Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Игровая зависимость как называется: Игромания – это не развлечение, а опасная болезнь

Игромания – это не развлечение, а опасная болезнь

Игромания — одно из распространенных в настоящее время зависимостей. Ею страдают люди разного возраста в разных концах света, начиная с самого детского возраста и заканчивая зрелым.

Игромания — это болезненное влечение начинает развиваться с обычного безобидного увлечения компьютерными играми.

В отличие от родственных заболеваний наркомании и алкоголизма, эта более близка к психическим болезням, эмоциям, не затрагивает физического здоровья. Но принцип самого влечения у нее схож. Ведь влечение и продолжение втягиваться в свою зависимость основная проблема зависимости. Это и порой вводит в заблуждение. Ведь, если при наркомании и алкоголизме физические симптомы указывают на болезненное состояние, то в случае игромании такого не наблюдается.

По статистике более всего игромании подвержены подростки. Хотя возрастной период охватывает все поколения. Преимущественно страдают мужчины. Самое страшное, что делает игроманию таковой — это невозможность в начале развития болезни распознать ее.

К сожалению, игромания на первых порах не так-то легко поддается распознаванию. Порой окружающие догадываются об этом уже по явным нездоровым признакам. К первым признакам развивающегося недуга относится большая вовлеченность в игру, сильное переживание ее.

Человек постоянно проигрывает ситуацию прошлой игры, и уже чувствует побуждение к новой. При этом игроман возбужден и испытывает постоянную тревогу. Когда он приходит в клуб и садится за автомат, он еще более возбуждается, что толкает на повышение ставок. В процессе игры, человек сильно затрудняется от нее оторваться. Как будто его держит неведомая сила. Тревожность нарастает по мере того, как игроман заканчивает играть и отправляется домой, что бы сочинить новую версию обмана, предназначенного для семьи. Со временем появляется раздражительность во время выхода из игры. У такого человека постоянно вертится мысль: как добыть денег на очередную игру, что можно продать, что можно заложить, и даже украсть.

Самое неприятное в этой ситуации, что игроман до последнего пытается скрыть свой истинный мотив занятостью игрой. Он придумает что угодно, но не сознается в своем влечении, даже если уже чувствует сам, что заболевает. В последствие дела игромана становятся еще хуже. Он теряет семью (если жена не окончательно созависимая), детей, отношения с друзьями и товарищами, теряет работу. А его душевное состояние оставляет желать лучшего.

Признаки игровой зависимости: давно увлечен игрой в ущерб работе, финансовому состоянию и семейным отношениям; хочет прекратить игру, но не может остановиться; задолжал денег родным, знакомым; говорит им неправду о том, где провел время и на что тратил деньги; в случае выигрыша не может остановиться и уйти в плюсе, а продолжает игру с целью выиграть еще больше, и в результате уходит в минус. Механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. В процессе игры возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как приятное проведение времени.

По этому механизму постепенно развивается зависимость. Аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней человек продолжает с большим постоянством думать об игре и стремится снова участвовать в ней.

Факторы формирования и признаки аддикции от азартных игр.

В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение.

В настоящее время можно выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного поведения. К ним относятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную опеку, непостоянство и не прогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, сочетаемую с жестокостью, установки на престижность. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

Человек чаще всего эту зависимость любит, потому что она приносит ему удовольствие. Чаще всего любая зависимость, в том числе и игровая, фиксируется на состоянии комфорта, в случае игроков — это выигрыш. Игра заполняет собой в сознании и в жизни игрока некую пустую нишу, потребность в заполнении которой очень высока. Это может быть нехватка любви, внимания, восхищения.

Вместе с тем, выявлено несколько основных причин появления игромании (лудомании, игровой зависимости).

Прежде всего, это чувство одиночества. Чувство одиночества заставляет человека впервые прибегнуть к игре, а полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к ней в очередной раз.

Чувство неудовлетворенности. Это чувство заставляет человека проявлять себя в игре. Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытается выразиться в игре, где гораздо легче стать «победителем», чем в реальной жизни. И чем успешнее его результаты в игре, тем больше ему хочется вернуться к ней вновь и вновь.

Чувство легкой наживы. Это касается в первую очередь азартных игр, таких, как игровые автоматы, игры в казино и прочие. Получив один раз выигрыш, и ощутив приток адреналина от обладания столь легко доставшимися деньгами, человек пытается повторить свой успех в игре, который зачастую не удается.

Легкая податливость разного рода зависимостям. Игромания (лудомания, игровая зависимость) является риском для людей, имеющих любые другие зависимости, например, наркотическую или алкогольную.

Психические расстройства разной степени и характеристики. Люди, некогда лечившиеся от психических расстройств также подвержены такому заболеванию, как игромания (лудомания, игровая зависимость). Установлен высокий уровень их податливости азартным играм, вследствие чего и возникает игромания (лудомания).

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:

  • высокую «социальную смелость» — склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
  • «подверженность чувствам» — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
  • «экспрессивность» — эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
  • «напряженность» — активная неудовлетворенность стремлений;
  • «неустойчивость самоконтроля» — конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
    • Устойчивые ремиссии в основном отмечались у лиц с высоким реабилитационным потенциалом, благополучным преморбидом, монозависимостью, состоящие в браке, имеющие постоянную работу, участвующие в продолжительных лечебно-реабилитационных программах.

      Перестроить мироощущение, научить человека радоваться жизни, конструктивно переживать неудачи, добиваться поставленных целей – нелегкая задача. Под силу она только опытному психологу. Да и займет немало времени. Решиться на подобный шаг должен сам игрок, никакие уговоры родственников не помогут. Только желание избавиться от порока и профессионализм специалиста дадут устойчивый результат. Все игроки-хроники прекрасно понимают, что выигрывает в автоматах, как и в казино, только их хозяин. Но справиться с тягой к игре самостоятельно не в силах. Потому, что играют уже не ради денег, а ради адреналинового «кайфа». Уберечь детей от этой беды можно, только объясняя, что счастье, деньги, материальные блага нужно зарабатывать самим.

      Дети должны научиться получать радость от результатов своего труда, понимая ценность отношений между людьми, умея радоваться каждому прожитому дню…

      Следует знать, что игромания (лудомания) — это достаточно серьезное заболевание. И, если вы обнаружили признаки игромании (лудомании) у своего родственника, знакомого или близкого человека, следует незамедлительно принимать меры по его лечению. Иначе игромания (лудомания) может привести к непоправимым последствиям.

      Лечением игромании занимаются врачи-психиатры-наркологи, психотерапевты и успех лечения зависит в первую степень от того, насколько истинным является желание пациента излечиться и как врач заинтересует пациента на преодоление этого недуга.

Болезнь игромания. Игровая зависимость — причины, симптомы, диагностика и лечение

Что таится за понятием игромании – безобидное увлечение или болезнь, как она влияет на личность и ее взаимоотношения с окружающей действительностью? Почему люди начинают играть, какие обстоятельства толкают их на это и какие признаки указывают на развитие зависимости от игр? Какие существуют стадии развития игромании и как ее лечить? Обо всем этом рассказывает психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт и Главный врач медицинского центра «Гармония здоровья» Владислав Сипович.

Что такое игромания?

Игромания – это патологическая психическая зависимость от азартных игр, проявляющаяся в часто повторяющихся случаях вовлечения в игру, доминирующих в жизни человека и ведущих к невыполнению им своих общественных, семейных и профессиональных функций. Известна также под названиями лудомания, игровая зависимость, гэмблинг-зависимость (gambling с англ. – игра на деньги). Агентами зависимости может быть множество, казалось бы, невинных развлечений в виде игровых автоматов, лотерей, игры в карты (Блек-Джек и др.), рулетки, домино, ставок на бегах и иных спортивных соревнований. Любая игра на деньги или материальные ценности имеет характер азартной и способна привести к стойкой и имеющей губительные последствия зависимости. Причем основной интерес игромана сосредоточен не на самой игре, а на ее результате, т.е. получении выигрыша. Для уточнения, игроман – это патологический игрок с уже сформировавшейся психической зависимостью от игры. Отношение общества и государства к азартным играм не однозначно, например, в ряде стран покер официально признан видом спорта, а спортивный бридж Международным олимпийским комитетом признан как вид спорта и даже занял свое место в программе Всемирных Интеллектуальных Игр.  

Кроме того, если общественное мнение явно не на стороне игорного бизнеса, то государство, признавая его вредный общественный характер, все-таки дает возможность ему развиваться как одному из источников пополнения госбюджета, ограничивая его лишь территориально введением так называемых игровых зон, удаленных от крупных городов. Например, в России разрешено открывать казино и другие игровые заведения в таких регионах: Алтайский край, пограничная территория между Краснодарским краем и Ростовской областью, Калининградская область и Приморье. Но, к сожалению, живучесть игорного бизнеса просто поражает – многие игорные учреждения продолжают свою нелегальную деятельность в виде интернет-кафе, компьютерных клубов и электронных лотерей. Все это привело к тому, что игромания стала одной из самых значимых общественных проблем. По статическим данным, около 5% населения являются игроманами, а это уже миллионы.

Социальная значимость проблемы игромании огромна, так как связана с негативным влиянием на отношения человека с обществом, семьей, работой и переключением его сознания на удовлетворение потребностей в игре. Причем первоначальное стремление развлечься и снять стресс, а для некоторых попытка немного заработать превращается в непреодолимое желание играть любой ценой, даже в ущерб финансовому положению, семейному благополучию и собственной репутации. Возникающие в процессе игры эмоции, отвлекающие от неприятных жизненных обстоятельств, делают игру приятным для игрока временем препровождения, что является одним из основных механизмов формирования зависимости. 

Кстати, согласно МКБ-10 (Международная классификация болезней 10 пересмотра) игромания рассматривается как патологическая зависимость от азартных игр, но уже при 11-м пересмотре 72 сессией Всемирной ассамблеи по здравоохранению игровое расстройство было признано болезнью и среди основных ее критериев явилось наличие такие факторов как:
•    Негативное влияние игры на жизнь человека с нарушением всех ее сфер – социальной, семейной, образовательной, профессиональной и т.п.
•    Приоритетность игры среди всех других жизненных интересов даже при возникновении негативных последствий, когда прежние увлечения, хобби и ценности уступают пальму первенства удовлетворению игровых потребностей.
•    Наблюдающееся постоянно или в виде рецидивов игровое поведение офлайн (в реальности) или в интернете как виртуальном киберпространстве. 
•    Потеря контроля над игровым временем.

Указанные изменения в МКБ-11 должны вступить в силу с 1 января 2022 года, но уже сейчас геймдев (интернет-ресурс по разработке компьютерных игр) ЕС и 7-ми стран требуют пересмотра этих критериев, но в ВООЗ утверждают, что это никак не повлияет на их оценку игромании как болезни.

В чем состоит актуальность болезни игромании?

Актуальность игровой зависимости обусловлена такими факторами:
•    Нанесение урона социальному и материальному положению патологического игрока. По статистике 23% игроманов сталкиваются с финансовыми проблемами, 35% состоят в разводе, а у 80% имеются проблемные отношения в семье.
•    Криминализация действий патологических игроков – около 60% из них совершают правонарушения. Объясняется это стремлением достать денег на игру любой ценой, даже за чужой счет. Кроме того, увеличивается риск виктимизации, когда сам игрок становится жертвой чьих-то преступных посягательств.
•    Развитие депрессивных расстройств с высоким риском суицидальных попыток. 13-40% игроманов пытаются совершить самоубийство, а от 32% до 70% думают о нем. 
•    Рост числа подростков, вовлеченных в азартные игры онлайн. Доступность этих игр без надлежащего родительского контроля, отсутствие физической нагрузки и продвинутая стимуляция разработчиков делают почти треть подростков в странах Европы зависимыми от компьютерных игр.

Кстати, 90% игроманов начинают играть именно в подростковом возрасте.
•    Вовлеченность в зависимость преимущественно лиц молодого возраста. 4 из 5 зависимых – это мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. Женщины же начинают играть в более позднем возрасте, но игровая зависимость у них развивается намного быстрее и лечится гораздо труднее.
•    Быстро развивающаяся десоциализация патологических игроков.
•    Изменение мышления с приоритетностью мыслей об игре, когда окружающая действительность воспринимается как нечто второстепенное, важное только с точки зрения удовлетворения игровой потребности.  

Кроме того, сложность лечения болезни игромании также вносит свой вклад в актуальность проблемы. Обусловлено это тем, что отсутствует единство представлений о патологии психических изменений при игровой зависимости и ее клинической динамике, а также существуют разные подходы к профилактике и лечению этого заболевания. 

В чем кроются причины игровой зависимости?

Почему человек начинает играть на деньги, что становится в этом случае побудительным толчком и причиной такого поступка – случай или давно зреющее решение? Для каждого человека ответ на эти вопросы сугубо индивидуален, но среди главных причин развития игровой зависимости можно назвать такие: 
•    Чувство одиночества и непонимание окружающих. Не находя поддержки, ощущая недостаток общения, человек в игре находит своеобразную отдушину, восполняет дефицит острых эмоций, испытывает необычные впечатления и пытается повторить этот процесс в очередной раз.
•    Неудовлетворенность в жизни, которую человек пытается компенсировать выигрышной игрой. И чем чаще ему везет, тем больше ему хочется опять испытать чувство удовлетворенности от своих побед.
•    Желание легко заработать деньги. Наиболее часто такой мотив встречается у любителей таких азартных игр как игровые автоматы и завсегдатаев казино. Получив однажды легкий выигрыш и солидную денежную сумму, игрок становится заложником своих надежд еще раз повторить подобный успех.
•    Психические расстройства. Замечено, что лица, имеющие в анамнезе психические расстройства, более подвержены развитию игромании.
•    Неустойчивая психика и индивидуальная склонность формирования любого вида зависимостей.

Высокий риск развития игромании имеют лица с уже существующими зависимостями, например, алкогольной или наркотической.

Что касается последнего пункта, то наиболее склонны к лудомании люди с такими личностными характеристиками:
•    Склонность к риску, экстриму и аномальному поведению в виде несоблюдения общепринятых в обществе норм и правил. 
•    Эмоциональная лабильность, непостоянство, чувствительность к постороннему влиянию людей и обстоятельств.  
•    Экспрессивность – склонность к яркому проявлению чувств и мыслей, необоснованная вера в удачу.
•    Неудовлетворенность устремлений.
•    Неадекватная самооценка с конфликтными представлениями о собственной персоне. 

Если человек обладает хоть одним из перечисленных качеств, ему не стоит даже пробовать играть, т.к. риск развития игровой зависимости в этом случае очень высок.

Кроме того, факторами, предрасполагающими к развитию игромании, могут быть такие моменты:
•    Неправильное или недостаточное семейное воспитание, когда родители не обращают внимание на сложности характера своего ребенка, особенно подросткового возраста, и не обращаются с этой проблемой к специалистам.
•    Наличие негативного примера, когда знакомые или даже родители эпизодически или постоянно играют в азартные игры.
•    Увлечение карточными играми, домино и т.п. с детства, даже если игра идет просто на интерес.
•    Преувеличенное внимание и приоритетное значение материальных ценностей, финансового благополучия и дорогих вещей.
•    Чувство зависти к более обеспеченным родственникам и друзьям.
•    Восприятие денег как универсального средства для разрешения любых ситуаций.

Все эти проблемы легко решаемы внутри семьи, если внимание больше сосредоточено не на материальных, а духовных ценностях. Естественно, что в семье, чрезмерно нацеленной прежде всего на достижение определенного финансового благополучия, ребенок будет стремиться реализовать свое стремление к деньгам доступным для него способом. И это преимущественно будет азартная игра либо в зале игровых автоматов, либо в режиме онлайн.

Какие основные признаки игровой зависимости?

Игровая зависимость – это болезнь, имеющая свои характерные симптомы. Отечественные ученые (Ц. П. Короленко и Т. А. Донских) основными из них считают такие:
•    Увлеченность игрой начинает занимать все большее место в жизни субъекта и все больше времени он проводит в процессе игры.
•    Меняется сфера интересов, прежние увлечения уступают место постоянным мыслям об игре, моделированию выигрышных игровых ситуаций.
•    Утрата контроля, когда независимо от результата (выигрыша или проигрыша) человек не может прекратить играть. 
•    Психический дискомфорт, раздражение и тревожность, возникающие даже через короткий интервал времени после окончания игры с непреодолимым желаем опять включиться в игровой процесс. Такое состояние аналогично синдрому абстиненции, сопровождающемуся пониженным настроением, головной болью, нарушениями сна и концентрации внимания.
•    Увеличение частоты игровых эпизодов, повышение уровня риска, когда ставки превышают финансовые возможности игрока. 
•    Возникновение так называемого игрового драйва, направленного на нахождение любого способа, позволяющего вновь включаться в игровой процесс.
•    Быстрое исчезновение способности и желания сопротивляться искушению. Даже при решении никогда больше не играть больной поддается любой провокации, касающейся этой темы, например, при разговоре об игре, прохождении мимо игрового заведения, встрече с «соучастниками» игрового процесса.  

Более детализирована американская классификация патологической зависимости от игры. Она имеет 2 раздела – А и Б, утвердительный диагноз игромании ставится при подтверждении 5 и больше пунктов из обоих разделов.

В разделе А указываются такие пункты:
•    Поглощение игрой, выражающееся в постоянных мыслях о ней, проигрывании в уме игровых ситуаций, предвкушении игрового события и стремлении к его реализации, которое чаще всего заключается в добыче денежных средств. 
•    Продолжение игры при увеличении ставок для получения острых ощущений, даже если иссякают финансовые возможности.
•    Безуспешные многочисленные попытки контроля игрового пристрастия.
•    Раздражительность, беспокойное поведение при попытках ограничить себя в игре или полностью отказаться от нее.
•    Объяснение своей зависимости как стремления уйти от жизненных проблем или снять депрессию, тревогу, чувство беспомощности и т.п.
•    Желание отыграться как можно быстрее, когда мысль о проигрыше накануне становится преобладающей.
•    Ложь родным, друзьям и врачам с целью сокрытия своей игровой зависимости.
•    Совершение противоправных действий в виде подлога, мошенничества, воровства для получения средств для участия в игре.
•    Нивелирование межличностных отношений с родными и друзьями с готовностью к их полному разрыву, отказ от учебы, работы и карьерного продвижения в угоду своему игровому пристрастию.
•    Перекладывание финансовых проблем, связанных с игрой на ближайшее окружение.

В разделе Б, касающемся психического состояния игромана отмечают только один пункт – не связанность игровой зависимости с маниакальными проявлениями.

Через какие стадии зависимости проходит игроман?

Лудомания не возникает в одночасье, а формируется постепенно, проходя при этом несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и симптоматику. Единственное, что их объединяет – это то, что главная роль в развитии зависимости принадлежит нейромедиаторам, выделяющимися нейронами во время игры и вызывающими чувство эйфории. Среди основных стадий по мере формирования аддикции выделяют такие:

1.    Преморбид (предболезнь) или подготовительная стадия, во время которой наблюдается увеличение восприимчивости к игре, которое часто связано с низкой самооценкой личности, эмоциональной нестабильностью и импульсивностью, болезненной реакцией на критику, агрессивным и гиперактивным поведением, тревожностью, стрессом, депрессией, сильно развитым воображением. Все эти факторы заставляют человека рисковать ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия.

Пытаясь доказать себе и окружающим свою личностную ценность, человек, будь то взрослый или подросток, надеется реализовать свои потребности в игре и действует по принципу «вы мне не верили, так я вам докажу». При каждом новом эпизоде игры появляется и усиливается влечение к игровому процессу. Без должной психологической корректировки преморбид переходит на следующий этап.

2.    Стадия выигрыша – на этом этапе игра становится способом самореализации, да еще и с периодическим финансовым успехом. Такое сочетание становится настоящим мороком для сознания человека, в котором даже некрупный выигрыш гиперболизируется и подталкивает к дальнейшей игре. Иллюзия собственного превосходства, рожденная выигрышем, только усиливает заинтересованность в игровом процессе. При этом человек не может адекватно оценивать ситуацию, а критику воспринимает враждебно.

3.    Стадия проигрыша. На этом этапе доминирующее влияние на личность уже имеет не эпизодический выигрыш, а более часто повторяющийся проигрыш и переходящие в минус денежные средства. Желание отыграться любой ценой становится приоритетом жизненных интересов, а добывание денег заставляет человека залезать в долги. После череды проигрышей желание играть немного затухает и человек начинает понимать безуспешность своих попыток отыграться и сорвать приличный куш. Но червь сомнения и желание играть гложет его подсознание и малейшая провокация (реклама, разговор, появившийся новый источник дохода) вновь погружает зависимого в замкнутый цикл игры.

4.    Стадия отчаяния, которая вызывается губительными последствиями игромании. Это могут быть проблемы в семье, учебном заведении, на работе, в межличностном общении с близкими и друзьями. Постоянная ложь, долги, агрессивное отношение к окружающим отталкивают от человека его родных и близких, делают изгоем в обществе. Человек осознает, что причина этого лежит в его зависимости от игры, но ничего сделать не может. Попытки самоконтроля и отказа от игры оказываются безуспешными, в результате чего психическое состояние уже больного человека все больше усугубляется и зачастую приводят к формированию новых зависимостей от алкоголя или наркотиков. Вот тогда и начинается все самое страшное, когда для личности уже не существует никаких моральных барьеров вплоть до краж, продажи ценных вещей, недвижимости и мошенничества. Только в выигрыше отчаявшийся больной видит решение всех проблем и безудержно к нему стремится.

5.    Стадия безнадежности характеризуется тем, что человек осознает свою зависимость и нулевую вероятность получить крупный выигрыш, но все равно продолжает играть. При этом он уже ни на что не надеется, а лишь стремится испытать приятные и привычные эмоции от игры.

На какой стадии обращаться за врачебной помощью?  На этот вопрос можно ответить однозначно – чем раньше, тем лучше, пока психика больного не претерпела катастрофических изменений. Заставить игромана лечиться довольно трудно, т.к. он и для самого себя, и для окружающих будет категорически отрицать существование у него игровой зависимости. Но в определенные моменты просветления можно уговорить его обратиться к специалистам, а дальше уже дело их профессионализма. Кстати, в нашей клинике «Гармония здоровья» имеются высококвалифицированные врачи-психотерапевты, специализирующиеся на лечении игровой аддикции у взрослых и детей.

Если игромания болезнь, как лечить ее и к кому обращаться?

Начнем со второй части вопроса. Для лечения игровой аддикации следует обращаться к психиатрам-наркологам или психотерапевтам. Залогом успеха и эффективности терапии является искреннее желание пациента избавиться от этого психического расстройства, а также психологическая поддержка близких людей.  

Лечение игромании имеет комплексный характер и должно учитывать индивидуальные личностные особенности пациента и стадию развития болезни. Одной из самых главных задач врача является определение первопричины игровой аддикции, которую нужно устранить в первую очередь. 

В комплекс лечебных мероприятий входят такие методы, как психотерапия, гипноз, аутотренинг, медикаментозные препараты и др. Лечение подбирается индивидуально для каждого конкретного пациента.

Среди психотерапевтических методов наиболее перспективными являются поведенческая и гештальт-терапия, позволяющая разрешить проблему или иными словами «закрыть гештальт».

Медикаментозная терапия направлена на устранение негативной симптоматики в виде бессонницы, депрессивных расстройств, импульсивности, обеспокоенности и раздражительности. С этой целью применяют транквилизаторы, успокаивающие препараты растительного происхождения, антипсихотики (нейролептики) и ноотропы. При нарушениях сна назначают снотворные, а при выраженной депрессии – антидепрессанты.

Установлено, что наиболее устойчивые ремиссии отмечаются при наличие таких условий:
•    Нахождение в браке.
•    Отсутствие иных аддикций, когда игромания является монозависимостью.
•    Наличие постоянной работы.
•    Участие в длительных реабилитационных программах, что позволяет у 2/3 пациентов в течение первого года после интенсивного лечения добиться благоприятного прогноза. Групповые и индивидуальные занятия с пациентами, прошедшими курс лечения направлены не только на их психологическую реабилитацию, но и на социальную адаптацию. Ее смысл состоит в привитии новых жизненных интересов, в обучении умению решать жизненные проблемы, а не избегать их, прячась в узком мирке и ложном комфорте игровой зависимости.

К сожалению, полностью избавиться от пагубной привычки удается немногим, но стойкая и длительная ремиссия позволяет на это надеяться.

Термины, относящиеся к пристрастию к азартным играм

Этот глоссарий призван помочь читателю ознакомиться с литературой, касающейся проблемной и патологической пристрастия к азартным играм. При составлении этого глоссария использовались несколько источников; наиболее примечательными являются Международный психологический словарь (второе издание) Стюарта Сазерленда (Crossroad Publishing, 1996) и Психологический словарь пингвинов (второе издание) Артура Ребера (Penguin Books, 1995). Однако читатель должен отметить, что в научном и лечебном сообществе часто нет единого мнения о точном значении некоторых из этих терминов.

Воздержание: Теория о том, что выздоравливающий патологический игрок должен полностью воздерживаться от любых азартных игр. Воздержание является целью Анонимных Игроков и большинства, хотя и не всех, специалистов по лечению. См. также контролируемые азартные игры.

Аффективное расстройство: Категория расстройств, при которых человек испытывает чрезмерную депрессию или эйфорию. Примеры включают депрессию и биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз). Аффективные расстройства часто встречаются у патологических игроков.

Антисоциальное расстройство личности (АСЛР): Расстройство, характеризующееся крайне антиобщественным поведением, обычно начинающееся в детстве и часто сопровождающееся отсутствием раскаяния и игнорированием наказания. Также упоминается как социопатическая личность и психопатическая личность.

Тревожное расстройство: Категория расстройств, при которых человек испытывает сильную тревогу. Примеры включают фобии, посттравматическое стрессовое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): Расстройство детского и подросткового возраста, характеризующееся отсутствием контроля над импульсами, неспособностью к концентрации и гиперактивностью. Также называется синдромом дефицита внимания (СДВ). Существование СДВГ у взрослых до сих пор обсуждается в области психического здоровья.

Терапия отвращением: Техника модификации поведения, направленная на устранение поведения путем наказания в случае его возникновения.

Бэд-бит: Термин, используемый игроками для описания череды неудач.

Спасение: Деньги, предоставленные игроку, которые позволяют ему выплатить долги без неблагоприятных последствий.

Поведенческая расторможенность: Неспособность или нежелание подавлять поведенческие импульсы.

Поведенческая терапия: Терапевтический метод, направленный на изменение или «разучивание» неадекватного поведения без учета каких-либо основных причин.

Бензодиазепины: Семейство успокоительных препаратов. Ярким примером является валиум.

Биполярное расстройство: Аффективное расстройство, при котором возникают как маниакальные, так и депрессивные эпизоды. Биполярные расстройства иногда диагностируются у патологических игроков.

Краткий перечень симптомов (BSI): Устройство для оценки, иногда используемое при лечении азартных игр. BSI не занимается азартными играми как таковыми.

Калифорнийский личностный опросник (CPI): Устройство для оценки, иногда используемое при лечении азартных игр. ИПЦ не имеет прямого отношения к азартным играм.

Погоня: Попытка игрока компенсировать предыдущие проигрыши за счет дополнительной игры, обычный симптом патологического игрока. Погоня часто подразумевает большие ставки и/или большие риски.

Хронический: Долговечный.

Когнитивно-поведенческая терапия: Подход к лечению, который расширяет поведенческую терапию до модификации когнитивных процессов, таких как представление о себе и фантазии.

Когнитивные расстройства: Ошибочное мышление, когда игроки «знают», что их удача вот-вот изменится.

Когнитивная терапия: Метод лечения, направленный на изменение ошибочных убеждений человека. Когнитивная терапия для игрока может включать в себя проверку предполагаемых шансов пациента на победу или способность контролировать результат.

Сопутствующая патология: Наличие множественных заболеваний у одного человека. Патологическая склонность к азартным играм часто сочетается с такими расстройствами, как алкоголизм и депрессия.

Принуждение: Непреодолимое желание сделать что-то вопреки здравому смыслу. Компульсивное поведение часто носит повторяющийся характер, и человек признает, что принуждение иррационально. Считается ли проблема с азартными играми принуждением, является предметом споров среди специалистов в области психического здоровья; преобладает мнение, что это не так.

Пристрастие к азартным играм: Термин, наиболее часто используемый общественностью для описания человека с игровой зависимостью, но обычно отвергаемый терапевтическим сообществом в пользу патологического пристрастия к азартным играм. Также иногда используется термин «расстроенная азартная игра».

Контролируемая азартная игра: Теория лечения патологической склонности к азартным играм, при которой пациенту разрешается играть в азартные игры на ограниченной основе. У контролируемых азартных игр в настоящее время мало сторонников в Северной Америке, но они несколько более популярны за рубежом. См. также воздержание.

Метод кумулятивных клинических признаков (CCSM): Инструмент для оценки проблем с азартными играми, разработанный Робертом Каллертоном. CCSM очень редко использовался для оценки масштабов игровой зависимости.

Депрессия: Аффективное расстройство, характеризующееся крайней и сильной грустью, пессимизмом, чувством неадекватности и т. д. ситуация. Например, терапевт может попросить игрока представить, как он проходит мимо казино, не заходя в него. Иногда это называют «воображаемой десенсибилизацией» или «систематической десенсибилизацией».

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM): Руководство, подготовленное Американской психиатрической ассоциацией и каталогизирующее психические расстройства. Четвертое издание (DSM-IV), опубликованное в 1994 году, характеризует патологическую склонность к азартным играм как импульсивное расстройство и перечисляет 10 характеристик патологического игрока. Для постановки диагноза патологической склонности к азартным играм необходимо присутствие пяти из десяти. Помимо использования в клинических оценках, критерии DSM-IV использовались в исследованиях для определения распространенности патологической склонности к азартным играм среди населения в целом. Критерии DSM-IV обычно считаются более консервативными, чем те, которые используются в Gambling Screen (SOGS) South Oaks.

DSM-IV: Буквально четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Однако в литературе по азартным играм ссылка на 10 характеристик, представленных в руководстве, указывает на патологическую склонность к азартным играм.

Диагностическое интервью по степени тяжести азартных игр (DIGS): Структурированное интервью, состоящее из 20 вопросов, используемых для определения соответствия критериям DSM-IV для патологической игровой зависимости. Он был разработан доктором Кеном Уинтерсом, доктором Шейлой Спекер и доктором Рэнди Стинчфилдом в 1919 году. 97 и до настоящего времени использовался для клинической оценки, а не для оценок распространенности.

Азартные игры: Термин, введенный Ховардом Шаффером, Мэтью Холлом и Джони Вандер Билт в 1997 году для обозначения целого ряда патологических, проблемных и чрезмерно азартных игр. В их лексиконе уровень 1 расстройства азартных игр включает тех, у кого нет проблем с азартными играми; уровень 2 включает людей с проблемами азартных игр, которые не соответствуют критериям патологической азартной игры, а уровень 3 включает патологических игроков.

Дофамин: Нейротрансмиттер или химическое вещество, передающее сигналы между нервными клетками. Дофамин действует как ингибитор. Это было связано с шизофренией, и есть некоторые доказательства связи уровней дофамина с патологической склонностью к азартным играм. (См. также серотонин)

Двойной диагноз: См. сопутствующие заболевания.

Дисфория: Неприятное настроение, характеризующееся беспокойством или неудовлетворенностью, такое как стыд и вина, часто испытываемые проблемными и патологическими игроками.

Дистимия: Уныние или депрессия.

Дистимические расстройства: Аффективное расстройство, сопровождающееся длительным депрессивным настроением, менее тяжелое, чем депрессия.

Эмоциональность: Наблюдаемое поведение, которое считается показателем скрытых эмоций.

Эпидемиология: Изучение возникновения болезни среди населения.

Этиология: Изучение причин болезней.

Семья: Относящийся к семье.

Gam-Anon: Товарищество для семей патологических игроков с отделениями по всей Северной Америке.

Gamblers Anonymous (GA): Международная сеть групп для людей, пытающихся избавиться от патологической склонности к азартным играм. Анонимные игроки — это программа из 12 шагов, созданная по образцу Анонимных Алкоголиков. Местные отделения обеспечивают общение, в котором люди делятся своим опытом, поддержкой и надеждами, чтобы бросить азартные игры.

20 вопросов Анонимных игроков (GA-20): Список из 20 вопросов, составленный Анонимными игроками, чтобы помочь людям решить, есть ли у них проблемы с азартными играми. По данным GA, большинство людей с проблемами азартных игр ответят «да» как минимум на семь из 20 вопросов. Вопросы не были научно подтверждены.

Гипоманиакальный: Легкая форма биполярного расстройства, при которой человек проявляет умеренное, но стойкое маниакальное поведение, слишком много говорит, безрассудно тратит деньги и т. д.

Воображаемая десенсибилизация: См. десенсибилизация.

Расстройство импульсивного контроля: Класс расстройств, характеризующихся неспособностью сопротивляться определенным действиям, обычно с вредными последствиями. Патологическая азартная игра рассматривается в DSM-IV как расстройство импульсного контроля, равно как и клептомания, пиромания и другие виды поведения, вызывающие привыкание.

Заболеваемость: Количество новых случаев расстройства за определенный период времени. См. также распространенность.

Локус контроля: Восприятие факторов, ответственных за исход события. Человек с внутренним локусом контроля считает, что его действия привели к результату. И наоборот, человек с внешним локусом контроля считает, что результат был определен внешними силами.

Мания: Расстройство настроения, характеризующееся патологическим перевозбуждением.

Маниакально-депрессивное расстройство: Аффективное расстройство, характеризующееся манией, депрессией или, в случае биполярного расстройства, тем и другим.

Massachusetts Gambling Screen (MAGS): Инструмент для оценки патологической или игровой зависимости на основе критериев DSM-IV.

Миннесотский многоэтапный опросник личности (MMPI): Широко используемый инструмент для оценки личности, MMPI часто используется как часть первоначальной оценки патологических игроков.

Расстройства настроения: См. аффективные расстройства.

Нейротрансмиттер: Химическое вещество, естественным образом образующееся в головном мозге и отвечающее за связь между нервными клетками.

Экран NORC DSM для проблем с азартными играми (NODS): Структурированное интервью, используемое для определения распространенности проблем с азартными играми среди населения. NODS состоит из 17 вопросов, разработанных с учетом критериев DSM-IV и разработанных Национальным центром изучения общественного мнения (NORC) для Национального исследования поведения в азартных играх 1999 года. NODS классифицирует респондентов как неигроков, низкого риска (игроков без побочных эффектов), подверженных риску (игроков, отвечающих одному или двум критериям DSM), проблемных (игроков, отвечающих трем или четырем критериям) и патологических (игроков, отвечающих пяти или более критериев.)

Норэпинефрин: Нейротрансмиттер центральной нервной системы, который широко изучается как при аффективных расстройствах, так и при злоупотреблении психоактивными веществами.

Обсессивно-компульсивное расстройство: Тип тревожного расстройства, для которого характерны постоянные мысли и идеи и повторяющееся поведение. Патологическая игромания не является обсессивно-компульсивным расстройством, хотя его часто путают с ним (отсюда и профессиональное недовольство термином «компульсивное пристрастие к азартным играм»). «Обсессивно-компульсивное» более правильно применять к такому поведению, как повторяющееся мытье рук, от которого человек не получает удовольствия.

Патологическая склонность к азартным играм: Хроническая неспособность сопротивляться импульсу к азартным играм. Этот срок обычно ограничивается случаями, когда азартные игры наносят серьезный ущерб социальной, профессиональной или финансовой жизни человека. Его часто называют игроманией, а реже — игровым расстройством, и большинство считает его расстройством импульсивного контроля. Это не синоним проблем с азартными играми.

Расстройство личности: Как правило, любое расстройство, характеризующееся поведением, вызывающим нарушение социального функционирования. Однако этот термин использовался для описания очень широкого спектра психологических расстройств как в более общем, так и в более конкретном смысле, чем определение, данное выше.

Фармакотерапия: Использование лекарств для лечения расстройства.

Распространенность: Доля населения, имеющего заболевание в данный момент времени или в течение фиксированного периода времени. См. также заболеваемость.

Пристрастие к азартным играм: Азартные игры, которые вызывают у человека трудности, но не соответствуют стандартам патологической азартной игры. Иногда ее называют азартной игрой, «подверженной риску», «переходной» или «потенциально патологической», хотя неизвестно, с какой скоростью проблемные игроки становятся патологическими игроками. Упоминается Шаффером, Холлом и Вандером Билтом (1997) как уровень 2 игровой зависимости.

Профессиональные азартные игры: Тот, кто играет в азартные игры, чтобы частично или полностью зарабатывать себе на жизнь. Профессиональные азартные игры, которых часто путают с патологическими игроками, характеризуются ограниченным риском, дисциплиной и сдержанностью, чего не хватает патологическому игроку. Профессиональные игроки делают ставки на игры с элементами мастерства, а не на азартные игры, и ждут, чтобы делать ставки, пока шансы не станут более в их пользу. Профессиональные игроки, однако, могут терять контроль и демонстрировать поведение преследования, в результате чего они становятся проблемными или патологическими игроками.

Рекреационные азартные игры/игрок: См. социальные азартные игры.

Исследовательские диагностические критерии (RDC): Список критериев, при которых необходимо соответствие определенному числу для постановки диагноза. Например, DSM-IV перечисляет 10 критериев патологической склонности к азартным играм, пять из которых должны быть соблюдены, прежде чем можно будет поставить диагноз.

Шизофрения: Общий термин для широкого круга психических расстройств, характеризующихся диссоциацией сенсорной информации, чувств и эмоций, с одной стороны, и мыслей, с другой. Симптомы могут включать галлюцинации, слуховые голоса, ощущение, что мысли или действия находятся под чьим-то контролем, и многие другие. Шизофрения встречается у патологических игроков, хотя и не так часто, как депрессия.

Шизоаффективное расстройство: Расстройство с симптомами как шизофрении, так и маниакально-депрессивного расстройства.

Серотонин: Нейротрансмиттер центральной нервной системы, широко изучаемый при аффективных расстройствах и злоупотреблении психоактивными веществами. (См. также допамин.)

Социальный игрок/игрок в азартные игры: Игроки, у которых мало или совсем нет проблем, связанных с проблемной или патологической склонностью к азартным играм. Социальные игроки будут играть в азартные игры для развлечения, обычно не будут рисковать больше, чем они могут себе позволить, часто играют с друзьями, ненадолго преследуют проигрыши, играют в азартные игры в течение ограниченного периода времени и не озабочены азартными играми. Синоним развлекательных азартных игр. Уровень 1 по типологии игровой зависимости Шаффера и др.

South Oaks Gambling Screen (SOGS): Серия вопросов, используемых для определения наличия проблем с азартными играми. Разработанный Генри Лесьером и Шейлой Блюм из психиатрической больницы Саут-Оукс, инструмент состоит из 20 пунктов, оценка пять или выше которых считается свидетельством патологической склонности к азартным играм. South Oaks Gambling Screen был наиболее широко используемым инструментом для оценки распространенности патологической склонности к азартным играм среди широкой публики, хотя он не был специально одобрен для этого использования.

СОГС-РА: Модифицированная версия теста South Oaks Gambling Screen, используемого для оценки подростков.

Спонтанная ремиссия: Уменьшение или ослабление расстройства (например, патологической склонности к азартным играм) без помощи терапевта, консультанта или практикующего врача.

Tilt: Термин, используемый игроками для обозначения процесса потери контроля над игрой.

Двенадцатишаговая программа: Программа лечения зависимости, основанная на 12 шагах, впервые предложенных Анонимными Алкоголиками.

Игровая зависимость: симптомы, причины и лечение

Что такое игровая зависимость?

Умеренные азартные игры по большей части являются социально приемлемым поведением. Игромания — отдельная история. Если не лечить зависимость от азартных игр, она может негативно повлиять на ваше финансовое положение, отношения и другие аспекты вашей жизни.

По данным Национального совета по проблеме азартных игр, игровой зависимость затрагивает более 2 процентов американцев. Если у вас зависимость от азартных игр, вы можете испытывать неконтролируемое желание покупать лотерейные билеты, посещать казино, играть в игровые автоматы, делать ставки на спорт или играть в онлайн-игры. Конкретный тип и частота вашего игрового поведения могут различаться. Но в целом вы не сможете контролировать такое поведение. Вы продолжите играть в азартные игры, даже несмотря на негативные социальные, финансовые или юридические последствия.

Большинство людей с игровой зависимостью — мужчины. Но этот тип зависимости может также затронуть женщин.

Люди с зависимостью часто пытаются скрыть свое состояние, но пристрастие к азартным играм бывает трудно скрыть. Вам может понадобиться частый доступ к казино или игровым онлайн-пулам. Даже если вы играете дома, когда никого нет рядом, ваша зависимость может начать проявляться в других сферах вашей жизни.

Если у вас зависимость от азартных игр, вы можете демонстрировать некоторые или все из следующих действий:

  • одержимость любым видом азартных игр
  • азартные игры, чтобы чувствовать себя лучше в жизни азартные игры
  • кража денег для игры
  • ложь о своей игровой зависимости
  • чувство вины после игровой сессии
  • принятие все большего и большего риска во время игры

Вы также можете столкнуться со следующими последствиями игровой зависимости:

  • распад отношений или дружбы
  • потеря дома, работы, автомобиля или других личных вещей

Люди с игровой зависимостью не всегда часто играют в азартные игры. Но когда они начинают играть, они могут быть не в состоянии остановиться.

Когда у вас зависимость от азартных игр, область вашего мозга, называемая островком, может быть сверхактивной. Эта гиперактивная область может привести к искаженному мышлению. Это может привести к тому, что вы будете видеть шаблоны в случайных последовательностях и продолжать играть даже после промахов.

Ваш мозг может реагировать на азартные игры так же, как мозг алкоголика реагирует на выпивку. Чем больше вы подпитываете свою привычку, тем хуже она будет становиться.

При правильном лечении игровая зависимость поддается контролю. В отличие от человека с пищевой зависимостью, вам не нужен объект вашей зависимости, чтобы выжить. Вам просто нужно научиться строить здоровые и сбалансированные отношения с деньгами.

Вам важно полностью отказаться от азартных игр, так как даже случайная игра может привести к рецидиву. Программа восстановления может помочь вам развить импульсный контроль. В целом игромания лечится теми же методами, что и другие зависимости.

Стационарная реабилитационная программа

Хотя это и не требуется часто, некоторые люди обнаруживают, что им необходима структура, предоставляемая стационарной программой в лечебном центре, для преодоления зависимости от азартных игр. Этот тип программы может быть особенно полезен, если вы не можете избежать казино или других игорных заведений без посторонней помощи. Вам нужно будет оставаться в лечебном учреждении в течение определенного периода времени, от 30 дней до целого года.

Амбулаторная реабилитационная программа

Программы амбулаторного лечения чаще используются людьми с игровой зависимостью. В этом типе программы вы будете посещать занятия на объекте. Вы также можете посещать групповые занятия и терапию один на один. Вы будете продолжать жить дома и участвовать в учебе, работе или других повседневных делах.

Двенадцатиэтапные программы

Анонимные игроки (GA) или другие 12-шаговые программы также могут помочь вам преодолеть зависимость от азартных игр. Этот тип программы может быть особенно полезен, если вы не можете позволить себе более интенсивные варианты реабилитации. Он следует той же модели, что и Анонимные Алкоголики, помогая вам создать сеть поддержки других выздоровевших зависимых от азартных игр. Вы можете встречаться с членами группы один или несколько раз в неделю.

Психотерапия или когнитивно-поведенческая терапия

В дополнение к групповым консультациям или сеансам поддержки вы также можете воспользоваться индивидуальной терапией. Зависимость от азартных игр может быть связана с более глубокими эмоциональными проблемами или проблемами избегания. Вам нужно будет разобраться с этими основными проблемами, чтобы изменить саморазрушительные модели поведения, в том числе зависимость от азартных игр. Консультирование дает вам возможность открыться и решить эти проблемы.

Лекарства

В некоторых случаях вам могут понадобиться лекарства, которые помогут вам побороть тягу к азартным играм. Ваша зависимость от азартных игр может быть следствием основного психического расстройства, такого как биполярное расстройство. В этих случаях вы должны научиться управлять основным состоянием, чтобы лучше контролировать импульсы.

Изменение образа жизни

Работа с финансовыми последствиями азартных игр иногда является самой сложной частью процесса выздоровления. Вначале вам может понадобиться передать финансовые обязанности супругу или другу, которому вы доверяете. Вам также может потребоваться избегать мест и ситуаций, которые могут вызвать у вас желание играть, например, казино или спортивные мероприятия.

Если вы подозреваете, что у вас или у кого-то из ваших близких есть зависимость от азартных игр, поговорите со своим врачом или специалистом в области психического здоровья. Они могут помочь вам найти необходимую информацию и поддержку. Несколько организаций также предоставляют информацию об игровой зависимости и вариантах лечения. Они могут помочь вам найти местные или онлайн-службы поддержки.

Вам могут пригодиться следующие организации и ресурсы:

  • Анонимные игроки
  • Анонимные должники
  • Национальный совет по проблемам азартных игр

Как и любая зависимость, навязчивая игра может быть трудно остановить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *