Глава 2. Харизма и управленческие архетипы
Харизма — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние — целиком личное. Даже, невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером. На уровне подсознания исполнитель также ждет, что подчинение, возможно, сделает его похожим на лидера или, по крайней мере, вызовет к нему уважение.
Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть. Такие харизматические личности часто участвуют в рекламах, чтобы повлиять на людей и побудить их купить продукт или воспользоваться услугой.
Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая — ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства.
Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути , продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям ; неординарного поведения в реализации своего видения.
С середины 80-х годов ХХ столетия усилился интерес исследователей к таким темам, как трансформационное управление и харизма руководителя. Харизматическое управление побуждает сотрудника ставить перед собой высокие цели, выполнение которых требует большой внутренней мобилизации и выходит за рамки непосредственно личных интересов, тогда как в обычных условиях при меньшей стимуляции он ограничивается решением установленных сверху задач в обмен на простое материальное вознаграждение.
Исследователи указывают, что питательной почвой для харизматических процессов являются кризисы, а особенно перестроечные инициативы после неудач. Это объясняется обострением восприимчивости харизмы руководителя со стороны подчиненного при повышении уровня психологической напряженности, присущей конфликтной ситуации.
Понятие харизмы происходит из христианской теологии, и в социологию оно было внедрено Максом Вебером. В его представлении харизма – это незаурядное качество личности, благодаря которому она воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или по меньшей мере исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной роли “вождя”. Содержательным элементом понятия харизмы является нечто исключительное, образцовое в образе руководителя. [12] Как считает Вебер, харизма – прежде всего продукт воображения окружающих, поэтому возникает вопрос, благодаря каким свойствам или манере поведения руководитель приобретает авторитет харизматической личности.[13]
Архетипы управления
На базе прототипных атрибутов, присущих схематическим представлениям об образе “вождя”, проведём операционную разработку харизмы руководителя и составим картину с четырьмя архетипичными формами: “герой” (героическая харизма), “отец” (патерналистская харизма),“спаситель” (миссионерская харизма) и “царь” (величественная харизма). Теоретическое обоснование некоторых положений можно увидеть у О. Нойбергера.
“Отец”
Образ отца ассоциируется как с “деспотичным отцом-господином”, так и с “отцом-благодетелем”, для которого окружающие – дети. В рамках общества с преобладающими патриархальными представлениями отец – это прообраз создателя, родителя и владыки. В соответствии с типом деспотичного господина он кажется рассудительным, сильным и всемогущим, стабильным, непоколебимым и надежным. Как отец “всех детей” он может обращаться со своим окружением благожелательно, покровительственно, прощая ошибки и прегрешения, а может, наоборот, относиться строго, требовательно, проявляя власть и наказывая непослушных.
Качество отношений между отцом и его окружением отличается особой двусмысленностью, так как об отце можно говорить лишь в том случае, когда одновременно имеются в виду и “дети”, которые подчинены ему. Поэтому для этих отношений характерны как чувства любви, доверия и благодарности, так и ненависти, страха и негодования.
В эмпирических исследованиях следует говорить об образе “отца”
с патерналистской харизмой. Относительно соответствующих параметров можно сформулировать такую гипотезу: руководитель обладает патерналистской харизмой, если в высокой степени проявляет такие качества, как заботливость и участие, господство и твердость, а также способность к организации и контролю.“Герой”
Считается, что архетип героя – самый известный и распространенный в мире. Он встречается в классической мифологии древних греков и римлян, в средневековье, на Ближнем Востоке и в архаических культурах. Герой является “юношеской противоположностью” состарившегося отца и олицетворяет то, чем некогда был наделен сам отец, – мужество, закаленность в боях. Герой, наделенный сверхчеловеческими силами, идет своим путем, побеждая врагов, завоевывая восхищение и признательность окружающих. Он никому не подчинен, реализует коллективную мечту о власти и свободе, самодостаточен даже в своих фантазиях. Короче: герой всегда грандиозен. Это пример крайней формы образа
“Спаситель”
Это тип харизматического обновителя, великого преобразователя, мага-волшебника, превращающего все сущее в лучшее. Он наставляет массы на истинный путь, ломает их “своеволие”, делает послушным инструментом. В фокусе его влияния – добровольное подчинение масс необыкновенной харизме лучезарной личности, которая настолько далека от повседневности, что не может быть измерена земными мерками.
Нойбергер представляет в архетипе спасителя в несколько преувеличенном виде феномен управления, который часто называют новым подходом к руководству. Момент “спасения” выражается с помощью таких понятий, как предвидение, миссия или преобразование, и служит эскизом будущего порядка, к которому надо стремиться.
Таков гипертрофированный образ “спасителя” с миссионерской харизмой. Здесь гипотезу можно сформулировать так: руководитель обладает миссионерской харизмой, если в высокой степени проявляет такие качества, как вдохновенность и амбициозность, вера в собственные силы и преданность делу, а также экстраверсия и расчет на эффект.
“Царь”
Архетип “царя” представляется в виде главного действующего лица в сказках европейских народов. Венчание на царство – заключительный акт драмы созревания героя. Благородство происхождения не играет при этом никакой роли. Более того, всячески подчеркивается высшее предназначение человека, который, даже будучи простого происхождения, может подняться до царского величия, если проявит способности во всей полноте.
Он усматривает в фигуре старого царя архетипическую форму, которая символизирует собой мудрость коллективного подсознательного. Тем самым он проводит границу между своим пониманием царя и символической фигурой патерналистского господства (архетипом отца), признавая в царе прообраз высшего благоразумия и мудрости, лежащих в основе унаследованных человеческой душой символов.
Итак, образ “царя” олицетворяет собой величественную харизму. Соответствующая гипотеза выглядит так: руководитель обладает величественной харизмой, если в высокой степени проявляет такие качества, как интроверсия и аутентичность, готовность к кооперации и тонкость чувств, а также исключительность и независимость.
Можно ли научить харизме?
Можно ли с помощью обучения увеличить свою власть? А научиться быть лидером? А усилить свою харизму? Чем отличаются эти понятия? Или это одно и то же? Нет, никто не скажет что это слова-синонимы, но в чем тогда разница? В современной теории управления, феномен лидерства объясняется по тому же самому принципу. Спросите у коллеги: — Почему этот человек является лидером ?И вполне можете услышать в ответ: — Потому, что он обладает Харизмой! Разумеется, интересоваться тем, почему люди подчиняются харизме, не рекомендуется. Во время социологического опроса менеджерам разных уровней предлагалось ответить на простой вопрос: Как, по вашему мнению, соотносятся между собой понятия лидерство, власть и харизма, и какие эмоции у Вас связаны с этими понятиями? Подавляющее большинство (примерно 60 из 80 опрошенных) сказали, что Власть это те возможности, которые менеджер получает от других (вышестоящих) руководителей. Лидерство, это те права, которые руководителю дает группа. А харизма, это то, что у человека есть от Бога. (Остальные двадцать менеджеров придумали другие объяснения различной степени запутанности). Эмоциональный фон у рассматриваемых понятий прорисовался следующий: Власть это не сказать, чтобы плохо, но как-то и не очень хорошо. Использование ее не приносит морального удовлетворения, и здорово было бы, чтобы менеджер ею не пользовался, но приходится. Лидерство это замечательно, лидер достоин похвалы, быть лидером приятно. Харизма — это харизма. Харизматичные руководители бывают, но это точно не я. Для того, чтобы управлять другим человеком, нужно обладать властью над ним. Какая именно это будет власть, не важно. Но обязательно должен быть перевес хотя бы по одному пункту (виду власти). Только тогда у руководителя появляется возможность достигать намеченных результатов. Укрепив хорошие виды власти, менеджер может отказаться от плохих. Но не раньше. Какие-то виды власти, у руководителя обязательно должны быть, так как без власти нет лидера. Признав за факт, что лидерство, харизма и власть дружная, взаимозаменяемая команда, можно пойти дальше в плане обучения способам усиления своей власти. В этой ситуации можно показать менеджеру, каким образом ему следует действовать, чтобы нарастить свою информационную власть, как усилить власть эксперта, каким образом можно укрепить нормативную ее составляющую и даже про то, как создать власть эталона (хотя именно с ней сладить труднее всего).
Как уже упоминалось выше эффект влияния механизма «партнёрства» можно распространить и на руководителей высокого звена, продавая им небольшую долю бизнеса на льготных условиях. Хорошим примером могут служить опционы на покупку акций компании — АО, т.е. контракт на покупку определённого пакета акций в определённое время по определённой цене. При этом топ-менеджмент заинтересован, чтобы акции предприятия за этот срок максимально поднялись в цене (разница в цене покупки, установленной опционом, и текущей котировке составит их прибыль). После чего они могут продать акции, а могут остаться акционерами и продолжать активно трудится на благо фирмы, повышая при этом стоимость своего пакета.
Рассмотренный в первой главе принцип влияния через участие в управлении при грамотной подходе тоже даст хорошие результаты. Для этого необходимо:
1. Создать на предприятии (эффективно используя власть, основанную на вознаграждении, и другие приёмы влияния на психологию коллектива) атмосферу сплочённости во имя общей цели – процветания предприятия, и, как следствие, личного процветания (можно рассмотреть аналогию с братством, орденом или партией). Этой идеей должны в идеале проникнуться все, от топ-менеджеров до рядовых специалистов. При этом, работник, некачественно выполняющий свою работу, подводит всю фирму, нанося ущерб общему делу.
2. Создать такие условия, при которых каждое мнение будет услышано, в независимости от ранга и статуса работника;
3. Обеспечить беспристрастную оценку мнений и принятия решений;
4. Обеспечить содействие исполнителю по принятому решению. Для этого, помимо коллективного осознания, что решаемая исполнителем задача нужна предприятию, а значит каждому сотруднику, необходимо, чтобы объём работы, произведённой соисполнителем, а также качество исполнения были зафиксированы для объективного анализа эффективности его деятельности, загруженности работой и последующего распределения «бонусов». Реализовать на практике данное требование позволяет информационная система управления предприятием, типа Cboss-mis, описанная выше.
5. Посторонние вертикали власти. На мой взгляд, коллегиальные органы должны носить совещательную функцию, обеспечивая плюрализм мнений, но окончательное решение должен принимать руководитель соответствующего звена. Он же должен ставить подзадачи в рамках принятого решения, делегировать соответствующие полномочия и осуществлять контроль за их выполнением. Такой подход к управлению устраняет двоевластие, сокращает сроки принятия и реализации решений и позволяет эффективнее выходить из кризисной ситуации. Отдельно стоит рассмотреть такой элемент властных отношений, как власть, основанная на примере (влияние с помощью харизмы). С одной стороны наличие харизматического лидера способствует объединению коллектива (по аналогии с партией), дополнительному трудовому вдохновению. С другой, любой персонал может по тем или иным причинам покинуть фирму. При этом не должна пострадать атмосфера корпоративной сплочённости, персонал не должен воспринимать уход лидера, как угрозу благополучия фирмы. По этому, предпочтительнее строить «человеконезависимую» систему управления, при которой объединяющими персонал фактором являются идеи, а не их носители – отдельные харизматические лидеры.
власть влияние управление харизма
Власть харизмы | Forbes.ru
- Сангит Варгиз Автор
Как использовать ее в менеджменте на все сто процентов
Некоторые люди умеют притягивать последователей не хуже, чем лампа мотыльков. Этим свойством обладали Уинстон Черчилль и Джон Кеннеди, его демонстрирует Барак Обама — его гораздо проще описать, чем понять. Что это?
Закончили чтение тут
По-гречески харизма означает «дар Божий», и настоящая харизма, безусловно, должна им быть. В 1920-е известный немецкий социолог Макс Вебер определил ее как «свойство личности, за счет которого она отделяется от обычных людей и наделяется сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, выдающимися качествами», которые «рассматриваются как образцовые или божественные по происхождению».
В наш век, когда люди и бренды приобретают все большее влияние, харизма важна как никогда. Компании, большие и малые, начинают понимать, что успех начинается на уровне отдельных людей и харизматичные лидеры важны уже потому, что могут устанавливать с окружающими связь на интуитивном уровне и оставлять им запоминающийся драгоценный опыт. Еще они знают, что харизма, помноженная на управленческие способности, создает выдающихся лидеров.
Так что же требуется харизматичному лидеру?
Ричард Вайзмен, профессор социальной психологии в Университете Хертфордшира (Англия), считает, что харизма все же не божественный дар. Харизма — наполовину врожденное свойство, а наполовину приобретенное. Это значит, что надо не только изначально обладать некоторыми способностями, но и уметь развивать их. Каждый харизматик обладает тремя качествами, утверждает Вайзмен. Во-первых, сильно переживает свои эмоции, во-вторых, умеет заразить ими окружающих и, наконец, не подвержен влиянию других харизматиков.
Вот несколько советов, как развить в себе харизму хотя бы отчасти, даже если это не свойственно вам от рождения.
Раздвигайте привычные границы возможного — как минимум в планировании. Харизматики живут в соответствии с мудростью, которую приписывают Макиавелли: «Не строй скромных планов: они не способны взволновать душу». Они понимают, что только смелый взгляд на будущее возбудит людей и объединит их. Они не ограничивают свой дерзкий замысел одной конкретной целью — они распространяют его на все, до чего дотягивается воображение. В каждом своем начинании они сдвигают границы возможного дальше, чем это кажется возможным обычным людям.
Не прячьтесь, будьте заметны. Харизматики всегда держатся на виду. Они остаются стоять даже тогда, когда всех остальных скосил очередной кризис. Они прикладывают большие усилия, чтобы мотивировать своих подчиненных словом и делом — разговаривая с ними, слушая их и работая бок о бок с ними. Они не бросают своих даже в самые непростые времена.
Не уходите от разговора. Харизматики пользуются любой возможностью убедить других в своей правоте. Они всегда говорят прямо и стараются вызвать у собеседника доверие к своим словам.
Даже молча — разговаривайте. Харизматичные лидеры каждым своим действием посылают сигналы. Они всегда выглядят воодушевленными и страстными и заставляют других чувствовать себя лучше в их присутствии. Они дают понять, что каждый человек для них важен — пусть даже при помощи простых жестов вроде прямого взгляда, искренней улыбки или крепкого рукопожатия. Топ-менеджеры с харизмой достигают ошеломляющих результатов — если, конечно, применяют ее эффективно.
Автор — основатель движения лидеров LeadСap
Скоро на ForbesRussia.ru — взгляд российского бизнес-тренера: как использовать феномен харизмы в управлении персоналом
Сангит Варгиз
Автор
#менеджмент #харизма
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Сила харизмы Надя Грузд
Харизматичные люди заключают больше сделок и пользуются большим уважением. Слово «харизма» происходит от древних греков и означает «божественная сила». Лидер с харизмой обладает способностью очаровывать, влиять и гипнотизировать людей исключительно силой своей личности. Харизматическое лидерство заключается в использовании обаяния, чтобы привлечь аудиторию и собрать последователей. Харизматичный лидер часто является отличным коммуникатором и имеет привлекательную личность, которая естественным образом работает, чтобы убедить аудиторию в своих взглядах и мнениях.
По словам Оливии Фокс Кейбейн, автора книги «Миф о харизме», харизма состоит из трех компонентов: присутствие, сила и теплота. Харизматичные люди — влиятельные люди. Власть, как утверждает Кабейн, просто «означает, что нас воспринимают как способных влиять на мир вокруг нас, будь то посредством влияния или власти над другими, больших сумм денег, опыта, интеллекта, чистой физической силы или высокого социального статуса».
Увеличение вашей харизматической силы может показаться невозможным, но даже слово невозможное можно разбить на «Я возможен». То, как вас воспринимают другие, имеет значение, а то, что вас воспринимают как харизматичного, зависит от языка тела и внешнего вида.
Это существа с повышением вашей уверенности. Вы должны сначала поверить в это. Если вы чувствуете себя уверенным и сильным, другие тоже это почувствуют. Установите зрительный контакт с людьми. Это привлекает людей и показывает им, что вы заинтересованы в них. Смотрите людям в глаза, как только входите в комнату, и поддерживайте зрительный контакт, пока разговариваете с ними. Наклонитесь и держите руки не скрещенными, чтобы ваш язык тела оставался открытым. Скрещивание рук закрывает вас от людей, но руки по бокам показывают людям, что вы открыты.
Эмпатия — это качество, которым восхищается большинство людей в лидерах, и способ показать, что вам не все равно, — это просто слушать и поддерживать зрительный контакт. Чтобы сделать это успешно, вам нужно блокировать все остальное, что происходит, и заставить другого человека чувствовать себя единственным человеком в комнате и что он важен для вас в данный момент.
Даже в 2019 году, когда кажется, что все идет наперекосяк, ваша одежда что-то говорит о вас, будь то положительное или отрицательное. Выбранная вами одежда становится частью вашего личного бренда. Исследования доказали, что люди чувствуют себя более уверенно и уверенно, когда одеваются соответствующим образом. Ваш выбор одежды может поднять вашу самооценку; мы не можем не поглощать энергию одежды, которую носим. Попробуйте сами: наденьте какую-нибудь старую некрасивую одежду и почувствуйте, как вы себя чувствуете. Затем переоденьтесь во что-то классное и профессиональное и обратите внимание на разницу.
И всегда оставайся позитивным. Успешные люди не зацикливаются на негативе; они создают возможность и придают положительный смысл вещам. Избегайте разговоров о надвигающихся кризисах, которые, как многие уверены, ждут впереди. Вместо этого направьте разговор на воодушевляющие истории и идеи.
Узнав больше о том, как вы общаетесь с другими и какое впечатление вы оставляете после себя, вы станете эффективным и влиятельным лидером.
3 шага к развитию харизмы
Харизма: «это» фактор
Вы когда-нибудь встречали кого-то, у кого просто было определенное «что-то»? Кто-то, кто мгновенно заставил вас почувствовать себя желанными, особенными и важными? Такой человек, с которым вы не могли решить, хотите ли вы быть рядом с ним или быть им. Этот фактор «это» чаще всего представляет собой высокий уровень харизмы , и это черта, которая для некоторых естественна.
Преимущества харизмы
Очень харизматичные люди с большей вероятностью получат в жизни то, что хотят, сохранят лучшие отношения и в целом будут более удовлетворены (Bhide, 2008). Однако для тех, кто не обладает природной харизмой, есть, к счастью, способы развить харизму. Мы обсудим 3 ключевых фактора, влияющих на харизму, чтобы понять, как создать нужный навык: присутствие, сила и теплота.
ЖИЗНЬ Интеллект: Развитие личностиЧто такое харизма?
Так что же такое харизма? Социолог Макс Вебер описывает его как:
«определенное качество индивидуальной личности, в силу которого она «отделяется» от обычных людей и рассматривается как наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, специфически исключительными способностями или качества. Они как таковые недоступны обычному человеку, но рассматриваются как божественные по происхождению или как образцовые, и на их основе рассматриваемый индивид рассматривается как вождь» (Вебер, 19). 68)
Более современные исследователи, с другой стороны, разбивают харизму на 3 основные части: присутствие , сила и теплота (Cabane, 2013).
1. Присутствие
Часто ли вы ловите себя на том, что теряете сознание, когда слушаете чью-то речь? Или, может быть, во время разговора вы замечаете, что смотрите куда-то еще? Эти действия можно отнести к отсутствию присутствия . Люди способны замечать эти выражения лица за миллисекунды, поэтому имитировать ваше слушание или внимание гораздо сложнее, чем вы думаете (Cabane, 2013).
Когда другие замечают это отсутствие присутствия, они чувствуют отторжение , раздражение , низшее и даже возмущение (Cabane, 2013). Более того, это отсутствие видимого присутствия также может быть истолковано как неискреннее , что влечет за собой еще более негативные эмоциональные последствия. Если вас считают ненастоящим, почти невозможно способствовать доверию, искренним связям и лояльности. Все эти черты являются ключевыми элементами в развитии харизмы.
ЖИЗНЬ Интеллект: понять тебяПочему нам не хватает присутствия?
Неврологически наш мозг запрограммирован обращать внимание на незнакомые стимулы (Cabane, 2013). Эта проводка была ключевым эволюционным преимуществом, позволяющим людям оставаться осторожными и выживать. Однако это не эволюционное преимущество харизматичности.
Во-вторых, наше общество процветает, отвлекаясь. Нас постоянно бомбардируют стимуляторами, мы зависим от наших телефонов. Это ухудшает наши естественные склонности и вызывает, казалось бы, неизбежное состояние частичного внимания (Cabane, 2013). Лучшее средство — научиться практиковать активное слушание.
Создание присутствия
Исследование с участием 2250 человек показало, что почти 50% времени человек тратит на «блуждание ума» (Gilbert, 2009). Этот процент включает в себя все ежедневные действия и взаимодействия, от обычных разговоров до даже во время медитации. Однако, как и многие другие качества, присутствие — это навык, которому можно научиться, и исследователи наметили множество способов применить его на практике. Удобный способ улучшить свое присутствие, опираясь на дисциплины внимательности, — это практиковаться в улучшении вашего внимания (Cabane, 2013).
1. Сосредоточься на с звуках
Сканируй свое окружение и слушай. Регистрация каждого звука вокруг вас может помочь вам оставаться более изменчивым и, таким образом, присутствовать.
2. Сосредоточьтесь на своем дыхании
Сосредоточение внимания на ощущении дыхания и его «вдохах и выдохах» помогает вам уделять больше внимания тому, как вы находитесь. Это также помогает заглушить любые ненужные отвлекающие факторы, чтобы вы могли сосредоточиться на том, что важно.
3. Сосредоточьтесь на нижней части тела
I Если вы специально сконцентрируетесь на нижней части тела, например, на пальцах ног, ваш ум будет вынужден пробежаться по всему телу. Это поможет вам осознать свои физические движения и язык тела.
Не забывайте регулярно проверять себя в следующий раз, когда будете участвовать в разговоре, чтобы понять, чем занят ваш разум. Возможность присутствовать создает эмоциональную связь и делает вас запоминающимся , что, в свою очередь, создает ощущение харизмы.
ЖИЗНЬ Интеллект: лучше себя2. Сила
Восприятие с некоторым уровнем силы — способность влиять на мир вокруг вас с помощью влияния, статуса, опыта или интеллекта — еще один ключ к созданию харизмы ( Кабане, 2013). Уровень власти человека обычно определяется другими по его внешнему виду и языку тела, поэтому важно всегда помнить об этом.
Создание мощного присутствия
Простой способ излучать мощное присутствие — говорить в более низком и медленном регистре. Недавнее исследование было проведено для изучения влияния частот голоса и речи на наше восприятие доминирования и престижа (Kalkhoff, Thye & Gregory, 2017). В исследовании транслировались обработанные версии интервью группам студентов колледжей, которые оценивали уровни доминирования и престижа как со стороны хозяев, так и гостей. Результаты показали, что звуки, богатые полутонами, в значительной степени интерпретировались как более доминирующие и привлекательные. Участники ассоциировали более медленные, более звучные голоса с властью и предполагали, что они занимают какое-то руководящее положение.
Говорите «медленно и тихо»
Помимо того, что они воспринимаются как более сильные, люди, которые говорят тише и медленнее, на самом деле могут иметь больше социального влияния и харизмы. По словам тренера по общению и теоретика Ника Моргана, люди будут стараться соответствовать тону людей с высоким статусом, когда вступают с ними в контакт (Morgan, 2014). Мы не только хотим быть на том же «уровне», что и другие люди, но мы также хотим соответствовать тем, кто отвечает или обладает властью. Поэтому, когда им предоставляется возможность выбрать лидера, люди часто выбирают кого-то с правильным голосом. Научившись воспроизводить звук лидерского качества, вы гарантированно приобретете некоторый уровень харизмы и мощного присутствия.
ЖИЗНЬ Интеллект: живи лучше3. Теплота
Последний ключ к харизме — теплота. Теплота может быть описана как доброжелательность по отношению к другим и воспринимается как доброжелательность, забота, альтруизм и желание действовать в позитивном ключе (Cabane, 2013). Хотя теплота, как и сила, может наблюдаться через язык тела, она оценивается более непосредственно, чем сила, и почти полностью оценивается через язык тела и поведение. Одно исследование показало, что даже младенцы могут распознавать улыбки, что свидетельствует о нашей естественной способности распознавать тепло (Willis & Todorov, 2006).
Эволюционное преимущество теплоты
Помимо того, что теплота более стабильна в разных культурах, чем другие черты (Ybarra, et al, 2008), эта устойчивая универсальность теплоты на самом деле делает ее одним из самых важных качеств, которым необходимо обладать в большинстве ситуаций ( Фиске, Кадди и Глик, 2007 г. ). Эволюция предполагает, что распознавание тепла помогает нам идентифицировать опасность, отличая друга от врага (Cabane, 2013). Теплота — это социальная черта, которая особенно касается других, и поэтому люди склонны больше заботиться о ней, знают они об этом или нет, потому что она обеспечивает выживание. Это сводится к ситуации индивид против группы. В групповой обстановке, где харизма имеет наибольшее значение, теплота и симпатия имеют больший вес, поскольку они свидетельствуют о высокой эффективности всей группы (Abele & Wojciszke, 2007).
ЖИЗНЬ Интеллект: Чувствуйте себя лучшеРазвитие теплого характера
Из-за социальной природы неудивительно, что общение лицом к лицу с людьми вызывает теплоту и сочувствие. Исследователи отметили значительное снижение уровня эмпатии у студентов колледжей сегодня по сравнению с 40-летней давностью, причем наибольшее падение произошло в 2000 году (Konrath, O’Brien & Hsing, 2011). Они приписали это 40%-му снижению эмпатии 0023 снижение личного общения по сравнению с ростом социальных сетей.
Когда мы видим выражение лица другого человека, в нашем мозгу активируется эмпатия. Однако, когда мы теряем некоторые из этих взаимодействий, уровень нашей эмпатии снижается. Потратив время на то, чтобы оторваться от экрана компьютера и пообщаться с людьми в реальном мире, вы усилите свою эмпатию и создадите теплую личность, которая является ключом к харизме.
Создание ощущения силы и тепла
Когда люди впервые встречают вас, они должны сделать быстрое предположение и суждение о том, кто вы как человек и о вашем поведении. Проецировать чувство власти может быть так же просто, как хорошо выглядеть и носить качественные вещи (что подразумевает богатство).
Аналогичным образом в Массачусетском технологическом институте проводилось исследование результатов продаж по телефону, деловых презентаций и переговоров (Pentland & Heibeck, 2008). Они обнаружили, что положительные результаты были 87% точно предсказаны путем оценки языка тела участников. Исследователям даже не нужно было знать содержание дискуссий.
ЖИЗНЬ Интеллект: вперед и вверхПравильное представление тела
Существует несколько способов использовать правильный язык тела в своих интересах при создании харизмы (Feloni, 2014):
- Держите спину прямо и откройте грудь и руки. В этом положении вы будете лучше дышать и чувствовать себя более расслабленно.
- Используйте маленькие и жесткие жесты, чтобы излучать уверенность.
- С другой стороны, если ваша цель — показать теплоту, используйте открытые жесты, особенно головой, руками и кистями. Это не только делает людей более вовлеченными в то, что вы говорите, но и создает ощущение доступности.
- Улыбайтесь, чтобы излучать тепло и заставлять окружающих чувствовать себя более комфортно.
- Старайтесь подражать жестам окружающих. Исследования показали, что действие — это невербальный способ проявить сочувствие, которое способствует развитию харизмы (Peterson & Limbu, 2009).
Сочетание теплоты и силы в ваших интересах
Мы склонны рассматривать и стереотипировать черты в кластерах черт в кластерах (Fiske, Cuddy & Glick, 2007). Например, тот, кто воспринимается как сильный и компетентный, может одновременно восприниматься как холодный и высокомерный. С другой стороны, тот, кто проявляет только теплоту, может показаться чересчур энергичным, а не харизматичным.
Хотя теплота и сила сами по себе являются эффективными атрибутами, их сочетание максимизирует вашу личную харизму (Cabane, 2013). Исследования неизменно показывают, что сила и теплота — это две черты, которые мы оцениваем в первую очередь в других людях. В одном исследовании они даже описывались как «два универсальных измерения человеческого социального познания, как на индивидуальном уровне, так и на уровне группы» (Fiske, Cuddy & Glick, 2007). Это же исследование также пришло к выводу, что высокий уровень обоих показателей предсказывает воспринимаемую компетентность и харизматическое поведение. Нам нравятся люди, которые могут завоевать наше доверие и вдохновить нас теплом, но которые также могут создавать результаты и решать проблемы своей компетентностью.
LIFE Intelligence: Познай себя
LIFE Intelligence — это консультант по саморазвитию, карьере и отношениям, цель которого — помочь вам управлять собой и другими . Его программа из 9 шагов (миссия) охватывает области лидерства: психическое здоровье, самосознание, постановка целей, сожаление и управление временем, принятие решений, управление стрессом, отношения, разрешение конфликтов и мотивация команды.
Миссия 9 посвящена лидерству и влиянию. В Миссии 9.1 вы узнаете об эффективных стилях общения и узнаете свой языковой стиль, чтобы вас услышали. Кроме того, Миссия 9.2 расширяет наше обсуждение теплоты и компетентности, чтобы вы могли научиться владеть этими качествами, которыми мы восхищаемся больше всего. Изучение этих навыков должно быть не только для будущего генерального директора. Цель LIFE — помочь каждому стать лучше во всех сферах жизни, от работы до дома!
Ссылки
Bhide, AV (2008). Харизма: феномен и его психология: взгляд на психическое здоровье. Индийский журнал психиатрии, 50 (4), 274–281.
Вебер, М. (1968). О харизме и организационном строительстве (Том 322). Издательство Чикагского университета.
Кабейн, О. Ф. (2013). Миф о харизме: как каждый может овладеть искусством и наукой личного магнетизма. Пингвин.
Гилберт, Д. (2009). Натыкаясь на счастье. Винтажная Канада.
Пентланд, А., и Хейбек, Т. (2008). Честные сигналы. Пресс МТИ.
Фиске С.Т., Кадди А.Дж. и Глик П. (2007). Универсальные измерения социального познания: Теплота и компетентность. Тенденции в когнитивных науках, 11(2), 77-83.
Фелони, Р. (2014). Советы по языку тела для презентаций. Инсайдер бизнеса.
Морган, Н. (2014). Что делает голос лучше: высокий или низкий? Форбс.
Уиллис, Дж., и Тодоров, А. (2006). Первые впечатления: Принятие решения после 100-миллисекундного воздействия на лицо. Психологические науки, 17(7), 592-598.
Петерсон, Р. Т., и Лимбу, Ю. (2009). Конвергенция зеркального отражения и сопереживания: тренинг по коммуникациям в области личных продаж убеждения в деловых отношениях. Журнал межкорпоративного маркетинга, 16 (3), 193–219.
Ибарра, О., Бернстайн, Э., Винкельман, П., Келлер, М.С., Манис, М., Чан, Э., и Родригес, Дж. (2008). Умственные упражнения посредством простого общения: социальное взаимодействие способствует общему когнитивному функционированию. Бюллетень личности и социальной психологии, 34 (2), 248–259..
Конрат, С.Х., О’Брайен, Э.Х., и Син, К. (2011). Изменения в диспозиционной эмпатии у американских студентов колледжей с течением времени: метаанализ. Обзор личности и социальной психологии, 15 (2), 180–198.