Зависть — удел несчастливых?
ПСИХОЛОГИЯ / 18 ОКтября
«Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Р. Декарт
Почему мы завидуем даже любимым друзьям? Бывает ли «добрая» зависть? Как связана зависть с поиском целостности? Наша статья посвящена одной из самых «стыдных» эмоций, которую испытывают люди и которой часто не уделяют должного внимания.
Зависть как область интереса исследователей
Феномен зависти, знакомый каждому человеку, привлекал многих мыслителей с давних времен. Аристотель определял зависть как «некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей», Сократ говорил, что зависть в среде дружественно настроенных нравственных людей устраняется тем, что они все считают общим.
Философы Нового времени, такие как Ф. Гегель, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ларошфуко, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр внесли новые оттенки в изучение вопроса зависти, различая ее причины и условия возникновения. Например, Фрэнсис Бэкон в своем «Эссе о гражданской и моральной жизни» писал, что никакая страсть так не околдовывает человека, как любовь и зависть. И кому не хватает собственного блага и достоинств, тот будет питаться чужим несчастьем, будет стараться нанести ущерб благополучию другого.
Зависть (фрагмент «Семь смертных грехов» И. Босха)
В католическом богословии зависть (лат. invidia), определяясь как «скорбь о благополучии ближнего», является одним из семи смертных грехов, потому что предполагает мысль о несправедливости установленного Богом порядка. Предостережения по поводу зависти содержатся уже в десятой заповеди Моисея: «Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». И, конечно, главным прообразом зависти часто называют то, что двигало Каином, когда он убил своего брата.
В психологии проблемы зависти касались представители самых разных направлений. Зигмунд Фрейд придавал большое значение зависти и считал, что на фаллической стадии развития у мальчика развивается кастрационный комплекс, а у девочки — зависть к пенису, когда она обнаруживает, что этот орган у нее отсутствует. Зигмунд Фрейд в работе «Будущность одной иллюзии», а за ним Альфред Адлер в своем исследовании порядка рождения говорят о зависти, которая возникает у братьев и сестер по отношению друг к другу и рассматривают ее влияние на развитие характера.
Адлер также рассматривает зависть как явление, которое сопутствует стремлениям человека к власти и превосходству, а завистливость — как один из очевидных признаков неполноценности. Он даже постулирует, что зависть может «привести к тому, что человек будет получать удовольствие, причиняя своим ближним боль», но при этом настаивает на том, что в небольшой степени зависть может помогать нам продвигаться по жизни.
Гордон Олпорт подчеркивал, что «разрушительные эффекты ненависти, тревоги и зависти в личной жизни — чрезвычайно важная проблема психической гигиены. Сложными путями такие индивидуальные состояния психики вмешиваются в международные отношения. Иногда человек с неразрешенной агрессивностью рассматривает войну как хорошее средство уклонения от семейных сложностей и охотно следует призыву под знамена. Иногда он видит во враге (оправданно или нет) причину своих страданий».
В гуманистической теории личности Абрахама Маслоу зависть — пережиток психологического нездоровья, который препятствует самоактуализации.
Освещал в своих трудах проблему зависти и создатель логотерапии Виктор Франкл, указывая на то, что даже в условиях концлагеря минимальные преимущества одних заключенных над другими порождали зависть. Из этих наблюдений становилось понятно: больших привилегий иметь не обязательно, у зависти всегда может найтись причина.
Зигмунд Фрейд
Альфред Адлер
Виктор Франкл
Зависть и ревность
В контексте разговора о зависти важно разграничить два довольно близких понятия — зависть и ревность (второе тоже, кстати, вполне могло стать мотивом Каина). Обе эмоции заставляют нас прибегать к сравнениям. Но вот только, ревнуя, мы будем представлять, как кому-то хорошо с моим другом, моей женой или моим мужем, а завидуя, будем думать о том, как кому-то хорошо с его другом, его семьей, с его имуществом.
Ревность строится на нашей убежденности в том, что мы чем-то (конкретным) обладаем. И это что-то у нас отнимают.
А завидуя, мы можем не только не обладать предметом зависти в прошлом, но по-настоящему не нуждаться в нем в настоящем и будущем. Мы часто просто хотим оказаться на месте кого-то в момент его блага, почувствовать то, что испытывает другой человек, у которого есть несколько высших образований или новый дом у моря. Только именно эти дипломы, именно эти знания и точно такой дом лично нам в жизни могут быть совершенно не нужны.
Кто и кому завидует чаще?
Кто-то придерживается мнения, что чаще люди завидуют близким друзьям. Даже Сократ в диалоге «Филеб» говорит: «А между тем завистник радуется злоключениям ближнего». Другие считают, что решающую роль играет статус и положение. Если социальные и культурные условия изначально равны или похожи, то тому, «кто тебя обогнал», вроде бы есть причина завидовать. Но кто-то на это возразит: «Я завидую звездам и богатым людям!»
Вот только скорее всего, если зависть присуща человеку, то объектом ее может стать любой, даже самый близкий и самый, казалось бы, далекий человек. Смотря чего, по мнению самого завистника, ему не достает. Комфорта, славы, восхищения, покоя или всего сразу.
Опираясь на данные исследований отечественных авторов Л.С. Архангельской, Т.В. Бесковой, К. Муздыбаева, Ю. Щербатого, можно утверждать, что зависть «утихает» после 60 лет. А ее пик приходится на возраст 15-25 лет. В это время молодые люди часто нацелены на поиск места в жизни. Кроме этой отметки есть еще два возрастных рубежа, по достижению которых зависть одолевает взрослых чаще обычного: в 30-34 года и в 55-59 лет. В эти периоды мы сравниваем то, что у нас есть, накоплено с тем, что есть у других. Так что же плохого в сравнении?
Так есть ли зависть «белая» и зависть «черная»?
Цвет в определении зависти говорит о степени злорадства, направленного на обладающего тем, чего у нас нет. В «черном» варианте того, кому мы завидуем, мы хотим оскорбить, унизить, снизить градус его счастья и довести до состояния, в котором находимся мы. В «белом» варианте сравнивается свое и чужое, но при этом враждебных чувств не возникает, в данном случае человек способен адекватно оценить чужие успехи и вместо уничижительной позиции заняться улучшением своего положения. Такая зависть может пробудить наши соревновательные способности.
Но какого тогда цвета та зависть, которая не влечет за собой злости и желания унизить другого, но при этом и не мотивирует на собственное развитие? Вариант, который вполне хорошо иллюстрирует герой романа И.А. Гончарова Илья Ильич Обломов, говоря, что все «так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». Зависть ли он выражает или отчаяние?
Глубинная природа зависти
Отвечая на эти вопросы, самое время поговорить о причинах и природе зависти. Американский психоаналитик Карен Хорни пишет о зависти и ее роли в развитии неврозов: «<…> Постепенно развивающаяся безнадежность является той основой, которая постоянно ее порождает. Это не столько зависть к чему-то конкретному, сколько <…> общее чувство зависти к каждому, кто более спокоен, более уравновешен, более счастлив, более открыт, более уверен в себе».
Наш современник, немецкий профессор Гюнтер Х. Зайдлер, специалист в области неврологии и психиатрии, а также психосоматической медицины и психотерапии, придерживается концепции, согласно которой зависть тесно связана с переживанием собственной целостности и возникает вместе с попыткой эту целостность восстановить. По его мнению, человек, которому мы завидуем, является для нас обладателем того, чего нам не хватает для восстановления потерянного всемогущества.
Нужно понимать, что зависть не существует изолированно. Можно сказать, что тщеславие, нарциссизм, любовь к власти, горделивость являются как причиной зависти, так и ее следствием, а точнее сопутствующими факторами. Очевидно лишь то, что зависть связана с ощущением самоценности. Завистливому поведению подвержены люди с незрелым «Я», которые хотят таким образом найти недостающие части себя, восполнить пустоту и обрести целостность.
Eugênio Latour — Invídia, 1906
Жизнь с завистью
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Союзмультфильм 1951
Зависть может доставлять серьезные неудобства, заставлять испытывать стыд и отчаяние. Она мешает строить здоровые отношения с людьми, в семье и на работе. Влияет на самочувствие. Негативные переживания забирают очень много сил, поэтому часто завистливые люди вынуждены прибегать к определенным моделям поведения, якобы спасающим их от разъедающей зависти.
Вот некоторые из них:
Избегание
Чтобы не испытывать зависть и злость по отношению к тому, кто живет «лучше», человек может перестать общаться с тем, кому завидует, заблокировать его во всех средствах связи, стараться не ходить в места, где возможна встреча.
Уничижение
Унижение достоинств и принижение значимости достижений другого человека. Завистник может прибегать ко множеству изощренных способов того, как объяснить незначительность успехов друга, коллеги, соседа.
Вызывание зависти у других
Иногда человек начинает намеренно общаться с теми людьми, которые по его мнению ниже его по каким-то параметрам и (опять же, по его мнению) должны ему завидовать. Так он старается компенсировать свои негативные эмоции.
Месть
Действия из мести могут быть так хорошо замаскированы, что увидеть их в других и в себе порой очень сложно. Мы можем специально проводить время с человеком, которому завидуем, чтобы чаще иметь возможность высмеивать его перед другими.
Как избавиться от зависти?
Итак, навязчивое наблюдение за чужой жизнью и «черная» зависть отводят человека от самого себя, удаляют от исполнения желаний и мечт. Вместо того, чтобы заниматься собственной жизнью и ее наполнением, завидуя, мы тратим драгоценные моменты и годы на негатив.
С завистью важно работать. При этом помня, что, несмотря на всю ее отраву, в ней есть большая польза: зависть помогает понять, чего нам не хватает.
Цель работы с собственной завистью в том, чтобы научиться:
находить смысл в прошедших и настоящих событиях жизни, в том числе негативных;
жить настоящим моментом;
спокойно планировать будущее и выстраивать конкретные шаги к исполнению желаемого;
принять себя, в том числе себя завистливого, потерянного и ищущего;
сосредоточиться на собственной реализации как уникального индивида с уникальным набором качеств и способностей;
развить эмпатию и научиться любить людей.
Вот простые шаги для работы с завистью, которые помогут справляться с ней здесь и сейчас:
Выпишите все, чему завидуете. Дополняйте список по мере появления новых ощущений или ситуаций, в которых вы чувствовали зависть.
Возьмите первый пункт. Допустим, он такой: «Я завидую своему другу, потому что он нашел свое дело в жизни, каждый день занят тем, что любит, и получает за это деньги».
Поразмышляйте, что для того, чтобы находиться в таком положении, сделал ваш друг. Если этот человек вам близок, вы скорее всего будете знать подробности его биографии. Но не стоит забывать, что искренний разговор по душам может помочь выявить неизвестные факты. Вероятны такие итоги размышлений: либо ваш друг много учился, работал и сейчас получил заслуженное. Либо он вовсе не находится в такой ситуации, как вам кажется, а сам недоволен своим положением, и всю его историю успеха придумали вы, идеализируя жизнь других.
Перепишите фразу так: «Я на пути к тому, чтобы найти свое дело в жизни, каждый день заниматься тем, что люблю, и получать за это деньги».
И дальше работайте над планом достижения этой цели. Скорее всего, первым делом в большом путешествии в сторону целостности и самореализации будет поиск ответа на вопрос: чего же действительно я хочу?
Материал подготовила Марина Буткевич
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
Курсы в записи
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Откуда берется зависть? От нее вообще есть польза — или один только вред? Мы задали вопросы об одном из самых ярких чувств психологу и философу
Завидовать — неприятно, но не завидовать, кажется, невозможно. Надо ли вообще бороться с завистью и может ли она быть полезной? Вместе с компанией HP мы задали эти и другие вопросы клиническому психологу Григорию Мисютину и философу Олегу Аронсону, а они рассказали, что думают об одном из самых сильных чувств (спойлер: их взгляды разошлись).
Зависть нужна, чтобы научиться себя понимать
Ben Sweet / Unsplash
Григорий Мисютин, клинический психолог
Есть миф, что есть хорошие эмоции и плохие. Глобально это не так: оружие — не зло само по себе; все зависит от того, как его использовать. Зависть — это наша ответная реакция на предъявляемые стимулы, и она так же естественна, как зевота. При этом, конечно, мы испытываем зависть по-разному, и важно не стать ее заложниками. Многое зависит от нашего эмоционального интеллекта — способности понимать, что происходит с нами и с людьми вокруг, насколько мы можем регулировать происходящее и как относимся к появлению эмоции. Мы знаем: для того чтобы научиться подтягиваться, нам нужно накачать мышцы. Так и здесь: чтобы справляться с эмоциями, нужно разобраться в том, что я испытываю, как это во мне проявляется и как я реагирую. Например, человек в гневе может использовать принцип «бей, беги, замри» и постараться атаковать, а может сэкономить силы и просто побыть некоторое время в печали.
Завидовать люди могут по разным причинам. Обычно при этом выполняется одно из трех условий. Во-первых, мы можем столкнуться с человеком, у которого есть то, что нам недоступно — например, социальное признание или материальное благосостояние. Когда у нас этого нет, мы чувствуем себя уязвимыми, и эта уязвимость вызывает эмоциональный дискомфорт. И здесь есть ловушка: можно почувствовать уязвимость и бросить все силы на то, чтобы добиться желаемого. А можно просто задать себе вопрос: почему мне это нужно? Нам ведь нужно не все, чего мы хотим. Придя на рынок, мы можем накупить килограммы фруктов, а потом понять, что физически не можем столько съесть — хотя все они кажутся привлекательными.
Во-вторых, зависть может быть не привязана к конкретным людям. Нас может расстраивать сам факт отсутствия чего-либо — например, научной степени или машины определенного автоконцерна. В этом случае каждый раз, когда я буду об этом вспоминать, я буду понимать, что у меня этого нет.
И в-третьих, зависть может быть болезненным стремлением к чему-либо. В этом случае отсутствие чего-либо становится навязчивой идеей и заполняет все сознание. Помните Смеагола из «Властелина колец» с «моей прелестью»? Такая страсть связана не с объектом вожделения, а с тем, что я чувствую нестерпимую боль, пока моя жизнь не будет соответствовать внутренним стандартам. Это желание почувствовать себя защищенным и, как следствие, стремление к превосходству.
Javier García / Unsplash
В любом из этих случаев зависть может стать импульсом для более внимательного исследования собственных ценностей и потребностей. Во-первых, неплохо бы разобраться, чего я на самом деле хочу. А во-вторых, продумать запасные пути. У нас есть ценностные ориентиры, к которым приводят разные пути. Чтобы почувствовать себя в безопасности, не обязательно садиться за руль машины за 5 миллионов долларов: этого ощущения можно добиться и другими способами.
Когда мы захвачены какой-то идеей, это прекрасно, но в то же время одержимость делает нас уязвимыми — мы можем упустить сигналы об истощении. Если вы настроились чего-то добиться в определенный срок и бросили на это все силы, а потом, скажем, заболели и цель стала временно недостижимой — это станет для вас большим разочарованием. Наличие одной-единственной цели — всегда довольно хрупкая конструкция: слишком велик риск почувствовать себя опустошенным.
В то же время есть идея антихрупкости, и она занятно описана в книге Нассима Талеба: он говорит о том, что важно развивать гибкость — она позволяет нам быть свободными от детерминированности эмоциональных импульсов. Гнев может побудить нас резко ответить обидчику, но это не значит, что мы должны поддаться порыву и сотворить что-то, что приведет к неблагоприятным последствиям. Гораздо более конструктивным ответом может стать любопытство. И этот же принцип работает с завистью. Ощутив ее, стоит задать себе вопросы. Что я сейчас испытываю? Почему мне это важно? Чего именно я хочу? Так мы можем лучше узнать собственные ориентиры и потребности. Главное — не стать заложником собственной мечты.
Ориентиры и потребности могут меняться в зависимости от обстоятельств, но исполнять свои мечты и достигать поставленных целей в работе, учебе и увлечениях позволяет современная цифровая техника. Супермобильный ноутбук HP ENVY 13 сделает цели достижимыми, и его название говорит само за себя. Топовые характеристики заставят окружающих завидовать владельцу гаджета. Ноутбук работает до 20 часов от аккумулятора (а значит, во время путешествий не придется искать розетку). Дисплей 13,3 дюйма, плюс есть LED-подсветка — она отвечает за яркость и цветопередачу. Ноутбук выпускается в нескольких модификациях для разных задач — от Full HD до Quad HD.
Зависть непродуктивна, рефлексивна и эгоистична
Stephane YAICH / Unsplash
Олег Аронсон, философ
Многим кажется, что зависть — необходимая составляющая человеческой культуры. Но я так не считаю. Например, когда мы утверждаем, что Каин убил Авеля из зависти, мы, несомненно, переносим наши современные представления о достаточно хорошо известном нам чувстве на доисторическое время, в котором эта ситуация должна интерпретироваться совершенно иначе.
Возможно, стоит обратить внимание на антропологические исследования архаических культур, где были специальные ритуалы для сглаживания противоречий, возникающих между родными братьями (и сестрами тоже). Является ли соперничество между ними завистью? Не уверен. Скорее я склонен думать, что зависть — феномен, связанный с появлением собственности и экономики обмена, для развития которой было важно подавить внутривидовую агрессию. В зависти мы обнаруживаем след, ведущий нас к архаическим и хтоническим силам, в которых жизнь проявляет себя в виде мести и предельной жестокости. Именно эти забытые культурой силы и притягивают. Подобно тому как из ритуала жертвоприношения рождается театр, так и месть, гуманизируясь, превращается в зависть. И здесь важно не столько пытаться представить мировую культуру без зависти (это важная, но не универсальная ее составляющая), сколько научиться различать зависть и соперничество, зависть и ревность, наконец, зависть и ресентимент (от фр. ressentiment — бессильное злопамятство, вытесненный момент собственной ущербности), который, как полагал Ницше, лежит в основании всех нынешних ценностей.
Я лично не вижу в зависти потенциала для развития культуры. Мне кажется, что нет никакой «белой зависти», а это всего лишь способ отождествить ее с античным духом агона (соревнования). Зависть отделена от действия жизненных сил. Она рефлексивна и эгоистична. В ней даже можно усмотреть своеобразную изнанку картезианского cogito. То, что у Декарта описывается как универсальное сомнение, благодаря которому мы впадаем в своеобразное смирение перед богом, с одной стороны, становится источником разума и критического мышления, но с другой — эта же структура описывает пассивную зависть, постоянно переживающую собственную ущербность. Другими словами, мир зависти накрепко связан с европейской рациональностью, с культурой созерцания и рефлексии. И это, кстати, очень наглядно представил Пушкин в «Моцарте и Сальери». Для Сальери убийство Моцарта — рациональный поступок, благо для мира, которому нужны труженики, а гении (агенты жизни) только мешают. В этом смысле и саму зависть можно определить как постоянно восполняемую негативным переживанием нехватку действия жизни в мире труда. Но все же пушкинский Сальери действует, а потому выходит за рамки зависти.
Мир искусства в гораздо большей степени зависим от тщеславия, чем другие сферы деятельности. И хотя сегодня искусство радикально изменилось, а тщеславием заполнены скорее массмедиа и политика, по-прежнему все, что нужно художнику, — это похвала и даже примитивная лесть. Конечно, это нужно и обычному человеку, но все же не в таком объеме.
Romain GILLE / Unsplash
Зависть непродуктивна, но в творчестве есть дух соперничества. Ближе всего к проявлению творческой зависти для меня фильмы Андрея Тарковского. Он делает «Андрея Рублева», чтобы справиться со своим восхищением «Иваном Грозным» Эйзенштейна (а зависть — это всегда подавляемое скрытое восхищение). «Солярис» — его ответ «Космической одиссее» Кубрика, «Жертвоприношение» — Бергману. Рискну предположить, что все его фильмы — состязания.
Еще я бы обратил внимание на различие между завистью и ревностью. Многие отмечали, что оба эти чувства возможны лишь в ситуации близости. Для зависти — родственной, профессиональной, социальной, а для ревности эта близость становится интимной. В принципе, зависть раба к господину или представителя низшего сословия к представителю высшего почти невозможна. Наш сегодняшний мир, стремящийся к равенству, конечно, провоцирует зависть к чужому успеху, который чаще всего представлен как богатство нуворишей. Эта зависть пассивна. Она культивирует чувство несправедливости, но при этом уже лишена мстительности. Мир искусства — заповедник зависти. Он весь наполнен фальшью ресентимента. В ревности же есть определенная честность аффекта. Она связана со сферой желания и эротизма. В европейской культуре ревность и зависть почти отождествились, ревность стала восприниматься как эффект любви. Пруст в «Пленнице» показывает, насколько все иначе. Ревность у него — аффект, благодаря которому мы продолжаем любить, а не собственническое чувство, как у Толстого в «Крейцеровой сонате».
Зависть не существовала испокон веков. Современные антропологические исследования американских индейцев (хопи, навахо), а также описания обществ инков и ацтеков показывают, что в этих культурах практически не было того негативного отношения к благу соплеменника, которое мы называем словом «зависть». Вообще, в обществах, не ориентированных на собственность и на принципы политической власти, понимаемой как господство, место зависти найти очень трудно. Там, где общность превалирует над индивидом, там чувство зависти оказывается ослабленным и неуместным.
Европейскую культуру сложно представить без стремления к рациональности и созерцанию, но воплощать идеи современным художникам помогают технологии. Ноутбук-трансформер HP ENVY 360 позволяет творить в любое время и в любом месте. Он может работать как ноутбук, планшет и даже стенд. В отличие от зависти, которую называют лишенным продуктивности чувством, HP ENVY 360 — один из наиболее результативных гаджетов от HP. Современные процессоры и графические модули рассчитаны на то, чтобы пользователь мог воплотить любые замыслы и реализовать вызывающие восхищение проекты. А длительное время автономной работы от аккумулятора позволяет работать, не отвлекаясь на подзарядку.
Сделано в продано!
Делайте все, что необходимо, чтобы не допустить зависти и раздора в своей жизни!
Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всякое злое дело.
— Иакова 3:16
Черт его знает, что зависть и раздоры разрушают отношения и многолетнюю дружбу. Он осознает, что если ему удастся вызвать зависть и раздоры между вами и теми, кого вы любите, он может разрушить те особые отношения, которые Бог намеревался сделать в вашей жизни благословением. Есть ли в вашей жизни сейчас какие-либо отношения, которые находятся под такой демонической атакой?
Дьявол атакует не только дружбу. Он также знает, как встать между вами и вашей церковной семьей, служением, которое вы любите и поддерживаете, или даже организацией или местом работы, где вы работаете. Врагу все равно, кого он делит — он просто хочет, чтобы делили ! Поскольку зависть и раздоры являются одними из инструментов, которые он использует для этого, очень важно, чтобы вы поняли, как распознать завидуют и рознь и как им противостоять!
*[Если вы начали читать это из своей электронной почты, начните читать здесь. ]
В Иакова 3:16 Библия говорит: «Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всякое злое дело». Я хочу, чтобы вы обратили внимание на слово «зависть» в этом стихе. Оно взято из греческого слова zelos и обозначает яростное желание продвигать свои собственные идеи и убеждения, исключая всех остальных. Это слово zelos здесь мы получаем слово фанатик , которое описывает человека, настолько зацикленного, одержимого, и фанатичного собственного дела, что другие воспринимают его как экстремиста на пороге превращения в боевика .
В случае с Иакова 3:16 это слово представляет верующего, который настолько одержим, захвачен и поглощен своим собственным взглядом на вещи, что не может ни видеть, ни слышать чужой взгляд. Фактически, его воинственная точка зрения сделала его мышление однобоким. Он никогда не занимает более мягкой позиции, а держится до тех пор, пока все остальные стороны не признают поражение и не согласятся с его точкой зрения.
Следовательно, слово «зависть» в Иакова 3:16 можно перевести следующим образом:
«Ибо там, где есть сильное желание продвигать свои собственные идеи и убеждения к устранению всех остальных…»
Если такое отношение продолжится, это, естественно, приведет к следующему шагу в этой ужасной последовательности событий. Вот где раздор вступает в игру! Обратите внимание, что Иаков продолжает: «Ибо где зависть и раздоры …».
Слово «раздор» взято из греческого слова eritheia . Древние греки использовали его для обозначения политической партии . Это греческое слово часто переводится как партийный дух из-за его связи с политическими системами и политическими партиями. Поэтому, чтобы нам понять, почему Джеймс употребил это слово, нам нужно остановиться и подумать о том, как формируются политические партии и как они функционируют.
Политические партии формируются группой людей со схожими ценностями и взглядами. После формирования партии участники вырабатывают единую повестку дня; как только повестка дня определена, они создают платформу. С этой платформы люди начинают продвигать свою повестку дня и идеи, яростно борясь за то, чтобы платформа их партии была принята и, в конечном итоге, получила право править и командовать.
Точно так же некоторые христиане настолько затуманены стремлением добиться принятия своих собственных взглядов, что не терпят никого, кто смотрит на вещи иначе, чем они. Эти люди обычно тяготеют к другим верующим, придерживающимся схожих взглядов.
Как только эти христиане-единомышленники находят друг друга, они, естественно, начинают принимать чью-либо сторону, формируя своего рода союз. Затем они начинают формировать повестку дня и разрабатывать планы, чтобы их взгляды продвигались, продвигались и принимались. В результате люди, которые когда-то стояли плечом к плечу, часто оказываются по разные стороны ссоры, а их отношения разрушены и наполнены болью.
Когда зависть и раздоры зашли так далеко, следующий шаг в этой последовательности событий становится неизбежным. Иакова 3:16 продолжает: «Ибо где зависть и сварливость, там неустройство …».
Слово «путаница» взято из слова акатастасия. Оно использовалось во времена Нового Завета для описания гражданского неповиновения , беспорядков и анархии в городе, штате или правительстве. Используя это слово, Иаков прямо говорит нам, что, когда ситуациям раздоров и разногласий позволяют сохраняться, возникает атмосфера анархии, которая начинает разрушать отношения, когда-то любимые и лелеемые. Рациональное мышление заменяется грубыми эмоциями, и люди в конечном итоге страдают.
Джеймс хочет убедиться, что мы понимаем, к чему в конечном итоге приведет такое поведение, если его не остановить. Далее он говорит: «Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всякое злое дело».
Слово «зло» происходит от слова phaulos, описывающего что-то ужасно плохое или чрезвычайно мерзкое . От этого греческого слова мы получили слово «грязный». Иаков говорит, что там, где позволяют действовать зависть и раздоры, вызывающие путаницу и анархию в отношениях, они в конечном итоге приводят к дурно пахнущей ситуации!
Эти различные греческие слова в Иакова 3:16 передают эту идею:
«Ибо там, где есть сильное желание продвигать свои собственные идеи и убеждения, исключая чужие, оно производит такие большие разделения, что люди погибают». вставая на чью-либо сторону и формируя различные партии с конфликтующими повестками дня. Это ужасное событие, потому что оно вызывает большие волнения среди людей, которые должны быть едины. В конечном итоге вся ситуация превращается в вонючую кашу!»
Но поймите: вы можете помочь предотвратить это, решив считать мнение других людей столь же важным, как и ваше собственное! Вместо того, чтобы продвигать свои собственные планы, почему бы не остановиться и не послушать, что говорят другие? У них может быть что-то важное, но если вы их не слышите, вы никогда не извлечете пользу из их точки зрения.
Не надо поддаваться зависти и ссорам! Когда появляется возможность для раздора, вы можете победить сатану в его собственной игре, предоставив место идеям, мыслям и мнениям других. Даже если вы не согласны с тем, что они говорят, по крайней мере, вы можете продемонстрировать, что цените их право иметь другое мнение. Поддерживая установку на одну сторону со своими единоверцами, вы можете изгнать дьявола и сохранить ваши отношения живыми, здоровыми и продолжительными!
Моя молитва на сегодняГосподь, я прошу Тебя простить меня за те времена, когда я позволял раздорам проникать в мое сердце. Кроме того, пожалуйста, прости меня за те случаи, когда я был источником раздора и борьбы. Помоги мне расти в проницательности, чтобы я мог быстро распознать, когда дьявол пытается создать разделение. Покажи мне, как быть миротворцем и источником гармонии, а не игроком среди неправильных взглядов других.
Я молюсь об этом во имя Иисуса!
Моя исповедь на сегодня
Признаюсь, что не поддаюсь зависти и ссорам! Когда появляется возможность для раздора, я побеждаю Сатану в его собственной игре, решив уважительно оставить место для идей, мыслей и мнений других. Даже если я не согласен с тем, что они говорят, я даю им понять, что ценю их право иметь другое мнение. Я остаюсь на одной стороне со своими единоверцами; поэтому я отпугиваю дьявола и не пускаю его в свои отношения!
Я заявляю об этом верой во имя Иисуса!
Вопросы, требующие ответа
1. Считают ли ваши коллеги, друзья и члены семьи, что вы открыты для их предложений, или им трудно честно выражать свои мысли перед вами?
2. Когда возникает возможность для раздора, что вы можете сделать, чтобы обойти его и способствовать миру?
3. Можете ли вы вспомнить моменты, когда вы были так уверены в своей правоте, а потом обнаруживали, что чья-то чужая идея на самом деле намного лучше вашей?
Дух ревности: как зависть крадет нашу личность
Враг прекрасно знает, насколько опасными мы можем быть для его царства, когда мы ходим как дети Божьи и взрослеем в том, кем является наш Господь, твой Бог, в нас. Нет ничего страшнее Дьявола и его злого духа! Поэтому он тщательно разработал способы ниспровергнуть нас и удержать нас от этого понимания. Один конкретный путь – через обман от духа зависти и ревности.
Почему важно быть довольным
Нам, детям Божьим, важно быть довольными своим собственным путешествием и развивать доверие к нашему Небесному Отцу, что Он заботится о наших собственных интересах. Завистливый и ревнивый дух не позволит нам прийти к этому месту доверия. Это отвлечет наше внимание от мягкого руководства нашего Отца, чтобы мы сосредоточились на других людях, на том, что у них есть, где они находятся в духовном плане, насколько успешными они кажутся, какое положение они занимают, и этот список можно продолжить.
Но благочестие с довольством — великая выгода. 1 Тимофею 6:6 KJV
Мы должны смириться с реальностью, что у каждого свой уникальный путь. Господь, твой Бог, взращивает их в особом положении, для которого Он создал их в Своем теле. Когда мы видим другого человека, который нашел свое место и преуспевает в своем призвании, сравниваем ли мы себя с ним? Дух зависти и ревности — это коварная ловушка, потому что, если он сможет заставить нас стать настолько сосредоточенными на успехе или положении другого человека, мы никогда не сможем вырасти до того положения, для которого наш Господь Бог создал нас уникальным образом.
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи ли мы или язычники, рабы ли мы или свободные; и все напоены одним Духом. Ибо тело не один член, но многие. Если нога скажет: я не рука, то я не от тела; следовательно, оно не от тела? И если ухо скажет: я не глаз, то и не от тела; следовательно, оно не от тела? Если бы все тело было глазом, то где был бы слух? Если все слышало, то где обоняние? Но теперь Бог расположил члены, каждый в теле, как Ему угодно. А если все были один член, то где тело? 1 Коринфянам 12:12-19 KJV
Это не только личное. Враг ненавидит Бога! Из этого места Писания вы можете увидеть, что, если враг может отвлечь любого члена тела от назначенной ему роли, он может фактически саботировать Тело Христово! В духовном плане мы сражаемся с этим начальством уже не просто за наше личное здоровье и благополучие, но за целостность и единство Тела Христова!
Духовная болезнь в теле Христовом
Дух Зависти и Ревности может вызвать своего рода духовную болезнь в теле Христовом. Вот что враг хотел бы сделать. Он заставит участников смотреть на других участников и отвлекаться от своих собственных ролей. Он приведет их в сравнение и заставит их желать того, что есть у кого-то другого. Потом придет горечь и убедит их, что другой человек действительно не заслуживает того, что есть у них, и вместо этого это должно быть их собственное. Сюда приходят духи разделения, обвинения и раздора, которые воспользуются случаем разрушить единство мира в церкви.
Другая тактика, которую может использовать враг, состоит в том, чтобы заставить человека сравнивать себя с другими и пытаться соответствовать образу другого человека, а не образу Бога. В этом случае, вместо того, чтобы этот человек вырастал в цельность того, кем он был создан, он пытается вести себя так, как будто он является другой частью тела, чем он есть на самом деле. Следовательно, член, которым они были созданы, отсутствует в теле.
Как Зависть и Ревность могут повлиять на наш организм
От этого страдает не только Тело Христово, но и люди, попавшие в эту ловушку. Дух Зависти и Ревности приносит реальные и серьезные побочные эффекты. Он приносит расстройство и болезни в организме. В Слове сказано так:
Крепкое сердце есть жизнь для плоти, но позавидуй гниению костей. Притчи 14:30 KJV
Нам бы хотелось думать, что это всего лишь творческая игра слов, но в «Будь здоров» мы заметили на протяжении многих лет наблюдений, что дух зависти и ревности может на самом деле вызывают некоторые серьезные заболевания конкретно в здоровье и силе опорно-двигательного аппарата человека. Согласно нашим наблюдениям, мы заметили, что дух зависти и ревности может быть фактором, способствующим таким заболеваниям, как остеопороз, артрит, проблемы с зубами и множественная миелома, и это лишь некоторые из них.
Когда у человека проблемы с принятием себя в своей идентичности, к нему присоединяется дух зависти и ревности. Затем следует неприятие и озлобленность на себя и других. В результате они могут испытать физическое разрушение своего тела в ответ на эту духовную динамику. Зависть гниет тело изнутри.
Физиологическая реакция на зависть и ревность
В нашем теле есть два типа клеток, которые связаны со структурой нашего скелета.
- Остеобласты — клетки, формирующие костную ткань.
- Остеокласты представляют собой клетки, удаляющие кость.
Между этими двумя ячейками существует тонкий баланс, который необходимо поддерживать. Остеокласты всегда удаляют кость, которая затем восстанавливается и заменяется остеобластами. Если у нас слишком много остеобластов, у нас может быть заболевание, называемое болезнью Педжета, при котором происходит слишком сильный рост костей. Если у нас слишком мало остеобластов, остеокласты удаляют кость, и она не заменяется, что является остеопорозом.
Мы знаем из Притчей 14:30, что мысли о недовольстве тем, что мы имеем, или наше положение в жизни, которые ведут к зависти и сравнению с другими, могут нарушить тонкий баланс между этими двумя клетками. В этом случае зависть разрушает остеобласты. Когда мы раскаиваемся в недовольстве, зависти и ревности, баланс между остеобластами и остеокластами восстанавливается. Затем нам нужно попросить Бога помочь нам перепрограммировать наш образ мышления, чтобы быть довольными и доверять Ему, чтобы Он дал нам то, что нам нужно, когда нам это нужно.
Как бороться с завистью и ревностью
Так как же нам бороться с принципом, который во многих случаях стал для нас настолько привычным, что легко остается незамеченным и не часто привлекает внимание, необходимое для его победы?
Во-первых, нам нужно восстановить наше доверие к Богу и Святому Духу; в Его благости и Его обетованиях. Если мы не верим Богу, что у Него есть абсолютно лучший план для нашей жизни, и если мы не верим, что, следуя Его воле и Его путям, мы найдем полное удовлетворение в том, кем Он сотворил нас. или если мы не верим, что нас принимают и принимают такими, какие мы есть, но думаем, что каким-то образом мы ошибаемся или что это какая-то случайность, мы никогда не сможем ощутить полноту Его плана для нас. Всегда будет чего-то не хватать. Мы обнаружим, что стремимся, делаем и ищем, но не находим, потому что мы ищем везде, кроме Бога и Духа, который является нашим источником, чтобы удовлетворить наше стремление к принадлежности и идентичности.
Что говорит Слово Божье?
Если Слово говорит, что всякий добрый и совершенный дар исходит от Иисуса Христа и нашего Отца, нам нужно верить в это всем сердцем. Все, что говорит об обратном, должно стать ложью.
Всякий дар добрый и всякий дар совершенный нисходит свыше и нисходит от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Иакова 1:17 KJV
Если Слово говорит, что Бог верен, чтобы завершить то, что Он начал в нас обновлением нашего ума Словом и Духом, нам нужно верить этому. Нам нужно сложить бразды правления и подчиниться Ему в смирении и кротости, чтобы Он мог выполнить в наших сердцах то, что Ему нужно.
Будучи уверенным в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. Филиппийцам 1:6 KJV
Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие. 1 Фессалоникийцам 5:24 KJV
Вы приняты!
Если Слово говорит, что мы приняты в возлюбленном, почему мы стремимся быть чем-то или кем-то другим? Почему мы стремимся или действуем не так, как задумано?
В похвалу славы Его благодати, в которой Он сделал нас принятыми в Возлюбленном. Ефесянам 1:6 KJV
И если Слово говорит, что мы продуманно и чудесно сотворены и что Бог знал нас еще до того, как Он поместил нас в утробу, как мы можем думать, что мы случайность или ошибка?
Я буду славить тебя; ибо я дивно и дивно устроен; чудны дела Твои; и что моя душа хорошо знает. Мое состояние не было сокрыто от тебя, когда я был сотворен тайно и причудливо выкован в самых низких частях земли. Твои глаза видели мою субстанцию, хотя и несовершенную; и в Твоей книге были записаны все члены мои, которые со временем образовались, когда еще не было ни одного из них. Как драгоценны для меня и мысли Твои, Боже! как велика их сумма! Если бы мне сосчитать их, то оказалось бы, что их больше, чем песка: когда я просыпаюсь, я все еще с тобой. Псалмы 139:14-18 KJV
Можете ли вы принять себя?
Бог хочет, чтобы вы приняли себя Его сыном или дочерью и начали ходить с уверенностью в Нем, прямо там, где вы находитесь, а не в том, что вы делаете, или как вы выглядите, или как хорошо вы работаете. Эти вещи не имеют большого значения для вашего Небесного Отца. Что Он дорожит, так это сердце, которое желает искать Его, любить Его и быть похожим на Него, когда мы вырастем. Ему нужны обучаемые дети, а не дети, которые бегают вокруг, пытаясь быть или делать что-то важное. Не дети с эгоистичными амбициями, завистью и ревностью.
Мы обретаем невероятный покой, когда понимаем, что нам достаточно. Когда мы перестанем смотреть по сторонам, перестанем стремиться, перестанем ругать себя или других из-за того, кем мы являемся или не являемся. Мы можем просто отдыхать и верить, что Он совершит Свою работу в нас, когда мы откроем Ему свои сердца в любви, отношениях и общении.
Не позволяйте зависти и ревности разлучить вас с Богом!
Дух зависти и ревности будет работать, чтобы отделить нас от нашего Господа Бога, самих себя и других. Это уведет нас с намеченного пути и заставит поверить, что другой путь кажется более желательным. Вам не кажется, что ваш создатель лучше всех знает, для чего вы были созданы и где вы будете наиболее удовлетворены? Как вы думаете, может ли у врага быть хороший план для вашей жизни?
В нашей жизни могут быть вещи, которые присоединились к нам из поколения в поколение или с течением времени, но не от нашего Святого Бога. Мы можем видеть эти вещи, эти недостатки и ненавидеть себя за них. Мы можем видеть других, которые свободны от всего этого и так отчаянно хотят быть похожими на них. Вот как хитро враг может отвлечь нас от сосредоточения нашего внимания на Иисусе Христе и нашем любящем Небесном Отце.
Дорастание до духовной зрелости
По мере того, как мы становимся все более и более похожими на Него, Он поможет нам отделить себя от того, что не от Него, очистить и преодолеть это. Мы не преодолеем ни одну из этих вещей ни исполнением, ни контролем, ни попытками быть похожими на других людей. Мы понятия не имеем, что происходит в их сердцах, насколько нам известно, мы можем просто видеть их собственную маску, которая скрывает то, что их беспокоит внутри. Единственное истинное и надежное основание находится в Боге, который не меняется, всезнающ и всемогущ. Он знает нас лучше, чем мы сами себя. Он видит нас отделенными от этих вещей, которые увязают в нас. Бог видит сына или дочь, которых Он создал от основания мира, и Он с нетерпением ждет возможности помочь нам реализовать наш собственный потенциал.