Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Идентичность в психологии: Идентичность как ресурс выживания //Психологическая газета

Содержание

Идентичность как предмет психологического исследования

Библиографическое описание:

Канаева, Н. А. Идентичность как предмет психологического исследования / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2354/ (дата обращения: 01.04.2023).

Проблема идентичности, которая имеет давние традиции изучения в различных областях гуманитарного знания, в настоящее время всё чаще и чаще становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности[3, с.3].

Необходимость формирования идентичности на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьёзными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями.

В связи с кризисными явлениями в определении идентичности на разных уровнях (национальном, социальном, профессиональном) ощущается потребность в воспитании у молодого поколения патриотических чувств, активной жизненной позиции. Развитие рыночных отношений, технологизация и информатизация производства требует от выпускника системы среднего профессионального образования адаптивности, мобильности, творчества в решении профессиональных задач. Всё это определяет потребность в человеке – «реализовавшейся личности», фундаментальным основанием которой будет стремление к личностному росту и самосовершенствованию[2, с.3].

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследования самосознания, самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я»[3, с.9].

Проблема идентичности проявляется в рамках глобальной проблематики существования самого рода человеческого как в плане реализации жизненной сущности человека, так и в плане профессиональной подготовки и профессионализации личности[1, с.3].

Проблематикой природы идентичности занимались такие психологи как Л.Б.Шнейдер, Д.В.Колесов, который соотнёс представление об идентичности в логике и психологии.

По его мнению, в логике идентичность – это вывод об отсутствии различий: одинаковость, неотличимость, полное совпадение черт сравниваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира. В психологии идентичность – это переживание индивидом своего единства с каким-либо индивидом или их группой или своей приверженности к чему-либо, идее, принципу, «делу».

В логике идентичность – это действительно одинаковость объектов. В психологии идентичность – это особая форма отношений. Поэтому, говоря об идентичности, мы всегда имеем в виду, что одной из её сторон является индивид, а другой – другие существа или какие-либо иные объекты, процессы, явления. Но тогда возникает вполне правомерный вопрос: как возможна идентичность, если одинаковых (не различающихся) индивидов нет по определению? Само понятие «индивид» как раз означает «отличающийся от любого другого». И психологи справедливо декларируют «неповторимость» каждого человеческого существа.

Таким образом, идентичность в логике – это следствие отсутствия различий между сравниваемыми объектами, идентичность же в психологии имеет место, несмотря на различия, вопреки им [2, с. 12].

Проблема становления идентичности в процессе личностного и профессионального развития и её влияние на качество жизни человека имеет междисциплинарный характер и рассматривается в нескольких аспектах.

В психологии понятие «личностная идентичность» связано с проблемой свободы выбора и самовыражения (И.А.Антонова, А.Б.Орлов, К.Хорни) и проблемой формирования «Я – концепции» личности (И.С.Кон, В.В.Столин, З.Фрейд, Э.Эриксон). Идентифицирование как базовый процесс и механизм самопознания освещён в трудах Е.З.Басиной, Р.Л.Кричевского, В.Г.Маралова, В.А.Петровского, В.С.Мухиной[2, с.3].

Современная психология основывается на развитии личности в системе процессов самопостроения, на стремлении индивида определиться в самопринадлежности, соотнести свой внутренний мир с внешней реальностью в ситуации усложнения, умножающегося экономического, политического, информационного и социально-психологического многообразия.

Идентичность – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.

Человек становится вполне человеком, когда осознаёт свою идентичность. Мы знаем, кто мы, осознаём свою идентичность в мире людей, профессий, наций.

Если истолковывать понятие «идентичность» как явление уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, то его истоки обнаруживаются в различных трудах по философии, истории, антропологии, этнографии, культурологии.

Сыграв важную роль в создании общей для социальных наук точки зрения на идентичность как результат внутренней самореализации и внешнего контекста бытия, эти идеи оказали влияние на исследование личностной и социальной идентичности как зарубежными, так и отечественными психологами[5, с.5].

Идентичность употребляется как познание чего-либо, кого-либо или как отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом случае понимается процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства. Во втором значении идентификация означает эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Идентичность рассматривается и как осознание своего тождества с другими и самим собой, и как чувство, и как сумма знаний о себе, и как поведенческое единство. Она выступает как сложный интегративный феномен.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60-70 годы XX столетия, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями.

Идентичность можно рассматривать также как элемент единства и многообразия защитной функции «Я», собственно динамики.

Следует отметить, что в зарубежной психологии решение проблемы идентичности ведётся в рамках понятий «Я-концепция», «Образ-Я» [1, с.9]. Так Р.Бернс рассматривает Я-концепцию как систему установок, направленных на себя, которые включают следующие составляющие: когнитивную, оценочную и поведенческую. А.Ватерман выделяет ценностные компоненты идентичности: цели, ценности, убеждения[4, с.9].

Понятие личностной идентичности также активно разрабатывается в современной зарубежной психологии.

Особенно широко представлены две линии теоретической интерпретации и эмпирического исследования личностной идентичности. Первую можно отнести к современному психоаналитическому направлению, так как авторы, работающие в данной парадигме, опираются на теорию идентичности Э.Эриксона. Вторая линия исследований опирается на «концепцию – Я» Дж.Мида и объединяет представителей интеракционистского и когнитивного подходов.

Подробный анализ исследований, сделанных зарубежными психологами, приведён в работах Н.А.Антоновой и Н.И.Ивановой.

Общей для социальных наук является точка зрения, опирающаяся на теорию Э.Эриксона, чьи работы можно считать классическими в области проблемы идентичности. Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э.Эриксона, который определил личностную идентичность как внутреннюю непрерывность и самоотождествлённость личности, которая развивается на всех этапах жизненного пути человека[2, с.16].

В связи с этим личностная идентичность рассматривается как совокупность персональных качеств и характеристик индивида, обеспечивающая целостность и тождественность личности, её позитивное самопринятие.

Термин «профессиональная идентичность» употребляется сравнительно недавно в связи с проблемой профессионального самосознания, что нашло отражение в трудах М.Р. Битяновой, Е.Г. Ефремова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной[2, с.9].

По мнению многих психологов, формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Е.П.Ермолаева подчёркивает, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией[4, с.10].

Выступая в роли системообразующего свойства личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень самопринятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта[3, с.3].

Профессиональная идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии и определённому профессиональному сообществу. Ключевыми составляющими профидентичности выступают образовательно-профессиональная общность судьбы и профессиональная осведомлённость. Свою роль в становлении профидентичности играют определённые ожидания и предпочтения, некие идеальные образы выбранной профессии и себя в ней у каждого человека[5, с.113].

Таким образом, профессиональная идентичность понимается как психолого-педагогическая категория, обозначающая интегративную характеристику личности, обусловленная уровнем сформированности профессионального самосознания, выражающая устойчивое положительное отношение человека к себе как субъекту профессиональной деятельности, позволяющая самостоятельно осуществлять стратегию профессионального развития и включающая в себя профессиональную направленность, профессиональный «образ-Я», позитивный профессиональный идеал и «Я-концепцию»[1, с.7].

Профессиональное и личностное развитие неотделимы, поэтому в основе процесса становления профессиональной и личностной идентичности находятся фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность.

 

Литература:

1.    Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2009. – 22с.

2.    Скибо Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: дис…канд.псих.наук. Воронеж, 2004.

3.    Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов// Автореф.дис…канд.псих.наук. Курск, 2007. – 23с.

4.    Трандина Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2006. – 23с.

5.    Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.

Основные термины (генерируются автоматически): идентичность, личностная идентичность, профессиональная идентичность, профессиональное развитие, личностный рост, проблема идентичности, профессиональное самосознание, психология.

Идентичность человека (понятие, виды, примеры, проблемы)

Идентичность как понятие – это соприкосновение проблематики ряда современных наук (от философии до социологии, от психологии до культурологии и т.д.).

В целом эта категория используется в описании индивидуальной или групповой целостности и соответствия. (Идентичность как характеристика может применяться как к личности, так и группе).

Проблема идентичности в разных ее проявлениях (социальной, культурной, национальной, этнической и т.д.) возникает в поле зрения науки с начала 20 века, т.е. с наступлением современного периода истории.

Важной категориальной сущностью идентичности является то, что она не определяется как некое «свойство», которое изначально характерно личности или группе. Напротив, идентичность понимается как отношение и процесс, которым свойственно:

  • формирование,
  • трансформация,
  • закрепление
  • переопределение (изменение).

Такой процесс можно назвать идентификацией, а его результат, соответственно – формированием идентичности как определенной социальной конструкции.

Процесс идентификации неизменно включает в себя:

  • коммуникацию и взаимодействие людей или групп,
  • также обработку и усвоение ими социального опыта, появившегося в таком процессе коммуницирования.

Что такое идентификация человека?

Каждый индивид стремится к определенной упорядоченности в своей жизни. Это относится как к его личной, так и к общественной жизнедеятельности. Присутствуя в малой группе или существуя большем сообществе (стране, народе) человек пробует принять и усвоить имеющиеся там культурные, социальные и прочие нормы и ценности. Это необходимо как для его выживания, так и для социализации.

Идентичность человека (соответствие, тождественность выбранной группе):

  • обеспечивает устойчивость индивида в данной группе и его личную стабильность
  • базируется на приятии национальной, культурной, этнической, социальной самотождественности.

Идентичностью называют устойчивую мировоззренческую конструкцию, которая:

  • возникает в процессе социализации человека
  • является результатом социокультурной коммуникации
  • становится потенциалом интерпретации и применения социальных и культурных знаний.

Идентичность в таком понимании обеспечивает стабильное позиционирование личности в указанной социальной группе или сообществе и возможность продуктивного обращения с существующими нормами, социальным знанием и ценностями.

Виды и типы идентичности, подходы в ее исследовании

Акцент на необходимости внутреннего приятия долженствующих норм и ценностей — не случаен. В противном случае усвоение исключительно внешних свойств, ролей и признаков того или иного референтного сообщества будет означать приобретение человеком воображаемой идентичности.

Таким образом, идентичность может быть:

  • Подлинной
  • Мнимой

Современный мир, в отличие от традиционного и совсем недавнего – индустриального,  предоставляет человеку широкий спектр возможностей для идентификации. Групп, сообществ, а также иных социальных образований (включая мобильные и сетевые) существует в изобилии.  От более крупных (профессиональных, религиозных или политических) до менее масштабных (субкультурных или маргинальных). Тем не менее, в качестве основных видов для описания проблем идентификации современного человека используются три основные ее поля:

  • Культурное
  • Этническое
  • Национальное

Следует отметить, что современная наука не выработала пока критериев строго их разграничения, а в научном дискурсе присутствуют несколько подходов к решению проблемы:

  1. Мультикультурный (применяется, в основном, в отношении культурной идентификации)

Здесь предполагается, что существующее культурное многообразие автоматически обеспечивает множественность выбора идентичностей. Следовательно, человек как сам определяет набор своих самотождеств, так и самостоятельно выстраивает их иерархическую ценность.

  1. Биполярный (для социального отождествления)

Для исследователей данного подхода очевидно, что идентичность человека складывается из суммы всех его «тождеств». В таком случае отсутствуют даже отграничения социальной и культурной идентичности. Базой для такого подхода является «биполярная» модель, когда провозглашает существования только 2-х видов идентификации вообще:

  • Соотнесение представителя с собственной группой
  • Соотнесения представителя меньшинства с доминантной группой

В рамках это модели идентификация человека возможна только с одной из групп и исключает одновременное соотношение с двумя из них.

  1. Многоуровневый (в национальной идентификации)

При этом подходе существование разных видов идентификации отрицается вообще и признается наличие лишь одной – национальной. Определение же этой идентификации объявляется многоэтапным или многоуровневым. 

Подробнее о формах – национальной, культурной и этнической – идентичности читай тут.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Личность | Психология сегодня

Самообраз, Я-концепция

Отзыв от Psychology Today Staff

Идентичность включает в себя воспоминания, опыт, отношения и ценности, которые создают ощущение себя. Это слияние создает устойчивое ощущение того, кем человек является с течением времени, даже когда новые грани развиваются и включаются в его идентичность.

Содержимое
  • Что такое идентичность?
  • Как быть аутентичным
  • Теории идентичности

Что такое идентичность?

Каждый борется с экзистенциальными вопросами, такими как «Кто я?» и «Кем я хочу быть в будущем?» Одной из причин может быть то, что ответ такой сложный.

Идентичность включает в себя многие отношения, которые люди развивают, такие как их идентичность как ребенка, друга, партнера и родителя. Он включает в себя внешние характеристики, над которыми человек практически не имеет контроля, например, рост, раса или социально-экономический класс. Идентичность также включает в себя политические взгляды, моральные установки и религиозные убеждения, которые определяют выбор, который человек делает ежедневно.

Люди, которые чрезмерно озабочены тем, какое впечатление они производят, или которые чувствуют, что их основной аспект, такой как пол или сексуальность, не выражается, могут остро бороться со своей идентичностью. Размышление о несоответствии между тем, кем человек является и кем он хочет быть, может стать мощным катализатором перемен.

Что определяет личность?

Идентичность включает в себя ценности людей, которые определяют выбор, который они делают. Личность включает в себя несколько ролей, таких как мать, учитель и гражданин США, и каждая роль содержит смысл и ожидания, которые интернализованы в идентичность человека. Идентичность продолжает развиваться на протяжении всей жизни человека.

Как формируется личность?

Почему я не понимаю себя?

Целью каждого человека является взращивание ценностей и выбор, соответствующий его истинному «я». Некоторые усваивают ценности своей семьи или культуры, даже если они не совпадают со своим истинным «я». Этот конфликт может вызвать неудовлетворенность и неуверенность. Размышление о своих ценностях может вызвать перемены и сделать жизнь более полноценной.

Что такое кризис идентичности?

Идея кризиса идентичности возникла у психолога Эрика Эриксона, который выделил восемь стадий кризиса и развития, концепция, позже расширенная другими. Хотя это и не клинический термин, кризис идентичности относится к столкновению с проблемой самоощущения, которая может быть связана с политикой, религией, выбором карьеры или гендерными ролями.

Почему мой подросток так сильно меняется?

Подростковый возраст — это время, когда дети развивают подлинное чувство себя, отличное от своих родителей, чтобы стать независимыми взрослыми. Экспериментирование — важная часть процесса: по мере того, как подростки примеряют разные образы — с точки зрения друзей, увлечений, внешности, пола и сексуальности, — они начинают понимать, кто они и кем хотят быть.

Как личность влияет на отношения?

Черты идентичности могут подчеркивать сходства или различия между людьми — по признаку расы, пола или профессии — которые могут объединять или разделять. Люди, считающие себя членами более крупной всеобъемлющей группы, как правило, имеют более тесную связь с другими людьми, животными и природой.

Как быть аутентичным

Жажда подлинности ведет нас в любом возрасте и в любом аспекте жизни. Это побуждает нас исследовать работу, отношения, игры и молитвы. Подростки и двадцатилетние пробуют друзей, моду, хобби, работу, любовников, места и условия жизни, чтобы увидеть, что подходит, а что «просто не мне». Люди среднего возраста углубляют приверженность карьере, сообществу, вере и семье, которые соответствуют их представлениям о себе, или чувствуют себя в ловушке существования, которое кажется им не своим. Пожилые люди относятся к своему жизненному выбору с сожалением или удовлетворением, в основном в зависимости от того, были ли они «верны» себе.

Подлинность также является краеугольным камнем психического здоровья. Это коррелирует со многими аспектами психологического благополучия, включая жизнеспособность, самооценку и способность справляться с трудностями. Действия в соответствии со своим внутренним «я» — черта, называемая самоопределением, — оценивается некоторыми экспертами как одна из трех основных психологических потребностей, наряду с компетентностью и чувством принадлежности.

Как мне жить по-настоящему?

Каждый подсознательно усваивает условности и ожидания, которые диктуют, как, по их мнению, они должны думать или вести себя. Решение проверить или оспорить эти предположения, даже несмотря на то, что это сложно, является первым шагом к более аутентичной жизни. Этот набор из 20 шагов может помочь вам в этом процессе.

Как мне найти баланс между подлинностью и соответствием?

Может возникнуть противоречие между тем, чтобы быть полностью самим собой и успешно действовать в отношениях и карьере. Никто не должен быть полностью лживым или полностью откровенным; Руководящий принцип для достижения баланса заключается в том, что, пока вас не заставляют действовать вразрез со своими ценностями или личностью, может быть оправдан небольшой самоконтроль.

Как я могу оставаться верным себе в отношениях?

Отношения могут оказаться под угрозой, когда существует разрыв между свободным самовыражением и учетом чувств партнера. Шкала подлинности в отношениях, которая измеряет этот конструкт с помощью таких утверждений, как «Я полностью осознаю, когда настаивать на себе, а когда идти на компромисс», может инициировать обсуждение и помочь парам достичь здорового баланса.

Как изменилась идентичность благодаря социальным сетям?

По мере того, как большая часть мира перешла в онлайн, возникли несоответствия между виртуальным и реальным я. С течением времени люди могут все более и более тщательно культивировать свой онлайн-аватар, а виртуальное «я» может влиять на восприятие реального «я». Поэтому может быть полезно задуматься о том, действительно ли виртуальное «я» является подлинным.

Теории идентичности

Одна из самых устойчивых теорий развития была предложена психологом Эриком Эриксоном. Эриксон разделил жизненный цикл на восемь стадий, каждая из которых содержала конфликт, разрешение которого приводило к развитию личности. Конфликт, возникающий в подростковом возрасте, Эриксон считал, что это «идентичность против смешения ролей».

Подростки борются со многими различными аспектами идентичности, от выбора карьеры до культивирования моральных и политических убеждений и становления другом или партнером. Путаница ролей связана с неспособностью придерживаться одного пути. Затем подростки проходят через период экспериментов, прежде чем брать на себя обязательства, примирять части своей идентичности и вступать во взрослую жизнь.

Формирование личности наиболее остро происходит в подростковом возрасте, но этот процесс не останавливается и после подросткового возраста. Взяв на себя новую роль, например, стать родителем, самоопределение может стать процессом на всю жизнь.

По мере того, как человек становится старше, общая тенденция заключается в достижении идентичности. Но серьезные жизненные потрясения, такие как развод, выход на пенсию или смерть любимого человека, часто заставляют людей исследовать и переопределять свою идентичность.

Как Фрейд понимал идентичность?

Согласно психоаналитической схеме Фрейда, разум состоит из Ид, движимого инстинктом и желанием, Суперэго, движимого моралью и ценностями, и Эго, которое регулирует их и создает идентичность. Многие функции способствуют функционированию эго, включая понимание, свободу воли, эмпатию и цель.

Как Эрик Эриксон понимал идентичность?

Эрик Эриксон предложил теорию развития, основанную на разных стадиях жизни. Он также ввел термин «эго-идентичность», который он понимал как устойчивое и постоянное ощущение того, кем является человек. Эго-идентичность помогает объединить все различные версии себя (родительское «я», карьерное «я», сексуальное «я») в единое целое, так что в случае бедствия сохраняется устойчивое ощущение себя.

Что такое теория социальной идентичности?

Социальный психолог Анри Таджфель провел новаторское исследование предрассудков, показавшее, что люди отдают предпочтение тем, кто принадлежит к их собственным группам, даже если эти группы определяются случайным образом, например, предпочтениями людей в отношении произведений искусства. Это исследование легло в основу теории социальной идентичности, согласно которой самооценка частично зависит от принадлежности к группе, которая обеспечивает гордость и социальную идентичность.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Идентификация: определение, типы и примеры

Идентификация: определение, типы и примеры

Эсер Йылмаз, магистр наук, доктор философии.
Отзыв предоставлен Чики Дэвис, магистром искусств, доктором философии.

Что такое личность? Откройте для себя определение идентичности, поймите, чем она отличается от личности и характера, и узнайте о ее типах.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, кто вы или ваша роль в обществе? Вы думаете о том, что делает вас уникальным? Такое созерцание вполне естественно, и каждый время от времени имеет дело с этими экзистенциальными вопросами, чтобы переоценить или подтвердить свое восприятие себя. В конце концов, субъективное самоощущение человека является важным фактором, определяющим то, как он ведет себя, с кем общается и как принимает определенные решения.

В этой статье мы дадим определение идентичности и узнаем о различных способах, которыми мы идентифицируем себя. Кроме того, мы обсудим различия между идентичностью и подобными понятиями и откроем различные типы идентичности.

Прежде чем читать дальше, если вы являетесь терапевтом, коучем или предпринимателем в области здорового образа жизни, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше $ быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент3 9000

Что такое личность (определение)

В самом общем смысле мы можем определить идентичность как самоощущение человека, определяемое его уникальными характеристиками, принадлежностью и социальными ролями. Более того, идентичность имеет преемственность, поскольку человек чувствует себя одним и тем же человеком с течением времени, несмотря на множество изменений в его обстоятельствах.

Семена личности закладываются в детстве человека, когда его опекуны оказывают на него наибольшее влияние. Тем не менее, когда люди переходят от детства к юности, они начинают задаваться вопросом, кто они и как они вписываются в общество. Таким образом, подростки намеревались раскрыть свое самоощущение, экспериментируя с различными ролями и моделями поведения (Erikson, 1956). Хотя взрослые продолжают переоценивать свою идентичность на протяжении всей жизни, изменения в их идентичности относительно невелики. Поэтому, по мнению известного психолога Эрика Эриксона, это значительное развитие идентичности в подростковом возрасте необходимо для формирования прочной самооценки и выработки направления в жизни (Эриксон, 19 лет).56).

Это забавное видео, в котором представлен философский взгляд на идентичность и сложность постоянного самоощущения.

Видео: Кто я? Философское исследование ​

Идентичность и путаница ролей

Исследования в подростковом возрасте жизненно важны для развития нашей личности. Однако этот процесс формирования личности не всегда так прост, как кажется. Например, некоторые лица, осуществляющие уход за подростками, и социальные обстоятельства могут ограничивать их возможности экспериментировать с различными ролями и идентичностями. В результате эти подростки могут какое-то время не полностью осознавать себя или цель жизни.

Эриксон называет юношеский этап самопознания «идентичностью против смешения ролей». Согласно этому представлению, люди формируют свою идентичность после тестирования различных ролей, моделей поведения и социальных стратегий. Когда они не могут эффективно пройти этот этап, это приводит к путанице ролей (Erikson, 1956).

Проще говоря, смешение ролей можно рассматривать как отсутствие прочной идентичности. Человек с путаницей ролей может чувствовать себя неуверенным в себе и в том, как он вписывается в общество. Не зная, кем они должны быть или чего они действительно хотят в жизни, они могут изо всех сил пытаться выбрать карьеру или иметь здоровые отношения. Эти переживания могут снизить их самооценку и удовлетворение в жизни.

Пример идентичности и смешения ролей
Предположим, что человек достигает совершеннолетия в среде, где он вынужден соответствовать традиционным гендерным ролям. Им может быть запрещено проверять поведение или карьерный рост, которые часто приписывают представителям противоположного пола. В результате этот человек может столкнуться с ролевой путаницей, если он изо всех сил пытается соответствовать навязанным ему нормам.

Личность против личности против характера

Многие люди используют термин «идентичность» взаимозаменяемо с другими терминами, такими как характер и личность. Хотя эти три понятия звучат похоже, они отличаются друг от друга, и вот как их можно разделить.

Личность включает в себя качества человека, над которыми он мало или совсем не властен, например, его семейное происхождение, цвет кожи или рост. Это также включает их системы убеждений, этику, мораль и ценности. Напротив, личность обычно включает в себя диспозиционные качества, такие как экстраверсия, темперамент, оптимизм и добросовестность, среди прочих. Другими словами, ваша личность описывает, кто вы есть и за что вы выступаете, тогда как ваша личность определяет ваше поведение.

Характер подобен личности в том, что он используется для описания поведения человека. Ключевое различие между личностью и характером заключается в том, что личности людей более заметны в их повседневных действиях. Напротив, черты характера обычно отражают поведенческие тенденции, характерные для конкретной ситуации, например, когда они вынуждены принимать решения с высокими ставками. Например, ваша личность будет определять, как вы взаимодействуете со своими коллегами в повседневных отношениях. Напротив, ваш характер, скорее всего, будет раскрыт в том, как вы реагируете на определенные обстоятельства, например, когда вы становитесь свидетелем дискриминации на рабочем месте или подслушиваете телефонный разговор своего начальника, в котором он подробно описывает свою схему уклонения от уплаты налогов.

Еще одно различие между личностью и характером заключается в том, что характер человека более податлив, чем его личность. Кроме того, изменения в характерах могут отражать изменения в идентичности, например, из-за трансформации их систем убеждений и ценностей. Например, человек может быть не в состоянии сильно изменить свой уровень экстраверсии. Тем не менее, они могут больше ценить правду, когда становятся старше и со временем становятся намного более честными.

Типы личности

Мы уже обсуждали, что идентичность включает в себя различные черты, с которыми мы рождаемся, а также мысли, убеждения и ценности, которые мы приобретаем из нашего окружения. Вот некоторые распространенные типы идентичности и их краткие описания.

  • Расовая идентичность относится к чувству принадлежности человека к расовой группе, такой как азиатско-американская, белая и т. д. Эта черта идентичности остается неизменной на протяжении всей жизни человека.
  • Этническая идентичность указывает на принадлежность человека к определенной этнической группе, такой как японцы, малазийцы и т. д.
  • Географическая идентичность — это идентичность, указывающая на местную принадлежность человека. Например, человек, живущий в Соединенных Штатах, может идентифицировать себя как житель Среднего Запада, южанина, жителя Нью-Йорка, техасца и т. д.
  • Сексуальная ориентация — это черта идентичности, указывающая на сексуальные предпочтения человека, такие как гетеросексуальные, гомосексуальные, бисексуальные, асексуальные и т. д.
  • Семейная идентичность состоит из всех ролей, которые человек играет в своей семейной жизни. Как правило, человек играет главную роль (т. е. дочь), несмотря на то, что в данный момент выполняет несколько функций (например, дочь, сестра, внучка, двоюродный брат). Тем не менее, эти роли и, следовательно, первичная семейная идентичность человека могут со временем меняться по мере того, как к их репертуару добавляются новые функции (такие как жена, мать, тетя, свекровь, бабушка и т. д.).
  • Способность — это форма идентификации, отражающая статус способности/дееспособности человека. Люди без инвалидности могут не ощущать последствия этой формы идентичности в такой степени, как инвалиды.
  • Идентификация тела определяется формой и размером тела человека. Хотя некоторые черты остаются постоянными с течением времени (например, рост), другие могут колебаться (например, вес, форма тела и т. д.)
  • Поколенческая идентичность также называется возрастной идентичностью. Он отражает принадлежность человека к возрастной группе, такой как ребенок, подросток, пожилой и другие.
  • Религиозная принадлежность человека отражает его систему духовных убеждений. Люди могут родиться в семьях, исповедующих определенную религию. Тем не менее, иногда люди принимают другую религиозную идентичность, когда становятся старше или становятся более или менее религиозными.
  • Классовая идентичность человека отражает его принадлежность к социальному слою, например, к среднему классу, высшему среднему классу и т. д. Человек может не замечать свою классовую идентичность, пока не взаимодействует с кем-то из другого социального класса.
  • Образовательная идентичность зависит от уровня образования человека или типов школ, которые он посещал. Примеры включают в себя выпускников Лиги плюща, бросивших школу, учащихся частных школ, выпускников государственных школ и т. д.
  • Карьерная идентичность формируется, когда человек выбирает путь карьеры, и может развиваться вместе с изменениями в названиях должностей и обязанностей человека. Некоторые примеры: врач, ученый, учитель, суперинтендант, генеральный директор, художник, шахтер и т. д.

Хотя имена в этом списке распространены, они не единственные, с которыми мы сталкиваемся. Некоторые идентичности связаны с несколькими типами идентичностей или охватывают их или часто обсуждаются в нашем обществе. Давайте обсудим некоторые из них.

Гендерная идентичность

Гендерная идентичность указывает, к какой гендерной группе принадлежит человек, например к мужской, женской или небинарной, и наряду с сексуальной ориентацией может быть одним из наиболее обсуждаемых типов идентичности в нашем обществе. Большинство людей отождествляют гендер и пол, и споры возникают, когда люди идентифицируют себя с полом, который не соответствует их биологическому полу, назначенному при рождении. Чтобы понять эту дискуссию, давайте рассмотрим эти концепции.

Гендер является социальной конструкцией и включает модели поведения групп и социальные ожидания. Напротив, пол является биологической концепцией и зависит от хромосом человека и других генетических факторов. Если гендерная идентичность человека соответствует его полу (т. е. мужской и мужской), его называют цисгендером. Если гендерная идентичность и пол не совпадают, эти люди могут идентифицировать себя как трансгендеры, гендерно-изменчивые, квирные или небинарные.

Как правило, люди рождаются с двумя половыми хромосомами: XX для биологических женщин и XY для биологических мужчин. Тем не менее, секс не всегда так прост, как многие думают. Например, у людей с синдромом Тернера есть только одна Х-хромосома, поскольку у них отсутствует вторая половая хромосома (Heard & Turner, 2011). Хотя эти люди имеют женские характеристики, их репродуктивные органы не развиваются должным образом без гормональной терапии, и они, как правило, не могут зачать ребенка.

Биологический пол становится еще более запутанным, если рассматривать людей с синдромом нечувствительности к андрогенам. Эти люди имеют XY-хромосомы, что означает, что они биологические мужчины. Однако мутация в рецепторном белке, необходимом для обнаружения мужских гормонов в организме, делает этих людей частично или полностью нечувствительными к мужским гормонам (Mongan et al. , 2015).

Люди, чья мутация делает их полностью нечувствительными к мужским гормонам, кажутся женщинами при рождении и развивают женские тела в более позднем возрасте, несмотря на их XY-конституцию (Mongan et al., 2015). Многие из этих людей воспитываются как женщины и в течение многих лет не узнают, что они действительно биологические мужчины. Напротив, люди, которые частично нечувствительны к мужским гормонам, могут выглядеть как женщины при рождении, но в подростковом возрасте у них может развиться смесь мужских и женских характеристик (Mongan et al., 2015). Опять же, эти дети и их родители могут не знать об этом состоянии до подросткового возраста.

Короче говоря, биологический пол не так однозначен, как то, какие гениталии присутствуют при рождении, и этот тип идентификации иногда может вводить в заблуждение. Более того, поскольку гендер является социальной конструкцией, гендерная идентичность человека не всегда соответствует его кажущемуся биологическому полу. Если вы хотите узнать больше, вот короткое видео, объясняющее разницу между гендерной идентичностью и полом, присвоенным при рождении.

Видео: Пол, присвоенный при рождении, и гендерная идентичность ​

Социально-экономическая идентичность

Этот тип идентичности включает элементы образования, карьеры и классовой идентичности, поскольку зависит от дохода и рода занятий человека, которые обычно отражают его уровень образования. Как правило, социально-экономическая идентичность является показателем социального статуса, экономического благосостояния и престижа.

Многие люди могут оставаться в одном и том же социально-экономическом классе на протяжении всей своей жизни. Однако социально-экономическая идентичность относительно более динамична, чем некоторые другие идентичности, такие как раса, и люди могут со временем переходить от одной социально-экономической идентичности к другой. Например, ребенок, рожденный от родителей-рабочих, бросивших школу, может первым в семье окончить колледж, а затем стать руководителем из высшего среднего класса.

Культурная самобытность

Культуру можно определить как традиционный набор убеждений и моделей поведения, разделяемых членами группы. Многие из наших идентичностей связаны с группой с общей культурой. Следовательно, наша культурная идентичность включает в себя множество черт идентичности, таких как наша этническая, расовая, религиозная, поколенческая и географическая идентичность. Например, члены этнической группы могут иметь свои уникальные традиции. Точно так же члены религии могут разделять ценности, основанные на их вере. Более того, люди, живущие в одном и том же географическом районе, могут иметь региональный акцент и общую историю, что влияет на их культуру и, следовательно, на их идентичность.

Люди по своей сути являются социальными существами, и принадлежность к группе важна для большинства людей. Культурная идентичность является неотъемлемой частью приспособления и чувства принадлежности к группе, с которой мы связаны. Кроме того, это влияет на наше мировоззрение и то, как мы интерпретируем окружающий мир, что может отличаться от других культур. Например, хорошее или дружелюбное поведение в одной культуре может восприниматься как неприемлемое или грубое в другой.

Поскольку в каждой культуре есть свои нормы и стандарты, могут возникать конфликты, когда люди из разных культур настаивают на том, что их способ делать что-то правильный. В последнее время еще одна область, где мы наблюдаем подобное явление, связана с нашей политической идентичностью, которую мы рассмотрим далее.

Политическая идентичность

Проще говоря, политику можно определить как коллективное принятие решений относительно управления группой людей. В политической системе, основанной на демократии, люди голосуют за кандидатов, которых они поддерживают, на регулярных выборах.

Голосование на выборах обычно рассматривается как право, привилегия и гражданский долг. Но то, как мы голосуем на выборах, может многое рассказать о нас, наших ценностях и наших приоритетах. Другими словами, то, как мы голосуем, во многом зависит от нашей политической идентичности.

Политическая идентичность человека относится к его политическим склонностям и принадлежности. Люди, которые твердо отождествляют себя с одной политической партией, могут голосовать только за кандидатов этой партии, независимо от их характера и квалификации. Более того, политическая идентичность людей может влиять на их взгляды, убеждения и решения за пределами кабины для голосования (Collins, Mandel & Schywiola, 2021). Этот переходящий эффект политической идентичности был связан с политизацией ранее нейтральных вопросов, таких как школьные программы или ношение масок и социальное дистанцирование во время респираторной пандемии, а также вакцины.

Что такое кризис идентичности?

Личность человека может постепенно изменяться в зависимости от обстоятельств и окружения. Тем не менее, бывают моменты, когда человек может чувствовать себя потерянным, как будто все, что он думал о себе, внезапно исчезло. Следовательно, мы называем периоды интенсивного анализа и внутреннего исследования самоощущения человека кризисом идентичности (Schmeck et al., 2013).

Поиск идентичности естественен в подростковом возрасте и время от времени позже. Большинство этих поисков себя и цели основываются на существующей личности человека и настраивают ее. Однако кризис идентичности возникает, когда человек сталкивается с ситуациями, которые полностью дестабилизируют его представления о себе. Некоторые из этих переживаний могут быть травмирующими событиями, такими как потеря любимого человека, диагноз болезни или душераздирающий развод. Они также могут быть другими событиями, которые меняют нас другими способами, такими как становление родителем, старение, смена карьеры или переезд в незнакомую область. Например, состояние, известное как кризис среднего возраста, представляет собой форму кризиса идентичности, вызванную чувством старения.

Кризис идентичности — это попытка переопределить самоощущение. Хотя некоторые люди могут относительно легко пережить эти периоды, другие могут испытывать трудности в течение длительного времени. Кризис идентичности может стать проблемой, если человек чувствует себя опустошенным, бесполезным или начинает питать чувство ненависти к себе. Это может даже мешать повседневной жизни человека.

Но как справиться с кризисом идентичности? Первый шаг — признать, почему вы так себя чувствуете. Это принятие может позволить внутренний поиск новых смыслов и целей в вашей жизни. Если вы поделитесь своими чувствами с людьми, которым вы доверяете, это также поможет вам получить дополнительную информацию. Если у вас негативное представление о себе, вы чувствуете депрессию или отсутствие поддержки со стороны окружающих вас людей, попробуйте поговорить с доверенным врачом-психиатром.

Что такое распространение идентичности?

Состояние, которое иногда путают с кризисом идентичности, называется диффузией идентичности. Тем не менее, в отличие от кризиса идентичности, это состояние означает, что человек еще не определился с идентичностью и не работает над ее формированием.

Согласно Джеймсу Марсии, распространение идентичности является одной из фаз формирования идентичности в подростковом возрасте (Marcia, 1980). Люди, проходящие через диффузию идентичности, могут испытывать трудности с укреплением своего чувства идентичности и цели. Более того, из-за отсутствия приверженности они могут казаться немотивированными или замкнутыми (Schmeck et al., 2013). Они также могут колебаться, принимая решения для себя или высказывая какое-либо мнение. Например, на вопрос о том, какой музыкальный жанр ему нравится, человек с диффузной идентичностью может ответить, что он мало что знает о музыке и слушает все, что играет по радио. Точно так же, когда их спрашивают о том, какой предмет им нравится или какая карьера им нравится, они могут сказать, что еще не думали об этом.

Хотя диффузия идентичности обычно наблюдается в период взросления и не является пожизненной фазой, у некоторых людей она может сохраняться во взрослом возрасте. Эта настойчивость может быть результатом психологического стресса, который эти люди испытывают из-за быстро меняющихся условий жизни, которые находятся вне их контроля (Carlsson, Wangqvist & Frisen, 2016). Опять же, если вы или ваш близкий боретесь с распространением идентичности, вы можете подумать о том, чтобы поговорить со специалистом в области психического здоровья, чтобы помочь установить более сильное чувство собственного достоинства.

Статьи, связанные с идентификацией

​Хотите узнать больше? Ознакомьтесь с этими статьями:

  • «Кто я?» + Другие вопросы, чтобы лучше узнать себя
  • Положительные качества: откройте более 100 положительных черт характера
  • ​ Я-концепция: определение, примеры и психологические теории
  • Самоактуализация: определение, потребности, примеры и советы​

Книги, связанные с личностью

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Идентификация
  • Смена идентичности: стать женщиной, которая получает то, что хочет
  • Теория идентичности

Последние мысли об идентичности

Прочное чувство идентичности означает, что вы знаете, кто вы, что вы цените и как вы видите себя в обществе. Есть много компонентов нашей идентичности, таких как религиозная, политическая и гендерная, среди прочего, и полное знание себя необходимо, чтобы чувствовать себя интегрированным в общество.

Не забудьте взять нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Развивайте свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Ссылки