Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Характеристики мышления: 35 Понятие и основные характеристики мышления, его функции. Физиологические основы мышления.

35 Понятие и основные характеристики мышления, его функции. Физиологические основы мышления.

Мышление – это психически-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью.  Свойства мышления:  1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению.  2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе).  3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира. 4. Целенаправленность и произвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями.  5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью. 

Операции мышления: (Функции)

1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.

6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

7. Обобщение — процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака

8.сравнение(установление сходства и различия между объектами), 

9. абстрагирование (выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными)

10. обобщение (выделение общих признаков у класса объектов). 

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

36 Подходы к изучению мышления. Ассоциативная психология мышления. Психология мышления в рамках вюрцбургской школы и гештальтпсихологии.

Мышление как ассоциация представлений

Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. До этого времени основной была ассоциативная психология —  все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплек­сы.

(Гартли, Эббингауз, В. Вундт). Понимание познания как созерцания, принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущении». Конечным предметом мышления являются субъективные ощущения, образы восприятия и представления. Поэтому представители ассоциативной психологии не считали нужным специально исследовать мышление. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение — как ассоциация представлений; умозаключение — как ассоциация двух суж­дений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него.

Ассоциативная теория сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания — к ассоциативным законам. Мышление сводится к процессу ассоциации связей следов прошлого и настоящего сенсорного опыта.

Критика: Мышление имеет свое качественно специфи­ческое содержание и свои качественные специфические закономерности про­текания. Специфическое содержание мышления выражается в понятиях; по­нятие же никак не может быть сведено к простой совокупности ассоциативно связанных ощущений или представлений. Представители ассоциативной теории не смогли решить проблему активности мышления, творческие способности по их мнению существовали априори.

Вюрцбургская школа о мышлении

Представители: А. Бине, Кюльпе, Марбе Вюрцбургская школа сделала разработку психологии мышления своей основной задачей; положила начало системному изучению мышления.

Основное положение: мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к содержанию ощущений и восприятия. Но слишком оторвали мышление от восприятия, они вообще не связаны. В результате вюрцбургская школа пришла к неправильно­му пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания. Положение о предметной направленности мысли (интенция). Поскольку (из идеализма) мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет (интенция) превратилась в чистый акт (в мистическую активность вне всякого содержания).

Представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволю­цию. В начале были утверждения о безобразном характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер в ранних своих работах), затем представители вюрцбургской школы  выявили и подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Также изменились взгляды на взаимоотношение мышления и речи. Вначале (у О. Кюльпе, например) мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от речи. Затем мышление и образование понятий (Н. Ах) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, где бессмысленный знак — правитель мышления, была по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.

Мышление с позиций гештальтпсихологии

Представители: Вергеймерт, Келер, Коффка. Критика вюрцбургской школы.

Основа мышления – способность формировать и преобразовывать структуры в реальной действительности. Мышление совершается в замкнутом круге (сфере сознания). В итоге мышление сводится к движению мыслей в замкнутой структуре сознания.

Исходная ситуация, в которой возникает проблема, — это в своем наглядном содержании неуравнове­шенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование, т. е. изменение структуры, исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что мы под конец по-иному, чем вначале, непосредственно видим содержание исходной ситуации.

В противовес психологии мышления вюрцбургской школы, которая оторвала мышление от чувственного созерцания, Коффка попытался, таким образом, осуществить на основе принципа структуры то же сведение мышления к наглядному содержанию, которое на основе учения об ассоциациях отстаивала ассоциативная психология.

Эта попытка игнорирует специфику мышления.

37 Разработка проблемы мышления в рамках бихевиоризма и психоанализа. Информационная теория мышления.

Бихевиоризм о мышлении как поведении

Бихевиоризм возник в Америке в начале XX в. Отбросили понятие психики и сознания, предмет – поведение. Против интроспекции, за наблюдение. Ощущение, восприятие, мышление и другие понятия психических процессов или функций рассматривались с точки зрения поведенческого опыта, главная функция —  приспособления к окружающей среде.

Проблема мышления в раннем бихевиоризме.

Уотсон: мышление отождествил с поведением, это не познавательный процесс.   Разделял поведение на внешнее (непосредственно наблюдаемое извне) и внутреннее (мышление в широком смысле слова, или умственная Д).  Умственная Д вызывается внешними стимулами, опосредует видимое поведение. Умственная Д не связана с мозгом. По сравнению с непосредственно наблюдаемым поведением мыслительная деятельность, по мнению Уотсона, отличается лишь очень большой свернутостью, сокращенностью.

Мышление не обусловлено социально, главная функция – обеспечить приспособление организма к среде (мышление = совокупность реакций, вызываемых окружающей средой).

Закономерности мышления Уотсон сводит к закономерности образования навыков. Организм приобретает навык путем проб и ошибок, аналогично любой другой деятельности.

Проблема мышления в современном бихевиоризме.

Основы теории мышления — Кларк Халл. Он первый (1930 г) применил общую необихевиористическую теорию поведения к анализу знаний, процесса решения задач, образования понятий. Проблемой мышления занимаются Скиннер, Толмен и другие необихевиористы.

Мышление — форма приспособления организма к новым условиям. Эти новые условия представляют для организма проблемную ситуацию, или ситуацию задачи, поэтому процесс приспособления к проблемной ситуации описывается бихевиористами как решение задачи.

Критика: не рассматривают мышление как психический процесс познания закономерных отношений между вещами, процесс отражения тех сложных (причинно-следственных, функциональных и т. п.) отношений между объектами, в которых раскрывается сущность предметов. И ранние, и поздние бихевиористы: мышление человека и животных не отличаются. Лишь в самое последнее время бихевиористы начали иногда говорить о некоторых качественных особенностях мышления человека. Но они продолжают сводить решение задач к процессу проб и ошибок или отбору приспособительных реакций.

Психоанализ

Мышление рассматривается в психоанализе как мотивационный процесс 3 Фрейду принадлежит работа по психологии мышления \»Остроумие и его отношение к бессознательному\» В ней \»остроумие\» объяснено как проявление творческого м мышление В основе ее лежат бессознательные первичные мотивы Возникает остроумие и ее результаты в обход недовольство первичных потребностей, т.е. творчество является сублимированным удовольствием этих потребностей Мыслительная действовали ьнисть может происходить под влиянием бессознательного мотива или его заменителя — желаемого мотивамінника — бажаного мотиву.

Психоанализ частично коснулся проблемы связи мышления с мотивами Вопросов, как влияет мотивация на организацию, строение мыслительной деятельности, не изучали

С психоанализом связана теория аутистического мышления (Е Блейлер) Аутизм объясняют как доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира проявлениями аутистического мышления являются сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и т. д. Е Блейле ер в своей концепции показывает регулирующий влияние мотивационно-эмоциональной сферы на мышлениелення.

Информационная теория мышления. По данным исследований, творческое мышление обнаруживает себя уже во время постановки задачи и имеет своеобразный ход (Г. Вертхаймер, Г. Вудвортс, К. Дункер, О. Зельц, С. Калмыкова, Г. Линдсей, А. Лук, Я. Пономарев). Как и процесс мышления вообще, оно проходит следующие этапы: создание образа, который соответствует условиям задачи; операции анализа, синтеза и прежде всего обобщения; нахождения принципа решения; получение результата. Однако в этом случае содержание каждого этапа отличается особой сложностью. Кроме того, этот вид мышления основывается на высокой интеллектуальной активности иотношении к творчества как к ценности.

Общая характеристика мышления в современной психологии

Особое место в познавательной деятельности человека занимает мышление.

«Мышление — это психические процессы отражения объективной действительности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от «явления к сущности»
Леонтъев А.Н. Мышление // Избранные психологические произведения. М., 1983. Т.2. С.79.

Путем специфического взаимодействия субъекта с познаваемым объектом оно позволяет перейти границы непосредственно-чувственного познания и на основе чувственно полученных данных осуществить

«более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности»
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. С.278..

Главная задача мышления состоит в том, чтобы, во-первых, определить в понятиях природу изучаемых явлений, и, во-вторых, исходя из существенных свойств предметов или явлений, фиксированных в понятиях, объяснить, как они проявляются в чувственно наблюдаемом мире.

Сущность мышления можно понять только в том случае, если рассматривать его не как свойство, принадлежащее отдельному индивиду, а как общественно-историческую деятельность, материализованную в предметах и продуктах человеческой культуры, объективизированную в средствах и формах общения человеческого общества с объективным миром.

Принципами и схемами работы человеческого мышления являются всеобщие формы совместной практической деятельности людей, подчиняющейся объективным закономерностям, представленные в виде орудий и знаков.

«Мышление обнаруживает свою силу и деятельную энергию …во всем процессе созидания культуры…, включая сюда орудия труда и статуи, мастерские и храмы, фабрики и государственные канцелярии, политические организации и системы законодательства»
Илъенков Э.В. Диалектическая логика.

Общественно выработанные способы преобразования предметного мира представляют собой такие действия, с помощью которых возможно вычленение всеобщих связей и отношений изучаемых предметов и явлений. Освоение этих всеобщих связей и отношений, придание им формы понятий (формы идеального) происходит прежде всего не в мыслящей голове субъекта, а в формах его практической деятельности, соответствующих общественно выработанным способам преобразования данного объекта, т. к.

«чтобы понять — надо построить, практически воссоздать изучаемое явление»
Шимина А.Н.

Результатом такой деятельности является выделение обобщенного способа практического действия, который переносится в субъективный план и становится способом мышления человека. Сформированные при этом понятия «выступают как мысленные образования, заключающие в себе двуединую сущность: они воспроизводят сущность отражаемого фрагмента действительности и в то же время являются формой мысленной деятельности», одновременно отвечая на вопросы, что и какими способами отражается в сознании человека.

«Понятие является схемой воспроизведения, репродуцирования вещи в деятельности, т.е. построения формы деятельности, адекватной форме вещи».

Основными признаками мышления человека являются опосредствованностъ и обобщенность, раскрывающие в процессе отражения объективной действительности знания о существенных связях и отношениях реального мира.

Опосредствованный характер познавательной деятельности возникает у человека в процессе развития речи (слово опосредствует отражение окружающего мира), «при усвоении общественно выработанных систем сенсорных эталонов», которые способствуют более точному и глубокому пониманию различных свойств конкретных предметов; при использовании моделей, схем, позволяющих в наглядной, доступной форме воспроизводить скрытые свойства и связи предметов и явлений. Использование в познавательной деятельности человека всевозможных моделей дает возможность раскрыть сущность их отношений с оригиналом и сформировать «два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты». Построение моделей требует выполнения особых познавательных действий, носящих пробующий характер, отбирающих нужный для данной модели материал.

Средства мышления, способствующие отражению внутренних существенных связей предметов и явлений, обусловливают и обобщенный характер мышления. Овладевая этими средствами, человек может обнаруживать такие же связи и отношения в ряде внешне различных предметов и явлений, т.е. может обобщать их.

Обобщенность мышления проходит в своем развитии ряд этапов: самые простые формы обобщения проявляются у человека в процессе выполнения предметных манипуляций в бытовой деятельности в виде функционального опыта, затем обобщенность становится «функционально-вещной», позволяющей выделить связи между способом действия и средством его осуществления, при этом орудие действия приобретает смысл знака действия. С развитием речи обобщение выражается и фиксируется в словесных обозначениях (Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.).

Мышление человека в своем развитии проходит

  • допонятийную (конкретно-действенное и наглядно-образное мышление),
  • понятийную стадии.

Каждый из видов допонятийного мышления имеет свои особые функции и средства, направленные на достижение определенных целей. Так, основные функции наглядно-действенного мышления заключаются «в получении исходных сведений о скрытых свойствах объекта, выявляемых в ходе его практических преобразований». Средством анализа любой предметной области, в которой человек действует на основе наглядно-действенного мышления, выступают пробующие, поисковые действия. Для успешного осуществления таких действий особенно важно умение производить анализрезулътатов каждой пробы, осуществлять их оценку с точки зрения условий решаемой задачи.

Наглядно-образное мышление формирует у человека способность оперирования образами предметов и действий, которые возникают у них через умение «различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты». Такие модели дают человеку средства анализа скрытых сторон исследуемой ситуации.

Все виды допонятийного мышления, выступая в тесной связи с понятийным мышлением, образуют единый процесс познания объективно существующего мира.

Понятийное мышление дает возможность отражать реальный мир путем выявления общих, существенных признаков предметов и явлений, фиксируемых в понятиях. Конституирующими моментами любого понятия:

«являются, во-первых, наличие существенных признаков, позволяющих однозначно отличить один класс предметов от других, во-вторых, словесное выражение смысла, в-третьих, этот смысл не обязательно связан с наличием наглядных образов, а может иметь отвлеченный, абстрактный характер».

Процессы образования понятий как основной формы мыслительной деятельности тесно связаны с процессами мысленного обобщения человека, возникающими в ходе обучения и воспитания.

В современной возрастной и педагогической психологии проводится значительное количество исследований, направленных на изучение особенностей формирования понятийного мышления школьников, в том числе и младших школьников, в процессе преподавания различных учебных предметов. В исследованиях, выполненных под руководством В.В. Давыдова, показано, что понятийное мышление у школьников может формироваться на эмпирическом или на теоретическом уровне, дан анализ этих видов мышления, показаны особенности их развития и формирования.

9 характеристик критического мышления

Ни для кого не секрет, что критическое мышление необходимо для роста и успеха. Тем не менее, многие люди не совсем понимают, что это значит — это звучит как критик или цинизм, черты, которых многие люди хотят избегать.

Однако критически мыслить не значит быть негативным. Напротив, эффективные критические мыслители обладают многими положительными чертами. Такие качества, как любознательность, сострадание и общение, являются одними из главных общих черт, присущих критически мыслящим людям, и хорошая новость заключается в том, что мы все можем научиться развивать эти способности.

В этой статье мы обсудим некоторые основные характеристики критического мышления и то, как развитие этих качеств может помочь вам улучшить навыки принятия решений и решения проблем. Немного самоанализа и практики помогут вам принимать более правильные решения, решать сложные проблемы и добиваться успеха во всех сферах жизни.

Что такое критическое мышление?

Научные работы по критическому мышлению предлагают множество способов интерпретации этого понятия ( минимум 17 в одной ссылке! ), что затрудняет определение одного точного определения. В целом критическое мышление относится к рациональному, целенаправленному мышлению посредством логических аргументов и рассуждений. Мы используем критическое мышление для объективной оценки информации и формирования разумных суждений.

Критическое мышление уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Философу Сократу приписывают то, что он был одним из первых, кто призвал своих учеников критически относиться к своим убеждениям и идеям. Сократ считал, что, поощряя людей подвергать сомнению свои предположения, они смогут увидеть недостатки в своих рассуждениях и улучшить свои мыслительные процессы.

Сегодня навыки критического мышления считаются жизненно важными для успеха в учебе и повседневной жизни. Один из определяющих « навыков 21-го века », критическое мышление является неотъемлемой частью решения проблем, принятия решений и постановки целей.

Почему необходимо развивать навыки критического мышления?

Навыки критического мышления помогают нам узнавать новую информацию, понимать сложные концепции и принимать лучшие решения. Способность быть объективным и разумным является преимуществом, которое может улучшить личные и профессиональные отношения.

Министерство труда США сообщает, что критическое мышление является одним из самых востребованных навыков на рабочем месте. Умение разработать правильно продуманное решение в разумные сроки высоко ценится работодателями. Компаниям нужны сотрудники, способные решать проблемы самостоятельно и хорошо работать в команде. Желаемый сотрудник может критически и творчески оценивать ситуации, сотрудничать с другими и выносить здравые суждения.

Критическое мышление также является важным компонентом академического обучения. Навыки критического мышления жизненно важны для учащихся, потому что они позволяют учащимся опираться на свои предыдущие знания и формировать новое понимание. Это позволит учащимся расширить свои знания и опыт по различным предметам.

Однако, несмотря на свою важность, критическое мышление не является чем-то, что мы развиваем естественно или случайно. Несмотря на то, что критическое мышление считается важным результатом обучения во многих университетах, только 45% студентов в известном исследовании сообщили, что их навыки улучшились после двух лет занятий.

9 характеристики критического мышления

Очевидно, что улучшение нашей способности критически мыслить потребует некоторой работы по самосовершенствованию. Как учащиеся на протяжении всей жизни, мы можем использовать эту возможность для саморефлексии, чтобы определить, где мы можем улучшить наши мыслительные процессы.

Сильные критически мыслящие люди обладают общим набором личностных черт, привычек и наклонностей. Знание этих атрибутов и применение их на практике может помочь нам создать прочную основу для критического мышления. Эти основные характеристики критического мышления можно использовать в качестве набора инструментов для применения конкретных мыслительных процессов к любой конкретной ситуации.

1. Любознательность

Любознательность — одна из важнейших характеристик критического мышления. Исследования показали, что состояние любопытства доводит нас до постоянно искать новую информацию . Эта любознательность поддерживает критическое мышление, поскольку нам необходимо постоянно расширять свои знания, чтобы принимать обоснованные решения.

Любопытство также способствует критическому мышлению, потому что побуждает нас подвергать сомнению наши мысли и ментальные модели — фильтры, которые мы используем для понимания мира. Это важно, чтобы избежать барьеров критического мышления, таких как предубеждения и неправильные представления. Бросание вызов нашим убеждениям и любопытство ко всем сторонам вопроса поможет нам быть непредвзятыми в процессе критического мышления.

Полезный совет: Будьте любопытны. Когда вы спрашиваете «почему», вы узнаете о вещах вокруг вас и проясняете неясности. Гуглите все, что вам интересно, читайте новые книги и играйте с ребенком. У детей есть природное любопытство, которое может вдохновлять.

Пробудите любопытство

ABLE – это универсальное приложение нового уровня для получения знаний и продуктивной работы, предназначенное для энергичных учащихся и пытливых умов.

Подробнее

2. Аналитический

Исследование — важнейший компонент критического мышления, поэтому важно быть аналитическим. Аналитическое мышление предполагает разложение сложных идей на их простейшие формы . Первым шагом при решении проблемы или принятии решения является анализ информации и ее рассмотрение по частям. Затем мы используем критическое мышление, собирая дополнительную информацию, прежде чем прийти к суждению или решению.

Способность к анализу полезна для критического мышления, поскольку позволяет нам детально рассматривать данные. Изучая вопрос с разных точек зрения, мы должны уделять пристальное внимание этим деталям, чтобы принять решение, основанное на фактах. Выполнение этих шагов имеет решающее значение для принятия правильных решений.

Полезный совет: Осознавайте свое повседневное окружение. Изучите, как все работает — разбивка на этапы будет способствовать анализу. Вы также можете играть в интеллектуальные игры и головоломки. Они обеспечивают приятный способ стимулировать аналитическое мышление.

3. Интроспективный

Критически мыслящие люди обычно интроспективны. Самоанализ – это процесс изучения собственных мыслей и чувств. Мы делаем это как форму метапознания или мышления о думает. Исследователи считают, что мы можем улучшить наши навыки решения проблем, используя метапознание для анализа наших процессов рассуждения .

Интроспективность важна для критического мышления, потому что она помогает нам осознавать себя. Самосознание побуждает нас признавать и смотреть в лицо нашим собственным предубеждениям, предубеждениям и эгоистичным тенденциям. Если мы знаем наши предположения, мы можем подвергнуть их сомнению и воздержаться от суждений, пока не получим все факты.

Практический совет: Начать журнал. Следите за своими мыслями, чувствами и мнениями в течение дня, особенно когда сталкиваетесь с трудными решениями. Ищите закономерности. Вы можете избежать распространенных заблуждений, осознавая их.

4. Способность делать выводы

Еще одной характеристикой критического мышления является способность делать выводы, т. е. логические выводы, основанные на анализе имеющихся фактов, событий и идей. Анализ доступной информации и наблюдение за закономерностями и тенденциями помогут вам найти взаимосвязи и принять обоснованные решения на основе того, что может произойти.

Способность отличать предположения от умозаключений имеет решающее значение для критического мышления. Мы решаем, что что-то истинно на основе логического вывода, потому что другое также истинно, но мы решаем что-то на основании предположения, исходя из того, во что мы верим или думаем, что знаем. Хотя и предположения, и выводы могут быть верными или неверными, выводы более рациональны, поскольку их подтверждают данные.

Полезный совет: Следите за своим выбором и поведением в течение дня, замечая, когда делаете выводы. Практика применения Уравнение вывода — Я наблюдаю + Я уже знаю = Итак, теперь я думаю — чтобы помочь отличить, когда вы делаете вывод или предполагаете.

5. Наблюдательность

Навыки наблюдения также являются ключевой частью критического мышления. Наблюдение — это больше, чем просто просмотр — оно включает в себя упорядочивание, объединение и классификацию информации с помощью всех пяти органов чувств для достижения понимания. Люди с острой наблюдательностью замечают мелкие детали и улавливают незначительные изменения в своем окружении.

Наблюдательность — это один из первых навыков, которым мы учимся в детстве , и он имеет решающее значение для решения проблем. Наблюдательность позволяет нам собирать больше информации о ситуации и использовать эту информацию для принятия лучших решений и решения проблем. Кроме того, это помогает видеть вещи с разных точек зрения и находить альтернативные решения.

Практический совет: Ограничьте использование устройств и следите за своим окружением. Обратите внимание и назовите по одной вещи для каждого из ваших пяти чувств, когда вы входите в новую среду или даже в знакомую. Осознание того, что вы видите, слышите, обоняете, пробуете на вкус и осязаете, позволяет вам в полной мере прочувствовать момент и развивает вашу способность наблюдать за окружающим миром.

6. Непредубежденные и сострадательные

Непредубежденные и сострадательные люди — хорошие критические мыслители. Быть непредубежденным означает рассматривать новые идеи и точки зрения, даже если они противоречат вашим собственным. Это позволяет изучить разные стороны вопроса, не отбрасывая их сразу. Точно так же сострадательные люди могут сопереживать другим, даже если они не согласны. Когда вы понимаете точку зрения другого человека, вы можете найти общий язык и понимание.

Критическое мышление требует непредвзятости при анализе противоположных аргументов и сострадания при выслушивании точки зрения других. Изучая различные точки зрения и стремясь понять точки зрения других, критически мыслящие люди могут получить более всестороннее понимание проблемы. Используя это более глубокое понимание, мы можем принимать лучшие решения и решать более сложные проблемы.

Практический совет: Развивайте непредубежденность и сострадание, регулярно знакомясь с новыми идеями и взглядами. Читайте книги на незнакомые темы, слушайте подкасты с разными мнениями или общайтесь с людьми из разных слоев общества.

7. Способность определять уместность

Способность оценивать уместность является важной характеристикой критического мышления. Релевантность определяется как логически связанная и значимая для предмета. Когда факт или утверждение имеют существенное значение для темы, их можно считать релевантными.

Актуальность играет жизненно важную роль на многих этапах процесса критического мышления . Прежде чем оценивать аргумент, особенно важно определить наиболее важные факты. Несмотря на точность и кажущуюся значимость, точка может не иметь большого значения для вашего объекта. Ваши критерии и стандарты одинаково важны, поскольку вы не можете принять правильное решение, руководствуясь неуместными рекомендациями.

Практический совет: Во время разговора обращайте внимание на то, как каждое утверждение относится к тому, о чем вы говорите. Удивительно, как часто мы отклоняемся от сути с не относящейся к делу информацией. Спрашивая себя: «Как это относится к теме?» может помочь вам обнаружить несвязанные проблемы.

8. Готовность

Критическое мышление требует готовности. Некоторые ученые утверждают, что «готовность исследовать» является наиболее фундаментальной характеристикой критического мышления .0014, который включает в себя все остальные. Желание идет рука об руку с другими качествами, такими как гибкость и скромность. Гибкие мыслители готовы адаптировать свое мышление к новым доказательствам или аргументам. Смиренные готовы признать свои ошибки и признать свои ограничения.

Для критического мышления важно, чтобы мы были непредвзяты и готовы бросить вызов статус-кво. Готовность подвергать сомнению предположения, рассматривать различные точки зрения и мыслить нестандартно позволяет критически мыслящим людям делать новые и необходимые выводы.

Практический совет: Развивайте готовность, приняв установку на рост. Воспринимайте трудности как возможности для обучения. Отмечайте достижения других и интересуйтесь, что привело к их успеху.

9. Эффективные коммуникаторы

Быть хорошим критическим мыслителем требует эффективного общения. Эффективные критические мыслители знают, что общение необходимо при решении проблем. Они могут четко сформулировать свои цели и опасения, признавая при этом точку зрения других. Критическое мышление требует, чтобы люди могли выслушивать мнения друг друга и уважительно делиться своим опытом, чтобы найти наилучшие решения.

Хороший коммуникатор также является внимательным и активным слушателем. Активное слушание выходит за рамки простого слушания того, что кто-то говорит. Участие в обсуждении включает в себя:

  • Слушание того, что они говорят
  • Присутствие на месте
  • Задание вопросов, разъясняющих их позицию

Активное слушание имеет решающее значение для критического мышления, поскольку оно помогает нам понять точки зрения других людей.

Практический совет: В следующий раз, когда вы разговариваете с другом, членом семьи или даже совершенно незнакомым человеком, найдите время, чтобы искренне выслушать то, что они говорят. Вас может удивить, как много вы можете узнать о других и о себе, если уделите время внимательному слушанию.

Приведенные выше девять черт представляют собой лишь некоторые из наиболее распространенных характеристик критического мышления. Развивая или укрепляя эти характеристики, вы можете повысить свою способность к критическому мышлению.

Разберитесь с сутью критического мышления

Критическое мышление необходимо для успеха во всех сферах жизни, от личных отношений до профессиональной карьеры. развивая свои навыки критического мышления , вы можете бросить вызов существующему положению вещей и по-новому взглянуть на окружающий мир. Вы можете начать улучшать свои навыки критического мышления уже сегодня, определив, над какими характеристиками критического мышления вам нужно поработать, и используя практические советы для их укрепления. С практикой вы можете стать великим критическим мыслителем.


Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не стесняйтесь делиться, рекомендовать и общаться 🙏

Свяжитесь со мной в Твиттере 👉  https://twitter.com/iamborisv

И следите за путешествием Эйбла в Твиттере: https://twitter.com/meet_able

И подписывайтесь в наш информационный бюллетень, чтобы прочитать более ценные статьи, прежде чем они будут опубликованы в нашем блоге.

Сейчас мы создаем сообщество единомышленников в Discord, и мы будем очень рады видеть вас там.

7 наиболее распространенных черт высокоэффективных критических мыслителей

Какие черты олицетворяют эффективных критических мыслителей?

Навыки критического мышления являются одними из самых полезных и жизненно важных для сегодняшних учащихся (и для  всех ) для развития. Каждый педагог знает, как важно культивировать их в наших классах и на протяжении всей нашей жизни. Каковы наиболее важные определяющие характеристики эффективных критических мыслителей?

Давайте начнем наше исследование с утверждения, что эффективные критические мыслители функционируют посредством различных мыслительных процессов в различных обстоятельствах. Вы должны уметь анализировать и проверять свое мышление, чтобы улучшить его (Elder & Paul, 2020).

Выяснение того, как заставить его работать вовремя, когда ваша машина ломается в час пик, требует критического мышления не меньше, чем переговоры о мире во всем мире. Оба сценария облегчают такие навыки в совершенно разных условиях, с разными ставками и результатами, но, тем не менее, они требуют этих навыков.

Критическое мышление долгое время считалось ценным активом, которым молодые люди должны овладеть, и его потребность, вероятно, будет возрастать по мере того, как наш мир будет все больше дополняться трансформационными концепциями, такими как новые технологии (Willingham, 2019). ). Вопрос в том, какие универсальные черты будут общими для эффективных критических мыслителей в каждом конкретном случае и во всех промежуточных условиях.

Это загадка, которую мы собираемся разгадать здесь, предлагая предположения о том, каковы будут наиболее важные определяющие характеристики критически мыслящих людей.

1. Любопытство

Любопытство означает готовность исследовать неизвестное, испытывать новые стимулы и принимать неопределенность (Arnone et al., 2011). Эффективные критические мыслители по своей природе любопытны по широкому кругу тем и обычно имеют широкие интересы. Им свойственна здоровая любознательность в отношении мира и людей, которую они смягчают здравым смыслом и благоразумием.

Например, как говорится в одном исследовании, критически мыслящие люди «понимают, что предположения часто содержат предубеждения, стереотипы, предубеждения и искажения… они регулярно оценивают свои предположения, а также предположения других, чтобы определить, основаны ли эти предположения на в здравом рассуждении и доказательствах» (Paul & Elder, 2019).

Выяснение того, как заставить его работать вовремя, когда ваша машина ломается в час пик, требует критического мышления не меньше, чем переговоры о мире во всем мире.

Одна статья, похоже, подтверждает это, предлагая, чтобы «вместо того, чтобы принимать все за чистую монету, любопытный человек будет задаваться вопросом, почему что-то так оно и есть» (Patel, 2018). Другой подчеркивает, что «любопытство необходимо для критически мыслящих людей, лидеров и менеджеров, чтобы получить более глубокие знания о проблемах, процессах и людях» (Indeed, 2022).

Что означает любознательность для обучения? В конечном счете, любопытство приводит, согласно одному исследованию, к повышению вовлеченности и успеваемости, а также к повышению успеваемости в любой конкретной профессии (Harackiewicz, et al., 2002). И хотя только недавно исследования начали показывать, что любопытство связано с улучшением результатов обучения, факт остается фактом: оно по-прежнему считается сильным мотиватором обучения (Wade & Kidd, 2019). ).

2. Сострадание

Стремясь одарить наших учеников этими незаменимыми навыками, мы не должны забывать, что они охватывают эмоции и инстинкты так же, как и интеллектуальное. Эффективные критические мыслители действуют не только разумом, но и сердцем.

Обучение наших учащихся принципам подотчетности, обучению служению и необходимости демонстрации сострадания и сочувствия имеет большое значение для развития чувства сопричастности и одновременного формирования у них осознанности, взаимодействия и лидерских установок (Grigoropoulos, 2020).
 
Хотя это вряд ли считается очевидной чертой для критически мыслящих людей, сострадание, тем не менее, является его жизненно важным компонентом, поскольку критическое мышление касается не только фактов и данных, но и отношения к другим:

» Без сострадания мы бы рассматривали всю информацию и ситуации с точки зрения холодных, бессердечных научных фактов и данных. Было бы легко позволить нашему цинизму стать ядовитым и относиться с подозрением ко всему, на что мы смотрим. Мыслитель, мы всегда должны учитывать человеческий фактор. Не все, что мы делаем, связано с отдельными данными и информацией — это также касается людей». (Патель, 2018)

В мире достаточно суждений и сегрегации, в основном из-за отсутствия ясного понимания тайной истории стойкости друг друга через часто невообразимые страдания. У каждого из нас есть собственная история, которая делает нас теми, кто мы есть, а также личные испытания и проблемы, которые сформировали нас. Критически мыслящие люди признают это и с сочувствием отмечают уникальность каждого и готовы помочь нам увидеть лучшее в себе и других.

3. Внимательность

Возможно, наиболее полное определение внимательности заключено в этой цитате из книги Сунрю Судзуки «Разум дзен, разум новичка» (2010):

«Когда вы пытаетесь остановить свое мышление, это означает, что оно вас беспокоит. Не беспокойтесь. кажется, что что-то приходит извне вашего ума, но на самом деле это только волны вашего ума, и если вас не беспокоят волны, постепенно они будут становиться все спокойнее и спокойнее». (Сузуки, 2010)

Таким образом, быть внимательным означает полностью осознавать свои мысли и окружение, не подвергая суждению. Именно этот тип саморегуляции прокладывает путь к глубоко эффективному критическому мышлению, которое касается целого ряда моделей поведения: «от ежеминутного выбора до более крупных и важных решений, которые могут оказать существенное влияние». от того, достигают ли люди своих целей» (Heydarnejad, et al., 2021).

Стремясь одарить наших учеников этими незаменимыми навыками, мы не должны забывать, что они охватывают эмоции и инстинкты в той же степени, что и интеллектуальные.

Возможности применить навыки критического мышления окружают нас каждую минуту. Эффективные критические мыслители остаются настроенными на эти возможности, применяя принципы внимательности. Критически мыслящие люди всегда готовы использовать свои лучшие мыслительные привычки в любой ситуации и сохраняют склонность использовать критическое мышление, когда это уместно (Hitchcock, 2022). Желание критически осмыслить даже самые простые вопросы и задачи указывает на стремление к конструктивным результатам.


Критически мыслящие люди тоже ничего не принимают за чистую монету. Они никогда не перестают задавать вопросы и с удовольствием исследуют все стороны проблемы и более глубокие факты, скрывающиеся во всех режимах данных. Таким образом, те, кто мыслит критически, также, как правило, инстинктивно решают проблемы, что считается, вероятно, самым важным навыком, который мы можем помочь нашим ученикам развить (Crockett et al., 2011).

4. Решительность

Многие ситуации, требующие критического мышления, также требуют быстрых и решительных действий. Когда мы думаем критически, мы взвешиваем наши варианты и представляем результаты в данный момент быстро и ясно и можем отбросить страх, когда дело доходит до принятия решений. Критически мыслящие люди по своей природе решительны в том смысле, что они учитывают все варианты при принятии четких и обоснованных решений (Clarke et al., 2019). По сути, критически мыслящие люди любят двигаться вперед, а не двигаться назад или откладывать на потом, потому что они процветают в прогрессе. Обычно они нарушают статус-кво, постоянно ища более логичные и эффективные способы ведения дел (Altman, 2016).

Вдобавок к этому часто приходится делать выбор, даже если у нас нет всей необходимой информации, чтобы сделать его с уверенностью. В книге Blink Малкольм Гладуэлл утверждает, что поспешные суждения могут быть столь же эффективными или даже лучше, чем тщательно взвешенные решения, и что каждое из них имеет свое время и место в зависимости от ситуации (Gladwell, 2006). Однако, сталкиваясь с какой-либо проблемой, часто кто-то должен брать на себя инициативу и принимать трудные решения, от которых другие уклоняются.

Эффективные критически мыслящие люди понимают, что чаще всего необходимо проявлять инициативу и принимать решение, даже если оно оказывается неверным. Для них это предпочтительнее, чем вообще не принимать никаких решений.

5. Честность

Честность важна во всех смыслах, но особенно важна для критического мышления. Моральная честность, этическое рассмотрение и действия, а также гражданская практика — все это отличительные черты эффективных критических мыслителей (Paul, 1999).

Неудивительно, что в основе всего этого лежит честность. Мы видим в таких людях сильное стремление к гармонии и самореализации в мире, и часть достижения этого включает стремление к честности во всех начинаниях и отношениях.


Практика честности в критическом мышлении также распространяется на то, как человек смотрит внутрь себя, чтобы охватить то, что там находится. Он учитывает процессы, лежащие в основе управления нашими эмоциями, контроля наших импульсов, признания наших ошибок и распознавания любых попыток самообмана (IPL, 2023). Критически мыслящие люди в равной степени осознают и принимают себя, как и других.

6. Готовность

Готовность и гибкость охватывают ряд ключевых соображений для критического мышления. Кто-то может возразить, что готовность критически мыслить превосходит способности, но, возможно, будет лучше, если мы проясним важность готовности на простом примере.

Предположим, вы пытаетесь скатить мяч вниз по склону, и на пути мяча есть объект, который мешает ему двигаться по траектории. Стали бы вы позади мяча и попытались бы столкнуть его над объектом и вниз по склону, или вы бы просто убрали препятствие и позволили мячу продолжать катиться?

Эффективно мыслящие люди понимают, что чаще всего необходимо проявлять инициативу и принимать решение, даже если оно оказывается неверным.

Звучит очевидно, но вас может удивить, как часто люди выбирают более сложный способ решения проблемы. Это можно объяснить многими вещами, не последними из которых являются нежелание получать помощь, непреодолимое чувство гордости или даже неспособность быть решительным (Зельцер, 2021).

Готовность критически мыслить включает, но не ограничивается такими вещами, как способность:

  • учиться на своих личных ошибках и недостатках
  • бросить вызов статус-кво, когда возникнет необходимость
  • непредубежденно принимают другие мнения и взгляды, которые бросают вызов их собственным
  • пересмотреть и пересмотреть свое мнение в связи с появлением новых улик
  • активно слушают, а не просто ждут своей очереди говорить
  • постоянно улучшайте, учитесь и совершенствуйтесь

7. Креативность

Нет никаких сомнений в том, что эффективные критические мыслители также в значительной степени являются творческими мыслителями. Креативность, несомненно, определила себя как необходимый навык для совместной работы современной рабочей силы. Важно помнить, что критическое и творческое — это два разных режима мышления, которые дополняют друг друга.

Как утверждается в одном исследовании:

«Критическое мышление поддерживает творческое мышление, а также следует за ним, потому что после того, как творческое мышление расширило фокус, критическое мышление служит для оценки идей, чего можно достичь, снова сузив фокус до каталога. идеи и выявлять наиболее разумные из них или те, которые с наибольшей вероятностью принесут успех» (Forrester, 2008). Когда компании творчески подходят к продуктам и способам их рекламы, они процветают на мировом рынке.

Путь к критическому мышлению

Обучение наших учащихся эффективному критическому мышлению не требует бесчисленных часов планирования урока. Вам не нужны специальные учебные курсы или приглашенные докладчики, чтобы сделать это за вас. Все, что вам нужно, это то, что и у вас, и у ваших учеников уже есть в избытке: любознательный и открытый ум, преданное сердце, разнообразные интересы и способности и желание быть лучше, чем вы были вчера.

Ссылки

Альтман, Г. (2016). Что сейчас нужно миру: больше критического мышления . Получено с https://www.linkedin.com/pulse/what-world-needs-now-more-critical-thinking-george-altman, 15 февраля 2023 г.

Arnone, M. P., Small, R. V., Чонси, С.А., и Маккенна, Х. П. (2011). Любопытство,
интерес и участие в технологической среде обучения: новая программа исследований
.
Education Tech Research Dev, 181–198. https://doi.org/10.1007/s11423-011-9190-9

Кларк, А., Денеус, М., Этчеверри, Дж., и Нейра, Л. (2019 г.). Справочник по жизненно важным концепциям и стратегиям для развития критического мышления в процессе принятия решений. Нова Юго-Восточный университет.

Крокетт Л. Джукс И. и Черчес А. (2011). Грамотности недостаточно: беглость 21-го века для цифровой эпохи . Проект свободного владения языком 21 века; Корвин.

Старейшина Л. и Пол Р. (2020 г.). Критическое мышление: изучите инструменты, которые используют лучшие мыслители . Фонд критического мышления.

Форрестер, Дж. К. (2008). творчески мыслить; мыслить критически. Социальные науки Азии 4 (5), 100–105.

Гладуэлл, М. (2005).  Мигание: сила мышления без размышлений. Нью-Йорк: Little, Brown and Co.

Григоропулос, Дж. Э. (2020). Как проявление лидерских качеств, сочетающих в себе дух, эмпатию и сострадание, может лучше подготовить учащихся к принятию на себя руководящих ролей?  Международный журнал прогрессивного образования, 16 (1), 54–66.

Харацкевич, Дж. М., Бэррон, К. Э., Тауэр, Дж. М., и Эллиот, А. Дж. (2002). Прогнозирование успеха в колледже: лонгитюдное исследование целей достижений и показателей способностей как предикторов интереса и успеваемости с первого года обучения до выпуска. Журнал педагогической психологии, 94 (3), 562–575. https://doi.org/10.1037/0022-0663.94.3.562

Гейдарнежад, Тахере и Фатеми, Азар и Гонсули, Бехзад. (2021). Взаимосвязь между критическим мышлением, саморегуляцией и предпочтениями в стиле преподавания среди учителей EFL: подход к анализу пути. 7. 98-110. 10.17323/jle.2021.11103.

Хичкок, Д. (2022). Критическое мышление. Стэнфордская философская энциклопедия (зимнее издание 2022 г. ). Получено с https://plato.stanford.edu/cgi-bin/encyclopedia/archinfo.cgi?entry=critical-thinking, 15 февраля 2023 г.

Действительно, н.д. (2022).  14 основных характеристик и черт критического мышления. Получено с https://in.indeed.com/career-advice/career-development/critical-thinker-characteristics, 10 февраля 2023 г.

IPL (нет данных) (2023). Важность самосознания в критическом мышлении. Получено с http://bitly.ws/AiYc, 15 февраля 2023 г.

Патель, Д. (2018). 16 характеристик критически мыслящих людей. Получено с https://www.entrepreneur.com/living/16-characteristics-of-critical-thinkers/321660, 10 февраля 2023 г.

Paul, R. (1999). Критическое мышление, моральная целостность и гражданственность: обучение интеллектуальным добродетелям. Социальные миры высшего образования, 128-136.

Пол, Р., и Элдер, Л. (2019). Руководство для преподавателей по стандартам компетенции критического мышления: стандарты, принципы, показатели эффективности и результаты с основной рубрикой критического мышления .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *