Гласные звуки в русском языке
Связная, членораздельная и понятная речь невообразима без использования гласных звуков. Несмотря на то, что в русском языке их всего 6, они отличаются большим разнообразием характеристик и дают представление об универсальных законах звукообразования, изучаемых фонетикой.
Содержание
- Гласность звуков
- Системы гласных
- Образование гласных звуков
- Ударные и безударные гласные звуки
- Йотированные гласные звуки
- Фонетический разбор гласного звука
- Различительные признаки гласных
- Подъём
- Ряд
- Огубленность (лабиализация)
- Назализация
- Фонация
- Положение корня языка
- Дополнительные артикуляции
- Эризация
- «Напряжённость»
- Долгота
- Шва
- Акустика
- Фонология
- Дифтонги и трифтонги
Гласность звуков
Гласные представляют собой тип звуков, во время произнесения которых поток воздуха, проходя через гортань или носовую полость, не встречает препятствий. Голосовые связки колеблются воздушной струей. В этот момент они напряжены и сдвинуты.
СПРАВКА! Иногда гласные называют «ртораскрывателями», так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных — «ртосмыкателей», ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.
Дифференциация гласных достигается благодаря изменению формы резонатора. Это может быть смена положения тела или корня языка, губ. В языках народов мира также возможна носовая артикуляция и фонация.
Системы гласных
Система гласных называется вокализмом (vokalis в переводе с латинского означает «голосовой»).
В русском языке используются 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [и], [ы], [у]).
Гласные являются слогообразующими, то есть количество слогов в слове равно количеству гласных звуков в нем.
Образование гласных звуков
Любой звук начинается с выхода воздуха из легких, затем он направляется в гортань и выдыхается через рот или нос.
Когда мы произносим гласные звуки, колеблются наши голосовые связки в гортани — две мягкие складки мышц. В режиме обычного дыхания этот орган находится в расслабленном состоянии. Если же связки натягиваются и сближаются, образуя между собой узкую щель, поток воздуха вызывает колебания.
Затем образованная голосом воздушная струя свободно и беспрепятственно проходит через ротовую полость. Таким образом, гласный звук имеет тон, но в нем нет шума.
Специфика звучания отдельно взятого гласного меняется в зависимости от положения языка и губ, то есть от артикуляции.
СПРАВКА! Артикуляция — это движения произносительных органов при образовании звуков.
Ударные и безударные гласные звуки
Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.
Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.
СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове «улица», [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].
Редукция не одинакова для разных звуков. Она также прямо пропорциональна темпу речи: чем быстрее речь, тем значительней редукция.
Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.
Йотированные гласные звуки
Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] — я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.
Фонетический разбор гласного звука
Фонетический разбор предполагает составление транскрипции слов и фонетическую характеристику звука. Для записи транскрипции и фонемы используют квадратные скобки, долгие гласные обозначают при помощи двоеточия, на мягкость согласного указывает апостроф после него.
Различительные признаки гласных
Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора — ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.
Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.
Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri — «губы»).
СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.
Подъём
Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:
- верхним — спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
- Средне-верхним — язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
- Средне-нижним — звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
- Нижним — язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]
ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.
Ряд
Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:
- передним — язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
- средним — язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
- задним — тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют «темными».
ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.
Например: вместо «пол» [пол] — [п’ол], вместо «пульт» [пул’т] — [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.
Огубленность (лабиализация)
Форму резонатора — ротовой полости — можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго — [о].
СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.
Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.
Назализация
В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация — артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.
Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.
Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.
СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект — гнусавость.
Фонация
Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.
Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:
- В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
- Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.
Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).
Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:
- скрипучего голоса (вьетнамский),
- глухих гласных (японский).
Положение корня языка
На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:
- выдвинутое вперёд,
- отодвинутое назад.
СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)
Дополнительные артикуляции
Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.
К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.
Эризация
Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию
При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.
«Напряжённость»
В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:
- «напряжённые» или кардинальные гласные,
- «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.
СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.
Долгота
Долгота — характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]
В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: «Маааам! Мне дуууует»).
ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот — самый короткий.
Например, «Валентин» — содержит краткий [а] и длинный [и:]
Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии — [и:] на конце).
Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:
- live — leave,
- dock — dork,
- bins — beans,
- ship — sheep.
Шва
Шва (в переводе с иврита «ничего») — это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].
Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].
СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: «корова» — [ка′рoвə], «собака» — [са′бaкə].
Акустика
Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:
- частоту, которая определяет высоту звука;
- амплитуду, отвечающую за его силу;
- сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.
Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:
- все — вокальные, так как образованы тоном;
- все — неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
- все — непрерывные;
- гласные переднего ряда ([э], [и]) — высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) — низкие;
- гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) — компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) — диффузные;
- огубленные гласные [о], [у] — бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] — небемольные.
Фонология
Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.
Если принять гласный звук за фонему — единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, — то очевидны его функции:
- выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
- нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
- определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.
Дифтонги и трифтонги
В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:
- монофтонги,
- дифтонги,
- трифтонги.
Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).
СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога — последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.
Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.
Например: «пою» [пой’у] или «юла» [й’ула], где [й’y] — восходящий дифтонг; но в слове «любовь» [л’убоф’] дифтонга нет.
Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие — выражены только как артикуляционные дефекты.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Орг. Момент Постановка цели. Актуализация знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе раннее усвоенных знаний и умений. Динамическая пауза. Обобщение изучаемого на уроке. Рефлексия деятельности. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. Домашнее задание. | Организую проверку готовности к уроку учащихся. Какой большой раздел учебника вы изучаете? Найдите, какую тему этого раздела вы начнете изучать сегодня? На какие вопросы этой темы вы должны ответить сегодня? Какие задачи поставим для себя на сегодняшний урок? Предлагаю вспомнить информацию о гласном звуке, о согласном звуке , усвоенную в 1 классе. Правильно ли вы ответили? Давайте проверим . Какая рубрика поможет? Какие же сведения о языке вам сообщает мудрая сова? -Верны ли были ваши предположения? Все ли вы назвали? Что нового узнали из правила? Предлагаю вспомнить, сколько звуков гласных в русском языке? Не все ответили правильно, запомните ответы свои и позже выясним, кто ошибался, кто был прав. Найдите упражнение, которое должны выполнить первым. Сколько заданий в упр.? Прочтите его. Чтобы выполнить задание, что потребуется? А где найти признаки гласного? Выполните задание. Поработайте исследователями. Подумайте, почему гласный так назван? Проверьте ,прочитав рубрику «Обратите внимание» Переходим к следующему упражнению Сколько заданий к упражнению? -Что просят выполнить авторы учебника? Выполните первое задание. Второе задание. -Найдите последнее задание, что необходимо вспомнить о, чтобы его выполнить? Откройте тетради, выполните задание. Сколько звуков вы записали? Сколько звуков? Почему такая разница? Запомните ответы, проверьте себя после выполнения упражнения. Переходим к следующему упражнению. Прочитайте первое задание и дайте на него ответ. Выполните второе задание. Что просят авторы учебника в задании? Выполните третье задание. Какую важную информацию мы вспомнили, выполняя это упражнение? Переходим к следующему упр-ю. Сколько заданий в упражнении ? Выполните первое задание упражнения, второе задание. Найдите и выполните третье задание. Выполните последнее задание упр-я. Что спрашивают вас авторы учебника в последнем задании? Ответьте на вопрос? Переходим к следующему заданию. Рассмотрите упр-е . Выполните первое задание. Второе задание. Третье задание. Какой раздел мы изучаем? Какую тему сегодня начали изучать? На какие вопросы искали сегодня ответ? Как определить гласные звуки? Сколько гласных звуков? Сколько букв? Почему такая разница? Р. т. Стр. 39 упр. 82- 84 | Проверяют готовность к уроку «Звуки и буквы» стр. 77 «Гласные звуки» Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? Озвучивают информацию. «Сведения о языке» Читают «Сведения о языке» про себя Высказывают предположения. Упр. 134 Одно Знать признаки гласного звука. В правиле. Предположения. Читают рубрику «Обратите внимание» Упр. 135 Выполняют устную часть задания, обращаясь к ленте букв. Выясняют, кто был прав, когда называли количество гласных звуков. Звуки записываются в квадратных скобках. Открывают тетеради, выполняют задание. Предположения. Упр. 136 Отвечают на вопрос, поясняют, почему так считают. Выполняя, вспоминают, что некоторые гласные буквы не имеют собственного звука Упр. 137 4 Буквы Ю , Е, Ё, Я в начале слова или после гласного обозначают два звука. Юбка, енот, ёж, яблоко Эти буквы в начале слова обозначают два звука. Упр.138 |
Правила для кратких гласных звуков
TIFFANY SILVERBERG
VOCAB
… Jupiterimages/liquidlibrary/Getty Images
В английском языке гласные — это a, e, i, o, u, а иногда и y. Они могут произноситься как долгим звуком, так и коротким звуком. Некоторые краткие гласные отмечены бреве. Бреве выглядит как широкая «у» и ставится прямо над короткой гласной.
Изучить эту статью
- Одна гласная
- Две гласные
- Две согласные
1 Одна гласная
Если в одном слоге или в односложном слове есть только одна гласная, то эта гласная краткая. Исключением из этого правила является гласная, за которой не следует согласная.
Если в проверяемом слове один слог, просмотрите слово целиком. Например, в слове «zip» один слог, а гласная — «i». Если в слове два или более слогов, выделите слог, содержащий интересующую гласную. Например, слово «распаковать» состоит из двух слогов. Если вас интересует звук «i», выделите слог «zip». Сначала проверьте, является ли это единственной гласной в слоге. Если да, проверьте, стоит ли согласная после гласной. Если это единственная гласная, а за ней следует согласная, то она короткая. В случае «zip» буква «i» короткая. Если за ним не следует согласная, например «нет» или «он», гласная длинная.
Vocabulary Builder
2 Две гласные
Если в одном слоге или односложном слове две гласные, первая гласная может стать долгой.
Другие гласные в слове могут сделать гласную длинной, а не короткой. Например, буква «о» в слове «хоп» короткая, а буква «о» в слове «надежда» длинная. «i» в «bit» короткая, а «i» в «bite» длинная. Вы можете думать о втором примере с точки зрения слогов. Если разбить слово «кусать» на слоги, то получится «би» и «тинг». За буквой «i» в первом слоге не следует гласная, поэтому она длинная.
3 Две согласные
Если за гласной следуют две согласные, даже если за ними следует другая гласная, первая гласная будет короткой.
Например, буква «i» в слове «riping» длинная, а «i» в слове «riping» короткая. Две согласные изолируют первую гласную от влияния второй гласной. Вы также можете исследовать слоги в этих мирах. Разделите слоги «рип» на «ри» и «пинг». После первой гласной нет согласной, что делает ее долгой. Однако второе слово «рип» будет разделено на «рип» и «пинг». Согласная, следующая за «i» в первом слоге, делает его кратким.
ссылки
- 1 Колледж Санта-Моники: Основные правила правописания
- 2 Общественный колледж Глендейла: Правила фонетики
Об авторе
Tiffany написал копии материалов для грантов и Сильверберга более трех лет. Окончила Калифорнийский университет в Беркли по специальности лингвист. Сильверберг проводил исследования развития речи у глухих детей и работал ведущим репортером в Kingsville Record и Bishop News в Техасе.
Статьи по теме
Общие правила произношения гласных в английском языке
Английские буквы ‘ a’ , ‘ e’ , ‘ i’ , ‘ o’ 7 , ,
Гласные в основном делятся на две категории:
• Долгие гласные
• Краткие гласные
Долгие гласные — Долгие гласные произносятся так же, как и название буквы.
Примеры:
использование (долгая ‘u’)
еда (длинная ‘e’)
обезьяна (длинная ‘a’)
лед (длинная ‘i’)
дуб (длинная ‘o’)
Короткий гласный — Краткий гласный относится к звукам, когда гласный встречается отдельно между согласными. Он использует расположение согласных для создания короткого гласного звука.
Примеры:
кошка (короткая «а»)
драгоценный камень (короткая «е»)
большой (короткая «и»)
собака (короткая «о»)
огранка (короткая «у»)
Примечание. Помимо вышеупомянутых методов, в английском языке также имеется большое количество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Они называются нефонетическими словами и должны запоминаться индивидуально.
Гласные звуки и слоги напрямую влияют на произношение. Слоги — это естественные звуковые единицы, которые создают ритм произношения. Слова разбиваются на слоги; Каждый слог имеет один гласный звук; и Слоги могут состоять из более чем одной буквы.
1) Гласная, за которой следует согласная в конце слова, произносится как краткая гласная. Это означает, что когда слово или слог оканчивается на согласную и есть только одна гласная, получается короткий гласный звук.
2) Когда слово заканчивается на «э» , то при произнесении слова молчит (не читай вслух) , а гласная, которая стоит перед ней, является долгой гласной.