Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Харизматичные лидеры: Харизматический лидер — Психологос

Четыре свойства харизматичных лидеров | Большие Идеи

Четыре свойства харизматичных лидеров | Большие Идеи Правила лидера
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Гарет Джонс , Роб Гоффи
Фото: Lubo Minar / Unsplash

Мы давно заметили, что, если во время встречи с топ-менеджментом спросить: «А вы можете повести за собой людей?», ответом будет гробовая тишина. Мы задавали этот вопрос во многих европейских и американских компаниях, которые консультировали последние десять лет. Реакция всегда одинаковая: напряженное молчание и нервное постукивание пальцев.

Руководители знают, в чем здесь подвох. В бизнесе ничего нельзя добиться в одиночку, а подобрать настоящую команду в нашем мире всеобщего индивидуализма далеко не просто.

Поэтому топ-менеджерам необходимо понять, что эффективно руководить — значит найти способы вовлечь людей в общее дело и пробудить в них чувство преданности одной цели. Многие не знают, как этого добиться, хотя советов по этим вопросам — тьма: только в прошлом году вышло более двух тысяч книг по лидерству. Некоторые авторы даже Моисея и Шекспира провозглашают знатоками менеджмента.

А вот стоящих советов по лидерству немного. Да, всем известно, что лидеры должны видеть будущее, быть энергичными, обладать авторитетом и способностью к стратегическому руководству. Это все так, но мы заметили, что харизматичным лидерам свойственны еще четыре необычных качества.

Они не скрывают некоторых слабостей. Показывая, что и они небезупречны, лидеры подчеркивают свою доступность и человечность.

Они доверяются интуиции, выбирая время и метод действий. Способность улавливать неявную информацию помогает им почувствовать, что и когда надо делать.

Они руководят своими подчиненными с помощью так называемой жесткой эмпатии. Такие лидеры вполне искренне сопереживают сотрудникам, при этом тщательно контролируя их работу.

Они не скрывают своего отличия от других. Лидер выигрывает, делая ставку на собственную непохожесть на других.

Конечно, можно достичь карьерных высот и не обладая этими свойствами, но тогда вряд ли подчиненные будут работать под вашим руководством с большим энтузиазмом.

Хотим подчеркнуть, что наша теория четырех основных качеств лидеров — не методика достижения высоких показателей. Многие руководители, которых мы описываем в примерах, приносят своим компаниям огромные финансовые прибыли, но в фокусе нашего внимания — не эти заслуги, а их умение вдохновлять последователей, завоевывая сердца, умы и души. Конечно, этот дар — еще не залог успеха в бизнесе, но любой опытный руководитель скажет вам, что он дорогого стоит.

Мы начали свои исследования в области лидерства около 25 лет назад и все это время ведем их по трем основным направлениям. Во-первых, как положено ученым, мы проштудировали все сколько-нибудь популярные теории лидерства за последние сто лет и использовали их как основу при создании собственной рабочей модели эффективного руководства. Во-вторых, как консультанты, мы проверяли свою теорию на тысячах топ-менеджеров, проводя семинары в разных странах мира и наблюдая работу десятков компаний. И наконец, в-третьих, как руководители, мы оценивали применимость своих теорий в собственных организациях.

Признавайте свои слабости

Демонстрируя собственные слабости, лидеры приоткрывают свое истинное «я» со всеми его недостатками. Они не стесняются признаться, что бывают раздражительны по утрам в понедельник, не всегда организованны и волнуются, выступая на публике. Признавая свое несовершенство, человек приобретает сторонников, ведь прежде чем связать свою карьеру с вашими целями, людям нужно видеть, что командир способен принять их такими, как есть. Показав, что он не во всем безупречен, лидер завоевывает доверие и симпатии подчиненных. Наоборот, если начальник старается выглядеть непогрешимым, никто не захочет поддерживать его авторитет и подставить плечо в трудную минуту. Очень трудно сколотить преданную команду, если делаешь вид, что можешь всего добиться сам.

Проявления слабости сближают лидера и его последователей. Один руководитель, которого мы неплохо знаем, работает в международной консалтинговой компании. Как-то раз он согласился провести ответственную презентацию, хотя в тот день очень плохо себя чувствовал — у него даже сильно дрожали руки. И вот после его доклада присутствовавшие, поначалу настроенные весьма критически, вдруг встали и начали аплодировать ему — так они восхищались его мужеством. В своем выступлении он сказал: «Я такой же, как вы — далеко не безупречный». Раскрыть свое несовершенство на людях — значит проявить естественность и человечность. Посмотрим на основателя глобальной корпорации Virgin Ричарда Брэнсона.

(Брэнд Virgin настолько тесно связан с его именем, что выбор преемника может стать серьезной проблемой для компании.) Этот герой в глазах общественности постоянно демонстрирует собственную уязвимость. Давая интервью, он всякий раз запинается и что-то вертит в руках, тем самым обнаруживая свою неуверенность. Это — недостаток, но это — Ричард Брэнсон. Когда мы говорим о проявлении слабостей, мы имеем в виду как раз такое поведение: не бояться показать, что ты — обыкновенный и доступный живой человек.

Признавать собственные изъяны выгодно еще и потому, что это надежно защищает лидера от кривотолков. Человеческая природа такова, что, если невозможно обнаружить никаких недостатков в начальнике, подчиненные попросту домысливают их. Эту истину хорошо усвоили знаменитости и политические деятели — они намеренно сообщают публике что-нибудь такое, о чем можно посудачить, потому что понимают: если этого не сделать, газетчики придумают что-нибудь похуже. Принцесса Диана обезоруживала прессу, когда открыто говорила о своей булимии, и это не повредило ей в глазах людей, а наоборот, сделало любимой.

Однако опытные лидеры понимают, что демонстрировать свои изъяны надо осторожно. Они откровенно признаются лишь в отдельных недостатках. Знать, о какой слабости можно говорить, — тоже своего рода искусство. Золотое правило гласит: никогда не признавайтесь в том, что может быть воспринято как свидетельство вашей профессиональной некомпетентности. Возьмем для примера нового финансового директора какой-нибудь крупной корпорации: для него было бы непростительным сказать, что он никогда не понимал метод определения сравнительной эффективности будущих инвестиционных проектов. Лидер может признаваться только в малозначительных просчетах. Парадоксально, но это отвлекает внимание от его более серьезных недоработок.

Известный прием состоит в том, чтобы вынести на всеобщее обозрение такой недостаток, который можно считать достоинством, например, трудоголизм. Если приоткрыть людям свои отдельные мелкие «изъяны», особого вреда от этого не будет. Однако хотим предупредить: если слабость лидера не истинная, а наигранная, его вряд ли кто-нибудь поддержит, а наоборот, будут высмеивать и презирать.

Мы не раз видели один и тот же трюк: генеральный директор симулирует забывчивость, чтобы скрыть свою непоследовательность, а то и непорядочность. Это верный путь к тому, чтобы потерять доверие подчиненных, ведь они-то всегда хорошо помнят, как все произошло и какие слова были произнесены.

Развивайте интуицию

Харизматические лидеры инстинктивно знают, когда нужно выделиться из толпы и когда показать человеческую слабость. Про таких говорят, что они хорошо чувствуют обстановку, подразумевая их способность воспринимать и анализировать разную информацию, включая слухи и догадки.

Франц Хумер, генеральный директор Roche, — классический пример человека с развитой интуицией, отличным чутьем на перемены в окружающей атмосфере и умением видеть мельчайшие детали и подводные течения. Хумер говорит, что он развил в себе эту способность еще в молодости, когда водил группы туристов по 100 и более человек. «Зарплату нам не платили, только чаевые, — объяснял он, — и я довольно быстро научился определять, какая сегодня публика.

В результате я настолько чувствовал настроение аудитории, что мог с точностью до 10 процентов предсказать, сколько заработаю на этой группе». И действительно, люди с хорошей интуицией легко догадываются о невысказанных эмоциях окружающих. Они довольно точно оценивают, «сработают» ли какие-то связи им на пользу. Этому непросто научиться, но результат будет великолепным.

Приведем еще пример. В числе наших клиентов был менеджер по персоналу международной компании шоу-бизнеса. Однажды он узнал о проблеме с дистрибуцией в Италии, которая могла отразиться на общих показателях фирмы. Пока он думал, как бы до поры до времени не сообщать ничего генеральному директору, который сидел в Париже, зазвенел телефон. Это был сам генеральный с вопросом: «Ро-берто, а что за чертовщина у нас в Милане?»

Глава корпорации уже почувствовал, там что-то не так. Откуда? Конечно, у него были свои источники, но, главное, он умел не только воспринимать выступления, реплики, интонацию и мимику, но и подмечать любые сигналы, даже адресованные не ему. Он анализировал отсутствие информации, делал выводы.

Неудивительно, что наиболее выдающиеся бизнес-лидеры, с которыми мы сталкивались, обладают отличной интуицией. Хороший пример в этом смысле — Рей ван Схайк, который в 90-х годах XX века был председателем правления пивоваренной компании Heineken. Человек с консервативными взглядами и изысканными манерами, ван Схайк был гением по части улавливания сигналов, поступающих от коллег и от самого Фредди Хайнекена — представителя третьего поколения семейства владельцев, который всегда был «далеко и в то же время здесь». Некоторые топ-менеджеры компании ломали голову, пытаясь задним умом понять, чего же хотел их основной акционер, а у Рея была способность «просто знать», что нужно Хайнекену. Это умение появилось в результате долгого общения с владельцем фирмы в совете директоров, но дело здесь не просто в опыте — ван Схайк научился читать мысли Хайнекена, хотя люди они были разные и никогда не работали вместе непосредственно.

Рассказывая подобные истории, необходимо сделать одно предупреждение. Лидер должен обладать хорошей интуицией, но сам этот дар может создавать проблемы. Ведь в неоднозначной ситуации, даже приняв правильное решение, он рискует растерять сторонников. Это можно проиллюстрировать на примере действий политиков в Северной Ирландии. За последние два года несколько политиков — Дэвид Тримбл, Герри Адамс и Тони Блэр, а также Джордж Митчелл — предпринимали неимоверные усилия для достижения мира в этой провинции. Каждый свой шаг лидеры должны были сверять с отношением избирателей, интуитивно оценивая, каким будет градус общественного доверия при той или иной альтернативе. В бизнесе сочетание делового чутья и дара рационального убеждения необходимо, к примеру, при слияниях и поглощениях. Если лидеры и переговорщики не могут своевременно убедить своих сторонников в позитивном характере перемен, ценность преобразования и репутация ее инициаторов быстро упадут. Именно с такой ситуацией столкнулись европейские операторы мобильной связи, когда Vodafone продавала Orange компании France Telecom. Есть и другая опасность, связанная с интуицией. По определению обладать ею — значит уметь прогнозировать, то есть переносить собственные представления на внешний мир. Но нарисованная в воображении картина может не совпасть с реальной ситуацией. Представьте себе радио, которое воспринимает разные сигналы, в том числе слабые и искаженные. Способность к интуиции — что-то в этом роде: по причине помех вы не всегда можете быть уверены в правильной интерпретации полученной информации. Классический пример — когда сотрудник, видя пренебрежение начальника, сразу делает вывод о своем грядущем увольнении.

советуем прочитать

История рекламного ролика, рассказанная гендиректором SodaStream

Бирнбаум Даниэль

История болезни

(game)land дома издательского директором генеральным,  Агаруновым Дмитрием рассказанная

Шесть советов, которые помогут стать смелым

Манфред Кетс де Врис

Как сделать решительный шаг, если вы сомневаетесь

Александр Гольдкланк Фулмер,  Рави Дар,  Тэли Райх

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

советуем прочитать

Метод LEGO: как превратить покупателей в сообщество единомышленников

Бэйли Ричардсон,  Кай Элмер Сотто,  Кевин Хьюн

Кто обжигает горшки

Елена Евграфова

Гуру наших гуру — кто они?

Лоренс Прусак,  Томас Дэйвенпорт

Кухня инноваций

Дэниел Оспина

10 советов для харизматичного лидера

На протяжении всей истории человечества считалось, что мир делится на тех, кто правит, и тех, кем правят. Сегодня думают иначе. Стать лидером под силу каждому, а лидерство – это лишь навык, который можно выработать. Ошибаются и те и другие. Лидерства, о котором так много говорят, не существует вовсе. Лидерство и власть – это внешний эффект более изощренных и скрытых сил, которые управляют нашей психологией и нашими поступками.

Радислав Гандапас — самый известный в России специалист по лидерству, автор 8 книг и 14 фильмов по лидерству и ораторскому искусству, титулованный бизнес-тренер России, единственный в стране трижды признан лучшим в профессии по результатам года.

Если проанализировать истории и биографии лидеров самого разного калибра, мы увидим, что у лидерства и власти, как правило, три основания. Первое и самое очевидное – формальный статус. Как только человека назначают топ-менеджером, командиром, премьер-министром или архиепископом, он автоматически приобретает власть над другими людьми. На бытовом уровне этого достаточно для власти: мы с детства привыкаем к тому, что властью обладают люди при должности, те, кто наделен формальными атрибутами.

Второе основание власти – компетентность. Еще в имперском Китае, почти две тысячи лет назад, многие претенденты на государственные посты должны были сдавать экзамены. Сегодня – по крайней мере, теоретически – компетентность признана во многих странах принципом госслужбы: ты растешь над собой, учишься решать все более сложные задачи и за это тебя вознаграждают повышением.

Именно поэтому возник миф, что достаточно быть компетентным человеком, получить хорошее образование, попасть в хорошее место на хорошую должность – и тебя ждет успех. На самом деле и статус, и компетентность слишком шаткие основы власти и успеха. Они оставляют власть лидера в руках других людей и внешних обстоятельств, которые могут оказаться сильнее его знаний и навыков. Но есть и третье основание власти, которое в сочетании с достаточным формальным статусом и достаточной компетентностью делает эту власть непоколебимой. Оно позволяет лидеру сохранить свои позиции, даже когда его статус оказывается под ударом, а компетентность – под сомнением. Этот третий ингредиент – харизма.

Это ключевой элемент в конструкции власти и лидерства как в политике, так и в бизнесе. Можно ли стать харизматическим лидером? Ответ очевиден: да. Врожденная харизма, харизма как дар судьбы или крови – это миф. Лидеры не особая раса и не особый подвид людей.

Харизма всегда реализуется в определенном контексте, в конкретной социальной группе. Образ харизматического лидера и модель его коммуникации должны соответствовать культуре группы, ее ценностям и стилю. Но надо помнить, что харизматический лидер – всегда разрушитель устоев, в том числе и моральных. Он предлагает новую мораль, новые ценности, новые корпоративные или общественные правила. И если эти правила удается навязать группе людей, власть лидера становится очень прочной.

1. Любите себя

Харизматики самолюбивы, относятся к себе так же, как к тем, кого очень любят. Они заботятся о себе, не забывают себя похвалить. Иногда ругают себя. Но потом обязательно прощают.

2.

Определите свои цели

Цель должна обязательно быть поставлена самим харизматиком. Не секрет, что люди, которые четко выражают и записывают свои цели, намного эффективнее людей, опасающихся взять обязательства перед собой и миром, и зарабатывают они гораздо больше. Харизматический лидер фиксирует и декларирует свои цели с самого начала. Если нет сверхзадачи – не будет и харизмы.Харизматический лидер может, как Александр Македонский, быть уверен, что с рождения обречен на величие. Он может связывать свое будущее с целями своего культа, ордена, корпорации и считать, что величие организации тождественно его величию. А может просто верить в свою интуицию и в то, что поступает правильно. Но он всегда руководствуется подлинной, реальной, прочувствованной, а не вымышленной целью. Это намерение, которое он ощущает в себе.

3. Сформулируйте вашу миссию

Харизматические лидеры уходят в отрыв от большинства остальных членов общества, сотрудников компании, массы верующих уже тогда, когда формируется и формулируется их миссия. Способность иметь миссию – это своего рода фильтр, экзамен на звание харизматика. Большинство людей этот экзамен не проходят. Не хватает ресурсов для того, чтобы сформулировать, развить и сохранить миссию, чтобы жить ею.

4. Стремитесь к внутренней свободе и независимости

Харизматики не только видят мир по-своему, но и освобождают себя от многих ограничений, с которыми другие люди покорно соглашаются. Харизматический лидер позволяет себе изобретать собственные цели, образ мыслей и действий, а не принимать те, что навязывает общество. Довольно часто харизматические лидеры – это генераторы идей. Выдвигать новые идеи людям обычно мешает не недостаток интеллекта или профессионального опыта, а внутренний запрет на оспаривание статус-кво.

Харизматику, благодаря его внутренней свободе, этот запрет преодолеть проще. Поэтому харизматические личности зачастую способны предвидеть будущее. Или, по крайней мере, считают себя провидцами, чей мозг легко справляется с масштабными картинами будущего; они верят, что могут заглянуть вперед не на день-два, а на несколько лет или несколько десятилетий.

5. Игнорируйте общественную мораль

Люди, добившиеся внутренней свободы, чаще преуспевают в жизни, поскольку путь к успеху – это далеко не только преодоление внешних преград. Это часто и преодоление преград внутреннего свойства. Одна из таких преград – общественная мораль. Это не значит, что харизматический лидер лишен морали. Однако мораль харизматиков не столько навязывается обществом и окружающей средой, сколько рождается как внутреннее побуждение лидера, увязывается с его внутренними мотивами. К общепринятым принципам, заповедям харизматик относится скептически.

6. Будьте энергичными

Харизматики – люди с профицитной энергетикой: энергии у них больше, чем нужно им самим для повседневных нужд. И это производит на окружающих сильный эффект, даже побуждает их говорить об особом ореоле, сиянии, энергетических потоках, исходящих от лидера.

7. Займитесь ораторским мастерством

Хороший лидер не может быть плохим оратором. Его харизма непременно проявляется в коммуникации. На время выступления оратор получает власть над аудиторией: заставляет ее испытывать определенные чувства, даже подталкивает к нужным действиям.

Не бойтесь пробуждать негативные эмоции: харизматики могут быть жесткими, бескомпромиссными ораторами, не склонными к особой корректности. Это не вежливые презентации, в которых находится место для благодарности в адрес каждого, кто проходил мимо во время работы над слайдами.

Речь лидера бьет под дых, кружит голову, подрывает сложившиеся представления. Она может быть скандальной и для кого-то обидной. Это выступление, ставящее слушателей в ситуацию конфликта с реальностью. Но это всегда выступление, которое запоминают и повторяют.

8. Найдите особое хобби

В копилку харизмы немало добавляют увлечения лидера. Но добавляют, только если это странные, необычные увлечения, которые мало кому могут прийти в голову. Неслучайно люди с большими амбициями, приходя на новое место работы, считают своим долгом довести до всех окружающих список своих необычных хобби. Они стремятся сразу закрепить в сознании коллег, с какими необычными людьми их сводит судьба.

Среди харизматических хобби может быть увлечение необычным, уникальным видом спорта, особенно если этот спорт связан с риском.

9. Не забывайте о внешней скромности

Влияние харизматика – тонкая игра с чашами воображаемых весов. На одной чаше все то, чем лидер одарил своих поклонников или свой народ. На другой – все, что он взял для себя.

Харизматическому лидеру важно, чтобы на этих весах всегда сохранялся дисбаланс. Чтобы дающая чаша – по крайней мере, в общественном представлении – сильно перевешивала. А значит, чашу эту нужно постоянно нагружать: демонстрировать заботу о людях, предъявлять конкретные дела и поступки, направленные на их благо. А вторая чаша – брать – должна быть почти пустой.

Не стоит демонстрировать богатство и привилегии: последователей вождя смущает любой намек на то, что главное для него не миссия, а решение личных проблем.

Также избегайте повседневности: харизма рушится, когда люди узнают о том, как их лидер ругается с женой из-за грязной посуды или спорит с другим менеджером о том, в чьем распоряжении сегодня будет машина с водителем. Харизматики обычно прячут личную жизнь, дом, семью и отгораживают от последователей все аспекты своего бытия и своей личности.

10. Не стесняйтесь эпатировать публику!

Лидер должен уметь удивить своих адептов и потенциальных сторонников. Харизматическому поведению, как правило, сопутствует театральность. Лидеру не мешает быть мастером эпатажа, если только речь идет о демонстрации не богатства и испорченности, а силы духа, воли, оригинальности мышления, твердости и так далее.

Некоронованный король эпатажа – владелец бренда Virgin Ричард Брэнсон. Представляя напиток Virgin Cola в 1998 году, Брэнсон проехался по улицам Нью-Йорка на танке и подорвал логотип Coca-Cola. Это разрушает шаблоны, приводит окружающих в состояние транса, внушает им, что перед ними сверхъестественная и сверхуспешная фигура, которой дозволено практически все. За то время, что Чичваркин руководил «Евросетью», в интернете не раз оказывались его скандальные письма к сотрудникам («Конкуренты должны стать нам ниже пояса»; «Не надо ЖРАТЬ в подсобках. Салон связи не плацкартный вагон»; «Если у тебя нет продаж – ты говно!»; «Всем гордым и независимым мудакам место в джунглях»).

Кто-то думает, что Чичваркин не знал, что письма попадут в сеть? Естественно, знал. Для того и писал.


Приглашаем топовых инхаус юриств России и СНГ на Legal Executive Summit – первое и единственное в своём роде неформальное юридическое событие, где нет ни слова о законах! На этот раз, встречаемся на Кипре!

Участникам предстоит глубокое погружение и активное включение в образовательную часть саммита в духе лучших школ MBA.

1. Образовательная программа
Тренинги и мастер-классы на тему лидерства, коммуникаций, влияния, развития себя и команд

2. Развлекательная программа
Экскурсия на винодельню “Oenou Yi”, игра в “Квиз, плиз!”, фуршеты, шоу, танцы, караоке, морская прогулка и водные виды спорта

Что такое харизматическое лидерство?

Вы когда-нибудь работали с кем-то, кто знает, как побудить вас сделать невозможное полностью возможным? Может быть, они, кажется, настроены на то, что нужно, чтобы получить от вас наилучшую работу, или они всегда готовы поделиться именно тем, что нужно, чтобы вы почувствовали, что вы можете сделать что-нибудь. У этого высокоэффективного подхода к управлению есть название: харизматическое лидерство.

По мере того, как вы продвигаетесь по карьерной лестнице и вступаете на руководящие или руководящие должности, полезно выбрать подход, который соответствует вашей индивидуальности, поддерживая компанию, в которой вы работаете. Но может быть сложно выбрать и усовершенствовать стиль руководства, если вы не знакомы с доступными вам вариантами. Используя знания, полученные в результате получения бизнес-степени или прохождения онлайн-курсов, бизнес-лидеры, такие как вы, могут понять психологию управления командами и использовать принципы и характеристики лидерства, чтобы помочь усовершенствовать свой харизматический стиль управления.

Харизматический менеджмент или лидерство — это форма профессионального руководства или управления, основанная на сильных коммуникативных навыках, убедительности и, возможно, даже небольшом количестве обаяния, чтобы помочь им получить максимальную отдачу от всех, кто на них работает. Они, как правило, страстны, харизматичны (отсюда и харизматичное название) и имеют твердые убеждения, тесно связанные с работой, которую они делают, что, в свою очередь, вызывает такое же убеждение у других. Из-за глубокой приверженности харизматичного лидера своей работе они, как правило, вызывают сильные эмоции у своих последователей и команд. Это поощряет преданность, действие и сильные навыки решения проблем.

Харизматический стиль управления и лидерства аналогичен трансформационному лидерству. В трансформационном лидерстве менеджеры известны тем, что используют вдохновляющую мотивацию и интеллектуальную стимуляцию, чтобы дать возможность своим последователям выполнять свою работу наилучшим образом. Но разница между этими двумя подходами заключается в том, как харизматичные лидеры сосредотачиваются на том, чтобы работать в рамках существующего положения вещей, чтобы улучшить его, а не на прокладывании совершенно нового пути.

Некоторые из навыков, качеств и действий, которые могут определить хорошего лидера, использующего харизму, включают:

  • Дальновидная постановка целей: поскольку эти выдающиеся лидеры способны видеть более широкую картину, харизматичные лидеры преуспевают в установлении вех проекта на будущее, чтобы поддерживать мотивацию команды и поощрять дальнейшее развитие.
  • Артикуляция: хорошая речь, сильный коммуникатор и способность подробно излагать планы компании в увлекательной форме гарантируют, что последователи будут на борту на каждом уровне производства. Эта черта является ключевой для харизматичных лидеров.
  • Способность проникать в эмоции людей: поощрение и вдохновение — это одно, но черта эмоциональной связи последователей с вашей харизмой может создать более сильное чувство преданности работе.
  • Открытость к риску: несмотря на то, что лидеры с харизмой работают в рамках статус-кво, они по-прежнему готовы исследовать уникальные возможности или подходы, которые могут привести к большим выгодам.
  • Четкое видение: знание желаемого результата проекта и путей его достижения дает последователям более сильное чувство поддержки во время работы.
  • Использование нетрадиционного поведения: может быть, они используют нестандартные упражнения по построению команды, может быть, они поощряют гибрид офисного и удаленного подхода к работе, или, может быть, они пробуют каждую банановую идею, которая приходит в голову сотруднику. Лидеры с харизмой не боятся пробовать все, чтобы получить результат.
  • Изящество под давлением: Лидеры с харизмой часто могут оказаться в ситуациях высокого давления, которые могут заставить их сохранить приверженность и мотивацию всех, даже перед лицом, казалось бы, непреодолимых препятствий.
  • Чуткость к окружающей среде и потребностям команды. Сопереживание — еще одно важное качество, которое может помочь харизматичным лидерам справляться с трудными ситуациями и интенсивными производственными графиками.
  • Сильные навыки взаимодействия: от высшего руководства до рядовых сотрудников, харизматичные лидеры знают, как наладить контакт со всеми на каждом уровне профессионального тотема.

Теория харизматического лидерства восходит к исследованию 1922 года, проведенному немецким социологом Максом Вебером. Вебер рассмотрел, почему люди следуют авторитету в сочетании с политическими обязательствами, сделав вывод, что люди склонны следовать за лидером, потому что считают его лидерство и власть хорошими и справедливыми, что позволяет предположить, что эти лидеры поступают правильно.

Для Вебера харизма была больше связана с внешностью, чем с действием, и больше определялась социологией или политикой. Он назвал три ключевых компонента, составляющих харизматического лидера: психологическое измерение, которое охватывает их внутренние качества; социальный аспект, обусловленный внешними источниками, формирующими лидера; и реляционное измерение, касающееся отношений между лидером и его подчиненным. Позднее, в свои 19В книге «Три типа легитимного правления» Вебер развил свою теорию, чтобы обсудить, как харизматичные лидеры могут строить прочные эмоциональные отношения с сотрудниками и как они могут потерять свою легитимность, когда им отказывают в поддержке.

Развивая теории Вебера, Роберт Дж. Хаус опубликовал статью «Теория харизматического лидерства 1976 года», в которой основное внимание уделялось концепции с психологической точки зрения. Хаус считал, что харизматические лидеры обладают личными и поведенческими характеристиками, побуждающими людей следовать за ними. Поскольку харизматические лидеры демонстрировали дальновидность, решимость и уверенность в себе, чтобы сообщать и то, и другое, последователи оказывались воодушевленными и вдохновленными такими лидерами, а не предоставляли своих последователей из страха. Некоторые известные харизматичные лидеры включают борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга-младшего, основателя Apple Стива Джобса и президента Барака Обаму.

Любая форма лидерства зависит от лидера, обладающего определенным типом личности, который вдохновляет сотрудников и способствует продуктивности, но харизматичные лидеры выводят этот подход на новый уровень. Да, у них есть индивидуальность, но у них также есть определенный шарм и способность общаться с людьми на разных уровнях. Это помогает им продвигать инициативы компании, мотивируя и поощряя сотрудников.

Подобно дальновидному лидерству, харизматическое лидерство опирается на четкое видение проекта или инициативы. Они отличаются тем, что харизматичные лидеры используют свой открытый подход в более традиционной среде статус-кво. Харизматические лидеры также легко адаптируются, как и ситуационные лидеры, но сфера деятельности харизматического лидера, как правило, более исследовательская и менее жесткая, чем у традиционного делового подхода.

Адаптивные лидеры и харизматичные лидеры разделяют дальновидный подход к решению проблем и полагаются на эмоциональный интеллект для общения с сотрудниками. Но харизматическое лидерство отличается от адаптивного, поскольку процветает благодаря определенной структуре и сплоченному подходу компании. И хотя харизматическое лидерство похоже на эффективное лидерство в том, что оно полагается на уверенность в себе и ведет через пример, эффективное лидерство, как правило, используется в среде с меньшим давлением или в небольших группах людей, в то время как харизматическое лидерство используется в более широком масштабе.

Харизматическое лидерство может быть очень эффективным подходом к оптимизации и мотивации команд, поскольку эти лидеры часто действуют на смелости своих убеждений и отстаивают то, во что они верят. Вот некоторые из преимуществ харизматического лидерства:

  • Вдохновенная связь с членами команды или сотрудниками
  • Целенаправленная приверженность проекту или миссии компании или организации
  • Сильные мотивирующие факторы, дающие результаты
  • Акцент на сотрудничестве и командной поддержке для удовлетворения потребностей проекта или миссии
  • Поощряются позитивные изменения, которые, в свою очередь, вдохновляют на движение вперед
  • Сотрудники и члены команды ценятся за их вклад и поддерживаются в достижении их целей
  • Эго оставлено у дверей на службе величайшему благу
  • Ошибки рассматриваются и рассматриваются как возможности для обучения

Конечно, у харизматического лидерства есть и обратная сторона. Несмотря на все преимущества, которые он дает, он также может иметь некоторые недостатки, которые могут подорвать компанию или проект или вызвать внутренние беспорядки. Некоторые из недостатков харизматического лидерства включают в себя:

  • Харизматичные лидеры с менее уверенным в себе основанием могут расставить приоритеты в собственных интересах, а не в интересах компании или организации
  • Посторонние могут счесть такой подход неискренним и подвергнуть сомнению намерения, стоящие за продуктами или действиями
  • Харизматичные лидеры могут создать иллюзию, что никто не может их заменить, что может создать проблемы для компаний, которым может потребоваться замена лидера по нескольким причинам
  • Неспособность исправить курс или увидеть ошибочность своего пути может создать ситуацию, когда лидер может непреднамеренно саботировать инициативу
  • Известно, что некоторые харизматичные лидеры верят в свою рекламу до такой степени, что считают себя непобедимыми, что приводит к совершению нарушений или преступлений
  • Точно так же некоторые лидеры могут решить, что им не нужно никого слушать, особенно тех, кого они возглавляют

Лучший способ избежать недостатков и подчеркнуть достоинства харизматического лидерства — принять основные аспекты этого подхода. Когда вы позволяете этим аспектам вести вас, вы с меньшей вероятностью отклонитесь от пути и станете более способным быть эффективным лидером. Чтобы быть эффективным харизматичным лидером, убедитесь, что вы показываете:

  • Уязвимость и скромность: будьте готовы признать свои ошибки и учиться на них, признать то, что вы не можете сделать, и соответственно делегировать полномочия, и пусть ваши неудачи станут возможностью для роста и совершенствования.

  • Навыки слушания: не ждите, чтобы говорить! Убедитесь, что вы действительно слушаете свою команду, позволяете им быть услышанными и работаете с ними над решением их проблем.

  • Прозрачность: открыто и честно рассказывайте о том, что вы делаете и почему вы это делаете.

  • Решительность: Это качество особенно важно в трудные времена, так как ваша команда будет обращаться к вам за поддержкой и советами, как им следует реагировать в стрессовых ситуациях.

  • Коммуникативные навыки: выходите за рамки обаяния и общайтесь с людьми! Узнайте больше о них и о том, как вы можете поддержать их цели.

  • Сострадание: помните, что в конце концов вы человек и работаете с другими людьми, у которых тоже есть желания, нужды, слабости и сложности. Делайте все возможное, чтобы помочь своим сотрудникам, когда они в этом нуждаются.

  • Зрелость: Отбросьте школьный менталитет и не позволяйте себе ввязываться в психологическую войну, призванную создать хаос для вас и вашей команды.

  • Видение: увидьте конечную цель вашего проекта, компании или организации, позвольте вашей команде принять участие в плане и работайте с ними, чтобы вместе добраться до финиша.

  • Самоконтроль и самосовершенствование. Продолжайте работать над собой с помощью терапии, образования, лидерских упражнений и т. д., чтобы вы могли развиваться вместе со своей командой и коллективным видением, над которым вы работаете.

  • Уверенность: найдите и соединитесь со своей внутренней силой и чувством собственного достоинства, и пусть они вдохновят вашу команду на большие высоты.

  • Творчество: не нанимайте одно и то же! Дайте волю своему воображению и позвольте ему найти новые способы вдохновить вашу команду и воплотить свое видение в жизнь.

Обладая небольшой харизмой, сильным видением и большим сердцем, харизматическое лидерство может помочь вам проложить профессиональный путь к величию.

Что такое харизматическое лидерство? — Факел

Каждый стиль руководства имеет свою область применения. Например, некоторые типы лидерства, такие как демократическое лидерство, сосредоточены на развитии людей. Другие, такие как бюрократическое лидерство, сосредоточены на существующих процессах и иерархиях. Сегодня мы сосредоточимся на стиле лидерства, в котором основное внимание уделяется самим лидерам: харизматическом лидерстве.

Что такое харизматическое лидерство?

Определение

Харизматическое лидерство определяется как лидер, который использует свои коммуникативные навыки, убедительность и обаяние, чтобы влиять на других. Харизматические лидеры, учитывая их способность общаться с людьми на глубоком уровне, особенно ценны в организациях, которые сталкиваются с кризисом или пытаются двигаться вперед.

Характеристики

Каждый харизматичный лидер выглядит по-своему. Однако есть много ключевых характеристик, общих для большинства харизматичных лидеров: 

  • Сильный коммуникатор
  • Чуткий и отзывчивый
  • Уверенный
  • Мотивация
  • Привлекательный и очаровательный
  • Оптимистичный

Вы могли заметить, что харизматическое лидерство во многом похоже на трансформационное лидерство. Несмотря на то, что они похожи, есть одно важное отличие: харизматические лидеры полагаются на свою личность и набор навыков, чтобы побудить своих последователей к действию, в то время как трансформационные лидеры полагаются на общее видение для создания изменений. Таким образом, хотя большинство трансформационных лидеров, как правило, харизматичны, не все харизматичные лидеры обязательно трансформируются.

Каковы плюсы и минусы харизматического лидерства?

Харизматичные лидеры могут оказывать сильное положительное влияние на организацию и людей, которыми они руководят. Но при неправильном подходе этот стиль руководства может легко привести к непредвиденным последствиям. Чтобы помочь вам лучше понять, как могут выглядеть эти потенциальные сильные и слабые стороны, ниже мы описали плюсы и минусы этого стиля руководства:0014

  • Поощряет чувство товарищества, сотрудничества и союза
  • Заставляет подписчиков чувствовать себя услышанными и понятыми
  • Создает движение к позитивным изменениям 
  • Минусы
    • Может стать более сосредоточенным на себе, чем на своих людях
    • Может стать самообслуживающим
    • Часто считается поверхностным или неискренним

    Как применять харизматическое лидерство

    Как мы упоминали ранее, одной из потенциальных ловушек харизматического лидерства является его склонность слишком много сосредотачиваться на лидере, а не на людях. Чтобы этого не произошло и максимально использовать потенциал этого стиля руководства, мы рекомендуем предпринять следующие шаги: 

    Практика уязвимости

    Распространенная негативная ассоциация с харизматическими лидерами заключается в том, что они ненастоящие. Чтобы бороться с этим, мы рекомендуем практиковать уязвимость. Легко увлечься идеей, что вам всегда нужно быть идеальным или демонстрировать силу лидера. Но правда в том, что уязвимость лежит в основе человеческих отношений. Когда вы достаточно смелы, чтобы показать себя подлинным, ваши сотрудники будут больше доверять вам и найдут вас более привлекательным.

    Так что, если ваша организация сталкивается с проблемами, не пытайтесь замести их под ковер и делать вид, что все в порядке. Вместо этого наберитесь смелости поделиться своими страхами, сомнениями и неуверенностью с сотрудниками, которые, вероятно, уже знают о проблемах и сами могут испытывать беспокойство. Уязвимость в подобных ситуациях повысит вероятность того, что компания будет двигаться вперед вместе как команда.

    Развивайте навыки слушания

    Представьте, что у вас состоялся глубокий, вдумчивый разговор с кем-то из вашей компании. Во время этого взаимодействия вы делились личными данными с другим человеком и в результате чувствовали себя более привязанными к нему. Но в следующий раз, когда вы столкнетесь с ними, они, кажется, не помнят ничего, о чем вы говорили! Это верный способ заставить кого-то почувствовать себя ужасным и забытым.

    У харизматичного лидера, который ежедневно участвует во множестве разговоров, может возникнуть соблазн не обращать внимания на то, что говорит другой человек, или действовать на автопилоте. Как вы можете видеть в примере, которым мы поделились, это может иметь пагубные последствия. Так что работайте над развитием и практикой своих навыков активного слушания. Если вы считаете, что вам нужно дополнительное руководство в этой области, поищите возможности для обучения или обратитесь к тренеру, который поможет вам развить этот навык.

    Быть прозрачным

    Не хвалите сотрудника и не давайте пустых обещаний просто потому, что это звучит хорошо. Это ловушка, в которую могут попасть харизматичные лидеры, поскольку они так сосредоточены на том, чтобы вдохновлять и мотивировать других. При этом легко говорить вещи, которые не совсем соответствуют действительности, лишь бы доставить кому-то удовольствие. Вместо этого всегда старайтесь быть честным, искренним и прямолинейным в своем общении. Со временем ваши сотрудники научатся доверять тому, что вы говорите, и будут все чаще обращаться к вам за информацией и отзывами.

    При вдумчивом подходе харизматическое лидерство может принести позитивные изменения в любую организацию. Помните о потенциальных ловушках этого стиля лидерства, примите меры, необходимые для их предотвращения, и вы обнаружите, что это невероятно эффективный тип лидерства, который можно практиковать в вашей роли.

    Понимание сильных и слабых сторон вашего собственного стиля руководства может помочь вам лучше определить, какой подход лучше всего подходит для вашей текущей роли. Ознакомьтесь с нашей электронной книгой 10 стилей лидерства, которые вы должны знать, чтобы узнать больше о различных подходах к лидерству, а также о том, когда и как их применять.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *