Иллюзия восприятия | Студент-Сервис
Многообразие иллюзий
Иллюзии (ошибки восприятия) могут возникать в любом анализаторе. Например, более двух тысяч лет известна кинестетическая «иллюзия Аристотеля», впервые обнаруженная великим ученым древности.
Интересно
Если сильно скрестить средний и указательный пальцы правой руки, а затем прикоснуться ими к собственному носу так, чтобы его кончик одновременно коснулся подушечек этих пальцев (при закрытых глазах), то возникнет отчетливая иллюзия удвоения носа.
Иллюзии обусловлены различными механизмами работы зрительного анализатора или особенностями функционирования психики человека.
Некоторые ошибки происходят на уровне глазодвигательного аппарата, другие обусловлены психологическими установками, третьи связаны с трудностями аккомодации на объектах различной удаленности, четвертые вызваны прежним опытом индивидуума и т.д.
В связи с этим выделяют несколько разновидностей зрительных иллюзий (рис. 6.6). Ниже будут продемонстрированы их примеры.
Зрительные искажения
Параллельные прямые кажутся расположенными под углом (рис. 6.7).
На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется (рис. 6.8).
Квадрат кажется искаженным (рис. 6.9).
Иллюзии восприятия размера
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими? Они одинаковые (рис. 6.10).
Какая из фигур больше? Они абсолютно одинаковые (рис. 6.11).
Иллюзия перспективы
Параллелепипеды равны (рис. 6.12), хотя «дальняя» фигура кажется больше по размеру, так как мы привыкли, что при удалении предметы должны уменьшаться.
Явление иррадиации
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона.
Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рис. 6.13 за счет яркости цветов белый квадрат кажется большим относительно черного квадрата на белом фоне.
Эффект перцептивной готовности
Эффект перцептивной готовности показан на рис. 6.14.
Двойственные изображения
Двойственные изображения показаны на рис. 6.15 и 6.16.
Кого вы здесь видите? Молодую девушку или грустную старуху?
Соотношение фигуры и фона
Классический пример соотношения фигуры и фона показан на рис. 6.17. Можно увидеть как вазу, так и два лица.
Невозможные фигуры
Невозможные фигуры показаны на рис. 6.18 и 6.19.
Парейдолические иллюзии
Парейдолические иллюзии, или парейдолии, — это иллюзорное восприятие реального объекта. В отличие от других вышеприведенных иллюзий, где изображения созданы специально, чтобы провоцировать возникновение ошибок восприятия, парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов.
Интересно
Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т. п. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Впервые парейдолии были описаны К. Калбаумом в 1866 г. и К. Ясперсом в 1913 г.
Игра света и тени марсианского рельефа (рис. 6.20) породила множество гипотез о памятниках древних марсианских цивилизаций. Однако на поздних снимках этой области Марса уже не удалось обнаружить изображение лица.
Посмотрите на снимок горящего здания Центра международной торговли, атакованного самолетом террористов в 2001 г. (рис. 6.21). Некоторые люди разглядели в дыму лицо дьявола. Вы его видите?
иллюзии восприятия | это.
.. Что такое иллюзии восприятия?(англ. illusion; от лат. illudere — обманывать) — искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно выделить след. их виды.
1. Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне — см. рис. 3а). (Ср. Ауберта феномен.)
2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Высота фигуры на рис. 3б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата.
3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 3в). Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).
4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера—Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 3г).
Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия 2 соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. Изображенные на рис. 3д фигуры одинаковы, хотя верхняя кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры (иллюзия Ястрова).
5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с др. линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их др. линий (иллюзия Цельнера; рис. 3з). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. 3ж): отрезки прямой, пересекающие 2 горизонтальных (или вертикальных) прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими 1 прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Поггендорфа
6. Известен ряд И. в., в основе которых лежит переоценка величин острых углов. К достаточно хорошо известной иллюзии приводят параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис. 3ж).
Рис. 3. Примеры зрительных иллюзий
Причины, вызывающие И. в., многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д.), др. — влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных И. в. имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, напр., и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если к.-л. из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста м. б. объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные И. в. широко используются в живописи и архитектуре.
И. в. можно наблюдать не только в области зрения, но и в др. областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье: если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает
В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2.
Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д. Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п. См. Безориентирное поле (автокинетическая иллюзия), Иллюзия Луны, Индуцированное движение, Индуцированные (фехнеровские) цвета, Кажущееся движение, Маха полосы, Окулогравическая иллюзия, Оптико-геометрические иллюзии, Пульфриха стереоэффект.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Перцептивные иллюзии и постоянства
Перцептивная иллюзия возникает, когда стимул воспринимается неточно. В равной степени это можно объяснить как сенсорное искажение на научном языке.
Как описать иллюзии?
Иллюзии дают нам важные сведения о возможностях обработки информации нашим мозгом. Даже научные исследования путем эмпирических исследований могут иметь ограничения, поскольку информация, полученная путем непосредственного наблюдения, также может вводить в заблуждение. Все, что мы воспринимаем из окружающих нас факторов окружающей среды, не всегда должно быть правдой. На самом деле могут быть ошибки в восприятии. Изображение попадает прямо на сетчатку, которая затем обрабатывается и интерпретируется мозгом. Интерпретации не всегда могут быть правильными, и это неправильное толкование информации, воспринимаемой нашими сенсорными рецепторами, называется иллюзией. Например, в темноте мы можем воспринимать веревку как змею.
Иллюзии могут возникать в любом из наших органов чувств. Ниже приводится описание различных типов иллюзий:
- Оптическая иллюзия : Изображение может быть построено таким образом, что вводящая в заблуждение информация передается в мозг. Оптические иллюзии могут использовать различные цвета, узоры или свет для создания изображений, которые могут вводить в заблуждение или обманывать мозг. Также известные как визуальные иллюзии, оптические иллюзии связаны с визуальным обманом. Это можно очень хорошо объяснить на примере иллюзии луны. Потратив некоторое время на ночное небо, можно понять явление оптической иллюзии, когда луна на горизонте выглядит намного больше, чем когда она находится высоко в небе. В этом случае иллюзию зрения можно отличить от галлюцинаций или бреда. Иллюзии — нормальное явление, тогда как галлюцинации и бред — патологические состояния ума.
- Слуховая иллюзия : Когда человек слышит звуки, которые не существуют в реальности или не созданы, или способен слышать другие звуки, которые являются искаженной версией реального звука, это явление можно рассматривать как слуховую иллюзию. Тон Шепарда можно рассматривать как один из лучших примеров для объяснения феномена слуховой иллюзии, когда кажется, что высота звука постоянно повышается или понижается, но на самом деле ничего не происходит.
- Тактильные иллюзии : Это ощущение тактильных стимулов, которое воспринимается мозгом, хотя на самом деле оно отсутствует или, по крайней мере, не так, как воспринимает его присутствие мозг. Примером может служить синдром фантомной конечности или чувство, которое человек испытывает или испытывает в случае ампутации конечности.
- Иллюзии обоняния и вкуса : Некоторые люди могут воспринимать запахи иначе, чем другие, и то же самое можно применить и к вкусу.
Причины иллюзий
Когнитивные иллюзии — хороший пример того, как наши ожидания могут влиять на наше восприятие. Иллюзии может испытать каждый, и они не обязательно являются симптомом какой-либо психиатрической проблемы, такой как галлюцинации, поскольку галлюцинации могут возникать в отсутствие внешних раздражителей. Иллюзии могут возникать из-за многих причин воздействия света на объект, отсутствия сенсорной информации, связанной с объектом, или также могут быть возможны из-за ошибок в обработке сенсорных деталей человеком. Определенные состояния, называемые псевдогаллюцинациями, могут быть признаком психического расстройства, которое люди испытывают в ситуациях тревоги или страха. Иллюзии могут быть вызваны различными факторами, такими как стимулирующие факторы, культурные факторы и психологические факторы. Он показывает, что все, что мы переживаем, во многом зависит от нескольких процессов, которые выходят далеко за рамки любых сенсорных входов (Morgan et al, 19).86). Исследования показывают, что в некоторых случаях, когда постоянство восприятия нарушается, возникает иллюзия. В случае постоянства восприятия мозг обрабатывает информацию как компьютер, принимая во внимание все возможные параметры или сигналы для принятия решения, касающегося вероятного размера, а также расстояния до объекта.
Постоянство восприятия
Ожидается, что явление постоянства восприятия имеет место, когда человек воспринимает объект как один и тот же, несмотря на сенсорные изменения. При отсутствии перцептивного постоянства вокруг нас будет хаос и много беспорядка, потому что объекты будут казаться разными, когда бы мы ни смотрели на них.
Перцептивное постоянство можно объяснить как стабильность в нашем восприятии окружающей нас среды, даже когда объект воспринимается в широких вариациях или обстоятельствах. Давайте разберемся с двумя важными типами постоянства восприятия:Постоянство формы : Например, когда мы смотрим на объект под разными углами, на сетчатке появляются разные изображения. Однако форма, воспринимаемая воспринимающим, остается неизменной. Это потому, что те предметы, которые знакомы, помогают в достижении постоянства формы. Это потому, что знакомые предметы помогают довольно точно воспринимать расстояние и размер предметов. Постоянство формы во многом зависит от нашего постоянного взаимодействия с внешним миром и определяет то, как мы воспринимаем объекты.
Постоянство размера : При удалении от объекта размер этого объекта кажется все меньше и меньше с дальнейшим увеличением расстояния. Наоборот, с уменьшением расстояния размер объекта будет казаться все больше и больше.
Постоянство цвета : Это тенденция воспринимать объекты одного цвета даже при разном освещении (Rathus, 1990). Например, автомобиль зеленого цвета будет восприниматься как тот же зеленый цвет, независимо от того, виден ли он при тусклом свете, при ярком солнечном свете или в различных условиях. С другой стороны, если фактический цвет автомобиля неизвестен, наше восприятие в значительной степени будет зависеть от длины волны света.
❮❮ Предыдущий Следующий ❯❯
12 Сногсшибательных иллюзий восприятия — Наутилус
Все любят хорошие оптические иллюзии. Большинство людей впервые сталкиваются с ними в детстве и мгновенно завораживают. И большинство из нас так и не перерастают их. Кажется, что даже кошкам иногда нравятся оптические иллюзии!
Хорошая новость, как для людей, так и для нелюдей, заключается в том, что наши иллюзии со временем становятся лучше. В эпоху социальных сетей многие люди создают и делятся ими, и лучшие из них быстро становятся вирусными и устанавливают новый стандарт. По сути, наши иллюзии культурно развиваются, становясь все более и более сильными.
Но хотя иллюзии восприятия забавны, они также имеют важное философское значение. Они ясно и недвусмысленно показывают нам, что мы не воспринимаем окружающий мир напрямую. Перцептивный опыт — это симуляция, мысленная модель, которая не всегда соответствует той реальности, которую призвана изобразить.
Следующие иллюзии — одни из моих любимых. Наслаждаться!
1. Сила нисходящей обработки
Чтобы сдвинуться с мертвой точки, вот хороший пример того, как ожидания управляют восприятием.
Легкая одеждаМы настолько привыкли к тому, что слова расположены в определенном порядке, что, когда слова перепутаны, мы часто не замечаем: мы ошибаемся в своих ожиданиях от мира. Вот почему вычитка собственных эссе так сложна.
2. Иллюзия стены кафе Skye Blue
Эта иллюзия, созданная художницей Викторией Скай, стала одной из лучших работ на конкурсе «Лучшая иллюзия года 2017». Хотите верьте, хотите нет, но все горизонтальные линии идеально параллельны. Чтобы доказать это себе, достаточно прищуриться на изображение или посмотреть на него со стороны.
Виктория СкайОбратите внимание, что даже после того, как вы полностью убедитесь, что линии параллельны, иллюзия продолжает работать. Восприятие в значительной степени непроизвольно и во многом отделено стеной от нашего абстрактного знания о мире.
3. Конфетти
Это вариация иллюзии Мункера, созданная Дэвидом Новиком. Все круги на изображении одного цвета. Единственное, что отличается, это цвет линий вокруг них.
Дэвид НовикИллюзия — это яркая демонстрация того, что мы не воспринимаем непосредственно цвета объектов в мире. Вместо этого система восприятия делает обоснованную «догадку», основанную на окружении объектов.
4. Иллюзия волны риса
Это может выглядеть как анимированный GIF, но это не так. Все движения в вашей голове.
Akiyoshi KitaokaЗатенение и последовательность желтых пятен активируют области движения мозга, создавая ощущение движения в стимуле, который на самом деле является статичным. Интересно, что около 5 процентов людей невосприимчивы к этой иллюзии.
5. Иллюзия наклонной дороги
Это выглядит как две фотографии одной и той же дороги, снятые под разными углами. Но на самом деле это одна и та же фотография дважды.
Дэниел ПиконСудя по всему, зрительная система воспринимает изображение как одну фотографию двух разных дорог. Контуры двух дорог параллельны друг другу на двухмерном изображении. Чтобы это было так на изображении, настоящие дороги в реальном мире должны сильно наклоняться друг от друга. Итак, это то, что делает зрительная система.
6. Иллюзия легкости
Создатель иллюзий Акиёси Китаока (@AkiyoshiKitaoka).
Пытаясь осмыслить видео, зрительная система действует так, как будто серый квадрат перемещается из тени в яркий свет, а затем в темную тень. Чтобы квадрат выглядел таким оттенком при ярком освещении, он должен быть довольно темным — поэтому вечная система делает вывод, что это так. И наоборот, чтобы квадрат выглядел таким оттенком в темной тени, он должен быть очень светлым — вместо этого система восприятия делает вывод об этом.
Ваш мозг выполняет за кулисами много работы — больше, чем вы могли себе представить!
7. Динамический Эббингауз
Еще одна отмеченная наградами иллюзия. Оранжевый круг на самом деле не меняет размер.
Как и в случае с цветом и яркостью, мы не воспринимаем напрямую размер объектов. Система восприятия делает вывод об их размере, основываясь на подсказках наших чувственных данных, включая относительный размер других близлежащих объектов.
8. Динамическая иллюзия Мюллера-Лайера
Это одна из лучших иллюзий, которые я видел. Синие и красные линии имеют одинаковую длину; никто не движется и не меняет размер, и все они находятся на одном уровне. Только стрелки двигаются.
Иллюзия — это новая вариация на старую тему: иллюзия Мюллера-Лайера. Есть много теорий о том, как это работает, но никто не уверен на 100%. Ведутся даже споры о том, работает ли это для всех людей во всем мире или же это феномен, специфичный для культуры.
9. Иллюзия поезда
Вы можете заставить поезд изменить направление силой своего разума… и вы можете добиться большего успеха с практикой.
Восприятие всегда предполагает выход за пределы показаний органов чувств. В этом случае свидетельства относительно скудны, так что есть две правдоподобные интерпретации: поезд приближается или поезд уходит. Мы можем выбрать, чтобы увидеть это в любом случае.
10. Вращающиеся кольца
Многих это пугает. Каждый раз, когда вы переключаетесь с взгляда на красную точку на желтую или наоборот, оба колеса начинают вращаться в противоположном направлении. Иллюзия использует различия в том, как мы интерпретируем движение в центре поля зрения и на периферии.
11. Вращающаяся танцовщица
Одна из моих самых любимых игр. Если вы посмотрите на танцора слева и на танцора посередине, то тот, что посередине, вращается по часовой стрелке. Если вместо этого вы посмотрите на танцовщицу на 9-м0166 справа и тот, что посередине, тот, что посередине, начинает вращаться против часовой стрелки.
Как и в случае с иллюзией поезда, секрет в том, что центральное изображение неоднозначно: его можно интерпретировать как танцора, вращающегося в любом направлении. Танцоры слева и справа, напротив, включают дополнительные детали, которые вызывают ту или иную интерпретацию. Эта вынужденная интерпретация направляет наше восприятие средней двусмысленной фигуры.
12. Звездная ночь
Посмотрите в центр верхнего изображения в течение 30 секунд, затем посмотрите Ван Гога. Когда вы смотрите на спираль, ваша зрительная система начинает компенсировать движение, чтобы игнорировать этот предсказуемый стимул.