Понятие о характере
В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении – отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека.
Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.
В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде.
Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его жизнь была бы в опасности, если бы ему приходилось постоянно обдумывать каждый свой шаг. Многие его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью. Система свойств характера индивида как бы замещает у него систему инстинктов животных, обеспечивая стабильную цельность и последовательность, адаптивность поведения личности. Характер – мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Включая в себя природные задатки (тип высшей нервной деятельности, темперамент), характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром.
Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром.
Единство характера не исключает, однако, того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные и иногда даже противоположные его качества.В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера существенный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.
До Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремлений индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида – это определенная направленность его жизненной энергии (либидо). Одна и та же внешне выраженная форма поведения может иметь различную мотивацию.
Характер – это судьба, устойчивое личностное санкционирование своего поведения. Отсюда непреодолимое стремление людей «показать» характер.
Итак, характер – это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида. Характер – это печать ориентационно-операционных особенностей психики индивида.
Проблема характера – проблема целостного охвата психических особенностей индивида. «…Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий способ и характер поведения в целом и эти особенности поведения, несмотря на их индивидуальные различия, могут быть все же сведены к известным типам… все многообразие таких особенностей может быть исчерпано некоторыми основными классами типических случаев».
Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием «темперамент», социально обусловленная же сфера его поведения – понятием «характер». Темперамент более соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер – с волевой сферой. Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Отличительные черты, свойственные индивиду от природы, накладывают отпечаток и на его характер, т. е. и на социально сформированные способы его поведения. Анализируя характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) особенности. Но эти группы характерологических особенностей взаимосвязаны. Социальное наследование коррелирует с биологическим наследованием. «Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который воспитание производит из множества возможностей, заключенных в ребенке, предоставляя осуществляться только одной»*. Из «кипящего котла» органических сил индивида высвобождаются те, которые затребованы социально обусловленной необходимостью.
Характер человека – обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. И наиболее устойчивые и значимые из них «выковывают» соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его поведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности характера человека. Воспитание человека, формирование его характера – это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социокультурном контексте.
В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания.
Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными. Существенным качеством характера является сбалансированность его черт – цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.
Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера. Этот возрастной период отличается и высокой поведенческой активностью. Дети стремятся к формированию своих поведенческих возможностей. В связи с этим существенное воспитательное значение приобретает метод упражнения.
Условия среды, одобрение и порицание различных форм поведения микросредой образуют при этом основное русло формирования характера. Но характер – это и способность индивида отстаивать свой стиль жизнедеятельности и свою жизненную позицию. Природа каждого индивида вступает в свои «сцепления» с действительностью. В этом взаимодействии внутреннего и внешнего возможны различные противоречия, внутриличностные конфликты.
Только учитывая специфику взаимодействия внутреннего и внешнего у данного индивида, можно создать эффективные условия, направленные на мобилизацию положительных и подавление отрицательных качеств индивида. Иногда внешне ничтожное вмешательство в жизнедеятельность индивида приводит к кардинальным сдвигам в его поведении. «Никакого непосредственного вмешательства в образование характера не может быть… Непосредственное воздействие воспитателя на образование характера было бы так же нелепо и смешно, как если бы садовник вздумал содействовать росту дерева тем, что стал бы его механически тащить из земли вверх. Но садовник влияет на прорастание растения не непосредственно, вытаскивая его за верхушку из земли, а косвенно – через соответствующие изменения среды»*. Люди таковы, каковы устойчивые требования среды.При коррекции негативных качеств характера воспитатель встречается с сопротивлением не только природы, но и затвердевшего пласта поведенческих реакций, приобретенных индивидом в предшествующем опыте, со сферой его подсознания.
Не существует среднего стандарта индивидуального поведения. Поведение каждого человека в тех или иных его проявлениях значительно отклоняется от средней нормы. Многие умственно одаренные и даже гениальные люди признавались в детстве малоспособными, людьми со странностями в поведении. Человек с большими способностями в одной сфере деятельности нередко бывает малоприспособленным к другим сферам. Люди стремятся самореализоваться в наиболее подходящих для их характера сферах общения и деятельности.
Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. Какие формы поведения отбираются индивидом? Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации.
Затормаживаются и угасают те поведенческие проявления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие самореализации индивида.Важнейшим качеством характера является способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать оптимальные решения. Формирование характера связано со способностью индивида к научению, с реальными возможностями научения в различных возрастных периодах, на различных этапах его психического созревания.
В характере проявляются закономерности функционирования навыков и привычек. При этом существенное значение приобретает механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия (интерференция) упрочившихся навыков формированию новых.
В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения (например, приобретенная беспомощность). А под культурными напластованиями в психике человека всегда «дышит» незатухающий вулкан древнейших природных образований. И чем сложнее для данного индивида поведенческая ситуация, тем выше вероятность извержения этого вулкана. Нередко проявления характера индивида настолько видоизменяются под воздействием его психического состояния, что человек не узнает сам себя.
Человек способен регулировать свой характер, погружая себя в психические состояния, адекватные текущей поведенческой ситуации. Отдельные особенности, черты характера – это лишь элементы психической структуры личности. В каждой значимой поведенческой ситуации происходит функциональная интеграция всех поведенческих механизмов данного индивида. Лишь с учетом этого обстоятельства можно перейти к классификации и систематизации характерологических свойств человека.
что это такое и типы характеров человека
Типология характеров весьма условна. Это лишь попытка психологов классифицировать виды личностей для упрощения их анализа. Потому известно множество теорий в этой области. Дать понятие термину «характер» и систематизировать его разновидности пытались Фрейд, Юнг, Ганеман, Леонтьев и другие известные специалисты. Для лучшего понимания себя и построения продуктивных отношений с окружающими достаточно знать типы темперамента и некоторые основные виды личностей.
Что такое характер человека?
Характер — это совокупность устойчивых психических свойств, которые определяют особенности поведения и построения отношений. Он взаимосвязан с прочими сторонами личности, например, с темпераментом, определяющим его внешнее выражение. На то, какой у тебя тип характера, влияют социальные условия. Чтобы определить его вид, нужно полагаться на совокупность черт, которые делятся на:
- Определенные. Доминирует одна или несколько черт.
- Неопределенные. Нет доминирующих характеристик.
- Противоречивые. Когда осознание целей и действий личности диссонируют.
- Цельные. Отсутствие противоречий.
Типы характера человека.
4 типа характера в зависимости от темперамента.
В зависимости от преобладающих качеств характера и реакций на разные ситуации выделяют 4 темперамента: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик.
Пройти тест на темперамент
1. Флегматик.
Отличается неспешностью, его настроение меняется слабо, по крайней мере внешне эмоции он проявляет практически незаметно. В работе настойчив, ставку делает на качество, а не на скорость. В большинстве ситуаций спокоен, редко теряет самообладание и равновесие. Флегматики усердны, они стараются доводить начатое до конца. Им лучше других удается работа, требующая усидчивости и повышенного внимания.
Сильные черты: | Слабые стороны: |
---|---|
спокойствие; веселый нрав; тактичность; надежность; практичность; покладистость; организованность; уравновешенность; консервативность. | робость; пассивность; скупость; нерешительность; эгоизм; закрытость. |
2. Холерик.
Страстный, в реакциях быстрый, эмоциональный, вспыльчивый. Настроение изменчиво, такой человек быстро истощается. Отличается резкостью в движениях, решениях и высказываниях. Быстро загорается, но при неблагоприятных условиях может переходить на агрессию.
Сильные черты: | Слабые черты: |
---|---|
активность; напористость; решительность; уверенность; независимость; сильная воля; мечтательность; прагматизм; творческий потенциал. | гордыня; самоуверенность; саркастичность; властность; жестокость; коварство; напряженность; гневность; невнимательность к другим. |
3. Сангвиник.
Живой, подвижный, у него в руках все горит, настроение изменчиво. Личность с таким типом характера быстро реагирует на изменения и приспосабливается к ним. Неудачи не могут его остановить, он от них быстро отходит. Эмоционален в выражении чувств, с активной мимикой. Если работа интересна сангвинику, он будет выполнять ее быстро, раскрывая свой потенциал, в противном случае, безразличен к труду.
Общителен, в новом обществе чествует себя расслабленно. Многозадачен, может быть руководителем, выполнять сразу несколько дел или следить за выполнением процессов.
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
---|---|
энтузиазм; сострадательность; дружелюбие; щедрость; разговорчивость; беззаботность; сердечность. | хвастовство; неорганизованность; шумность; робость; эгоизм; слабовольность; беспокойность; неуравновешенность. |
4. Меланхолик.
Эмоционально неустойчив, такую личность легко ранить. Он всегда о чем-то переживает, впечатлителен. Среди меланхоликов чаще всего встречаются пессимисты и интроверты. С таким характером человек переживает даже по пустякам. В новой компании чувствуют себя неловко и замкнуто, стараются ничего не менять в своей жизни, чаще всего из-за страха.
Положительные черты: | Негативные черты: |
---|---|
верность; эстетичность; одаренность; перфекционизм; самоотверженность; дисциплинированность; аналитический склад ума. | требовательность; пессимизм; эгоизм; мстительность; строгость; замкнутость; обидчивость. |
Пятифакторная модель.
Среди прочих теорий о типологии личностей заслуживает внимания пятифакторная модель, выдвинутая Р. МакКрае и П. Коста в 1992 году. Согласно ей каждый человек может быть охарактеризован по 5 личностным факторам.
1. Экстраверт − интроверт.
Эти типы характера затрагивают общественную сферу.
Экстравертам свойственно ассертивное поведение. Как правило, они оптимистичны, общительны, веселы. У них хорошо развиты социальные навыки, чувство юмора, они не боятся высказывать свое мнение, сравнительно легко себя чувствуют в новой компании. Такие люди избегают одиночества, стараются быть окружены людьми, у них много друзей.
Интроверты застенчивы и замкнуты, ведут себя отстранено. Им сложно ладить с другими людьми, они часто впадают в тревогу, неуверенны в себе. Со стороны может показаться, что они недружелюбны, хотя они скорее не умеют выстраивать отношения, нежели не хотят. Интроверты не любят больших скоплений людей.
Пройти тест: интроверт или экстраверт?
2. Эмоциональная неустойчивость − стабильность.
Невротизм связан со зрелостью.
Характер людей невротического типа предполагает преобладание негативных эмоций –тревоги, страха, гнева. Это отрицательно влияет на настроение, вызывает постоянное беспокойство, порождает импульсивность, тягу к рискованным мероприятиям. Невротики более подвержены депрессиям, возникновению фобий.
Эмоционально стабильные люди, напротив, надежны, отличаются силой воли. Во время сложных ситуаций твердо держатся на ногах, их сложно выбить из колеи.
3. Обособленность − уживчивость.
Эти свойства характера показывают расположенность к другим людям, тягу к коллективизму или индивидуализму.
Уживчивость или дружелюбие присущи альтруистам, щедрым, способным сострадать и помогать другим людям. Такие люди щедры, готовы поддержать эмоционально.
Люди с обособленным типом личности – эгоцентрики, конкурировать.
4. Ответственность – отсутствие самоконтроля.
Речь идет об умении планировать, о самоконтроле, целеустремленности.
Ответственные люди полагаются на правила, дисциплинированы, но жесткие, часто в них отсутствует способность к креативу. Им присуща скрупулезность, пунктуальность, амбициозность. Спонтанные решения им несвойственны, иногда они скучны.
Люди, у которых самоконтроль отсутствует спонтанны в решениях и поступках, умеют радоваться жизни, часто ведут себя безответственно. Они поддаются лени, не отличаются силой води.
5. Открытость опыту – консервативность.
Речь идет о способности мыслить критично.
Люди, которым присуща открытость опыту, обладают собственными ценностями, они любят вступать в спор, задают вопросы. Их отличает артистичность, оригинальность, высокий интеллект. У них развито воображение, они независимы, любопытны.
Консерваторы предпочитают традиции, стабильность, они привязаны к семейным ценностям, редко меняют что-то в жизни.
В чистом виде конкретные типы характера человека встречаются крайне редко. Чаще всего у людей есть доминирующие черты или совпадение сразу нескольких видов личности. Характер меняется с возрастом, опытом, проживанием определенных ситуаций.
Пройти тест: оптимист или пессимист
20 концепт-артов персонажей для вдохновения — Artlex
Каждое мультимедийное развлечение по своей сути представляет собой историю. И каждая существующая история вращается вокруг одного или нескольких персонажей, воплощая этих персонажей в жизнь, не ограничиваясь только описанием их черт лица, роста или типа телосложения, она целиком состоит в том, чтобы брать каждую часть информации и переводить ее в элементы и характеристики, которые сделать их уникальными.
И это работа концепт-художника персонажей, использующего всю доступную информацию для создания прочного дизайна, который сам по себе рассказывает историю.
Используя культурные, экологические, социальные и технологические элементы, каждый персонаж тщательно создается для выполнения роли в сериале, фильме или игре, для которой он был разработан, а также для взаимодействия с окружающей средой и другими персонажами.
В этой галерее мы собрали кое-что из того, что мы считаем лучшими и наиболее вдохновляющими произведениями концепт-арта персонажей. Мы надеемся, что вы сможете найти ссылки, вдохновение и расти как концепт-художник!
V Дизайн персонажей — Йи Чжан
Этот удивительный дизайн не только определяет личность и стиль персонажа, но если мы перейдем на страницу художника, мы увидим полное исследование дизайна, способностей, эмоций и оружия, дающее зрителю полный визуальный опыт.
Total War: Warhammer III — Тони Сарт
В этом произведении мы можем увидеть полное развитие одного из персонажей Warhammer, мы можем увидеть каждый элемент, который учитывался в дизайне одежды. Узоры и аксессуары тщательно продуманы, чтобы дать полное представление о положении и личности этого персонажа.
Нимфа — Мам Б.А.
Здесь у нас есть удивительная работа, в которой, хотя и нет четкого исследования персонажа, но посыл вполне ясен, а это один из самых важных моментов в концепт-арте, передаче эмоций и историй. только с произведением искусства. Отличная работа!
Хранитель леса — Даниил Димитров
Несмотря на то, что эта работа не является окончательным рендерингом концепта, это был лист, который лучше всего показал, как художник разработал и использовал множество природных элементов для этого персонажа. Стиль задан, и на странице художника мы можем оценить влияние времени года на этого персонажа, а также некоторые ранние наброски.
Summer fly — Amber Ye
Это произведение творит чудеса, сочетая в себе элементы эталонной культуры с вдохновением персонажей, язык форм может показаться не слишком впечатляющим, но передает сильное послание, а контраст между приглушенными тонами и ярко-зелеными и золотыми делает это более чем визуально привлекательно.
Лорима — Плюм Ю
В этой работе мы можем оценить, как техника кисти художника интегрируется с персонажем, превращая размытые дымчатые формы в визуальный ключ дизайна. Сочетание простых форм и детального рендеринга фокусирует внимание зрителя на доспехах и теле Лоримаса, а язык форм тела создает очень мощную атмосферу.
Хранитель Знаний — H Pimento
Первое, что, кажется, привлекает наше внимание при взгляде на это произведение, — это молния, работающая с приглушенным цветом в контрасте с ярким бирюзовым светом свечи, заставляющим нас сосредоточиться на окружающих элементах, которые кажется, что они рассказывают свою собственную историю. Отличное исполнение не только иллюстраций и дизайна, но и повествования.
Green Spectre: Pain — Meltifire
В этом изделии мы видим не только персонажа, но и один из ключевых элементов его дизайна, головной убор, который полностью меняет энергетику персонажа. Уровень рендеринга и детализации в этих произведениях поразителен, техника кисти задает настроение персонажу и истории, а темная цветовая палитра добавляет драйва эстетике.
Усталые люди — Ким Сончхоль
Эти потрясающие дизайны — отличный пример того, как сильно язык форм может влиять на энергию наших дизайнов и индивидуальность наших персонажей. Грубый стиль колорита настраивает на жестокую реальность и неплохо передает посыл одиночества.
Arcane: Chem Berserkers — Victor Maury
Каждая сцена в Arcane — это произведение искусства и отличный источник вдохновения для художников, и познакомиться с «закулисьем» — большая честь. Удивительная работа Мори, где мы можем увидеть некоторые вариации дизайна этих ужасающих персонажей.
Шаман — Ян Цзинь
Этот предмет сочетает в себе множество элементов, форм и текстур, чтобы оживить этого персонажа. Просто взглянув, мы узнаем роль и часть истории, стоящей за этим персонажем, и сделать это возможным — одна из задач концепт-арта. Шикарная работа Джина!
Главный игровой персонаж — Брайан Сола
В этом великолепном дизайне мы можем увидеть конечный результат масштабного исследования, в котором множество элементов гармонируют с персонажем и определяют его настроение и индивидуальность. Рендеринг поразителен, а внимание к деталям впечатляет. На странице исполнителя мы можем увидеть изменения, через которые прошел этот персонаж, чтобы добраться до этого финального этапа.
Единица 09 — Абрар Хан
Создавая более футуристическую атмосферу, этот удивительный концепт-арт является частью серии личных работ художника, созданных киберкорпорацией, великолепно выполненных, с сильным языком форм и смелыми контрастными цветами. , этот фрагмент словно взят прямиком из не очень далекой реальности.
Синий Королевский — Пабло Муньос Гомес
Послание, которое передает это изделие, уносит нас прямо из этого мира, золотые акценты, текстурированная кожа и синие оттенки сливаются воедино, делая его визуально привлекательным и пугающим одновременно. Удивительная работа Гомеса, учитывая, что она была сделана за одну живую сессию, его образовательный контент определенно стоит проверить!
Белый Охотник — 鑫ZAI007
У этого произведения великолепный язык форм, динамизм и плавность в каждом штрихе, сделанном художником, жест фигуры персонажа и фантастическая концепция, основанная на далматинском пеликане, наряду с грубой окраской. делают его удивительным произведением концепт-арта персонажей.
Концепт-арт Soulborn — Александра Малыгина
В этой работе мы можем оценить, как смешанное использование языка форм и теплых цветов может задавать энергию персонажа. Кроме того, сочетание деталей и грубого живописного стиля придает этому персонажу особую атмосферу силы и уверенности.
Sentinel: Incorporate — Charles Sauvat
Работы Сова всегда характеризуются грубостью и сильной энергией, оказывая почти мгновенное визуальное воздействие. изогнутые формы, создающие отличный постапокалиптический дизайн персонажей.
Эшпул_Нейромант — Андреа Беллини
В этой работе мы можем оценить, как правильное использование текстур в сочетании с мягкими живописными приемами и преднамеренная потеря фокуса на нижней половине персонажа только помогают подчеркнуть определенные формы и направить взгляд зрителя. внимание на фокус произведения.
Сира: Дизайн персонажа в стиле киберпанк — Сэм Хоггс
Эти великолепные дизайны были частью исследования возможностей Сиры, личного проекта Хоггса. Здесь мы можем видеть, как игра с формами и текстурами перед окончательным выбором очень важна при создании персонажа для заданной вселенной.
Хранитель каменного леса — 鑫ZAI007
Еще одна удивительная работа 鑫ZAI007, в которой они не только исследуют концепцию персонажа, но и их интеграцию с другими персонажами из той же вселенной, создавая концепцию, полную возможностей. .
Более 60 примеров концепт-арта и идей для портфолио
Работа Луиджи ЛукареллиInspirationConcept Art Раскрытие информации: этот пост может содержать партнерские ссылки. Это означает, что если вы покупаете что-то, мы получаем небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас (узнать больше)
В мире концепт-арта нет более востребованной должности, чем дизайнер персонажей. И хотя эту работу легко понять, совсем другое дело — попрактиковаться в работе с персонажем.
Любой, кто любит дизайн персонажей, наверняка уже знаком с этой работой. И, может быть, вы думаете о том, чтобы собрать портфолио дизайнеров персонажей, чтобы посмотреть, сможете ли вы получить работу в этой области.
Что ж, лучший способ продвинуться вперед — изучить других художников и посмотреть, что они делают. Можно ли сравнить вашу работу? Где вы могли бы улучшить?
Используйте эту галерею концепций персонажей как источник вдохновения и источник роста.
Независимо от того, на каком этапе вашего творческого пути вы находитесь, эти дизайны персонажей наверняка вдохновят вас продолжать и заправлять свой творческий резервуар.