Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Гештальт закрыть в отношениях: Как закрыть гештальт в отношениях с мужчиной, незавершенный гештальт в отношениях

Содержание

Как закрыть гештальт в отношениях с мужчиной и женщиной

Гештальт – это неразрешенная проблема из прошлого. Слово «гештальт» с немецкого языка переводится как «образ». Так называют непроработанную психотравму. Из-за нее в настоящем образуется навязчивый комплекс образов и неотреагированных эмоций, который не дает покоя. Закрыть гештальт в отношениях – это значит расставить все точки над i.

Говоря простым языком, гештальт – это какая-то незавершенная ситуация из прошлого, которая мешает в настоящем. Причем сам гештальт может быть в отношениях с родителями, а отражается это на любовных отношениях. Именно первая проблема (детские травмы) чаще встречается среди запросов в кабинете психолога. Однако и незавершенный опыт в личных отношениях нередко беспокоит людей. Итак, как же закрыть гештальт в прошлых отношениях с мужчиной или женщиной? И можно ли это сделать самостоятельно?

Содержание

  • Что означает закрыть гештальт в отношениях
  • Признаки
  • Как завершить гештальт в отношениях самостоятельно
    • С мужчиной
    • С женщиной
  • Как закрыть гештальт прошлых отношений
  • Ошибки, которые лучше не допускать
  • Заключение

Что означает закрыть гештальт в отношениях

Закрыть гештальт – это значит вернуться в прошлое, прожить травмирующую ситуацию и завершить ее. Только после того, как человек получит ответы на все беспокоящие вопросы и выразит все, что накопилось, он сможет отпустить прошлое и счастливо жить в настоящем.

Пример. Без объяснения причины мужчина бросил девушку. Перестал отвечать на звонки, игнорировал сообщения, избегал встреч и не шел на контакт, если девушка приходила к нему на работу. Спустя время она отступила, но главный вопрос так и остался без ответа: «Почему наши отношения закончились?». С тех пор девушка не может начать новые отношения, потому что боится, что они закончатся так же неожиданно. А еще она постоянно ищет причину в себе и уже накидала небольшой список того, что в ней не так. Но ведь она все равно не может быть уверена, что дело именно в этом. В общем, сплошные сомнения и возврат в прошлое. Незакрытый гештальт как он есть. В данном случае закрыть гештальт – значит понять, почему отношения закончились.

Признаки

Вам кажется, что вы ходите по кругу, наступаете на одни и те же грабли – это главные признаки открытого гештальта. Суть феномена в том, что при незавершенном гештальте подсознательно человек сам снова и снова создает условия, подобные тем, что были у проблемной ситуации из прошлого. А также он сам находит людей, которые помогут ему проиграть ситуацию. Он снова и снова воспроизводит травмирующую историю, желая разобраться в ней, но заканчивается все одинаково: история обрывается примерно там же, где и прошлый раз.

А вот по каким еще признакам вы можете заподозрить открытый гештальт в своих отношениях с мужчиной/женщиной:

  1. Чувство обиды. Причем оно может проявляться так: «Не буду я ему сама звонить», «Да пошла она, еще отношения с ней выяснять, время на нее тратить», «Сфоткай меня так, чтобы он понял, кого потерял», «Видела его новую девушку, ну и страшила», «Это ее новый парень? М-да». То есть обида всегда тесно связана со злостью, невыраженными претензиями, агрессией. Иногда под раздачу попадают ни в чем не повинные люди.
  2. Подсознательное сравнение нынешнего партнера с предыдущим. Вы и сами можете не всегда замечать это, но если проскальзывают фразы типа: «А вот он всегда знал, как меня успокоить», «А она вкуснее готовила и обнимала нежнее», значит, прошлое еще не оставлено. И даже если сравнение идет в негативном ключе, значит, вы еще не отпустили бывшего партнера. Например: «Вот ты всегда меня понимаешь, а бывший ни намеков, ни прямых просьб не понимал».
  3. Слишком частое упоминание о бывшем/бывшей. Не важно, где и в каком контексте. Если снова и снова возвращаетесь к этому, значит, рана еще не стала шрамом. В эту же группу признаков можно отнести такое поведение, при котором человек продолжает через третьи руки или социальные сети интересоваться жизнью бывшего партнера.

Интересно! Многие люди считают, что если какой-то человек часто снится, то это говорит о незакрытом гештальте. На самом деле это необязательно так, наоборот, такие действия мозга могут быть попыткой прожить травму, отреагировать на ее хотя бы во сне. Наше подсознание часто именно так борется с травмами.

Как завершить гештальт в отношениях самостоятельно

Итак, как самостоятельно закрыть гештальт в отношениях с мужчиной или женщиной при расставании? Можно использовать одни и те же техники. Подсознательно многие люди сами обращаются к этому. Однако давайте рассмотрим, что встречается чаще в том или ином случае.

С мужчиной

Многие женщины действуют по принципу «клин клином», а точнее «мужчину мужчиной». Они ищут того, кто затмит предыдущего, заставит забыть и о прошлом партнере, и вообще обо всем на свете. Происходит перестройка гештальта. Значимой фигурой становится другой молодой человек. Правда, есть у этого метода и минусы. Во-первых, вы снова попадете в ловушку сравнения. Во-вторых, подсознательно вы можете сами помешать выстраиванию новых отношений. Из-за этого психологи редко советуют использовать этот метод, но кое-где вы можете встретить такие рекомендации, и кому-то это помогает.

С женщиной

Если женщины чаще «вышибают» мужчину мужчиной, то представители сильного пола выбирают в качестве альтернативы работу или какое-то увлечение. Они пытаются сделать смыслом жизни, значимой фигурой друзей, хобби, труд. Но и тут есть свои опасности: риск подавить эмоции, а не избавиться о них, чем усугубить свое состояние и вероятность стать трудоголиком. Последнее в запущенных случаях трансформируется в форму зависимости и средство ухода от реальности. Но опять же, кому-то этот способ помогает.

Важно! Закрывая гештальт в отношениях с мужчиной или женщиной при помощи описанных методов, не забывайте сознательно работать с проявлениями травмы. Например, учитесь ловить себя на мысли, когда снова захочется зайти к бывшему партнеру на страничку в социальной сети, и отвлекайте свое внимание на что-то другое, всеми силами запрещайте себе это делать.

Как закрыть гештальт прошлых отношений

Если вы можете выйти на контакт с тем человеком, который является центром незавершенного гештальта, то можно воспользоваться техникой письма. Возможно, вы уже слышали нечто подобное – техника письма без адреса. В нашем же случае, когда объект досягаем, у письма будет адресат. А еще важно придерживаться трех правил написания обращения:

  1. Искренность. Сначала поговорите сами с собой. Отбросьте все «не очень-то и хотелось», «ничего я не обижаюсь», «да больно надо из-за всяких тут переживать» и подобное. Признайтесь сами себе в тех чувствах, которые испытываете. Потом напишите об этих же чувствах и мыслях в письме. Важно признаться себе и ему (ей) не только в том, что испытываете сейчас, но и в том, что испытывали в отношениях, о чем всегда молчали, что вас беспокоило, что нравилось, когда вы сами были не правы и в чем вините себя, на что вы обижались и т.д. А начать можно с описания настоящего момента: «Мне страшно писать тебе это письмо. Я боюсь, что мои чувства так и останутся непонятыми, окажутся высмеянными. Страшно оголять свою душу, но мне это нужно. Пожалуйста, помоги мне освободиться – прочитай это письмо».
  2. Я-высказывания. Эту технику используют для предотвращения и разрешения конфликтов.
    Суть в том, что вместо «Ты-утверждений» нужно говорить «Я-высказывания». Тогда любые ваши обращения не будут выглядеть как претензии или обвинения, человек охотнее пойдет на контакт. Например, вместо «Ты мне всю жизнь испортил» напишите: «С тех пор, как мы расстались, у меня ничего не ладится, я чувствую себя неуверенно, часто тоскую и грущу, злюсь. Мне кажется, это связано с тем, что мы так и не смогли спокойно обо всем поговорить. Давай встретимся как-нибудь и поставим все точки над i?».

Обратите внимание! Технику Я-высказываний полезно использовать и в нынешних отношениях. Например: вместо «Тебе наплевать на меня» скажите «Я переживаю и чувствую себя ненужной, когда ты не отвечаешь на мои сообщения. Не мог бы ты чаще брать трубку, перезванивать или скидывать смс?». Схема Я-высказывания выглядит так: ваши эмоции от первого лица + конкретные условия, ситуации, поступки человека (максимум деталей и минимум обобщений), которые вас беспокоят + ваши пожелания, предложения относительно разрешения проблемной ситуации.

  1. Просьба ответить на письмо. В качестве примера я предложила добавить в самое начало письма просьбу выслушать вас, а теперь и в конце можно написать еще одну просьбу: «Пожалуйста, ответь мне». Но все равно будьте готовы к тому, что человек не ответит.

В том случае, если письмо останется без ответа, напишите второе письмо, но уже без адреса. В нем можете не думать ни о каких правилах, не стесняться в выражениях. А после написания и прочтения вслух самому себе можете уничтожить письмо самым жестоким образом. Альтернатива – представить партнера на стуле напротив вас (можно посадить куклу, а на нее приклеить распечатанное фото бывшего) и высказать все, что хотели. Эти же приемы подойдут тем, кто физически не может выйти на контакт с объектом незавершенного гештальта.

Ошибки, которые лучше не допускать

Мы уже упомянули о том, что ошибкой может стать попытка выбить клин клином. Кроме подавления эмоций и других опасностей есть еще одна – вы можете стать открытым гештальтом для кого-то. Не стоит использовать человека в своих целях.

Вторая популярная ошибка – «держись, мужик» (справедливо и для девушек). Многие люди, особенно мужчины, всячески подавляют свои истинные эмоции. Маска равнодушия не приведет ни к чему хорошему. Рано или поздно подсознание выплеснет все подавленное наружу. И нельзя сказать точно, во что это выльется: нервный срыв, болезнь, ссора со случайным человеком или что-то еще.

Заключение

В попытках самостоятельно закрыть гештальт в отношениях, не все люди сохраняют объективную позицию. А это так же важно, как субъективное прочувствование. Важно не только прорабатывать старую ситуацию, но и учиться обнаруживать триггеры в настоящем, менять привычные реакции в аналогичных ситуациях. Если не получается самостоятельно проработать травму и цикличность негативных событий сохраняется, нужно срочно обратиться к психологу. Незакрытые гештальты чреваты развитием депрессии, соматических заболеваний, неврозов и других психологических проблем.

Как закрыть гештальт самостоятельно в отношениях с мужчиной поэтапно. Что это такое

Содержание

«Гельштат» — психологический термин, введенный в оборот основателями психологии Максом Вертгеймером, Куртом Коффке и Вольфгангом Келер дословно переводящийся как «образ», «центральная фигура» или «форма», составляющая внешнее окружение человека и воспринимаемая всеми его органами чувств. Ориентируясь на феномен целостности психики ученые нашли применение гельштатам во всех видах визуального восприятия, формулируя общепсихологические понятия и объясняя познание.

Одним из основных принципов «гельштата» является его стремление к завершённости, вследствие чего ученые, говоря о постоянном возвращении мыслей человека к определенному индивиду или проблеме, определили такой феномен как «незакрытый гельштат», не позволяющий подсознанию самостоятельно поставить точку, забыть и избавиться от существующей проблемы.

Сам термин «незакрытого гельштата» как эффект запоминающихся незавершенных действий открыла советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник, выдвинув теорию о сильном стремлении человеческой психики доводить любое начинание до конца и концентрироваться на проблеме до тех пор, пока та не придет к своему логическому завершению.

Что значит незакрытый гельштат

Закрыть гельштат самостоятельно подсознанию довольно проблематично, поскольку далеко не всегда пути решения ситуации зависят только от действий конкретного человека. Незакрытый гельштат – довольно легко опознаваемое в психологии явление, определяемое поведением и сопутствующими ему переживаниями человека. Более того, любое упоминание о проблеме является своеобразным тревожным сигналом, заставляющим разум активно искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Идея о существовании «незакрытого гельштата» возникла в психологической практике совершенно случайно и связана с именами психолога Курта Левина, точнее его секретарши и советского ученого Блюмы Зейгарник. Однажды находясь в кафе, секретарша Левина обратила внимание на то, что официант в точности помнит каждый заказ, при этом не записывая его.

Удивившись уникальным способностям юноши, девушка поинтересовалась, как ему удается сохранять в памяти такое количество информации и получила ответ о том, что всех клиентов официант легко удерживает в своей памяти. Понаблюдав за работой официанта, ни разу, не ошибившегося с заказами, девушка попросила повторить заказы тех клиентов, которые уже ушли и рассчитались, но молодой человек не смог вспомнить не только сам заказ, но и даже самого заказчика.

Этот феномен очень заинтересовал Блюму Зейгарник, проведшую многочисленные исследования и установившую, что любое незавершенное действие всегда помниться намного лучше других. Данный феномен и получил имя ученой, определившей, что человек лучше запоминает материал именно того дела, которое еще не подошло к своему логическому завершению.

В дальнейшем эффект Зейгарник получил в психологии название «незавершенного гельштата», определив себя как задуманные, но нереализованные желания или эмоционально незавершенные ситуации и сопровождающие их чувства и переживания, которые не имели своего логического конца.

Как правило, человек остается с незавершенной ситуацией, если не смог выразить обуревавшее его чувство гнева, горя, разочарования или волнения, возникшее в отношениях с близкими ему людьми (родственниками, возлюбленными, друзьями). Появиться чувство незавершенности может и по причине невысказанной любви, отсутствия признания вины или отказа от желанных действий.

Отличительными признаками незавершенного гельштата также можно считать:

  1. Застревание или зацикленность психики на каких-либо незавершенных событиях или отношениях. Такая патология может возникать между бывшими возлюбленными, не успевшими обсудить причину разрыва и отказавшихся от важного разговора или подчиненным, пережившим с неприятную ситуацию с начальником и постоянно прокручивающим ее в голове в поиске достойного оправдания.
  2. Постоянное повторение ранее пройденного этапа. Единожды столкнувшийся с незавершенной ситуацией человек будет непроизвольно выбирать сходное ей окружение, тем самым провоцируя психику найти выход из мучающей ее ситуации.

Зачем закрывать гельштат

Закрыть гельштат самостоятельно довольно сложно, поскольку прежде всего проблема требует своего полного признания и осмысления, часто отрицаемого и недостижимого для обычного человека.

Незавершенный гельштат опасен прежде всего для психики человека своим постоянным стремлением к завершенности, заставляющим подсознательно вступать в отношения с ранее травмировавшими ее людьми или схожими, по эмоциональным качествам партнерами в поисках похожей на ранее пережитую ситуации для ее нового осмысления и определения необходимого для завершения решения.

Постоянно переживая травмировавшие его эмоции человек эмоционально выгорает, теряет свою внутреннюю энергию и находится в состоянии постоянного стресса, а его психика начинает напоминать собой зависшую компьютерную программу, безобидную на первый взгляд, но делающую невозможным нормальное функционирование операционной системы.

Постоянно ведя внутренние диалоги с самим собой, анализируя ситуацию и пытаясь найти правильное решение, человек живет в состоянии «а, что произошло бы если бы…» проигрывая в уме разнообразные варианты завершения события и отказываясь от реальной жизни в целом. Занятая самокопанием психика просто не способна переключиться и начать выстраивать другие отношения, требуя изменения «неправильности произошедшего».

Достаточно опасен «незавершенный гельштат» в любовных отношениях, часто возникающий по причине их внезапного прекращения по инициативе партнера.

Мужчина или женщина, столкнувшиеся с тем, что их оставили:

  1. В случае резкого выхода партнера из отношений будут пытаться находить причины травмировавшего их поступка, одновременно представляя в уме возможные иные варианты дальнейшего развития событий.
  2. Получив объяснение причин постараются найти для себя всевозможные оправдания своих действий или бездействий.

Гельштат в отношениях – это партнер и именно он является центральной фигурой или формой, а сами отношения представляют собой определенный «фон», на котором происходят события.

В случае, если отношения обрываются по инициативе одного из партнеров, у другого появляется ощущение «неправильности происходящего», сопровождающееся чувством незаконченности, непонимания и недосказанности, требующими найти и выстроить на эмоциональном уровне более совершенные, понятные и доступные пути развития уже произошедших событий, а не пытаться сформировать новые, более счастливые отношения.

Незаконченные отношения – так же одна из разновидностей «незакрытого гельштата», вызванная отсутствием ожидаемых от партнера действий или слов, несмотря на то, что все силы индивида направлены на достижение желаемой цели. Одной из разновидностей такой патологии является влюбленность в не отвечающего взаимностью человека, несмотря на постоянное стремление другого покорить его сердце.

Опасность таких отношений в том, что, зациклившись на проблеме все эмоциональные силы психика направляет на решение, в данном случае получение внимания равнодушного партнера, усиливая давление тем сильнее, чем сложнее становиться достичь «счастливого будущего».

Стараясь защитить психику от стресса, подсознание услужливо создает иллюзию по плановому завоеванию партнера, ищет и находит вещи, подтверждающие скорое достижение желанной цели тем самым формируя гельштат-ловушку, требующую для выхода из нее, переосмысления первичных эмоциональных установок.

Как узнать есть ли незакрытый гельштат

Закрыть гельштат самостоятельно можно лишь полностью сосредоточившись и отпустив прошлые обиды, перестав зацикливаться на пережитых эмоциях, а наоборот постараться как можно скорее выплеснуть их наружу.

Базовые правила, как закрыть гештальт

Узнать существует ли в психике человека незавершенный гельштат можно 2-мя способами:

Внимательно прислушаться к себеПоявление сильного чувства обиды, возникающее при упоминании конкретного человека или ситуации, сильная жажда мести свидетельствуют о появлении гельштата, требующего обязательного завершения.
Проанализировать событияПостоянная цикличность и движение по спирали, происходящее с разными людьми и событиями, при этом имеющая один и тот же, часто неприятный исход показывают о неправильной работе по закрытию гельштата, заставляющей психику искать правильные пути решения.

Методы и способы самостоятельно закрыть гельштат

Закрыть гельштат самостоятельно возможно в только после осознания непроизвольной концентрации на прошлом. Огромную помощь в выходе из сложившейся ситуации может оказать психолог, но попробовать справиться с ситуацией можно и собственными силами, постаравшись отпустить уже прошедшие события и партнеров и сосредоточиться на настоящем времени.

Осознать собственный незавершенный гельштат

В первую очередь следует понять собственные эмоции и чувства, определившись с теми, которые доставляют самую сильную боль. Сконцентрировавшись на переживаниях следует вспомнить почему именно и когда они возникли, и определить, с чем связанная такая сильная реакция именно на ситуацию. Специалисты настоятельно рекомендуют человеку записывать процесс изучения своих эмоций, что позволит взглянуть на ситуацию под другим углом.

Определившись с конкретной проблемой нужно понять и то, какие именно действия были предприняты для решения проблемы. Если человек сделал все от него зависящее, то дальнейшие события произошли уже вне зависимости от его воли, а если нет, то становится четко понятно, что именно еще можно предпринять для выхода из тупиковой ситуации.

Сместить внимание

Чаще всего незавершенные гельштаты возникают там, где человек не может повлиять на происходящие с ним события, а также на желания, чувства и потребности других, важных для него людей. Сфокусировавшись на идеальной картинке, психика не может уловить, почему партнер повел себя совершенно не так, как было задуманного, что и не привело к конкретному, желанному и уже сформированному в воображении результату.

Поняв, что незакрытый гельштат возник именно из-за неоправданных ожиданий действий партнера, следует сместить фокус на то, что именно в своих действиях можно исправить, например, определив желание добиться взаимности не как «он обязательно полюбит меня», а как «я постараюсь добиться его расположения, может быть он тоже заинтересуется мной».

Детальная проработка травмировавшей ситуации

Другим вариантом закрытия гельштата может стать определенный алгоритм действий, направленный на:

Изучение ситуацииДля этого необходимо четко определить все плюсы и минусы сложившихся отношений, а затем записать их на листке бумаги, сконцентрировавшись на том, что именно вызывает боль и раздражение.
Воссоздание в голове картины мучающего прошлого и психологического моделирования «счастливого финала»Здесь можно представить себя автором собственного любовного романа выстроит желанный для себя сюжет со «счастливым концом», традиционно завершающим повествование книги. Созданный роман необходимо зафиксировать на бумаге, полностью погрузиться в него и заново пережить уже произошедшие события, при этом сконцентрировавшись именно на уровне не ума, а чувств и эмоций.
Завершение недосказанных разговоров
  • выяснить отношения с людьми, ушедшими без объяснения причин;
  • наладить контакт с важными фигурами;
  • попросить прощение и признать свою вину;
  • сделать признание или совершить ранее столь желанные действия.
Написание письмаВ случае если личный разговор невозможен можно также написать важному человеку письмо, выложив на бумаге все сокровенные мысли и чувства и выплеснув скопившиеся обиды. При этом отправлять письмо адресату совершенно необязательно.
Пересмотреть жизнь с позиции нового опытаТакая внутренняя перезагрузка не только поднимет настроение, но и поможет изменение мнение о самом себе и избавиться от чувства никчемности и беспомощности.

Такая работа должна проделываться постепенно, позволяя психике и разуму полностью проработать и осознать происходящее. Кроме того, подобное упражнение также разрушит стереотипность действий и мышлений, позволяя в дальнейшем избежать однотипных ситуаций, спровоцированных гельштат-ловушкой.

Мысленная перестройка и изменение череды сложившихся событий

Помочь закрыть гельштат в отношениях с бывшим партнером также поможет:

Перестройка гельштатаЛучшим способом осуществить подобное является поиск нового подходящего партнера, способного переключить внимание на себя. В случае нежелания заводить отношения психологи советуют сосредоточиться на каком-либо занятии, полностью погрузившись в него и не оставив себе ни минуты свободного времени, необходимого для поиска информации о бывшем возлюбленном.
Изменение логической цепочкиСпециалисты настоятельно рекомендуют порассуждать наедине с собой о причине такой зацикленности на отношениях, с целью найти и оценить свои ошибки, а также переоценить действия бывшего партнера. Стоит также понять, что именно привлекло к бывшему возлюбленному и попытаться изменить критерий выбора будущего партнера.
ПрощениеВ случае если закрыть гельштат невозможно из-за накопившихся обид человеку предстоит буквально «вырвать» из себя травмирующую ситуацию, простив и отпустив бывшего партнера.
Взять длинную паузуТакой способ подойдет в случае, если других способов наладить отношения нет и может быть осуществлён человеком только с очень сильной волей, поскольку требует полного прекращения всех контактов с бывшим партнером минимум на 1 год. В дальнейшем, психологи советуют позвонить бывшему партнеру и после сухого и сдержанного разговора завершить прошлые отношения.

Ролевая игра

Справиться с незавершенным гельштатом можно и при помощи ролевой игры, построенной в форме «что, было бы если бы отношения продолжались».

Для этого сценария человеку может потребоваться подходящий партнер, подставное лицо, задача которого:

  • принимать извинения или просить прощения;
  • высказывать свои обиды и недовольства;
  • давать ответы на возникшие вопросы;
  • указывать на возможные ошибки.

Играя таким образом можно логически завершить разрушенные отношения, главное при этом относиться к происходящему со всей серьезностью. После постановки ролевой игру человеку следует дать волю фантазии и нарисовать себя самое желанное развитие событий.

Начать в этом случае нужно с приятных моментов, таких как свадьба и рождение детей, а затем уже переходить к неминуемым выяснениям отношений на почве бытовых ссор, из-за распределения обязанностей, трудностей с деньгами и непослушанием детей. Представлять подобные нелицеприятные события нужно во всех «красках» максимально концентрируясь на деталях выдуманных событий.

Сформированную модель «семьи» человек может представить своим друзья, пересказав «трудности семейной жизни», поделиться страхами и переживаниями. После тщательного обсуждения ситуации наступает желанное «освобождение» и случившееся в реальной жизни расставание уже не будет восприниматься настолько трагически как раньше.

За завершающем этапе следует просто смириться с возникшей ситуацией, поняв, что по сравнению с событиями, ежедневно происходящими в мире с другими людьми она практически безобидна.

В случае, если не получиться самостоятельно справиться с возникшей проблемой рекомендуется обратиться к гельштат-психологу, задача которого выстроить и проанализировать ситуацию, а также помощь преодолеть психологическую ловушку, мешающую построению дальнейших отношений.

Незавершенный гельштат – тяжелое психологическое состояние, заставляющее человека снова и снова переживать травмирующую его психику ситуацию, морально выгорая и находясь в состоянии затяжного стресса. Опасный в своем стремлении к завершению гельштат способен стать причиной сильного душевного расстройства и невозможности построения новых, счастливых отношений, вследствие чего требует своего логического завершения, проводимого как самостоятельно, так и при помощи психолога.

Видео о том, как закрыть гештальт и отпустить прошлое

Принцип отношений в гештальт-теории

Гештальт-принципы восприятия

 

Взгляд на важность гештальт-теории для графического дизайна, серия 6/7

«Целое не является суммой частей»

Добро пожаловать в пятую статью Принципов гештальт-теории, которые так важны для графического дизайна. Предыдущие статьи этой серии: 1) Основные принципы проектирования; 2) Как наш разум реагирует на то, что мы видим; 3) принцип близости; 4) принцип подобия в гештальт-теории и 5) принцип симметрии в гештальт-теории.

Наша сегодняшняя статья будет иметь дело с отношениями элементов в наборе законов, и этот коллективный принцип известен как гештальт-принципы восприятия. Связи, о которых мы будем говорить, разделены на три части: а) отношение фигура-фон; б) хорошие отношения продолжения и в) отношения общей судьбы .

Мы могли бы все еще спрашивать себя, должны ли мы следовать принципам гештальта в наших проектах. Если да, то мой ответ заключается в том, что после того, как ваш контент будет четким, а коммуникационные цели определены для вашего сообщения, принципы гештальт-теории помогут вам распределить элементы вашего дизайна. Вы поймете, когда использовать затенение фона или градиенты, а когда группировать объекты в корпусах, чтобы создавать реальные идеи, которые будут эффективно работать с вашей аудиторией.

Взаимосвязь

Вы понимаете, что эти гештальт-принципы кажутся вариациями друг друга и тесно связаны между собой. Все принципы на самом деле являются частью отношений между элементами, из которых состоит дизайн. Элементы либо похожи, либо не похожи, они смешиваются или контрастируют с ними, они предполагают иерархию, и их иерархия определяет контекст.

Реальный контекст в первую очередь определяется сообщением, которое ваш клиент хочет, чтобы вы передали аудитории. Именно этот контекст должен передавать ваш дизайн — это одно, а не другое случайное сообщение или то, которое вы предпочитаете.

Итак, давайте рассмотрим три отношения, которые у нас есть сегодня – Фигура-Фон, Хорошее Продолжение и Общая Судьба.

 

Связь фигуры и фона

ЭЛЕМЕНТЫ ВОСПРИНИМАЮТСЯ КАК ФОКУСНЫЕ ФИГУРЫ ИЛИ КАК ОСНОВА

в зависимости от их расположения. Элементы могут быть четко сфокусированы как элемент, или они могут быть фоном или пейзажем, на котором покоятся фигуры. Когда люди направляют свой взгляд на объект, первое, что они делают, это определяют отношение фигуры, на которую они смотрят, с землей, на которой они покоятся. Этот принцип напрямую применяется к пространству, где находится элемент. То есть один объект будет восприниматься по отношению к другому. Изменение этого процента изменит коммуникацию вашего дизайна и то, как сообщение будет интерпретироваться. В основном белое пространство рассматривается как активное пространство, а черное пространство — как пассивный фон.

Черные прямоугольники, расположенные на равном расстоянии друг от друга, создают формальное пространство, поскольку обе части, фигура и фон, стабильны. Когда два прямоугольника уступают место двум черным линиям, это дополнительное открытое пространство становится активным и выделяется на фоне.

Наш разум помещает каждую фигуру в правильном ракурсе, и наши глаза следуют за ней. Этот процесс мгновенный и не требует никаких усилий. Таким образом, то, что делает наш ум, естественным образом становится успехом дизайнера, когда дизайнер знает, куда направить взгляд зрителя.

По словам Энди Рутледжа, восприятие фигуры и фона помогает нашим зрителям:

  • Отличать содержание от структуры.
  • Воспринимать возможности; и
  • Поймите важность подразумеваемой глубины в двумерной среде.

, которые необходимы для передачи подсказок, которые помогут установить желаемые отношения. Или дизайнер может изучить этот принцип, чтобы запутать макет и передать убедительное сообщение зрителю.

 

Три типа соотношения фигуры и фона

  1. Стабильный – когда четко выражены и фигура, и фон.
  2. Двусторонний – когда обе части привлекают внимание зрителя к энергичному дизайну.
  3. Неоднозначный — когда оба элемента могут отображаться как фигура или фон, и у зрителей есть выбор перспективы.

 

Источник: gdbasics.com

 

Отношения между фигурой и фоном на веб-сайте

 

На этой странице wineselectors. com.au используется затемненная фотография винодельни на заднем плане, чтобы вызвать у зрителей призыв к выбору селекторов. Вы четко видите свои преимущества, стандарты измерения и объект выбора вина.

 

Orange360.com.au/wineries

В этом рекламном ролике компании Orange, Новый Южный Уэльс, используется фоновое видео для отображения текста, написанного маленькими заглавными буквами, в котором отчетливо говорится о преимуществах, которые получит посетитель при посещении их виноделен. Мой личный опыт — хороший фильм для красивого загородного городка, круглый год.

 

Хорошие отношения продолжения

ЭЛЕМЕНТЫ ВОСПРИЯТНЫ ИМЕЮТ ЧТО-ТО ОБЩЕЕ, КОГДА ОНИ СЛЕДУЮТ ПО НЕПРЕРЫВНОЙ ЛИНИИ ИЛИ КРИВОЙ

Наш разум, кажется, следует непрерывным, непрерывным линиям, следуя элементам, которые выровнены по прямым или изогнутым линиям. Человеческий разум воспринимает элементы, которые выровнены по линиям или кривым, поскольку они кажутся сгруппированными как похожие вещи. Другими словами, люди склонны группировать элементы, которые следуют непрерывному выравниванию, и когда некоторые из них меняют свое направление, они будут рассматриваться как разные объекты. Соотношение объектов — главный принцип в этих отношениях, продолжение, которое устанавливается.

 

Источник: Маркус Берк из Pexels
Взгляд приковывается к изогнутой линии красивой снежной дороги.

Когда мы находим продолжение, мы понимаем, что это направление, в котором нужно следовать. Нашему уму нравится то, что дает ему меньше работы, меньше сопротивления и позволяет нашим глазам следовать в этом направлении и продолжать двигаться в установленном направлении.

 

Примеры на веб-сайте

На веб-сайте должно быть легко ориентироваться, и посетитель должен найти решение своих проблем. Продолжение направляет наш взгляд на установление наиболее естественных отношений между объектами и одновременно направляет внимание на определенные группы элементов в дизайне.

 

Источник: Swarovski.com

Наши глаза следят за продолжением объектов для продажи в Swarovski, и мы понимаем, что они являются частью групп объектов для продажи, распределенных по своим отличительным категориям. Продолжение в выравнивании изображений задает направление и ведет нас через каждый ряд продуктов.

Это большая помощь, когда отношения хорошего продолжения есть на сайте, потому что путь и направление уже известны, и нам просто нужно следовать им, чтобы найти решение нашей проблемы.

Также вы, наверное, видите, что в этом же дизайне воспринимаются и другие принципы. Мы видим сходство и близость элементов. Мы также обнаруживаем замыкание, поскольку они вместе образуют группу выровненных объектов, и наши глаза могут заполнять промежутки между квадратами и знать, чего ожидать.

Другим примером на moss51.com являются столбцы информации, в которых блоги перечислены один под другим, используя продолжение для направления взгляда, а также сходство фотографий для направления взгляда слева и название блога и автор и дата справа, чтобы побудить читателя двигаться вертикально, чтобы прочитать информацию.

 

 

Разрушающее движение

Если хорошее продолжение ведет нас через композицию, внезапное прерывающее движение может заставить нас сосредоточить внимание на определенных деталях или выделить начало другой линии продолжения.

 

Источник: myer.com.au

 

Myer использует этот принцип в композиции, когда посетитель направляется горизонтально через выровненные изображения женских товаров для продажи, и структура внезапно прерывается ярко-розовым изображением Myer Mid-Year Sale, изображение, не похожее на другие, которые мы не ожидали увидеть. Это изображение останавливает направление, в котором следили наши глаза, и фокусирует на нем наше внимание. Это преднамеренно и служит цели.

Как видно, продолжение направляет движение наших глаз и направляет их на усвоение информации. Если используется нарушение, убедитесь, что оно находится в правильном месте, чтобы привлечь внимание. Выровненные элементы должны быть последовательными, чтобы сохранить направление движения и не нарушать простоту навигации.

 

Связь общей судьбы

ЭЛЕМЕНТЫ, ДВИЖУЩИЕСЯ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ВОСПРИЯТЯЮТСЯ БОЛЬШЕ СВЯЗАННЫМИ, ЧЕМ ЭЛЕМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ДВИГАЮТСЯ ИЛИ ДВИЖУТСЯ В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИЛИ С РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ

Последние отношения, о которых мы сегодня поговорим, — это отношения «Общая судьба». Это мощная взаимосвязь, поскольку она включает в себя движение и анимацию, чтобы прояснить, каковы на самом деле отношения и как они работают между элементами композиции.

 

Fishing4Views

Подобный пример, уже использованный Smashing Magazine.com, является одной из их чрезвычайно хороших статей, которую стоит прочитать. Но я не могу придумать лучшего. На видео мы видим стайку рыб на Барьерном рифе. В стае они защищаются от своего врага и, по сути, пытаются избежать общей участи, которая должна быть съедена другой более крупной рыбой. Плавая вместе, они достигают своей цели выживания. Это то, что делает связь общей судьбы — когда движение идет в одном направлении, элементы становятся более связанными друг с другом. В этих отношениях важна синхронизация — движение в одном направлении с одинаковой скоростью. Порядок и синхронность создают отношения.

Представьте, что вы ведете машину по дороге. Вы должны ехать по правильной полосе в том же направлении, что и другие машины, окружающие вас. Вы и другие транспортные средства, движущиеся в одном направлении с примерно одинаковой скоростью, связаны друг с другом общей судьбой. Синхронность — это инструмент для достижения цели. Простой, но необходимый. Когда один из элементов (автомобиль) нарушает синхронность, он привлекает наше внимание, и мы должны соответствующим образом реагировать на это внезапное движение.

 

Фото Хелены Лопес с сайта Pexels

Как видите, этот принцип весьма заметен в нашей повседневной жизни. Если вы выгуливаете свою собаку, вы оба следуете в одном направлении с одинаковой скоростью (если только собака не торопится!), когда пересекаете движение на перекрестке. Существует отношение между людьми, идущими одним путем, и другое отношение между людьми, идущими другим путем. Стая уток летит вместе, самолеты летят строем, и изображения продолжаются. Это все вокруг вас.

Распознавание контрастных движений обычно влияет на человеческий разум больше, чем контрасты в цвете или другие визуальные признаки, потому что наше восприятие является острым и автоматическим.

Если вы гуляете ночью и видите в украшенном саду ряд разноцветных рождественских огней в движении. Довольно поразительный эффект, но когда вы анализируете движение по принципу общей судьбы, вы увидите, что на самом деле огни включаются последовательно, создавая впечатление, что они действительно находятся в движении; другие визуальные элементы подразумевают изменение. Вы не воспринимаете отдельные огни; вы узнаете линию огней. Действие следует в том же направлении, и мы видим композицию как родственную группу.

 

Разработка веб-сайта с учетом принципа общей судьбы

Простые примеры включают вложенные меню и содержимое. В этих элементах мы определяем связанные элементы, сохраняя иерархию важности и помогая пользователю сосредоточиться на текущем контексте, когда вы группируете соответствующую информацию и связываете действия с результатами.

Moss51 показывает смарт-ползунок на главной странице. Когда вы нажимаете стрелки, изображения перемещаются, и вы видите подразумеваемое движение фотографий. Это движение создает доверие и стабильность, поскольку помогает посетителям получить представление о том, что представляет собой сайт, помогая им создать положительное первое впечатление.

 

Другими примерами, обычно используемыми на веб-сайтах, являются расширяемые меню, аккордеоны, всплывающие подсказки, ползунки продуктов, параллаксные прокрутки и индикаторы смахивания. В выдвижном меню принцип хорошо изучен. Когда вы открываете меню, элементы подменю становятся видимыми в виде отдельных групп, чтобы помочь вам в поиске.

Художественная галерея Квинсленда и Галерея современного искусства в Брисбене интересно используют принцип общей судьбы, когда вы нажимаете на категорию меню. Он открывается вниз, создавая новую строку меню.

 

Художественная галерея Квинсленда и Галерея современного искусства

 

Чему нам следует научиться

Мы используем принцип общей судьбы настолько эффективно, что его функция почти невидима для наших глаз. Найдите время в течение дня и просто проверьте, сколько раз вы используете его в повседневных действиях. Его движение создает живость в нашем восприятии вещей. Нет ничего лучше, чем это, чтобы оживить наше общение и производительность. Вы создадите приятный опыт для пользователей и богатую реализацию для бизнеса.

Следующая статья будет последней в серии «Принципы гештальт-теории». При необходимости вернитесь к предыдущим статьям, чтобы дополнить полученную информацию. Принципы не имеют определенного порядка; они работают вместе, но информация, которую вы изучите для одного принципа, поможет вам лучше изучить другие.

Пожалуйста, оставляйте свои комментарии, предложения и отзывы.

 

Тесная связь между гештальт-принципами и дизайном

Вдохновение и творчество всегда следуют узнаваемым образцам, которые исходят из культуры и социальных тенденций, чтобы быть эффективными. Чтобы хорошо работать, дизайн должен учитывать не только отдельный элемент, но и то, как воспринимается совокупность. Вот как мы можем определить гештальт-теорию, вопрос восприятия.

Визуальные элементы характеризуются глубокой взаимосвязью, которую должен знать и понимать любой хороший дизайнер. Принципы гештальта могут помочь выяснить, как работает визуальное восприятие и почему некоторые формы или группы элементов выглядят более сбалансированными, чем другие.

Мы узнаем, что такое Гештальт-школа, каковы ее правила, что они говорят и почему они так важны для дизайнеров. Говоря о них, мы также увидим, как они применяются на реальных примерах. Это поможет продемонстрировать, насколько тесная связь между ними, дизайном и его восприятием.

Важность психологического подхода

Психология является важным аспектом работы над дизайном, поскольку дизайн полностью основан на эмоциях и восприятии объекта. Дизайнер должен создать свой продукт, основанный на целевых потребностях и эмоциях, чтобы создать чувство, также основанное на социальных моделях.

Гештальт-принципы действительно могут помочь в концентрации внимания и эффективной организации содержания. Их, безусловно, можно считать важным теоретическим инструментом.

Это не просто математическая схема, которой нужно следовать, а способ реорганизации содержимого для преобразования знакомых объектов в незнакомые виды. Это позволяет разрабатывать новую конфигурацию уже существующего объекта, стимулируя творчество.

Как дизайнеру очень важно понимать, как люди воспринимают визуальный проект, и использовать эти правила, чтобы получить преимущество.

Что такое теория гештальта

Мы можем начать с определения «гештальта» как слова и школы, которая впервые исследовала эту теорию.

Гештальт-психология или гештальтизм (нем. Gestalt — «сущность или форма полной формы объекта») Берлинской школы — это теория разума и мозга, утверждающая, что принцип работы мозга является целостным, параллельным, и аналоговые, с самоорганизующимися тенденциями. Гештальт-эффект — это способность наших органов чувств создавать формы, особенно в отношении визуального распознавания фигур и целых форм, а не просто набора простых линий и кривых. В психологии гештальтизм часто противопоставляют структурализму и Вундту. Фраза «Целое больше, чем сумма частей» часто используется при объяснении гештальт-теории.

Вертгеймер, первоначальный основатель теории, показал, как лучше понять визуальное восприятие имеет принципиальное значение с учетом некоторых режимов группировки элементов. Визуальная организация этих элементов достигается за счет объединения их в более крупные структуры.

Мы применяем и полагаемся на эти принципы в большинстве аспектов нашей повседневной жизни. Они и физически, и концептуально составляют наш опыт. То, как мы двигаемся в группах, как мы сочетаем одежду и ее цвета, как мы думаем и воспринимаем целое из элементов, которые могут быть плакатом, фотографией, логотипом или даже блюдом, находятся под влиянием гештальт-принципов.

Взаимоотношения между объектами есть не что иное, как вещь восприятия, и это, в первую очередь, поле деятельности дизайнера.

Восприятие

То, как люди визуально воспринимают проекты, очень важно для дизайнеров. Создавая логотип, веб-сайт или любой другой графический продукт, мы должны учитывать целое, а не просто сумму частей, потому что это сложная совокупность элементов, находящихся в тесной взаимосвязи между собой, что и создает смысл.

Детали важны, но только в том смысле, в каком они влияют на общее. Пиксельный идеальный веб-дизайн, тени, текстуры, выбор шрифта способствуют получению дизайна, который поразит, даже если ваши клиенты, вероятно, не собираются их реально просматривать. На людей, не обученных восприятию деталей, влияет в основном первый взгляд, и даже дизайнеры начинают видеть детали только после того, как их мозг получил первое сообщение.

Люди завершают визуальную организацию предсказуемым образом. Дизайнеры используют творческий процесс для того, чтобы основное сообщение вышло на первое место с первого взгляда. Есть и другие значения, но они в основном должны придавать силу первому.

Известные художники недавнего прошлого знали о роли восприятия и играли с ним, создавая уникальные произведения. Отличным примером тому является известная краска Gala Contemplating the Mediterranean Sea от SalvatorDalì. Дали нарисовал портрет своей жены Галы, спина которой с двадцати метров становится портретом Авраама Линкольна.

Шесть правил гештальта

Как уже говорилось, принципы гештальта — это способ организации визуального восприятия. Гештальтисты обнаружили, как различные элементы в поле реорганизуются в систему солидарности, следуя определенным правилам.

Вот список из шести найденных правил:

Близость

Расстояние играет ключевую роль в определении восприятия элементов. Вещи, которые находятся рядом между собой, воспринимаются как более связанные, чем вещи, которые разбросаны. Понятие, лежащее в основе понятия близости, — это группа .

Сходство

Существует естественная тенденция ставить в большее отношение сходные элементы, чем разнородные. Например, они могут быть одинаковыми по форме, цвету или размеру.

Восприятие сходства не только помогает нам предположить, какие элементы связаны друг с другом, но также подразумевает структуру, основанную на возникающем паттерне. Те типы объектов, которые имеют некоторые общие характеристики, создают связность в дизайне, потому что наш мозг автоматически ищет закономерности. Людям нравится симметрия, но, очевидно, также нравится нарушать правила, так что ее противоположность вдохновляет.

Закрытие

Глядя на сложную композицию отдельных элементов, люди склонны сначала искать единую форму, полученную из узнаваемых очертаний. Замкнутые формы можно получить реальными линиями, цветом или контрастом или даже их отсутствием. Закон закрытия возникает, когда объект неполный или пространство не полностью замкнуто, и мозг активирует некоторые механизмы для завершения фигуры, заполняя недостающую информацию.

Фигура ниже называется кубом Неккера. Что вы видите? Вы видите куб с белым контуром? На самом деле куба там нет, у нас есть только восемь черных кругов с недостающей площадью. Куб является имплицитным, потому что наш ум связывает эти белые линии, заполняющие и завершающие форму куба.

Общая судьба

Элементы, движущиеся в одном направлении, воспринимаются как группа в большей степени, чем те, которые представляют собой устойчивую группу, потому что они демонстрируют большую согласованность.

Набор отдельных объектов в макете, которые, кажется, движутся все вместе к общей цели, определению, заключению или направлению, обычно воспринимаются как связанные друг с другом.

В примере точки выглядят так, как будто они движутся в верхнем правом направлении, и они выглядят более согласованными, чем те, которые просто выровнены в равные ряды.

Закон Прегнанца, также известный как Связь фигуры с землей

Человеческий мозг склонен интерпретировать неоднозначные или сложные изображения как простые и полные. В изображении составляющие элементы воспринимаются либо как фигуры, либо как фон. Фон и передний план можно поменять местами, и в обоих случаях они приобретают точное значение.

Наиболее известным примером изображения фигуры/фона является ваза Рубина.

Окруженный объект отображается как рисунок. Формы преобладают, и вы можете воспринимать черную вазу на белом фоне или, наоборот, два профиля на черном фоне.

Эта визуальная иллюзия создается тенденцией неоднозначного восприятия между двумя или более альтернативными интерпретациями. Чтобы изображение было четким, необходимо сбалансировать фигуру и фон.

Хорошее продолжение

Все элементы воспринимаются как часть связного объекта, поэтому, например, если они расположены в линию, они считаются более связанными, чем отдельные элементы. На изображении «линия», созданная из кругов слева, «продолжается», а другая наоборот прерывается.

Гештальт-принципы и визуальная айдентика

Вот примеры того, как эти правила и принципы повлияли на создание более чем одного фирменного стиля.

Близость

Как мы уже говорили, элементы, которые находятся близко, воспринимаются как форма.

В качестве примера ниже мы видим логотип Mistery Island, созданный Гертом ван Дуйненом. Дизайнер легко и блестяще использует закон близости, чтобы создать форму острова и его отражение в море. Это идеальное сочетание имени бренда и активности клиента, продюсера танцевальной музыки. Линии, образующие остров, четко распознаются как линии эквалайзера.

Опять же, в логотипе Foodmobile (дизайнер: ru_ferret) мы обнаружили группу одиночных объектов, представляющих продукты питания (хлеб, рыба, овощи хорошо узнаваемы), которые сгруппированы по близости и образуют форму автомобиля.

Сходство

В логотипе Capture, созданном Quadrika, явно применяется Закон подобия. Гештальт-принцип подобия хорошо работает при разработке логотипов, поскольку он основан на повторении формы, размера, цвета, текстуры, значения или ориентации.

Логотип отличается сходством цветов и форм. Визуальная часть логотипа Capture разделяет с текстовой частью своего рода видоискатель, аналогичный буквам C и E.

Prägnanz (Фигура-фон)

Следуя Закону фигуры-фона в логотипе Feathers & Fur, разработанном для зоомагазина Lumo, наблюдатель может распознать морду попугая и собаки в знаке.

Симметрия

Логотип Hatimeria из Мидгара — яркий пример закона симметрии. Представленный здесь производитель программного обеспечения хочет подчеркнуть большое внимание, которое они уделяют построению долгосрочных партнерских отношений с клиентами. Символы логотипа представляют собой две соединенные вместе руки. Две симметричные руки предназначены для образования лестницы, ведущей вверх. Симметрия создает избыточность и предсказуемость визуальной информации.

Другим хорошим примером может служить Antarctic Voice от Austronaut Design, где две симметричные пики представляют собой одновременно айсберг и уравнитель тисков.

Людям нравится симметрия, но, очевидно, также нравится нарушать правила, поэтому ее противоположность вдохновляет и называется аномалией.

«Общая судьба»

На логотипе Мельбурнского чемпионата по велоспорту 2010 г. пятна связаны общей судьбой. Линии, созданные цветами, движутся в одном направлении, создавая динамизм, который позволяет наблюдателю увидеть общую судьбу движения.

Закрытие

Правило закрытия очень часто используется при создании логотипов для создания запоминающегося дизайна.

Чрезвычайно известный логотип, основанный на закрытии, — панда WWF.

Логотип IBM, состоящий из восьми сплошных линий, разделенных пустым пространством, основан на законе замыкания. Трех букв на самом деле нет. Наш мозг воспринимает это, закрывая форму букв.

Комбинации законов

Иногда гештальт-законы можно комбинировать для получения еще более творческих эффектов.

Одним из наиболее часто используемых правовых отношений является отношение Закона Закрытия и Закона Фигуры/Основы.

Вот несколько содержательных примеров:

01.
Martin Newcombe Property Maintenance

Разработано Buddy Creative, вот очень простой, но эффективный пример логотипа, основанного на фигуре/основном правиле, где дом воспринимается при закрытии окна. основа фигуры.

02.
Гильдия кулинарных писателей

Гильдия кулинарных писателей — это ассоциация, которая пишет о еде. Черная ручка в старинном стиле является фоном для белой ложки, снова закрывая фигуру ложки.

Разработано в 2005 году 300 миллионами

Гештальт-правила и веб-дизайн

Гештальт-законы, которые мы видели до сих пор в применении к созданию идентичности, также можно найти в создании макетов веб-дизайна.

При разработке макета мы применяем большое количество визуальных средств, чтобы сделать сайт более понятным и удобным для использования. Например, обычно используется какая-то связь между элементами графического интерфейса, чтобы пользователь мог распознать общий шаблон и легко перемещаться по этому веб-сайту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *