к удовольствию и боли так, как если бы они были, подобно теплу и холоду, степенями одной шкалы, тогда как на самом деле они различны по своему типу.