Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков – когда бить тревогу?
На главную
В семье растет геймер?
Компьютер прочно вошел в жизнь современного человека и стал непременным элементом интерьера квартир, атрибутом повседневной жизни. Дети с раннего детства начинают осваивать сложную технику и делают это успешнее и быстрее многих взрослых. Этот парадокс не может не удивлять, провоцируя взрослых покупать малышу новейшие планшеты и ноутбуки. Предлагаем вам разобраться: нужен ли ребенку компьютер, чтобы стать успешным и умным; как складываются «взаимоотношения» ребенка с компьютером; в чем вред и польза компьютерных игр?
Все большее число современных детей и подростков знакомятся с компьютером еще в дошкольном возрасте. По данным социологических исследований 88% четырехлетних детей выходят в сеть вместе с родителями и имеют опыт компьютерных игр еще до школы.
Нельзя однозначно сказать, что компьютерные игры приносят только вред. Например, игры-головоломки развивают логическое мышление, формируют произвольность восприятия, учат искать нестандартные решения задач. Приводятся исследования, в которых доказано, что сетевые компьютерные игры способствуют более легкому овладению иностранным языком, снимается языковой барьер, появляется мотивация к изучению языка, помогают наладить языковую коммуникацию с партнерами по игре.
Несмотря на большой интерес педагогов и психологов к влиянию компьютерных игр на развитие, обучение детей, следует отметить, что этот вопрос до конца не изучен. Так, например, в исследованиях М.М. Безруких приводится интересный факт, оказывается, трёхлетние дети, легко складывающие на компьютере разрезанные картинки, не переносят эти действия в реальный мир, и не могут сложить точно такую же, но уже реальную картинку. Таким образом, не происходит процесса переноса и интериоризации действия — основы развития и обучения ребенка. Поэтому есть ряд вопросов, требующих ответов: С какого возраста можно использовать для обучения компьютерные развивающие игры? Каковы их возможности и ограничения в обучении детей и подростков? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы увлечение не переросло в диагноз?
Ни для кого не секрет, что привычка воспринимать компьютер как средство игр и развлечений в более старшем возрасте приводит к формированию компьютерной игровой зависимости, по данным СМИ игровая компьютерная зависимость формируется примерно у 10-14% подростков (и у 12-25% взрослых людей). ВОЗ официально признала компьютерную игровую зависимость болезнью и с 2022 года она будет включена в медицинский справочник.
В психологии любую зависимость от сильного раздражителя (аддикцию) рассматривают как навязчивую потребность в определенной деятельности, в данном случае игровой компьютерной зависимости. Можно выделить разные виды зависимостей, связанных с компьютером, например, онлайн-общение, чрезмерное увлечение компьютерным программированием, серфинг (просматривание различных сайтов) и другие интернет-зависимости.
Чаще всего зависимость от компьютерных игр формируется у мальчиков, нежели у девочек. Девочек больше увлекает онлайн-общение. Это связано с гендерными особенностями развития. Мальчики в младшем школьном возрасте менее успешны в учебной деятельности, им сложнее выразить собственные чувства, словесная эмоциональность также далеко не всегда экспрессивна, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых им может не хватать. Чувство неуверенности, повышенная тревожность негативно влияет на самооценку младшего школьника, падает потребность в общении, появляется замкнутость. Хорошо, когда поиски личной успешности происходят в различных видах деятельности: это может быть спортивная секция, художественная студия, технический кружок, социальная активность в школе, в противном случае, потребность в личной успешности начинает удовлетворятся в компьютерных играх.
В отличии от мальчиков, девочки более эмоциональны, прилежны и послушны, они, как правило, более успешны в учебной деятельности в начальной школе. Увлечения девочек и их интересы шире, к моменту обучения в школе произвольность у девочек выше, нежели у мальчиков. Конечно, с возрастом, мальчики догоняют и обгоняют девочек в интеллектуальном развитии, они становятся успешнее в основной и старшей школе, поэтому период обучения в начальной школе требует от педагогов и родителей учета гендерных и возрастных особенностей развития, сохранения позитивных отношений и веры в возможности детей.
В группу риска компьютерной игровой зависимости входят дети и подростки с нарушением развития произвольности, дети из неблагополучных семей. Существенную роль в развитии аддикции играют дисгармоничные детско-взрослые отношения в семейном воспитании: авторитарный стиль. материнская доминантность, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, разобщенная семья, родители-геймеры и другие аспекты, приводящие к нарушению связи между детьми и родителями.
Рассмотрим степени зависимости и роль взрослых в профилактике зависимого поведения у детей и подростков.
1 СТЕПЕНЬ — увлечение на стадии освоения, когда о зависимости говорить еще нет оснований. Компьютер, телефон, планшет привлекают ребенка своей неизведанностью, необычностью, воспринимаются как интересные предметы. Как правило, одного месяца достаточно, чтобы увлечение новым пошло на спад. Очень значимы установки, которые взрослые явно или косвенно транслируют детям в отношении компьютера – либо как средства развлечения, удовольствий, либо как средства обучения, развития, поэтому приобретая компьютер родители должны четко понимать, для чего он необходим их ребенку.
ВАЖНО. Обратить внимание, сколько времени проводит ребенок у компьютера, происходит ли уменьшение временного интервала, которое он посвящает компьютеру, происходят ли временные паузы, вызванные чем-то более интересным. Если вы наблюдаете увеличение времени, ребенок не делает пауз и перерывов, нет других увлечений, то ситуация может перерасти во вторую стадию.
НЕОБХОДИМО. Взрослому нужно изменить свое поведение: больше времени проводить вместе с ребенком, выработать совместные ритуалы и традиции, например, воскресные прогулки, пятничные чаепития. Отличной альтернативой увлечению компьютерными играми является совместные хобби и семейные увлечения. Взрослым необходимо самим контролировать собственное времяпровождение у компьютера, пример – действенное средство в профилактике зависимого поведения.
2 СТЕПЕНЬ — рассматривается как состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в компьютерную игру, повышенный эмоциональный тонус во время игры, возбуждение, агрессия, тревожность. На этой стадии отмечается незначительное снижение мотивации к учебной деятельности, появляются проблемы в знаниях (ребенок, подросток сокращает время на приготовления уроков в пользу компьютерных игр). На этой стадии дети негативно реагируют на любые попытки взрослого помешать игре.
ВАЖНО. На этой стадии не предпринимайте резких шагов, жестких запретов в отношении ребенка. Нельзя наказывать или поощрять ребенка (подростка) временем, проводимым у компьютера. На этой стадии нужно попробовать установить контакт с ребенком, полезна смена обстановки.
НЕОБХОДИМО. Рекомендуется обратиться к психологу с целью выявления зависимости от компьютерных игр, поиска выхода из сложившейся ситуации.
3 СТЕПЕНЬ — выраженная зависимость. Эмоциональное напряжение нарастает, отмечается неустойчивость эмоций, рассеянность, невнимательность вне игровой деятельности. Появляется изменение внешнего вида – небрежность в одежде, безразличие к собственной внешности. Наблюдается снижение успеваемости, пропуски уроков, угасание интереса к общению не только со взрослыми, но и со сверстниками, полная замена друзей компьютером. На этой стадии появляются заболевания, чаще ЖКТ вследствие периодического нарушение аппетита, снижении потребности в еде и питье.
ВАЖНО. Старайтесь налаживать (поддерживать) любой позитивный контакт с ребенком.
НЕОБХОДИМО. Признайте проблему и поймите, что сама собой она не пройдет. Нужно обратиться к специалисту — подростковому психиатру, клиническому психологу за помощью.
4 СТЕПЕНЬ — клиническая зависимость. Наблюдаются существенные отклонения от нормы в поведении — неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность), отсутствует эмоциональный и поведенческий самоконтроль, появляются зрительные и слуховые расстройства, нарушается сон. Подросток не способен жить обычной жизнью, происходят необратимые изменения в головном мозге. Иногда подростки чувствуют сильнейшую усталость от игры, головные боли, тошноту, но бросить игру все равно не могут. Игровые действия продолжаются и во время сна, поэтому сон не приносит чувства отдыха, восстановления.
ВАЖНО. Взрослому нужно понять, что чем быстрее будет оказана профессиональная медицинская помощь, тем больше шансы на стабилизацию состояния.
НЕОБХОДИМО. Взрослый должен не медлить и обратиться к специалисту – подростковому психиатру, клиническому психологу за помощью.
Хочется обратить внимание, на то, что родители при обращении к психологу не всегда формулирую запрос на компьютерную зависимость, чаще всего жалобы касаются снижения успеваемости, изменения поведения, необщительности, грубости. Вторая и третья степени проходят порой совершенно незаметно для родителей и чаще всего они не видят проблем в таком поведении собственных детей.
Предлагаем вам небольшой тест для того, чтобы понять, зависим ли ребенок (подросток) от компьютерных игр «Реакции на просьбу о помощи».
Игровая зависимость — опасная болезнь
Игромания — одно из распространенных в настоящее время зависимостей. Ею страдают люди разного возраста в разных концах света, начиная с самого детского возраста и заканчивая зрелым.
Игромания — это болезненное влечение начинает развиваться с обычного безобидного увлечения компьютерными играми.
В отличие от родственных заболеваний наркомании и алкоголизма, эта более близка к психическим болезням, эмоциям, не затрагивает физического здоровья. Но принцип самого влечения у нее схож. Ведь влечение и продолжение втягиваться в свою зависимость основная проблема зависимости. Это и порой вводит в заблуждение. Ведь, если при наркомании и алкоголизме физические симптомы указывают на болезненное состояние, то в случае игромании такого не наблюдается.
По статистике более всего игромании подвержены подростки. Хотя возрастной период охватывает все поколения. Преимущественно страдают мужчины. Самое страшное, что делает игроманию таковой — это невозможность в начале развития болезни распознать ее.
К сожалению, игромания на первых порах не так-то легко поддается распознаванию. Порой окружающие догадываются об этом уже по явным нездоровым признакам. К первым признакам развивающегося недуга относится большая вовлеченность в игру, сильное переживание ее.
Человек постоянно проигрывает ситуацию прошлой игры, и уже чувствует побуждение к новой. При этом игроман возбужден и испытывает постоянную тревогу. Когда он приходит в клуб и садится за автомат, он еще более возбуждается, что толкает на повышение ставок. В процессе игры, человек сильно затрудняется от нее оторваться. Как будто его держит неведомая сила. Тревожность нарастает по мере того, как игроман заканчивает играть и отправляется домой, что бы сочинить новую версию обмана, предназначенного для семьи. Со временем появляется раздражительность во время выхода из игры. У такого человека постоянно вертится мысль: как добыть денег на очередную игру, что можно продать, что можно заложить, и даже украсть.
Самое неприятное в этой ситуации, что игроман до последнего пытается скрыть свой истинный мотив занятостью игрой. Он придумает что угодно, но не сознается в своем влечении, даже если уже чувствует сам, что заболевает. В последствие дела игромана становятся еще хуже. Он теряет семью (если жена не окончательно созависимая), детей, отношения с друзьями и товарищами, теряет работу. А его душевное состояние оставляет желать лучшего.
Признаки игровой зависимости: давно увлечен игрой в ущерб работе, финансовому состоянию и семейным отношениям; хочет прекратить игру, но не может остановиться; задолжал денег родным, знакомым; говорит им неправду о том, где провел время и на что тратил деньги; в случае выигрыша не может остановиться и уйти в плюсе, а продолжает игру с целью выиграть еще больше, и в результате уходит в минус. Механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. В процессе игры возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как приятное проведение времени. По этому механизму постепенно развивается зависимость. Аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней человек продолжает с большим постоянством думать об игре и стремится снова участвовать в ней.
Факторы формирования и признаки аддикции от азартных игр.
В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение.
В настоящее время можно выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного поведения. К ним относятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную опеку, непостоянство и не прогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, сочетаемую с жестокостью, установки на престижность. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.
Человек чаще всего эту зависимость любит, потому что она приносит ему удовольствие. Чаще всего любая зависимость, в том числе и игровая, фиксируется на состоянии комфорта, в случае игроков — это выигрыш. Игра заполняет собой в сознании и в жизни игрока некую пустую нишу, потребность в заполнении которой очень высока. Это может быть нехватка любви, внимания, восхищения.
Вместе с тем, выявлено несколько основных причин появления игромании (лудомании, игровой зависимости).
Прежде всего, это чувство одиночества. Чувство одиночества заставляет человека впервые прибегнуть к игре, а полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к ней в очередной раз.
Чувство неудовлетворенности. Это чувство заставляет человека проявлять себя в игре. Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытается выразиться в игре, где гораздо легче стать «победителем», чем в реальной жизни. И чем успешнее его результаты в игре, тем больше ему хочется вернуться к ней вновь и вновь.
Чувство легкой наживы. Это касается в первую очередь азартных игр, таких, как игровые автоматы, игры в казино и прочие. Получив один раз выигрыш, и ощутив приток адреналина от обладания столь легко доставшимися деньгами, человек пытается повторить свой успех в игре, который зачастую не удается.
Легкая податливость разного рода зависимостям. Игромания (лудомания, игровая зависимость) является риском для людей, имеющих любые другие зависимости, например, наркотическую или алкогольную.
Психические расстройства разной степени и характеристики. Люди, некогда лечившиеся от психических расстройств также подвержены такому заболеванию, как игромания (лудомания, игровая зависимость). Установлен высокий уровень их податливости азартным играм, вследствие чего и возникает игромания (лудомания).
Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
- высокую «социальную смелость» — склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
- «подверженность чувствам» — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
- «экспрессивность» — эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
- «напряженность» — активная неудовлетворенность стремлений;
- «неустойчивость самоконтроля» — конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
Устойчивые ремиссии в основном отмечались у лиц с высоким реабилитационным потенциалом, благополучным преморбидом, монозависимостью, состоящие в браке, имеющие постоянную работу, участвующие в продолжительных лечебно-реабилитационных программах.
Перестроить мироощущение, научить человека радоваться жизни, конструктивно переживать неудачи, добиваться поставленных целей – нелегкая задача. Под силу она только опытному психологу. Да и займет немало времени. Решиться на подобный шаг должен сам игрок, никакие уговоры родственников не помогут. Только желание избавиться от порока и профессионализм специалиста дадут устойчивый результат. Все игроки-хроники прекрасно понимают, что выигрывает в автоматах, как и в казино, только их хозяин. Но справиться с тягой к игре самостоятельно не в силах. Потому, что играют уже не ради денег, а ради адреналинового «кайфа». Уберечь детей от этой беды можно, только объясняя, что счастье, деньги, материальные блага нужно зарабатывать самим. Дети должны научиться получать радость от результатов своего труда, понимая ценность отношений между людьми, умея радоваться каждому прожитому дню…
Следует знать, что игромания (лудомания) — это достаточно серьезное заболевание. И, если вы обнаружили признаки игромании (лудомании) у своего родственника, знакомого или близкого человека, следует незамедлительно принимать меры по его лечению. Иначе игромания (лудомания) может привести к непоправимым последствиям.
Лечением игромании занимаются врачи-психиатры-наркологи, психотерапевты и успех лечения зависит в первую степень от того, насколько истинным является желание пациента излечиться и как врач заинтересует пациента на преодоление этого недуга.
СПИСОК организаций, оказывающих помощь населению Республики Беларусь
при развитии зависимости к азартным играм
№ |
Наименование организации |
Адрес |
Телефон |
---|---|---|---|
1. |
ГУ «Республиканский научно- практический центр психического здоровья» |
220053 г. Минск Долгиновский тракт, 152 |
8(017)3353066 8(017)2898910 |
2. |
УЗ «Городской клинический наркологический диспансер» г. Минск |
220035.г. Минск, ул. Гастелло 16 |
8(017)2034702 8(017)2030422 8(017)2509062 |
3. |
УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия- наркология» |
220013 г. Минск, П.Бровки 7 |
8(017)3318496 8(017)3317970 |
4. |
УЗ «Молодеченский психоневрологический диспансер» |
223310 г. Молодечно ул. В.Гастинец 58 |
(801765)80504 (801765)80405 |
5. |
УЗ «Солигорский психоневрологический диспансер» |
223710 г. Солигорск ул. Коржа, 1 |
(801740)220068 (801740)220076 |
5 |
УЗ «Борисовский психоневрологический диспансер» |
г. Борисов ул. Связная, 47 |
(801779)932500 |
7. |
УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия- наркология» |
230003 г.Г родно, ул.Обухова Г.А, 15 |
(80152)756760 (80152)751221 |
8. |
УЗ «Лидский психоневрологический диспансер» |
231300 г. Лида ул. Кирова, 16 |
(801545)50303 (801545)26509 |
9. |
УЗ «Слонимская ЦРБ». Психоневрологическое отделение (амбулаторное)» |
231799 г. Слоним ул. Советская 56 |
(801562)31387 (801562)24510 |
10. |
УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркология» (наркологический и психиатрический диспансер) |
210300 г.Витебск,ул. Коммунистическая,6 |
(80212)614581 (80212)614582 |
11. |
Новополоцкий психоневрологический диспансер УЗ «Новополоцкая центральная городская больница» |
211440 г. Новополоцк ул. Гайдара, 4 |
(80214)539677 (80214)539474 |
12. |
УЗ «Оршанская центральная поликлиника» психоневрологический диспансер. |
211391 г. Орша, ул. Ленина, 38 |
(80216)212486 (80216)212129 |
13. |
УЗ «Брестский областной наркологический диспансер» |
224003 г. Брест пер. Брестских дивизий, 2 |
(80162)282041 (80162)282081 |
14. |
УЗ «Пинский межрайонный наркологический диспансер» |
225710 г. Пинск ул. Рокоссовского, 8 |
(80165)336409 (80165)336420 |
15. |
УЗ «Барановичский межрайонный наркологический диспансер» |
225320 г. Барановичи ул. Парковая, 53 |
(80163) 487373 |
16. |
УЗ «Гомельский областной наркологический диспансер» |
246014 г. Гомель ул. Д. Бедного 26-А |
(80232)713320 (80232)713322 |
17. |
Светлогорский психонаркологический диспансер УЗ «Светлогорская центральная районная больница» |
247434 г. Светлогорск ул. Школьная, 4 |
(802342)28688 (802342)22154 |
18. |
УЗ «Жлобинский межрайонный наркологический диспансер» |
247210 г. Жлобин ул. Воровского, 1 |
(802334)30834 (802334)30839 |
19. |
УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер» |
247760 г. Мозырь ул. Малинина, 9 |
(80236)340999 (80236)341099 |
20. |
УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер» |
212008 г. Могилев пер. 4 Мечникова, 17 |
(80222)729962 (80222)728273 (80222)750755 |
21. |
Наркологическое отделение филиала УЗ «БЦБ» «Бобруйский наркологический диспансер» |
213822 г. Бобруйск ул. Гагарина, 4 |
(80225)709755 (80225)709713 |
Симптомы и лечение зависимости от видеоигр
Видеоигры захватили воображение американцев с 1970-х годов, когда появились очень простые игры. Хотя графические особенности этих базовых программ были примитивными по сравнению с сегодняшними сложными, многогранными играми, многие дети, подростки и взрослые быстро увлеклись этим новым времяпрепровождением. Вскоре стало очевидно, что видеоигры могут отнимать много времени, поскольку игроки неоднократно пытались выиграть. Сегодня зависимость от видеоигр была признана процессной зависимостью, аналогичной игромании, при которой погоня за выигрышем становится одним из основных мотивов игры.
На заре видеоигр большинство игр было доступно только на аркадных автоматах, которые не были доступны 24 часа в сутки. В наши дни игры являются одной из самых популярных функций сайтов социальных сетей, и в них можно играть почти непрерывно на портативных игровых устройствах, персональных компьютерах или смартфонах. Видеоигры стали намного более сложными, с богатыми альтернативными мирами, множеством персонажей и сложными сюжетными линиями. Дети или подростки-интроверты могут обнаружить, что они могут избежать взаимодействия с «настоящими» сверстниками, взаимодействуя в первую очередь с другими онлайн-игроками под видом персонажей с впечатляющими способностями и способностями.
Содержание:
- Когда игра становится зависимостью
- Популярные представления о видеоиграх
- Риски и опасения для здоровья
- Обращение за помощью и лечением
Когда игры становятся зависимостью
Не все исследователи согласны с тем, что видеоигры являются вредным или вызывающим привыкание занятием. Многие люди, включая родителей, считают, что видеоигры расширяют воображение, дают детям возможность работать вместе и оттачивают когнитивные навыки. Тем не менее, когда молодые люди проводят большую часть своего времени, играя в видеоигры в ущерб учебе, физическим упражнениям, семейным событиям или общественной деятельности, преимущества игр кажутся менее очевидными.
Существуют некоторые разногласия по поводу того, являются ли видеоигры зависимостью, сравнимой с азартными играми, злоупотреблением наркотиками или алкоголизмом.
Psychology Today заявляет, что сравнение между видеоиграми и азартными играми ошибочно, поскольку видеоигры не связаны с финансовыми ставками или материальными потерями. Выигрыш в видеоигре требует когнитивных навыков и острых рефлексов, а выигрыш в азартных играх зависит от удачи.
Источник привыкания к играм до сих пор неизвестен, но исследователи предполагают, что процесс игры и выигрыша в этих играх может вызвать выброс дофамина, химического вещества мозга, которое поднимает настроение и обеспечивает прилив энергии. Дофамин — это тот же нейротрансмиттер, который участвует в других видах зависимости, таких как злоупотребление алкоголем или наркотиками.
Зависимость от видеоигр в настоящее время не признана аддиктивным расстройством в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам , полном справочнике по психическим заболеваниям. Но навязчивая озабоченность играми в ущерб реальной деятельности или обязательствам имеет некоторые общие черты с аддиктивным поведением. Как родитель может сказать, что игра перестала быть простым развлечением и превратилась в зависимость? Вот несколько ключевых предупреждающих знаков, на которые следует обратить внимание:
- Плохая успеваемость в школе, на работе или по дому в результате увлечения играми
- Пренебрежение другими увлечениями или дружбой
- Ухудшение личной гигиены или ухода за собой
- Невозможно установить ограничения на время, проведенное за игрой
- Признаки раздражительности, беспокойства или гнева при вынужденном прекращении игры, даже на короткий период времени
- Необходимость проводить больше времени за играми или играть более интенсивно, чтобы получить тот же уровень удовольствия
- Симптомы физической или психологической абстиненции, такие как потеря аппетита, бессонница, возбуждение или эмоциональные всплески, если игру забирают
- Использование видеоигр как способа избежать стрессовых ситуаций на работе или в школе или домашних конфликтов
Дети и подростки не единственные, кто может быть подвержен зависимости от видеоигр. Взрослые также могут часами играть в видеоигры вместо того, чтобы заниматься работой, заниматься хобби или уделять время своим партнерам или детям. Когда взрослые больше не могут контролировать количество времени, которое они тратят на видеоигры, или когда их работа или отношения начинают страдать из-за видеоигр, они, возможно, перешли черту от развлечения к зависимости.
Распространенные мнения о видеоиграх
Существует множество ошибочных убеждений и неправильных представлений о видеоиграх. В некоторых философских школах эти компьютеризированные программы носят исключительно негативный характер, пропагандируя насилие, сексизм и социальную изоляцию среди молодежи. Другие точки зрения утверждают, что видеоигры могут быть ценным инструментом для обучения и развития персонажей, позволяя детям имитировать роли могущественных героев. На самом деле видеоигры имеют как положительные, так и отрицательные характеристики, и эффект от игры часто зависит от отношения игрока к играм и жизни в целом.
Parenting Science предполагает, что неотразимое качество видеоигр может быть связано не с аддиктивной реакцией, а с психологическим феноменом, называемым «поток». Поток возникает, когда люди настолько погружаются в деятельность, что теряют счет времени. Любая увлекательная деятельность — даже работа или школьные проекты — может вызвать ощущение потока, когда человек увлечен процессом. Хотя нет ничего плохого в том, чтобы погрузиться в увлекательную образовательную игру, этот процесс может превратиться в принуждение, если пользователь не может остановиться и если это отвлекает время от других важных дел или отношений.
Риски и опасения для здоровья
Навязчивые видеоигры могут иметь негативные последствия для развития разума или тела. Взрослые игроки тоже могут страдать от последствий многочасового сидения на диване или за компьютерным столом. Ниже перечислены некоторые из основных опасений для молодых игроков:
- Малоподвижный образ жизни : Часы, проведенные за компьютером или перед устройством, могут сказаться на организме молодого человека. Отсутствие физических упражнений, связанных с видеоиграми, привело к обеспокоенности общественного здравоохранения по поводу увеличения веса, плохой осанки и повышенного риска диабета 2 типа у американских детей и подростков.
- Недостаток социальной активности : Хотя видеоигры требуют взаимодействия с другими людьми в компьютеризированной среде, они не обязательно готовят детей к реалиям общения со сверстниками. Обучение тому, как взаимодействовать с другими людьми в реальном мире, является важным социальным навыком, которым могут пренебрегать люди, проводящие слишком много времени за играми.
- Проблемы с концентрацией и вниманием : Есть некоторые опасения, что быстрые движения и динамичность видеоигр способствуют потере концентрации у игроков. Дети, которые проводят много времени за видеоиграми, могут меньше интересоваться, например, чтением книг, что требует более сосредоточенного и продолжительного внимания.
- Избегание задач развития : Подростковый возраст – это время самопознания и личного развития. Чтобы стать зрелыми взрослыми, способными принять жизненные вызовы, подростки должны научиться противостоять болезненным эмоциям и неловкому социальному опыту. При правильном использовании фэнтезийные ролевые видеоигры могут помочь детям изучить и применить ценные черты характера, которые могут помочь им в их взаимодействии с другими людьми. Но когда видеоигры используются в качестве механизма побега, они позволяют детям избежать проблем развития, связанных с взрослением.
- Повышенная агрессия или насилие : Дети и подростки, которые много времени посвящают видеоиграм, посвященным сражениям, дракам или насилию, могут проявлять больше признаков агрессии, чем те, кто не играет в эти игры. Родители должны быть осведомлены о содержании видеоигр, которые подлежат рейтинговой системе, аналогичной той, которая применяется к фильмам. Совет по рейтингу развлекательного программного обеспечения (ESRB) публикует рекомендации и рейтинги популярных игр в зависимости от возраста игрока, а также образовательные ресурсы для родителей и родительский контроль над играми.
- Судороги и повторяющиеся стрессовые травмы : British Medical Journal (BMJ) опубликовал статью о рисках видеоигр для игроков, страдающих эпилепсией или другими судорожными расстройствами. Мерцающая графика, свет и цвета на экранах видеоигр могут спровоцировать судороги у некоторых игроков. Имеются также данные о том, что навязчивая игра может привести к повторяющимся стрессовым травмам запястий или кистей.
Обращение за помощью и лечением
Видеоигры оказали огромное влияние — как положительное, так и отрицательное — на культурные установки, психологическое развитие и образ жизни как детей, так и взрослых. Хотя эти игры можно рассматривать как риск для физического или эмоционального здоровья игроков, они также рекламируются как эффективные образовательные инструменты и даже используются для физической или когнитивной реабилитации в клинических условиях. Тем не менее, для людей, которые попали в цикл навязчивых игр, видеоигры могут стать разрушительными. Растущая популярность видеоигр породила новое осознание проблемы навязчивых игр, что, в свою очередь, привело к разработке программ лечения для этот захватывающий процесс. Лечение зависимости от видеоигр сосредоточено на терапии модификации поведения, такой как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая уводит клиента от навязчивых моделей мышления и навязчивых привычек зависимости. Групповая терапия является ценным источником мотивации и моральной поддержки, особенно для людей, которые потеряли связь с друзьями или сверстниками из-за игровой зависимости. Семейное или супружеское консультирование может помочь рассказать близким о расстройстве и создать более стабильную домашнюю обстановку.
Клиентам, у которых диагностирована сопутствующая депрессия, тревожность, биполярное расстройство или другие психические состояния, может потребоваться медикаментозная терапия антидепрессантами или успокаивающими препаратами. Если злоупотребление психоактивными веществами является фактором, клиенту потребуется медицинская детоксикация с последующим специализированным лечением от злоупотребления наркотиками или алкоголем.
В зависимости от тяжести аддиктивного поведения и сочетания других медицинских или психических состояний зависимость от видеоигр можно лечить в стационаре или амбулаторно. Стационарные учреждения предлагают круглосуточное наблюдение в благоприятной структурированной среде, что может быть полезно для людей, которые не могут контролировать свое использование видеоигр. Амбулаторное лечение, которое включает интенсивные амбулаторные программы и программы частичной госпитализации (PHP), предлагает больше гибкости для лиц, которые не могут записаться на стационарное лечение из-за личных обязанностей или очень мотивированы на выздоровление от аддиктивного поведения.
Поиск помощи
По сравнению с другими зависимостями зависимость от видеоигр может показаться не очень серьезной; однако родители, партнеры и дети людей, пристрастившихся к видеоиграм, могут свидетельствовать о негативных последствиях такого поведения.
Как и другие потенциально полезные виды деятельности, видеоигры занимают свое место в здоровой, полноценной жизни, но когда игры начинают преобладать над учебой, работой или отношениями, человеку требуется профессиональная помощь. Хотя Американские наркологические центры не занимаются лечением зависимости от видеоигр, в настоящее время по всей стране доступны программы лечения, направленные на борьбу с этим новым расстройством и дающие надежду людям, стремящимся освободиться от игровой зависимости.
Об авторе
Мередит Уоткинс, M.A., M.F.T.
Редактор Американских наркологических центров
Мередит Уоткинс — лицензированный брачный и семейный терапевт, специализирующийся на двойной диагностике и расстройствах пищевого поведения.
Ознакомьтесь с нашей редакционной политикой
Последнее обновление: 11 января 2023 г.
Зависимость от видеоигр Симптомы, причины, последствия и лечение
очень реальная проблема для многих людей. По данным Университета Нью-Мексико, недавние исследования показывают, что от 6 до 15 процентов всех игроков проявляют признаки, которые можно охарактеризовать как зависимость. Хотя это расстройство может иметь серьезные последствия для тех, кто от него страдает, его признаки и симптомы иногда бывает очень трудно распознать.
Существуют ли различные типы зависимости от видеоигр?
Существует два основных типа видеоигр и, следовательно, два основных типа зависимости от видеоигр. Стандартные видеоигры, как правило, предназначены для игры одним игроком и включают в себя четкую цель или миссию, например, спасение принцессы. Зависимость в этих играх часто связана с выполнением этой миссии или достижением высокого результата или заданного стандарта.
Другой тип зависимости от видеоигр связан с многопользовательскими онлайн-играми. В эти игры играют онлайн с другими людьми, и они особенно затягивают, потому что обычно у них нет концовки. Геймерам с этим типом зависимости нравится создавать и временно становиться онлайн-персонажем. Они часто строят отношения с другими онлайн-игроками как бегство от реальности. Для некоторых это сообщество может быть местом, где они чувствуют себя наиболее принятыми.
Что вызывает зависимость от видеоигр?
Зависимость от видеоигр зависит от множества различных причин. Однако одна из главных причин того, что видеоигры могут вызывать такое привыкание, заключается в том, что они так задуманы. Разработчики видеоигр, как и все остальные, стремящиеся получить прибыль, всегда ищут способы привлечь больше людей, играющих в их игры. Они достигают этого, делая игру достаточно сложной, чтобы заставить вас возвращаться снова и снова, но не настолько сложной, чтобы игрок в конце концов сдался. Другими словами, успех для игрока часто кажется недостижимым. В этом отношении зависимость от видеоигр очень похожа на другое, более широко известное расстройство: зависимость от азартных игр.
Каковы признаки зависимости от видеоигр?
Как и любая другая зависимость, зависимость от видеоигр имеет тревожные признаки. Важно знать, как распознать эти признаки, если вы или кто-то, кто вам небезразличен, является заядлым игроком. По данным Иллинойсского института лечения зависимости, эти симптомы могут быть как эмоциональными, так и физическими.
Эмоциональные симптомы зависимости от видеоигр
Некоторые из эмоциональных признаков или симптомов зависимости от видеоигр включают:
- Чувство беспокойства и/или раздражительности при невозможности играть
- Озабоченность мыслями о предыдущей онлайн-активности или ожидание следующего онлайн-сеанса
- Ложь друзьям или членам семьи относительно количества времени, проведенного за игрой
- Изоляция от других, чтобы проводить больше времени за игрой
Физические симптомы зависимости от видеоигр
Некоторые из физических признаков или симптомов зависимости от видеоигр включают:
- Усталость
- Мигрень, вызванная чрезмерной концентрацией внимания или напряжением глаз
- Синдром запястного канала, вызванный чрезмерным использованием контроллера или компьютерной мыши
- Плохая личная гигиена
Краткосрочные и долгосрочные последствия зависимости от видеоигр
Как и любое другое компульсивное расстройство, зависимость от видеоигр может иметь серьезные негативные последствия. Хотя большинство перечисленных выше симптомов имеют краткосрочные последствия, они могут привести к более серьезным долгосрочным последствиям, если их не устранить должным образом. Например, человек, зависимый от видеоигр, часто избегает сна или правильного питания, чтобы продолжать играть. Хотя краткосрочные последствия этого могут включать голод и усталость, в конечном итоге это может привести к расстройству сна или проблемам со здоровьем, связанным с диетой. Точно так же те, кто изолирует себя от других, чтобы играть в видеоигры, могут пропустить семейные мероприятия, прогулки с друзьями или другие события в краткосрочной перспективе. Однако, если это продолжится в течение длительного периода времени, наркоманы могут вообще остаться без друзей.
Другими долгосрочными последствиями зависимости от видеоигр, которые следует учитывать, являются финансовые, академические и профессиональные последствия. Видеоигры и оборудование для видеоигр могут быть очень дорогими, особенно с учетом периодических расходов, таких как высокоскоростное подключение к Интернету, необходимое для многопользовательских онлайн-игр. Эти игры также могут занимать очень много времени, оставляя у зависимых игроков меньше времени, чтобы сосредоточиться на своем образовании или карьере.
Могу ли я пройти тест или самооценку?
Наиболее эффективная самооценка, которую можно сделать, — это изучить приведенный выше список симптомов, связанных с зависимостью от видеоигр. Если вы обнаружите, что вы или кто-то, о ком вы заботитесь, проявляете какой-либо из этих тревожных признаков, возможно, пришло время сократить время, проводимое за играми. Если вы не уверены, относятся ли эти симптомы к вам, мы можем помочь. Позвоните по бесплатному номеру, чтобы обсудить возможные симптомы или узнать о вариантах лечения.
Лекарства: есть ли лекарства от зависимости от видеоигр?
Лечение зависимости от видеоигр может осуществляться разными способами, включая различные виды терапии или 12-шаговые программы. Некоторые лекарства могут даже подавлять аддиктивное поведение.
Наркотики: возможные варианты
Согласно сайту Addictionblog. org, бупропион — это лекарство, которое в последнее время используется для лечения этого типа расстройства. Препарат работает таким образом, что изменяет химический состав мозга и помогает уменьшить тягу к видеоиграм. Хотя это оказалось довольно эффективным, этот вариант может быть не для всех. Другие могут принимать лекарства только в случае крайней необходимости, леча симптомы по мере их появления. Например, геймер, страдающий мигренью, может принимать лекарства от головной боли. Точно так же наркоман, страдающий бессонницей, может обратиться к снотворному.
Побочные эффекты лекарств
Когда вы принимаете какие-либо лекарства, особенно при самолечении, очень важно прочитать все инструкции и внимательно следовать инструкциям по дозировке. Даже лекарства, отпускаемые без рецепта, могут вызвать зависимость, поэтому их не следует принимать в течение длительного времени, если это не рекомендовано врачом.
Бупропион хоть и помогает, но не всем. Некоторые возможные побочные эффекты включают:
- Сонливость
- Сухость во рту
- Чрезмерная потливость
- Зуд
- Лихорадка
Наркомания от антидепрессантов, зависимость и абстинентный синдром у интернет-зависимых
Из-за очевидной связи между видеоигровой или интернет-зависимостью и депрессией неудивительно, что многие зависимые игроки принимают антидепрессанты для облегчения симптомов. Хотя большинство медицинских работников считают этот тип лекарств безопасным и эффективным, он также имеет свои риски и побочные эффекты. Одним из факторов, который следует учитывать перед началом приема антидепрессантов, является то, что может быть трудно прекратить их прием. Часто возникают симптомы отмены, включая беспокойство, раздражительность, тошноту и головокружение. В более серьезных случаях может возникнуть депрессия как симптом отмены лекарства. Эта депрессия может быть даже более тяжелой, чем первоначальная депрессия, заставляя пациента поверить, что болезнь вернулась.
Передозировка лекарств
По данным Национального совета по безопасности, непреднамеренная передозировка является причиной большего количества смертей среди американцев в возрасте от 35 до 54 лет, чем автомобильные аварии. Принимая какие-либо лекарства от зависимости или любой другой проблемы, важно принимать только предписанное количество. При подозрении на возможную передозировку важно действовать быстро. Варианты немедленного реагирования включают набор номера 911 или обращение в Национальный центр контроля над отравлениями.
Депрессия и зависимость от видеоигр
Два недавних исследования связи между зависимостью от видеоигр и депрессией показали тревожную корреляцию между ними. Если вы страдаете от обоих состояний, важно обратиться за помощью в лечебное учреждение, которое может решить обе проблемы. Если вы попытаетесь вылечить зависимость от видеоигр, не вылечив основную депрессию, зависимость с большей вероятностью вернется.
Двойной диагноз: зависимость от видеоигр и злоупотребление психоактивными веществами
Поскольку зависимость от видеоигр связана с депрессией, бессонницей и общим отсутствием заботы о собственном здоровье, неудивительно, что злоупотребление психоактивными веществами также является проблемой для многих геймеров, страдающих этим компульсивным расстройством. Для тех, кто страдает зависимостью от видеоигр, а также злоупотреблением психоактивными веществами, для выздоровления необходимо правильное лечение.