Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Х звук твердый или мягкий: Твёрдый и мягкий звук Х: мастер-класс по произношению

Звуки [Х] [Х`]. Буквы Х, х | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):

ЗВУКИ «Х» И «ХЬ». Буквы Х,х.

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «X» — не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ХЬ» — не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «X», заучить их:

Хомка, хомяк, хомячок, хатка, халат, халатик, хватка, хор, хоровод, хорошо, хвостик, хвост, хвостище, хвостатый, хлопок, хлопушка, ход, ходьба, ходит, хобот, хоботок, хоккей, хоккеист, хозяйка, хозяюшка, хозяйство, холм, холод, холодок, холодина, холодец, холодно, холодильник, храбрость, храбрый, храбриться, храбрец, хрусталь, хруст, хрустит, хрупкий, хрящ, художник, художница, худой, худенький, хулиган, хутор, халва, хорь, хризантемы, хворост, холка, хлеб, хлебушек, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ХЬ», заучить их:

Хижина, химия, хитрец, хитро, хитрость, хитрый, хитрющий, хищник.

3) Выделение последнего звука из слова. Какой он?

Петух, мак, мох, индюк, запах, лук, шорох, бак, пух, внук, снеговик.

4) Выбрать из рассказа слова со звуком «X».

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет.

На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

5) Договаривание предложений.

Из пшеничной и ржаной муки пекут вкусный … (хлеб).

Хлеб пекут на … (хлебозаводе, в пекарне).

     Из хлебозавода хлеб доставляют в … (хлебный) магазин.

     Режут хлеб ножом или … (хлеборезкой).

    А нарезанные ломтики складывают в … (хлебницу).

    В хлебнице лежит ароматный … (хлебушек).

6) Запомни слова со звуками «Х», «ХЬ», которые встретятся тебе в стихотворении:

                                             Хомяк зимою, в холод лютый,

                                             Не хочет мерзнуть ни минуты,

                                             Хитрец холодною порой,

                                             Храпит в хоромах под землей.

7) Где звук? Определи место звука «Х» в словах (в начале, в середине, в конце слова):

     Ахать, хлеб, махать, запах, хозяйство, верхушка, хвастун, уха, хобот, охотник, петух.

8) Рифма:

     Храбрец – (молодец, удалец, …

9) Назови слияния в словах:

     Ход, охота, хата, ухо, уха, духи, Хомка, хобот, хатка, тихо, ходит.

10)  Деление слов на слоги. Сколько слогов в слове? Назови второй слог.

      Пастух, холод, хорошо, халат, хомяки, уха, махать, хвастун, хлопушка, хоккей, духи, хирург, муха,   хохот, халва, рубаха, хлеб, хор, ход, мох.

11)  Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов:

      Мыло, ухо, хомяк, аист (муха).

3. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

   Загадка эта нелегка:                                                                   Хлоп – и конфета стреляет,

   Пишусь всегда через два К:                                                      Как пушка!

   И мяч, и шайбу клюшкой бей,                                                  Каждому ясно: это…

   А называюсь я — … (хоккей)                                                                                  (хлопушка).

4. ЗАГАДКИ.

   Отгадать легко и быстро:                                                           В нашей кухне целый год

   Мягкий, пышный и душистый,                                                 Дед Мороз в шкафу живет.

   Он и черный, он и белый,                                                                                  (Холодильник)

   А бывает подгорелый.

                                  (Хлеб)

5. ЗАУЧИВАНИЕ:

А) Пословицы и поговорки:                        Б) Скороговорки:

«Хорошо учить того, кто хочет все знать».       «Михаил хохотал, а Михей хихикал».

«Делано наспех – сделано на смех».                  «Вкусная халва – мастеру хвала».

      В) Стихотворение:                                   

                                                              Вини – Пух

 

                                                   Он и весел и не злобен

                                                   Этот милый чудачок.

                                                   С ним приятель Пяточек.

                                                   Для него прогулка – праздник,

                                                   А на мед особый нюх.

                                                   Это плюшевый проказник,

                                                   Медвежонок Вини – Пух.

      Г) Стихотворение про букву:

                                                «Х» все ходит, ходит, ходит –

                                                 Место что-то не находит?

 

6. Физминутка.

                                                                    Хомка
   Хомка хомка, хомячок.                                                         Подметает хомка хатку.

   Полосатенький бочок.                                                          И выходит на зарядку.

   Хомка раненько встает,                                                        Раз, два, три, четыре, пять!

  Щечки моет, шейку трет.                                                      Хомка хочет сильным стать.

 

Игры для закрепления темы    Звуки [Х]  [Х`]. Буквы Х, х

 

Игра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «Х». 

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

 

Обучение грамоте «Звуки [х], [х`] и буква Х»

Угадайте животных….
 
* Полосатую тельняшку натянули на коняшку. Полосатый хвост и нос! Эй, откуда ты Матрос?

* Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком?

* Длинный хвост и с белым боком, А летает не высоко. Хочет всё стащить с наскока! Это хитрая …

Верно, это зебра, корова и сорока.

[sws_divider_basic]

В каждом загадке, где описывается животное, говорится и о хвосте, потому что у каждого животного свой неповторимый хвост.

А вы знаете, что хвост животному дан не только для красоты. Хвост — это и оружие, и средство передвижения, а кому и теплое одеяло.

Давайте попробуем разобраться, как животные используют свой хвост. Да и вообще, зачем появились у них хвосты и нужны ли им?…

Хвост – парашют

Хвост у белки служит парашютом. При прыжках она распушает свой хвост, который поддерживает её в воздухе.

Хвост – одеяло

Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в морозы. Свернутся в клубок, накроются хвостом, как шерстяным пледом, и спят. Так хвост используют белки, песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные.

А ещё лисы, оставляя с помощью хвоста следы, отводят от себя погоню. Недаром говорят, лиса-плутовка, хвостом махнула и исчезла.

Хвост – защитник

Ящерица спасается от врагов, жертвуя своим хвостом. Хвост легко отламывается. Пройдёт несколько недель – и хвост отрастёт вновь.

Хвост-защитник и у бурундука, лесной мыши.

Хвост – рука

Хвост у обезьяны очень цепкий. Обезьяны часто подвешиваются к дереву с помощью хвоста, и в таком положении подносят пищу передними лапами ко рту, вися вниз головой, срывают плоды.

Морские коньки с помощью своих хвостиков хватаются за водоросли и могут продержаться на одном месте некоторое время.

Хвост – кладовая

Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например, лемуры, которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста.

Хвост – мухобойка

Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке.

Хвост – помощник

Крокодил использует хвост для охоты. Его ударом можно сбить с ног не только маленькое животное, но и большое.

Хвост – опора, руль, тормоз

Дятел использует хвост, как руль и тормоз при полёте. Хвост служит дятлу опорой. Он цепляется когтями за кору деревьев, а хвостом упирается в ствол. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, он добывает себе пищу.

Кенгуру сидит на задних лапах, опираясь на хвост. Длинный хвост помогает ему сохранять равновесие и менять направление во время прыжков.

  Хвост бобра – отличный руль при плавании.

Рыб вообще сложно представить без хвоста. Хвост рыб — это и руль, и баланс (равновесие). Подобными функциями обладает хвост и у птиц при полете.

Хвост – украшение

Самые красивые хвосты всё же у птиц.  Роскошный хвост – это средство понравиться подруге и победить врага. Такой хвост у павлина, индюка, тетерева, глухаря.  

 Проверим, как вы знаете хвосты животных…

— А что это мы всё о хвостах, да о хвостах??? Верно, сегодня главный гость нашего интернет урока — звук [х]. Проговорите звук. Опишите его? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?…. Да, звук [х]

бывает и твердым, как в слове хвост, так и мягким, как в слове… хитрец.

1. «Поймай звук»

  •  Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
  •  Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
  •  Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

2.  Игра «Добавь звук», который потерялся из слов

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

3. Игра «Замени первый звук» в слове на звук  [х]

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

4. Произнеси  [х] в словах

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой….. (ХЛЕБ).

С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт……. (ПЕТУХ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой……. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит…….. (МУХА).

— Какое слово лишнее? (утка)

5. Найди «лишнее»

  •  Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
  •  Художник, сухари, тарелка, холодильник.

Психогимнастика

—  Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

6. И г р а  «Звук заблудился»

  • Не делай из муки (мухи) слона.
  • Голода (холода) не бойся, по пояс мойся.

7. И г р а   «Полсловечка за вами»

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы), хол… (-одный, -лм, -ст), хом… (-ут, -як), хар… (-актер, -чевня), хал… (-ва, -ат, -иф).

8. И г р а  «Слоговой аукцион»

Хи… (-хикать),   хит… (-рый, -рец, -рость),   хо… (-роший, —чет),   храб… (-рый, -рость, -рец),   уха…(-живать).

9. И г р а  «Где звук?»

1. Определите место звука [х] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Буква Х с двумя чудесными

хвостикам.

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву X с правой стороны рисунка.

2. Соедини с буквой X только те предметы, названия которых начинаются со звука [х].

 

3. Дорисуй вторую половинку буквы X слева. Обведи в кружок все буквы X справа.

 

4. Найди спрятанные буквы Х. Обведи их.

5. Выдели знакомую букву.

 

6. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х. Соедини их ниточками с хомячком.

7. Добавь недостающий элемент буквы.

8. И г р а  «Буква потерялась»Вставьте пропущенные буквы:– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

9. И г р а  «Рифма»

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

10. И г р а  «Слово рассыпалось»

Соберите рассыпавшееся слово. Б е л х (хлеб).

11. И г р а  «Найдите слова»

1. Ле с е н к а .                               2. С к в о з н а я   б у к в а .

– – х                                                – – х – –

– – – х                                             – – х – –

– – – – х                                          – – х – –

– – – – – х                                       – – х – –

Возможный вариант ответа:                  Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух.                            хохма, тахта, вахта, махер.

12. И г р а  «Превращение слов – волшебная цепочка»

От хода – к шагу.

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

13. И г р а  «Из одного слова – несколько»

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас.)

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р : животные, растения, одежда, продукты и т. д.

14. И г р а   «Наборщик»

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

15. И г р а  «Составим новые слова»

Из букв данного слова составьте новые слова.

 16. 

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Ветру вольному подружка.

Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву Х. 

17. Читаем…

 

 

18. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

 

 

19. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скороговорки

1. Вкусная халва мастеру хвала.

2. Прохор и Пахом ехали верхом.

3. Муха-горюха села на ухо.

 

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

 Пословицы и поговорки

1. Хлеб – всему голова.

2. Хорошей хозяйкой дом стоит.

3. Снег на полях – хлеб в закромах.

4. Сделано наспех – сделано на смех.

5. Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Словарь

  • Ханжа — лицемерный, неискренний человек.
  • Хаос — беспорядок, скопление.
  • Харизма — это внешние черты, особая одарённость человека.
  • Хрестоматия — сборник каких-нибудь художественных произведений или отрывков из них.
  • Хронология — последовательность исторических событий во времени.

Как выучить звук буквы X

Если вам понравилось то, что вы скачали,
нажмите кнопку «Мне нравится», чтобы получать эксклюзивные рабочие листы и новости на Facebook.

Ранние годы жизни — это время огромного роста, поскольку дети полны любопытства и рвения. Как и в случае со всеми базовыми навыками, изучение алфавита является решающим фактором развития грамотности ребенка и эффективного общения.

При обучении буквам алфавита часто возникает вопрос: Как выучить звук буквы Х?

Знакомство с буквой X сопряжено с многочисленными трудностями, потому что:

  • Буква X имеет разные звуки.
  • Типичный звук /ks/ обычно приходится на середину или конец слова.
  • Обычное использование буквы X имеет две части произношения — сочетание звуков /k/ и /s/ .
  • Звук буквы X уникален наравне со своими аналогами: / qu / , / y / и / z / .

По этим причинам педагоги считают введение буквы X сложной задачей.

Руководство по знакомству со звуком буквы X

Сначала давайте рассмотрим различные звуки, которые может издавать буква X.

  1. /кс/ как в слове коробка (самый знакомый звук).
  2. /gz/ как в слове экзамен .

Также буква X может издавать следующие уникальные звуки:

  1. /z/ как в слове ксилофон (часто находится в начале слова)
  2. /г/ и далее /ж/ как в слове роскошный .
  3. /k/ затем /sh/ как в слове цвет лица .
  4. /e/ , затем /ks/ как в слове рентген .

Дети обычно усваивают звуки букв в начале слова легче, чем в любой другой позиции. В английском языке несколько слов начинаются с буквы X, и они обычно имеют звук /z/ вместо звука /ks/. Используемые общие слова: рентген и ксилофон . Эти примеры представляют две основные проблемы:

  1. Эти звуки попадают в редкую категорию звуков для буквы X. Изучая сначала наиболее часто встречающийся звук каждой буквы, дети быстро знакомятся со словами, которые они в настоящее время используют для общения.
  2. Звук X в x-ray произносится как /e/ , затем /ks/ , а в ксилофон произносится как /z/ . Это совершенно разные звуки, вызывающие путаницу в сознании начинающего читателя.

По этой причине букву X следует учить с позиции конечного звука, как в слове коробка , лиса , исправить , и .

Кроме того, звук буквы X должен быть последней введенной буквой алфавита. Звуки конечных букв лучше всего вводить после того, как дети познакомятся со звуками начальных букв.

Следовательно, оставив букву X в качестве последней буквы для обучения, вы упорядочиваете конечные звуки для всех слов в последовательности. Эта последовательность букв заменяет разочарование от обучения сложным и необычным звукам букв приятным процессом ясности и понимания, который создает импульс обучения.

Серия рабочих тетрадей «Изучение алфавита» использует эту концепцию и метод для введения звука буквы X.

Дополнительную информацию о том, как учить букве X, см. в серии учебных пособий «Изучение алфавита». и техники.

Счастливого обучения!

 

  • Нравится
  • Поделиться
  • Твитнуть
  • Пин

Фонетическое произношение с использованием стандартных букв

Фонетическое произношение с использованием стандартных букв

Поскольку буква в английском языке может обозначать разные звуки; а поскольку один и тот же звук может быть представлен разными буквами, наша проблема при передаче произношения состоит в двусмысленности. Это то, что нам нужно устранить, если это возможно. Когда у читателя есть только один вариант произнесения слова — вариант, задуманный автором, — значит, нам удалось передать произношение.

Вот различные звуки английского языка и то, как их можно представить с помощью букв алфавита. Обратите внимание, что это похоже на систему, используемую некоторыми популярными онлайн-словарями.


А
Долгая ля, как в слове «туз» — ау
. Средняя А, как в слове «летучая мышь» — аа
Короткое А, как в «автомобиле» — ах
Schwa, как и в «FEMA» — uh

Большинство гласных можно преобразовать в «uh», представленное в словарях как перевернутое «e» или schwa.

B  – b

C  не следует использовать в фонетическом написании, поскольку его звук всегда является либо звуком «s», либо звуком «k».

CH – CH
Помните, что мягкое CH, как в «Chevy», на самом деле является звуком sh.

Д  – д

Е
Долгая E, как в слове «бобы» — ee
. Короткое E, как в «fetch» ​​– eh (Слова типа «воздух» лучше использовать «ehr», чтобы исключить другие гласные звуки и их сочетания. )
Звук ER, как в слове «maker» – er  (Слова, написанные с буквой «ur», например, «fur», часто будут фонетически звучать как «er».)
Шва, как в слове «слушай» – э-э

Ф  – ф

Г
Soft G, как в слове «судья» — j
Твердый G, как в слове «резинка» – г

Н  – ч

I
Долгий I, как в «отлично» — iy
Короткое I, как в слове «попал» — ih
I также может произносить звук ee, как в конце слова «спагетти».

Дж  – Дж
J также может обозначать звук zh, как в слове «soup du jour».

K — K

L — L

M — M

N — N

NG , как в «Принесении» — NG

NG , AS «Принесит» — NG

99999999 90999 90999 99999 гг. Долгая О, как в слове «кость» — о
Короткое О, как в «точке» — ах
OO сделать ü, как в слове «настроение» — oo
Звук OU, как в словах «может» или «дерево» – ou

P – p

PH – f

Q
Q — еще одна буква, которая не должна появляться в фонетическом написании, так как ее звук всегда звучит как «k». Таким образом, «королева» будет начинаться с kw, «quay» — с kee, а Q в конце слова заменяется на k.

Р  – р

С  — с

Ш  – ш
Вокализованный СХ издает мягкий, неряшливый звук, слышимый в «жанре» или «монтаже» — ж

Т  – т

ТХ
Hard TH, как в «теории», так и в «с» —
th Мягкий TH, как в «этом» и «дышать» – thh

U
Long U, как в слове «немой» — 90 198 лет. Короткое U, или ü, как в слове «лунный» — оо
Шва, как в слове «кружка» — ээ

В — в

З — ш

Х
X равно ks или z. В названии «Xanax» это z в начале и ks в конце.

Д
Y в начале слова или слога, как в «yes» и «midyear» — y
Y в других местах, вероятно, звучит как Долгая Е, как в слове «смешно» — ee

Z
Z — это озвученная S, и очень важно различать их, особенно в конце слова. «Деревья» фонетически произносятся как «treez».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *