Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Издеваются в школе: Как бороться с травлей в школе — Свои

Содержание

Как бороться с травлей в школе — Свои

Эту статью можно послушать. Вот она в подкасте:

Слушайте подкаст «Свои», где вам удобно: Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox и на других платформах.

Каждый третий ребенок в России сталкивается с травлей в школе. При этом о проблеме знает лишь каждый десятый родитель. Взрослые, в том числе учителя и директора школ, могут не замечать проблему или просто закрывать на нее глаза. В результате одноклассники каждый день унижают ребенка и играют его портфелем в футбол, а этот ребенок потом может покончить жизнь самоубийством или прийти в школу с ружьем. Вместе с психологом Анастасией Тутик разбираемся, почему дети молчат о проблемах и как им помочь.

Чем травля отличается от обычного конфликта 

Дети иногда ссорятся. Они могут толкаться, кричать друг на друга и даже драться — и это нормально. Если сегодня Петя и Миша обзывали друг друга, а завтра они вместе играют в футбол — это не травля, а конфликт. Совсем избежать конфликтов между детьми не получится. Да и не надо: конфликты учат их справляться с агрессией, отстаивать свои права и мириться. 

Травля — это агрессивное поведение, которое повторяется постоянно. При этом силы детей не равны, то есть одни выступают агрессорами и издеваются над другими — жертвами. И эти роли остаются неизменными. Травля не учит ничему хорошему, только вредит. 

Характерные черты травли: 

  • эмоциональное или физическое насилие. Это могут быть оскорбления, шутки, сплетни, а также драки и стычки; 
  • издевательства происходят постоянно и направлены на одного и того же человека;
  • класс либо поддерживает агрессора и тоже травит жертву, либо делает вид, что ничего не происходит. 

Многие взрослые считают, что «это просто дети сейчас такие» или сводят травлю к проблемам отдельных детей. Например, считают, что «Сашу дома бьет отец-алкаш, вот он и отыгрывается на однокласснике» или «Неудивительно, что над Ксюшей все смеются, она же заикается и постоять за себя не может». Но травля— это всегда системная ошибка. Когда над ребенком издеваются в школе, есть не только агрессор и жертва, но и наблюдатели. Одноклассники и учителя так или иначе поддерживают конфликт — даже если не лезут в него и считают, что все происходящее их не касается. 

Родителям, которые считают, что проблема преувеличена, стоит представить такую ситуацию: 

  • Взрослый человек приходит на работу, но с ним никто не здоровается. Коллеги отворачиваются, смеются у него за спиной. Когда человек садится за рабочий стол, оказывается, что провод от его монитора перерезан. Человек спрашивает у коллег, что произошло, видели ли они, кто это сделал, но все молчат и делают вид, что ничего не слышат. Он идет к начальнику, чтобы предупредить его о проблеме, но начальник только кричит из-за того, что подчиненный пришел к нему с какой-то ерундой и не может разобраться в ситуации сам. 
  • Когда человек приводит в офис специалиста по оргтехнике, оказывается, что провод цел. Мастер смотрит на него как на дурака, а коллеги давятся от смеха. Человек краснеет, нервничает и уходит в туалет, чтобы успокоиться. А когда возвращается, видит, что вещи из его сумки разбросаны по коридору. 
  • Он пробует жаловаться друзьям и в трудовую инспекцию, а в ответ получает: «Нужно уметь ладить с коллегами» или «Это пройдет, потерпи». 

При этом у взрослого есть опыт и компетенции — он знает, куда обратиться за помощью и, в конце концов, может просто уволиться. А ребенок, которого каждый день травят в школе, ничего не может с этим сделать.

Светлана, 35 лет:

— Наш класс был самым сильным по успеваемости, но при этом самым неуправляемым. Меня и еще двух парней постоянно гнобили по любому поводу. Семья у меня небогатая, я донашивала одежду за старшими сестрами, и одноклассники издевались над этим, говорили: «Может, половую тряпку возьмешь, пойдет тебе на юбку» или «У меня тут носки порвались. Хочешь, тебе подарю? Передашь своим детям по наследству». Зачинщиком травли был мальчик по имени Дима, а все остальные повторяли за ним. Помню, как он подошел ко мне на физкультуре и сказал: «Если подведешь класс и плохо сдашь эстафету, я тебя урою». 

Мне было страшно. Я рассказывала родителям об этом, но они советовали быть умнее, отшучиваться в ответ, говорили, что умение посмеяться над собой — это очень важное качество. 

Учителя тоже игнорировали проблему. Однажды одноклассники вылили на меня ведро с водой. Я подошла к учительнице и попросилась домой, чтобы переодеться. Учительница ответила: «Ой, не выдумывай, одежда и так высохнет». Так я и просидела все уроки мокрая. Было холодно и мерзко, а одноклассники смеялись. 

В старших класс я пыталась дать отпор — кричала, ругалась, но из-за этого травить стали сильнее. Тогда я подала документы в другую школу, но плохо сдала английский. Директор этой школы связался с родителями и сказал, что они готовы меня принять, если я подтяну английский с репетитором. Родители решили, что я не справлюсь, и меня оставили в старой школе. 

Однажды я набралась смелости и спросила у Димы, почему он постоянно надо мной издевается. Он сказал: «Просто есть люди, которые сами по себе внушают отвращение, — и ты одна из них». 

После девятого класса многие парни из Диминой свиты ушли в колледж, он перестал задирать меня и других одноклассников. Когда я вспоминаю школьные годы, меня трясет, травля сильно на меня повлияла. Сейчас, когда я сталкиваюсь с агрессией, то впадаю в ступор и чувствую себя беззащитной школьницей, а не взрослой женщиной. 

Жертвой школьной травли может стать кто угодно — так же, как и агрессором. Родители могут думать, что у ребенка хорошие и дружные одноклассники, а на деле они плюют ребенку вслед или отбирают у него деньги. Престиж школы тоже не защитит ребенка — издевательства есть и в платных школах, и в элитных лицеях. Вот почему так важно уметь распознавать признаки травли. 

На что обратить внимание 

Когда ребенка обижают в школе, он сильно нервничает. И если он ничего не говорит родителям, это напряжение будет накапливаться, влиять на его поведение и настроение. Например, тихий и спокойный ребенок может начать огрызаться и грубить. Для детей младшего возраста характерны психосоматические проявления — рвота, головная боль. 

Вот еще несколько признаков, на которые стоит обратить внимание. Ребенка, скорее всего, обижают в школе, если он: 

  • не хочет идти в школу;
  • начинает хуже учиться;
  • становится замкнутым, неразговорчивым;
  • плохо спит — не может заснуть или видит кошмары;
  • приходит домой в порванной или грязной одежде; 
  • начинает недоедать или переедать;
  • не может или не хочет объяснять, откуда на его теле появились синяки или порезы;
  • проводит почти все время дома, ни с кем не дружит. 

Эти признаки не всегда говорят о том, что ребенка травят в школе. Иногда так бывает в переходном возрасте или в период адаптации в новом классе. Что бы за этим ни стояло, любые изменения в поведении ребенка — это сигнал, что что-то идет не так. 

Почему дети молчат

Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше. 

Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей. 

Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что: 

  • запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит; 
  • не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо; 
  • думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
  • стесняется признаться, что не справляется сам;
  • винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает; 
  • боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров; 
  • поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков. 

Ребенок может молчать об издевательствах по разным причинам, поэтому так важно обращать внимание на любые изменения в его поведении.

Костя, 28 лет:

— У меня была хорошая семья, родители редко ругались и всегда заботились обо мне. Мама вязала на заказ, папа работал на заводе.

В младших классах я носил брекеты и в целом был неуклюжим, поэтому меня дразнили, но родители поддерживали меня. А еще у меня были друзья во дворе, поэтому я не сильно переживал.

Когда мне было 10 лет, отец ушел куда-то и не вернулся. Он до сих пор считается пропавшим без вести. Мама была не в себе, я чувствовал себя потерянным и замкнулся. Все учителя знали, что произошло, но никому в классе не рассказали, пошли сплетни, что отец нас бросил и ушел к любовнице. 

Меня перестали дразнить кривозубым, но начали травить: отбирать сумку, бить, если сопротивлялся, оскорблять и называть нытиком. Иногда рядом с этими обидчиками были друзья со двора, но они просто молча смотрели. А потом тоже стали издеваться надо мной. 

Учителя знали об этом, но игнорировали. Школьный психолог спрашивал, как дела, не обижает ли меня кто, но я ничего не рассказывал, и он просто перестал вызывать меня к себе. 

Я не выходил гулять, начал заикаться, мог заплакать на уроке в 9‑м классе — не рыдать, но пустить слезу, когда учитель ругала за то, что я плохо написал контрольную. Я стал двоечником, а учителя только подливали масла в огонь: говорили при всех, что я совсем от рук отбился и что у меня нет будущего. Исчезновение отца сильно подкосило маму, а еще она работала на двух работах, поэтому ей было не до моих проблем в школе. 

Я вырос изгоем и очень зол на всех. Никогда не был на встрече выпускников и продолжаю ненавидеть учителей и одноклассников. 

Школа закончится, но последствия травли никуда не денутся. Если ребенку вовремя не помогли справиться с проблемой, он вырастет неуверенным в себе, будет страдать от депрессии или аутоагрессивного поведения — будет вымещать агрессию на самом себе.  

Как поговорить с ребенком

Если родитель подозревает, что над ребенком издеваются, для начала нужно поговорить с ним об этом, а не бежать в школу и закатывать скандал. Нельзя спрашивать ребенка в лоб, давить и устраивать допросы — так он закроется еще больше. 

В разговорах о травле важно учитывать возраст ребенка. Если он учится в начальной школе, можно разузнать всё через игру, например через сказку с договариванием. Имя главного героя должно быть созвучно с именем ребенка, чтобы ему было легче ассоциировать себя с ним. Например, ребенка зовут Вася, а персонажа сказки — Ваня. Сказка должна звучать примерно так:

  • Теплым осенним утром мальчик Ваня идет в школу, и думает о том, что… По пути в классный кабинет Ваня встречает одноклассника Диму, и мальчишки… Когда Ваню вызвали к доске на уроке математики, учитель сказал ему, что… На перемене Ваня…

Все пробелы должен восполнить сам ребенок. Если он говорит, что не знает, что было дальше, и отказывается договаривать — это защитная реакция. Тогда родителю нужно сказать: «Давай придумаем, это же сказка. Что бы ты нафантазировал?» Важно показать ребенку, что это игра, чтобы он расслабился. Через якобы придуманные ответы ребенок расскажет родителю о том, что его волнует. 

Со старшеклассником нужен другой подход. Важно установить безопасную зону, наладить эмоциональный контакт и уже потом аккуратно спрашивать. Даже если ребенок не хочет рассказывать о проблеме, родителям нужно проговаривать, что для них это важно и что ребенок ни в чем не виноват. Например, сказать: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит, и я переживаю. Я точно знаю, что причина не в тебе. Если что-то идет не так, ты не должен справляться с этим сам. Обращаться за помощью нормально, в сложных ситуациях должны разбираться взрослые». 

Ребенку не нужно, чтобы родители обещали «разнести» обидчика, школу и всех вокруг. Сдержать эмоции бывает непросто, но ребенку нужен спокойный взрослый, рядом с которым он чувствует себя в безопасности, знает, что его понимают и что родители на его стороне. Не стоит сразу брать проблему в свои руки, нужно спросить у ребенка, как бы он хотел поступить — это даст ему почувствовать контроль над ситуацией. 

Нет волшебной фразы, которая поможет мгновенно разговорить ребенка — на то, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком, понадобится время. Нужно уделять детям внимание постоянно, а не приставать с расспросами за пять минут до выхода из дома. Нужно почаще собираться всей семьей, интересоваться мнением ребенка по разным вопросам и не пытаться контролировать каждый его шаг.

Но все эти методы больше подходят для профилактики: чтобы проблема не начала расти и ребёнок знал, что он всегда может обратиться к родителям. Если все очевидно и ребенок регулярно приходит домой в синяках, не стоит ждать, пока он захочет открыться родителям, — лучше сразу обратиться к психологу. 

Как нельзя реагировать 

Нельзя искать причину травли в ребенке, думать, что он повел себя как-то не так, раз над ним издеваются. 

Как не надо говорить Почему это не работает 
Просто не обращай внимания. Им надоест, и они перестанут над тобой шутить. Избегать ситуации и надеяться, что она пройдет сама — это плохая стратегия. Когда родители так говорят, дети чувствуют себя брошенными, как будто они остаются с обидчиком один на один. Кроме того, если ребенку будут постоянно говорить, что он тупой, и родители не будут в это вмешиваться, рано или поздно ребенок поверит, что так оно есть. 
Тебе нужно научиться справляться самому, папа же не вечный. Дай отпор, издеваются только над слабаками. Такие советы обычно дают мальчикам. Из-за этого они стремятся подавить свои чувства, что со временем приводит к тревожности и депрессии. А еще такой ответ перекладывает всю ответственность на ребенка. 
Все дети через это проходят. У вас просто переходный возраст, это пройдет. Травля — это не обычное явление, которое ребенок должен принимать как данность. Над ребенком, которого учат терпеть несправедливое отношение, будут издеваться и во взрослом возрасте.  

Родителям хочется воспитать ребенка самостоятельным, независимым и смелым. Но раз над ребенком издеваются, значит, он не может дать отпор сам и ему нужна помощь. Ни один ребенок не хочет быть жертвой, и если бы он мог решить проблему в одиночку — он бы сделал это.

Что делать дальше 

Для начала можно попытаться поговорить с родителями обидчика. Если они не воспринимают проблему всерьез и считают, что их ребенок — ангел, стоит заручиться поддержкой школы и поговорить с классным руководителем. Делать это нужно вежливо и спокойно, потому что главная цель — решить проблему ребенка, а не выплеснуть свой гнев. В разговоре с учителем важно обговорить стратегию: конкретные шаги и сроки. 

Неправильно Правильно 
Вы вообще в курсе, что у вас в классе происходит?!

Как вы такое допустили, какой из вас педагог! Мы доверили вам своего ребенка, а вы что?

У меня ребенок не ест, не спит, постоянно плачет, а все потому, что кто-то не может нормально делать свою работу! 

Моя дочка сказала, что ее обижает одноклассница, а другие девочки просто смотрят. Вы знали об этом?

Что вы делаете для того, чтобы решить проблему?

Я видела, что эта девочка создала Вконтакте группу, куда выкладывает фотографии моей дочери со всякими обидными надписями. Фото сделаны на уроке и во время перемен. Что вы планируете делать с этим?

Если разговоры с учителем ни к чему не привели, можно создать согласительную комиссию. В этом случае родители, администрация школы, медиаторы и психологи собираются, чтобы решить конфликт. В комиссию могут войти и сами ученики. Решение, которое примут на заседании, станет обязательным для исполнения на территории школы. 

Обидчиком может быть и учитель, и тогда решить проблему труднее. Для начала нужно понять, действительно ли он ведет себя непрофессионально или ребенок слишком остро реагирует на замечания. Стоит поговорить с родителями одноклассников, узнать, как они видят ситуацию. Если проблема есть — обратиться к директору школы, если это не сработает — в местное управление образования и администрацию.  

Иногда родители считают, что легче перевести ребенка в другую школу, потому что гласность и шумиха могут только усилить травлю. Это не всегда так. Травля существует из-за безнаказанности. Обычно проблема решается, как только обидчика привлекают к ответственности. Однако если школа не может помочь, а издевательства продолжаются, главное — обезопасить ребенка. Можно перевести его в другую школу и продолжать решать проблему.

Настя, 19 лет:

— В начальной школе у меня была очень суровая учительница, она могла наорать на нас без причины, сказать что-то грубое, ударить линейкой или кинуть в кого-нибудь мелом. К фамилиям мальчиков она любила добавлять слово «пан». Однажды она вызвала к доске мальчика с фамилией Носов и спросила: «Ну, пан Носов, что вы нам сегодня расскажете?». Класс рассмеялся, и за мальчиком на долгое время закрепилась кличка «понос».

Девочек учительница звала «секретутками», я не понимала, что это значит, и спросила у родителей. Родители были в шоке и стали расспрашивать о том, что происходит в нашем классе. После этого они решили поговорить с учительницей, но директор был на ее стороне и не видел никакой проблемы. Тогда родители сказали, что если учительница начнет кричать или бить кого-то линейкой, я должна записать все это на телефон. Я так и сделала. 

С записями родители сразу пошли в городскую администрацию — знали, что от директора помощи ждать бессмысленно. Встал вопрос об увольнении учительницы, но внезапно половина класса оказалась против этого. Многие родители считали, что строгость — это не плохо, и что учитель — сильный педагог, который обеспечит нам хорошее будущее, поэтому можно и потерпеть. 

Учительницу в итоге уволили, но стало только хуже. Если раньше у нас с одноклассниками был общий враг — строгая класснуха, то теперь изгоем стали я и моя семья. Родителей игнорировали на собраниях, удалили из общего чата. Надо мной постоянно подшучивали: говорили, что новая классная руководительница ставит мне пятерки только из-за страха, что я и ее сниму на видео. Наверное, дети просто повторяли то, что слышали дома от своих родителей.  

Город у нас маленький, и переводиться в другую школу не было смысла. Поэтому мы всей семьей переехали в другой город. 

Некоторые родители, которые сталкивались с травлей детей в школе, советуют сразу же забирать ребенка из учебного заведения. Они считают, что бороться с травлей бессмысленно — раз она есть, значит, учителя и администрация не сумели выстроить правильные отношения между учениками. А значит, проблема возникнет снова. Поэтому нужно искать не просто новую школу, а ещё и хорошего классного руководителя. В идеале он способен устанавливать правила жизни в классе и контролировать их, брать на себя ответственность. Определить это сходу практически невозможно. Можно ориентироваться на желание учителя решить проблему — если оно не меньше, чем у родителей, значит, есть шанс, что ситуация не повторится. 

Если разговоры не работают 

Издевательства в школе не просто портят человеку всю жизнь. Они могут довести до суицида или привести к психическим расстройствам, из-за которых ребенок будет сидеть на антидепрессантах. Поэтому, если школа не защищает ребенка или не реагирует на ситуацию, нужно переходить к юридическим и правовым мерам. 

Для этого понадобятся доказательства — переписки, показания других родителей или детей, диктофонные записи разговоров, зафиксированные побои, испорченные вещи. Эмоциональную травлю, когда ребенка обзывают, распускают про него сплетни или игнорируют, — доказать сложнее, чем физическую. 

Вот что можно сделать, если не получилось решить проблему на уровне школы. 

Написать чиновникам. Отправить заявление в Управление образования по городу или области; в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора; обратиться к региональному уполномоченному по правам ребенка. 

Заявление можно писать в свободной форме. Главное — рассказать, что произошло, и приложить доказательства, которые удалось собрать. 

Чиновники рассмотрят заявление в течение 30 дней с момента получения. Они могут проверить действия учителей и школьной администрации, проконтролируют, как в школе соблюдают права учащихся и соблюдают ли вообще. Если в результате окажется, что учителя и администрация школы не соблюдали требования Закона об образовании — не способствовали решению конфликта или сами принимали в нем участие, — их привлекут к административной ответственности. 

Обратиться в НКО. Во многих регионах России действуют некоммерческие организации, которые занимаются вопросами травли в школах. Они помогают разобраться в проблеме и предлагают эффективные способы ее решения. Еще в НКО подскажут, на какие нормативные акты ссылаться в заявлении в прокуратуру. 

Написать в полицию и прокуратуру. Если ребенок приходит домой с царапинами, синяками, ссадинами, ожогами и другими травмами, лучше обратиться в полицию и прокуратуру. 

Прокуратура тоже следит за соблюдением Закона об образовании. В нем сказано, что школа должна обеспечить безопасность ребенку на время обучения. 

В полицию нужно обращаться, если здоровью ребенка причинен вред средней тяжести и выше. Полиция проведет расследование и решит, надо ли возбуждать уголовное дело.  

Привлечь внимание общественности. Написать посты в соцсетях, обратиться к журналистам. Предание огласке может ускорить решение проблемы. 

Все что важно знать об издевательствах в школе

📌 Издевательства — это серьезное, пагубное поведение, которое происходит неоднократно и намеренно.

📌 Задиры могут драться, толкаться, дразниться, изводить и социально изолировать других детей.

📌 Любой ребенок может стать жертвой издевательств, но дети с расстройствами обучения и внимания часто бывают наиболее уязвимыми.

Сегодня издевательства являются одной из самых больших проблем нашего общества. Возможно в школе вашего ребенка есть политика по борьбе с издевательствами или специальная группа, призванная бороться с задирами. Но что конкретно означают издевательства?

В этом материале вы узнаете больше об этой проблеме и как именно она затрагивает детей с расстройствами обучения и внимания.

Причины издевательств

 

Все дети иногда ссорятся друг с другом — иногда злиться на кого-то и демонстрировать это — нормально. Но издевательства выходят за рамки обычных конфликтов. Это серьезное негативное поведение, которое происходит неоднократно и намеренно. Оно может быть физическим, устным и социальным.

Дети издеваются над другими по разным причинам. Иногда они делают это потому, что хотят получить что-то, что есть у других — классический пример отнимания у других детей денег на карманные расходы. Иногда они издеваются над другими, чтобы почувствовать себя сильнее — например, изводят кого-то более популярного или менее популярного, чем они.

Задиры могут выбирать жертв, которые выглядят или ведут себя не так, как они. Они могут выбирать детей, не способных за себя постоять. Они могут даже думать, что их жертвы заслуживают эти издевательства.

Дети могут издеваться над другими потому, что их действия вызывают у их жертв бурную реакцию. Такое издевательство особенно опасно. Задира думает о том, что делает этому ребенку особенно больно и чувствует гордость и могущество, издеваясь над ним.

Какие бывают издевательства

 

⚡️ Задиры могут драться, толкаться и пинаться (издевательства не всегда оставляют только невидимые раны).

⚡️ Могут обзываться и дразнить.

⚡️ Социально изолировать других детей, например, не позволять им сидеть со всеми за обедом или распространять о них негативные слухи.

⚡️ Издеваться над другими в социальных сетях (также известно как “кибертравля”).

​​

 

Издевательства над детьми с расстройствами обучения и внимания

 

Жертвами издевательств может стать кто угодно, вне зависимости от статуса или способностей. Но когда у ребенка есть какие-либо расстройства, которые отличают его от других, он подвержен особому риску.

Дети с расстройствами обучения и внимания часто получают специальную поддержку в школе, что выделяет их. У них также может быть низкая самооценка или некое чувство беспомощности. Задиры обращают внимание на такие вещи. И они используют их против таких детей.

Не всегда жертвы издевательств слабые и кроткие. Некоторые дети с расстройствами, вроде СДВГ, становятся жертвами издевательств, потому что:

⚠️ Они могут отвлекать и раздражать окружающих

⚠️ Они испытывают тревожность и часто настроены агрессивно

⚠️ Их легко расстроить и вывести из себя

⚠️ Они продолжат пререкаться, даже если они в невыгодном положении

 

Вне зависимости от поведения или характера ребенка, издевательства могут повлиять на его обучение, самооценку и социальную жизнь.

Почему некоторые жертвы сами становятся задирами

 

Дети, над которыми раньше издевались, часто сами становятся задирами. Некоторые дети с диагнозом СДВГ воспринимаются как задиры из-за своего агрессивного и импульсивного поведения. Такими детьми легко манипулировать и задиры часто этим пользуются, провоцируя у них поведение, из-за которого они попадут в неприятности. Если задира-манипулятор остается безнаказанным, ребенок с диагнозом СДВГ снова станет жертвой.

Как издевательства влияют на обучение

 

Многие дети с расстройствами обучения и внимания сами прекрасно понимают, что они отличаются от своих сверстников. Поэтому, когда задиры привлекают внимание к их слабостям, их самооценка страдает еще сильнее.

Как это может повлиять на обучение вашего ребенка? Допустим, у него проблемы с общением. Если каждый раз, когда он читает вслух в классе, задиры смеются, то ребёнок может отказываться читать по требованию учителя на уроке.

Что, если у вашего ребенка проблемы с речью и задиры издеваются над ним каждый раз, когда его отпрашивают с уроков, чтобы пойти на прием к логопеду? Ваш ребенок может начать сопротивляться сеансам и отвлекаться во время этих сеансов.

Издевательства могут серьезно повлиять на успеваемость ребенка. У детей, над которыми издеваются в школе, часто более низкие оценки, чем у тех детей, которых не трогают. Они реже принимают участие в классных дискуссиях и меньше общаются с одноклассниками. И они часто прогуливают уроки или вовсе бросают школу.

Как издевательства влияют на эмоции и социализацию

 

Издевательства могут привести к эмоциональному выгоранию. Из-за этого ребенок может потерять интерес к общению с другими, особенно, если при этом у него проблемы с социализацией.

Дети, над которыми издевались, склонны к:

⚠️ Депрессии и тревожности

⚠️ Повышенному чувству грусти и одиночества

⚠️ Нарушению расписания сна и приема пищи

⚠️ Потере интереса к вещам, которые им раньше нравились

⚠️ Низкой самооценке

⚠️ Плохим привычкам, вроде приема наркотиков и алкоголя

⚠️ Суицидальным мыслям

 

Такие проблемы не пропадают сами собой, когда ребенок уходит из школы. У детей, над которыми издевались в течение долгого времени, могут сформироваться социальные и эмоциональные проблемы, которые могут остаться с ними на всю жизнь.

Незаметные издевательства: как наблюдатели могут помочь

 

Задиры часто издеваются тогда, когда взрослые не смотрят за детьми: в школьных коридорах, в автобусе, на площадке, в столовой, и так далее. В таких ситуациях важно, чтобы другие дети — наблюдатели — вмешались и остановили задир или рассказали о них учителям.

Как учителя и родители моделируют поведение задир

 

Учителя и родители должны следить за своим поведением, поскольку они подают пример детям.

Учитель, который критикует или комментирует успеваемость ученика, который испытывает проблемы с учебой, подрывает его самооценку. Когда другие ученики это видят, они могут решить, что издеваться над кем-то — нормально.

То же самое и с родителями. Когда дети видят, как их родители смеются над кем-то, кто выглядит или ведет себя неординарно, они могут решить, что они могут так же вести себя со сверстниками.

Как семьи, школы и общественность могут помочь

 

К счастью, школы, родители и сами дети начинают очень серьезно относиться к проблеме издевательств. Многие сообщества предлагают помощь в борьбе с задирами. Многие школы принимают меры против издевательств.

Когда семьи узнают о проблеме издевательств в школе, они начинают вмешиваться и разбираться. Вы — лучшая защита ребенка от издевательств, но вы не одиноки. Не стесняйтесь привлекать учителей и пользоваться помощью специалистов.

Проблема издевательств — это ответственность, которая лежит на всех: на задирах, жертвах и наблюдателях. Проблема не будет устранена, пока каждый не приложит свои усилия.

Выводы

✔️ Задиры издеваются над другими детьми, чтобы почувствовать себя сильными.

✔️ Издевательства могут негативно повлиять на обучение, социальные навыки и самооценку ребенка. Это особенно затрагивает детей с расстройствами обучения и внимания.

✔️ Родители, школы и общественность могут помочь детям в защите от издевательств.

Источник

Что делать, если над вашим ребенком издеваются

Организация Empowering Parents встретилась с Пегги Мосс, всемирно известным экспертом по издевательствам и неутомимым борцом за предотвращение насилия на почве ненависти, чтобы обсудить травлю и то, что родители могут сделать, если они подозревают, что их ребенок издеваются. И что они могут сделать — вместе — чтобы попытаться остановить это.

В. Обзывание и поддразнивание — это часть взросления, обряд посвящения, через который проходят все дети?

Многие люди думают, что взрослые слишком много шумят по этому поводу, что мы должны оставить детей наедине с собой. Теперь мы знаем лучше.

Я разговаривал с 80-летними, которые помнят имя человека, мучившего их в школе. И имя ребенка, заступившегося за них в первом классе. Это боль на всю жизнь.

Теперь у нас есть информация, чтобы прекратить издевательства, так почему бы и нет?

Связанное содержание: Что делать, если ваш ребенок издевается над другими детьми

В. Как узнать, что над вашим ребенком издеваются?

Есть большая вероятность, что ваш ребенок не подойдет к вам и не скажет: «Меня дразнят и издеваются в школе, дети обзывают меня». Вместо этого он проявится в том, что ваш ребенок скажет: «Я не хочу сегодня идти в школу».

Если вам кажется, что это происходит часто, рассмотрите возможность того, что издевательства могут быть причиной больничных.

Также обратите внимание на признаки того, что дети причиняют себе вред. Членовредительство может быть признаком.

Одним из классических симптомов для мальчиков является то, что их так много дразнят за то, что они геи или нетипичные люди, что они боятся идти в туалет. Поскольку в ванной есть только один вход и один выход, это идеальное место, чтобы подразнить других детей. Мальчики, над которыми издеваются, часто не ходят весь день. Если ваш ребенок мчится домой и ходит в туалет каждый день после школы, это может означать, что у него есть проблема издевательств.

Все это возможные признаки того, что ваш ребенок может стать объектом насмешек в школе.

Будучи родителем, учителем или работником здравоохранения, добавьте к своему радару «запугивание», когда пытаетесь выяснить, что происходит с ребенком, — добавьте возможность того, что вашего ребенка мучают в школе.

Травма реальна, когда детей дразнят. Без контроля это может быть разрушительным.

В. Если мой ребенок приходит ко мне и говорит, что над ним издеваются, что мне лучше всего сделать?

Я бы сказал, пусть ваш ребенок говорит об этом. Слушайте непредвзято о своем ребенке и о тизере. Позвольте вашему ребенку говорить. Не пытайтесь решить проблему. Спросите своего ребенка:

«Что случилось? Что вы при этом почувствовали?»

Не делайте предположения, что ваш ребенок сделал что-то, что вызвало поддразнивание. Поддразнивание не всегда логично, и для вашего ребенка не имеет значения, почему — важно только то, что это происходит. Поэтому не говорите: «Что вы такого сделали, что вас стали дразнить?» Это не поможет.

Также постарайтесь узнать больше о ребенке, которого дразнят. Но не говорите: «Боже мой, какой гнилой ребенок», потому что вы просто получаете часть истории.

Вашему ребенку не нужно, чтобы вы впадали в ярость или воспринимали проблему как свою собственную. Ваш ребенок должен знать, что его слышат и что его чувства имеют значение. Как только вы узнаете всю историю, в зависимости от того, что произошло, вы можете сделать следующий шаг.

Вспыльчивость родителя по поводу ситуации вызовет у ребенка отвращение. Если я пойду в школу и столкнусь с хулиганом на детской площадке, мой ребенок не будет чувствовать себя в безопасности, рассказывая мне об этом снова. Я беру на себя его битву за него.

Похожие материалы: Ваш ребенок подвергается издевательствам? 9 шагов, которые вы можете предпринять как родитель

В. Что я могу сделать, чтобы прекратить издевательства?

Короткий ответ: пусть ваш ребенок придумывает идеи. Задайте ему вопросы типа:

«Как ты думаешь, что ты можешь сказать в следующий раз? Как вы думаете, что может сработать?»

Помогите ребенку понять, к чему могут привести его слова и действия. Помогите им понять, что эту проблему они могут решить на своих условиях.

Например, вашему ребенку может прийти в голову идея сказать обидчику: «Оставь меня в покое, придурок». Вместо того, чтобы родитель говорил: «Это плохая идея», ответьте:

.

«Как ты думаешь, что произойдет, если ты это сделаешь?»

Пусть понимают, что издевательства могут усилиться, если они прибегнут к обзываниям.

Затем ваш ребенок может пожать плечами и сказать: «Я мог бы уйти от хулигана». Вы можете предложить им уйти в первый раз и сказать то, что им нужно сказать в следующий раз.

Мы должны быть честными в том, как тяжело противостоять мучителю. Также важно задать ребенку этот вопрос:

«Что поможет вам почувствовать себя лучше в этой ситуации?»

Но убедитесь, что это не вы придумали решение. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что решает проблему на своих условиях. Этому навыку, которому вы можете научить их, хватит на всю жизнь.

В. Что делать, если мой ребенок не хочет говорить со мной о травле?

Главное, чтобы они чувствовали себя в безопасности. И если вы чувствуете, что ваш ребенок не может с вами разговаривать, сглотните и скажите: «Хорошо, мой ребенок не разговаривает со мной, но моему ребенку нужно с кем-то поговорить».

Поместите в эту комнату кого-нибудь еще, с кем они могут поговорить, будь то тетя или дядя, учитель, консультант, тренер или друг семьи. Если этот разговор не может начаться, очень трудно добраться до сути проблемы.

В. Когда я должен сообщить об этом учителям моего ребенка?

Приходите довольно рано, как только ваш ребенок начнет приходить домой и упоминать, что его дразнят. Если ваш ребенок приходит домой чаще, чем раз в неделю, и говорит: «Эти дети дразнят меня, а я не люблю ходить в туалет», зайдите после школы, когда все дети уйдут.

Позвоните учителю и договоритесь о встрече. Учителя, как и все остальные, если вы упомянете что-то вскользь, это не будет иметь такого большого веса. Если вы договоритесь о встрече, они будут слушать.

Предостережение родителям: часто, когда над вашим ребенком издеваются, его учителя не знают об этом. Дети достаточно умны, чтобы не делать этого перед учителем. Имейте в виду, что когда вы идете к учителю, вы не должны носить топорик в заднем кармане. Это может быть не потому, что учитель делает плохую работу, это может означать, что это происходит вне пределов слышимости.

Итак, не ходите в школу, думая, что вас встретят со словами: «О да, мы это видели». Скажите что-то вроде:

«Мой ребенок приходит домой и говорит об этом».

А потом скажите:

«Вот как это влияет на моего ребенка».

Учителя должны знать о влиянии на вашего ребенка, поскольку для них это может быть неочевидным. По сути, вы просите их присматривать за вашим ребенком и следить за неприятностями. Позже вы можете связаться с учителем по электронной почте и попросить обновления.

Если издевательства не прекратятся, или издевательства будут очень серьезными, вам следует обратиться к директору. Действительно отличный трюк — задать вопрос:

«Я разговаривал с мисс Джонсон неделю назад, и моя дочь до сих пор приходит домой с этой жалобой. Что я должен делать?»

Положите его на колени директору и спросите:

«Когда я смогу получить от вас ответ о том, что вы сделали? Какой следующий шаг?»

Затем вы можете сообщить своему ребенку, что в четверг вы получите ответ о том, какие шаги будут предприняты. Также можно попросить педагогов держать ваши разговоры в тайне, и тогда вы также сможете успокоить своего ребенка в этом.

В. Что делать, если речь идет не только о словесных оскорблениях, но и о физической угрозе?

Если у вас есть угроза, у вас есть преступление — это называется «криминальная угроза». Пришло время предупредить полицию.

Вы хотите связаться со школой задолго до того, как вам угрожают насилием. Когда возникает угроза насилия, вы находитесь на территории полиции.

Вот почему так много шума вокруг дразнилок и издевательств, потому что если ребенку угрожают насилием, это действительно большая рана. Трудно сказать этому ребенку, что он снова сможет чувствовать себя в безопасности в школе. Особенно если угроза анонимная.

Для ребенка, которому угрожают анонимно, ходить в школу ежеминутно страшно. Ребенок никак не может сосредоточиться на контрольной по математике, если пытается выяснить, кто написал записку о том, что ее собираются убить. К тому времени, как вы дойдете до этой точки, вы уже находитесь в кризисном режиме.

Частично это связано с тем, что учителя понимают, что на самом деле происходит в этой школе. Как родитель, это намного сложнее. Если вы не можете понять, кто угрожает, и полиция не может этого понять, вам действительно нужно решить, в безопасности ли ребенок в школе и хотите ли вы оставить ее там.

В. В вашей книге

«Скажи что-нибудь » послание для детей состоит в том, что дети сами могут остановить травлю в школе. Можете ли вы объяснить, как это работает?

Когда мы говорим с детьми о хулиганах, напомните им об этой истине: Хулиганы — трусы. Большинство хулиганов не будут дразнить двух детей вместе и почти никогда не будут приставать к трем детям одновременно. Даже в группе хулиганы выделяют одного-двух детей.

С точки зрения старого доброго поддразнивания, хулиганы любят унижать других детей, заставлять других чувствовать себя паршиво, чтобы они могли почувствовать себя сильными. Большинство детей, которые дразнят и унижают других детей, ищут одобрения со стороны сверстников.

Научите своих детей тому, что есть много способов показать, что вы их не одобряете. Если кто-то просто говорит: «Вау», или «Фу», или «Это не круто», это может быть эффективным. Если другой ребенок может подойти и сказать: «Эй, иди сюда, хочешь поиграть?» для человека, к которому придираются, это огромно. Часто это разрядит всю ситуацию.

Этот хулиган вряд ли последует за вами, и ему только что публично сказали, что то, что он делает, не круто. Независимо от того, нарушает ли это предположение учитель или ребенок, теперь ребенок, над которым издеваются, знает, что не все с этим согласны, как и хулиган.

Не всегда требуется много мужества. Дети должны знать, что в их силах изменить ситуацию, особенно когда они работают вместе.

Пегги Мосс более десяти лет работала над искоренением издевательств, сначала в качестве прокурора в Генеральном прокуроре штата Мэн, а затем в качестве педагога и разработчика учебных программ в Центре предотвращения насилия на почве ненависти и Центре инвалидов Кромвеля. .

Пегги написала три отмеченные наградами книги для детей младшего возраста о травле: «Скажи что-нибудь», «Правила нашей дружбы» в соавторстве с Ди Ди Тардифф и «Один из нас». Она также проводит семинары и семинары по повышению осведомленности о буллинге для медицинских работников, преподавателей, учащихся и родителей в США и Канаде.

Пегги — выпускница Принстонского университета и Вашингтонского юридического колледжа Американского университета. В настоящее время она живет в Торонто, Канада, с мужем и двумя дочерьми. Для получения дополнительной информации см. www.SaySomethingNow.com.

Помощь при издевательствах: 8 шагов, если над вашим ребенком издеваются в школе

Возможно, другой ученик отправляет вашему ребенку оскорбительные тексты в социальных сетях. Или, может быть, дети придираются (или даже угрожают) вашему ребенку в школе. Когда в школе происходят издевательства, они могут быть эмоциональными, расстраивающими и пугающими.

Но есть конкретные вещи, которые вы можете сделать, чтобы выяснить, что происходит, и положить этому конец. Вот восемь шагов, которые нужно предпринять, если над вашим ребенком издеваются в школе.

1. Уход за ребенком.

Прежде чем делать что-либо еще, позаботьтесь о потребностях вашего ребенка. Это нормально, когда дети грустят. Но вы хотите убедиться, что они не навредят ни себе, ни другим. Постарайтесь изо всех сил избавить ребенка от ситуации травли.

Слова «Я люблю тебя» могут стать большим стимулом для вашего ребенка. Простое прослушивание того, чем хочет поделиться ваш ребенок, тоже помогает. Когда вы показываете, что вам небезразличны чувства вашего ребенка, это дает ему возможность рассказать всю историю.

По мере выполнения оставшихся шагов всегда возвращайтесь к этому. Уход за ребенком – это постоянная ответственность.

2. Соберите факты (и задокументируйте их).

Мягко, но прямо спросите ребенка, не делает ли кто-нибудь что-либо, что заставляет вашего ребенка чувствовать себя расстроенным, неудобным или смущенным. Используйте открытые вопросы, чтобы побудить ребенка поделиться. Как только вы получите общее представление о том, что происходит, посмотрите, сможете ли вы также узнать конкретную информацию. Вы можете задать такие вопросы, как: Получаете ли вы оскорбительные сообщения в социальных сетях? Кто их посылает? Как много? Когда?

Затем обратитесь к тем, кто может знать больше. Вы хотите узнать, что происходит, кто в этом замешан, когда и где это произошло. (Тщательно подумайте, прежде чем обратиться непосредственно к учащимся или взрослым, устраивающим травлю.)

Обязательно соберите все документы, свидетельствующие об издевательствах. Вы можете сохранять электронные письма или тексты и распечатывать их. Вы также можете делать скриншоты социальных сетей или онлайн-форумов, а также сохранять голосовые сообщения.

3. Запишите и расскажите историю травли.

Запишите все детали того, что вы узнали. Попробуйте составить временную шкалу того, что и когда произошло. Если вы чувствуете, что ваш ребенок справится с этим, просмотрите график вместе. (Это может произойти не за один присест.)

Расскажите кому-нибудь другому — например, близкому другу или члену семьи — историю травли. Попросите обратную связь: Вы все ясно объяснили? Вы придерживались фактов? Вы были слишком эмоциональны, чтобы поделиться тем, что произошло?

4. Ознакомьтесь с политикой школы по борьбе с издевательствами (и любыми законами штата).

Проверьте в справочнике вашего ребенка для учащихся или на веб-сайте школьного округа политику борьбы с издевательствами. Это даст вам шаги, которые необходимо предпринять, чтобы сообщить о травле. Должна быть информация о том, как связаться с сотрудниками, которые могут помочь.

Во всех 50 штатах действуют законы против издевательств. Посмотрите на закон вашего штата. Это может дать вам дополнительные права, например ограничение времени для принятия мер школой.

5. Сообщить о травле в школу.

Если травля происходит в классе, обратитесь к учителю. Попросите директора присоединиться, если вы считаете, что это необходимо. Если издевательства происходят вне класса или на перемене, обратитесь непосредственно к директору.

Спросите, видели ли сотрудники школы издевательства и как они отреагировали. Поделитесь историей травли вашего ребенка и любыми подтверждающими документами. Во время встречи спросите, что школа собирается делать и когда. Последующие в письменном виде (по электронной почте работает), описывая, что вы обсуждали.

6. Следите за реакцией школы.

После сообщения об издевательствах в школу законы штата о борьбе с издевательствами могут потребовать специального расследования и принятия мер. Попросите школу прислать вам письменные обновления об этом процессе.

Следите за тем, какие действия предпринимает школа. Если издевательства продолжаются, документируйте любые новые инциденты. Сообщите школе об этих новых инцидентах и ​​спросите, что она собирается делать. Как всегда, убедитесь, что вы общаетесь со своим ребенком и утешаете его в это время.

7. Поднимитесь по цепочке инстанций.

Если издевательства продолжаются через две недели после того, как вы впервые сообщили о них, свяжитесь с суперинтендантом школьного округа по телефону или в письменной форме. Вы также можете написать в местный школьный совет.

Расскажите обо всех фактах, которые вы собрали, в том числе о том, как вы сообщили о травле в школу, именах всех людей, с которыми вы разговаривали, и о том, что произошло потом. Попросите помощи в прекращении издевательств. Сохраните все ответы.

Если изменений по-прежнему нет, обратитесь в департамент образования вашего штата. В штате могут быть сотрудники, которые будут расследовать издевательства. Ваш местный Информационный центр обучения родителей также может дать совет.

Вы также можете обратиться в Управление по гражданским правам (OCR) Министерства образования США. OCR защищает учащихся государственных школ от дискриминации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *